Прилагательные III склонения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прилагательные III склонения



 

С 3 родовыми окончаниями С 2 родовыми окончаниями С одним родовым окончанием
m  f   n -er, -is, -e         saluber, bris, bre (здоровый, целебный) NB! Такие прилагатель­ные редки в анатомичес­кой терминологии m, f п     is,   -e dorsalis, e    articularis, e NB! Характерный при­знак — суф. - al, - ar (от­ношение, принадлеж­ность) N.Sg.: m,f,n –x,-r, -s    par, paris           simplex, icis biceps, cipitis NB! В словарную форму входит Gen. Sg.

 


Все прилагательные торой группы склоняются по гласному

типу в III склонения. Примеры:

Nom. Sg. dorsalis, dorsale               biceps

Gen. Sg. dorsal is, dorsalis              bicipit is

Nom. Pl. dorsal es (m, f),                 bicipit es (m,f)

            dorsal ia (n)                      bicipit ia (n)

Gen. Pl. dorsal ium                          bicipit ium

 

 Для закрепления данного грамматического материала вы­полните тренировочные задания.

Задание 1. От следующих существительных образуйте при­лагательные III склонения с двумя родовыми окончаниями при помощи суффиксов -al, -ar и переведите их на русский язык:

dorsum, i, n; vertebra, ae, f; abdomen, inis, n; occiput, itis, n; frons, ntis, f; costa, ae, f; ulna, ae, f; cortex, icis, m; ren, renis, m; pectus, oris, n; margo, ginis, m.

Задание 2. Проанализируйте термины и переведите их: musculus teres minor,

caput longum musculi tricipitis,

cms simplex canalis lateralis,

ramus supraclavicularis medialis,

cartilago alaris maior,

facies posterior renis dextri,

camera anterior bulbi oculi.

caput superius musculi pterygoidei lateralis.

Задание З. Постройте термины в Nom. и Gen. Sg. и PL: затылочная кость трехглавая мышца

правая почка                        целебное средство

левое легкое                         правый край печени

носовой хрящ                       двуглавая мышца плеча

суставная поверхность        круглая связка матки.

Сравнительная степень прилагательных образуется путем присоединения к основе положительной степени суффиксов - ior (m, f) или - ius (n). Например: brevis — brevior, brevius— более короткий, -ая, -ое.

M, f    n

Словарная форма включает форму m и f + n: brevior, ius

maior, ius minor, minus.

Склоняются такие прилагательные по согласному типу III скло­нения.

Задание 1. Закончите словарную форму прилагательных, об­разуйте падежные формы Gen. Sg., Nom. PI. и Gen. PL от каждой родовой формы:

maior, minor, anterior, posterior, superior, inferior.

Примеры терминов с согласованным определением, выра­женным прилагательным в сравнительной степени: верхняя ветвь — ramus, i, m; superior, ius; нижнее отверстие — foramen, inis, n; inferior, ius.

Nom. Sg. ramus   superior        foramen   inferius Gen. Sg. rarni superior is       foramin is inferior is

Nom. PL ram i    superior es      formin a   inferiora

Gen. PL ram orum superior um      foramin um inferior um.

NB! Правило среднего рода соблюдается!

Задание 2. Согласуйте прилагательные с существительными (в скобках):

большой (вертел, бугорок, отверстие) нижний (синус, вырезка, связка) малый

 

(промежуток, тело, артерия) верхний (щель, поверхность, перекрест) передний (пластинка, часть, ножка).

 

Заучите сводную таблицу окончаний прилагательных.

 

Вид прилагательных Кол-во род. окончаний Родовые окончания Словарная форма
Прилагательные I-II 3 -us, -а, -ит longus, a, um
склонения   -е r, -а, -ит dexter, tra, trum
  3 -er, -is, -e celer, is, e
Прилагательные III 2 -is, -e frontalis, e
склонения 1 -S teres, etis
    -X simplex, icis
    par, paris
Сравнительная степень 2 -ior, -ius maior, ius
Превосходная степень 3 -us, -a, -um longissimus, a, um

Задание З. Допишите окончания, поставьте термины в Gen. Sg., Nom. и Gen. PL:

fissura orbital... inferi...

foramen ethmoidal... anteri... processus articular... inferi... ligamentum longitudinal... anteri... plexus hypigastric... superi...

spina tympanic... min...

Задание 4. Сделайте грамматический анализ терминов и пе­реведите их:

foramen ischiadicum minus

arcus posterior atlantis

ligamentum capitis fibulae posterius

paries anterior vaginae

fascia diaphragmatis pelvis superior.

