В курсе медицинской терминологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В курсе медицинской терминологии




Занятия

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Латинский алфавит. Фонетика. Произношение глас­ных, дифтонгов, согласных и их сочетаний.

Цель: Освоить латинский алфавит.

Значение темы: Для быстрого и правильного чтения и напи­сания медицинских терминов необходимы знание латинского ал­фавита, правильное произношение гласных, согласных, дифтон­гов и буквосочетаний. Чтобы успешно овладеть темой, студент должен:

знать все буквы и звуки латинского алфавита, уметь правильно читать гласные и дифтонги, согласные и буквосочетания.

Вспомогательный материал: Чернявский М. Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. М.: Медицина, 2002; Новодранова В. Ф., Бухарина Т. Л. Латинский язык и основы ме­дицинской терминологии. Екатеринбург, 2005.

План работы над темой:

1. Ознакомиться с краткой историей латинского языка.

2. Выучить латинский алфавит.

3. Научиться произносить гласные и согласные звуки.

4. Научиться правильно произносить дифтонги.

5. Овладеть произношением латинских и греческих буквосоче­таний.

6. Выполнить необходимые тренировочные упражнения.

7. Выполнить контрольные упражнения и ответить на вопросы для самоконтроля.

Работая над темой, последовательно отвечайте на следую­щие вопросы:

1. Сколько букв в латинском алфавите? Назовите их.

2. Какие латинские буквы обозначают гласные звуки?

3. Сколько дифтонгов в латинском языке? Что это такое?


4. Как произносятся согласные звуки?

5. Как произносятся буквосочетания qu, ngu, ti?

6. Как произносятся буквосочетания с "h" ch, ph, th, rh?

Для ответа на 1-й вопрос:

а) прочтите несколько раз латинский алфавит, чтобы запом­нить его;

б) напишите все буквы;

в) произнесите все звуки.

В латинском алфавите, которым пользуются в современных учебниках, справочниках и словарях, 25 букв. Ниже даются на­чертание, название и произношение латинских букв, принятые в учебной практике:

 

Начерта- Название Произно- Начертание Название Произноше-
ние   шение     ние
Аа A а Nn ЭН Н
ВЬ бэ   Оо О О
Сс цэ ц или к Рр ПЭ п
Dd ДЭ д Qq ку к
Ее Э э Rr эр р
Ff эф Ф Ss эс с или з
Gg гэ г Tt тэ т
Hh xa украинское г, Uu У У
    немецкое h Vv вэ в
Ii и и Xx икс КС
Jj йот й Yy ипсилон и
        (игрек)  
Kk ка к Zz зета 3
LI Mm эль эм ль м      

Звуки латинского языка делятся на гласные и согласные. Рассмотрим произношение гласных.

Гласные а, о, и произносятся, как русские. Буква е читается звуком [э], например: vertebra [вэртэбра] — позвонок.

^г- [и] — linea Гласная i

^* [й] — а) в начале слова перед гласной: iugum — ярмо,

б) в середине слова между гласными: maior — большой.

В настоящее время в этих позициях чаще пишется буква j (йот): juncture. Буква у [и] встречается только в словах греческого

10


происхождения, например butyrum [бутйрум] — сливочное масло.

Латинские гласные образуют дифтонги — сочетания двух гласных, которые произносятся как один звук или слог:

ае [э] — peritonaeum, gangraena

ое [э:] — oedema, amoeba

аи [ay] — auris

ей [эу] — pneumonia.

Если а + е или о + е не образуют дифтонга, то над е ставится разделительный знак (■•) и каждый звук читается отдельно: аёг, aloe.

Для ответа на 2-й и 3-й вопросы:

а) прочитайте объяснение темы;

б) выпишите отдельно гласные и произнесите их несколько раз, чтобы запомнить, NB! Обратите внимание на произношение гласных i, у;

в) выпишите все дифтонги с примерами и повторите их несколь­ко раз, чтобы запомнить.

Рассмотрим произношение согласных звуков. Большинство согласных произносится, как в русском языке. Особенности име­ют следующие звуки: / —    [ль] — читается мягко: /amina, /abium

— перед е, i, у, ае, ое: circulus, caecum

— в остальных случаях: caput, costa

— sulcus, domim

— между гласными и т или п: platysma, ansa

— между двумя гласными: causa.

Для овладения навыками чтения необходимо усвоить произ­ношение латинских буквосочетаний: qu — [кв] щиата [сквама]

■ [ци] — перед гласной — iniecft'o [инъекцию]

[ти] — после х, s — combusfro [комбустио], mix//o

[мйкстио]

[нгв] — перед гласной — lmgwa [лингва]

[нгу] — перед согласной — \ ingu \ a [лйнгуля]. В словах греческого происхождения встречаются буквосоче­тания с "h":

ch — [х] — cMrta [харта] rh — [р] — r/jizoma [ризома] ph — [ф] — rhaphe [рафэ] th — [т] — thorax [торакс].

