Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники информации о вакансиях и их использование
Для того чтобы поиск работы был успешен, рекомендуют использо-вать все доступные варианты получения информации о вакансиях и все тех-нологии поиска работы.
Существует несколько источников информации о вакансиях (рис. 2).
Рис. 2. Источники информации о вакансиях
Источниками информации соискателю лучше пользоваться одновремен-но. Это позволит ему хорошо ориентироваться на рынке труда, максимально точно оценивать спрос и предложение, чтобы обеспечить себе выбор наиболее выгодных условий. Следует перечислить основные из них:
● Государственная служба по труду и занятости: городские, районные центры занятости населения;
● частные службы трудоустройства: кадровые и рекрутинговые агентства;
● средства массовой информации (СМИ): объявления в газетах и жур-налах, специальных бюллетенях; реклама на радио и телевидении;
● кадровые отделы предприятий, учреждений, организаций, фирм;
● Интернет;
● службы трудоустройства в вузах;
● сообщения знакомых, друзей, коллег, соседей;
● ярмарки вакансий;
31 ● реклама в общественных местах, на транспорте;
● информация по каналам профессиональных и общественных орга-низаций1.
Опишем более подробно самые важные источники информации о ва-кансиях.
Государственная служба занятости является важнейшим источникоминформации о наличии вакансий в регионе, городе или районе. Она была соз-дана в рамках государственной программы занятости населения в 1991 г. Се-годня она представляет собой эффективно работающую структуру, которая мо-жет реально помочь человеку, желающему найти работу. Центр занятости на-селения, а именно местное отделение службы занятости, непосредственно ока-зывает желающим трудоустроиться государственные услуги в сфере занятости.
Учреждения Государственной службы занятости обладают одним из крупнейших по объему банком вакансий, сведения о которых содержат на-звание профессии и должности, название организации, адрес и телефон ра-ботодателя, предлагаемый уровень заработной платы, условия труда, требо-вания к специалисту.
Главная задача деятельности Государственной службы занятости на-селения – социальная защита населения через содействие в трудоустройстве
и активизация граждан на рынке труда. Реализации этой задачи содействуют:
● прием граждан, их регистрация в следующих целях: оказание содей-ствия в поиске работы, трудоустройство, признание граждан безработны-ми, профессиональное обучение, назначение и выплата пособий по безра-
ботице и стипендий в период обучения по направлению центров занятости населения; а также предоставление материальной и иной помощи безработ-ным гражданам и членам их семей, находящимся на содержании;
● информирование органов государственного управления, организа-ций, предприятий и граждан о положении на рынке труда, спросе и пред-ложении на рабочую силу, возможностях трудоустройства и профессиональ-ной подготовки и о других услугах службы занятости;
● организация и проведение мероприятий по активной политике за-нятости и специальных программ: общественные работы; содействие тру-доустройству испытывающих трудности в поиске работы граждан; содей-ствие временному трудоустройству безработных граждан и несовершенно-летних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время и т. д.;
1 Мухин Л. Н ., Суднева О. Ю. Как вести себя на рынке труда.С. 14.
32 ● проведение программ социальной и профессиональной адаптации, оказание психологической поддержки, отбор и направление на профессио-нальное обучение, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан и др.
Нужно отметить, что для получения информации о вакантных рабочих местах не обязательно вставать на учет и регистрироваться в качестве безра-ботного. Необходимо прийти в центр занятости и узнать о наличии вакансий по интересующей профессии, а также о возможностях трудоустройства и тре-бованиях, предъявляемых к профессиональным качествам работника.
Все без исключения услуги Государственной службы занятости для всех категорий граждан (работодателей, официально признанных безработ-ных граждан, незанятого населения и др.) БЕСПЛАТНЫ.
Мнения граждан, обращающихся за помощью в Государственную служ-бу по труду и занятости населения противоречивы. К преимуществам обра-щения в эту службу обычно относят возможность не прерывать стаж в слу-чае потери работы, получение денежного пособия, переобучение, времен-ную занятость безработных, общественные работы, а также содействие в ор-ганизации предпринимательской деятельности.
