Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В курсе медицинской терминологииСтр 1 из 18Следующая ⇒
Занятия ЗАНЯТИЕ 1 ■ Тема: Латинский алфавит. Фонетика. Произношение гласных, дифтонгов, согласных и их сочетаний. Цель: Освоить латинский алфавит. Значение темы: Для быстрого и правильного чтения и написания медицинских терминов необходимы знание латинского алфавита, правильное произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Чтобы успешно овладеть темой, студент должен: знать все буквы и звуки латинского алфавита, уметь правильно читать гласные и дифтонги, согласные и буквосочетания. Вспомогательный материал: Чернявский М. Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. М.: Медицина, 2002; Новодранова В. Ф., Бухарина Т. Л. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Екатеринбург, 2005. План работы над темой: 1. Ознакомиться с краткой историей латинского языка. 2. Выучить латинский алфавит. 3. Научиться произносить гласные и согласные звуки. 4. Научиться правильно произносить дифтонги. 5. Овладеть произношением латинских и греческих буквосочетаний. 6. Выполнить необходимые тренировочные упражнения. 7. Выполнить контрольные упражнения и ответить на вопросы для самоконтроля. Работая над темой, последовательно отвечайте на следующие вопросы: 1. Сколько букв в латинском алфавите? Назовите их. 2. Какие латинские буквы обозначают гласные звуки? 3. Сколько дифтонгов в латинском языке? Что это такое? 4. Как произносятся согласные звуки? 5. Как произносятся буквосочетания qu, ngu, ti? 6. Как произносятся буквосочетания с "h" ch, ph, th, rh? Для ответа на 1-й вопрос: а) прочтите несколько раз латинский алфавит, чтобы запомнить его; б) напишите все буквы; в) произнесите все звуки. В латинском алфавите, которым пользуются в современных учебниках, справочниках и словарях, 25 букв. Ниже даются начертание, название и произношение латинских букв, принятые в учебной практике:
Звуки латинского языка делятся на гласные и согласные. Рассмотрим произношение гласных.
Гласные а, о, и произносятся, как русские. Буква е читается звуком [э], например: vertebra [вэртэбра] — позвонок. ^г- [и] — linea Гласная i ^* [й] — а) в начале слова перед гласной: iugum — ярмо, б) в середине слова между гласными: maior — большой. В настоящее время в этих позициях чаще пишется буква j (йот): juncture. Буква у [и] встречается только в словах греческого 10 происхождения, например butyrum [бутйрум] — сливочное масло. Латинские гласные образуют дифтонги — сочетания двух гласных, которые произносятся как один звук или слог: ае [э] — peritonaeum, gangraena ое [э:] — oedema, amoeba аи [ay] — auris ей [эу] — pneumonia. Если а + е или о + е не образуют дифтонга, то над е ставится разделительный знак (■•) и каждый звук читается отдельно: аёг, aloe. Для ответа на 2-й и 3-й вопросы: а) прочитайте объяснение темы; б) выпишите отдельно гласные и произнесите их несколько раз, чтобы запомнить, NB! Обратите внимание на произношение гласных i, у; в) выпишите все дифтонги с примерами и повторите их несколько раз, чтобы запомнить. Рассмотрим произношение согласных звуков. Большинство согласных произносится, как в русском языке. Особенности имеют следующие звуки: / — [ль] — читается мягко: /amina, /abium — перед е, i, у, ае, ое: circulus, caecum — в остальных случаях: caput, costa — sulcus, domim — между гласными и т или п: platysma, ansa — между двумя гласными: causa. Для овладения навыками чтения необходимо усвоить произношение латинских буквосочетаний: qu — [кв] щиата [сквама] ■ [ци] — перед гласной — iniecft'o [инъекцию] [ти] — после х, s — combusfro [комбустио], mix//o [мйкстио] [нгв] — перед гласной — lmgwa [лингва] [нгу] — перед согласной — \ ingu \ a [лйнгуля]. В словах греческого происхождения встречаются буквосочетания с "h": ch — [х] — cMrta [харта] rh — [р] — r/jizoma [ризома] ph — [ф] — rhaphe [рафэ] th — [т] — thorax [торакс]. и Для ответа на 4, 5, 6-й вопросы: а) прочитайте объяснение темы; б) выпишите все согласные буквы, повторите их несколько раз, чтобы запомнить. NB! Обратите внимание на произношение звуков с, s, I;
