Возникновение правового государства первого типа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение правового государства первого типа



Мало помалу сложившиеся пирамидальные системы общежития — протогосударства стали наращивать эффективность, появились запасы ресурсов, стали появляться сопровождающие государство институты, упорядочивающие жизнь людей. Какие? Такие как система табу, религи- озные, культурные системы, система традиции. Возникло, как мы это на- зываем, правовое государство первого типа. Возникли порядки, которые определяли общежитие людей в протогосударстве. Они, в том числе, уста- новили сакральную роль лидера-руководителя. Далее возникли монар- хические системы государственности: авторитарные, автократические, диктаторские. И этот принцип — верхнему больше всех, всем осталь- ным по остаточному принципу — доминировал длительное время. По мере того, как доступность ресурсов возрастала, в обществе зрела мысль, противостоящая привычному животному верховенству силы: почему у немногих ресурсов скапливается много, а у большинства мало? Стали возникать теории и утопии, появились государства социальные или го- сударства всеобщего благосостояния. Угнетаемое большинство в госу- дарствах, так же, как и в производственных и хозяйствующих субъектах и институтах, стало требовать равенства в распределении общественно- го продукта. Длительная историческая борьба, сопровождающаяся рабо- той теоретической мысли, привела к появлению государства социально- го. В этом государстве, государстве welfare state, государстве всеобщего благосостояния, основным принципом стал принцип материального ра- венства, равенства в удовлетворении первичных потребностей: еды, жи- лья, медицины, образования. В это время реализовалась новая функция государства: функция перераспределения. Возникли налоги, в том числе, прогрессивные шкалы налогов и этот вектор эволюции, социальный, вы- равнивающий права индивидуумов в государстве, безусловно правилен и прогрессивен.

 

Возникновение правового государства второго типа

Борьба за права человека, как ответ на их ущемление со стороны го- сударства, действующего на основе права силы, привела к появлению либеральной идеи: каждый человек — это Человек, со своими неотъем- лемыми правами, которые должны быть равны. Это было правильно и прогрессивно. Нынешний реальный либерализм далеко ушел от этой первоначальной идеи. Главное для него сейчас в другом: в борьбе за ми- нимизацию любого государства, не того протогосударства с преимуще- ственным правом силы, а современного, основанного на всеобщей де- кларации прав человека и принципе равенства людей в их человеческом достоинстве.


Таким образом в эволюционном ряду появляется правовое государ- ство второго типа, в котором существует правовая система, отражающая принцип: люди равны в своем достоинстве, важнейшей функцией госу- дарства становится организация и обеспечение этого принципа.

 

Нравственное государство

В дальнейшей эволюции государство от задач преимущественно ма- териального перераспределения переходит к задачам создания условий для реализации иных сущностно обязательных запросов людей. Им нуж- ны смыслы, правда, красота, идеалы, у них есть стремление быть настоя- щими людьми — людьми истинными, категориальными. Так возникает концепт– это уже наша база и теоретическое продвижение по отноше- нию к классическим трудам и представлениям — нравственного государ- ства. Напомню, что государство — это социальная оболочка, созданная обществом для управления и для максимизации всеобщего блага. В этой формуле всеобщее благо — это благо всех и каждого, а не только сумма отдельных благ, когда суммируются блага путиных, тимченко, ротенбер- гов, медведевых и еще нескольких человек и благо всех остальных и вы- водится «средняя температура по больнице». Когда речь идет о всеобщем благе, имеется ввиду благо всех и каждого, соотнесенное с достоинством каждого человека. Нравственное государство — это такая социальная оболочка, такая управленческая система, которая генерирует в каждом человеке и в обществе в целом нравственность, т. е. целеполагает дости- жение человеком и человеческим сообществом кондиций Человека на- стоящего, истинного, человека по образу и подобию, если пользоваться религиозным языком, который очень точен, мудр и справедлив в этом случае.

 

Государство справедливости

На сегодня мир, наша Россия, мы, как Партия нового типа, видим и ставим задачу преобразования нашего государства в лидера мирового ансамбля государств. Это возможно только через изменение Конститу- ции и построение на ее основе в России Нравственного государства.