и


Для ответа на 4, 5, 6-й вопросы:

а) прочитайте объяснение темы;

б) выпишите все согласные буквы, повторите их несколько раз, чтобы запомнить.

NB! Обратите внимание на произношение звуков с, s, I;

в) выпишите все буквосочетания с примерами, повторите их не­сколько раз, чтобы запомнить;

г) выпишите все буквосочетания с "h" с примерами, повторите их несколько раз, чтобы запомнить.

Вы закончили разбор темы. Для закрепления материала вы­полните следующие тренировочные задания.

1. Прочтите следующие слова:

A abdomen, abdominalis, abducens, abductor, abomasus, accessorius, acutus, adductor, anterior, apertura, apex, apophysis, ar-ticulatio, ascendens, auris, auricula, avis.

В basis, basilicus, biceps, bicornis, bifurcatio, bigeminus, blastus, brachium, brevis, bucca, bulla, bursa.

С caecum, caecalis, calcaneus, canis, caninus, caput, capftulum, car-tilago, cauda, caudalis, cerebellum, cervix, cervicalis, clavicula, clavicularis, colon, collum, columna, compositus, сбах, cranium, cutis, cystis, cytus.

D dens, densus, dentalis, derma, descendens, dexter, diaphysis, dilatator, distalis, d6rsum, dorsalis, duodenum, duodenalis, digestio.

E encephalon, enteron, endocardium, epidermis, epicardium, epigastrium, epiphysis, epitelium, equi'nes, esophagus, externus, extremitas, epiglottis, epistola.

F facies, facialis, fascia, femur, femoralis, fibrosus, fibula, fis-sura, flexor, fundus, flexura, foramen, fossa, fovea.

G ganglion, gangliosus, gaster, gastricus, genu, glandula, gluteus, granulatio, granulum, gyrus.

H haema, hepar, hepaticus, hilus, humerus, humeralis, hypogastri-um, hypoglossus, hypophysis.

I fleum, impressio, incisura, infrasternalis, infratemporalis, intestinum, intravenosus, ischium, ischiadicus, incisivus, inferior, intraoccipitalis.

L labium, labialis, labyrinthus, lac, lamina, larynx, laryngeus, latis-simuis, lingua, lingualis, liquor, lobus, lobulus, lympha, lymphaticus.

M mandibula, mastoideus, maxilla, maxillaris, medulla, medul-laris, meninx, meningeus, mesoderma, metaphysis, metatarsus.

N nucleus, nucleosus, nutricius, nasus, neoplasma, nervus, nodus, nodulus, nevus, nuclearis, nerv6sum, navicularis.

О occiput, occipitalis, oculus, omasus, omentum, opticus, osseus, ossiculum, ossificatio, osteoma, ostium, 6ticus, ovum.

P palatum, palpebra, platisma, pancreas, papilla, papillaris, paries, parietalis, pectus, pectoralis, pediculus, posterior, processus, pronator, pterygoideus, pulmo, pulmonalis, pylorus, poly nuclearis.

12


Q quercus, qualdriceps, quartus, quintus, quadrigeminus, quadrimensis, quadratus, quadrangularis.

R radius, radialis, radicularis, radix, regio, respiratorius, reticu-lum, totator, rumen, reconvalescens.

S sacrum, sacralis, scaphoideum, scapula, scapularis, septum, septulum, sphenoidalis, spongi6sus, stomachus, strictura, structura, sty-loideus, subfebrilis, superior, supinatio, sanguis, succus, sulcus, supraarticularis, sumpathicus, symphysis, sutura, synovialis.

T tegmen, truncus, tibia, tibialis, transversus, trapezius, trochan-ter, trochantericus, tuber, tuberculum, tuberosus, tunica, tumor, tarsus.

V vacca, vaccae, vagina, vaginalis, valvula, venter, ventrcilis, ven-triculus, vertebra, vertebralis, vesica, vesicularis, vitulus, vulnus, vultus, victoria.

Z zoon, zoonosis, zootomi'a, zootoxfnum, zygoma, zygom^ticus, zona, zonula.

Для закрепления темы и самоконтроля выполните следую­щие задания:

1. Прочтите и объясните произношение с в следующих словах:

capitulum, collum, corona, fractura, sulcus, oculus, cellula, processus, facies, cervix, vacca, cytus, incisura, costa, acidum, coelia, calcaneus, cauda, caudalis, cartilago, caverna, cavernosus, cavum, cella, cerebellum, cerevrum, clavicula, c61on, columna, cor, comu, cranium, cutis, cystis.

