Философская система Г.В.Ф. Гегеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская система Г.В.Ф. Гегеля



Исходным пунктом философии Гегеля является утверждение тождества бытия и мышления. Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально наличествует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.

Мышление, утверждает Гегель, «отчуждает» свое бытие в виде материи, природы, которая есть «инобытие» этого объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится доказать, что мышление, как субстанциональная сущность, находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.

Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и то, что отражается, - объективную реальность. Это тождество мирового разума с многообразным миром явлений, этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности, и называется им «абсолютной идеей», с одной стороны, наполняется совершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другой стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.

Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие. Оно, согласно учению Гегеля, «есть начало всякой жизни» и представляет собой бесконечную творческую форму, которая заключает внутри себя всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником. Выступая против материалистического учения о понятии как высшей форме отражения объективной действительности, Гегель ставит с ног на голову действительное отношение между мышлением и бытием: не мышление, говорит он, отражает бытие, а бытие представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи.

Понятие у Гегеля с самого начала предстает как тождество противоположностей, поэтому саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика совпадает с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития «чистого понятия» составляет общий закон развития природы и человеческого мышления.

Схема всякого развития: утверждение (тезис), отрицание этого тезиса (антитезис), отрицание отрицания (синтез). В синтезе примиряются противоположности и возникает новое состояние. Синтез – это сохранение тезиса и антитезиса в некотором высшем, гармонирующем единстве. (Пример: появление почки, смерть почки, цветок, смерть цветка, появление плода). Каждое понятие и каждое явление проходит такой тройственный цикл развития, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь на более высоком уровне, пока не будет получен высший синтез.

Основные части философской системы Гегеля – логика, философия природы и философия духа, в системе последней философ рассматривает философскую антропологию, философию права, философию истории, эстетику, философию религии, историю философии.

Логика Гегеля составляет базовую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории, и познания.

Основной категорией логики является понятие. Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят, «переливаются» друг в друга, изменяются, развиваются, превращаются в свою противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые и составляют движущую силу их развития. Развитие понятий идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстве различные, даже противоположные, стороны. Гегель показывает, что количественные изменения приводят к изменениям качественным, совершаются путем скачка, перерыва непрерывности.

Если логика, по Гегелю, есть «наука об идее в себе и для себя», то философия природы характеризуется им как «наука об идее в ее инобытии». Гегель не объясняет, как происходит переход от «чистой» логической идеи к природе, он просто декларирует, что «абсолютная идея», познав свое собственное содержание, «решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы».

Главными формами природного бытия «абсолютной идеи» являются механика, физика, органика. В силу своего идеалистического характера философия природы Гегеля оказалась наиболее слабой частью его системы. В ней особенно резко выразилось противоречие между идеализмом и науками о природе, невозможность примирения идеалистического истолкования природы с ее научным исследованием.

Третья часть философской системы Гегеля – философия духа – посвящена рассмотрению «абсолютной идеи» на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, «возвращается» к самой себе в качестве «абсолютного духа», т.е. «абсолютной идеи», преодолевшей свое «отчуждение», снявшей свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, духовное содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, оказывается, в конечном счете историей познания и самопознания.

Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания «абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).

В антропологии речь идет об индивидуальном развитии человеческой личности, об отношении души и тела, о расовых различиях, различии человеческих возрастов, о здоровье и болезненном состоянии человеческого организма, о характере, темпераменте и т. п.

Последующее развитие индивидуального сознания Гегель прослеживает в феноменологии и психологии. Здесь он приходит к заключению, что в основе индивидуального сознания лежит «объективный дух». Это понятие охватывает, по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к которым немецкий идеалист относит также семью, гражданское общество и государство. Нравственность, таким образом, идеалистически истолковывается как внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но также материальных и политических отношений, различные формы которой рассматриваются как необходимые стадии развития объективного нравственного духа.

Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право определяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. С этой точки зрения право противопоставляется феодальному произволу. Однако Гегель не рассматривает классового характера правовых отношений, отражающих волю господствующего класса. Важнейшим выражением права является, по Гегелю, частная собственность, которая рассматривается не как определенная историческая форма общественных отношений, а как необходимое, субстанциальное воплощение свободы.

Гегель выводит из понятия права основные черты «гражданского общества». Государство он характеризует как высшее развитие объективного нравственного духа и подлинную основу экономических отношений, в чем также наглядно проявляется свойственное Гегелю идеалистическое понимание общественной жизни.

История человечества изображается Гегелем как прогресс в сознании свободы, которая, по его мнению, составляет внутреннюю природу человека, но лишь постепенно, на протяжении многовековой истории осознается человеком, благодаря чему он и действительно становится свободным.

Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую. В восточном мире человек еще не осознал, что свобода составляет его сущность, поэтому здесь, по утверждению Гегеля, свободен один, все остальные - рабы. В античном мире (Древняя Греция и Рим) некоторые уже осознали, что свобода образует их сущность: они-то и свободны в отличие от тех, которые не осознают этого и поэтому остаются рабами. Как идеалист Гегель фактически игнорирует связь рабства с определенными экономическими условиями. Он выводит рабство из сознания людей. В основе рабства лежит, следовательно, рабское сознание, действительное отношение поставлено здесь на голову, бытие выводится из сознания. Лишь в германском, или христианском, мире все, по мнению Гегеля, сознают свою духовную сущность, и поэтому здесь все свободны.

Искусство, религия и философия, по учению Гегеля – высшие формы самосознания «абсолютного духа»: в них завершается всемирная история, и мировой разум полностью осознает себя и само удовлетворяется.

