Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Войны о готами, гуннами, уграми, обрами

Поиск

В этой главе затрагиваются некоторые страницы из истории Великого Переселения народов преимущественно периода IV-V вв. н.э.

На восточных рубежах Русколани в районе Волго-Дона и При- кавказья начинаются многочисленные войны с языгами, уграми, прикочевавшими с Урала, аварами-обрами, явившимися авангардом большой группы племён, начавших продвижение из Центральной Лзии, а также активизировавшихся готов, которые до этого, как свидетельствует «Велесова книга», четыреста лет сидели у Готского (Азовского моря), но с появлением Германареха напали на Русколань. Сечи те были жестокие и страшные:

«Кровавый месяц ходил над степью...

И гром мечей, и звон щитов

заглушали крики людские и конское ржание,

и ничего не было слышно -

ни стона, ни вопления человеческого...»

(«Сказание про Русов и Угров»)

Как и в предыдущих главах, здесь встречается описание приёмов и методов военной тактики Русов, ведших войны с многими захватчиками своих земель. Для нас, изучавших подвиги древних Римлян и Греков, и так мало знающих о собственных предках, это особенно важно.

В «Сказании про Диво Степное» описывается подготовка к сече:

«Князь скажет, чтобы все готовы были и мечи имели, да чтобы острыми были мечи те, и кони наготове стояли, зерном кормленые, и чтоб мёда свежего им давали зараннее,

ибо от того мёда кони сильными становятся, а на войне сильный конь - половина победы...»

В «Сказании про Русов и Угров» упоминается один из способов маскировки на открытой местности в степи:

«Царь наш Зеленич приказал пырей-траву рвать, и из того пырея зелёную вервь плести, и той вервью обкручиваться, дабы в траве ни воина, ни коня врагу не было видно...»

Стоит такой замаскированный отряд, ничем себя не выдавая, а противник видит только чистую степь и травы и идёт без опаски. А русские воины вдруг возникают, как из-под земли, и бьют мечами по щитам, и набрасываются на врагов.

«И шла Руса прямо из травы, а вороги того лякались и князьям своим кричали:

«та Руса заколдованная есть, и мы против них ничего поделать не можем!»

Буквально поражает воображение тактика борьбы Русов с вражеской конницей. Укрывшись в траве и вооружившись пиками и акинаками («оконяками»), воины дожидались подхода конницы и прямо из травы вспарывали брюха лошадям противника. Грозный кочевник, с детства привыкший сидеть в седле, если сразу не был придавлен своим рухнувшим конём, становился пешим и гораздо уязвимее, попадая под мечи русов. Славяне же были универсальными воинами: овладев конём, пеший тут же становился всадником, а выбитый из седла так же хорошо владел приёмами пешего единоборства.

«Берите ножи, пики, берите кии, да берите ножи-оконяки острые, да бросайтесь в траву, ждите ворога...

А когда враг прискачет прямо на вас, то наставляйте ножи ваши коням в черево, да загоняйте их преглубоко, и тогда станут кони спотыкаться и падать, и начнут своих всадников сбрасывать...»

(«Сказание про Беду-Беду чую»)

Какой же выдержкой, силой воли и смелостью должен был обладать воин, какой психологической подготовкой, чтобы видеть и слышать, как с гиком и криком скачет вражеская конница в сотни тысяч копыт и мощных конских тел. ощетинившаяся копьями и мечами всадников, жаждущих победы и крови, и ничем не выдать своего присутствия.

Земля дрожит и стонет, улетели все птицы и убежали степные звери от смертельной живой лавины, и только русский воин лежит в траве, сжимая древко копья или рукоять меча, дожидаясь своего часа. Как сильно нужно было любить свободу и свою землю, дорожить честью и верить в своих Богов и Пращуров, чтобы обладать такой силой духа! Только философия Прави могла дать подобную воистину неиссякаемую энергию, когда против готов, облачённых в воловьи шкуры с рогами на головах, или греков с римлянами, одетых в железные доспехи, русы выходили, «скидавали рубахи и так, голяком, бились крепко». Особенно отличались этим Буй-Туры - «были они сильны, крепки и могучи».