2. Прочтите и объясните произношение s в следующих словах: ossa, ossiculum, fissura, sacrum, scapula, sacralis, scapularis, secun-

dus, semen, septum, sinister, sinus, spongiosus, sternum, sternalis, seg-mentum, sulcus, sinus, synovialis, systematicus, nasus, basis, dosis, plas­ma, tuberculosis, neoplasma, tuberositas, platysma, orgamsmus, incisura.

3. Прочтите и объясните произношение сочетания ti в следу­ющих словах:

substantia, combustio, mixtio, ostium, solutio, intestinum, operdtio, dissectio, protuberantia, eminentia, auscultatio, spatium, palpatio, adductio, rotatio, vitium.

4. Прочтите следующие слова, обратите внимание на произ­ношение дифтонгов ае, ое:

larynx, radix, sanguis, haema, hepar, hepaticus, liquor, aqua, quer­cus, foetus, vertebrae, quantum, dexter, externus, fracturae, alae, mucosa, zygoma, zona, zincum, influenza, rhizoma, squama, lingua, fossae, spinae, pnoe, unguis, plexus, salpinx, extremitas, protozoa, z6on, usus, extensor, dyspnoe, anaemia, pyaemia, zoonosis, physiol6-gia, thorax, pharynx, encephalon, ischium, chronicus, pneumonia, foemculum, phalanx, pharmacon, concha, synchondrosis, hyp6physis, arthron, epiphysis, suturae, auricula, aer, aloe, rhaphe, chole, apnoe, coelia, costae, cortex, diaphysis.

13


5. Выпишите из задания 1 в рабочие тетради в два столбца слова с буквой с: в один столбец поместите слова, в которых она читается как к, в другой — слова, где с читается как ц.

6. Выпишите из задания 2 слова, в которых s читается как з.

7. Выпишите из задания 3 слова, в которых ti читается как ци.

8. Выпишите из задания 4 слова с дифтонгами ае, ое.

9. Выпишите из задания 4 слова с буквосочетаниями ph, ch, rh, th.

Повторите весь пройденный материал по вопросам, поме­щенным в начале занятия. Если вы не допустили ошибок, зна­чит, тема вами усвоена. Если ошибки допущены, проработайте последовательно еще раз занятие и выполните упражнения.

 

      

                               ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Ударение.

Цель: Овладеть правилами постановки ударения в латинских словах.

Значение темы: Будущему врачу необходимо грамотное про­изношение медицинских терминов, с правильным ударением. Для успешного овладения темой необходимо: з н а т ь правила ударения в латинских словах, у м е т ь грамотно применять их на практике.

Вспомогательный материал: Чернявский М. Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. М.: Медицина, 2002; Новодранова В. Ф., Бухарина Т. Л. Латинский язык и основы ме­дицинской терминологии. Екатеринбург, 2005.

План работы над темой:

1. Повторить тему "Алфавит".

2. Проработать материал по теме "Ударение" в данной мето­дичке.

3. Сделать краткий конспект темы в тетради.

4. Выполнить тренировочные упражнения.

5. Выполнить контрольные упражнения и ответить на вопросы для самоконтроля.

Базисные знания:

Чтобы разобраться в данной теме, повторите тему "Алфа­вит", обратите особое внимание на произношение дифтонгов и буквосочетаний. Внимательно прочтите новый грамматический материал, разберитесь в нем.

Правила ударения

1. Ударение в латинских словах ставится на второй слог от кон­ца, если он долгий.

2. Если второй слог краткий, то ударение ставится на третий слог.

3. Ударение не ставится на первый слог от конца (кроме гре­ческих слов с окончанием - id) и дальше третьего слога от конца.

NB! Помните, что счет слогов в латинских словах ведется с конца слова, а деление на слоги происходит так же, как в рус­ском языке — сколько гласных, столько слогов (только дифтон­ги образуют один слог).

Долгота и краткость слогов

Второй слог от конца является долгим, а значит, ударным, если:

1) в его состав входит дифтонг, например: gangraena;

2) гласная в нем стоит перед двумя и более согласными, напри­мер: columna, maxilla;

3) гласная стоит перед согласными х или z, например: reflexus;

4) в его состав входит долгий суффикс: - al, - ar, — i n, - os, -пг, на­пример: fractura, lateralis, pelvinus.

Второй сло г от конца является кратким, а значит, безудар­ным, если:

1) в состав второго слова входят краткие суффиксы -ей/, -Ш, -61, например: foveola, tuberculum;

2) гласная второго слога стоит перед гласной, например: curatio;

3) гласная второго слога стоит перед буквой h, например: extra-ho;

4) по исключению второй слог считается кратким перед сочета­ниями br, tr, pi и т. д., например: vertebra, quadruplex.