в) выпишите все буквосочетания с примерами, повторите их несколько раз, чтобы запомнить; г) выпишите все буквосочетания с "h" с примерами, повторите их несколько раз, чтобы запомнить. Вы закончили разбор темы. Для закрепления материала выполните следующие тренировочные задания. 1. Прочтите следующие слова: A abdomen, abdominalis, abducens, abductor, abomasus, accessorius, acutus, adductor, anterior, apertura, apex, apophysis, ar-ticulatio, ascendens, auris, auricula, avis. В basis, basilicus, biceps, bicornis, bifurcatio, bigeminus, blastus, brachium, brevis, bucca, bulla, bursa. С caecum, caecalis, calcaneus, canis, caninus, caput, capftulum, car-tilago, cauda, caudalis, cerebellum, cervix, cervicalis, clavicula, clavicularis, colon, collum, columna, compositus, сбах, cranium, cutis, cystis, cytus. D dens, densus, dentalis, derma, descendens, dexter, diaphysis, dilatator, distalis, d6rsum, dorsalis, duodenum, duodenalis, digestio. E encephalon, enteron, endocardium, epidermis, epicardium, epigastrium, epiphysis, epitelium, equi'nes, esophagus, externus, extremitas, epiglottis, epistola. F facies, facialis, fascia, femur, femoralis, fibrosus, fibula, fis-sura, flexor, fundus, flexura, foramen, fossa, fovea. G ganglion, gangliosus, gaster, gastricus, genu, glandula, gluteus, granulatio, granulum, gyrus. H haema, hepar, hepaticus, hilus, humerus, humeralis, hypogastri-um, hypoglossus, hypophysis. I fleum, impressio, incisura, infrasternalis, infratemporalis, intestinum, intravenosus, ischium, ischiadicus, incisivus, inferior, intraoccipitalis. L labium, labialis, labyrinthus, lac, lamina, larynx, laryngeus, latis-simuis, lingua, lingualis, liquor, lobus, lobulus, lympha, lymphaticus. M mandibula, mastoideus, maxilla, maxillaris, medulla, medul-laris, meninx, meningeus, mesoderma, metaphysis, metatarsus. N nucleus, nucleosus, nutricius, nasus, neoplasma, nervus, nodus, nodulus, nevus, nuclearis, nerv6sum, navicularis. О occiput, occipitalis, oculus, omasus, omentum, opticus, osseus, ossiculum, ossificatio, osteoma, ostium, 6ticus, ovum. P palatum, palpebra, platisma, pancreas, papilla, papillaris, paries, parietalis, pectus, pectoralis, pediculus, posterior, processus, pronator, pterygoideus, pulmo, pulmonalis, pylorus, poly nuclearis. 12 Q quercus, qualdriceps, quartus, quintus, quadrigeminus, quadrimensis, quadratus, quadrangularis. R radius, radialis, radicularis, radix, regio, respiratorius, reticu-lum, totator, rumen, reconvalescens. S sacrum, sacralis, scaphoideum, scapula, scapularis, septum, septulum, sphenoidalis, spongi6sus, stomachus, strictura, structura, sty-loideus, subfebrilis, superior, supinatio, sanguis, succus, sulcus, supraarticularis, sumpathicus, symphysis, sutura, synovialis. T tegmen, truncus, tibia, tibialis, transversus, trapezius, trochan-ter, trochantericus, tuber, tuberculum, tuberosus, tunica, tumor, tarsus. V vacca, vaccae, vagina, vaginalis, valvula, venter, ventrcilis, ven-triculus, vertebra, vertebralis, vesica, vesicularis, vitulus, vulnus, vultus, victoria. Z zoon, zoonosis, zootomi'a, zootoxfnum, zygoma, zygom^ticus, zona, zonula. Для закрепления темы и самоконтроля выполните следующие задания: 1. Прочтите и объясните произношение с в следующих словах: capitulum, collum, corona, fractura, sulcus, oculus, cellula, processus, facies, cervix, vacca, cytus, incisura, costa, acidum, coelia, calcaneus, cauda, caudalis, cartilago, caverna, cavernosus, cavum, cella, cerebellum, cerevrum, clavicula, c61on, columna, cor, comu, cranium, cutis, cystis. 