 

NB! В латинском языке ряд прилагательных имеет так называ­емые неправильные степени сравнения, т. е. образующиеся не по общему правилу, а от разных основ.

Повторите неправильные степени сравнения прилагатель­ных (стр.30)

Существует также ряд прилагательных, которые не имеют положительной степени, поэтому их называют прилагательны­ми с недостаточными степенями сравнения.

Форма сравнительной степени употребляется при образова­нии анатомических терминов вместо положительной.

 

Положительная Сравнительная Превосходная
  superior, ius inferior, ius posterior, ius interior, ius proprior, ius supremus, a, um infimus, a, um postremus, a, um intimus, a, um proximus, a, um

Выполните контрольные задания. Предъявите для проверки преподавателю.

Задание 1. Проанализируйте термины, переведите их на рус­ский язык:

sulcus sinus petrosi inferioris

facies temporalis alae maioris ossis sphenoidalis

bursa musculi glutaei minimi

rami alveolares superiores anteriores

foramina palatina minora

canales palatini maiores

skeleton membri superioris liberi

caput longum musculi bicipitis femoris.

Задание 2. Постройте термины в Nom. и Gen. Sg. и PI.

подвижная часть перегородки носа

передняя поверхность правой почки

нижний констриктор глотки

малый (большой) рог подъязычной кости

большое седалищное отверстие

задняя стенка желудочка

мышца, поднимающая щитовидную железу

мышца, опускающая угол рта

большая круглая мышца

верхний сагиттальный синус.

В заключение работы над темой ответьте на контрольные вопросы:

1. Какие степени сравнения имеют латинские прилагательные?

2. Сколько склонений имеют латинские прилагательные?

3. Как образуется сравнительная степень прилагательных?

4. Как образуется превосходная степень прилагательных?

5. По какому типу склоняются прилагательные сравнительной степени?

6. По какому типу склоняются прилагательные положитель­ной степени III склонения?

7. Как склоняется превосходная степень прилагательных?

8. Что такое неправильные степени сравнения? Назовите их.

9. Что такое недостаточные степени сравнения? Назовите их.

10. Как строятся термины с прилагательными сравнительной и превосходной степеней?

 

 

Задание 3. Заучите следующие прилагательные, необходимые для построения анатомических терминов:

Прилагательные III скл. (гласный тип) a) analis,e - анальный, прямокишечный biliaris,e – желчный brevis,e - короткий cerebellaris,e – мозжечковый communis, e - общий corticalis,e - корковый intermuscularis – межмышечный lumbalis, e – поясничный  medullaris,e - мозговой paranasalis, e - околоносовой semilunaris,e - полулунный pectoralis, e - грудной pulmonalis, e– легочный radialis, e – лучевой, радиальный  dorsalis, e - спинной superficialis, e - поверхностный ulnaris, e - локтевой   b) clinicalis,e - клинический infantilis,e - детский juvenilis,e - юношеский senilis,e - старческий  

 

Приступайте к построению контрольных терминов. Строго соблюдайте схему построения многословных терминов. У каж­дого слова III склонения — существительных и прилагатель­ных — определяйте тип склонения!

Контрольные термины для подготовки к ЦКР II

1. мышца, поднимающая лопатку

2. длинная мышца, отводящая большой палец кисти

3. короткий разгибатель большого пальца стопы

4. мышца-вращатель шеи

5. наружное основание черепа

6. большой крыльный хрящ

7. нижний край правого легкого

8. костный лабиринт среднего уха

 

10. поверхностный лимфатический сосуд

11. большой небный канал

12. верхний край каменистой части

13. дуга перстневидного хряща

14. хрящ перегородки носа

15. канал большого каменистого нерва

16. верхняя апертура таза

17. косая часть гортани

18. подглазничный канал верхней челюсти

19. верхняя часть двенадцатиперстной кишки

20. брюшная часть аорты

21. мышечная часть сердца

22. передняя область колена

23. латеральный хрящ носа

24. прямая часть гортани

25. верхняя головка крыловидной мышцы

26. малое небное отверстие

27. правая (левая) доля печени

28. кора почки

29. длинная мышца головы

30. головка бедренной кости (кости бедра)

31. центральная нервная система

32. латеральная огибающая артерия бедра

33. большая задняя прямая мышца головы

34. канал корня зуба

35. верхний корень подъязычного нерва

36. общая костная ножка

37. суставная сеть колена

38. косая наружная мышца живота

39. остистая мышца шеи

40. медиальный отросток бугра пяточной кости

41. верхушка головки малоберцовой кости

42. тело подъязычной кости

43. мышца верхней конечности

44. передняя межреберная вена

45. головка поджелудочной железы

         ЗАНЯТИЕ 12

Тема: Греческие существительные I—III склонений.

