Структура проведения интервью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура проведения интервью



 

Какой тип интервью будет использован, иногда решается в ходе со-беседования, хотя квалифицированный специалист по менеджменту обяза-тельно готовится к разговору, продумывает структуру беседы исходя из тре-бований вакансии.

 

Интервью может проходить различным образом. Каждый интервью-ер имеет свой стиль проведения беседы с претендентом. Тем не менее, как бы ни складывалась беседа, она имеет три основных части: вступление, основ-ную часть и завершение. Каждая из этих частей содержит различное соче-


 

85


тание вопросов для обсуждения. В общем виде структуру собеседования мож-но представить следующим образом.

 

Вступление. Приветствие. Общение соискателя и работодателя начи-нается с краткого ознакомления претендента на вакансию с функциями и пол-номочиями интервьюера, его должностью и порядком проведения интер-вью и т. п.

 

Установление контакта претендента с интервьюером. В это время бу-дет задано несколько вопросов общего характера, чтобы снять напряжение: «Как Вы доехали?», «Не было пробок на дороге?», «Быстро нашли здание компании (или дорогу)?».

 

Деловой этикет требует того, чтобы предоставить краткую информа-цию о компании и той позиции, на которую производится подбор, поэтому интервьюер компании кратко коснется этой темы.

 

Интервьюер будет отслеживать в своей работе по отношению к кан-дидату следующие психологические моменты:

 

● визуальный контакт (выдерживает ли кандидат взляд собеседника во время разговора);

 

● язык жестов (кандидату следует сидеть со слегка наклоненным впе-ред корпусом, при приветствии будет уместно доброжелательное рукопо-жатие, во время разговора рекомендуется избегать скрещивания рук, ног);

 

● громкость, интонации и скорость речи (для интервью оптимальны средняя скорость, меняющийся тон с некоторой эмоциональностью);

 

● физическое расстояние (его может установить сам претендент, этот момент также определенным образом может характеризовать кандидата);

 

● дыхание (по дыханию претендента можно определить, волнуется он или нет, и с чем это связано) и т. д.

 

Хотя вопросы задаются для того, чтобы дать претенденту почувство-вать себя спокойно, последнему нужно помнить, что впечатление, которое он произведет в начале беседы, сохранится во время всего собеседования.

 

Для успешного прохождения интервью специалисты рекомендуют кан-дидатам соблюдать следующие правила.

 

● Не жевать жевательную резинку, не теребить в руках посторонние предметы, отключить мобильный телефон.

 

● Быть в контакте с собеседником, следить за его логикой, не преры-вать, давать ему лидировать.

 

● Оперативно реагировать на вопросы, говорить кратко и по делу.

 

● Сохранять вежливый тон, не нервничать.


 

86


● Избегать сленга, говорить доступным и чистым языком.

 

● Избегать упоминания о личных, семейных и финансовых проблемах, разговоров о политике и религии, фактах из «желтой» прессы.

 

● Улыбаться интервьюеру, быть искренним и оставаться самим собой. Основная часть. В этой части уточняется информация о соискателе,

 

указанная в его резюме, задаются вопросы, позволяющие выяснить его про-фессионализм и мотивацию, принимается решение принять или отклонить кандидатуру претендента. В общем виде вопросы касаются профессиона-лизма соискателя и затрагивают его профессиональные выбор, опыт, дости-жения, личностные и деловые качества.

 

Профессиональный выбор. Достаточно часто вопросы собеседованиякасаются профессионального выбора претендента: «Как Вы выбрали универ-ситет (колледж, курсы), который Вы окончили?», «Почему Вам понадобилось дополнительное образование (профпереподготовка, квалификационный атте-стат и т. д.)?», «Чем Вас привлекает эта профессия (работа)?» и др. Помимо фактической информации интервьюер получает возможность узнать осознан-ность профессионального выбора, способность претендента к получению об-разования, его стремление к самообразованию и т. п. Выпускники вузов, от-вечая на подобные вопросы, могут показать престижность и уникальность по-лученного образования, подчеркнуть познавательные способности.

 

Профессиональный опыт. Часто интервьюер начинает основную частьсобеседования с прямого вопроса, например: «Какие навыки, необходимые для этой позиции, у Вас есть?». Цель этих вопросов состоит в том, чтобы по-нять, как претендент намерен использовать свои знания, навыки и способнос-ти в будущей работе.

