Раздвоение мышления в эпоху светской культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздвоение мышления в эпоху светской культуры



 

Раздвоение на рационалистический и иррациональный типы имело место и в светской культуре. Поэтому не удивительно, что русская интеллигенция в нач. XVIII века, в эпоху восходящего развития дворянской культуры, из Европейской культуры заимствовало именно рационализм, хотя была осведомлена об иррационализме таких европейских мыслителей, как немца Якоба Бéме (1575–1624), шведа Эммануэля Свéденборга (1688–1772) и француза Сен-Мартéна (1743–1803), а в XIX веке, в эпоху нисходящего развития дворянской культуры, как, впрочем, разночинцы рубежа XIX-XX веков и пролетарская интеллигенция вт. пол. XX века, перешли к использованию возможностей иррационализма... А есть еще фигуры переходных периодов, каким, по нашему мнению, является П. Чаадаев. В этом отношении особенно любопытна его "Философия истории", где он противопоставляет религиозный взгляд светскому, разуму — нравственность. И это понятно. Разум — идея сословного духа (но дух исчерпал свои возможности), а нравственность — сфера действия отдельного человека (она еще только должна восторжествовать). [ P.S. Позже такое противопоставление можно найти, кажется, у Розанова, где он противопоставляет даже не разум и нравственность, а мораль — этике. См. мой файл "Важное для меня по поводу курс. работ", подзаголовок В.В. Розанов, в папке м-лов для изучения русской философии.]

 

Точно также этот "код" будет давать знать о себе и в случаях, когда в фундаменте философского осмысления мира произойдет раздвоение на такие направления, как идеализм и материализм, а через них — на такие методы, как диалектический и метафизический. И здесь в движении русской философии будет непременно являться то, что скрыто дано ей в самом начале, неважно — постепенно или через скачок. Как, например, в становлении идеалистического и материалистического понимания русской истории во взглядах таких историков, как С. Соловьев, В. Келтуяла (?), В. Ключевский, Н. Павлов-Сильванский или у таких философов, как В.Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев, Г. Плеханови В. Ленин.

 

 

 

 


[1] См.: Громов М.Н., Козлов И.О. Русская философская мысль X-XVII веков. М., 1990; Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. 2001; Руденко А.М. и Несмеянов Е.Е. История философии (Ростов Н/Д., 2015.). С. 255.

[2] Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. 2001. Лекция 1. Становление русской философии.

[3] Руденко А.М. и Несмеянов Е.Е. История философии, с. 255; P.S. Вот эти утверждения, что "в лоне славянского язычества не могла сложиться не то что философия, но даже просто секуляризованное мировоззрение" и что материалистическая философия относится ими к "преддверию" философии сильно напрягают. Если понятие философии авторы связывают с каким угодно мышлением, но только не с материалистическим, то это значит, что для сущности русской философии материалистическая традиция имеет самое малое значение. А это совсем не так.

[4] Шаповалов В.Ф. Основы философии... (М., 1999. Раздел 6. Русская классическая философия XIX века). С. 258.

 

[5] Маркс К. Теории прибавочной стоимости / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. I. С. 23.

[6] Галактионов А., Никандров П. История русской философии. М.: Изд-во соц.-экон. лит-ры, 1961. 460 с. С. 21.

[7] Галактионов А., Никандров П. История русской философии. С. 259-260.

[8] Сербиненко В. В. История русской философии XI-XIX веков. М., 1993. С. 28.

[9] Шаповалов В.Ф. Основы философии... С. 260-261.

[10] См. прежде всего: Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции; сборник «Вехи»
и др.

 

[11] С раскола дворянской культуры.

[12] Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. Том первый. От истоков до XIX века.

 

[13] Шаповалов В.Ф. в кн. "Основы философии..." (М., 1999. Раздел 6. Русская классическая философия XIX века). С. 256-257.

[14] Шаповалов В.Ф. Основы философии. С. 257.

[15] Шаповалов В.Ф. Основы философии. С. 257-258.

[16] Шаповалов В.Ф. Основы философии. С. 261-262.

[17] Его: Лекции по истории русской философии. 2001. Лекция 1. Становление русской философии.

[18] Руденко А.М. и Несмеянов Е.Е. История философии. С. 255.

[19] Лосев. Античная философия истории. С. 4.

[20] Там же. С. 5.

[21] Начальную стадию созревания философии иногда называют "предысторией" или "преддверием".

[22] Скачок — сам переход количественных изменений в качественные; мера же указывает на предел, за которым изменение в количестве влечет за собой изменение в качестве, она является своего рода зоной, внутри которой данное качество может модифицироваться, сохраняя свои характеристики.

[23] См.: Давыдов Ю.Н. Стабилизационное сознание в век кризиса: его основополагающие категории / История теоретической социологии. В 4 т. Т. 3 / Ю.Н. Давыдов. — М.: Изд-во "Канон+", ОИ "Реабилитация", 2002. — 448 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.005 с.)