Цель: Овладеть приемами построения медицинских терми­нов с существительными греческих склонений.

Значение темы: Для построения анатомических терминов нужно знание склонения имен существительных, заимствован­ных из греческого языка.

Для успешного овладения данной темой необходимо: знать словарную форму существительных I греческого скло­нения, словарную форму существительных II и III гре­ческих склонений, особенности склонения существи­тельных III греческого склонения;

уметь строить многословные термины с данными существи­тельными.

Вспомогательный материал:

1) грамматические таблицы греческих склонений,

2) конспекты в рабочих тетрадях.

План работы над темой:

1. Изучить грамматический материал данного занятия.

2. Составить краткий конспект темы.

3. Выучить словарную форму существительных I греческого склонения.

4. Повторить материал о II латинском склонении существитель­ных.

5. Выучить II греческое склонение.

6. Повторить материал по III латинскому склонению существи­тельных.

7. Выучить материал по III греческому склонению существи­тельных.

8. Выполнить тренировочные задания.

9. Выполнить контрольные задания.

10. Ответить на контрольные вопросы.

Базисные знания:

Прежде чем разбирать новый материал, следует повторить:

1) существительные II латинского склонения;

2) правило среднего рода;

3) особенности склонения существительных согласного, гласно­го и смешанного типов III латинского склонения;

4) схему грамматического анализа многословных терминов;

5) схему построения многословных анатомических терминов.

К I греческому склонению существительных относятся: а) существительные женского рода с окончаниями в Nom. Sg. - e, в Gen. Sg. - es: phlegmone, es, f — гнойное воспаление chole, choles, i — желчь;

6) существительные мужского рода, которые имеют в Nom. Sg. окончание - es, а в Gen. Sg. - ae: diabetes, ae, m — диабет, моче­изнурение.

Ко II греческому склонению относятся существительные среднего рода с окончанием - on в Nom. Sg.: skeleton, i, n — ске­лет. Склоняются они, как существительные II латинского скло­нения:

Nom. Sg. skeleton

Gen. Sg. skeleti

Nom. PI. skeleta

Gen. PI. skeletorum. NB! Соблюдается правило среднего рода!

К III греческому склонению относятся:

а) существительные женского рода, равносложные, с окон­чанием - sis:

basis, is, f;         analysis, is, f.

Особое место в этой группе занимают слова с суффиксами -osis, -iasis, обозначающие заболевания невоспалительного ха­рактера:

arthrosis — заболевание суставов невоспалительного ха­рактера, amoebiasis — заболевание, вызванное амёбой;

б) существительные женского рода, неравносложные, с окончанием в Nom. Sg. - is, в Gen. Sg. - idis:

iris, iridis, f  — радужная оболочка глаза,

carotis, tidis, f — сонная артерия.

Особого внимания в этой группе существительных требуют слова с суффиксом - itis (в Gen. Sg. - itidis), обозначающие назва­ния воспалительных заболеваний:

bronchitis, bronchitidis, f— воспаление бронхов,

gastritis, gast ritidis, f — воспаление (слизистой) желудка;

в) существительные среднего рода с окончанием в Norn. Sg. -та, Gen. Sg. - atis:  trauma, atis, n — повреждение.

Очень важно запомнить, что к этой группе греческих суще­ствительных относятся слова с суффиксом -ота (в Gen. Sg. - atis), обозначающие названия опухолей:

lipoma, atis, n — жировая опухоль, adenoma — железистая опухоль.

Особенности склонения греческих существительных:

1. Равносложные греческие существительные на - sis склоня­ются по гласному типу III склонения, т. е. Gen. PI. - ium.

Кроме того, запомните окончание гласного типа в Abl. Sg. -/ (вместо у согласного). При образовании выражений с предло­гами вам необходимо именно это окончание:

АЫ.

pro narcosi — для наркоза, pro analysi — для анализа.

2. Неравносложные греческие существительные на - is скло­няются по согласному типу III склонения, в том числе с суффик­сом - itis.

3. Существительные III греческого склонения на -та, в том числе с суффиксом -ота, склоняются по согласному типу III склонения, только в Dat. и Abl. P1. они имеют окончание - is вме­сто - ibus.

NB! Правило среднего рода соблюдается!

Сводная таблица I — III греческих склонений существительных

 

                         

         I греческое скл. II греческое скл.

                            III греческое скл.

