Организация психологического мониторинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация психологического мониторинга



уровня развития универсальных учебных действий обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования

 

Особенностью мониторинга является его вариативность в зависимости от условий конкретного общеобразовательного учреждения (количества обучающихся, наличия и количества педагогов-психологов).  В зависимости от условий общеобразовательное учреждение может выбрать любой из предложенных вариантов.

*Вариант 1. Скрининговая диагностика. Экспресс уровень.

Мониторинг проводят совместно учитель и психолог на основе наблюдения учителя. Данные фиксируются в «Сводной ведомости психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших ООП начального общего образования» (стр.15). По итогам мониторинга педагог-психолог делает заключение, разрабатывает рекомендации для учителя, родителей, определяет программу психологического мониторинга. Все это фиксируется в бланке «Результаты психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования» (стр.16). Обязательно, при оценке уровня развития нравственно–этической ориентации  к сводной ведомости прилагается таблица  «Сводная ведомость результатов выявления уровня нравственно-этической ориентации» (стр.44), которая заполняется на основе методики №8 «Методика выявления уровня нравственно-этической ориентации» (Л.И. Лейчуг, педагог-психолог МБОУ - лицей № 32 г.Белгорода) (стр.42)

*Вариант 2. Индивидуальная  диагностика. Углубленный уровень.

Мониторинг проводит педагог-психолог на основе индивидуальной диагностики либо всех обучающихся класса, либо тех обучающихся, которые по итогам скрининговой диагностики (*вариант 1) показали снижение уровня развития УУД (в данном случае возможно как проведение всех диагностических методик, так и выборочное в зависимости от того, какие УУД имеют низкий уровень развития). При выборе *варианта 2 педагог-психолог использует «Карту психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования» (стр.30) и «Банк психодиагностических методик, рекомендованных для оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов» (стр.32). Данные фиксируются в «Сводной ведомости психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших ООП начального общего образования» (стр.17-18). По итогам мониторинга педагог-психолог делает заключение, разрабатывает рекомендации для учителя, родителей, определяет программу психологического мониторинга. Все это фиксируется в бланке «Результаты психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования» (стр. 19). В случае использования *варианта 2 со всеми учащимися класса при оценке уровня развития нравственно–этической ориентации к сводной ведомости прилагается таблица «Сводная ведомость результатов выявления уровня нравственно-этической ориентации» (стр.44), которая заполняется на основе методики №8 (стр.42).

*Вариант 3. Экспертная оценка учителя.  Экспресс уровень.

Данный вариант возможно использовать в тех общеобразовательных учреждениях, где нет педагога-психолога. Мониторинг проводит учитель на основе наблюдения. Данные фиксируются в «Сводной ведомости психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших ООП начального общего образования» (стр.20-21).  При оценке уровня развития нравственно–этической ориентации к сводной ведомости прилагается таблица «Сводная ведомость результатов выявления уровня нравственно-этической ориентации» (стр.44.), которая заполняется на основе методики №8 «Методика выявления уровня нравственно-этической ориентации» (стр.42).

    Для более точного определения уровня развития УУД при использовании любого варианта мониторинга учителю и педагогу-психологу желательно опираться на содержание банка диагностических методик (стр.32-54) и технологические карты формирования УУД (приложение № 5).

Полученные результаты при использовании любого варианта мониторинга вносятся в «Карту индивидуального развития ребенка обучающегося ОУ на начальной ступени образования». Возможно использование сокращенной формы карты (стр.22), расширенной формы (стр.25), либо иной формы, разработанной специалистами общеобразовательного учреждения.

    При заполнении таблиц результаты можно в носить двумя способами:

- уровни – В (высокий), С (средний), Н (низкий);

- баллы - 1 балл – низкий, 2 балла – средний уровень, 3 балла – высокий уровень.

Для анализа результатов мониторинга по классу и параллели творческой группой разработаны соответствующие таблицы (приложение №10, электронное приложение для подсчета в программе Microsoft Office Excel). Ими можно воспользоваться для просветительской и профилактической деятельности с родителями и педагогами (на педагогических советах, психолого-медико-педагогических консилиумах ОУ, родительских собраниях и др.).

