Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздвоение мышления в эпоху светской культуры↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Раздвоение на рационалистический и иррациональный типы имело место и в светской культуре. Поэтому не удивительно, что русская интеллигенция в нач. XVIII века, в эпоху восходящего развития дворянской культуры, из Европейской культуры заимствовало именно рационализм, хотя была осведомлена об иррационализме таких европейских мыслителей, как немца Якоба Бéме (1575–1624), шведа Эммануэля Свéденборга (1688–1772) и француза Сен-Мартéна (1743–1803), а в XIX веке, в эпоху нисходящего развития дворянской культуры, как, впрочем, разночинцы рубежа XIX-XX веков и пролетарская интеллигенция вт. пол. XX века, перешли к использованию возможностей иррационализма... А есть еще фигуры переходных периодов, каким, по нашему мнению, является П. Чаадаев. В этом отношении особенно любопытна его "Философия истории", где он противопоставляет религиозный взгляд светскому, разуму — нравственность. И это понятно. Разум — идея сословного духа (но дух исчерпал свои возможности), а нравственность — сфера действия отдельного человека (она еще только должна восторжествовать). [ P.S. Позже такое противопоставление можно найти, кажется, у Розанова, где он противопоставляет даже не разум и нравственность, а мораль — этике. См. мой файл "Важное для меня по поводу курс. работ", подзаголовок В.В. Розанов, в папке м-лов для изучения русской философии.]
Точно также этот "код" будет давать знать о себе и в случаях, когда в фундаменте философского осмысления мира произойдет раздвоение на такие направления, как идеализм и материализм, а через них — на такие методы, как диалектический и метафизический. И здесь в движении русской философии будет непременно являться то, что скрыто дано ей в самом начале, неважно — постепенно или через скачок. Как, например, в становлении идеалистического и материалистического понимания русской истории во взглядах таких историков, как С. Соловьев, В. Келтуяла (?), В. Ключевский, Н. Павлов-Сильванский или у таких философов, как В.Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев, Г. Плеханови В. Ленин.
[1] См.: Громов М.Н., Козлов И.О. Русская философская мысль X-XVII веков. М., 1990; Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. 2001; Руденко А.М. и Несмеянов Е.Е. История философии (Ростов Н/Д., 2015.). С. 255. [2] Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. 2001. Лекция 1. Становление русской философии. [3] Руденко А.М. и Несмеянов Е.Е. История философии, с. 255; P.S. Вот эти утверждения, что "в лоне славянского язычества не могла сложиться не то что философия, но даже просто секуляризованное мировоззрение" и что материалистическая философия относится ими к "преддверию" философии сильно напрягают. Если понятие философии авторы связывают с каким угодно мышлением, но только не с материалистическим, то это значит, что для сущности русской философии материалистическая традиция имеет самое малое значение. А это совсем не так. [4] Шаповалов В.Ф. Основы философии... (М., 1999. Раздел 6. Русская классическая философия XIX века). С. 258.
[5] Маркс К. Теории прибавочной стоимости / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. I. С. 23. [6] Галактионов А., Никандров П. История русской философии. М.: Изд-во соц.-экон. лит-ры, 1961. 460 с. С. 21. [7] Галактионов А., Никандров П. История русской философии. С. 259-260. [8] Сербиненко В. В. История русской философии XI-XIX веков. М., 1993. С. 28. [9] Шаповалов В.Ф. Основы философии... С. 260-261. [10] См. прежде всего: Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции; сборник «Вехи»
[11] С раскола дворянской культуры. [12] Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. Том первый. От истоков до XIX века.
[13] Шаповалов В.Ф. в кн. "Основы философии..." (М., 1999. Раздел 6. Русская классическая философия XIX века). С. 256-257. [14] Шаповалов В.Ф. Основы философии. С. 257. [15] Шаповалов В.Ф. Основы философии. С. 257-258. [16] Шаповалов В.Ф. Основы философии. С. 261-262. [17] Его: Лекции по истории русской философии. 2001. Лекция 1. Становление русской философии. [18] Руденко А.М. и Несмеянов Е.Е. История философии. С. 255. [19] Лосев. Античная философия истории. С. 4. [20] Там же. С. 5. [21] Начальную стадию созревания философии иногда называют "предысторией" или "преддверием". [22] Скачок — сам переход количественных изменений в качественные; мера же указывает на предел, за которым изменение в количестве влечет за собой изменение в качестве, она является своего рода зоной, внутри которой данное качество может модифицироваться, сохраняя свои характеристики. [23] См.: Давыдов Ю.Н. Стабилизационное сознание в век кризиса: его основополагающие категории / История теоретической социологии. В 4 т. Т. 3 / Ю.Н. Давыдов. — М.: Изд-во "Канон+", ОИ "Реабилитация", 2002. — 448 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.123.41 (0.009 с.) |