Род m   f       n   f        f n
N.S. -es -e       -on N.S. –sis равносложные N.S.-is –неравносложн.   N.S. -ma
Слов. форма diabetes, ae, m chole, es, f embryon, i, n analysis, is, f carotis, tidis, f oedema, atis, n
Скло нение

 

По II латин- скому (гласный тип) N.S. analysis G.S. analys is N.Pl. analys es G.Pl. analys ium В Abl. Sg. – i  (вместо -е) например pro narcosi (Abl.) (согласный тип) N.S. carotis G.S. carotid is N.Pl. carotid es G.Pl. carotid um (согласный тип) N.S. oedema G.S. oedemat is N.Pl. oedemat a G.Pl. oedemat um
Nota bene!

Падежные оконча-

ния неизучаются,

т.к. не используют-

ся в медицинской

терминологии

Правило среднего рода соблюдается! Существит. с суф. – osis       - iasis названия забо- леваний невоспали- тельного характера: dermat osis,is,f amoeb iasis,is,f   Существитель- ныес суф.  – itis  (- tidis, f) -названия воспале- ний:   gastr itis, tidis, f Существитель- ные с суф. – oma (- atis, n) названия опухо- левых заболева- ий: lip oma, atis, n (не путать с 1 скл. латинских существит.)

 

 

Прочитав и разобрав грамматический материал, сделайте краткий конспект темы "Греческие существительные". Приме­ры и таблицу заучите наизусть.

Приступайте к выполнению тренировочных заданий.

Задание 1. Допишите словарную форму греческих существи­тельных:

erythema, febris, scleroedema, systole, ascites, gastritis, pyramis, systema, ganglion, thrombocytosis, dermatitis, cranion, leucosis.

Задание 2. Определите склонение у каждого слова в преды­дущем упражнении.

 

Задание 3. Заучите слова в словарной форме:

Клинические термины - существительные   Производные прилагательные  
cancer,cri,m - рак caries,ei,f - кариес, костоеда colica,ae,f – колика, внезапные приступы боли в животе coma,atis,n (греч.) – кома, бессознательное состояние cysta,ae,f (греч.)- киста diabetes,ae,m (греч.) - диабет eczema,atis,n (греч.) – экзема, лишай fractura,ae,f - перелом gangraena,ae,f (греч.) - гангрена glaucoma,atis,n (греч.) - глаукома hernia,ae,f - грыжа icterus,i,m (греч.) - желтуха ileus,i,m (греч.) – кишечная непроходимость infectio,onis,f - инфекция inflammatio, onis, f - воспаление morbus,i,m - болезнь oedema,atis,n (греч.) - отек paralysis,is,f (греч.) - паралич paresis, is, f (греч.) – парез, непол-                               ный паралич pneumonia,ae,f (греч.) – воспаление легких spasmus,i, m (греч.) – спазм,                                     судорога trauma,atis, n (греч.) – травма, повреждение ulcus,eris,n - язва varix, icis m, f - варикс, венозный узел volvulus, i, m – заворот кишок     comatosus,a,um - коматозный   cystosus,a,um - кистозный diabeticus,a,um - диабетический     gangraenosus,a,um - гангренозный   hernialis,e - грыжевой   infectiosus,a,um - инфекционный     oedematosus,a,um - отечный paralyticus,a,um - паралитический     spasticus,a,um - спастический     traumaticus,a,um - травматический   ulcerosus,a,um - язвенный varicosus,a,um - варикозный

 

Выполните контрольные задания.

Задание 1. Проанализируйте и переведите термины:

diabetes mellitus infantilis

raphe pharyngis

dura mater encephali

bronchitis chronica allergica

eczema squamosum

phlegmone acuta

tuberculosis pulmonum cavernosa

trauma medullae spinalis.

Задание 2. Постройте термины в Nom. и Gen. Sg.:

артериит ветвей дуги аорты

диабетическая кома

наружное основание черепа

канал шейки матки

паралич сердца

острое воспаление среднего уха

атеросклероз мозговых артерий

юношеский диабет

отек (головного) мозга.

В заключение работы над темой убедитесь в прочности ее усвоения, ответив на контрольные вопросы:

1. Какие существительные относятся к I греческому склоне­нию?

2. Какие существительные относятся ко II греческому склоне­нию?

3. Есть ли различия во II склонении латинских и греческих су­ществительных?

4. Какое правило необходимо знать, чтобы грамотно склонять существительные среднего рода?

5. Какие существительные относятся к III греческому склоне­нию? Приведите пример каждого вида существительных III греческого склонения.

6. Каковы особенности склонения равносложных существи­тельных на - sisl

7. Как склоняются неравносложные существительные на - itisl

8. Что надо помнить при склонении существительных на -таР.