При этом среди людей, ищущих работу, распространено мнение, что только осознание невыигрышности своей ситуации на рынке труда и незна-ние, что и как делать дальше, заставляет людей вставать на учет в службу за-нятости. К недостаткам работы Государственной службы занятости часто от-носят формальный подход к подбору вакансий, отсутствие должного отно-шения к обратившимся; предложение рабочих мест с понижением социаль-ного статуса, с низкой заработной платой и плохими условиями труда на не-престижных предприятиях; поддержание практики дискриминации отдель-ных категорий граждан – впервые ищущих работу, людей в возрасте «за 40», женщин с маленькими детьми, инвалидов, людей, имеющих судимость и т. п.
Также среди недостатков работы данной службы называют акцентирование их внимания, в основном, на социальной защите, и на выплате пособий и др.
Одним из источников информации о вакансиях, используемых Госу-дарственной службой занятости для помощи гражданам, можно назвать ярмарки вакансий –специальные мероприятия,проводящиеся как Госу-дарственной службой занятости населения, так и другими службами, в том числе частными кадровыми агентствами, службами трудоустройства в ву-зах. Целью проведения таких мероприятий являются более широкое при-влечение работодателей к представлению имеющихся у них вакантных ра-
33 бочих мест, оказание содействия в поиске подходящей работы гражданам, желающим трудоустроиться, и практическая помощь в выборе подходящей профессии выпускникам и неработающей молодежи.
К достоинствам подобных мероприятий можно отнести уникальную возможность для соискателя всего за несколько часов наладить контакт с де-сятком работодателей и, задав вопросы специалистам, получить информа-цию о вакантных местах, вместо того, чтобы ездить на собеседования по все-му городу, от компании к компании.
В частности, на ярмарке вакансий можно получить:
● информацию о рынке труда на определенной территории, о предприя-тиях, испытывающих потребность в работниках; о возможностях трудоустрой-ства, переобучения на основе имеющихся свободных рабочих и учебных мест;
● возможность непосредственно встретиться и пообщаться с широким кругом работодателей для оперативного решения вопроса о трудоустройстве; ● информацию о профессиях, пользующихся спросом на рынке тру-
да, практическую помощь в выборе подходящей профессии; ● консультацию по организационно-правовым вопросам, вопросам за-
нятости, профессиональной ориентации и переобучения.
Тем не менее, такие мероприятия имеют и ряд недостатков, среди ко-торых следует отметить большое количество хаотично перемещающихся лю-дей, ограниченное время работы ярмарки, которое может быть неудобным для посещения и, как правило, является одной из причин столпотворения
в сочетании с ограниченностью площадей. Также не всегда на ярмарках ва-кансий продуманы маршруты посетителей, зачастую отсутствуют указатели служб и отдельных участников-работодателей. Ввиду вышеперечисленных особенностей у многих посетителей ярмарок возникает чувство, что им так и не удалось переговорить с нужными специалистами.
Ярмарки вакансий можно классифицировать по разным параметрам, но наиболее важный – целевая аудитория. Проводятся, например, ярмарки для молодых специалистов, ярмарки для граждан, имеющих рабочие спе-циальности, ярмарки для специалистов в области информационных техно-логий или финансов и т. д.
Для студентов и недавних выпускников вузов наиболее эффектив-ным будет посещение вузовских ярмарок вакансий или общегородских яр-марок, проводящихся для молодежи.
Ярмарки вакансий бывают межрегиональными, специализированны-ми, районными.
34
В последнее время при подготовке к подобным мероприятиям создаются интернет-страницы или даже целые интернет-порталы. Подготовка к ярмарке, как правило, начинается за 1,5–2 месяца. На сайте компании-устроителя разме-щается информация о компаниях-участниках, публикуется программа ярмарки.
Для эффективного использования предоставляемых ресурсов соиска-телю нужно до начала работы ярмарки как следует подготовиться:
● получить информацию об участниках ярмарки – работодателях и их вакансиях;
● сформулировать для себя цель поиска работы;
● подготовить самопрезентационные документы (резюме, портфо-лио и др.);
● подготовиться к собеседованию по интересующим темам, сформулиро-вать вопросы к работодателю и продумать ответы на его возможные вопросы;
● взять ручку и блокнот для записей необходимой информации при беседе с представителем компании;
● помнить про дресс-код и правило первого впечатления (исключают-ся огромные сумки, спортивные костюмы и др.).