Неудивительно, что русских воинов так высоко ценили и римляне, и греки, и другие народы, стремясь любыми средствами и способами заполучить их в свои ряды.

Однако враги не иссякали. И скоро в донские степи пришли іун- ны. В IV в. началось их массовое передвижение на запад, давшее толчок к гак называемому Великому Переселению народов. І Іокорив аланов на Северном Кавказе, гунны перешли Дон, и их неисчислимые полчища вторглись в Причерноморье.

«Рано утром враги начинают сечу, и Русы падают, и кровь течёт, - своя ли. чужая, а всё равно красная.

И трава степная почервонела, и земля тех кровей упилась...»

И сначала Ярусланы вынуждены были уйти за Днипро-Славуту, а затем и Кий со своими людьми подался к Дунаю и к Днепру. Из «Велесовой книги» мы помним, что и отец Орей увёл свои Роды из благодатных степей из-за хунов (предков гуннов), которые убивали людей и детей, крали скот и творили бесчинства.

«Сказания» опровергают утверждения некоторых исследоватей о том, что гунны были славянами, а Атилла являлся киевским князем «Гатылою».

Русы, как подтверждают и «Сказания», и «Велесова книга», воевали с гуннами.

т

«И вот текут Гуняки на Русу конницей, и бьётся Руса с ними в степи беспрестанно, и идёт Руса Лесная ей на подмогу.

И видят Гуняки, что Руса хоробрая,

И что не могут они над ней витезеть,

И тогда стали пытать миру Гуняки Отиловы...» («Сказание про Гуняк (Этиловых»)

Здесь однозначно утверждается, что гунны «пытали миру» не потому, что были такими покладистыми, а оттого, что видели силу и храбрость русов. И тогда они заключили перемирие с русами и вступили с ними в военный союз против Рима. Но опять же выясняется, что не все славянские племена ходили в этот поход с гуннами.

«Шли Гуняки Отиловы на полудень и с Тиверой и Покутой сговаривались.

И шли Гуняки на Ромов войной,

И те Русы полуденные с ними шли - И Везунча, и Улича, и Хорвы.

А Русь Степная и Русь Борусская.

И Киянская Русь не ходили, - не знали они ещё, каков тот Отыла, умеет ли держать слово своё...

Л потом слышно было, что Гуняки сло^ и Ромов бьют, а Отыла страву русскую0 дсРжат’ и меды русские пьёт, как и мы...» ест

Само название «Отыла» полностью соотве>

Ътвует южной традиции древнеславянских наименовании - Ормяц

4i, Олява, Обры, Ос- тавры, Онтове и др. - и подтверждает его ис>

*                                                                                                                                                                  Оричность. И смерть

Атиллы, вопреки утверждениям некоторых «Иг, v

^ториков», наступила

не ОТ ПОЛОВЫХ излишеств С многочисленными V.. v                                                                                                                                                                                                                                                    J

г*,,                                                    йенами, а потому что

его «дивчина завраждила», т.е. убила. Из других                                                                                                                                                                                     J

А                            ^                                                                                         ..                                        Источников известно,

что Атилла действительно взял в жены готскую к

г                                                                                                                                                  Девушку, но, посколь

ку гунны разоили готов, та, очевидно, из чувст^ J

..                        мести убила его. И

неудивительно, что русы справляли по нем «CV                                                                                                                                                                                     J

А                 г                                                                                                                    ^ Х&ЯКН 7%Л'ЛЖ/6? 7277

момент Атилла был их союзником в оорьбе про'^

Т1                                                                                                                            А к. гив римлян, греков и

готов. Но это отнюдь не значит, что Атилла был v

славянином. I унны, как известно, сложились из тюркоязычных «хун                                                                                                                                                                                     J