9. Какие суффиксы греческих существительных играют наибо­лее важную роль в словообразовании в клинической терми­нологии?

Задание 3. Запомните следующие существительные, необходимые для построения контрольных терминов:

    Существительные 1 склонения   Существительные 2 склонения
ampulla,ae,f - ампула aperturа,ae,f – апертура, отверстие cellula,ae,f – клетка, ячейка fibra,ae,f - волокно gingival,ae, f - десна glandula,ae,f - железа retina, ae, f - сетчатка palpebra, ae, f - веко plica, ae, f - складка comissura,ae, f – спайка glandula, ae, f – железа medulla spinalis – спинной мозг medulla ossium – костный мозг  (букв. «мозг костей») trachea, ae, f – трахея, дыхательное                                             горло vesica (ae) urinaria (ae), f – мочевой                                         пузырь vesica (ae) fellea (ae), f - желчный                                       пузырь alveolus,i,m - альвеола bulbus,i,m - яблоко bulbus oculi (b. oculi) – глазное яблоко carpus, i, m - запястье folium,i,n - лист gyrus,i,m - извилина metacarpus,i,m - пясть nucleus,i,m - ядро ramus,i,m - ветвь spatium,i,n – пространство, промежуток supercilium,i,n - бровь atrium, i, n - предсердие bronchus, i, m - бронх lobus, i, m – доля lumbus, i, m – поясница stratum, i, n – слой thalamus, i, m – зрительный бугор thymus, i, m – вилочковая железа

 

Контрольные термины для подготовки к ЦКР III

1. боковой рог спинного мозга

2. медиальная пластинка крыловидного отростка

3. крестцовый нервный узел

4. короткая желудочная вена

5. нижняя дуга зуба

6. наружная носовая вена

7. нижняя шейная сердечная ветвь

8. наружная межреберная мышца

9. перегородка клиновидных пазух

 

10. боковая спайка век

11. фиброзное влагалище пальцев кисти

12. апертура легочной вены правого предсердия

13. передний и задний бугорок позвонков

14. ганглий симпатического сплетения

15. синус полых вен правого предсердия

16. ядро черепных нервов

17. левый печеночный проток

18. малая ягодичная мышца

19. наружный слуховой проход

20. сплетение спинномозговых нервов

21. задняя связка раковины

22. боковой отросток бугра пяточной кости

23. добавочная позвоночная вена

24. слизистая оболочка мочевого пузыря

25. круглая связка матки

26. нижний рог бокового желудочка

27. правая легочная вена

28. глазничная поверхность большого крыла клиновидной кости

29. сумка средней ягодичной мышцы

30. складка слизистой оболочки мочевого пузыря

31. крыловидный отросток клиновидной кости

32. передняя срединная вена спинного мозга

33. передняя поверхность век

34. общее синовиальное влагалище мышц-сгибателей

35. хроническая атрофия мышц

36. злокачественный подострый нефрит

37. белая пульпа селезенки

38. острый гематогенный остеомиелит

39. токсический отек легких

40. диабет старческий (юношеский)

41. чешуйчатая экзема

42. диагноз анатомический (клинический)

43. спастический паралич

44. печеночная диабетическая кома

45. лимфогенная киста шеи

46. детский мозговой паралич

47. мозжечковый парез

48. новообразование почечной лоханки

49. хронический тонзиллит

50. посттравматическая глаукома

51. артериит ветвей дуги аорты

52. гематома спинного мозга

53. абсцесс лимфатических желез

54. атрофия кожи белая

55. травма среднего уха

56. гнойный плеврит

57. острый средний отит

58. общий вид больного

59. флеботромбоз левой голени

60. глубокий острый кариес

ЗАНЯТИЕ 13

Тема: Глагол.

Цель: Усвоить способы образования различных грамматиче­ских форм глаголов для использования в рецептурных формули­ровках.

Значение темы: Правильное использование глагольных форм обеспечивает грамотное написание рецепта, необходимое каждому врачу.

Для достижения этой цели необходимо

знать: 1) основные грамматические категории глагола в ла­тинском языке,

2) признаки спряжений,

3) словарную форму,

4) модели образования повелительного, изъявительно­го и сослагательного наклонений и способы перевода этих форм с латинского языка на русский,

5) окончания 3 лица действительного и страдательного залогов;

уметь: 1) определять спряжение глаголов,

2) образовывать на латинском языке и переводить на русский формы глаголов, необходимые для использова­ния в рецептах.