 

Вопросы, касающиеся профессионального опыта, могут быть следую-щими: «Расскажите подробнее, какие обязанности Вам приходилось выпол-нять? Каких результатов удалось достичь?», «Какие аспекты работы в долж-ности… Вы считаете наиболее важными?», «В каких областях, необходимых для данной работы, Вы считаете себя наиболее подготовленным? Каковы ос-нования для такой оценки?», «Какими полезными навыками, кроме необхо-димых для работы, Вы владеете? Чем они могут быть полезны?», «Приходи-лось ли Вам совершать ошибки? Какие?», «Опишите привычный вам рабо-чий день: что и как Вы делаете?», «В каком окружении Вам нравится рабо-тать? С каким руководителем Вам было комфортнее всего работать?», «Ка-кие вопросы Вам приходилось решать в ходе работы?».


 

87


 

Такие вопросы преследуют цель лучше узнать профессиональный опыт претендента на вакансию, а также оценить его способность «адаптировать» свой профессиональный опыт к требованиям вакансии. При этом ответы на подобные вопросы помогают оценить адекватность представлений канди-дата о будущей работе, отсутствие которых всегда может служить причи-ной для отказа соискателю в вакантной должности.

 

Для выпускников вузов, не имеющих, как правило, профессиональ-ного опыта, имеют значение требуемые для вакансии знания, практические умения и навыки, полученные в результате прохождения учебных практик. Любой опыт работы будет характеризовать выпускника как человека, об-ладающего необходимыми для работы качествами. Выпускник как соиска-тель должен знать, что если приглашен на собеседование, значит компания считает, что у него есть потенциал.

 

Профессиональные достижения. Соискателю следует понимать,чтоинтервьюеру важно не только получить достоверную информацию о профес-сиональных навыках претендента, но и узнать, добивался ли кандидат ка-ких-либо высоких результатов на прежней работе и какие достижения он имел в предыдущем опыте работы или учебе. Вопросы, касающиеся этой темы, будут звучать следующим образом: «Какие успехи были достигнуты? Что было критерием успеха?», «Соответствовали достигнутые результаты Вашим ожиданиям, ожиданиям руководства?», «Возникали ранее трудности, связанные с установленными сроками или требованиями руководства? Как Вы их решали?», «Инициатором каких идей Вы были? Использовались они в работе? Если нет, то почему?».

 

Выпускнику вуза за неимением практического опыта следует расска-зывать о достижениях, полученных в годы учебы. Это могут быть особые за-дания и обязанности, которые приходилось выполнять, или внеучебная дея-тельность, сопряженная с проявлением инициативы и самостоятельности.

 

Личностные и деловые качества. Работодатели,как правило,заинтере-сованы в получении в штат человека, обладающего необходимыми им лично-стными и деловыми качествами. Особенно ценятся такие качества, как уме-ние работать в команде, лояльность к компании, культура общения и др. Во-просы для определения перечисленных качеств могут быть следующими: «Ка-ковы Ваши сильные и слабые стороны?», «Приходилось Вам в прошлом применять лидерские качества?», «Какие инициативы исходили от Вас и к ка-ким результатам это привело?», «В каких случаях Вы готовы брать на себя


 

88


ответственность?», «Какие из деловых или личностных качеств Вы больше всего цените в других людях?», «Нравится ли Вам учиться? Какие формы обу-чения Вы предпочитаете?».

 

С помощью ответов на эти вопросы соискатель сможет рассказать о се-бе, показав свои преимущества. Выпускнику-соискателю следует действовать точно таким же образом, но с удвоенными усилиями демонстрируя свое же-лание работать, открытость и энтузиазм, т. е. те качества, которые выгодно вы-делят его на рынке труда.

 

Специалисты отмечают, что обычно профессиональные и личностные вопросы на собеседовании выстраиваются в строгой последовательности.

 

Однако к концу беседы интервьюер может попросить дать дополнительную информацию по какому-то вопросу, обсуждавшемуся ранее, или уточнить что-либо. К этому нужно быть готовым соискателю с любым профессио-нальным опытом.

 

В основной части после обсуждения вышеописанной информации ин-тервьюер может заострить свое внимание на вопросах о заработной плате,

о семье и на других личных вопросах.

 

Вопросы о заработной плате обсуждаются в конце основной частиинтервью. Интервьюер может задать следующий вопрос: «На какую зарпла-ту вы рассчитываете?».