,,                                        V, а                                                                      п                                                    ’ну», прикочевавших

из Центральной Азии сначала в Приуралье. а за J;

черноморье и далее на запад. В Гуннский Союз п.гем в свеРное Ри

_________..______________ пемён входило много

покоренных ими народов - угры, сарматы, остго

другие, в том числе и часть славянских племён. ГыгспидыгеРУлы и

Ко времени прихода гуннов к Днепру и Jlyi

~                                                                                                                                          1 аю (V в. н.э.) здесь

«хозяйничали» готы, которые совершали также on v

жения в пределы Римской Империи. Готы у5риУСТ0ШИТеЛЬНЬ|е mDP

ти кня^я Руси Ьожс- Буса и распяли его вместе с семьюдесятью воевс                                                                                                                                                                                    *

скольку уже были «просвещены» христианством1,дами на КРеСТаХ' по

Готов разбили гунны, но после этих войн F*

рушена, и многие отошли к северу. Возникли Усколань ыла Раз

Киевская Русь и Антия.                                                                                                                                                                                новые княжества "

В «Сказании про Буй-Тур-Русов и Уголищи _                                                                                                                                                                                    _

рассказывается о Боже-Бусс, князе Буй-Тур-Р>нУ» б°лее подРобно

и была Антия, поскольку Бус известен как am C0BL озмож|ноэто

представляли собой одно из мощнейших славя]скии князь- УРасы

поп„лпо..                                                                   г-                                              г»                                                                                                яских княжеств это

го периода наряду с Сурожью, Волынью и ное

1 ым образованием -

Киевской Русыо. Обитали они между реками Бугом и Тирасом- Турасом (Днестром), поэтому и назывались Буй-Туры (Буг-Тура- сы), а ещё потому что, как уже упоминалось, силу имели огромную, как грозные быки буй-туры.

В этом сказании утверждается, что князей Боже-Бусов было два. отец и сын. Это дало возможность уточнить перевод из «Велесовой книги», где говорилось, что после того, как Боже-Бус был распят вместе с семьюдесятью иными воеводами, то «ста младенч венде славе, а сбере Русь а веде ю на не» - «и стал (на челе) младший (Бус) и повёл славян, и собрал Русь, и повёл её на них (готов)» (дощ.32). Вначале мы переводили «младенч» буквально как «Мла- дич», и только сведения из Сказаний позволили определить это выражение как «младший» (Бус).

Буй-Туры делали бусы-лодии (прототип казацких чаек) и ходи-

 «И когда ворочались Русы с добычею и мимо городнеч Ромейских проходили, то никто из ромейских ратей не выходил - все они боялись Русов до смерти.

И Греки, как только видели их, кричали:

«Тур-Русы пришли! Беда, спасайтесь!»

Однажды, возвращаясь из удачного похода, Турасы везли больше пятисот лодий, гружёных золотом, серебром, дорогими каменьями. А когда приплыли, узнали, что готы напали на их селения. И велел князь Бус зарыть добро и четыре камня поставить, чтоб то место отметить, а потом ушли на войну.

«А когда хотели назад воротиться и добро найти, то не знали - где.

Все, кто яму копал, в бою сгинули, и сам Бус-князь полёг от меча вражеского.

И так добро то осталось где-то на Буге-реке лежит-дожидается, может кто-то придёт и отыщет его...»

Вот такая информация для археологов и кладоискателей. Может, не всё здесь легенда и вымысел, кто знает...

СКАЗАНЕЄ ПРО ДИВО СТЄПНОЄ

 

нём было в степи добре, а ночью было утер- пенье Русам великое, потому как Диво ходило в бурьянах и гукало, и смеялось, и плакало, и даже стражникам порой жутко было.

Однако ж Диво - то ещё не Лихо, хоть и голос у него мерзкий.

А вечером Скоча идёт красть-кагранитъ скот чужой, идёт пешая, только с мечами и стрелами, и смеётся, ничего не боится.