Вспомогательный материал:

1. Чернявский М. Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. М.: Медицина, 2002; Новодранова В. Ф., Буха­рина Т. Л. Латинский язык и основы медицинской терминоло­гии. Екатеринбург, 2005.

2. Конспект в рабочей тетради.

План работы над темой:

1. Проработать новый материал по данной теме.

2. Составить краткий конспект.

3. Выполнить тренировочные упражнения.

4. Проверить усвоение грамматического материала по вопро­сам.

5. Выполнить контрольные задания.

При изучении темы последовательно отражайте в конспекте следующие вопросы.

1. Общие сведения о глаголе (грамматические категории).

2. Словарная форма глагола.

3. Определение основы настоящего времени.

4. Определение спряжения глагола.

5. Образование повелительного наклонения.

6. Образование изъявительного наклонения.

7. Образование сослагательного наклонения. Способы перево­да на русский язык глаголов в сослагательном наклонении.

1. Приступая к изучению новой темы, запишите названия ос­новных грамматических категорий:

время            — настоящее    — Praesens

наклонение   — повелительное — modus Imperativus

изъявительное — modus Indicativus

сослагательное — modus Conjunctivus

залог             — действительный — genus Activum

страдательный — genus Passivum лицо               — 1, 2, 3

число            — единственное  — Singularis

множественное — Pluralis спряжение     — I, II, III, IV.

2. Запомните: в словарную форму глагола входят:

а) инфинитив (неопределенная форма) с окончанием - re,

б) форма 1 лица ед. числа с окончанием -о,

в) супин с окончанием -ит.

Например: curare, euro, curatum — лечить, заботиться.

3. Модель определения основы глагола:

основа = Infinitivus — re (в III спряжении — ёге)

curare — основа сига- addere — основа add -4. Модель определения спряжения глагола:

 

I — а   signare  
II — ё~   miscere  
III — и (или согласная) — diluere
IV — i   nutri re  

Запишите в словарь и выучите наизусть следующие глаголы в словарной форме:

1. auscultāre, ausculto, auscultatum           - выслушивать (больного)

2. curāre, curo, curatum                              - лечить, заботиться

3. dāre, do, datum                                       - давать, выдавать

4. demonstrāre, demonstro, demonstratum - показывать

5. laborāre, laboro, laboratum                     - работать

6. parāre, paro, paratum                              - готовить 

7. signāre, signo, signatum                         - обозначать

8. sterilisāre, steriliso, sterilisatum             - стерилизовать

9. docēre, doceo, doctum                           - учить, обучать

10. miscēre, misceo, mixtum                      - смешивать

11. addĕre, addo, additum                           - добавлять

12. colligĕre, colligo, collectum                 - собирать

13. dividĕre, divido, divisum                      - делить

14. recipĕre, recipio, receptum                   - брать, получать

15. repetĕre, repeto, repetitum                    - повторять

16. scribĕre, scribo, scriptum                     - писать

17. solvĕre, solvo, solutum                         - растворять

18. vertĕre, verto, versum                           - поворачивать, вертеть

19. dormīre, dormio, dormitum                  - спать

20. finīre, finio, finitum                              - заканчивать

21. nutrīre, nutrio, nutritum                        - кормить, питать 

Неправильные глаголы:

22. fio, fiěri - образовываться, получаться, становиться

23. sum, esse  - быть, являться 

 

 

Заучивая глаголы, обращайте внимание на знаки долготы и краткости — это важно для определения основы у глаголов II и III спряжения.

Задание 1. Определите основу и спряжение каждого глагола из предложенного списка.

 

5. Повелительное наклонение глагола называется Imperativus.

Модель образования повелительного наклонения:

Singularis = Infinitivus — re Imperativus

Pluralis = основа + - te (в III спряж. - ite)

_________________________________________________________

Примеры: laborare, I — работать:

                     labora (Imp. Sg.) — работай,

                     laborate (Imp. PL) — работайте

               corrigere, III — исправлять:

                     corrige (Imp. Sg.) — исправь,

                     corrigite (Imp. PL) — исправьте.

Для закрепления материала выполните тренировочное зада­ние. Предъявите для проверки преподавателю.

Задание 2. Образуйте Imp. Sg. и PL от каждого из глаголов по списку (кроме неправильных глаголов fio и sum, esse).