2. Прочтите и объясните произношение s в следующих словах: ossa, ossiculum, fissura, sacrum, scapula, sacralis, scapularis, secun- dus, semen, septum, sinister, sinus, spongiosus, sternum, sternalis, seg-mentum, sulcus, sinus, synovialis, systematicus, nasus, basis, dosis, plasma, tuberculosis, neoplasma, tuberositas, platysma, orgamsmus, incisura. 3. Прочтите и объясните произношение сочетания ti в следующих словах: substantia, combustio, mixtio, ostium, solutio, intestinum, operdtio, dissectio, protuberantia, eminentia, auscultatio, spatium, palpatio, adductio, rotatio, vitium. 4. Прочтите следующие слова, обратите внимание на произношение дифтонгов ае, ое: larynx, radix, sanguis, haema, hepar, hepaticus, liquor, aqua, quercus, foetus, vertebrae, quantum, dexter, externus, fracturae, alae, mucosa, zygoma, zona, zincum, influenza, rhizoma, squama, lingua, fossae, spinae, pnoe, unguis, plexus, salpinx, extremitas, protozoa, z6on, usus, extensor, dyspnoe, anaemia, pyaemia, zoonosis, physiol6-gia, thorax, pharynx, encephalon, ischium, chronicus, pneumonia, foemculum, phalanx, pharmacon, concha, synchondrosis, hyp6physis, arthron, epiphysis, suturae, auricula, aer, aloe, rhaphe, chole, apnoe, coelia, costae, cortex, diaphysis. 13 5. Выпишите из задания 1 в рабочие тетради в два столбца слова с буквой с: в один столбец поместите слова, в которых она читается как к, в другой — слова, где с читается как ц. 6. Выпишите из задания 2 слова, в которых s читается как з.
7. Выпишите из задания 3 слова, в которых ti читается как ци. 8. Выпишите из задания 4 слова с дифтонгами ае, ое. 9. Выпишите из задания 4 слова с буквосочетаниями ph, ch, rh, th. Повторите весь пройденный материал по вопросам, помещенным в начале занятия. Если вы не допустили ошибок, значит, тема вами усвоена. Если ошибки допущены, проработайте последовательно еще раз занятие и выполните упражнения.
ЗАНЯТИЕ 2 Тема: Ударение. Цель: Овладеть правилами постановки ударения в латинских словах. Значение темы: Будущему врачу необходимо грамотное произношение медицинских терминов, с правильным ударением. Для успешного овладения темой необходимо: з н а т ь правила ударения в латинских словах, у м е т ь грамотно применять их на практике. Вспомогательный материал: Чернявский М. Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. М.: Медицина, 2002; Новодранова В. Ф., Бухарина Т. Л. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Екатеринбург, 2005. План работы над темой: 1. Повторить тему "Алфавит". 2. Проработать материал по теме "Ударение" в данной методичке. 3. Сделать краткий конспект темы в тетради. 4. Выполнить тренировочные упражнения. 5. Выполнить контрольные упражнения и ответить на вопросы для самоконтроля. Базисные знания: Чтобы разобраться в данной теме, повторите тему "Алфавит", обратите особое внимание на произношение дифтонгов и буквосочетаний. Внимательно прочтите новый грамматический материал, разберитесь в нем. Правила ударения 1. Ударение в латинских словах ставится на второй слог от конца, если он долгий. 2. Если второй слог краткий, то ударение ставится на третий слог. 3. Ударение не ставится на первый слог от конца (кроме греческих слов с окончанием - id) и дальше третьего слога от конца. NB! Помните, что счет слогов в латинских словах ведется с конца слова, а деление на слоги происходит так же, как в русском языке — сколько гласных, столько слогов (только дифтонги образуют один слог). Долгота и краткость слогов Второй слог от конца является долгим, а значит, ударным, если: 1) в его состав входит дифтонг, например: gangraena; 2) гласная в нем стоит перед двумя и более согласными, например: columna, maxilla; 3) гласная стоит перед согласными х или z, например: reflexus; 4) в его состав входит долгий суффикс: - al, - ar, — i n, - os, -пг, например: fractura, lateralis, pelvinus.