А Русы, на них глядя, только головой качают - и как Скоча та не пугается, и как она, если что, от всадников убежит?

Прошла Скоча - и в травах пропала. А Русы сидят у костра, и собаки подле них рядом лежат, они врага в ночи добре чуют, и когда лезет кто - рыкают и гарчат.

Вот вскочили собаки, гавкают - кто-то идёт в степи. Поднялись Русы на Могилу древнюю, а с неё далеко видно - и видно, что Скоча ворочается, а за нею враги гонятся. Вот остановилась Скоча, и Старший их стал палкой конников в пыли рисовать. А потом махнул рукой - и вскочили кони, и уже летит Скоча на баских конях, а враги далеко отстали - не догонят, не отомстят.

Глядят Русы и Диву даются, было то или не было, или Скоча в дружбе с тем Дивом Степным?

А меж тем уже третьи петухи пропели, и Зорька ясная поднялась на небе, а Ночная Яма стала отходить в балки, в глухие терны и шипшину колючую.

Догорает в степи костёр, бледнеет в свете грядущего.

Вот уже и бабы встают за варево принимаются, а девчата мало-

ко несут утренее. Скоро и все уже на ноіях, умываются, Зорьку с Сошцем приветствуют; Богам и Пращурам славу поют и садятся за сниданок-свитаї юк.

И рекут друг дружке, что уже другой вечер и утро Диво Дивное вдалеке кричит, в траве скачет, к небу подпрыгивает и опять оземь бьётся!

И отвечают им Старцы, что то знаменье недоброе - знать скоро придёт на Русь година тяжкая, и война, и боль, и страдания.

И потому князь велел, чтоб были готовы все и мечи имели, и чтобы острыми были мечи те, и кони наготове стояли, зерном кормленые, и чтоб мёда им свежего давали зараннЕЕ, потому как от того мёда кони сильные становятся, а на войне сильный конь - половина победы.

И скачет к Русам Скоча комонная и рассказывает, что видела в степных травах Диво Дивное и Лихо Семиочи- тое, и что Лихо то идёт прямо к ним с Восхода солнечного!

И велел русский князь Турас собираться борозо и идти до Донца Северского к Городечням.

Вставали Русы, и скотину гнали, и возы трёхосные поклажу везли, и люди шли и комонно ехали.

И когда Солнце во всю мощь засияло в небе, Русы уже далеко отошли от мест тех. И видели они со старых Могильников, как Обра злая текла, и как повернула она к старому Табору русскому, оглядела его и опять потекла. И целый день Русы шли до реки Донца, и целый день за ними Обра текла. И видит князь Турас, что не поспеет он до реки дойти, и враг их скоро настигнет.

А туг другой табор с восхода идёт - едут Ярусланы с царём своим Ярусланом Зореславовчем, и кричат они Русам, чтоб те поспешили. И прибавили Русы шагу, а Ярусланы свернули в степь за Могилы Великие, и Обра за ними пошла.

А Русы спешили, скотина траву на ходу хватала, а люди не могли остановиться и сварить еду, аж пока не дошли до Донца. Вечером увидели они реку, перегнали стада вброд на другую сторону, и там только разложили костры, а уже ночью заодно вечеряли и обедали.

И видели Русы, что опять Диво в ночи скакало и мёртвые кости к небу подбрасывало, и собаки всю ночь рычали на Диво то. А утром стража обнаружила в степи множество костей - там Русы когда-то с врагами бились, и кости их остались непогребёнными.

И велел князь Турас разжечь кострище великое Триз- ненное, и нести в него кости русские. И целый день Русы собирали те кости, и горели они в огне очищающем, и превращались в прах, как положено. А Русы трижды славили безвестных павших героев, и гак они в той поминальной Тризне обрели мир и покой.

А вночи опять Диво Дивное прыгало, а за ним и Лихо Семиочитое бесновалось - выло жутко и драло землю когтями крепкими. И кричало оно пардусом, и в траве стлалось, то с одной, то с другой стороны подползало.