 

6. Модель образования изъявительного наклонения глаголов настоящего времени в действительном и страдательном зало­гах — Praesens indicativi activi et passivi (PIA et P):

PIA et P = основа глагола + личное окончание соответствующего залога

Вам необходимо запомнить только окончания 3 лица единст­венного и множественного числа в двух залогах — действитель­ном и страдательном:


genus Activum

Sg .           -t

PL        -nt


genus Passivum

-tur

 

-ntur


Например: cura-/         — PIA 3 лицо, Sg. — (он) лечит

cura-и/    — PIA 3 лицо, PL — (они) лечат

cura - tur   — PIP 3 лицо, Sg. — (его) лечат, он лечится

cma - ntur — PIP 3 лицо, PL — (их) лечат, они лечатся.

NB! У глаголов III спряжения в единственном числе после осно­вы появляется гласная -г, а во множественном числе -и. У глаголов IV спряжения во множественном числе после ос­новы появляется гласная -и. Например: corrigere, III:

corrig-i-t — PIA 3 лицо, Sg. — (он) исправляет corrig-u-nt — PIA 3 лицо, PL — (они) исправляют corrig-i-tur — PIP 3 лицо, Sg. — его исправляют corrig-u-ntur — PIP 3 лицо, PL — их исправляют. Выполните тренировочное задание:

Задание 3. Допишите глагольные формы, переведите:

labor... nt             nutri... ntur

miscc.tur           repet...t

sterilis... ntur         auscult... nt

scrib...t                solv...tur.

В случае затруднения обратитесь за консультацией к препо­давателю.

 

7. Сослагательное наклонение Praesens conjunctivi activi et passivi (PCA et P) образуется по-разному от глаголов I спряже­ния и II—IV спряжений. Модель образования сослагательного наклонения:

I спр. = основа (где а —» е) + личное окончание

PCA et P

II—IV спр. = основа + суф. -а + личное окончание

de-t — PCA, Sg., 3 лицо — пусть выдаст (выдал бы)

dare, I       —- de-nt — PCA, PL, 3 лицо — пусть выдают (выдали бы)

de-tur — РСР, Sg., 3 лицо — пусть будет выдано (выдать!)

de-ntur — РСР, PL, 3 лицо — пусть будут выданы (выдать!)

misce-a-t — PCA, Sg., 3 лиц — пусть смешает (смешал бы)

miscere, II  — misce-a-nt — PCA, PL, 3 лицо — пусть смешают (смешали бы)

misce-a-tur — РСР, Sg., 3 лицо — пусть будет смешано (смешать!)

misce-a-ntur — РСР, PL, 3 лицо — пусть будут смешаны (смешать!)

NB! Очень важно уметь правильно переводить глаголы в сосла­гательном наклонении. В этом вам поможет фраза: "Я бы в летчики пошел — (РСА), Пусть меня научат!" — (РСР),

где первая строка — пример действительного залога конъ­юнктива, а вторая — страдательного.

Выполните тренировочные упражнения на закрепление ма­териала.

Задание 4. Даны формы глаголов в сослагательном наклоне­нии. Вставьте пропущенные буквы и переведите: misce...t, II                                 sign...ntur, I

labor...tur, I         divid...tur, III

sterilis... nt, I        solv... nt, III

repet... t, III          sterilis... t, I

doce...ntur, II       nutri...tur, IV.

Задание 5. Образуйте сослагательное наклонение от глаго­лов:

обозначать, выдавать, смешивать, выслушивать, собирать, повторять, готовить, добавлять.

Предъявите вашу работу для проверки преподавателю.


Убедитесь, что вы хорошо поняли новую тему, ответив на контрольные вопросы:

1. Какие грамматические категории имеет латинский глагол?

2. Что входит в словарную форму глаголов?

3. Назовите признаки: а) инфинитива, б) 1 лица ед. числа, в) су­пина.

4. Как найти основу глагола?

5. Как определить спряжение глагола?

6. Какие глаголы относятся к I спряжению? II спряжению? III спряжению? IV спряжению?

7. Как называется на латинском языке повелительное накло­нение? Напишите модель образования повелительного на­клонения в единственном и множественном числе. Приведи­те примеры.

8. Как называется по-латыни и как образуется изъявительное наклонение? Напишите модель образования изъявительного наклонения.

9. Назовите личные окончания действительного и страда­тельного залогов единственного и множественного числа в 3 лице.

10. Какая соединительная гласная появляется у глаголов III спряжения перед окончанием в единственном числе? Во мно­жественном числе?

11. Какая соединительная гласная появляется у глаголов IV спряжения перед окончанием во множественном числе?

12. Как называется сослагательное наклонение глаголов в ла­тинском языке?

13. Как образуется сослагательное наклонение глаголов I спря­жения? II—IV спряжений? Напишите модель.

14. Как переводятся на русский язык глаголы в РСА? в РСР?

