Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прилагательные III склонения
Все прилагательные торой группы склоняются по гласному типу в III склонения. Примеры: Nom. Sg. dorsalis, dorsale biceps Gen. Sg. dorsal is, dorsalis bicipit is Nom. Pl. dorsal es (m, f), bicipit es (m,f) dorsal ia (n) bicipit ia (n) Gen. Pl. dorsal ium bicipit ium
Для закрепления данного грамматического материала выполните тренировочные задания. Задание 1. От следующих существительных образуйте прилагательные III склонения с двумя родовыми окончаниями при помощи суффиксов -al, -ar и переведите их на русский язык: dorsum, i, n; vertebra, ae, f; abdomen, inis, n; occiput, itis, n; frons, ntis, f; costa, ae, f; ulna, ae, f; cortex, icis, m; ren, renis, m; pectus, oris, n; margo, ginis, m. Задание 2. Проанализируйте термины и переведите их: musculus teres minor, caput longum musculi tricipitis, cms simplex canalis lateralis, ramus supraclavicularis medialis, cartilago alaris maior, facies posterior renis dextri, camera anterior bulbi oculi. caput superius musculi pterygoidei lateralis. Задание З. Постройте термины в Nom. и Gen. Sg. и PL: затылочная кость трехглавая мышца правая почка целебное средство левое легкое правый край печени носовой хрящ двуглавая мышца плеча суставная поверхность круглая связка матки. Сравнительная степень прилагательных образуется путем присоединения к основе положительной степени суффиксов - ior (m, f) или - ius (n). Например: brevis — brevior, brevius— более короткий, -ая, -ое. M, f n Словарная форма включает форму m и f + n: brevior, ius maior, ius minor, minus. Склоняются такие прилагательные по согласному типу III склонения. Задание 1. Закончите словарную форму прилагательных, образуйте падежные формы Gen. Sg., Nom. PI. и Gen. PL от каждой родовой формы: maior, minor, anterior, posterior, superior, inferior. Примеры терминов с согласованным определением, выраженным прилагательным в сравнительной степени: верхняя ветвь — ramus, i, m; superior, ius; нижнее отверстие — foramen, inis, n; inferior, ius.
Nom. Sg. ramus superior foramen inferius Gen. Sg. rarni superior is foramin is inferior is Nom. PL ram i superior es formin a inferiora Gen. PL ram orum superior um foramin um inferior um. NB! Правило среднего рода соблюдается! Задание 2. Согласуйте прилагательные с существительными (в скобках): большой (вертел, бугорок, отверстие) нижний (синус, вырезка, связка) малый
(промежуток, тело, артерия) верхний (щель, поверхность, перекрест) передний (пластинка, часть, ножка).
Заучите сводную таблицу окончаний прилагательных.
Задание З. Допишите окончания, поставьте термины в Gen. Sg., Nom. и Gen. PL: fissura orbital... inferi... foramen ethmoidal... anteri... processus articular... inferi... ligamentum longitudinal... anteri... plexus hypigastric... superi... spina tympanic... min... Задание 4. Сделайте грамматический анализ терминов и переведите их: foramen ischiadicum minus arcus posterior atlantis ligamentum capitis fibulae posterius paries anterior vaginae fascia diaphragmatis pelvis superior.
NB! В латинском языке ряд прилагательных имеет так называемые неправильные степени сравнения, т. е. образующиеся не по общему правилу, а от разных основ. Повторите неправильные степени сравнения прилагательных (стр.30) Существует также ряд прилагательных, которые не имеют положительной степени, поэтому их называют прилагательными с недостаточными степенями сравнения. Форма сравнительной степени употребляется при образовании анатомических терминов вместо положительной.