Но и это еще не конец эволюции государства. Помните нашу форму- лу: для всех и каждого. Но ведь если каждый человек индивидуален и не- повторим, то как тогда добиться того, чтобы каждый человек стал равен в своем человеческом достоинстве? Чтобы был счастлив? Как добиться того, чтобы каждый, совершенно уникальный, непохожий на других че- ловек был бы счастлив наравне с другими? Возникает вызов и концепт Государства справедливости. Смотрите какая эволюция! Государство


социальное, равенство в социальном распределении. Государство соци- альной справедливости, которое означает, что государство занимается всеми — обеспечивает средний ВВП на душу населения и т. д. А следую- щий шаг, о котором мы говорим, видим и утверждаем, что он неизбе- жен в эволюции государства как института, — это государство справед- ливости, в котором каждый уникальный человек должен быть счастлив, удовлетворен не только материальными обстоятельствами жизни (Со- циальное государство), не только в духовном отношении (Нравственное государство), но и в личностном, индивидуальном, психологическом че- ловеческом внутреннем интимном отношении. «Я вижу, что общество и государство и мир ко мне справедлив, что мы живем справедливо!». Государство справедливости наследует всем предыдущим формам госу- дарства, оно включает в себя все предыдущие формы государственного устройства.

А что понимается под государственным устройством? Это устрой-

ство власти в вертикальных управленческих связях и в обратных свя- зях от общества, от всего народа, от всех и от каждого к управляющему интегратору. Как интегратор управляет ресурсами, как осуществляется перераспределение? Вот эта система и есть устроение государства. Поэ- тому, в активно деятельностном подходе, который мы выдвигаем в рам- ках нашей партийной программы, политической платформы, устроение государства не определено каким-то одним его признаком. Например, в ельцинской конституции написано: «Россия является светским госу- дарством». Однако, за счет государственного бюджета летает самолет из президентского авиаотряда и обслуживает персону из одной религиоз- ной конфессии России. Есть и другие примеры такого рода, которые по- зволяют усомниться в том, что Россия светское государство и церковь отделена от нее. В нашей конституции записано иначе: «Россия — это светское веротерпимое государство», государство, в котором с религиоз- ными конфессиями у него не отделение происходит, а соединение, дого- вор о соработничестве: миротворчестве, милосердии, образовании.

В нынешней ельцинской конституции написано, что наше государ-

ство социальное, но в этом государстве олигархи, которых все больше и все большую часть национальных богатств они имеют в своих карма- нах, а с другой стороны весь остальной народ. И разрыв между ними на- растает, а не уменьшается. Есть такой показатель — коэффициент фон- дов — соотношение богатств богатейших и бедности беднейших — он растет в стране — какое же это социальное государство!

В конституции написано, что Россия демократическое государство, но в нем невозможно реализовать свое право избирать и быть избранным. Избирать невозможно, потому, что существующая государственная ма- шина фальсификаций меняет результаты голосования в разы. Избрать-


ся самим невозможно, потому, что невозможно выиграть соревнование с мешками денег, если у тебя их нет. Это никакая не демократия. Поэтому вопрос о том, что наше новое государство — государство справедливо- сти будет устроено по другому важен. А что-такое устроено по другому? Это значит, что его институты — устойчивые формы общественных от- ношений с участием государства — должны быть устроены определен- ным образом. Каким? Изначально это описывается в Конституции и на 16 занятии мы это обсудим применительно к действующей Конституции и к нашему проекту Конституции. Кроме институтов, важны функции государства, соответственно, функции органов государственного управ- ления с ресурсным обеспечением реализации этих функций. Они долж- ны быть специальным образом сформулированы, чтобы цели, которые мы наметили, а именно, государство социальное, народовластное, спра- ведливое, нравственное, трудовое — были бы реализованы. А лукавства нынешней конституции были бы купированы специальными органами с функциями контроля, предотвращения, исправления, наказания и т. д. Кроме функций государство как система управления работает через определенные механизмы: через реализацию правовых порядков, т. е. че- рез законодательство и через определенные процедуры.