В случае затруднения обратитесь к своим конспектам или разберите еще раз материал данного занятия. Не остав­ляйте ни одного неясного вопроса! Заучите все модели наи­зусть.

NB! Об употреблении глаголов в рецептах и стандартных ре­цептурных формулировках читайте в разделе "Фармацев­тическая терминология и общая рецептура".

ЗАНЯТИЕ 14

Тема: Причастия. Причастие настоящего времени действи­тельного залога — Participium Praesentis Activi (PPA). Причастие прошедшего времени страдательного залога — Participium Perfecti Passivi (PPP).

Цель: Усвоить материал по данной теме. Продолжить выработ­ку навыков построения анатомических терминов с причастиями.

Значение темы: Причастия обоих видов широко представле­ны в анатомической терминологии, а также в фармацевтической и клинической.

Для достижения целей занятия необходимо знать: 1) словарную форму причастий РРА и РРР,

2) способы образования причастий от глаголов,

3) способы склонения причастий,

4) их роль в многословных терминах;

уметь: 1) образовывать причастия обоих залогов от глаголов, 2) строить термины с причастиями в анатомической, клинической, фармацевтической терминологии; пе­реводить их на русский язык.

Вспомогательный материал:

1. Чернявский М. Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. М.: Медицина, 2002; Новодранова В. Ф., Буха­рина Т. Л. Латинский язык и основы медицинской терминоло­гии. Екатеринбург, 2005.

2. Конспекты в рабочих тетрадях.

План работы над темой:

1. Возобновить в памяти базисные знания.

2. Разобрать теоретический материал данного занятия. Сделать краткий конспект.

3. Выполнить тренировочные задания.

4. Проверить усвоение материала, сделав контрольные задания.

5. Ответить на вопросы для самоконтроля.

Базисные знания:

Прежде чем приступить к работе над новой темой, повторите:

а) тему "Глагол" (словарную форму, лексический минимум, оп­ределение основы) по своему конспекту;

б) тему "Имя прилагательное" (родовые окончания, словарную форму, модели склонения) по сводной таблице;

в) схемы построения терминов с согласованными определениями.

Работая над темой, отвечайте на вопросы, последовательно составляя конспект:

1. Какие причастия имеются в латинском языке?

2. Как называется по-латински и как образуется причастие дей­ствительного залога?

3. Что входит в словарную форму РРА?

4. Как склоняются РРА?

5. Какова роль РРА в многословных терминах?

6. Как называются по-латыни и как образуются причастия стра­дательного залога?

7. Что входит в словарную форму РРР?

8. Как склоняются РРР?

9. Какова роль РРР в многословных терминах?

NB! Для усвоения темы внимательно прочтите материалы дан­ного занятия.

I. Причастия настоящего времени действительного залога — Participium Praesentis Activi (PPA).

РРА — это отглагольная форма, отвечающая на вопросы что делающий! какой! и отражающая действие.

РРА образуется от основы глаголов путем добавления оконча­ний: у глаголов I и II спряжений - ns, у глаголов III и IV спряжений - ens.

Модель образования причастия настоящего времени:

 


РРА = основа глагола +  

      - ns (I, II спр).

      - ens (III, IV спр).

Например:

 

Словарная форма глагола Основа Оконча-ние в Nom. Sg. Оконча­ние в Gen. Sg. Словарная форма РРА и перевод
sanare, sano, sanatum, I miscere, misceo, mixtum II solvere, solvo, solutim III audire, audio, auditum, IV sana-misce-solv-audi- ns -ns -ens -ens -ntis -ntis -ntis -ntis -sanans, ntis — лечащий miscens, ntis — смешивающий solvens, ntis — растворяющий audiens, ntis — слушающий

В словарную форму РРА входит причастие в Nom. Sg. и его окончание в Gen. Sg. (как у прилагательных III склонения с од­ним родовым окончанием типа biceps, cipitis).

Склоняются РРА по гласному типу III склонения:

Nom. PI. -es (m, f), -ia (n) Gen. PI. -iMffl(m,f,n)

В многословных терминах РРА являются согласованными определениями:

согл. опр.              опр. слово

сообщающаяся артерия arteria, ae, f — I

communicans, ntis — III гл.

Nom. Sg. arteria communicans

Gen. Sg. arteri ae communicant is

Nom. PI. arteri ae    communicant es

Gen. PI. arteri arum communicant ium

Задание 1.

Заучите наизусть следующие причастия РРА в словарной форме:

abducens,ntis - отводящий        сorrigens,ntis - исправляющий       

adducens,ntis - приводящий     descendens,ntis - нисходящий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.34 с.)