В латинском языке есть слова, к которым нельзя применить приведенные выше правила. В этих случаях поможет словарь, в котором долгота второго слога от конца обозначена знаком "-", например: foramen. Краткость же второго слога от конца обо­значается значком " ", например: medicus.

Работая над темой, последовательно отвечайте на вопросы:

1. Как ведется счет слогов в латинских словах?

2. Куда ставится ударение в слове, если второй слог долгий?

3. Куда ставится ударение в слове, если второй слог краткий?

4. На какой слог в латинских словах никогда не ставится ударе­ние?

5. Когда второй слог считается долгим (перечислите все слу­чаи)?

6. Когда второй слог считается кратким (перечислите все слу­чаи)?

7. Что необходимо сделать, если встретилось слово, к которому неприменимы приведенные правила?

8. Каким знаком обозначается долгота слога?

9. Каким знаком обозначается краткость слога?

Если вы без затруднений ответили на все вопросы, присту­пайте к выполнению тренировочных заданий.

1. Определите, на каком слоге должно стоять ударение в сле­дующих словах:

palpebra, pylorus, cerebellum, tibia, vesica, cerebrum, lamina, abdomen, ventriculus, fissura, vesicularis, vertebra, morbus, vertebralis, medicus, venter, occiput, unguentum, emplastrum.

2. Объясните постановку ударения в следующих словах: abductor, gangraena, accessorius, coelia, articulatio, dentalis, calca-

neus, clavicularis, femur, fossa, glandula.

3. Определите долготу или краткость второго слога от конца: pe-ro-nae-us, glu-tae-us, di-ae-ta, pro-ces-sus, pro-fun-dus, li-ga-

men-tum, ti-bi-a, pan-cre-as, ver-te-bra, te-ne-bras, sto-ma-chus, o-ry-za, re-flu-xus, em-plas-trum.

4. Определите, на каком слоге следует сделать ударение, ру­ководствуясь поставленными знаками долготы или краткости:

membrana, tunica, vagina, lamina, cartilago, apermra, acidum, musculus, canalis.

5. Прочтите слова, объясните постановку ударения: cervix, cervicalis, cauda, encephalon, acutus, fovea, clavicula, pec-

toralis, oculus, scapula, haema, maxilla, cranium, fibula, patella, tarsus, metatarsus.

Если вы справились с тренировочными заданиями, то, еще раз проработав правила ударения, выполните для закрепления и самоконтроля следующие задания:

1. Выпишите из задания 5 трехсложные и многосложные сло­ва: в один столбец — слова с ударением на втором слоге, в дру­гой — с ударением на третьем слоге от конца.

2. Определите долготу или краткость второго слога от конца слова:

scapula, cranium, cerebrum, cerebellum, fovea, cauda, vertebra, stomachus, pancreas, processus, tuberculum, fractura, muscularis, myocardium, palatinus, glandula, clavicula, pelvinus, glutaeus, patella, flexura, maxilla, fibula, tibia, femoralis, facies, fibrosus, facialis, fascia, metacarpus, ileum, ischium, metatarsus.

3. Разделите следующие слова на слоги, определите дол­готу или краткость предпоследнего слога и поставьте уда­рение:

articulatio, trochlea, medius, pteygoideus, glutaeus, hypoglossus, medulla, sisnister, linea, facies, mastoideus, styloideus, deltoideus, processus, appendix, externus, labyrinthus.

4. Учитывая долготу или краткость суффиксов, поставьте ударение в словах:

tuberculum, ulnaris, cavernosus, oleosus, sacralis, solubilis, fissura, fluidus, destillatus, palatinus.

5. Поставьте ударение, при этом укажите греческие заимство­вания, в которых ударение сохраняется на гласной перед гласной:

arcus, trachea, cerebellum, peroneus, auricula, peritoneum, ramulus, remedium, apertura, pneumonia, anaemia, laryngeus.

Выполненные задания предъявите для проверки преподава­телю. Если задания выполнены верно, значит, тему вы усвоили. Если есть ошибки, проработайте еще раз правила и снова разбе­рите упражнения.

6. Заучите слова в словарной форме:

(Словарная форма существительных включает именительный падеж, окончание родительного падежа и название рода      

  1. columna, ae, f       - столб
  2. costa, ae, f            - ребро
  3. fovea, ae, f            - ямка, ямочка
  4. vertebra,ae,f          - позвонок
  5. massa, ae, f           - масса
  6. scapula, ae, f         - лопатка
  7. substantia, ae, f     - вещество
  8. angulus, i, m         - угол
  9. brachium, i, n       - плечо
  10. collum, i, n           - шея, шейка
  11. cranium, i,n         - череп
  12. promontorium, i, n - мыс
  13. sternum, i, n         - грудина
  14. atlas, atlantis, m   - атлант, I шейный позвонок
  15. apex, icis, m         - верхушка, кончик
  16. axis, is, m             - ось; II шейный позвонок
  17. basis, is, f             - основание
  18. canalis, is, m        - канал
  19. caput, itis, n        - голова, головка
  20. corpus, oris, n      - тело
  21. dens, dentis, m     - зуб
  22. foramen, inis, n    - отверстие
  23. os, ossis, n           - кость
  24. tuber, eris, n         - бугор
  25. arcus, us, m          - дуга, арка
  26. processus, us, m   - отросток