Утром Ярусланы пришли и сказали, что надо дальше подаваться, потому как враги сильные текут, и никто им на пути не препона.

И шли Русы с Ярусланами к Городечням, и там в лесах дубовых скрывались, и Обру видели, а та всё шла.

СКАЗАНИЕ ПРО РУСОВ И УГРОВ

Течёт модрая река времени, течёт, в море впадает и там исчезает, будто и не было. Так и люди хранят Старовину Пращурскую, а потом многое забывают, будто и не было тех времён, про которые потомкам знать надобно.

Гак во времена царя нашего Зеленича прискакали гонычи от Кощобы, и передали оі ги от царя их слово такое, что с Восхода солнечного идут на нас разбойники степные безжалостные.

И приказал тогда царь Зеленич пырей-траву высокую рвать, и из того пырея плести вервь зелёную, и той вервью обкручиваться, чтобы в траве ни коня, ни всадника не видно было врагу.

И до вечера плели воины вервии те, а вечером уже на конях зелёные попоны были, и всадника в гой траве никто увидеть не мог. А трава в то лето такая густая была да высокая, что когда Месяц из неё вставал, так за деревей зацеплялся, и долго шелестел в траве и шуршал, пока на небо взбирался.

И пришли изведатели к царю Зеленичу и рассказали, что видели кострища великие и много людей, а то враги были злые, то была Угра дикая.

И сказал царь Зеленич идти на врага и бить его, гнать геть подальше с земли нашей. И напали Русы на Угру, а та Угра убегала, зубы щерила, а потом ворочалась и нападала на Русов. И жестокими были сечи.

Кровавый Месяц ходил над степью, а Русы шли из травы, гремя мечами по щитам своим, и гул великий стоял окрест.

Вставай, Месяц, вставай, ясный, да погляди на ту битву страшную! А там Угра дикая волком выла, а там Русы в щиты били и на врага бросались. И гром мечей, и звон щитов заглушали крики людские и конское ржание, и ничего слышно не было - ни стона, ни вопления человеческого.

Расступись, Мать Сыра-Земля, дай в твои недра укрыться от врага злого и меча беспощадного! - так молили иные воины и бежали в бурьяны от грозящей смерти. Да ежели час приспел, то Смерть-Мара и в густой траве настигала, и на поле боя дых перехватывала. Однако ж тех, кто пали героями, Перуница поила водой вечной жизни, и они отправлялись в Сваргу в войско Перуново. А трусливые и малодушные попадали к Мору с Марой и мерзкому Яме.

И появилось вдруг в степи множество русских воинов, и шли те Русы прямо из травы, а враги того пугались и князьям свои кричали: «Та Руса заколдованная есть, и ничего мы с ней поделать не можем!»

И кричали на них князья ихние, и мечами размахивали, головы снять им сами грозились. И шла Угра в сечу, и от русских мечей падала. И шла та битва три дня и три ночи. А потом Угорские князья решили идти

лепше на Панщину, - там люди смирные и легко подчиняются.

И пошли Угры на Днестровщину, а оттуда - на Панщину. И не стала Панщина биться, и стала Угрой.

Такая же беда была с Мазовой и с Норчей - не сражались они до конца, и исчезли - стали Волошиной.

А Русы помнили, как Хоропы и Седьмичане врага не щадили, и Меды, и Троянцы, и все от Ойразов до Иры знали, что за родную землю надо сражаться до

смерти! А ляжет Рус на поле со славою - отправится на Тот Свет в Ирий прекрасный, и встретится там с отцом, с матерью, с братьями, сёстрами умершими и всей своей прежней Родыной. А там они землю Сваро- гову рают, пашницу сеют и вено венят летом, и Свет Тот такой, как и наш, только без болезней и горестей. И люди там такие же, как и здесь, только синие, и земля там синяя, и трава, и синие кони ржут, и синие стада по синим степям ходят.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.234.146 (0.011 с.)