 

Праведное государство

Далее на горизонте возникнет новый вид государства, и мы уверены, что при приобретении власти в стране мы выйдем на эти горизонты, мы поставим задачи строительства, мы предложим миру этот вызов: госу- дарство правильное, государство праведное. Не конкурентоспособное государство по Путину — как будто оно на рынке однородных товаров кому то продает чего-то. А праведное государство. То есть такое, кото- рое включает в себя все предыдущие стадии и формы государства: соци- альное, правовое, нравственное, справедливое, но в своем совершенстве, в полной реализованности, т. е. тогда, когда все и каждый будут счастли- вы, будут жить в психологическом комфорте, ощущая и понимая — жи- вем справедливо, даже, если не богато, будучи нестяжателями, но спра- ведливо, правильно, праведно. И именно так, именно для реализации этой цели настраиваются все институты, функции, механизмы, право- вые порядки, процедуры нашего государства. Как это сделать? Это очень непростая задача. Особенно если говорить о детальном описании слож- ного чертежа такого государства. Это описание дано в проекте новой конституции, в которой 280 статей, в доктринах, которых уже десятки, конституционных законах, во всей пирамиде законодательства. И, на- конец, когда можно прогнозировать достижение человечеством правед- ного государства? По нашим мегаэволюционным прогнозам это станет


возможным примерно через двести лет. Наша с вами текущая партийная и человеческая задача, вызов и пафос состоят в том, чтобы нашу Родину вылечить, вернуть ей нравственность, праведность и сделать примером для мира, вернув ей мировые лидерские позиции.

Нужно сделать одну ремарку. Когда мы говорим «государство», то часто под ним понимаем аппарат насилия, перераспределения, аппарат коррумпированных, жадных, ничего не делающих чиновников — эта- кое административное понимание государства. Но мы ведь имеем ввиду

«Государство Россия» и в этом контексте государство воспринимается как страна, а страна и государство как институт, конечно, разные вещи. Страна включает в себя три необходимых составляющих — народ, тер- риторию и государство, как институт, как административную систему управления. Но это еще и Родина.

 

Что такое партия?

Теперь ответим на вопрос: а при чем здесь партия? Еще раз предста- вим себе пирамиду, внизу которой народ, а наверху власть. У которой ресурсы, право их распределять, право наказывать и поощрять и другие права. Власть управляет делами в обществе, общество в демократиче- ских государствах формирует власть. Общество посылает власти сигна- лы о том, что плохо, что нужно исправить, что считает правильным. Это обратная связь, которая, доходя до власти, должна порождать процедуры выработки, принятия и реализации полезных решений. В нормальном, здоровом, живом государстве возникает замкнутый цикл: общество по- сылает свои сигналы во власть, требует, информирует о необходимости управленческих решений, власть вырабатывает эти решения, реализует их, общество удовлетворяется. Это когда власть умная, справедливая, нравственная, живая и здоровая. Так происходит устойчивое развитие, существование-бытие государства.

Встает вопрос: как миллионам граждан донести свой сигнал до вла-

сти? Здесь и возникает представительская вертикаль обратной связи с медиаторами-посредниками. Эти посредники, появляясь на тех или иных основаниях, уполномачиваются обществом профессионально отра- жать, понимать, артикулировать интересы и чаяния общества, подымая, предъявляя, внедряя их во власть. Это первая функция медиатора, како- вым является и партия. Медиаторами могут выступать не только партии, но и, например, профсоюзы, общественные, отраслевые объединения, депутатская вертикаль, средства массовой информации и некоторые другие, более экзотические. Нас в данном случае интересуют партии.

Итак, партия — это медиатор между обществом и властью по про-

блеме артикуляции и предъявления интересов народа (его части)  во


власть — это первая функция. Вторая функция — участие в выработке этих решений, для чего она (партия) попадает в Парламент, для чего она (партия) сохраняет свою партийную привязку и в исполнительных орга- нах власти, там, где это разрешено, где и Президент является партийным, а не таким безответственным, как в России уже 25 лет. Чтобы быть спо- собной к выработке сложных государственных решений, партия должна быть профессиональной, дееспособной. Значит, у нее возникает функ- ция — быть профессиональной, иметь экспертные институты, иметь дееспособных в этом отношении людей, делегировать их во власть — это обязательная функция настоящей партии.

Партия может быть в меньшинстве в органах государственной вла-

сти, значит, у нее возникает функция — лоббирование интересов своих избирателей и членов самой партии. Есть еще одна функция — функция участия в реализации властных решений. Поскольку всегда есть силы противодействия, причем вмешивается и такая сила, как дураки, кото- рые любое умное решение могут превратить в противоположное, необ- ходим контроль реализации решений, помощь в реализации.

И, наконец, у партий есть функция формирования власти.