27. facies, ei, f            - лицо, поверхность

 

 

                                                                          

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Структура анатомического термина. Имя существи­тельное:

а) общие сведения;

б) двухсловные анатомические термины с несогласованным оп­ределением.

Цель: Овладеть приемами перевода на русский язык и пост­роения на латинском языке терминов с несогласованным опре­делением.

Значение темы: Одной из составных частей медицинской терминологии является анатомическая номенклатура. Имя су­ществительное — основополагающая тема.

Для успешного достижения цели занятия необходимо:

знать грамматические категории имени существительного в латинском языке, признаки пяти склонений, словарную форму, окончания именительного и родительного падежей единственно­го и множественного числа, схему построения термина с несо­гласованным определением;

уметь ориентироваться в структуре анатомического терми­на; определять склонение имен существительных, их основу, род, падеж, число; склонять существительные в двух числах и

падежах, строить двухсловные термины с несогласованным оп­ределением.

Вспомогательный материал: Чернявский М. Н. Латин­ский язык и основы медицинской терминологии. М.: Медицина, 2002; Новодранова В. Ф., Бухарина Т. Л. Латинский язык и осно­вы медицинской терминологии. Екатеринбург, 2005.

План работы над темой:

1. Прочитать теоретический материал.

2. Запомнить основные сведения об имени существительном.

3. Выучить признаки пяти склонений существительного, сво­бодную таблицу окончаний.

4. Запомнить схему построения анатомического термина с несо­гласованным определением.

5. Последовательно отвечая на вопросы, составить краткий конспект темы.

6. Выполнить тренировочные задания.

7. Выполнить контрольные задания.

Работая над новой грамматической темой, ответить на следу­ющие вопросы, составляя конспект темы:

1. Какие грамматические категории имеет латинское существи­тельное?

2. Сколько родов в латинском языке? Какие?

3. Сколько чисел у латинского существительного?

4. Какие падежи имеет латинское существительное?

5. Сколько склонений в латинском языке?

6. Как определить склонение существительного?

7. Как определить род существительного?

8. Что входит в словарную форму латинских существительных?

9. Как найти основу существительного?

10. Какие окончания имеют существительные I, II, III, IV, V скло­нений в именительном и родительном падежах единственного и множественного числа?

11. Что такое определяемое слово"?

12.Что такое "несогласованное определение"? 13.Какова последовательность построения терминов с несогла­сованным определением?

 

Для освоения данной грамматической темы внимательно прочтите теоретический материал и разберитесь в нем.

Запишите и запомните латинские названия основных грам­матических категорий имени существительного. Род:   masculinum — мужской, femininum — женский, neutrum    — средний.

Число: singularis — единственное, pluralis   — множественное.

Падеж: Nominativus — кто? что? — именительный, Genetivus — кого? чего? — родительный, Dativus    — кому? чему? — дательный, Accusativus — кого? что? — винительный, Ablativus — кем? чем? — творительный, в ком? чем? — предложный.

Склонение: I—V.

Запишите и запомните следующие основные положения:

 

1. В латинском языке пять склонений. Склонение существи­тельного определяется по окончанию в родительном падеже единственного числа — Gen. Sg:

Окончание    -ае       -i       -is     -us    -ei

Склонение      I         II       III      IV      V

 

2. Род латинского существительного определяется по окончанию в именительном падеже единственного числа —Nom. Sg.

Например: Nom. Sg. - a — это окончание женского

рода I склонения - us — это окончание мужского

рода II склонения

-ит — это окончание среднего рода II склонения и т. д.

 

3. Существительное в латинском языке заучивается в словар­ной форме, которая включает слово в именительном падеже единственного числа, окончание родительного падежа единст­венного числа и обозначение рода.

 

Например: costa, ae, f — ребро angulus, i, m — угол

 

             Словарная форма = Nom. Sg. + Gen. Sg. + род

4. Определять практическую основу существительного необ­ходимо для того, чтобы просклонять его (к основе добавляется падежное окончание). Практическая основа существительного определяется путем отбрасывания окончания от родительного падежа.

