Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Либеральный и наш подход к государству
Какие следствия вытекают из разных представлений о сущности го- сударства? Напомню, в либеральном подходе государство — инструмент насилия, в нашем — это социальная оболочка, созданная человеческим сообществом для достижения максимального всеобщего блага. Нынешняя российская либеральная президентура и Правительство гнобят государство в силу своего подхода, урезают, кастрируют, мини- мизируют, превращают в ночного сторожа, а в итоге используют его для обогащения минимальной группы, которая в России известна всем по- фамильно. А в нашем подходе государство отвечает за все, за все результаты состояния и развития страны. Не всем оно управляет напрямую, только некоторой частью, для остальных самоуправляющихся, самоорганизую- щихся подсистем оно создает правила игры и контролирует их выполне- ние, наказывает за невыполнение. Эта социальная оболочка, созданная сообществом для всеобщего блага, максимизирует и общую успешность. Вот такая разница. Есть одно важное замечание. Я, как вы заметили, рекомендую вам авторскую литературу. Я не особенно цитирую классиков и учебники. Мы мыслим сами и говорим на языке собственных идей, на собственной основе выстроена и политическая программа, и политические проекты Партии нового типа. Есть такое понятие — «образованец». Это тот, кто цитатами может го- ворить с утра до вечера, а наша задача, чтобы в результате курса партий- ной школы Вы получили не звание «образованец», а понимание сложных вещей, методологических приемов и возможность самим разбираться с очень сложными вещами.
Нравственность, добро, зло, человек истинный, человек категориальный абсолютные константы Сегодняшняя тема занятия: «Человек истинный. Нравственность. Добро и зло». Кто-то обязательно задаст вопрос: «А есть ли связь? Пар- тийная школа, тут должны разбираться какие-то политические вопросы, расклады: полуторапартийная, двухпартийная, однопартийная система, законы, принципы Дюверже и прочее и прочее?». Почему мы берем фун- даментальные вопросы, нарушая сложившиеся традиции? В МГУ, когда я создавал кафедру, готовил новые курсы, была прямо таки агрессия: «Что это такое? Как можно в курсах политологии говорить про добро и зло? Разве можно ставить такие вопросы в учебном плане? Да и в справочни- ках все написано!». В справочниках многое написано, но не то, что дает понимание природы явления. А для нас именно это важнее всего. По- чему? Потому что партийная политическая деятельность — это деятель- ность целеположенная. Ставим цель, идем к ней. А цель откуда берется? Цель появляется у партии, потому, что есть люди, население страны, из- биратели, есть члены партии, и у всех них есть потребности и интересы. И кто-то, в данном случае государство и партии, должны видеть эти по- требности и интересы. И в своей деятельности ставить и достигать цели, меняющие политические институты, принципы и содержание государ- ственного управления, для того, чтобы добиваться решений, удовлетво- ряющих потребностям и позитивно меняющих жизнь людей. И что же это за цели? «Хочу!». Цель? Ну, давайте запишем эту цель. «Хочу, чтобы как в поучительной сказке Пушкина, рыбка у меня в услужении была, а я бы был морским царем!». Могут люди хотеть такого? Могут. А ответ мудрой рыбки помните?
Чтобы не уподобляться старухе с разбитым корытом, ставим вопрос o высших целях, высших ценностях для человека, его сообщества, для их выразителя — политической партии, для их реализатора — государства, и он становится первичным и важным. Сегодняшний разговор будет фундаментальным, тоже отчасти тео- ретическим, но очень интересным, потому что понимание сути этих не- простых понятий делают остальную картину очень ясной, доступной для верификации. Простой пример. Убивать, отнимать человеческую жизнь, — хорошо или плохо? Ну, конечно, за убийство сажают, за убий- ство казнят. А если убиваешь врага, который посягает на твою Родину, на твою семью, на твоих детей, на твои ценности? Убивать врага — это зло или это уже добро? А убивать убийцу твоего врага? И т. д. Жизнь рождает многие сложные вызовы, иногда совсем не очевидные. Наше ис- ходное утверждение заключается в следующем. Нравственность, добро, зло, человек истинный, человек категориальный по своей смысловой природе — абсолютные константы, такие же, как физические константы (ускорение свободного падения, постоянная Планка, скорость света), ко- торые заложены в социальную природу, природу эволюции жизни, раз- ума и души человека. Постичь это и использовать в своих когнитивных мыслительных практиках, ответах на практические вызовы в политиче- ской работе, партийном строительстве очень важная задача.
Для работы над темой этого занятия рекомендуется следующая лите- ратура12.
