Либеральный и наш подход к государству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Либеральный и наш подход к государству



Какие следствия вытекают из разных представлений о сущности го- сударства? Напомню, в либеральном подходе государство — инструмент насилия, в нашем — это социальная оболочка, созданная человеческим сообществом для достижения максимального всеобщего блага.

Нынешняя российская либеральная президентура и Правительство гнобят государство в силу своего подхода, урезают, кастрируют, мини- мизируют, превращают в ночного сторожа, а в итоге используют его для обогащения минимальной группы, которая в России известна всем по- фамильно.

А в нашем подходе государство отвечает за все, за все результаты состояния и развития страны. Не всем оно управляет напрямую, только некоторой частью, для остальных самоуправляющихся, самоорганизую- щихся подсистем оно создает правила игры и контролирует их выполне- ние, наказывает за невыполнение. Эта социальная оболочка, созданная сообществом для всеобщего блага, максимизирует и общую успешность. Вот такая разница.

Есть одно важное замечание. Я, как вы заметили, рекомендую вам авторскую литературу. Я не особенно цитирую классиков и учебники. Мы мыслим сами и говорим на языке собственных идей, на собственной основе выстроена и политическая программа, и политические проекты Партии нового типа.

Есть такое понятие — «образованец». Это тот, кто цитатами может го- ворить с утра до вечера, а наша задача, чтобы в результате курса партий- ной школы Вы получили не звание «образованец», а понимание сложных


вещей, методологических приемов и возможность самим разбираться с очень сложными вещами.

 

Нравственность, добро, зло, человек истинный, человек категориальный — абсолютные константы

Сегодняшняя тема занятия: «Человек истинный. Нравственность. Добро и зло». Кто-то обязательно задаст вопрос: «А есть ли связь? Пар- тийная школа, тут должны разбираться какие-то политические вопросы, расклады: полуторапартийная, двухпартийная, однопартийная система, законы, принципы Дюверже и прочее и прочее?». Почему мы берем фун- даментальные вопросы, нарушая сложившиеся традиции? В МГУ, когда я создавал кафедру, готовил новые курсы, была прямо таки агрессия: «Что это такое? Как можно в курсах политологии говорить про добро и зло? Разве можно ставить такие вопросы в учебном плане? Да и в справочни- ках все написано!». В справочниках многое написано, но не то, что дает понимание природы явления. А для нас именно это важнее всего. По- чему? Потому что партийная политическая деятельность — это деятель- ность целеположенная. Ставим цель, идем к ней. А цель откуда берется? Цель появляется у партии, потому, что есть люди, население страны, из- биратели, есть члены партии, и у всех них есть потребности и интересы. И кто-то, в данном случае государство и партии, должны видеть эти по- требности и интересы. И в своей деятельности ставить и достигать цели, меняющие политические институты, принципы и содержание государ- ственного управления, для того, чтобы добиваться решений, удовлетво- ряющих потребностям и позитивно меняющих жизнь людей. И что же это за цели? «Хочу!». Цель? Ну, давайте запишем эту цель. «Хочу, чтобы как в поучительной сказке Пушкина, рыбка у меня в услужении была, а я бы был морским царем!». Могут люди хотеть такого? Могут. А ответ мудрой рыбки помните?

Чтобы не уподобляться старухе с разбитым корытом, ставим вопрос

o высших целях, высших ценностях для человека, его сообщества, для их выразителя — политической партии, для их реализатора — государства, и он становится первичным и важным.

Сегодняшний разговор будет фундаментальным, тоже отчасти тео- ретическим, но очень интересным, потому что понимание сути этих не- простых понятий делают остальную картину очень ясной, доступной для верификации. Простой пример. Убивать, отнимать человеческую жизнь, — хорошо или плохо? Ну, конечно, за убийство сажают, за убий- ство казнят. А если убиваешь врага, который посягает на твою Родину, на твою семью, на твоих детей, на твои ценности? Убивать врага — это зло или это уже добро? А убивать убийцу твоего врага? И т. д. Жизнь


рождает многие сложные вызовы, иногда совсем не очевидные. Наше ис- ходное утверждение заключается в следующем. Нравственность, добро, зло, человек истинный, человек категориальный по своей смысловой природе — абсолютные константы, такие же, как физические константы (ускорение свободного падения, постоянная Планка, скорость света), ко- торые заложены в социальную природу, природу эволюции жизни, раз- ума и души человека. Постичь это и использовать в своих когнитивных мыслительных практиках, ответах на практические вызовы в политиче- ской работе, партийном строительстве очень важная задача.

Для работы над темой этого занятия рекомендуется следующая лите- ратура12.

 

Кто такой человек?

 

Кто такой человек? Что является высшим смыслом и высшей ценно- стью, мотивирующей его деятельность? Человек — это, конечно, био- социальное существо. Учитывая данные науки об эволюции жизни на земле мы понимаем, что когда-то его не было, что-то с ним будет через миллион миллиардов лет в будущем. На сегодня человек таков, каким мы его знаем. Есть физиологический носитель, требующий исполнения ряда биологических функций, он сочленен, сочетан с тем, что называется мыслью, разумом, душой, с некой неуловимой материей, научная и прак- тическая неуловимость которой и породила исторический когнитивный конфликт материального и идеального. Такого конфликта в реальности нет, потому что наша концепция, подтверждаемая в том числе собствен- ными экспериментальными физическими измерениями, состоит в том, что сознание тоже материально, ровно так же, как все существующее. Только специфично, особенно, пока еще с большим трудом ухватываемо, регистрируемо приборной базой. Сознание отчуждаемо от конкретного биологического носителя и целостно, имея в виду большие или гипоте- тически бесконечные пределы существования этой целостности. Наше личное сознание — это некий локалитет, который одновременно при- надлежит общему целостному, и все это, повторю, описывается законами природы, которые мы начинаем постигать.