Соискателям, идущим на ярмарку вакансий, стоит освоить несколько правил:
● приходить следует вовремя, так как представители работодателей
к концу мероприятия уже могут устать и не проявить к соискателю долж-ного интереса;
● можно знакомиться со всеми представленными участниками ярмар-ки, но лучше действовать по заранее намеченному плану и подходить толь-ко к интересующим кандидата участникам;
● беседуя с работодателями по интересующим вакансиям, нужно пред-лагать свое резюме, возможно, заполнять анкету и стараться договориться о собеседовании. Цель соискателя – получить у работодателя принципиаль-ное согласие на встречу;
● соискателям следует воспользоваться услугами психологов-проф-консультантов, юристов и других специалистов, присутствующих на ярмар-ках, а также посетить лекции и семинары, на которые необходимо запи-сываться заранее;
● следует собирать все информационные материалы, предлагаемые и доступные (они могут пригодиться не только соискателю, но и его зна-комым и близким).
35 После ярмарки нужно еще раз обдумать полученную информацию, сделать выводы об эффективности реализации собственных возможностей
и проанализировать собранные информационные материалы в соответствии со своими целями работы.
Частные службы трудоустройства делятся на агентства по трудо-
устройству и рекрутинговые агентства. Они выступают в качестве посред-ников на рынке труда. Задача и тех и других – согласование интересов со-искателя и работодателя. Однако между их услугами имеются различия.
Агентство по трудоустройству – это компания, которая занимается по-иском работы для соискателя. Иными словами, заказчиком услуг, оказывае-мых агентством по трудоустройству, является соискатель, и именно с ним агентство по трудоустройству заключает возмездный договор оказания услуг.
Рекрутинговое агентство или агентство по подбору персонала оказы-вает услуги работодателям. Рекрутинговое агентство заключает договор с ра-ботодателем и осуществляет для него поиск и подбор персонала, соответ-ствующего предъявленным требованиям, т. е. в данном случае заказчиком выступает работодатель.
Таким образом, главное отличие деятельности агентства по трудоустрой-ству и рекрутингового агентства по подбору персонала состоит в том, кто яв-ляется заказчиком услуг агентства и, соответственно, оплачивает эти услуги. Агентства по трудоустройству. Обращаясь в агентство по трудоуст-ройству, соискатель сразу оплачивает определенную фиксированную сумму (аванс или первоначальный взнос), после чего агентство по трудоустройству приступает к поиску подходящих соискателю вакансий. Оно направляет его резюме на подобранные вакансии, размещает резюме соискателя в сети Ин-тернет и специализированных СМИ, ведет переговоры с работодателями,
организует проведение собеседований и производит иные посреднические действия. По факту трудоустройства соискатель выплачивает агентству воз-награждение в виде процента от своей заработной платы. Агентства по тру-доустройству оказывают соискателям также и другие платные услуги: со-ставление, редактирование, перевод и рассылка резюме, проведение различ-ных тренингов, консультирование по вопросам карьеры и поиска работы и др. Стоимость этих услуг может быть включена в первоначальный взнос, либо эти услуги оплачиваются соискателем отдельно как дополнительные.
Агентство по трудоустройству несет определенные обязательства пе-ред соискателями. Объем этих обязательств и предоставляемые гарантии могут различаться.
36 К достоинствам такого способа поиска работы можно отнести то, что соискатель, в какой-то степени, перекладывает свои проблемы на кадровое агентство, рассчитывая на квалифицированность персонала. В то же время,
следует помнить, каким бы квалифицированным не был работник агентства, принимать решение и проходить собеседование соискателю придется самому.
Безусловным недостатком в данном случае является оплата услуг, по-тому что человек, не имеющий работы, как правило, испытывает финансо-вые затруднения. Стоит отметить, что на рынке подобных услуг встреча-ются и недобросовестные агентства, которые «зарабатывают» не поиском вакансий для соискателя, а «выкачиванием» из него денег. Другой недос-таток – наличие посредника между соискателем и работодателем, вследст-вие чего процесс поиска вакансии осложняется и удлиняется.
Рекрутинговые агентства (агентства по подбору персонала). Рекру-тинговое агентство, в первую очередь, несет ответственность перед работо-дателем, поскольку именно он является заказчиком услуг агентства.