Выполните контрольные задания. Предъявите для проверки преподавателю. Задание 1. Проанализируйте термины, переведите их на русский язык: sulcus sinus petrosi inferioris facies temporalis alae maioris ossis sphenoidalis bursa musculi glutaei minimi rami alveolares superiores anteriores
foramina palatina minora canales palatini maiores skeleton membri superioris liberi caput longum musculi bicipitis femoris. Задание 2. Постройте термины в Nom. и Gen. Sg. и PI. подвижная часть перегородки носа передняя поверхность правой почки нижний констриктор глотки малый (большой) рог подъязычной кости большое седалищное отверстие задняя стенка желудочка мышца, поднимающая щитовидную железу мышца, опускающая угол рта большая круглая мышца верхний сагиттальный синус. В заключение работы над темой ответьте на контрольные вопросы: 1. Какие степени сравнения имеют латинские прилагательные? 2. Сколько склонений имеют латинские прилагательные? 3. Как образуется сравнительная степень прилагательных? 4. Как образуется превосходная степень прилагательных? 5. По какому типу склоняются прилагательные сравнительной степени? 6. По какому типу склоняются прилагательные положительной степени III склонения? 7. Как склоняется превосходная степень прилагательных? 8. Что такое неправильные степени сравнения? Назовите их. 9. Что такое недостаточные степени сравнения? Назовите их. 10. Как строятся термины с прилагательными сравнительной и превосходной степеней?
Задание 3. Заучите следующие прилагательные, необходимые для построения анатомических терминов:
Приступайте к построению контрольных терминов. Строго соблюдайте схему построения многословных терминов. У каждого слова III склонения — существительных и прилагательных — определяйте тип склонения! Контрольные термины для подготовки к ЦКР II 1. мышца, поднимающая лопатку 2. длинная мышца, отводящая большой палец кисти 3. короткий разгибатель большого пальца стопы 4. мышца-вращатель шеи 5. наружное основание черепа 6. большой крыльный хрящ 7. нижний край правого легкого 8. костный лабиринт среднего уха
10. поверхностный лимфатический сосуд 11. большой небный канал 12. верхний край каменистой части 13. дуга перстневидного хряща 14. хрящ перегородки носа 15. канал большого каменистого нерва 16. верхняя апертура таза 17. косая часть гортани 18. подглазничный канал верхней челюсти 19. верхняя часть двенадцатиперстной кишки 20. брюшная часть аорты 21. мышечная часть сердца 22. передняя область колена 23. латеральный хрящ носа 24. прямая часть гортани 25. верхняя головка крыловидной мышцы 26. малое небное отверстие 27. правая (левая) доля печени 28. кора почки 29. длинная мышца головы 30. головка бедренной кости (кости бедра) 31. центральная нервная система 32. латеральная огибающая артерия бедра 33. большая задняя прямая мышца головы 34. канал корня зуба 35. верхний корень подъязычного нерва 36. общая костная ножка 37. суставная сеть колена 38. косая наружная мышца живота 39. остистая мышца шеи 40. медиальный отросток бугра пяточной кости
41. верхушка головки малоберцовой кости 42. тело подъязычной кости 43. мышца верхней конечности 44. передняя межреберная вена 45. головка поджелудочной железы ЗАНЯТИЕ 12 Тема: Греческие существительные I—III склонений. Цель: Овладеть приемами построения медицинских терминов с существительными греческих склонений. Значение темы: Для построения анатомических терминов нужно знание склонения имен существительных, заимствованных из греческого языка. Для успешного овладения данной темой необходимо: знать словарную форму существительных I греческого склонения, словарную форму существительных II и III греческих склонений, особенности склонения существительных III греческого склонения; уметь строить многословные термины с данными существительными. Вспомогательный материал: 1) грамматические таблицы греческих склонений, 2) конспекты в рабочих тетрадях. План работы над темой: 1. Изучить грамматический материал данного занятия. 