12 Сулакшин С. С. Фундаментальный контекст концепта нравственного государства. М.: Науч- ный эксперт, 2013; Сулакшин С. С. Категориальная (сущностная) эволюция человечества в мегаи- стории и бесконечном будущем // Труды научного семинара «Россия и человечество: проблемы миростроительства». М.: Научный эксперт, 2011. Вып. № 1; Багдасарян В. Э ., Сулакшин С. С. Пре- восходство, присвоение, неравенство. М.: Научный эксперт, 2013, С. 303; Сулакшин С. С. Что такое прогресс человечества? // Материалы научного семинара. Вып. № 8. М.: Научный эксперт, 2011; Сулакшин С. С ., Багдасарян В. Э ., Вилисов М. В. и др. Нравственное государство. От теории к про- екту. М.: Наука и политика, 2015. С. 423; Сулакшин С. С ., Багдасарян В. Э. Манифест грядущего человечества // www. rusrand.ru


Когда-то человека не было, потом появился предтеча человека — био- логический носитель. Наука, в общем, сходится в мысли, что сознания у него еще не было. Потом оно появилось. Креационисты и эволюциони- сты спорят произошло ли это одномоментно, разовым образом — это концепция религиозная, либо эволюционно, постепенно.

Но что важно? Сознания не было и вдруг возникло, а что происходит дальше? Как человек эволюционирует? Что отвечает за эволюцию чело- века? Куда она идет? Что там в пределе?

Откуда все началось — понятно — из небытия. Не было живой при- роды, появилась. Не было оразумленного носителя — появился и начал развиваться.

Р

 

Что за критерий определяет это развитие? Как мы можем его измерять, измерять степень этого развития, очеловечивания? Что это за буква Р?

Немного предваряя последовательность размышления определим, что в ходе эволюции человек из нечеловека превращается в Человека, кото- рого мы называем человеком истинным, человеком категориальным. На этом пути размышления есть несколько важнейших для практики кри- териев человеческой деятельности, которые называются «добро и зло»,

«нравственность» и подобные.

В древнем религиозном знании предел, к которому стремится эво- люционное развитие человека и человечества, — это «образ и подобие». Намек на то, что существует некое описание портрета идеального чело- века — человека истинного, категориального, в религиозном языке — прошедшего преображение, в секулярном, научном, материалистическом языке — в будущем освободившегося от физического носителя (тела), который, в общем, не обязателен. В нашем когнитивном формализме под материальным понимается сущее. Поэтому разум, сознание, кто-то называет это душой — это материя. Человек останется даже тогда, ког- да научится заменять все свои органы и ткани, включая вещественный мозг, человек истинный не исчезнет, потому что своим материальным носителем он определяется неисключительным образом. Мозг человека


как материальный объект при неограниченности времени исследования и развития высоких технологий может быть скопирован — те же атомы, молекулы, связи.

Другое дело, что наши представления о содержании сущего в мозге — о сознании — ограничены современным научным знанием.Но кто ска- зал, что оно не развивается и не накапливается?

Итак. Представим себе, что некий потенциал человека, делающий его человеком (та самая буква Р на рисунке), развивается со временем. Есть точка отсчета — нулевое время, в которой ничего не было — ни жизни, ни человека. Далее появляется ось биологической эволюции человека. За- тем ось социальной эволюции человека, когда одиночки сложились во взаимодействующее сообщество.

 

Сологенез

 

 

Начало жизни                                                                        Социогенез

 

 

Жизнь родилась и развивалась вдоль биологической оси — это по- нятно (одноклеточные, хордовые и т. д. до человека). В какой-то момент биоэволюция начала развиваться в сторону социализации: возникли стаи, рои, потом роды, племена, и за счет протосоциализации степень их жизнеспособности стала нарастать.

В какой-то момент времени человек обрел разум, и это резко ускори- ло его эволюцию по оси социальности. В сторону биологического совер- шенствования развитие тоже идет, но предел биологического совершен- ства, в общем, уже виден — большой спорт это показывает. Эволюция по оси биоэволюции как бы уперлась в некоторый предел, но зато эволюция по социальному пространству ускорилась: социальное государство, со- циализм, общественное, кооперативное бытие — направляет эволюцию вдоль социальной оси. Но предел совершенства по оси социальности, кооперативности тоже существует. И человечество начинает упираться в этот предел. Куда же дальше пойдет эволюция?


Возникает новая ось (на рисунке вертикальная), и эволюция идет уже вдоль этой оси.

Что это за ось? Мы назвали ее сологенезом13, т. е. осью духовной эво- люции человека или нравственного прогресса человечества, связанного с его движением к Человеку истинному, категориальному.

Как же описать Человека истинного и категориального? Каков его портрет?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.166 (0.032 с.)