Занятие 6. Греко-латинские терминоэлементы (продолжение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 6. Греко-латинские терминоэлементы (продолжение)



Цель: Знать новые греко-латинские терминоэлементы. Уметь анализировать и образовывать разные словообразова­тельные структуры.

Повторив терминоэлементы, обозначающие различные фи­зические свойства, качества, отношения и другие признаки, при­ступайте к выполнению упражнений.

1. Назовите греческие терминоэлементы: сходный, одинаковый     новый ложный       сухой прямой, правильный, вертикальный увеличение

весь, целый, полностью                    длинный, удлиненный

сладкий, сахар                                   омертвение

малый, незначительный                    другой, иной

теплый, тепло, нагревание                плотный, твердый

плоский                                              равный

2. Разберите по составу и переведите следующие термины:

brachycephalia    myelosclerosis

xerodermia          telepathia

pseudostenosis     orthopnoe

155


cryoretinopexia    thermoplegia

hemiparesis         pharmacotherapia

polyangiitis          polyneuritis

tachycardia          bradycardia

neophilia              neophobia

neonatologia        melanoma

hypoxia               acrocyanosis

3. Проанализируйте термины, объясните разницу между ни­ми:

а) autotransplantatio, homotransplantatio, heterotransplantatio, allotransplantatio, xenotransplantatio

б) homogenes, heterogenes, autogenes

в) panplegia, hemiplegia, monoplegia, biplegia, triplegia r) leucodermia, melanodermia, xanthodermia

д) brachycephalia, dolichocephalia

е) tachycardia, bradycardia

ж) xerophilus, hydrophilus

4. Перечислите греческие корни, обозначающие цвет: белый, красный, синий, серый, черный, желтый, зеленый.

5. Образуйте и переведите термины с данным терминоэле-ментом:

костный мозг + malacia = photo + боязнь = poly + еда, глотание = haemo + склонность = женщина + logia = душа + therapia = cardio + паралич = старый + iatria = грудная железа + ectomia = dys + моча =

6. Постройте термины с заданным значением, добавив недо­стающий терминоэлемент:

дыхание только в вертикальном положении —•...рпое исправление недостатков человеч. тела    —...paeda лечение холодом                           —...therapia

теплом                                           —...therapia

собственной кровью                     —...therapia

замедленное сердцебиение                        —  ...cardia

учащенное сердцебиение                           —...cardia

пересадка собственной ткани                    —...plastica

от человека человеку                                 —...plastica

пересадка ткани, взятой у донора другого вида (не человека) —...plastica

пластическая операция с применением чужеродных материалов   —...plastica

156


7. Образуйте термины с заданным значением: расстройство жирового обмена (питания) воспаление мочевого пузыря и почечной лоханки ослабленное (уменьшенное) дыхание  

склонность к судорогам

действующий на причину

паралич сердца

потеря (отсутствие) памяти

выделение меланина мочой

сухость кожи

воспаление серого вещества костного мозга лечение путем воздействия на психику

ложная киста

дыхание только в прямом (вертикальном) положении   тепловой удар

пониженное мочеотделение

увеличение печени

"многопалость" (наличие более пяти пальцев на одной конечно­сти)

полный паралич

замедленный пульс

частое сердцебиение

пониженное содержание сахара в крови наличие синего пигмента в моче

воспаление нескольких (многих) суставов пониженное содержание кислорода (в тканях) желтоватая окраска кожи

нарушение (расстройство) цветоощущения врожденное отсутствие зубов

паралич половины тела

пониженное содержание калия в крови нарушение дыхания (одышка)

сухость губ

ложный стеноз

ЗАНЯТИЕ 7. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ

(самоподготовка к контрольной работе по клинической терминологии)

Цель: Обобщить и систематизировать материал по словооб­разованию. Закрепить умение анализировать и строить различ­ные словообразовательные структуры, однословные клиничес­кие термины.

157


Повторив весь материал по слоовобразованию, приступайте к выполнению упражнений.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что входит в понятие "клиническая терминология"?

2. Какие способы словообразования применяются в клиничес­кой терминологии?

3. Какова структура клинического производного термина?

4. Какие термины мы называем "сложными"?

5. Что такое начальные и конечные терминоэлементы?

6. Что такое свободные и связанные терминоэлементы?

7. Воспроизведите схему перевода клинических терминов.