2. Составить краткий конспект темы. 3. Выучить словарную форму существительных I греческого склонения. 4. Повторить материал о II латинском склонении существительных. 5. Выучить II греческое склонение. 6. Повторить материал по III латинскому склонению существительных. 7. Выучить материал по III греческому склонению существительных. 8. Выполнить тренировочные задания. 9. Выполнить контрольные задания. 10. Ответить на контрольные вопросы. Базисные знания: Прежде чем разбирать новый материал, следует повторить: 1) существительные II латинского склонения; 2) правило среднего рода; 3) особенности склонения существительных согласного, гласного и смешанного типов III латинского склонения; 4) схему грамматического анализа многословных терминов; 5) схему построения многословных анатомических терминов. К I греческому склонению существительных относятся: а) существительные женского рода с окончаниями в Nom. Sg. - e, в Gen. Sg. - es: phlegmone, es, f — гнойное воспаление chole, choles, i — желчь; 6) существительные мужского рода, которые имеют в Nom. Sg. окончание - es, а в Gen. Sg. - ae: diabetes, ae, m — диабет, мочеизнурение. Ко II греческому склонению относятся существительные среднего рода с окончанием - on в Nom. Sg.: skeleton, i, n — скелет. Склоняются они, как существительные II латинского склонения: Nom. Sg. skeleton Gen. Sg. skeleti Nom. PI. skeleta Gen. PI. skeletorum. NB! Соблюдается правило среднего рода! К III греческому склонению относятся:
а) существительные женского рода, равносложные, с окончанием - sis: basis, is, f; analysis, is, f. Особое место в этой группе занимают слова с суффиксами -osis, -iasis, обозначающие заболевания невоспалительного характера: arthrosis — заболевание суставов невоспалительного характера, amoebiasis — заболевание, вызванное амёбой; б) существительные женского рода, неравносложные, с окончанием в Nom. Sg. - is, в Gen. Sg. - idis: iris, iridis, f — радужная оболочка глаза, carotis, tidis, f — сонная артерия. Особого внимания в этой группе существительных требуют слова с суффиксом - itis (в Gen. Sg. - itidis), обозначающие названия воспалительных заболеваний: bronchitis, bronchitidis, f— воспаление бронхов, gastritis, gast ritidis, f — воспаление (слизистой) желудка; в) существительные среднего рода с окончанием в Norn. Sg. -та, Gen. Sg. - atis: trauma, atis, n — повреждение. Очень важно запомнить, что к этой группе греческих существительных относятся слова с суффиксом -ота (в Gen. Sg. - atis), обозначающие названия опухолей: lipoma, atis, n — жировая опухоль, adenoma — железистая опухоль. Особенности склонения греческих существительных: 1. Равносложные греческие существительные на - sis склоняются по гласному типу III склонения, т. е. Gen. PI. - ium. Кроме того, запомните окончание гласного типа в Abl. Sg. -/ (вместо -е у согласного). При образовании выражений с предлогами вам необходимо именно это окончание: АЫ. pro narcosi — для наркоза, pro analysi — для анализа. 2. Неравносложные греческие существительные на - is склоняются по согласному типу III склонения, в том числе с суффиксом - itis. 3. Существительные III греческого склонения на -та, в том числе с суффиксом -ота, склоняются по согласному типу III склонения, только в Dat. и Abl. P1. они имеют окончание - is вместо - ibus. NB! Правило среднего рода соблюдается! Сводная таблица I — III греческих склонений существительных
Прочитав и разобрав грамматический материал, сделайте краткий конспект темы "Греческие существительные". Примеры и таблицу заучите наизусть.
Приступайте к выполнению тренировочных заданий. Задание 1. Допишите словарную форму греческих существительных: erythema, febris, scleroedema, systole, ascites, gastritis, pyramis, systema, ganglion, thrombocytosis, dermatitis, cranion, leucosis. Задание 2. Определите склонение у каждого слова в предыдущем упражнении.