Второй сло г от конца является кратким, а значит, безударным, если: 1) в состав второго слова входят краткие суффиксы -ей/, -Ш, -61, например: foveola, tuberculum; 2) гласная второго слога стоит перед гласной, например: curatio; 3) гласная второго слога стоит перед буквой h, например: extra-ho; 4) по исключению второй слог считается кратким перед сочетаниями br, tr, pi и т. д., например: vertebra, quadruplex. В латинском языке есть слова, к которым нельзя применить приведенные выше правила. В этих случаях поможет словарь, в котором долгота второго слога от конца обозначена знаком "-", например: foramen. Краткость же второго слога от конца обозначается значком " ", например: medicus. Работая над темой, последовательно отвечайте на вопросы: 1. Как ведется счет слогов в латинских словах? 2. Куда ставится ударение в слове, если второй слог долгий? 3. Куда ставится ударение в слове, если второй слог краткий? 4. На какой слог в латинских словах никогда не ставится ударение? 5. Когда второй слог считается долгим (перечислите все случаи)? 6. Когда второй слог считается кратким (перечислите все случаи)? 7. Что необходимо сделать, если встретилось слово, к которому неприменимы приведенные правила? 8. Каким знаком обозначается долгота слога? 9. Каким знаком обозначается краткость слога? Если вы без затруднений ответили на все вопросы, приступайте к выполнению тренировочных заданий. 1. Определите, на каком слоге должно стоять ударение в следующих словах: palpebra, pylorus, cerebellum, tibia, vesica, cerebrum, lamina, abdomen, ventriculus, fissura, vesicularis, vertebra, morbus, vertebralis, medicus, venter, occiput, unguentum, emplastrum. 2. Объясните постановку ударения в следующих словах: abductor, gangraena, accessorius, coelia, articulatio, dentalis, calca- neus, clavicularis, femur, fossa, glandula. 3. Определите долготу или краткость второго слога от конца: pe-ro-nae-us, glu-tae-us, di-ae-ta, pro-ces-sus, pro-fun-dus, li-ga- men-tum, ti-bi-a, pan-cre-as, ver-te-bra, te-ne-bras, sto-ma-chus, o-ry-za, re-flu-xus, em-plas-trum. 4. Определите, на каком слоге следует сделать ударение, руководствуясь поставленными знаками долготы или краткости: membrana, tunica, vagina, lamina, cartilago, apermra, acidum, musculus, canalis. 5. Прочтите слова, объясните постановку ударения: cervix, cervicalis, cauda, encephalon, acutus, fovea, clavicula, pec- toralis, oculus, scapula, haema, maxilla, cranium, fibula, patella, tarsus, metatarsus. Если вы справились с тренировочными заданиями, то, еще раз проработав правила ударения, выполните для закрепления и самоконтроля следующие задания: 1. Выпишите из задания 5 трехсложные и многосложные слова: в один столбец — слова с ударением на втором слоге, в другой — с ударением на третьем слоге от конца. 2. Определите долготу или краткость второго слога от конца слова: scapula, cranium, cerebrum, cerebellum, fovea, cauda, vertebra, stomachus, pancreas, processus, tuberculum, fractura, muscularis, myocardium, palatinus, glandula, clavicula, pelvinus, glutaeus, patella, flexura, maxilla, fibula, tibia, femoralis, facies, fibrosus, facialis, fascia, metacarpus, ileum, ischium, metatarsus. 3. Разделите следующие слова на слоги, определите долготу или краткость предпоследнего слога и поставьте ударение: articulatio, trochlea, medius, pteygoideus, glutaeus, hypoglossus, medulla, sisnister, linea, facies, mastoideus, styloideus, deltoideus, processus, appendix, externus, labyrinthus. 4. Учитывая долготу или краткость суффиксов, поставьте ударение в словах:
tuberculum, ulnaris, cavernosus, oleosus, sacralis, solubilis, fissura, fluidus, destillatus, palatinus. 5. Поставьте ударение, при этом укажите греческие заимствования, в которых ударение сохраняется на гласной перед гласной: arcus, trachea, cerebellum, peroneus, auricula, peritoneum, ramulus, remedium, apertura, pneumonia, anaemia, laryngeus. Выполненные задания предъявите для проверки преподавателю. Если задания выполнены верно, значит, тему вы усвоили. Если есть ошибки, проработайте еще раз правила и снова разберите упражнения. 6. Заучите слова в словарной форме: (Словарная форма существительных включает именительный падеж, окончание родительного падежа и название рода
27. facies, ei, f - лицо, поверхность
ЗАНЯТИЕ 3 Тема: Структура анатомического термина. Имя существительное: а) общие сведения; б) двухсловные анатомические термины с несогласованным определением. Цель: Овладеть приемами перевода на русский язык и построения на латинском языке терминов с несогласованным определением. Значение темы: Одной из составных частей медицинской терминологии является анатомическая номенклатура. Имя существительное — основополагающая тема. Для успешного достижения цели занятия необходимо: знать грамматические категории имени существительного в латинском языке, признаки пяти склонений, словарную форму, окончания именительного и родительного падежей единственного и множественного числа, схему построения термина с несогласованным определением; уметь ориентироваться в структуре анатомического термина; определять склонение имен существительных, их основу, род, падеж, число; склонять существительные в двух числах и падежах, строить двухсловные термины с несогласованным определением. Вспомогательный материал: Чернявский М. Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. М.: Медицина, 2002; Новодранова В. Ф., Бухарина Т. Л. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Екатеринбург, 2005. План работы над темой: 1. Прочитать теоретический материал. 2. Запомнить основные сведения об имени существительном. 3. Выучить признаки пяти склонений существительного, свободную таблицу окончаний. 4. Запомнить схему построения анатомического термина с несогласованным определением. 5. Последовательно отвечая на вопросы, составить краткий конспект темы. 6. Выполнить тренировочные задания. 7. Выполнить контрольные задания. Работая над новой грамматической темой, ответить на следующие вопросы, составляя конспект темы: 1. Какие грамматические категории имеет латинское существительное? 2. Сколько родов в латинском языке? Какие? 3. Сколько чисел у латинского существительного? 4. Какие падежи имеет латинское существительное? 5. Сколько склонений в латинском языке? 6. Как определить склонение существительного? 7. Как определить род существительного? 8. Что входит в словарную форму латинских существительных? 9. Как найти основу существительного? 10. Какие окончания имеют существительные I, II, III, IV, V склонений в именительном и родительном падежах единственного и множественного числа? 11. Что такое определяемое слово"? 12.Что такое "несогласованное определение"? 13.Какова последовательность построения терминов с несогласованным определением?