Упражнения на суффиксально-префиксальное словообразование

1.1. Подберите соответствующий суффикс существительных и дайте словарную форму термина: auri...   —ушко

spondyl... — заболевание позвоночника невоспалительного

характера

ot...        — воспаление (среднего) уха

angi...    — сосудистая опухоль flex...       — сгибатель

tuber...   — бугорок papaver... — папаверин

leucocyt... — увеличение содержания лейкоцитов (в крови) vesic...   — пузырек mixt...    —смесь menth... — ментол aden...    — железистая опухоль extens... — разгибатель

2. Подставьте соответствующий суффикс прилагательных. Дайте словарную форму:

articul... — суставной

delto... — дельтовидный

caud... — хвостовой

foli...  — густолиственный

viscer... — внутренностный

opera... — подлежащий операции

vitr...  — стеклянный

pelv... — тазовый

puru... —гнойный

cruci... — имеющий форму креста

3. Ответьте на вопросы:

1. Какими приставками обозначаются нарушения функции? усиление функции? слабость выражения функции?

158


2. Какой латинской приставке соответствует русская приставка пере-? Каким латинской и греческой приставкам соответст­вует русская приставка противо-1

3. Какими приставками обозначается отсутствие, отрицание признака, названного в корне слова?

4. Какой из слоев зародыша (энтодерма, мезодерма, эктодерма) является внутренним?

5. Какое из названий слоев стенок сердца (эндокард, миокард, эпикард) относится к наружному слою?

6. Какая приставка имеет значение "возобновление, повторе­ние действия"?

7. Какая приставка противоположна по значению приставке ad -1?

8. Как вы переведете термины vasa af - ferentia и vasa ef - feren - tial

9. Какие латинские и греческие приставки придают значению слова оттенок совместимости, соединения, связи?

10. Какими терминами вы обозначите ослабленное дыхание, учащенное (усиленное) дыхание, остановку (отсутствие) ды­хания?

 

4. Подберите приставки, противоположные по значению: in-, extra-, ecto-, prae-, meta-, post-, supra-, infra-, sub-, hyper-.

5. Образуйте пару, подобрав термин с противоположным значением:

intracellularis - hypotonia -intrauterinus -  infraorbitalis -praenatalis -                       exogenes -

П. При повторении материала следует вспомнить, что есть немало терминоэлементов, которые в рамках медицинской тер­минологии являются многозначными или имеют сходные, близ­кие значения.

1. Вспомните значения терминоэлемента - pathia. Переведите следующие термины:

а) cardiopathia, encephalopathia, mastopathia, arthropathia, nephropathia, logopathia,

б) apathia, sympathia, antipathia.

2. Терминоэлемент -algia означает "боль", его нельзя путать с корнем -pathia — "болезнь". Образуйте термины:

зубная боль                         заболевание суставов

боль в суставах                   сердечная боль

заболевание почек              заболевание молочных желез

головная боль                     сердечное заболевание

нарушение речи                  боль в желудке

заболевание головного мозга боль по ходу нерва

159


3. Терминоэлемент - therapia означает "лечение, способ лече­ния", a - iatria — "наука о лечении". Его, в свою очередь, нельзя путать с терминоэлементом - logia — "наука, учение". Помня разницу в значении этих терминоэлементов, постройте термины с заданным значением:

наука о человеческой психике учение о лечении психических заболеваний способ лечения воздействием на психику учение о заболеваниях старческого возраста наука, изучающая процессы старения организма учение о составе крови.

4. Есть терминоэлементы, образованные от одного корня. Разница между ними состоит в том, что они являются разными частями речи:

- genus — рожденный чем-то, обусловленный (прилагательное), - genesis — рождение, образование (существительное); - poesis — образование, творение (существительное), - poeticus — рождающий, образующий (прилагательное). Переведите: hepatogenus, urogenesis, uropoeticus, neurogenus, haematopoesis, odontogenesis, uropoesis, cardiogenus; - lysis — распад, разрушение, высвобождение от сращений или

спаек; - lyticus — вызывающий распад, растворение, снимающий

спазм.

Переведите: haemolysis, broncholyticus, neurolysis, spasmolyti-cus, urolysis, erythrolysis, cardiolyticus.

5. Особую сложность представляют терминоэлементы, кото­рые имеют сходное написание, их легко перепутать. Будьте вни­мательны при переводе следующих терминов:

histologia, cytologia, hydrocephalia, pyuria, hysterectomia, anhidrosis, pyelographia, histogramma, cystoscopia, myoma, myelitis, poliomyelitis, polyarthritis, hysteralgia, hidradenoma, hydraemia, polymyositis;

ureterographia, urethritis, enterorhaphia, rhinorhagia, gastrostomia, gastrotomia, gastrectomia;

urologia, endocrinologus, psychologia, urologus, ophthalmologia, oncologus, dermatologia, endocrinologia;

psychiater, geriatria; phthisiater, paediater.