Задание 3. Заучите слова в словарной форме:
Выполните контрольные задания. Задание 1. Проанализируйте и переведите термины: diabetes mellitus infantilis raphe pharyngis dura mater encephali bronchitis chronica allergica eczema squamosum phlegmone acuta tuberculosis pulmonum cavernosa trauma medullae spinalis. Задание 2. Постройте термины в Nom. и Gen. Sg.: артериит ветвей дуги аорты диабетическая кома наружное основание черепа канал шейки матки паралич сердца острое воспаление среднего уха атеросклероз мозговых артерий юношеский диабет отек (головного) мозга. В заключение работы над темой убедитесь в прочности ее усвоения, ответив на контрольные вопросы: 1. Какие существительные относятся к I греческому склонению? 2. Какие существительные относятся ко II греческому склонению? 3. Есть ли различия во II склонении латинских и греческих существительных? 4. Какое правило необходимо знать, чтобы грамотно склонять существительные среднего рода? 5. Какие существительные относятся к III греческому склонению? Приведите пример каждого вида существительных III греческого склонения. 6. Каковы особенности склонения равносложных существительных на - sisl 7. Как склоняются неравносложные существительные на - itisl 8. Что надо помнить при склонении существительных на -таР. 9. Какие суффиксы греческих существительных играют наиболее важную роль в словообразовании в клинической терминологии? Задание 3. Запомните следующие существительные, необходимые для построения контрольных терминов:
Контрольные термины для подготовки к ЦКР III 1. боковой рог спинного мозга 2. медиальная пластинка крыловидного отростка 3. крестцовый нервный узел 4. короткая желудочная вена 5. нижняя дуга зуба 6. наружная носовая вена 7. нижняя шейная сердечная ветвь 8. наружная межреберная мышца 9. перегородка клиновидных пазух
10. боковая спайка век 11. фиброзное влагалище пальцев кисти 12. апертура легочной вены правого предсердия 13. передний и задний бугорок позвонков 14. ганглий симпатического сплетения 15. синус полых вен правого предсердия 16. ядро черепных нервов 17. левый печеночный проток 18. малая ягодичная мышца 19. наружный слуховой проход 20. сплетение спинномозговых нервов 21. задняя связка раковины 22. боковой отросток бугра пяточной кости 23. добавочная позвоночная вена 24. слизистая оболочка мочевого пузыря 25. круглая связка матки 26. нижний рог бокового желудочка 27. правая легочная вена 28. глазничная поверхность большого крыла клиновидной кости 29. сумка средней ягодичной мышцы 30. складка слизистой оболочки мочевого пузыря 31. крыловидный отросток клиновидной кости 32. передняя срединная вена спинного мозга 33. передняя поверхность век 34. общее синовиальное влагалище мышц-сгибателей 35. хроническая атрофия мышц 36. злокачественный подострый нефрит 37. белая пульпа селезенки 38. острый гематогенный остеомиелит 39. токсический отек легких 40. диабет старческий (юношеский) 41. чешуйчатая экзема 42. диагноз анатомический (клинический) 43. спастический паралич 44. печеночная диабетическая кома 45. лимфогенная киста шеи 46. детский мозговой паралич 47. мозжечковый парез 48. новообразование почечной лоханки 49. хронический тонзиллит 50. посттравматическая глаукома 51. артериит ветвей дуги аорты 52. гематома спинного мозга 53. абсцесс лимфатических желез 54. атрофия кожи белая 55. травма среднего уха 56. гнойный плеврит 57. острый средний отит 58. общий вид больного 59. флеботромбоз левой голени 60. глубокий острый кариес ЗАНЯТИЕ 13 Тема: Глагол. Цель: Усвоить способы образования различных грамматических форм глаголов для использования в рецептурных формулировках. Значение темы: Правильное использование глагольных форм обеспечивает грамотное написание рецепта, необходимое каждому врачу. Для достижения этой цели необходимо знать: 1) основные грамматические категории глагола в латинском языке, 2) признаки спряжений, 3) словарную форму, 4) модели образования повелительного, изъявительного и сослагательного наклонений и способы перевода этих форм с латинского языка на русский, 5) окончания 3 лица действительного и страдательного залогов; уметь: 1) определять спряжение глаголов, 2) образовывать на латинском языке и переводить на русский формы глаголов, необходимые для использования в рецептах. Вспомогательный материал: 1. Чернявский М. Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. М.: Медицина, 2002; Новодранова В. Ф., Бухарина Т. Л. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Екатеринбург, 2005. 2. Конспект в рабочей тетради. План работы над темой: 1. Проработать новый материал по данной теме. 2. Составить краткий конспект. 3. Выполнить тренировочные упражнения. 4. Проверить усвоение грамматического материала по вопросам. 5. Выполнить контрольные задания. При изучении темы последовательно отражайте в конспекте следующие вопросы. 1. Общие сведения о глаголе (грамматические категории). 2. Словарная форма глагола. 3. Определение основы настоящего времени. 4. Определение спряжения глагола. 5. Образование повелительного наклонения. 6. Образование изъявительного наклонения. 7. Образование сослагательного наклонения. Способы перевода на русский язык глаголов в сослагательном наклонении. 1. Приступая к изучению новой темы, запишите названия основных грамматических категорий: время — настоящее — Praesens наклонение — повелительное — modus Imperativus изъявительное — modus Indicativus сослагательное — modus Conjunctivus залог — действительный — genus Activum страдательный — genus Passivum лицо — 1, 2, 3 число — единственное — Singularis множественное — Pluralis спряжение — I, II, III, IV. 2. Запомните: в словарную форму глагола входят: а) инфинитив (неопределенная форма) с окончанием - re, б) форма 1 лица ед. числа с окончанием -о, в) супин с окончанием -ит. Например: curare, euro, curatum — лечить, заботиться. 3. Модель определения основы глагола: основа = Infinitivus — re (в III спряжении — ёге) curare — основа сига- addere — основа add -4. Модель определения спряжения глагола:
Запишите в словарь и выучите наизусть следующие глаголы в словарной форме: 1. auscultāre, ausculto, auscultatum - выслушивать (больного) 2. curāre, curo, curatum - лечить, заботиться 3. dāre, do, datum - давать, выдавать 4. demonstrāre, demonstro, demonstratum - показывать 5. laborāre, laboro, laboratum - работать 6. parāre, paro, paratum - готовить 7. signāre, signo, signatum - обозначать 8. sterilisāre, steriliso, sterilisatum - стерилизовать 9. docēre, doceo, doctum - учить, обучать 10. miscēre, misceo, mixtum - смешивать 11. addĕre, addo, additum - добавлять 12. colligĕre, colligo, collectum - собирать 13. dividĕre, divido, divisum - делить 14. recipĕre, recipio, receptum - брать, получать 15. repetĕre, repeto, repetitum - повторять 16. scribĕre, scribo, scriptum - писать 17. solvĕre, solvo, solutum - растворять 18. vertĕre, verto, versum - поворачивать, вертеть 19. dormīre, dormio, dormitum - спать 20. finīre, finio, finitum - заканчивать 21. nutrīre, nutrio, nutritum - кормить, питать Неправильные глаголы: 22. fio, fiěri - образовываться, получаться, становиться 23. sum, esse - быть, являться
Заучивая глаголы, обращайте внимание на знаки долготы и краткости — это важно для определения основы у глаголов II и III спряжения. Задание 1. Определите основу и спряжение каждого глагола из предложенного списка.
5. Повелительное наклонение глагола называется Imperativus. Модель образования повелительного наклонения: Singularis = Infinitivus — re Imperativus Pluralis = основа + - te (в III спряж. - ite) _________________________________________________________ Примеры: laborare, I — работать: labora (Imp. Sg.) — работай, laborate (Imp. PL) — работайте corrigere, III — исправлять: corrige (Imp. Sg.) — исправь, corrigite (Imp. PL) — исправьте. Для закрепления материала выполните тренировочное задание. Предъявите для проверки преподавателю. Задание 2. Образуйте Imp. Sg. и PL от каждого из глаголов по списку (кроме неправильных глаголов fio и sum, esse).