Кто такой человек? Кто такой человек? Что является высшим смыслом и высшей ценно- стью, мотивирующей его деятельность? Человек — это, конечно, био- социальное существо. Учитывая данные науки об эволюции жизни на земле мы понимаем, что когда-то его не было, что-то с ним будет через миллион миллиардов лет в будущем. На сегодня человек таков, каким мы его знаем. Есть физиологический носитель, требующий исполнения ряда биологических функций, он сочленен, сочетан с тем, что называется мыслью, разумом, душой, с некой неуловимой материей, научная и прак- тическая неуловимость которой и породила исторический когнитивный конфликт материального и идеального. Такого конфликта в реальности нет, потому что наша концепция, подтверждаемая в том числе собствен- ными экспериментальными физическими измерениями, состоит в том, что сознание тоже материально, ровно так же, как все существующее. Только специфично, особенно, пока еще с большим трудом ухватываемо, регистрируемо приборной базой. Сознание отчуждаемо от конкретного биологического носителя и целостно, имея в виду большие или гипоте- тически бесконечные пределы существования этой целостности. Наше личное сознание — это некий локалитет, который одновременно при- надлежит общему целостному, и все это, повторю, описывается законами природы, которые мы начинаем постигать. 12 Сулакшин С. С. Фундаментальный контекст концепта нравственного государства. М.: Науч- ный эксперт, 2013; Сулакшин С. С. Категориальная (сущностная) эволюция человечества в мегаи- стории и бесконечном будущем // Труды научного семинара «Россия и человечество: проблемы миростроительства». М.: Научный эксперт, 2011. Вып. № 1; Багдасарян В. Э ., Сулакшин С. С. Пре- восходство, присвоение, неравенство. М.: Научный эксперт, 2013, С. 303; Сулакшин С. С. Что такое прогресс человечества? // Материалы научного семинара. Вып. № 8. М.: Научный эксперт, 2011; Сулакшин С. С ., Багдасарян В. Э ., Вилисов М. В. и др. Нравственное государство. От теории к про- екту. М.: Наука и политика, 2015. С. 423; Сулакшин С. С ., Багдасарян В. Э. Манифест грядущего человечества // www. rusrand.ru Когда-то человека не было, потом появился предтеча человека — био- логический носитель. Наука, в общем, сходится в мысли, что сознания у него еще не было. Потом оно появилось. Креационисты и эволюциони- сты спорят произошло ли это одномоментно, разовым образом — это концепция религиозная, либо эволюционно, постепенно. Но что важно? Сознания не было и вдруг возникло, а что происходит дальше? Как человек эволюционирует? Что отвечает за эволюцию чело- века? Куда она идет? Что там в пределе? Откуда все началось — понятно — из небытия. Не было живой при- роды, появилась. Не было оразумленного носителя — появился и начал развиваться. Р
Что за критерий определяет это развитие? Как мы можем его измерять, измерять степень этого развития, очеловечивания? Что это за буква Р?
Немного предваряя последовательность размышления определим, что в ходе эволюции человек из нечеловека превращается в Человека, кото- рого мы называем человеком истинным, человеком категориальным. На этом пути размышления есть несколько важнейших для практики кри- териев человеческой деятельности, которые называются «добро и зло», «нравственность» и подобные. В древнем религиозном знании предел, к которому стремится эво- люционное развитие человека и человечества, — это «образ и подобие». Намек на то, что существует некое описание портрета идеального чело- века — человека истинного, категориального, в религиозном языке — прошедшего преображение, в секулярном, научном, материалистическом языке — в будущем освободившегося от физического носителя (тела), который, в общем, не обязателен. В нашем когнитивном формализме под материальным понимается сущее. Поэтому разум, сознание, кто-то называет это душой — это материя. Человек останется даже тогда, ког- да научится заменять все свои органы и ткани, включая вещественный мозг, человек истинный не исчезнет, потому что своим материальным носителем он определяется неисключительным образом. Мозг человека как материальный объект при неограниченности времени исследования и развития высоких технологий может быть скопирован — те же атомы, молекулы, связи. Другое дело, что наши представления о содержании сущего в мозге — о сознании — ограничены современным научным знанием.Но кто ска- зал, что оно не развивается и не накапливается? Итак. Представим себе, что некий потенциал человека, делающий его человеком (та самая буква Р на рисунке), развивается со временем. Есть точка отсчета — нулевое время, в которой ничего не было — ни жизни, ни человека. Далее появляется ось биологической эволюции человека. За- тем ось социальной эволюции человека, когда одиночки сложились во взаимодействующее сообщество.
Сологенез
Начало жизни Социогенез
Жизнь родилась и развивалась вдоль биологической оси — это по- нятно (одноклеточные, хордовые и т. д. до человека). В какой-то момент биоэволюция начала развиваться в сторону социализации: возникли стаи, рои, потом роды, племена, и за счет протосоциализации степень их жизнеспособности стала нарастать. В какой-то момент времени человек обрел разум, и это резко ускори- ло его эволюцию по оси социальности. В сторону биологического совер- шенствования развитие тоже идет, но предел биологического совершен- ства, в общем, уже виден — большой спорт это показывает. Эволюция по оси биоэволюции как бы уперлась в некоторый предел, но зато эволюция по социальному пространству ускорилась: социальное государство, со- циализм, общественное, кооперативное бытие — направляет эволюцию вдоль социальной оси. Но предел совершенства по оси социальности, кооперативности тоже существует. И человечество начинает упираться в этот предел. Куда же дальше пойдет эволюция? Возникает новая ось (на рисунке вертикальная), и эволюция идет уже вдоль этой оси. Что это за ось? Мы назвали ее сологенезом13, т. е. осью духовной эво- люции человека или нравственного прогресса человечества, связанного с его движением к Человеку истинному, категориальному. Как же описать Человека истинного и категориального? Каков его портрет?
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.166 (0.032 с.) |