Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семиотика поражений полости рта, зева (стоматиты, гингивиты) и органов жкт. Семиотика поражений гепато-билиарной системы и поджелудочной железы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЖКТ, ГЕПАТОБИЛИАРНОЙ СИСТЕМЫ И ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ Осмотр. Осмотр начинается с живота и оканчивается (у маленьких детей) осмотром полости рта. Осмотр живота проводится в горизонтальном и вертикальном положениях. Обращают внимание на форму живота, его размеры, симметричность, наличие видимой на глаз перистальтики желудка и кишечника, участие в дыхании. Имеет значение и вид кожи живота, ее напряжение, блеск, сосудистая сеть, состояние пупка (втянут, сглажен, выпячен). При осмотре полости рта следует обратить внимание на состояние слизистой полости рта, десен, неба, языка, состояние зубов и миндалин. Обязательным условием осмотра является хорошее освещение полости рта. Для тщательного осмотра полости рта ребенка младшего возраста иногда необходимо фиксировать. Для этого помощник или мать берет ребенка на колени, сажает спиной к себе, а ноги ребенка зажимает между своими ногами; правой рукой фиксирует руки и туловище ребенка, а левой - его голову. Врач должен находиться справа от ребенка и головой не закрывать свет, падающий в полость рта. Прежде всего, необходимо осмотреть слизистую оболочку полости рта, начиная со слизистой губ, щек, десен, затем мягкого и твердого неба, языка и зева. Обратить внимание на окраску слизистой, ее влажность, наличие гиперемии, изъязвлений, афт, молочницы, пятен Филатова-Коплика, разрыхления и кровоточивости десен. Обратить внимание на состояние языка (глоссит, макроглоссия, язвы, налеты, сосочки, географический язык и т.д.) и зубов (количество, постоянные или молочные, наличие кариеса, налета на зубах). Обязателен осмотр ануса на наличие трещин слизистой, выпадения кишки, зияния. Пальпация. Для правильного проведения пальпации врач садится справа от больного, лицом к нему. Ребенок должен лежать на спине со слегка согнутыми в тазобедренных и коленных сушах ногами. Руки должны быть вытянуты вдоль туловища, голова на одном уровне с туловищем, желательно отвлечь ребенка. Напряжение передней брюшной стенки может быть активным и пассивным. Для исключения активного напряжения необходимо отвлечь внимание ребенка. Можно использовать как прием отвлечения изменение позы, перевод ребенка с положения сидя. Активное напряжение при этом при пальпации в области напряжения исчезает, пассивное — сохраняется. У детей в период новорожденности следует пальпировать пупочное кольцо и околопупочные сосуды. Большое значение при обследовании болевых зон имеют зоны кожной чувствительности — зоны Захарьина-Геда. При обследовании зон гиперестезии у детей старшего возраста следует скользить по коже, слегка поглаживая кожу двумя руками, в симметрично расположенных зонах справа и слева от белой линии живота.
При помощи поверхностной пальпации определяют также асимметрии толщины подкожной клетчатки, для чего на уровне пупка симметрично кожа и подкожная клетчатка первым и вторым пальцами собираются в складки. Начинают обычно с левой паховой области (при отсутствии жалоб больного на боли в этом участке живота), затем пальпируют симметричные участки живота слева и справа, постепенно поднимаются вверх к эпигастрию, выявляя локализацию болей. После поверхностной ориентировочной пальпации переходят к глубокой скользящей, топографической методической пальпации по Образцову и Стражеско. Обычно начинают с пальпации толстого кишечника: сигмовидной кишки, слепой кишки и поперечно-ободочной. Затем следует пальпация печени, селезенки, поджелудочной железы и мезентеральных желез. Пальпация толстого кишечника. Пальпация сигмовидной кишки—правая рука исследующего кладется плашмя с несколько согнутыми пальцами на левую подвздошную область так, чтобы линия концевых фаланг пальцев была расположена параллельно длиннику сигмовидной кишки. Поверхностным движением пальцев кожа сдвигается медленно, постепенно на выдохе проникают вглубь живота до его задней стенки. Затем производится скользящее движение руки в направлении, перпендикулярном к продольной оси кишки. Ладонная поверхность может быть обращена к центру либо к гребешку подвздошной кости. Обычно сигма располагается по биссектрисе левого нижнего квадранта. Пальпация слепой кишки — техника пальпации та же, что и при пальпации сигмовидной кишки, но производится в правой подвздошной области. Направление слепой кишки справа сверху вниз налево. Одновременно со слепой кишкой пальпируется и, восходящая кишка.