 

Не нужно отвечать на этот вопрос уклончиво, как делают многие: «Указанная в объявлении сумма меня вполне устроит», или отвечать во-просом на вопрос: «А сколько Вы планируете платить?». Специалисты ре-комендуют соискателю изучить вилку заработной платы по данной профес-сиональной деятельности на рынке труда и называть сумму сообразно сво-ему опыту и профессиональным критериям.

 

Вопросы о семье и другие личные вопросы (о возрасте,месте житель-ства кандидата) обычно задаются только при действительной их значимо-сти для будущей работы. Аналогичная ситуация с вопросами о возможнос-ти ездить в командировки. Если вопросы заданы, а соискатель не видит свя-зи этих вопросов с требованиями вакансии, он может успокоить интервью-ера, пояснив, что данные сведения о его личной жизни никак не повлияют на выполнение им служебных обязанностей.

 

Вопросы о семье часто звучат следующим образом: «Расскажите о сво-ей семье», «Как члены Вашей семьи оценивают Ваши профессиональные успехи?», «Удается ли Вам сочетать профессиональные и семейные де-


 

89


ла?». Молодым людям могут быть заданы вопросы о способах проведения свободного времени, хобби и их общественной деятельности.

 

Завершение. Это итоговая часть разговора,которая должна прохо-дить в неторопливой манере. Обычно вопросы в этой части беседы имеют обобщенный характер или касаются особенностей будущего взаимодей-ствия и выполнения должностных обязанностей: «Почему Вы хотите по-лучить именно эту работу?», «Как долго Вы планируете проработать в на-шей компании?», «Как быстро Вы можете приступить к работе в случае положительного решения?»

 

В конце собеседования кандидату могут предложить задать любые возникшие у него вопросы. При этом соискателю всегда нужно помнить,

 

что его оценивают на протяжении всего разговора и впечатление о нем бу-дет зависеть и от того, как он завершит общение с интервьюером.

 

Вопросы кандидата. У кандидата обязательно должно быть заготов-лено несколько вопросов для того, чтобы у интервьюера не создалось впе-чатления, что перед ним поверхностный человек. Лучше, если вопросы бу-дут предполагать положительные ответы от интервьюера. Задавая подго-товленные хорошо обдуманные вопросы, можно убедить интервьюера, в серь-езности намерений кандидата. Также вопросами можно показать, что соис-катель заинтересован в вакансии и много знает о компании.

 

Специалисты рекомендуют соискателям задавать работодателю во время интервью следующие вопросы.

 

● Каковы текущие задачи бизнеса и особенности корпоративной куль-

 

туры компании?

 

● В чем заключаются главные должностные обязанности и задачи по-

 

зиции (нужно узнать, какие обязанности возлагаются на сотрудника этой по-зиции, чтобы сопоставить свои интересы и профессиональные качества с тем, что на самом деле требуется)?

 

● Каковы специальные требования к должности (сертификаты, язык,

 

знание специальных программ)?

 

● Какие качества и навыки требуются для данной вакансии?

 

● Какие основные трудности и проблемы в достижении целей на этой

 

работе?

 

● Какова причина увольнения предыдущего работника с этой должности?

 

● Как часто меняются люди на этой должности?


 

 

90


● Какой уровень подчиненности по должности (сколько начальников

 

«выше» Вас?)?

 

● Кто является непосредственным руководителем (ФИО, должность)?

 

● Сколько человек будет в подчинении?

 

● Как происходит продвижение по служебной лестнице?

 

● В каком месте придется работать и часто ли нужно будет ездить

 

в командировки?

 

● Сколько длится испытательный срок?

 

● Каковы перспективы и программы поддержки карьерного роста, есть ли курсы повышения квалификации?

 

● Приняты ли в компании переработки (оплачиваемые или нет), су-

 

ществует ли система штрафов?

 

При выяснении интересующих сведений соискатель должен следить за реакцией собеседника: если последнему не комфортно отвечать, не нуж-но на него «давить», но следует сделать определенные выводы по поводу предлагаемой вакансии, организации и др. Многое может сказать о собесед-нике принятая им поза: сложенные руки и перекрещенные ноги означают, что человек напряжен и недоволен вопросами. В таком случае кандидату не-обходимо переключиться на какую-то другую тему, например, похвалить компанию или офис, смягчить тон, снять напряжение шуткой.

