Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типичные ошибки при телефонном собеседовании
Ошибка « темп ». Следует отказаться от привычки говорить быстрои напористо. Нужно следить за отчетливостью речи, ставить интонацион-ные ударения.
Ошибка « голос ». Речь(голос,тембр,интонация)напрямую отражаетпсихическое и физическое состояние человека, особенно если накопилась усталость или получен предыдущий негативный опыт (например, невежли-вая и некорректная беседа, получен отказ в грубой форме и т. п.). Лучше «стереть» из голоса следы прежних разговоров: чрезмерную почтительность, обиду, раздражительность, интонацию заезженной пластинки. Надо «осве-жить» голос, добавить бодрости, вежливости, доброжелательности.
Ошибка позиции. Люди,которые занимаются поиском работы по теле-фону, как правило, впадают в две крайности. Первая: человек занимает пози-цию жертвы и школьным, робким и умоляющим голосом просит о «милости» принять его на работу. Противоположная позиция – излишне агрессивное требование получения вакансии или предложения себя на вакантную долж-ность. И та и другая позиция изначально проигрышны. Следует помнить, что «телефонный» собеседник – это партнер, который волен делать свой выбор. Поэтому разумное инициативное обращение соискателя к работодателю, в том
54 числе и по телефону, создаст у последнего благоприятное впечатление о со-беседнике и покажет ему активность и предприимчивость соискателя.
Итак, при разговоре по телефону не следует:
● произносить заученный текст на одном дыхании, затягивать разго-
вор, быть говорливым;
● использовать специальные термины и незнакомые слова;
● употреблять жаргон;
● «глотать» окончания и сокращать слова;
● жевать и курить во время разговора1.
Вопросы для самопроверки
1. Какой из этапов пассивной и активной деятельности при поиске работы наиболее ответственный и почему? Какой является наиболее тру-
доемким?
2. Какой из источников информации о вакансиях наиболее информа-
тивный? Какой в большей степени подходит выпускникам вузов?
3. В каких случаях полезен телефонный разговор для поиска работы?
4. Какие ошибки не стоит допускать при телефонном разговоре при поиске работы?
1 Мухин Л. Н ., Суднева О. Ю. Как вести себя на рынке труда.С. 24–26.
55
Тема 3. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
План
Резюме
● Виды резюме
● Структура резюме
● Правила оформления резюме
● Основные требования к стилю написания резюме
● Методы подачи резюме
Искусство переписки с работодателем
● Сопроводительное письмо
● Пробное письмо (prospecting letter)
● Рекомендательные письма (recommendation letters)
● Благодарственное письмо (Thank you note)
● Письма о принятии предложения или об отказе от позиции (ac-ceptance letters, withdrawal letters)
Резюме
В прошлом, поступая на новую работу, люди писали автобиографию.
В настоящее время эта форма презентации профессионального опыта по-
степенно отходит в прошлое.
Сейчас соискатели вакансий предоставляют потенциальному рабо-тодателю резюме. Технология приема на работу на базе резюме позаимст-вована из практики европейского и американского кадрового менеджмен-та. Практика составления и направления кандидатом своего резюме рабо-тодателю является в настоящее время необходимой процедурой при тру-доустройстве в любые российские компании, фирмы, организации и т. п.
Разработка резюме – это не только один из обязательных элементов современных правил этикета при трудоустройстве, но одновременно это одно из самых эффективных средств саморекламы на рынке труда. Поэто-му правильность составления данного документа приобретает огромное зна-чение. Резюме называют визитной карточкой соискателя.
56 Согласно словарю Ожегова, резюме – «краткий вывод из сказанного, написанного»1. Если перенести это определение на процесс поиска работы, то резюме – это краткий вывод об особенностях полученного образования и профессионального опыта соискателя, позволяющих человеку претендо-вать на вакантное рабочее место и делающих его конкурентоспособным на рынке труда. Оно должно отображать три основных качества, требуемых от сотрудника: образованность, продуктивность и неограниченность спо-собностей. Часто для обозначения резюме используют знак CV (от лат. Curriculum Vitae –жизненный путь).
