Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика работы учителя музыки. Исследования современных ученых по вопросу основных функций учителя.

Поиск

 Урок музыки - урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение. И драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам. Т.е. в целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства.

На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыки.

Замысел урока призван учитывать современное состояние культурной обстановке в обществе, сегодняшнее восприятие жизни учащихся, ибо то что сегодня кажется неинтересным учителю музыканту, почти наверняка будет неактуальным и для учеников.

Творческий замысел учителя реализуется прежде всего в выборе методических приемов изучения произведения, освоение песни, становления музыкальных потребностей учащихся, их способностей. В процессе подготовка урока вырисовываются и другие его компоненты: повторение усвоенного на предыдущих занятиях, закрепление произведения в сознании учащихся, характер возможного домашнего задания. В это время происходит подбор певческих упражнений к конкретному хоровому произведению, поиск музыкального материала, на примере которого может быть предусмотрена возможность услышать сочинение в разных интерпретациях, постановка проблемных заданий.

Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе «педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания» [1; с. 46]. Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая обуславливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.

14. Общедидактические и музыкально-педагогические методы обучения в общеобразовательной школе; словесные; наглядно-слуховые; художественно-практические; активизации музыкальной деятельности.

|Словесные

-беседа

-рассказ

-объяснение

|Активизация музыкальной деятельности

-метод эмоционального воздействия (эффект удивления и успеха)

-создание поисковых ситуаций

-метод сравнения

|Наглядно-слуховые

-музыкальное произведение

-презентация

|Художественно-практические

-упражнение

-игровые ситуации

-творческие задания

Разнообразные методы музыкального обучения применяются не изолированно, а в различных сочетаниях. Только в этом случае можно добиться успеха в овладении учебного материала.

 

15. Ведущие методы музыкального обучения: музыкального обобщения; "забегание" вперед и "возвращение" к пройденному; эмоциональной драмотургии; Методика их реализации на уроках.

Под методами музыкального образования понимаются определенные действия педагога и учащихся, Это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития учащихся.
Так, метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыке.
Э. Б. Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода:
– активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубления ее;
– ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулированием детьми вывода;
– закрепление знания в разных видах учебной деятельности ребенка.
В силу направленности метода обобщения на развитие художественного мышления Д. Кабалевский считал данный метод основным в музыкальном обучении школьников.
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному направлен на формирование у детей целостного представления о музыке. В программе Кабалевского данный метод реализуется на нескольких уровнях связи между этапами обучения, темами четвертей и музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы.
Принципами метода эмоциональной драматургии являются: эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона урока.Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода – «режиссура» структуры урока, определение его кульминации.

 

16. Структура урока, основное содержание и распределение времени на различные этапы урока музыки в начальных классах.

Урок открытия нового знания(введения в новую тему)

1) Организационный момент (1,5 мин.)

 - вход под музыку

- музыкальное приветствие

- посадка детей

2) актуализация знаний (3-4 мин.)

- вспомнить пройденный материал

3) объяснение нового материала (15-17 мин.)

- беседа и слушание музыки

- знакомство с новым материалом

4) Физ. Минутка (1,5 мин.)

5) Вокально- хоровая работа (10-12 мин.)

- распевание и разучивание песни

6) закрепление нового пройденного материала (3 мин.)

7) Итог урока, домашнее задание (2 мин.)

8) рефлексия (примерно 1,5 мин.)

 

 

17. Восприятие музыки как основной вид деятельности на уроке музыки. Этапы и методы освоения музыкального произведения. Подготовка учителя к изучению музыкального произведения на уроке.

1)Восприятие музыки – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

Музыка воздействует на человека благодаря целому комплексу выразительных средств. Это:

· Ладогармонический склад

· Ритм

· Тембр

· Темп

· Динамика

Восприятие музыки происходит в результате творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный музыкально-слуховой и жизненный опыт.

2)Музыкальное произведение как художественная целостность, этапы и методы его освоения – является одной из важнейших проблем музыкальной педагогики.

Ознакомление с произведением — это Начальный этап работы над музыкальным произведением,создание учащимся первоначального художественного образа обусловливает необходимость расширения его интеллектуального уровня, развития синтетического мышления, обогащения музыкального багажа. Этап ознакомления с музыкальным произведением имеет свои особенности. В начале работы преподавателю следует побеседовать с учеником о создателе произведения; об эпохе, в которой оно возникло. Далее следует проанализировать произведение более подробно: охарактеризовать образный строй, выявить сюжетную линию, если произведение программно, рассмотреть элементы музыкального языка, в том числе обратить внимание на единство или разнообразие темпов. Задача преподавателя построить с учеником живую интересную беседу.

Исполнительский анализ — это Второй этап работы над музыкальным произведением предполагает углубленное изучение авторского текста. Ознакомившись с произведением, ученик приступает к тщательному прочтению текста, к его разбору.

Подробный анализ авторского текста целесообразно проводить, используя следующие методические приемы: возврат на определенное расстояние; счет вслух; простукивание или прохлопывание ритмического рисунка каждого из голосов до игры на инструменте и т.д.
3)Создавая урок музыки, следует учитывать одно обстоятельство, сопровождающее процесс обучения современных школьников.

Следующий этап зарождения замысла урока – формирование ясного представления, для кого он готовится, какой именно класс на предстоящих уроках будет приобщаться к музыке.

Следующий круг вопросов связан с формами деятельности учителя на уроке. Э Творческий замысел учителя реализуется прежде всего в выборе методических приемов изучения произведения, освоения песни, становления музыкальных потребностей учащихся, их способностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.112 (0.008 с.)