6. Выполните конструирование терминов с заданным значе­нием:

повышенное содержание лейкоцитов в крови малые размеры нижней челюсти

обильное выделение мочи

незначительное выделение мочи

полное удаление желудка

160


кровотечение из уха

опущение  внутренностей

рентгенологическое исследование желчного пузыря

недостаточное содержание эритроцитов в крови

учащение сердечных сокращений

замедление сердечных сокращений

пониженное содержание кислорода в крови

расширение прямой кишки

сухость губ

увеличение печени

расстройство питания

нарушение дыхания (одышка)

повышенная чувствительность

односторонний парез

расстройство мочеиспускания

повышенное содержание азота в крови

заглатывание воздуха

боль в грудной клетке

наука о старости

ложный стеноз

паралич глаза

уплотнение кожи

наложение шва на селезенку

содержание меланина в моче

синюшность

наложение свища на желчный проток

сращение пальцев

нарушение глотательной функции

отсутствие глотательного рефлекса

инструментальный осмотр стенок носа

грибковое заболевание уха

сужение   пищевода

пониженная температура

наличие крови в моче

отравление крови мочой (мочекровие)

скопление гноя в мочеточнике

страх одиночества

учение об опухолях

кривая работы сердца

частое дыхание

Внеаудиторная работа по словообразованию

          (дополнительные упражнения        

для самостоятельной работы )


 

Префиксация.

 

1. Выделите приставки, объясните их значение:

 

 


1. Выделите приставки, объясните их значение:

achylia

anhydicus

 

 

remedia antibiotica

- отсутствие желудочного сока

- безводный

antidotum

diagnostica

dysthyreosis

 

dystrophia

dyspnoe

ectopia

splenectomia

endarteriitis

metabolismus

metamorphosis

paraurethralis

peri arthritis

periarteriitis

 

prophylaxis

symbiosis

symmetria

syndactylia

hyperkinesis

 

hypothermia

 

hyperaciditas

hypoxia

catamnesis

 - противоядие

   - наука о распознавании болезней

        - расстройство функции щитовидной                      

                                                                     железы          

          - расстройство питания тканей

      - одышка

       - врожденное смещение органа

       - оперативное удаление селезенки

        - воспаление внутреннего слоя    

                                               стенки артерии

       - перемена, изменение, обмен веществ

       - преобразование, превращение

       - расположенный около

                      мочеиспускатель­ного канала

        - воспаление мягких тканей,

                                               окружающих сустав

         - воспаление наружного слоя стенки

                                                                    артерии

        - предохранение от заболевания

        - сожительство

        - соразмерность

        - сращение пальцев

         - непроизвольные преувеличенные

                                                               движения

          - падение температуры тела ниже

                                                                нормальной

hyperaciditas             - повышенная кислотность

                                                                               желудочного сока

hypoxia                      - пониженное содержание кислорода

                                                                                                в тканях

catamnesis            - совокупность сведений о  болезни,

                                полу­ченных после ее  окончания

2. Подберите нужные приставки: ослабление, отсутствие тонуса   —...tonia

162


tonia

tonia

glykaemia

bacteriosis

metritis

повышенное давление (напряжение)      —

пониженное давление (напряжение)        —

—...metritis

повышенное содержание сахара в крови  — нарушение нормальной кишечной флоры — воспаление внутренней оболочки матки  — воспаление околоматочной соединительной ткани

...metritis

...thyreoideus

...thyreosis

...thyreosis

...rabicus

... cholia

remedia...pyretica

...aesthesia

...aesthesia

...stasis

...condylus

...thalamicus

...cardium

...cardium

.glossus

воспаление серозной (наружной) оболочки матки                                                              —

околощитовидный                                       —

расстройство функции щитовидной железы —
повышенная функция щитовидной железы —
направленный против бешенства             —

прекращение выделения желчи                  —

жаропонижающие средства (против) повышенная чувствительность                 —

пониженная чувствительность

застой крови в нижних частях органов надмыщелок                                                —

надбугорный                                                  —

серозная оболочка внутренней поверхности сердца                                                                —

околосердечная сумка                                —

подъязычный                                              —

3. Допишите приставки в следующих терминах:

        a-, dys-, hyper-, hypo

...aemia...calciaemia

...functio...functio...mnesia...mnesia...mnesia

endo-, peri-, para-...osteum

 ...osteum

...renalis

...nephritis

 

um...pigmentosum           слой, лишенный пигмента -

      - переполнение кровью

     - недостаточное содержание кальция

        в крови

     - недостаточная функция

     - повышенная функция

     - pасстройство памяти

     - потеря памяти

     - ослабление памяти

 