Для освоения данной грамматической темы внимательно прочтите теоретический материал и разберитесь в нем. Запишите и запомните латинские названия основных грамматических категорий имени существительного. Род: masculinum — мужской, femininum — женский, neutrum — средний. Число: singularis — единственное, pluralis — множественное. Падеж: Nominativus — кто? что? — именительный, Genetivus — кого? чего? — родительный, Dativus — кому? чему? — дательный, Accusativus — кого? что? — винительный, Ablativus — кем? чем? — творительный, в ком? чем? — предложный. Склонение: I—V. Запишите и запомните следующие основные положения:
1. В латинском языке пять склонений. Склонение существительного определяется по окончанию в родительном падеже единственного числа — Gen. Sg: Окончание -ае -i -is -us -ei Склонение I II III IV V
2. Род латинского существительного определяется по окончанию в именительном падеже единственного числа —Nom. Sg. Например: Nom. Sg. - a — это окончание женского рода I склонения - us — это окончание мужского рода II склонения -ит — это окончание среднего рода II склонения и т. д.
3. Существительное в латинском языке заучивается в словарной форме, которая включает слово в именительном падеже единственного числа, окончание родительного падежа единственного числа и обозначение рода.
Например: costa, ae, f — ребро angulus, i, m — угол
4. Определять практическую основу существительного необходимо для того, чтобы просклонять его (к основе добавляется падежное окончание). Практическая основа существительного определяется путем отбрасывания окончания от родительного падежа. Например: costa, cost ae — основа cost- musculus, muscul i — основа muscul-
5. Сводная таблица окончаний существительных I — V склонений
6. Анатомические термины бывают одно-, двух-, трехслов-ные и т. д. Например: costa — ребро caput costae — головка ребра. Двухсловный термин может состоять из определяемого слова и несогласованного определения. Определяемое слово — это существительное, которое отвечает на вопросы кто'] что! и ставится в термине на первое место в именительном падеже. Несогласованное определение — это существительное, которое отвечает на вопросы кого! чего!, ставится после определяемого слова всегда в родительном падеже и не изменяется. Например: корень зуба — слово "корень" отвечает на вопрос что? — следовательно, это определяемое слово; слово "зуба" отвечает на вопрос чего? — следовательно, это несогласованное определение, оно стоит в родительном падеже. Что происходит при склонении термина? И.п. (Nom. Sg) корень зуба Р.п. (Gen. Sg.) корня зуба Д.п. (Dat. Sg.) корню зуба В.п. (Асе. Sg.) корень зуба Тв.п. (Abl. Sg) корнем зуба, т. е. склоняется только определяемое слово, а несогласованное определение остается в родительном падеже и не изменяется. Схема построения двухсловного термина с несогласованным определением: 1. Определить структуру термина по вопросам: кто, что? — определяемое слово; кого, чего? — несогласованное определение. 2. Выписать словарную форму каждого слова и определить склонение. 3. Записать определяемое слово на первом месте в именительном падеже (Norn.). 4. В словарной форме несогласованного определения найти окончание Gen.Sg. и записать несогласованное определение на втором месте в родительном падеже (Gen.). 5. Просклонять термин. NB! Несогласованное определение всегда стоит в Gen, и не изменяется! Руководствуясь данной схемой, построим термин угол ребра: угол — определяемое слово, так как оно отвечает на вопрос: что? ребра — несогласованное определение, так как отвечает на вопрос: чего? Словарная форма слов: angulus, i, m — II склонение costa, ae, f — I склонение
Поскольку несогласованное определение должно стоять в родительном падеже, подчеркнем окончание Gen.Sg. ~ ae у слова ребро — costa, -ае_, f — нам нужна именно эта форма слова. NB! На первое место ставим определяемое слово angulus, a на второе — существительное costae сразу в родительном падеже. Итак, angulus costae — угол ребра. Чтобы просклонять термин, надо помнить следующее: — определяемое слово склоняется (в нашем примере оно II склонения, см. таблицу окончаний); — для правильного склонения слова необходимо выделить его основу (по Gen.Sg.), подчеркнем ее; — несогласованное определение стоит в Gen. и не склоняется! Nom. Sg. angulus costae Gen. Sg. angul i costae Nom. PL angul i costae Gen. PL angul orum costae Прочитав весь грамматический материал, приступайте к последовательным ответам на вопросы. Ответы на вопросы 1—3 (см. с. 16) вы найдете в теоретической части занятия. Выпишите и заучите названия родов, чисел, падежей (полные и сокращенные). На вопросы 4—8 ответы найдете в теоретических материалах данного занятия или в учебнике. Сводную таблицу окончаний существительных I—V склонений заучите наизусть. БЕЗ ЗНАНИЯ ЭТОЙ ТАБЛИЦЫ СТРОИТЬ ТЕРМИНЫ НЕВОЗМОЖНО!