Резюме позволяет работодателю заочно с минимальными затратами времени ознакомиться с профессиональными знаниями и навыками, лич-ными качествами соискателя, произвести первичный отбор и дать оценку соответствия требованиям вакансии, а затем принять решение о приглаше-нии соискателя на собеседование для более детального знакомства или от-клонить его кандидатуру. Если резюме содержит всю необходимую ин-формацию, которая грамотно изложена, резюме хорошо отформатировано
и отредактировано, то у кандидата есть большие шансы быть замеченным
и выбранным для интервью с работодателем.
Как правило, на просмотр резюме работодатель или его представите-ли затрачивают не более 2–3 минут. Именно поэтому для составления ре-зюме используется стандартная форма. По мнению большинства работода-телей, очень важно, чтобы информация в резюме была максимально пол-ной, при этом лаконично изложенной и, главное, достоверной. Резюме дает возможность продумать дополнительные, уточняющие вопросы и избавля-ет от необходимости записывать данные о кандидате.
Цель резюме – привлечь внимание к соискатедю при первом, как пра-вило, заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление, про-демонстрировать профпригодность потенциального сотрудника, его кон-курентоспособность и заинтересованность в работе.
Соискателю всегда нужно помнить, что отсутствие откликов на ре-зюме говорит о его непривлекательности для работодателя. Поэтому для составления хорошего резюме кандидату необходимо отбирать только ту информацию, которая имеет значение для искомого рабочего места.
1 Ожегов С. И. Словарь русского языка.М., 1987.С. 551.
57 Виды резюме
По форме резюме бывают профессиональными (или универсальны-ми), хронологическими или ретроспективными, функциональными, комби-нированными (функционально-хронологическими), целевыми и академичес-кими.
Виды резюме
По мнению специалистов, чаще всего используется профессиональ-ное резюме,в котором информация о профессиональном опыте представ-ляется в блоках, раскрывающих особенности профессиональной карьеры. Эту форму резюме рекомендуют использовать тем, у кого достаточно боль-шой опыт работы в той или иной профессии для демонстрации работодате-лю своего профессионального роста и широких возможностей.
Хронологическое или ретроспективное резюме – также достаточнораспространенный вид резюме. Более всего подходит специалистам, много лет проработавшим в одной и той же отрасли и желающим в ней продол-жать свою деятельность. Для хронологического вида резюме характерно последовательное изложение опыта работы в обратном порядке, начиная с последнего места работы или учебы.
Если человек работал только на одном месте, следует разделить тру-довой стаж на хронологические части соответственно продвижению по должностной лестнице. Преимущество этого вида резюме для работодате-ля состоит в том, что он может увидеть карьерный рост соискателя, его профессионализм в нужной для себя сфере.
От данного вида резюме лучше отказаться, если последняя должность (либо все должности) соискателя не имеет отношения к искомой, либо в тру-довой биографии много «пропусков» – периодов времени, когда человек не работал.
58 Функциональное резюме. Для такого вида резюме характерно описаниеконкретных исполняемых функциональных обязанностей и полученных при этом профессиональных навыков без указания хронологии трудовой дея-тельности. Серьезными причинами составления именного функционально-го резюме могут быть следующие:
● работа по контракту сразу на несколько работодателей (например, журналистом, дизайнером, преподавателем и т. п.);
● частая смена работы;
● работа в различных местах, не отражающая логичного карьерного
роста;
● наличие длительных перерывов в работе (декретный отпуск, бо-лезнь и т. п.);
● отсутствие у соискателя какого-либо профессионального опыта (на-пример, у студентов).
Комбинированное ( функционально - хронологическое ) резюме. Данный видрезюме объединяет основные черты функционального и хронологического ре-зюме. В нем подчеркиваются профессиональные навыки и достижения соис-кателя в разных сферах деятельности, при этом основные факты трудовой биографии излагаются в обратном хронологическом порядке. Преимущество этого вида резюме состоит в том, что оно позволяет
обратить внимание работодателя на профессионализм соискателя в разных направлениях деятельности и увидеть четкую последовательность построе-ния карьеры.