6. Модель образования изъявительного наклонения глаголов настоящего времени в действительном и страдательном залогах — Praesens indicativi activi et passivi (PIA et P): PIA et P = основа глагола + личное окончание соответствующего залога Вам необходимо запомнить только окончания 3 лица единственного и множественного числа в двух залогах — действительном и страдательном: genus Activum Sg . -t PL -nt genus Passivum -tur
-ntur Например: cura-/ — PIA 3 лицо, Sg. — (он) лечит cura-и/ — PIA 3 лицо, PL — (они) лечат cura - tur — PIP 3 лицо, Sg. — (его) лечат, он лечится cma - ntur — PIP 3 лицо, PL — (их) лечат, они лечатся. NB! У глаголов III спряжения в единственном числе после основы появляется гласная -г, а во множественном числе -и. У глаголов IV спряжения во множественном числе после основы появляется гласная -и. Например: corrigere, III: corrig-i-t — PIA 3 лицо, Sg. — (он) исправляет corrig-u-nt — PIA 3 лицо, PL — (они) исправляют corrig-i-tur — PIP 3 лицо, Sg. — его исправляют corrig-u-ntur — PIP 3 лицо, PL — их исправляют. Выполните тренировочное задание: Задание 3. Допишите глагольные формы, переведите: labor... nt nutri... ntur miscc.tur repet...t sterilis... ntur auscult... nt scrib...t solv...tur. В случае затруднения обратитесь за консультацией к преподавателю.
7. Сослагательное наклонение Praesens conjunctivi activi et passivi (PCA et P) образуется по-разному от глаголов I спряжения и II—IV спряжений. Модель образования сослагательного наклонения: I спр. = основа (где а —» е) + личное окончание PCA et P II—IV спр. = основа + суф. -а + личное окончание de-t — PCA, Sg., 3 лицо — пусть выдаст (выдал бы) dare, I —- de-nt — PCA, PL, 3 лицо — пусть выдают (выдали бы) de-tur — РСР, Sg., 3 лицо — пусть будет выдано (выдать!) de-ntur — РСР, PL, 3 лицо — пусть будут выданы (выдать!) misce-a-t — PCA, Sg., 3 лиц — пусть смешает (смешал бы) miscere, II — misce-a-nt — PCA, PL, 3 лицо — пусть смешают (смешали бы) misce-a-tur — РСР, Sg., 3 лицо — пусть будет смешано (смешать!) misce-a-ntur — РСР, PL, 3 лицо — пусть будут смешаны (смешать!) NB! Очень важно уметь правильно переводить глаголы в сослагательном наклонении. В этом вам поможет фраза: "Я бы в летчики пошел — (РСА), Пусть меня научат!" — (РСР), где первая строка — пример действительного залога конъюнктива, а вторая — страдательного. Выполните тренировочные упражнения на закрепление материала. Задание 4. Даны формы глаголов в сослагательном наклонении. Вставьте пропущенные буквы и переведите: misce...t, II sign...ntur, I labor...tur, I divid...tur, III sterilis... nt, I solv... nt, III repet... t, III sterilis... t, I doce...ntur, II nutri...tur, IV. Задание 5. Образуйте сослагательное наклонение от глаголов: обозначать, выдавать, смешивать, выслушивать, собирать, повторять, готовить, добавлять. Предъявите вашу работу для проверки преподавателю. Убедитесь, что вы хорошо поняли новую тему, ответив на контрольные вопросы: 1. Какие грамматические категории имеет латинский глагол? 2. Что входит в словарную форму глаголов? 3. Назовите признаки: а) инфинитива, б) 1 лица ед. числа, в) супина. 4. Как найти основу глагола? 5. Как определить спряжение глагола? 6. Какие глаголы относятся к I спряжению? II спряжению? III спряжению? IV спряжению? 7. Как называется на латинском языке повелительное наклонение? Напишите модель образования повелительного наклонения в единственном и множественном числе. Приведите примеры. 8. Как называется по-латыни и как образуется изъявительное наклонение? Напишите модель образования изъявительного наклонения. 9. Назовите личные окончания действительного и страдательного залогов единственного и множественного числа в 3 лице. 10. Какая соединительная гласная появляется у глаголов III спряжения перед окончанием в единственном числе? Во множественном числе? 11. Какая соединительная гласная появляется у глаголов IV спряжения перед окончанием во множественном числе? 12. Как называется сослагательное наклонение глаголов в латинском языке? 