      - надкостница (наружная)

      - внутренняя надкостница

      - надпочечный

      - воспаление околопочечной

                                  клетчатки

  anti -, epi -, syn -, hypo -

vaccinum...rabicum — вакцина против бешенства

... glottis                   — надгортанник

...gastrium               — надчревная область

...ergia                    — совместная деятельность


163


serum...diphthericum — противодифтерийная сыворотка...stasis    — застой крови в нижней части органа

...ostosis                  — соединение костей костной тканью

4. Допишите приставки, характеризующие положение (sub -, super -, infra -, supra -, extra -, intra -, prae -, retro -)

 

...occipitahs — подзатылочный
...vesicalis — надпузырный
...lobaris — поддолевой
...pleuralis — внеплевральный
...medullaris — внеспинномозговой
...thoracalis — внутригрудной
...patellaris — находящийся перед коленной чашечкой
...muscularis — внутримышечный
...ventricularis — межжелудочковый
...hypophysis — передняя доля гипофиза
...positio — смещение назад по отношению к нор-
  мальному положению
...peritonealis — забрюшинный
...itans — сопутствующий
...municatio — сообщение, соединение
...spersio — рассеивание
...latator — расширитель
5. Подберите приставки, соответствующие значению терминов:
...haesio — прилипание, приклеивание, сращение
...positus — сложный, составной
...vergentia — расхождение
...trachealis — находящийся внутри трахеи
...capsularis — внекапсульный
...capsularis — внутрикапсульный
...scapularis — подлопаточный
...febrilis — подлихорадочный, т. е. со слегка повы-
  шенной температурой
...alimentatio — чрезмерное кормление
...operabilis — не подлежащий операции
...sensibilisatio — устранение аллергической сенсибили-
  зации (чувствительности)
...spiratio — выдох
...spiratio — вдох
...spiratio — дыхание (как процесс)

Суффиксация

1. Выделите суффиксы, объясните их значение, переведите термины:

processus articularis        Natrii hydrocarbonas

stratum fibrosum            cornu coccygeum

164


sutura coronalis           Kalii arsenis

Kalii chloridum           nephritis acuta

auscultatio                   musculus — flexor digitorum

clavicula dextra           pars petrosa

cranium viscerale        ossiculum

venriculus cordis sinister tonsillitis chronica

2. Укажите суффиксы, объясните их, дайте русские эквива­ленты терминов:

Natrii nitris                  Strychnini nitras

Magnessi sulfas           Pilocarpini hydrochloridum

Calcii chloridum          Calcii gluconas

liquor Kalii arsenitis    Natrii salicylas

Kalii orotas                  Oleandomycini phosphas

3. Образуйте и переведите существительные с суффиксом - itis. Назовите соответствующие русские термины:

larynx, ngis, m — гортань

meninx, ngis, f — оболочка головного мозга

peritonaeum, i, n — брюшина

gaster, tris, f    — желудок

arthron, i, n    — сустав

apendix, icis, f — червеобразный отросток

derma, atis, n   — кожа

4. Выделите суффиксы, объясните их значение, переведите термины:

malleolus lateralis cruris       incisura scapulae

incisura acetabuli                 apertura externa

incisura iugularis                  canaliculus mastoideus

fossula petrosa ossis temporalis canaliculus tympanicus incisura mastoidea   alveoli mentales mandibulae

fissura pterygomaxillaris cranii incisura flbularis margo interosseus radii       processus styloideus ulnae

os scaphoideum                   fossa canina maxillae

5. Выделите суффиксы, объясните их значение. Укажите русские эквиваленты терминов:

hyperadrenalismus, i, m       osteochondrosis, is, f

urolithiasis, is, f                   hypervitaminosis, is, f

agranulocytosis, is, f            hyperthyroidismus, i, m

amoebiasis, is, f                   cholelithiasis, is, f

6. Образуйте термины с заданным значением. Дайте их рус­ские эквиваленты:

воспаление десен

хроническое отравление ртутью

полное отсутствие пигмента (в коже, волосах и глазах)

повышенное содержание кислых веществ в тканях

опухоль, состоящая из костной ткани

хроническое отравление инсулином (с приставкой hyper -)

165


опухоль из хрящевой ткани

воспаление хряща

болезненное пристрастие к морфию

заболевание, вызванное гельминтами

грибковое заболевание

увеличение числа лейкоцитов

железистая опухоль

воспаление железы

хроническое отравление йодом

невоспалительное заболевание нервной системы

воспаление нерва

3. Анализ структуры однословных терминов.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.139 с.)