 

Материл взят из Философия: учебно-методическое пособие. Минск: БГМУ, 2017. С. 14-62.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте общие черты древневосточной философии.

2. Назовите основные идеи и понятия древнеиндийской философии.

3. Каковы основные характеристики и понятия философии астики (объясните на примере философии одной из школ).

4. Охарактеризуйте четыре благородные истины буддизма.

5. Чем можно объяснить бурное развитие философии в Древней Греции?

6. Над какой философской проблемой размышляют античные натурфилософы?

7. Кого принято считать первым древнегреческим философом?

8. Что такое «майевтика»?

9. В чем заключается смысл метафоры пещеры Платона? Как Платон характеризует мир идей и мир вещей?

10. Какую науку Аристотель считал царицей всех наук?

11. Перечислите черты, отражающие специфику средневековой философии.

12. Какие новые идеи (по сравнению с античной философией) характеризуют средневековое философское мировоззрение? Чем отличается теоцентризм от космоцентризма?

13. Перечислите периоды в развитии средневековой философии.

14. Перечислите черты, отражающие специфику философии эпохи Возрождения,

15. Назовите представителей философии эпохи Возрождения и кратко охарактеризуйте их взгляды.

16. Назовите основные особенности философии Нового времени.

17. Что такое эмпиризм?

18. Что такое рационализм?

19. Раскройте характерные черты немецкой классической философии.

20. Охарактеризуйте основные положения гносеологии Канта.

21. Охарактеризуйте систему и диалектический метод Гегеля.

 

Темы для рефератов:

Буддизм: философия и религия.

Человек в учении Конфуция.

Образ человека в античной философии.

Теоцентризм философии Средневековья.

Леонардо да Винчи: философ, ученый, художник.

Гносеология Ф. Бэкона.

Философские взгляды Р. Декарта.

Два периода творчества И. Канта.

Историцизм и диалектика Гегеля.

 

Литература:

1. Августин (Аврелий). Исповедь / Августин (Аврелий) // История моих бедствий / П.Абеляр. – М., 1992.

2. Анохина, В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: учеб.-метод. комплекс / В.В. Анохина. – Минск, 2006.

3. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969–1972.

4. Аристотель. Вторая аналитика / Аристотель // Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М., 1978. – Т.2.

5. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М., 1999.

6. Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2 т. / Ф. Бэкон. –М., 1978. –Т. 2.

7. Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия / В. Виндельбанд. – М., 1993.

8. Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск, 2008.

9. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997.

10. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. – М., 1974. –Т.1.

11. Горфункель, А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения / А.Х. Горфункель. – М., 1977.

12. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М., 1986.

13. Декарт, Р. Рассуждения о методе / Р. Декарт // Сочинения: в 2 т. / Р. Декарт. – М., 1989.– Т.1.

14. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. – М.; Харьков, 1999.

15. Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972.

16. Древнекитайская философия: собрание текстов: в 2 т. – М., 1972–1973.

17. Западная философия: итоги тысячелетия: антология. – М., 1997.

18. История общественной и философской мысли в Беларуси: раннее и развитое Возрождение: хрестоматия: пособие / Авт.-сост. В.В. Старостенко. – Могилев, 2010.

19. История общественной и философской мысли в Беларуси: эпоха Средневековья: Хрестоматия; пособие / Авт.-сост. В.В. Старостенко. – Могилев, 2009.

20. История философии: учебник / Ч.С.Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С.Кирвеля. – Минск, 2001.

21. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2006.

22. Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Собрание сочинений: в 8 т. / И. Кант – М., 1994. – Т. 4.

23. Кассирер, Э. Жизнь и учение Канта / Э. Кассирер. – СПб., 1997.

24. Коплстон, Ф.Ч. История средневековой философии / Ф.Ч. Коплстон. – М., 1997.

25. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М., 1982.

26. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия / А.Е. Лукьянов. – М., 1992.

27. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров. – М., 1979.

28. Макиавелли, Н. Избранные сочинения / Н. Макиавелли. – М., 1982.

29. Маркс, К. К критике политической экономики. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М., 1985. – Т. 13.

30. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К.Маркс, Ф.Энгельс // Сочинения: в 46 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М., 1950. – Т. 3.

31. Мир философии. в 2 ч. – М., 1991.

32. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001–20

33. Основы философии: от классики к современности. учеб. пособие. – М., 1998.

34. Платон. Пир / Платон // Сочинения: в 4 т. / Платон. – М., 1970. – Т.2.

35. Путь в философию: антология. – М., 2001.

36. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д.Антисери // Сочинения: в 4 т. – СПб., 1994–1997.

37. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилве. – М., 2001.

38. Соколов, В.В. Введение в классическую философию: учебное пособие / В.В. Соколов. – М. 1999.

39. Соколов, В.В. Европейская философия XV – XVII вв. / В.В. Соколов. – М., 1984.

40. Соколов, В.В. Европейская философия XY-XYIII веков: учебник / В.В. Соколов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1996.

41. Философия медицины: учебник для студентов медицинских вузов. – М., 2004.

42. Философия: курс лекций/ В.Н. Сокольчик [и др.] – Мн., 2005.

43. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.

44. Философия: учеб. пособие / В.К.Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001.

45. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин [и др.]; / под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск, 2007.

46. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И.Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003.

47. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной.– 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

48. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001.

49. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А.Харина. – Минск, 2007.

50. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2002.

51. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. – М., 1991.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.049 с.)