Например: costa, cost ae — основа cost-

musculus, muscul i — основа muscul-

 

          Практическая основа = Gen. Sg. — окончание

 

 

5. Сводная таблица окончаний существительных

                             I — V склонений

 

Склонение I II III IV V
Род f m       n m, f n m n f
Nom. Sg. Gen. Sg. Nom. PI. Gen. PL -a -ae -ae -arum -us, -er -um, -on -             -i -i       -a -            -orum Разные      -is -es -a(ia) -um(-ium) -us -u -us -us -ua -uum -es  -ei – es -erum

6. Анатомические термины бывают одно-, двух-, трехслов-ные и т. д. Например: costa — ребро

caput costae — головка ребра.

Двухсловный термин может состоять из определяемого сло­ва и несогласованного определения.

Определяемое слово — это существительное, которое отве­чает на вопросы кто'] что! и ставится в термине на первое мес­то в именительном падеже.

Несогласованное определение — это существительное, кото­рое отвечает на вопросы кого! чего!, ставится после определяе­мого слова всегда в родительном падеже и не изменяется. Например: корень зуба — слово "корень" отвечает на вопрос что? — следовательно, это определяемое слово; слово "зуба" от­вечает на вопрос чего? — следовательно, это несогласованное определение, оно стоит в родительном падеже. Что происходит при склонении термина?

И.п. (Nom. Sg) корень зуба

Р.п. (Gen. Sg.) корня зуба

Д.п. (Dat. Sg.) корню зуба

В.п. (Асе. Sg.) корень зуба

Тв.п. (Abl. Sg) корнем зуба,

т. е. склоняется только определяемое слово, а несогласован­ное определение остается в родительном падеже и не изменя­ется.

Схема построения двухсловного термина с несогласованным определением:

1. Определить структуру термина по вопросам: кто, что? — оп­ределяемое слово; кого, чего? — несогласованное определе­ние.

2. Выписать словарную форму каждого слова и определить склонение.

3. Записать определяемое слово на первом месте в именитель­ном падеже (Norn.).

4. В словарной форме несогласованного определения найти окончание Gen.Sg. и записать несогласованное определение на втором месте в родительном падеже (Gen.).

5. Просклонять термин.

NB! Несогласованное определение всегда стоит в Gen, и не

изменяется!

Руководствуясь данной схемой, построим термин угол ребра:

угол — определяемое слово, так как оно отвечает на вопрос: что?

ребра — несогласованное определение, так как отвечает на вопрос: чего?

Словарная форма слов: angulus, i, m — II склонение

costa, ae, f — I склонение

 

Поскольку несогласованное определение должно стоять в родительном падеже, подчеркнем окончание Gen.Sg. ~ ae у слова реброcosta, -ае_, f — нам нужна именно эта форма слова.

NB! На первое место ставим определяемое слово angulus, a на второе — существительное costae сразу в родитель­ном падеже. Итак, angulus costae — угол ребра.

Чтобы просклонять термин, надо помнить следующее:

— определяемое слово склоняется (в нашем примере оно II склонения, см. таблицу окончаний);

— для правильного склонения слова необходимо выделить его основу (по Gen.Sg.), подчеркнем ее;

— несогласованное определение стоит в Gen. и не склоняется! Nom. Sg.     angulus costae

Gen. Sg. angul i costae Nom. PL angul i costae Gen. PL angul orum costae

Прочитав весь грамматический материал, приступайте к по­следовательным ответам на вопросы. Ответы на вопросы 1—3 (см. с. 16) вы найдете в теоретической части занятия. Выпишите и заучите названия родов, чисел, падежей (полные и сокращен­ные). На вопросы 4—8 ответы найдете в теоретических матери­алах данного занятия или в учебнике. Сводную таблицу оконча­ний существительных I—V склонений заучите наизусть. БЕЗ ЗНАНИЯ ЭТОЙ ТАБЛИЦЫ СТРОИТЬ ТЕРМИНЫ НЕВОЗ­МОЖНО!

Для закрепления

данного грамматического материала вы-

полните тренировочные задания.

 

Задание 1. Прочтите следующие существительные и опреде-

лите, к какому склонению они относятся:

 
abdomen, abdominis angulus, anguli anus, ani
reticulum, reticuli apex, apicis arcus, arcus
ala, alae atrium, atrii auris, auris
avis, avis brachium, brachii bulla, bullae
bursa, bursae caput, capitis cella, cellae
cauda, caudae carpus, carpi cavum, cavi
cerebrum, cerebri cor, cordis dens, dentis
cutis, cutis cytus, cyti derma, dermatis
dorsum, dorsi duodenum, duodeni encephalon, encephali
enteron, enteri colon, coli facies, faciei
fascia, fasciae femur, femoris fibula, fibulae
foramen, foraminis fossa, fossae frons, frontis
ganglion, ganglii gaster, gastris genu, genus
gyrus, gyri haema, haematis hepar, hepatis
humerus, humeri ileum, ilei ischium, ischii
labium, labii lobus, lobi lamina, laminae
meninx, meningis larynx, laryngis occiput, occipitis
oesophagus, oesophagi os, oris os, ossis
ostium, ostii pancreas, pancreatis pars, partis
pectus, pectoris pelvis, pelvis pes, pedis
pharynx, pharyngis pylorus, pylori radix, radicis
processus, processus rete, retis rumen, ruminis
sanguis, sanguinis splen, splenis spondylus, spondyli
stoma, stomatis stroma, stromatis vulnus, vulneris
radius, radii regio, regionis tendo, tendinis
thorax, thoracis ductus, ductus cornu, cornus
sinus, sinus species, speciei rabies, rabiei
caries, cariei tractus, tractus systema, systematis

Задание 2. Выделите основу существительных:

apex, apicis, m arcus, arcus, m auris, auris, f
caput, capitis, n cerix, cervicis, f cornu, cornus, n
cystis, cystis, f dens, dentis, m derma, dermatis, n
formen, foraminis, n facies, faciei, f femur, femoris, n
haema, haematis, n os, ossis, n os, oris, n
processus, processus, m pulmo, pulmonis, m stoma, stomatis, n
thorax, thoracis, m venter, ventris, m larynx, laryngis, m

Ответы на вопросы 11—13 найдите в материале данного за­нятия. Выучите наизусть определения и схему построения тер­минов с несогласованным определением.

Для закрепления данного грамматического материла выпол­ните следующие тренировочные задания. Следуйте логике, рас­суждайте, последовательно выполняйте все шаги.

Задание 3. Пользуясь схемой, сводной таблицей и словарем, постройте термины:

головка ребра, дуга позвонка, линия шеи.

Чтобы убедиться, что вы разобрались в данной теме, выпол­ните контрольное задание.

Задание 4. Постройте следующие термины по схеме, про­склоняйте их:

перелом ребер, опухоль мозга (головного), атрофия мышц, шейка нижней челюсти, гребень головки ребра, тело ребра, спинка стопы.

Покажите работу преподавателю. Если в работе нет оши­бок, следовательно, вы разобрались в изучаемом грамматичес­ком материале.

Ответьте на контрольные вопросы:

1. Что входит в словарную форму существительных?

2. Что такое определяемое слово?

3. Что такое несогласованное определение?

4. Назовите окончания существительных всех пяти склонений в Nom. и Gen. Sg. и PL

5. Воспроизведите наизусть схему построения двухсловного тер­мина с несогласованным определением.

    

Задание  5. Заучите следующие слова в словарной форме:

1 склонение существительных

ala, ae f - крыло                              spina, ae, f - ость

concha, ae, f - раковина                 vertebra, ae, f - позвонок

crista, ae, f - гребень                      patella, ae, f - надколенник

lamina, ae, f - пластинка                sutura, ae, f – шов (костный)

lingua, ae, f - язык                          tuba, ae, f - труба

mandibula, ae, f - нижняя челюсть protuberantia, ae, f - выступ  

maxilla, ae, f - верхняя челюсть   fibula, ae, f – малоберцовая

                                                                                                   кость

orbita, ae, f - глазница                   tibia, ae, f - большеберцовая                      

                                                                                        кость scapula, ae, f – лопатка

2 склонение существительных

 cavum, i, n – полость                     digitus, i, m - палец

 ligamentum, i, n - связка               humerus, i, m – плечевая кость

 musculus, i, m - мышца                 manubrium, i, n - рукоятка

 septum, i, n – перегородка             radius, i, m - лучевая кость

 sulcus, i, m – борозда                     sternum, i, n - грудина

 calcaneus, i, m – пяточная кость    labium, i, n - губа

3 склонение существительных

 crus, cruris, n – ножка; голень        pes, pedis, m – нога, стопа

 meninx, ngis, f – мозговая оболочка tumor, oris, m – опухоль

4 склонение существительных

 cornu, us, n – рог, рожок                 sinus, us, m - пазуха

 ductus, us, m – проток                     textus, us, m - ткань

 meatus, us, m проход, ход             genu, us, n – колено                                               

5 склонение существительных

 caries, ei, f - кариес

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Структура анатомического термина. Имя прилага­тельное.

Цель: Овладеть приемами перевода на русский язык и пост­роения на латинском языке многословных анатомических тер­минов с согласованным определением.

Значение темы: В состав многословных анатомических тер­минов обычно входят прилагательные. Умение понимать и стро­ить такие термины необходимо для овладения медицинской тер­минологией.