13. Как образуется сослагательное наклонение глаголов I спряжения? II—IV спряжений? Напишите модель. 14. Как переводятся на русский язык глаголы в РСА? в РСР? В случае затруднения обратитесь к своим конспектам или разберите еще раз материал данного занятия. Не оставляйте ни одного неясного вопроса! Заучите все модели наизусть. NB! Об употреблении глаголов в рецептах и стандартных рецептурных формулировках читайте в разделе "Фармацевтическая терминология и общая рецептура". ЗАНЯТИЕ 14 Тема: Причастия. Причастие настоящего времени действительного залога — Participium Praesentis Activi (PPA). Причастие прошедшего времени страдательного залога — Participium Perfecti Passivi (PPP). Цель: Усвоить материал по данной теме. Продолжить выработку навыков построения анатомических терминов с причастиями. Значение темы: Причастия обоих видов широко представлены в анатомической терминологии, а также в фармацевтической и клинической. Для достижения целей занятия необходимо знать: 1) словарную форму причастий РРА и РРР, 2) способы образования причастий от глаголов, 3) способы склонения причастий, 4) их роль в многословных терминах; уметь: 1) образовывать причастия обоих залогов от глаголов, 2) строить термины с причастиями в анатомической, клинической, фармацевтической терминологии; переводить их на русский язык. Вспомогательный материал: 1. Чернявский М. Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. М.: Медицина, 2002; Новодранова В. Ф., Бухарина Т. Л. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Екатеринбург, 2005. 2. Конспекты в рабочих тетрадях. План работы над темой: 1. Возобновить в памяти базисные знания. 2. Разобрать теоретический материал данного занятия. Сделать краткий конспект. 3. Выполнить тренировочные задания. 4. Проверить усвоение материала, сделав контрольные задания. 5. Ответить на вопросы для самоконтроля. Базисные знания: Прежде чем приступить к работе над новой темой, повторите: а) тему "Глагол" (словарную форму, лексический минимум, определение основы) по своему конспекту; б) тему "Имя прилагательное" (родовые окончания, словарную форму, модели склонения) по сводной таблице; в) схемы построения терминов с согласованными определениями. Работая над темой, отвечайте на вопросы, последовательно составляя конспект: 1. Какие причастия имеются в латинском языке? 2. Как называется по-латински и как образуется причастие действительного залога? 3. Что входит в словарную форму РРА? 4. Как склоняются РРА? 5. Какова роль РРА в многословных терминах? 6. Как называются по-латыни и как образуются причастия страдательного залога? 7. Что входит в словарную форму РРР? 8. Как склоняются РРР? 9. Какова роль РРР в многословных терминах? NB! Для усвоения темы внимательно прочтите материалы данного занятия. I. Причастия настоящего времени действительного залога — Participium Praesentis Activi (PPA). РРА — это отглагольная форма, отвечающая на вопросы что делающий! какой! и отражающая действие. РРА образуется от основы глаголов путем добавления окончаний: у глаголов I и II спряжений - ns, у глаголов III и IV спряжений - ens. Модель образования причастия настоящего времени:
- ns (I, II спр). - ens (III, IV спр). Например:
В словарную форму РРА входит причастие в Nom. Sg. и его окончание в Gen. Sg. (как у прилагательных III склонения с одним родовым окончанием типа biceps, cipitis). Склоняются РРА по гласному типу III склонения: Nom. PI. -es (m, f), -ia (n) Gen. PI. -iMffl(m,f,n) В многословных терминах РРА являются согласованными определениями: согл. опр. опр. слово сообщающаяся артерия arteria, ae, f — I communicans, ntis — III гл. Nom. Sg. arteria communicans Gen. Sg. arteri ae communicant is Nom. PI. arteri ae communicant es Gen. PI. arteri arum communicant ium Задание 1. Заучите наизусть следующие причастия РРА в словарной форме: abducens,ntis - отводящий сorrigens,ntis - исправляющий adducens,ntis - приводящий descendens,ntis - нисходящий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.34 с.) |