Пальпация поперечно-ободочной кишки производится двумя руками. Пальцы устанавливаются параллельно ходу кишки на 2-3 см выше пупка с двух сторон в области наружного края прямых мышц, несколько сдвигая их к центру и погружая пальцы вглубь брюшной полости на выдохе. Затем производится скользящее движение рук сверху вниз. При пальпации любого из отделов толстого кишечника необходимо отмечать следующие свойства пальпируемого отдела: локализация, форма, консистенция, размер, состояние поверхности, подвижность, наличие урчания и болезненности. Пальпация печени. Различают два основных вида пальпации печени: скользящая, (соскальзывающая) пальпация печени по Стражеско — положение больного лежа на спине со слегка согнутыми ногами, подушку убирают. Руки или вытянуты вдоль туловища, или лежат на грудной клетке. Пальцы пальпирующей руки образуют одну линию - параллельную нижней границе печени и производят легкое скользящее движение сверху вниз. Скользящими движениями следует ощупать всю доступную пальпации поверхность печени. Особенно часто скользящую методику пальпации печени используют у детей грудного и младшего возраста. После этого переходят к пальпации печени по методу В.П. Образцова-Стражеско. Правую (пальпирующую) руку кладут плашмя на область правой половины брюшной стенки пупка или ниже. Левой рукой охватывают правую половину грудной клетки в нижнем отделе. Оставляя правую руку, глубоко введенную, на выходе в брюшную полость, на месте, просят ребенка глубоко вдохнуть. При вдохе пальпирующая рука выводится из брюшной полости в направлении вперед и вверх. При этом нижний край печени, скользя вниз, стремится обойти пальцы. В этот момент определяют форму и очертания печени, ее консистенцию и болезненность. Пальпация селезенки при ее увеличении не представляют трудностей, и проводится методом скользящей пальпации по Стражеско в положении больного лежа на спине со слегка согнутыми ногами. Соскальзывание ведется в левое подреберье, от левого подреберья и, спускаясь вниз, постепенно о нижние границы селезенки, ее передний край и нижи которые; можно пальпировать, одновременно касаясь указательным пальцем переднего края селезенки и средним пальцем нижнего полюса. На вдохе селезенка опускается, и ощущения могут быть более отчетливые. В случае если селезенка отчетливо не пальпируется можно повернуть больного на правый бок и пальпировать с помощью двух рук. Врач кладет плашмя левую руку на левую реберную дугу для ограничения подвижности диафрагмы. Правая рука со слегка согнутыми пальцами располагается в области левого подреберья. Затем, сместив кожную складку, несколько погружают пальцы внутрь брюшной полости во время выдоха больного. После этого просят больного глубоко вдохнуть, и под давлением диафрагмы спускается вниз навстречу пальцам; если она увеличена, то удается пропальпировать ее край. При прощупывании увеличенной селезенки необходимо определить ее консистенцию, болезненность и поверхность ее. Пальпация поджелудочной железы по Гроту. Пальпацию производят в положении ребенка на спине с правой рукой в кулак и подведенной под поясницу. Ноги должны быть в коленях. Пальцы правой (пальпирующей руки) вводят в брюшную полость по наружному краю левой прямой мышцы в левом верхнем квадранте. Направление пальцев к позвоночному столбу. Пальпация проводится на выдохе, пальпирующие пальцы, достигая позвоночника на уровне пупка, пальпируют поджелудочную железу в виде ленты, косо перекрывающей позвоночный столб. При пальпации поджелудочной железы в норме определяется болезненность.
