Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Активно-деятельностный подход к определению понятий
Сегодняшнее занятие вновь начинается с проблемы определений, де- финиций, т. е. с проблемы соотнесения произносимых слов и смыслов, которые несут эти слова. Definition — по-английски это и есть наше рус- ское «определение». Потратим некоторое время на то, чтобы научиться понимать, как правильно строить определения, построив собственное определение для понятия «Идеология». Итак, — «Идеология — это…», и тут подразумевается вопрос: «Что это такое?». Обычно на этот вопрос отвечают: «это… когда», «при каких условиях», «на что это похоже, или на что это не похоже», а ответа на вопрос «Что это?» вы можете так и не услышать. Попробуйте сами дать определение чего-либо или попросите своих знакомых это сделать — столкнетесь именно с такой проблемой. Поэтому учимся давать соб- ственные определения, что поможет понимать правильно ли это делают другие. Ответом на вопрос «Что это?» может быть выбор только из ряда: 1) предмет; 2) явление; 3) процесс; 4) характеристика. Никаких других классифицирующих смысловых ячеек нет в принци- пе. И это очень интересно, и важно запомнить, поскольку это отражение законов человеческого сознания. Скажу даже больше, — просто созна- ния, потому что слишком самонадеянно человеку утверждать, что только он единственный является носителем сознания. Я как раз утверждаю об- ратное. Итак, первый вопрос при конструировании определения: «Что это»? Предмет, явление, процесс или характеристика? Только после того, когда получен ответ на вопрос «Что?», можно отвечать на вопросы: «Какое это: длинное/короткое, зеленое/красное, горячее, треугольное, холодное?». Дальше нужно ответить на вопрос: «Зачем это?», «Что с этим делать». Существуют три совершенно обязательные вопроса, на которые надо ответить, давая определение. Это вопросы «Что?», вопрос «Какое?» и во- прос «Зачем? Что с этим делать?». Таково требование нашего активно- деятельностного подхода, в котором не терминами жонглируют, а опре- деляют понятия, чтобы на основании постигнутого смысла выстроить свою деятельность. Выработанные определения дают надежную почву для дальнейшего строительства когнитивных смысловых цепочек. Имен- но поэтому человеческое сознание имеет возможность все время пости- гать новое: новые слова, смыслы, категории. Познали первое слово, второе слово познали используя первое слово. Слово — это, конечно, предмет, явление, характеристика, процесс мироздания. Третье слово может быть определено уже двумя словами. Это и есть постижение мира в виде об- разов сознания в нашем человеческом мозгу.
И еще одна важная деталь. Представим, что если человеку понадо- билось в коммуникациях или при построении мыслительных образов, отражающих внешний мир, какое-то новое для него слово, то как имен- но он его постигает? Сначала улавливает какие-то проявления: услышал, увидел, потрогал, пощупал. Затем обобщает и получает новое слово со смысловой нагрузкой. Схоластические определения идеологии Берем слово «Идеология». Всем конечно слышатся отзвуки слова «идея». Мы с этим прочтением боремся и слышим отзвуки другого слова, а именно, «идеал». Как маленький ребенок, только-только начинающий улавливать смыслы, начинает их обдумывать, видеть и изучать в разных контекстах, далее объединять, как бы уплотнять, компрессировать так и тут возникает важный порог, шаг, когда эта компрессия дает смысл ис- комому слову «Идеология», который полезен и нужен человеку для це- леполагания и деятельности по преобразованию мира. А не только для велеречивости. Есть проблема. Существующие в словарях определения идеологии ка- тегорически не соответствуют тем требованиям, которые мы предъяв- ляем. Мое требование: определение должно быть стреляющим, рабочим, оно должно, после того, как понят некий смысл, порождать человеческую деятельность. В словарях этого контекста и требования нет. Как в основном определяют идеологию? Приведу примеры. С.Г. Кара- Мурза в своей книге: «Идеология — это комплекс идей и концепций, с помощью которых человек понимает общество». Идеология — это ком- плекс идей и концепций? Что пояснено? Тавтология. Ничего не пояснено, кроме того, что появилось однокоренное слово «идея», но что оно из себя представляет, неизвестно. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Идеология — это метафизическая философия, учение об идеях». Кто-нибудь что-нибудь понял? Кто-нибудь может сказать: «Да, я понял, и я теперь пойду совер- шать благие для мира и человека дела»?