 

Признаками недовольства и ухудшения контакта являются следующие:

 

● изменение позы после неудобного вопроса;

 

● отведение в сторону глаз при разговоре, прикрытие рта рукой;

 

● невербальные жесты: касание кончика носа, мочки уха или потира-

 

ние бровей или глаз;

 

● нахмуривание (движение) бровей с одновременным взглядом вниз

 

«першение» в горле, покашливание;

 

● мгновенное изменение размера зрачков (чаще – сужение);

 

● возникновение определенной агрессии в поведении, недовольные замечания или высказывания.

 

Окончание собеседования. Интервьюер обычно завершает собеседо-вание, рассказывая о том, что будет дальше – последует ли продолжение (еще одно собеседование, тестирование и т. д.), после которого соискателя проинформируют об окончательном решении, позвонив по телефону или отправив ему письмо.


 

91


Примерный список вопросов для интервью

 

Соискателю при подготовке к интервью следует ознакомиться с при-мерным списком вопросов, которые очень часто задают интервьюеры кан-дидатам на вакантную должность.

 

Вопросы общего характера

 

1. Ваше последнее место работы?

 

2. О чем Вы будете сожалеть, уволившись с предыдущего места ра-

 

боты? Сколько времени Вы готовы там еще проработать?

 

3. С каким количеством коллег Вам приходилось непосредственно взаимодействовать, выполняя служебные обязанности?

 

4. С какими коллегами (опишите их личные и профессиональные ка-

 

чества) Вам больше нравилось работать, с какими меньше? Почему?

 

5. Сколько звонков Вы принимали в течение рабочего дня? Сколько делали сами? Укажите в числах.

 

6. Чему новому Вы обучились на предыдущем месте работы?

 

7. Что Вам больше всего нравилось на предыдущей работе?

 

8. Что Вам меньше всего нравилось в работе?

 

9. Какова была Ваша первоначальная заработная плата на занимаемом рабочем месте?

 

10. Какова Ваша заработная плата на текущий момент?

 

11. Какими еще доходами Вы располагаете на текущий момент?

 

12. Каким образом Вы распределяете свои доходы?

 

13. Как зовут Вашего непосредственного начальника? Укажите его

 

телефон.

 

14. Что Вам больше всего нравилось в работе Вашего руководителя?

 

15. Что Вам меньше всего нравилось в его работе?

 

16. Какое свое профессиональное достижение на последнем месте ра-

 

боты Вы считаете самым важным?

 

17. Как бы Вы оценили компанию, в которой работаете? Какие у нее сильные и слабые стороны?

 

18. Какую финансовую прибыль Вы принесли компании, в которой работаете?

 

19. Каковы были Ваши упущения на данном рабочем месте?

 

20. Какова продолжительность рабочего дня на Вашем предыдущем месте работы?


 

92


Вопросы для опредления лояльности по отношению к фирме

 

1. Почему Вы решили искать работу на нашем предприятии?

 

2. Когда и каким образом Вы приняли это решение?

 

3. Какая из существующих вакансий для Вас наиболее интересна?

 

4. Что Вы знаете о нашем предприятии?

 

5. Что Вы думаете о нашей компании, ее размерах, количестве сотруд-

 

ников, характере деятельности и конкурентоспособности?

 

6. Что бы Вы предложили изменить в работе нашей компании?

 

7. Какую пользу, на Ваш взгляд, Вы можете принести нашей компании?

 

8. Как скоро Вы начнете приносить пользу нашей компании?

 

9. Что Вам необходимо (какая помощь, обучение), чтобы эффективно выполнять свои обязанности?

 

10. Что Вам нужно для того, чтобы начать работу немедленно?

 

11. В чем, на Ваш взгляд, Ваши преимущества перед другими возмож-

 

ными кандидатами на данную должность?

 

12. В чем Ваши недостатки (по сравнению с другими возможными кандидатами на данную должность)?

 

13. Как долго Вы планируете работать в нашей компании?

 

14. В каких случаях (по каким причинам) Вы можете покинуть нашу компанию?

 

15. На какую заработную плату Вы претендуете? В какой форме?

 

16. Каким образом Вы планируете ее расходовать?

 

17. Какие условия труда для Вас наиболее приемлемы (режим рабо-

 

ты, командировки и др.)?

 

18. Каким образом Вы планируете строить свои взаимоотношения с но-

 

вым руководством?