Ответы на вопросы 11—13 найдите в материале данного занятия. Выучите наизусть определения и схему построения терминов с несогласованным определением. Для закрепления данного грамматического материла выполните следующие тренировочные задания. Следуйте логике, рассуждайте, последовательно выполняйте все шаги. Задание 3. Пользуясь схемой, сводной таблицей и словарем, постройте термины: головка ребра, дуга позвонка, линия шеи. Чтобы убедиться, что вы разобрались в данной теме, выполните контрольное задание. Задание 4. Постройте следующие термины по схеме, просклоняйте их: перелом ребер, опухоль мозга (головного), атрофия мышц, шейка нижней челюсти, гребень головки ребра, тело ребра, спинка стопы. Покажите работу преподавателю. Если в работе нет ошибок, следовательно, вы разобрались в изучаемом грамматическом материале. Ответьте на контрольные вопросы: 1. Что входит в словарную форму существительных? 2. Что такое определяемое слово? 3. Что такое несогласованное определение? 4. Назовите окончания существительных всех пяти склонений в Nom. и Gen. Sg. и PL 5. Воспроизведите наизусть схему построения двухсловного термина с несогласованным определением.
Задание 5. Заучите следующие слова в словарной форме: 1 склонение существительных ala, ae f - крыло spina, ae, f - ость concha, ae, f - раковина vertebra, ae, f - позвонок crista, ae, f - гребень patella, ae, f - надколенник lamina, ae, f - пластинка sutura, ae, f – шов (костный) lingua, ae, f - язык tuba, ae, f - труба mandibula, ae, f - нижняя челюсть protuberantia, ae, f - выступ maxilla, ae, f - верхняя челюсть fibula, ae, f – малоберцовая кость orbita, ae, f - глазница tibia, ae, f - большеберцовая кость scapula, ae, f – лопатка 2 склонение существительных cavum, i, n – полость digitus, i, m - палец ligamentum, i, n - связка humerus, i, m – плечевая кость musculus, i, m - мышца manubrium, i, n - рукоятка septum, i, n – перегородка radius, i, m - лучевая кость sulcus, i, m – борозда sternum, i, n - грудина calcaneus, i, m – пяточная кость labium, i, n - губа 3 склонение существительных crus, cruris, n – ножка; голень pes, pedis, m – нога, стопа meninx, ngis, f – мозговая оболочка tumor, oris, m – опухоль 4 склонение существительных cornu, us, n – рог, рожок sinus, us, m - пазуха ductus, us, m – проток textus, us, m - ткань meatus, us, m проход, ход genu, us, n – колено 5 склонение существительных caries, ei, f - кариес ЗАНЯТИЕ 4 Тема: Структура анатомического термина. Имя прилагательное. Цель: Овладеть приемами перевода на русский язык и построения на латинском языке многословных анатомических терминов с согласованным определением. Значение темы: В состав многословных анатомических терминов обычно входят прилагательные. Умение понимать и строить такие термины необходимо для овладения медицинской терминологией. Для успешного усвоения данной темы вам необходимо: знать грамматические категории имени прилагательного в латинском языке, признаки прилагательных первой и второй групп, а также сравнительную и превосходную степени, состав их словарной формы, порядок согласования прилагательных с существительными; уметь ориентироваться в структуре многословных терминов с согласованным определением, определять грамматическую форму прилагательных, переводить на русский язык, строить и склонять на латинском языке многословные медицинские термины. Вспомогательный материал: 1. Чернявский М. Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. М.: Медицина, 2002; Новодранова В. Ф., Бухарина Т. Л. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Екатеринбург, 2005. 2. Рабочая тетрадь с конспектом данной темы. План работы над темой: 1. Прочитать теоретический материал занятия. 2. Выучить словарную форму прилагательных I—II склонений и превосходной степени. 