«Идеология — это систематизированная, теоретически оформлен- ная совокупность идей». Вы уже поняли, что я учебники цитирую. Вот еще один учебник философии: «Идеология определяется как от- ражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов». Видите, как дано определение? Ответа «что это такое?» упорно не дается. Идеология определяется как отражение, далее описывается что оно отражается через какую-то призму. Вот и Большая советская энциклопедия: «Идеология — от «идея» и «ло- гия» — система взглядов и идей». У Кара-Мурзы тоже самое– комплекс идей и концепций. Понятно, что это не определения, потому что они никуда не ведут. Это схоластика. Еще становится ясно, что разговор замыкается на слове «идея». А что же такое «идея»? Опять я цитирую Википедию: «Идея — это мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принци- па, выделяющего основные, главные, существенные черты». В философии это — умопостигаемый и вечный прообраз реальности. В науке и искусстве идея — это главная мысль произведения или об- щий принцип теории или изобретения вообще, замысел или наиболее существенная часть замысла. Идея по Ефремову — основная причина, источник исторического развития в идеалистической философии. Идея — это план, мысль, на- мерение. Можно ли сказать, что этот кладезь перечисленной мудрости дает определение идеи, а через нее определение идеологии? В общем, доволь- но трудно. В контексте вопроса об идеологии, государственной идеоло- гии ни движения мысли, ни движения действия не рождается. А тема очень важна! Важна потому, что в российской Конституции в Статье 13 написано, что в России идеологический плюрализм, а единая, общая для страны, т. е. государственная идеология запрещена. Оказыва- ется, идеологию для страны можно даже запретить. Что ж это за штука- то такая, страшная, и, с другой стороны, важная для государства, что ее для нашей страны даже запретили? Что это такое?
Необходимая литература Я по традиции рекомендую литературу, которая будет полезна к наше- му занятию. Первое — диск, он есть в электронном виде на сайте rusrand. ru, называется «Наука, государственное управление и вызовы современ- ной России». Это, безусловно, наш проект Конституции России16, в котором на странице 7, в Статье 2 дано определение: «Государственная идеология — основанная на высших ценностях России и мировоззрении народа Рос- сии идеология, мотивирующая деятельность человека, общества, народа России, государства, формируемая, поддерживаемая и защищаемая госу- дарством». Это не обычное определение, а конституционная норма. Наконец, если вы зайдете на первую страницу сайта www.rusrand.ru, то в Интернет-ТВ, в разделе «Видеоархив», найдете передачу «Идеологи- ческие беседы»» — это мой курс из 9 лекций. К сожалению, в других изданиях ничего подобного тому, о чем я вам рассказываю, вы не найдете. Порекомендую еще только одну книгу17. Не случайно, что эта книга написана белорусскими учеными. Именно там коллеги почти подошли к тому, о чем я сейчас буду рассказывать и что очень важно. Вот их определение: «Идеология государства — это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях народа, об идеологической полити- 16 Сулакшин С. С ., Багдасарян В. Э. и др. Конституция России (проект) / под общ. ред. С.С. Сулак- шина. М.: Научный эксперт, 2013. 254 с. 17 Князев С. Н ., Решетников С. В. Основы идеологии белорусского государства. Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2004.690с. ке государственных институтов, об идеологических процессах, характе- ризующих цели, особенности и пути общественного развития». Коллеги помогают увидеть, что когда речь идет в контексте построения государ- ства, управления им, жизни общества, его развития, то важны нормы жизни, важны идеалы, важны ценности и цели. И для нас это строитель- ное государственно-управленческое пространство, этот контекст прин- ципиально важен.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.008 с.) |