 

19. Каким образом Вы планируете строить свои взаимоотношения с кол-

 

легами по работе?

 

20. Какие действия Вы готовы самостоятельно предпринять, чтобы быть более успешным на новом месте работы?

 

Вопросы, касающиеся карьерного пути потенциального кандидата

 

1. Каким образом и когда Вы приняли решение учиться по данной спе-

 

циальности?

 

2. Каков средний балл Вашего аттестата, диплома?


 

93


3. Какие любимые предметы у Вас были в школе, ПТУ, техникуме,

 

вузе? Почему?

 

4. Какие еще профессии, специальности, учебные заведения Вас то-

 

гда привлекали?

 

5. Почему Вы выбрали эти специальности для своего обучения? Со-

 

жалеете ли вы об этом?

 

6. Кто или что повлияло на Ваше решение при выборе профессии?

 

7. На каких курсах Вы обучались?

 

8. Каким образом Вы туда попали?

 

9. Каков результат Вашего обучения на этих курсах, что Вы изменили

 

в своей профессиональной деятельности?

 

10. Какие Вы строите профессиональные планы на ближайшее бу-

 

дущее (1–5 лет)?

 

11. Какие профессиональные планы Вы строите на далекое (от 5 лет)

 

будущее?

 

12. Какой доход Вы планируете получать через год, три года, пять,

 

десять лет?

 

13. Какие действия Вы готовы предпринять для достижения матери-

 

ального благополучия?

 

14. Каковы Ваши планы относительно своего дальнейшего образования?

 

15. Каковы Ваши лучшие профессиональные достижения?

 

16. Сколько часов в день Вы обычно работаете?

 

17. Сколько дней в неделю Вы обычно работаете?

 

18. Где и каким образом Вы искали работу (кроме нашего предприятия)?

 

19. Каковы Ваши успехи в этом поиске?

 

20. Кто из Вашего руководства, Ваших коллег, подчиненных мог бы

 

Вас рекомендовать? Укажите его фамилию, имя, отчество, Ваши профес-сиональные взаимодействия с ним и телефоны для связи.

 

Вопросы для получения дополнительной информации о кандидате

 

1. Какие вина (алкогольные напитки) Вы предпочитаете? Как часто Вы их употребляете?

 

2. Курите ли Вы? Сколько сигарет в день? С какого возраста? Какие сигареты Вы курите? Пытались ли Вы бросить?

 

3. Как часто за последние 5 лет Вы были на больничном листе? Ка-

 

кие у Вас были заболевания (в том числе и хронические)?


 

94


4. Каким образом Вы проводите свое свободное время?

 

5. Каким спортом Вы увлекаетесь? Как долго? Каким образом и где проходят Ваши занятия?

 

6. Какие еще хобби у Вас есть?

 

7. В какой квартире Вы живете (сколько комнат, тип квартиры, нали-

 

чие телефона)?

 

8. Кому принадлежит эта квартира?

 

9. Как долго Вы в ней проживаете? С кем Вы в ней проживаете?

 

10. Кем работают Ваши близкие (мать, отец, супруг (а), сын, дочь)?

 

11. Какое у них образование?

 

12. Как Ваши близкие (мать, отец, супруг (а), сын, дочь) проводят свое свободное время?

 

13. Каков их доход в последнее время? Помогаете ли Вы им? Помо-

 

гают ли они Вам? Как?

 

14. Где работают Ваши близкие (мать, отец, супруг (а), сын, дочь)?

 

Как долго?

 

15. Был ли у Вас с родственниками когда-либо совместный проект?

 

Какую роль Вы в нем сыграли?

 

16. Что говорят Ваши близкие (мать, отец, супруг (а), сын, дочь) о Ва-

 

ших профессиональных успехах?

 

17. Как Вы обычно сочетаете профессиональные и семейные дела?

 

18. Есть ли у Вас права? Какие категории вождения? Как давно Вы водите автомобиль? Есть ли у Вас личный автомобиль? Какой марки? Ка-

 

ким еще транспортом Вы пользуетесь?

 

19. Есть ли у Вас заграничный паспорт? Выезжали ли Вы заграницу?

 

Где Вы были? С какими целями? Каковы Ваши впечатления от этих поез-док? Опишите, пожалуйста. Куда бы Вы еще хотели съездить? Почему?

 

20. Как обычно Вы проводите день?

 

Практические советы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.202 с.)