У старших детей пальпация поджелудочной железы производиться и бимануально, таким образом, что паль вой руки служат для восприятия ощущений при прощупывании, а помещенные на них пальцы левой руки, оказывая давление, способствуют проникновению вглубь брюшной полости. Можно проводить пальпацию поджелудочной железы в положении на правом боку, а также в положении сидя. Пальпация мезентериальных лимфоузлов. Пальпация проводится в зонах Штернберга (левый верхний квадрант и правый нижний квадрант живота). Пальцы правой руки вводят в брюшную полость по наружному краю прямой мышцы в области левого верхнего и правого нижнего квадрантов. Направление пальцев к позвоночному столбу и затем сверху вниз. В случае пальпации мезентериальных лимфатических узлов оценивают их количество, величину, болезненность и подвижность. С целью выявления патологии органов брюшной полости существует так называемая болевая пальпация, определение болевых точек. Количество болевых точек очень большое, здесь приводятся только некоторые из них: - точка Кера или пузырная точка (при патологии желчного пузыря) - место пересечения наружного края прямой мышцы живота с правой реберной дугой; - точка Мейо-Робсона или панкреатическая точка (болевая точка тела и хвоста поджелудочной железы) находится на биссектрисе левого верхнего квадранта на одну треть, не доходя до реберной дуги); - точка Дежардена - (болевая точка головки поджелудочной железы) находится на биссектрисе правого верхнего квадранта на расстоянии 5 см от пупка; - точки Боаса — (надавливание в области поперечных отростков 10-11-12 грудных позвонков) и точки Опенховского (надавливание в области остистых отростков тех же позвонков) — характерна для поражения язвенным процессом желудка и двенадцатиперстной кишки. Существует также ряд болевых симптомов: Симптом Георгиевского-Мюсси (frenicus симптом) - надавливание между ножками m.sternocleidomas-toideus. При поражении печени и желчного пузыря наблюдается болезненность справа. Симптом Мерфи (при патологии желчного пузыря) — введение пальцев правой руки их ладонной поверхностью в подреберье области желчного пузыря. Ребенка, сидящего и несколько наклоненного вперед, просят вдохнуть и отмечают болезненность при вдохе. Симптом Ортнера-Грекова — поколачивание ребром ладони по правой реберной дуге болезненно при поражении желчного пузыря или печени.
Симптом Менделя—поколачивание перкуссионным молоточком по передней поверхности живота в области эпигастрия. Больной должен сделать глубокий вдох по брюшному типу с целью приблизить переднюю стенку желудка к передней брюшной стенке и сделать желудок более доступным обследованию. Симптом Менделя позволяет топографически определить местоположение язвы в случае, если таковая имеется. Пальпаторное определение свободной жидкости в брюшной полости с помощью флюктуации. Для этого левую руку кладут плашмя на боковую поверхность брюшной стенки, а пальцами правой руки наносят короткий удар по брюшной стенке с другой стороны. Этот удар вызывает колебания жидкости, которые передаются на другую сторону и воспринимаются левой рукой в виде так называемого симптома волны. Для того чтобы убедиться, что волна передается по жидкости, а не по брюшной стенке или петлям кишечника, рекомендуется, чтобы помощник исследующего положил ладонь ребром на середину живота и слегка нажал, этим приемом ликвидируется передача волны по брюшной стенке или кишечнику. Методом перкуссии можно определить наличие жидкости в брюшной полости. Для этого больной (ребенок) укладывается на спину. Перкуссия проводится по передней брюшной стенке в направлении от пупка к боковым отделам живота (фланкам). Исследование ведется с применением посредственной перкуссии. Палец-плессиметр располагается параллельно белой линии живота в области пупка и постепенно передвигается к фланкам, сначала правому, затем к левому, с нанесением перкуторного удара средним пальцем правой руки. Наличие двустороннего укорочения в области флангов может говорить о наличии свободной жидкости в брюшной полости. Для дифференциальной диагностики асцита и притупления в брюшной полости, обусловленного другими причинами (наполненный кишечник, опухоль и др.) необходимо повернуть ребенка на бок и провести перкуссию живота в той же последовательности. Если притупление в вышерасположенном фланке исчезает, можно думать о жидкости в брюшной полости, если остается, укорочение обусловлено другой причиной. Перкуссия границ печени ведется по трем линиям (среднеподмышечной, среднеключичной и срединной). Верхнюю границу печени по средней линии определяют ориентировочно, на уровне продолжения по соответствующему межреберью верхней границы печени по среднеключичной линии. Снизу перкуссия границ печени проводится по двум линиям (среднеключичной и срединной). Палец-плессиметр расположен параллельно границам печени в направлении от ясного звука к тупому. Перкуссию границ печени и измерение печени по Курлову ведется по трем линиям: по среднеключичной сверху до верхней границы печени, которая у детей находится на 5 ребре: снизу уровня пупка по направлению к реберной дуге; по срединной линии (линии, проходящей через середину грудину) - сверху до верхней границы печени, которая находится у начала мечевидного отростка и снизу от пупка вверх до верхней трети расстояния от конца мечевидного отростка до пупка, где в норме проходит нижняя граница печени; по косой линии - расстояние от начала мечевидного отростка до боковой границы печени, заходящей в левое подреберье.