Для успешного усвоения данной темы вам необходимо: знать грамматические категории имени прилагательного в латинском языке, признаки прилагательных первой и второй групп, а также сравнительную и превосходную степени, состав

их словарной формы, порядок согласования прилагательных с существительными;

уметь ориентироваться в структуре многословных терминов с согласованным определением, определять грамматическую фор­му прилагательных, переводить на русский язык, строить и скло­нять на латинском языке многословные медицинские термины.

Вспомогательный материал:

1. Чернявский М. Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. М.: Медицина, 2002; Новодранова В. Ф., Бухари­на Т. Л. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Екатеринбург, 2005.

2. Рабочая тетрадь с конспектом данной темы.

План работы над темой:

1. Прочитать теоретический материал занятия.

2. Выучить словарную форму прилагательных I—II склонений и превосходной степени.

3. Выучить словарную форму прилагательных III склонения и сравнительной степени.

4. Запомнить структуру анатомического термина с согласован­ным определением.

5. Отвечая на вопросы, составить краткий конспект темы.

6. Выполнить тренировочные задания.

7. Выполнить контрольные задания и ответить на контрольные вопросы.

Базисные знания:

Прежде чем приступить к работе над новой темой, повтори­те состав словарной формы существительного, модель опреде­ления основы, правила определения рода и склонения существи­тельных, сводную таблицу пяти склонений, смысл понятия "оп­ределяемое слово" (см. теоретический материал и конспект со­ответствующей темы в грамматической тетради).

Работая над темой, отвечайте последовательно на вопросы, со­ставляйте конспект:

1. Какие грамматические категории имеет латинское прилага­тельное?

2. На какие группы делятся прилагательные в положительной степени?

3. Какие прилагательные относятся к первой группе?

4. Что входит в словарную форму прилагательных первой группы?

5. Как склоняются прилагательные первой группы?

6. Какие прилагательные относятся ко второй группе положи-

тельной степени?

7. На какие подгруппы делится вторая группа и по какому при­знаку?

8. Что входит в словарную форму прилагательных с тремя ро­довыми окончаниями? С двумя родовыми окончаниями? С одним родовым окончанием?

9. В чем особенность словарной формы прилагательных с од­ним родовым окончанием?

10. Как склоняются прилагательные второй группы (перечисли­те окончания в Gen. Sg., Nom. и Gen. PI.)?

11. Как образуется сравнительная степень прилагательных?

12. Что входит в словарную форму прилагательных сравнитель­ной степени?

13. Как склоняются прилагательные сравнительной степени (пе­речислите окончания в Nom. и Gen. Sg. и PL)?

14. Как образуется превосходная степень прилагательных?

15. Что входит в словарную форму прилагательных превосход­ной степени?

16. Как склоняются прилагательные превосходной степени?

17. Какую роль выполняют прилагательные в многословных анатомических терминах?

18. Что такое "согласованное определение"?

19. Как согласуется прилагательное с существительным? Приведите схему построения двухсловного термина с согла­сованным определением.

Для освоения данной грамматической темы внимательно прочтите несколько раз теоретический материал.

1. В латинском языке, как и в русском, имена прилагатель­ные имеют род, изменяются по числам и падежам, а также име­ют три степени сравнения: положительную, сравнительную и превосходную.

2. В положительной степени прилагательные делятся на две группы: I—II склонения и III склонения.

3. К первой группе относятся прилагательные I—II склоне­ния. Такие прилагательные имеют в мужском роде окончания - us или -ег, в женском роде -а, в среднем роде -ит. Например: гес-tus — прямой, recta — прямая, rectum — прямое; niger — черный, nigra — черная, nigrum — черное.

4. В словарную форму прилагательных входит слово в муж­ском роде, затем окончание женского рода и окончание средне­го рода. Например: rectus, a, um — прямой, -ая, -ое; niger, gra, gram — черный, -ая, -ое.

NB! Окончания даются всегда только в такой последова­тельности!

5. Прилагательные первой группы склоняются как суще­ствительные I и II склонения: мужской род (с окончаниями - us или -ег) и средний род (с окончанием -ит) — по II скло-

нению, а женский род (с окончанием -а) — по I склонению. Например:

 

  m f n m f n
Norn. Sg. rectus recta rectum niger nigra nigrum
Gen. Sg. i ae i gri grae gri
Nom. PI. i ae a gri grae gra
Gen. PI. orum arum orum orum arum orum
  II СКЛ. I СКЛ. II СКЛ. Пекл. 1скл. Пекл.

Чтобы закрепить данный раздел темы, выполните тренировоч­ные задания.

Задание 1. Допишите словарную форму следующих прилага­тельных:

dexter, hypoglossus, composita, palatinum, hyoideum, sisnister, sacra, transversa.

Укажите, как будет склоняться каждая родовая форма при­лагательных.

Проверьте свою работу по словарю. Если нет ошибок, при­ступайте к следующему этапу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.302 с.)