Целевое резюме отображает те аспекты профессиональной деятельно-сти соискателя, которые связаны с конкретной должностью и заявленными к ней требованиями или видом деятельности претендента на вакансию. Пре-имущество этого резюме в том, что работодатель сразу понимает: подходит ли претендент на вакантную должность или нет. Недостаток заключается в том, что целевое резюме подходит для поиска работы только на ту позицию, для которой было написано, и его нельзя рассматривать для других вакансий.
Эффективно использовать целевое резюме могут практически все со-искатели. Например, выпускники вузов могут соотнести свой небольшой опыт работы с требованиями работодателя, а опытные специалисты – по-казать всю свою квалификацию.
Целевое резюме лучше не применять, когда требования работодателя
к заявленной вакансии не имеют четкого определения, а также, если претен-дент не может связать свои навыки с требованиями работодателя.
59 Академическое резюме используется для поиска профессорско-препо-давательской работы. Самостоятельную часть такого резюме составляет пе-речень научных работ и публикаций, научных достижений, наград и званий.
Структура резюме
При составлении резюме соискатель должен четко представить, чего ждет работодатель от претендента на вакантную должность. Резюме должно давать четкую информацию о соответствии претендента выбранной им вакан-сии (образование, профессиональные опыт и навыки, личностные качества).
С другой стороны, резюме – это главный рекламный носитель, содер-жащий презентацию компетентности кандидата. Резюме должно быть ориен-тировано на читателя – специалиста по персоналу и доносить до него «уни-кальные достоинства товара» – знания и навыки специалиста. Все содержа-ние резюме должно быть направлено на достижение поставленных соискате-лем целей, «работать на убеждение работодателя или его представителя
в способности кандидата выполнять лучшим образом свои обязанности»1.
1 Лукьянов А. Н. Как создать пробивное резюме.Ростов н/Д., 2010.С. 102–103.
60 Существуют различные подходы к структуре резюме: в ряде источников, например, рекомендуется указывать семейное положение в личных данных в на-чале резюме; в других источниках – в конце; а кто-то вообще советует его не указывать. Можно увидеть подобные расхождения требований к последователь-ности расположения разделов резюме, тексту в документе, оформлению и др.
Следует более подробно охарактеризовать все разделы резюме. Фамилия, имя, отчество. Это своеобразный заголовок резюме как до- кумента.
Персональные данные. Указание года рождения,контактного телефона,
электронного адреса, места проживания.
Цель обращения или позиция. Должность,на которую претендует со-искатель, а также отрасль, конкретизирующая вакансию.
Специалисты советуют не указывать сразу несколько вакансий. Для каждой должности должно составляться отдельное резюме.
Если соискатель посылает резюме в ответ на конкретное объявление, то ему нужно указывать только ту вакансию, которая была заявлена в объяв-лении. Если же резюме высылается потенциальному работодателю, то мож-но указать не конкретную должность, а специальность.
Образование. В резюме молодого специалиста,например,в связи с от-сутствием практического опыта работы или его минимумом (не считая прак-тики) этот раздел может занимать ведущее место. Данные об образовании указываются в обратном хронологическом порядке:
● точные даты начала и окончания учебы;
● точное название учебного заведения;
● специальность, специализация (при наличии);
● квалификация;
● дата обучения и название курсов повышения квалификации, допол-
нительного образования или учебных стажировок, которые непосредствен-но связаны с вакансией;
● название сертификатов, подтверждающих профессиональную ком-
петентность.
Трудовой опыт ( практика ). Если имеется опыт работы,то его при-нято описывать в обратном хронологическом порядке, указав напротив сро-ков работы и точного названия предприятия или организации должность и трудовые функции соискателя, делая упор на профессиональных дости-
61 жениях. При отсутствии опыта работы профессиональная стажировка и прак-тика могут быть зачтены как время получения основных профессиональных умений и навыков наравне с опытом работы.
