Теоретические основы формирующего (обучающего) эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы формирующего (обучающего) эксперимента



Среди умений и навыков, которые призвана формировать начальная школа, пристального внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку степенью их сформированности в значительной мере предопределяются возможности дальнейшего развития ребенка и приобретения им учебных знаний.

В исследованиях Н.Н. Трауготт, В.И. Рождественской отмечается, что, умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать.

Формирование связной речи у детей с моторной алалией строится с учетом закономерностей развития связной речи в норме. Задача заключается в том, чтобы научить детей не только пользоваться определенными словами и выражениями, но и вооружить их средствами, позволяющими самостоятельно развить речь в процессе общения и обучения.

Коррекционная работа по развитию связной речи проводится в соответствии взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. Ее цель – сделать речь ребенка достаточно четкой и внятной.

Теоретическими основами формирующего эксперимента явились основные положения психолингвистики и принципы логопедической работы, предложенные Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской.

1. Принцип системности.

Этот принцип опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты. 

2. Принцип развития.

Формируя речь у ребенка алалией, нужно учитывать его зону ближайшего развития и ведущий вид деятельности (предметно-практической, игровой, учебной).

Дети с моторной алалией отстают в своих речевых возможностях от потребностей ведущей деятельности и, тем самым, от собственных потребностей, которые недостаточно стимулируют развитие речи. Логопедическое воздействие располагает положительными возможностями перевода ведущей – игровой деятельности на уровень учебно-игровой деятельности: учебной – по цели и игровой – по характеру осуществления.

3. Онтогенетичесий принцип.

Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

Однако моделирование онтогенеза при формировании речи у детей с моторной алалией не предполагает слепого копирования всего пути развития речи в норме с его частностями и деталями. Задача заключается в учете основных закономерностей этого пути, в ориентировке на ключевые звенья, которыми детерминируется развитие системы.  

4. Принцип обходного пути (принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы).

Формирование высших психических функций в онтогенезе представляют собой сложный процесс организации функциональных систем. Первоначально психическая функция предполагает участие различных анализаторов: зрительных, слуховых, кинестетических. Ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, назвать сам и так далее. В результате этого в сознании ребенка возникают дополнительные связи, материал закрепляется прочнее.

5. Принцип последовательности.

Необходимо учитывать операции порождения речевого высказывания. Следовательно, на начальных этапах работа будет проводиться над формированием внутреннего программирования, а в дальнейшем – над лексико-грамматическим оформлением.

6.Принцип учета симптоматики и степени выраженности несформированности связной монологической речи.

Для успешной логопедической коррекции связной монологической речи необходимо учитывать дифференциацию в уровне сформированности связной речи у обследуемых нами детей.

Важную роль при проведении работы по развитию связной речи играют дидактические принципы.

1. Принцип наглядности.

Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых навыков и умений. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным и повышает эффективность логопедической работы. Используются такие средства, как: рассматривание картин, рисунков, показ образца задания, способа действия и так далее.

2. Принцип доступности.

 Должен предлагаться доступный пониманию материал в доступной форме для детей данного возраста с данным уровнем речевого развития.

3. Принцип сознательности.

Материал лучше запоминается и усваивается при осознанном его изучении.

4. Принцип индивидуального подхода.

При проведении коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать индивидуальные особенности детей: темперамент, возраст, общее состояние ребенка, психические особенности, состояние эмоционально-волевой сферы.

Также в формирующем эксперименте применялись словесные, наглядные, практические методы. Словесные методы (объяснение, рассказ) использовались при объяснении материала. Наглядные методы помогали детям лучше усвоить материал. Практические методы (упражнения, игры) вызывают интерес, позволяют с большей эффективностью усваивать предложенный детям учебный материал.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.005 с.)