3. Выучить словарную форму прилагательных III склонения и сравнительной степени. 4. Запомнить структуру анатомического термина с согласованным определением. 5. Отвечая на вопросы, составить краткий конспект темы. 6. Выполнить тренировочные задания. 7. Выполнить контрольные задания и ответить на контрольные вопросы. Базисные знания: Прежде чем приступить к работе над новой темой, повторите состав словарной формы существительного, модель определения основы, правила определения рода и склонения существительных, сводную таблицу пяти склонений, смысл понятия "определяемое слово" (см. теоретический материал и конспект соответствующей темы в грамматической тетради). Работая над темой, отвечайте последовательно на вопросы, составляйте конспект: 1. Какие грамматические категории имеет латинское прилагательное? 2. На какие группы делятся прилагательные в положительной степени? 3. Какие прилагательные относятся к первой группе? 4. Что входит в словарную форму прилагательных первой группы? 5. Как склоняются прилагательные первой группы? 6. Какие прилагательные относятся ко второй группе положи- тельной степени? 7. На какие подгруппы делится вторая группа и по какому признаку? 8. Что входит в словарную форму прилагательных с тремя родовыми окончаниями? С двумя родовыми окончаниями? С одним родовым окончанием? 9. В чем особенность словарной формы прилагательных с одним родовым окончанием? 10. Как склоняются прилагательные второй группы (перечислите окончания в Gen. Sg., Nom. и Gen. PI.)? 11. Как образуется сравнительная степень прилагательных? 12. Что входит в словарную форму прилагательных сравнительной степени? 13. Как склоняются прилагательные сравнительной степени (перечислите окончания в Nom. и Gen. Sg. и PL)? 14. Как образуется превосходная степень прилагательных? 15. Что входит в словарную форму прилагательных превосходной степени? 16. Как склоняются прилагательные превосходной степени? 17. Какую роль выполняют прилагательные в многословных анатомических терминах? 18. Что такое "согласованное определение"? 19. Как согласуется прилагательное с существительным? Приведите схему построения двухсловного термина с согласованным определением. Для освоения данной грамматической темы внимательно прочтите несколько раз теоретический материал. 1. В латинском языке, как и в русском, имена прилагательные имеют род, изменяются по числам и падежам, а также имеют три степени сравнения: положительную, сравнительную и превосходную. 2. В положительной степени прилагательные делятся на две группы: I—II склонения и III склонения. 3. К первой группе относятся прилагательные I—II склонения. Такие прилагательные имеют в мужском роде окончания - us или -ег, в женском роде -а, в среднем роде -ит. Например: гес-tus — прямой, recta — прямая, rectum — прямое; niger — черный, nigra — черная, nigrum — черное. 4. В словарную форму прилагательных входит слово в мужском роде, затем окончание женского рода и окончание среднего рода. Например: rectus, a, um — прямой, -ая, -ое; niger, gra, gram — черный, -ая, -ое. NB! Окончания даются всегда только в такой последовательности! 5. Прилагательные первой группы склоняются как существительные I и II склонения: мужской род (с окончаниями - us или -ег) и средний род (с окончанием -ит) — по II скло- нению, а женский род (с окончанием -а) — по I склонению. Например:
Чтобы закрепить данный раздел темы, выполните тренировочные задания. Задание 1. Допишите словарную форму следующих прилагательных: dexter, hypoglossus, composita, palatinum, hyoideum, sisnister, sacra, transversa. Укажите, как будет склоняться каждая родовая форма прилагательных. Проверьте свою работу по словарю. Если нет ошибок, приступайте к следующему этапу.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.302 с.) |