С соискателями вакансий у этих агентств договорные отношения от-сутствуют. Они не обязаны продолжать поиск работы для соискателя, если какая-либо вакансия ему не подошла, либо если работодатель не принял его на работу или расторгнул ранее заключенный с ним трудовой договор. При этом услуги рекрутинговых агентств для соискателей бесплатны. Агент-ство по подбору персонала ведет и постоянно пополняет свою внутреннюю базу резюме соискателей, в которую добавляет как резюме, найденные со-трудниками агентства, так и присланные соискателями. При наличии или по-явлении заказа на подбор сотрудника на должность, соответствующую резю-ме соискателя, его кандидатура будет рассматриваться сотрудниками агент-ства по подбору персонала наравне с другими.
Заботясь о своей репутации, рекрутинговые агентства стремятся не толь-ко быстро и качественно выполнять заказы работодателя, но и поддерживать хорошие отношения с соискателями как в случае найма соискателя на работу, так и в случае отказа конкретного работодателя принять соискателя на работу.
Некоторые агентства по подбору персонала оказывают платные ус-луги соискателям, если сам соискатель обращается в агентство, а необхо-димая ему помощь выходит за рамки работы менеджеров агентства по ва-кансиям работодателей. Как правило, такие услуги носят консультацион-ный характер, т. е. сотрудники агентства не осуществляют трудоустройст-
37 во соискателя, не ищут ему работу, а дают консультации по эффективному поиску работы, предоставляют ему информацию общего характера.
Рекрутинг, как правило, включает в себя следующие виды работ:
● определение образа идеального кандидата;
● использование всевозможных ресурсов поиска: Интернет, базы дан-ных предприятий, реклама;
● просмотр и анализ резюме кандидатов на должность;
● отсеивание неподходящих кандидатов на должность;
● проведение собеседований с наиболее подходящими высококвали-фицированными специалистами;
● психологическое тестирование кандидатов;
● предоставление краткого списка лучших кандидатов заказчику (3–5 претендентов).
Рекрутинговыми агентствами часто используется технология executive-
search (поиск и подбор персонала высшего звена) – это направление поиска
и подбора персонала ключевых и редких, как по специальности, так и по уровню профессионализма, специалистов среди тех, кто уже доказал, что успешен в биз-несе. В обычной практике executivesearch – это переманивание специалиста.
Методы, которые используются данной технологией, носят название прямой подбор или хэдхантинг (от англ. headhunting – охота за головами, где head – голова, hunting – охота).
Прямой поиск (или хэдхантинг) –это целенаправленный поиск кан-дидатов на ключевые позиции менеджеров среднего и высшего звена и вы-сококвалифицированных специалистов с определенными необходимыми на-выками, т. е. сотрудников, от деятельности которых практически напря-мую будет зависеть успех бизнеса. В отличие от более простых методов при прямом поиске никакие объявления о вакансиях в СМИ не публику-ются, а консультанты напрямую выходят на тех специалистов и менедже-ров, которые успешно трудоустроены в настоящее время и не находятся в активном поиске работы.
Хедхантер анализирует рынок и составляет лонглист – список организа-ций, в которых может быть найден подходящий кандидат. Когда круг потен-циальных кандидатов определен, избранным делается предложение о дальней-шем росте – смене места работы. Работа ведется от полутора до шести меся-цев: «прочесывается» весь потенциальный рынок кандидатов. В результате ос-тается одна-две кандидатуры, точно отвечающие запросам клиента.
Хедхантинг актуален, в основном, для уже состоявшихся профессионалов.
38 Определенным преимуществом рекрутинговых агентств является то, что наряду с традиционной услугой – рекрутментом, кадровые агентства предлагают также различные варианты оценки персонала, выведение пер-сонала из штата компании, предоставление персонала на краткосрочные проекты, аналитические исследования рынка труда, расчет заработной пла-ты, аутплейсмент (консультирование и продвижение на рынке сокращен-ного персонала) и др.
Недостатки рекрутинговых агентств для соискателя в том, что они,
в первую очередь, ориентируются на то, чтобы выполнить заказ клиента (работодателя), а не найти работу лично соискателю. Таким образом, дан-ные соискателя будут востребованы только по мере поступления заказа.
При этом соискателю придется пройти большее количество собеседований и тестирований, так как перед беседой с потенциальным работодателем обязательным этапом будет собеседование в агентстве, соискателю нужно будет понравиться интервьюеру и наладить с ним эффективный контакт. Кроме того, работу через рекрутинговые агентства все-таки проще найти специалистам с опытом работы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.162 (0.097 с.) |