Работа (практика) указывается также в обратном хронологическом порядке: сначала настоящее или последнее место работы, потом предыду-щее и т. д. Необходимо указать следующее:
● даты начала и окончания работы (практики);
● точное название организации;
● название занимаемой должности (или должностей);
● должностные или служебные обязанности – по возможности те, ко-
торые «работают» на успешность выполнения искомой должности или свя-заны с ней.
Для молодого специалиста важно указать как можно полнее трудовой (практический) опыт работы, а для человека с большой профессиональной биографией рекомендуется обозначать только последние места работы и пе-риод не более десяти лет.
Профессиональные навыки и достижения – результаты обучения и опы-та работы. В этом разделе следует указывать в обязательном порядке произ-водственные достижения на каждой должности, если они были. При описа-нии достижений необходимо использовать глаголы действия (например, раз-вивал, сэкономил, увеличил, сократил). Желательны предельно конкретные формулировки.
Дополнительные сведения. Здесь указывается информация,которая ха-рактеризует потенциального работника, но не относится непосредственно к конкретным служебным обязанностям, например:
● навыки владения компьютером и конкретными компьютерными про-
граммами;
● знание иностранных языков и уровень владения ими;
● владение оргтехникой (если это необходимо);
● готовность к ненормированному рабочему дню, к командировкам;
● наличие собственного автомобиля и водительских прав;
● хобби (только в том случае, если оно тесно связано с желаемой работой);
● членство в профессиональных организациях и получение специальных наград, грамот или грантов (это является положительным фактором).
62 Личные качества. В этом разделе описываются достоинства кандида-та на должность (например: напористость, умение общаться с людьми, твор-ческий подход к решению задач, настрой на успех).
Дата составления резюме. В заключении необходимо поставить да-ту составления резюме и подпись. Датирование резюме повышает достовер-ность заинтересованности в данной работе, старая дата может свидетельст-вовать о том, что кандидат давно и безуспешно ищет работу.
Резюме на английском (или любом другом) языке составляется только
в том случае, если вакансия открыта в иностранной компании и указывают-ся соответствующие требования. В российскую фирму или кадровое агент-ство следует направлять резюме на русском языке. Исключением могут быть резюме специалистов, для которых знание языка является одним из крите-риев отбора. Но и в этом случае лучше продублировать резюме и предоста-вить копию на русском языке.
Правила оформления резюме
При составлении резюме рекомендуется руководствоваться чувством меры. Резюме должно быть лаконичным, оформленным в одном стиле и удоб-ным для чтения.
При оформлении резюме следует учитывать тот факт, что в настоя-щее время большинство средних и крупных компаний используют интер-нет для автоматического поиска и отбора подходящих открытым ваканси-ям кандидатов и предпочитают получать визуально привлекательные и удоб-ные для прочтения резюме. Поэтому при составлении резюме следует обра-тить внимание на необходимые стандарты оформления данного документа: ● одна (максимум две) страница формата А4;
● оптимальный размер файла резюме – 100–150 Кб;
● распространенная версия редактора Word;
● распространенный шрифт: например, Times или Arial;
● размер кегля – от 12 до 14 пунктов;
● размер правого поля – 2 см, для возможности пометок;
● изложение информации должно зависеть от цели резюме;
● печать разделов резюме отдельно друг от друга;
● выделение заголовков жирным шрифтом и (или) подчеркиванием;
● обязательное отсутствие орфографических и грамматических ошибок;
● использование для печати качественной бумаги белого цвета;
● печать оригинала только на одной стороне листа.
63 Фотография как элемент резюме. Многие считают,что фотографию
в резюме следует вставлять только по требованию работодателя. Если тре-бование имеет место, то фото не должно превышать формата 3,5 × 4 см (при рассылке резюме по факсу следует иметь в виду, что графические и фото-изображения обычно проходят в плохом качестве; при прикреплении фото-графии к резюме, высылаемом по электронной почте, желательно, чтобы прикрепленный файл имел размер не более 50 Кб).
