Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Русская философия начинается с XIX века,

Поиск

в 1830-1840 года [11]

"О русской мысли в собственном, философско-научном смысле слова всерьез можно говорить лишь начиная с 40-х годов XIX столетия, когда впервые Чаадаевым был поставлен ребром вопрос о смысле существования России, а русская мыслящая интеллигенция разделилась на два лагеря – западников и славянофилов. Влияние немецкой идеалистической философии и успехи западной науки и техники оказали главное влияние на пробуждение русской мысли. Пробуждение, ибо вольнодумное вольтерьянство конца XVIII века было лишь ученическим перепевом мотивов западной просветительной философии. В Древней Руси – как Киевской, так и Московской – мы видим лишь бледные намеки на мысль: Древняя Русь не знала ни богословия, ни философии, ей была чужда стихия отвлеченной ищущей мысли"[12].

Этот период часто называют временем "философского пробуждения".

"Характеристика 30-х гг. XIX в. как времени «философского пробуждения» в России принадлежит известному исследователю истории мысли Г. Флоровскому. Рубежом в развитии самостоятельной отечественной философии считали время конца 20-30-х гг. Н. Бердяев и В. Зеньковский. Н. Лосский начинает свою «Историю русской философии» непосредственно с отмеченного времени. Факт резкого возрастания интереса к философии и интенсификации философских исканий засвидетельствован и современниками «философского пробуждения». «Слово «философия» имело тогда в себе что-то магическое», — отмечал И. Киреевский, активный участник философских исканий и дискуссий того времени. Конец 20-х, 30-е и 40-е гг. отмечены появлением целого ряда крупнейших философских имен, возникновением многочисленных объединений и кружков, в которых оживленно об-
суждаются философские темы.

Среди тех, чьи имена связаны со временем философского пробуждения, — И. Киреевский (1806-1856), А. Хомяков (1804-1860), К. Аксаков (1817-1860), Ю. Самарин (1819-1876), П. Чаадаев (1794-1856), Н. Станкевич (1813-1840), В. Белинский (1811-1848), А. Герцен (1812-1870) и др.

Сторонники концепции «философского пробуждения» (к ним
можно отнести таких авторов, как Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский,
Н. О. Лосский, Г. В. Флоровский и др.) считают, что до отмеченного
времени философии в собственном смысле в России не было, хотя и
не подвергают сомнению высокий уровень духовности русской куль-
туры X—XVIII вв. С этой точки зрения в период, предшествующий фи-
лософскому пробуждению 30—40-х гг. XIX в. в русской культуре ярко
представлены «философские запросы» (В. Зеньковский), которые выра-
жались в произведениях духовно-нравственного содержания, в литера-
туре, живописи и архитектуре"[13]. Но с 1830-1840 годов начинается своего рода расцвет философии, опирающейся на рационализм. Этот период, по мнению, например, В. Шаповалова, "начинается в России в XVIII в., после петровских реформ и особенно интенсивно — во время правления Екатерины II. Постепенно философия оформляется как самостоятельная и специализированная область знания, начинается ее преподавание в духовных учебных заведениях и в университетах. Этот процесс сложен и противоречив. Он растягивается на длительное время, вплоть до последней четверти XIX столетия. В его контексте (т.е. в контексте рационалистических традиций. - В.Т.) формируется русская классическая философия[14]. Но "совпадает по времени с общим подъемом русской культуры и является одной из составных частей этого подъема. Интенсификация философских поисков — такое же знамение времени, как и творчество А. С. Пушкина (1799-1837), М. Ю. Лермонтова (1814-1841), Н. В. Гоголя (1809-1852), также как и произведения родоначальника русской классической музыки М. И. Глинки (1804-1857), прежде всего его оперы «Иван Сусанин» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842). Общий культурный подъем коснулся также и философии, стал стимулом ее развития"[15].

Еще в начале XIX в. духовные сокровища Византии и древней Киево-Новгородской и Московской Руси оказались просто неизвестны — не говоря уже о том, что они могли бы влиять на мировоззрение или теоретические построения думающих интеллигентов. Но неизвестное большинству интеллигентов, тем не менее, не исчезло, оно жило, продолжало существовать и оказывать воздействие на духовную жизнь России.

Философское пробуждение 30-40-х гг. XIX столетия явилось попыткой в рационально-философской форме осмыслить исторический путь России, особенности ее культуры с учетом отечественного и западноевропейского опыта, теоретически обобщить формы духовной жизни русского общества"[16].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.009 с.)