Партия участвует в формировании не только представительной вет- ви власти, но и исполнительной, и судебной через институты выборно- сти и сменяемости, например, участие в президентских или премьерских выборах или назначениях, сменяемости судей. Партия и в этой функции обязана представлять и защищать, не искажая их, интересы своих членов и избирателей, быть профессиональной, последовательной, порядочной, дееспособной в делегировании в органы власти своих представителей, в контроле, мониторинге их деятельности, в отзыве их оттуда, в наказа- нии, смене и т. д.

Картина эта, конечно, классическая, теоретическая.

В ней есть масса различных развилок, о которых написаны целые тома описательных подробностей: партия и политическая система может быть однопартийной, полуторапартийной, многопартийной, двухпартийной и т. д. Но разве эти детали, которыми напичканы учебные курсы полито- логии, важнее, чем то, о чем я рассказал?

Партия может быть социально локализованной, т. е. представлять ин- тересы определенной социальной группы. Например, Партия пенсионеров. Или Партия села. Или Женская партия. Или Партия науки и технологий.

Партия может быть универсальной, если она берется выражать ин- тересы всего народа во всех его разнородных чаяниях, потребностях, желаниях, наказах, а также интересы самого государства. В этом случае слово «партия» — от слова «part» — часть, партикулярный, частичный — становится не очень точным. Партия нового типа как раз и звучит более правильно и точно. У Партии нового типа задача общенародная, общего-


сударственная. Напомним себе — задача № 1 в наших документах — пре- дотвратить распад России, спасти страну. И задача № 2 — переустроить ее таким образом, чтобы она была здоровой, нравственной, трудовой, справедливой, праведной навсегда, имея в виду запуск механизмов, кон- тролирующих гнилостные процессы.

Потом, когда мы поставленную задачу реализуем, решим и добьемся, чтобы Россия стала такой, как в наших планах, Партия нового типа пре- вратится в одну из партий в многопартийной системе демократической России с политическими правами и свободами, с защитой права слова, публичных акций, митингов, демонстраций, с защитой прав политиче- ской оппозиции — мы введем ее как правовой институт, защищенный Конституцией.

Итак, партия — это медиатор, обслуживающий интересы своих изби- рателей и членов партии через борьбу за власть, через обретение власти, через участие в исполнении власти, в управлении, реализации власти, вырабатывая, лоббируя, реализуя решения для своих избирателей и для всего народа, как в нашем историческом случае, когда рождается и стано- вится необходимой Партия нового типа. Партия нового типа, напомню, уже рождалась и преобразовывала нашу страну 100 лет назад (переход к социализму). 2000 лет назад с такой же необходимостью рождалось хри- стианство и решало задачу спасения души человеческой, не только самих участников христианского сообщества, но и всего человечества в целом.

То, что я рассказал претендует на целый политологический курс, но

сказано главное: обозначена специфика нашего партийного теоретиче- ского и актуально-практического проектного отношения к тому, что мы понимаем под государством, какое государство мы собираемся строить, почему, чем и как оно будет отличаться от нынешней путинской России, от любого либерального государства и любого другого современного го- сударства. Мы разобрались, что такое партия, в чем отличие, уникаль- ность Партии нового типа, и что обязательно нужно в партийной работе делать, чтобы иметь право называть себя политической партией, в отли- чие от различных пристроек к административной ветви власти в виде каких-нибудь «Единых Россий», являющихся по существу соучастника- ми в почти криминальной монополизации власти в нашей стране.

 

Вопросы для самопроверки и углубления полученного знания

1. Что такое государство в либеральной и социальной трактовке?

2. Зачем человечество «изобрело» государство и что с ним будет в от- даленном будущем?

3. Что, как самое главное, менялось в истории государства в ходе его эволюции?


4. Что такое социальное? либеральное? правовое? нравственное? спра- ведливое? праведное? — государство?

5. Что такое партия?

6. Обычная классическая цель партии?

7. Цели Партии нового типа?

8. Почему Единая Россия по существу — не партия?

 

Занятие № 3

«Человек истинный. Нравственность. Добро и зло»

Я напомню, что на прошлом занятии мы разбирались с тем, что такое партия и государство. Разговор шел в основном базовый, фундаменталь- ный, теоретический, но важно, чтобы каждый представлял какой кон- кретный практический смысл имеет этот разговор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.111 (0.031 с.)