Циклограмма психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования

 

Мониторинг осуществляется ежегодно с 1 по 4 класс в начале (стартовая диагностика, октябрь-ноябрь) и в конце учебного года (итоговая диагностика апрель-май). При этом возможно чередование (сочетание) всех вариантов диагностики.

Промежуточный мониторинг (январь-февраль) осуществляется только в отношении тех обучающихся, которые показали низкий уровень развития УУД.

В 1 классе одновременно со стартовой диагностикой мониторинга УУД (октябрь-ноябрь) необходимо осуществлять обязательный диагностический минимум в соответствии с программой, рекомендованной МКУ НМИЦ («Диагностическая программа адаптации первоклассников к школе»). Внимание! При использовании общеобразовательным учреждением *варианта 2 психологического мониторинга УУД (индивидуальная диагностика, углубленный уровень), в программу изучения адаптации первоклассников к школе вносятся изменения: анкета «Оценка школьной мотивации» Н. Лускановой заменяется на методику «Беседа о школе» (модифицированный вариант), Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.), так как последняя используется в мониторинге для исследования уровня развития смыслообразования (мотивация учебной деятельности, личностные УУД).

В 4-м классе одновременно с итоговой диагностикой мониторинга УУД (апрель-май) необходимо осуществлять обязательный диагностический минимум в соответствии с программами, рекомендованными МКУ НМИЦ («Диагностическая программа изучения уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»).

В предложенную циклограмму общеобразовательное учреждение может вносить коррективы в зависимости от его условий и потребностей. В целом, система психологического мониторинга учебных действий обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, должна быть отражена в основной образовательной программе общеобразовательного учреждения.


Вариант 1. Скрининговая диагностика. Экспресс уровень.

Сводная ведомость психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших ООП начального общего образования

ОУ № ____ Класс _____ Классный руководитель ________________________________________ Даты проведения мониторинга _________

№п/п Порядковый № обучающего по журналу или фамилия → 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Итог по классу
1. Личностные УУД (итоговый уровень по каждому обучающемуся →)  Низкий – 4-6 баллов; средний - 7-8 баллов; высокий – 10-12 баллов.                             Н /С /В
1.1. Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения; предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; адекватное содержательное представление о школе; предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома; предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)                              
1.2. Самооценка - регулятивный компонент (способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием) и когнитивный компонент (концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».                              
1.3. Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений)                              
1.4. Нравственно-этическая ориентация (умение отличать хорошие поступки от плохих, корректировать свое поведение соответствии с моральной нормой)                              
2. Регулятивные УУД (итоговый уровень по каждому обучающемуся →) Умение учиться и способность к организации своей деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Низкий – 1 балл; средний – 2 балла; высокий – 3 баллов.                              
3. Познавательные УУД (итоговый балл по каждому обучающемуся →) Низкий – 2 балла; средний – 3-4 балла; высокий – 5-6 баллов.                              
3.1. Универсальные логические действия (сравнение; анализ и синтез; сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию; классификация; обобщение; установление аналогий)                              
3.2. Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)                              
4. Коммуникативные УУД (итоговый балл по каждому обучающемуся →) Низкий - 3-4 балла; средний – 5-7 баллов; высокий – 8-9 баллов.                              
4.1. Коммуникация как общение (умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками)                              
4.2. Коммуникация как кооперация (согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности; учет позиции собеседника либо партнера по деятельности.)                              
4.3. Коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии)                              

Результаты  психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования

ОУ № ____ Класс _____ Классный руководитель ________________________________________ Даты проведения мониторинга _________

 

Заключение:

 

 

Рекомендации учителю:

 

 

Рекомендации родителям:

 

 

Программа психологического сопровождения обучающихся класса:

 

 

Педагог-психолог ОУ № _____ _________________________ / __________________________                                                       Дата______________

                                                                  подпись                            расшифровка подписи


Вариант 2. Индивидуальная диагностика. Углубленный уровень.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.019 с.)