Многие рекрутеры считают, что соискателю вакансии стоит загру-жать свою фотографию по следующим причинам:
● резюме, включающее в себя фотографию автора, более продуктив-но и интересно работодателю;
● фото способствует более достоверной идентификации личности со-искателя;
● большинство работодателей делает свое заключение о предоставле-нии работы соискателю в течение первых трех минут после знакомства. Не
последнюю роль при составлении первого впечатления о соискателе играет его внешность.
Образ на фотографии должен быть достаточно официальным: дело-вой стиль одежды, для женщин – сдержанный макияж.
Правильно оформленное резюме с фотографией может выгодно вы-делить соискателя среди других претендентов и дать ему шанс на получе-ние желаемой работы.
Основные требования к стилю написания резюме
По мнению специалистов, стиль написания резюме должен отвечать следующим требованиям:
● краткость – отсутствие лишних слов, непонятных сокращений и тер-
минов;
● целенаправленность – изложение главных сведений, подтверждаю-щих право соискателя претендовать именно на данную должность;
● конкретность – подтверждение достижений показателями и доку-ментами;
● активность – использование активных глаголов, показывающих ини-циативность соискателя и результативность его деятельности;
● точность и ясность изложения мысли, отсутствие узкоспециализи-рованного и профессионального жаргона;
64 ● избирательность – тщательный отбор информации;
● честность – отсутствие недостоверной информации;
● грамотность1.
Методы подачи резюме
Высылать резюме на рассмотрение работодателю можно по почте, факсу или e-mail. Причем работодатель может сам назначить удобный для него метод передачи соискателем резюме. Отсутствие факса или компью-тера не является причиной для задержки в отправке резюме. Эти услуги можно получить на центральном почтамте практически в любом городе.
Рассылка по почте. Это достаточно хороший метод заявить о себе как
о потенциальном работнике. К достоинствам этого метода можно отнести мас-совость рассылки резюме в различные компании. Однако, это достоинство минимизируется недостатками данного метода. Например, неопределенное время ожидания ответа. Из-за того, что количество получаемых резюме мо-жет измеряться десятками, а то и сотнями, прежде чем резюме найдет своего адресата, скорее всего, пройдет достаточно много времени. Кроме того, можно отметить низкую скорость работы почты с отправлениями. При этом даже если резюме попало на предприятие, оно может затеряться в различных службах и в итоге все равно не попасть в отдел кадров.
Рассылка по факсу. Данный метод часто рассматривают как наиме-нее трудоемкий и эффективный способ поиска работы. Предварительная работа будет состоять в составлении списка номеров факсов, по которым будет рассылаться резюме. Это могут быть номера предприятий или фирм, где есть потребность в соответствующих специалистах. Правильность и точ-ность адресатов обеспечивает успех рассылки резюме. Иногда советуют рассылать факсы в ночное время суток или по выходным дням, когда фак-симильные аппараты во многих организациях настроены на прием. Пре-имущество данного способа поиска работы состоит в том, что в результате рассылки факсов удается организовать как бы встречное движение: не толь-ко соискатель ищет работу, но и работа начинает искать его. Среди недос-
татков данного способа поиска работы отмечают растянутость во времени и, зачастую, отсутствие информации о шансах на успех. Специалисты ре-комендуют сочетать данный способ поиска работы с другими.
Рассылка по электронной почте. Наиболее современный и оператив-ный метод со своими правилами этикета и традициями. Правильно оформлен-
1 Лукьянов А. Н. Как создать пробивное резюме.С. 95.
65 ное электронное письмо – залог того, что на него обратят внимание и про-читают. Несомненно, на сегодняшний день оперативность и незначитель-ные трудозатраты выдвигают этот метод на первый план. Относительным недостатком здесь является то, что резюме соискателя может затеряться
в огромном потоке других писем, поступающих к нанимателям и в рекру-тинговые компании по электронной почте ежедневно. Вследствие вышеиз-ложенного не рекомендуется называть тему письма как «CV», «Резюме» или «Resume»; название письма не должно быть банальным. В письме в по-ле «Тема», используя пробелы, стоит указать фамилию, имя, специальность или должность, а также название компании.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.137 с.) |