Боковую границу печени определяют, перкутируя по реберной дуге от левой средней ключичной линии по направлению к грудине. Запись результатов измерения печени выглядит так: 11х9х7 см. В зависимости от возраста ребенка размеры печени могут быть меньше и главными ориентирами должны быть: верхняя граница - 5 ребро и нижняя граница - реберная дуга. Перкуссия границ селезенки ведется по двум линиям: по среднеаксилярной (определяют верхнюю и нижнюю границы) и по 10 ребру сзади (передняя и задняя граница). У здорового ребенка передняя граница селезенки не выходит за переднюю подмышечную линию. Сантиметровой лентой измеряют продольный и поперечный размеры селезенки. В норме для детей 1 года оба размера равна 4х4 см, у детей 2-3 лет 5х5 см, 6-7 лет 6х6 см и позднее начинает преобладать продольный размер 6-8 как у взрослого. Перкутировать границы печени и селезенки можно как посредственной, так и не посредственной осязательной перкуссией. При аускультации живота у здорового ребенка можно услышать перистальтику кишечника, интенсивность этих звуковых явлений не велика. При патологии звуковые явления могут усиливаться или ослабляться и исчезать. При помощи смешанного метода исследования - аускультации и перкуссии (аускультоаффрикция) можно определить границы желудка. Стетоскоп ставится заведомо на область желудка и проводится перкуссия одним пальцем сверху вниз по белой линии живота от мечевидного отростка до пупка. В области желудка слышимость перкуторного звука в стетоскопе резко усиливается. ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ Болевой синдром – ранние боли появляются во время еды или в течение получаса, которые характерны при эзофагитах и рефлюкс-гастритах. Мойнингановский ритм болей: голод – боль – прием пищи – боль исчезает, характерен для гиперацидных гастритов и эррозивно-язвенных процессов. Диспепсический синдром – отрыжка, тошнота, реже изжога и рвота. Изжога наблюдается при гастроэзофагальном рефлюксе, эзофагите и обусловлена забросом в пищевод кислого содержимого желудка. Диспепсический синдром при поражении поджелудочной железы характеризуется: метеоризмом, тошнотой, неустойчивым характером стула и полифекалией. 6. АФО системы мочеобразования и выделения в онтогенезе и их связь с формированием пороков развития. Методы исследования функции почек и их оценка. Семиотика и основные синдромы поражений органов мочеобразования и мочевыделения у детей и подростков в онтогенезе МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Исследование мочевыделительной системы состоит из осмотра, пальпации и перкуссии. При осмотре обращают внимание на окраску кожных покровов - бледность кожи, отеки (особенно в области век), одутловатость лица, размеры живота, состояние поясничной области. Необходимо осмотреть так же мошонку и наружные половые органы мальчиков (головку полового члена) и девочек (orilicium uretrae externum) с целью выявления уретритов и вульвовагинитов. Пальпация почек. Осуществляется при помощи бимануальной, глубокой пальпации по В.П. Образцову в горизонтальном и вертикальном положении ребенка (в вертикальном положении преимущественно у старших детей). Ребенок лежит на спине со слегка согнутыми ногами. Левая рука исследующего с выпрямленными и сложенными вместе пальцами находится под поясницей в области нижнего края реберной дуги. Производится постепенное сближение рук до соприкосновения передней и задней брюшных стенок. При достижении соприкосновения ребенка просят сделать глубокий вдох - пальпируется опускающийся нижний полюс почки. В случае пальпируемой почки можно проверить синдром баллотирования. Наносят толчкообразные удары левой рукой и получают ощущение толчков правой в правую руку. При пальпации левой почки левая рука продвигается на левую поясничную область. Техника пальпации та же. Пальпация, в положении ребенка стоя (по С.