Особенности античной философской мысли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности античной философской мысли.



Античная культура (культура Древней Греции и Рима) по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Именно там появились такие важные явления как, например, демократия, теоретическая наука, логика. Следует отметить, что, хотя и на Востоке всегда существовали мудрецы, но только в Древней Греции философия смогла отделиться от мифа, религии и примитивных форм науки и стать профессиональным занятием. В Греции философы пользовались большим уважением: их нанимали как учителей к детям богатых граждан, они служили советниками в домах аристократии (например, величайший греческий философ Аристотель был учителем Александра Македонского). А сама философия считалась самым благородным занятием, достойным свободного человека.

Досократическая философия: проблема первоначала

Досократическая философия Античности охватывает период VII – VI вв. до н.э. Главный вопрос, который задают философы этого периода, – как устроен мир, природа, поэтому мыслителей этой эпохи часто называют натурфилософами (от лат. «природа»). Вопрос «как устроен мир» постепенно конкретизируется вопросом «какое вещество или элемент, лежит в основе всего». Такое первоначало мира греки называли архэ.

Античные философы по-разному представляли себе архэ, но в основном у

Классическая античная философия

В V – IV в. до н.э. Древняя Греция достигла значительных успехов во всех областях общественной жизни. Главным культурным центром Античности стали демократические Афины. В этом городе происходит расцвет античной философии.

В этот период особой популярностью начали пользоваться софисты (от греч. «мудрецы»), которые предлагали за деньги научить всех желающих умению логично (т.е. правильно) размышлять и убеждать, а кроме того еще и геометрии, математике, музыке и т .д.

Философское учение Сократа

Главный темой размышлений Сократа становится человек: нет смысла изучать природу и мир вокруг, если ты не познал самого себя. Цель Сократа – воспитать из своих учеников (молодых юношей, сыновей афинской аристократии) достойных граждан, которые в будущем смогут разумно управлять городом. Но чтобы стать добродетельным человеком, по мнению Сократа, сначала нужно узнать, что такое добродетель. Поэтому все беседы Сократа посвящены прояснению смысла этических понятий: что есть мужество, благоразумие, справедливость и т.д.

В своих беседах Сократ использовал особые методы, во-первых, иронию, а во-вторых, майевтику («искусство повивальной бабки»). Майевтика означает, что Сократ как повивальная бабка (т.е. женщина, помогающая роженице) в беседе помогает наводящими вопросами собеседнику самостоятельно прийти к какому-то выводу, т.е. родить истину.

Философское учение Платона

После смерти Сократа Платон основал собственную школу, которая располагалась в саду, посвященном герою Академу, от имени которого она и получила свое название – Академия. Свои философские взгляды Платон изложил в виде диалогов, где часто в качестве действующего лица выступает Сократ. Самые известные работы Платона – «Апология Сократа», «Пир», «Федр», «Теэтет», «Парменид», «Государство» и др.

Платон создал поистине огромную философскую систему, которая включает гносеологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке и душе), этику, политику и многое другое. Однако центром учения Платона стала онтология (учение о бытии), в которой Платон пытается объяснить устройство мира, используя философские понятия и категории.

В диалоге «Государство» Платон описывает знаменитую метафору пещеры. Представьте себе людей, которых с детства заточили в темную пещеру: они прикованы цепями и не могут повернуть даже голову. В пещере есть единственный выход, через который на стену перед глазами узников падает свет. Узники смотрят на тени (тени животных, деревьев, людей, проходящих мимо) на стене пещеры и, поскольку они никогда не видели ничего другого, они считают, что эти тени и есть настоящий мир. Но стоит кому-то из этих людей освободиться от цепей и выбраться из пещеры, то он поймет, что до сих пор видел лишь жалкое подобие мира. Этой историей Платон пытается показать, что и мы словно пленники заключены в свои материальные оболочки и считаем, что мир, который мы воспринимаем органами чувств, и есть настоящий. Только те, кто отважится посвятить себя философии, начинают понимать, что за миром материальным скрывается более совершенный мир, увидеть который можно только разумом.

Таким образом, в своей онтологии Платон говорит о 2 параллельных мирах: мире вещей и мире идей. По мнению Платона, идеи вечны и существовали до появления вещей, это как бы идеальная форма, образец, из которого появляется материальный мир. Например, в материальном мире есть много лошадей (старых и молодых, гнедых и черных, резвых и хромых), но существует только одна идея лошади и она предшествовала материальным лошадям. Тоже самое можно сказать о любом явлении материального мира – для него есть совершенный аналог в мире идей (идея человека, идея прекрасного, идея белого и т.д.). Идеи вечны, их никто не сотворил, они совершенны и идеальны, они не меняются и не исчезают. Мир вещей появляется при соединении идей с материей, которая наполняет их как формы. Поскольку вещи – это копии идей они не могут сравниться с оригиналом в совершенстве: вещи материальны, конечны, неидеальны, разрушаются или умирают. Чтобы познать истину, нужно, по мнению Платона, изучать не материальные предметы вокруг нас, а попытаться познать мир идей. За то, что Платон ставит акцент не на материальном, а на идеальном мире, его философия получила название идеализм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.005 с.)