П. Боткину): туловище сгибается под прямым углом, руки опущены. Левая рука исследующего на поясничной области ребенка, правая кнаружи от прямой мышцы живота на уровне реберной дуги. Техника пальпации та же, что и в положении ребенка лежа. С целью выявления патологии органов мочевыделения можно использовать болевую пальпацию, то есть определение болевых точек. Определяют верхние мочеточниковые точки, находящиеся в месте пересечения линии, проходящей через пупок - перпендикулярной белой линии живота с наружным краем прямых мышц; нижние мочеточниковые точки, находящиеся на месте пересечения линии, соединяющей spina iliaca anterior superior с внутренним краем прямых мышц. Перкуссия. С помощью перкуссии определяют наличие свободной жидкости в брюшной полости и верхнюю границу мочевого пузыря. Для определения верхней границы мочевого пузыря проводится посредственная перкуссия по белой линии живота от пупка вниз, палец-плессиметр расположен параллельно нижней границе живота. При наполненном пузыре над лобком получают притуплении перкуторного звука и тем вше от лобка, чем больше наполнение мочевого пузыря, при наличии укорочения перкуссия должна быть повторена после опорожнения мочевого пузыря. Перкутировать можно и непосредственной перкуссией так же по белой линии живота от пупка к лобку. Симптом поколачивания - (определение болезненности в области почек) - поколачивание согнутыми пальцами симметричных участков поясничной области по обе стороны позвоночника. У старших детей - поколачивание ребром ладони правой руки по тыльной поверхности левой кисти, положенной на поясничную область. ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОЧЕК И МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ Синдром дизурических расстройств – частое мочеиспускание, редкое, болезненное в начале или в конце мочеиспускания; поллакиурия – частое и в малом количестве и недержание мочи. Синдром почечной недостаточности. 1) острая почечная недостаточность (ОПН) – наблюдается при гемолитико-уремическом синдроме, почечном некрозе, различных тяжелых заболеваниях (сепсис, грипп и др. инфекции), а также в начале острого гломеруло- и пиелонефрита. Основным ее симптомом является олигурия, переходящая в анурию, что сопровождается головной болью, анорексией, судорогами, жаждой, тошнотой и рвотой. При исследовании крови выявляется: азотемия, гиперкалиемия, гипокальциемия. 2) хроническая почечная недостаточность (ХПН) – диагностируется, когда у детей с заболеваниями почек в течение 3-х месяцев и более обнаруживается снижение клиренса по эндогенному креатинину и повышение уровня креатинина в сыворотке крови. При этом начинает развиваться азотемия, никтурия, гипостенурия, нарастает гипокалиемия, гипонатриемия. Протеинурия – выделение белка с мочой, патологической считается протеинурия, превышающая 50 мг/сут. Качественные реакции на белок становятся положительной при концентрации белка 0,033 г/литр. В нормальных условиях небольшое количество альбумина и низкомолекулярных глобулинов может присутствовать в окончательной моче. Среди непочечных протеинурий: ортостатическая, возникающая у спортсменов и после пальпации. Пиурия – большое количество лейкоцитов в моче, покрывающие все поля зрения, в норме при обычном микроскопическом исследовании в моче содержится не более 4-5 лейкоцитов у девочек, у мальчиков до 2-4. Гематурия – выделение крови с мочой. Различают микро и макро гематурию, по локализации почечная гематурия и гематурия из мочевых путей, которые возникают нередко при отхождении камней или при геморрагических диатезах. Цилиндрурия – цилиндры у здоровых детей могут быть единичные гиалиновые и обнаруживаются при любой почечной патологии в большем количестве; восковидные - чаще при нефротическом синдроме; зернистые- при различных заболевании почек. Бактериурия – моча у здоровых детей стерильна. При инфекции мочевых путей, пиелонефрите - возможна бактериурия до 100 тыс. микробных тел в 1 одном мм3 мочи, вызванная кишечной палочкой, для протея и золотистого стафилококка до 10 тыс. микробных тел.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.243 (0.014 с.) |