Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Скдзание про род-князя, родич-град и рода-рожаничаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Щ огда много времён прошло, и Русы о прошлом понемногу забывать стали, то Певцы-Бояны напоминали им о древности, о Пересечне, о Родич-граде и Роде-Рожаниче славном. Так когда-то возвели Русы валы высокие для защиты от Горыньской Змеюки. То враги были, что за Го- рынь-рекой тырловались, а оттуда на Русь лезли. И как пробиралась та Змеюка, так людей жрала, и ниоткуда спасенья не было, потому как соседи Русам не помогали - они сами Змеюки той боялись. И вот возвели Русы валы, а посредине стали Родич- град будовать. Строили, да не достроили, поспорили и разошлись в разные стороны, а валы бросили и охраны на них не оставили. А вночи приползла Змеюка Горыньская и многих людей убила. Собрал тогда один Воевода людей и прогнал ту Змею- ку силой. И сказали люди, чтоб тот Воевода был над ними Князем, а иначе всем - гибель. И велел тогда Князь славить Рода-Рожанича или, иначе, Сварога и приносить ему требы. И сказал он так: - Сварог-отец есть Род божий, а от него через Перуна, Свентовида, Даждьбога, Яра, Купалу, Вышня, Крышня, через Велеса мудрого, Сивого, Коляду, Хорса и Мать Сыру-Землю нашу происходит и наш Род, Род сла- вян-русов. И оттого мы должны прежде всего Рода- Рожанича славить и Род свой беречь. А кто не будет заветы Богов и Пращуров чтить, дважды речь не стану - изгоню из Рода, и он станет бездомным Брод- ником! Поняли Русы, что князь об их же благе печётся, и назвали его Род-князем и стали его слушаться. Достроил Род-князь Родич-град, поставил на валах охрану, а в степь выслал дозоры. Потом приказал волов пригнать, зпряг их в большой плуг и провёл в дикой степи первую борозду. За ним и все люди стали поля раять и жито-пшеницу сеять. А когда Змеюка не- лезала, собирались и били её. А Роду-Рожаничу непременно Требу давали - молоко, яйца, сыр, масло, просо, пшеницу. И давал им Сварог урожай щедрый, и Русы редко страдали голодом. И размножилась Русь, стало много у неё воинов и пеших, и конных, и стали бояться её враги. Потому восславим и мы Рода-Рожанича, и Род свой, и старого Род-князя, и всех воинов, что за Русь полегли!
СКАЗАНИЄ ПРО ЦАРЯ ЛИХОСЛАВА о было давным-давно, ещё в начале веков, когда Русы в лесах и степях жили, скот гоняли, охотничали и бортничали. И тогда в степях люди, как в великом котле, кипели, - одни уходили, другие являлись, одни других убивали и грабили, уводили пленников и продавали в рабство. И были у наших Щуров-Пращуров цари разные - были умные, храбрые, а бывали и глупые. И был у них царь Лихослав ленивый - всё на возу спал да мёд хмельной пил. И людей своих распустил совсем, слушаться перестали, а потом и от Рода начали отделяться. Пошли селиться по всем малым речкам, и две-три семьи уже Род новый делают, а про старый не желают и знать. Ловят в реке рыбу, бьют в лесу зайцев и вепрей, в лесах борти на мёд делают, орехи-ягоды собирают. А надо хлеб - меняют у тех, кто просо под золу сеют. Берут просо - толкут, варят, пекут и едят. И что в степи происходит - Русам не ведомо. Ежели бегут люди от врагов каких - Русы их принимают, а сами на сечу не идут, потому как и сам царь ихний не хочет ни в какие дела вмешиваться, ему на возу лежать спокойнее. А тем временем Хоролы пришли из Гнилого Дона, где у них зимние кошары, они там, в камышах, своих овец зимой держат, и рассказали, что на восходе большая война идёт - Гуны на Ланей и Еру еланей напали, много скота отобрали, а людей в отроки взяли и заставили на себя работать, а кто противился, того убивали, либо огнём жгли, а то к лошадям привязывали и на куски разрывали. И собрались Лани и Еруслани, вступили в сечу с Гунами, и часть стад своих и людей отбили, и идут сюда, за Днипро, к Герлыгам. И мы стада свои забрали, от Гунов уходим, да скоро Гуны и в наши степи придут. Услышали про то степные цари и собрались на Совет, как общей силой против врага выступать. И послали к царю Лихославу гонца с требованием людей для войска прислать. Подумал царь Лихослав, почесал бороду, и позвал Старших Родичей, чтоб те подготовили воинов. И собрали те пять конных ратей, и послал их Лихослав к степным царям воевать. Пошли они, поехали к полудню, а уже вечером прибежали назад! Велел царь Лихослав их киями побить, а каждого десятого на дубах повесить, а остальных назад отослал, чтоб степные цари на него не гневались. И сам взял кий дубовый и всех советников своих колошматил, так что разбегались они с воплением. И ушли вояки назад на полдень, и в тот раз уже добре бились, царя своего боялись. И сказали Старые люди - когда-то были Русы Могу- чары великие, а теперь стали ленивые. Только когда бьёшь и наказываешь, тогда слушаются. Видишь, царь, своими очами, что людей нельзя распускать, а надо держать в послушности. А чтоб люди тебя слушались, самого себя распускать нельзя! Ежели б все такие были у нас цари, то Русь давно бы загинула. Да, слава богам, достойными князьями и героями она прославилась! Сказание про калюжу-царя те далёкие времена, которые в бур кунах-травах заплутали, так что не осталось от них ни славы, ни памяти, был над Русами царь Калюжа, и много старался он для людей своих, и люди его любили за то. В тот час шли великие войны на земле нашей, и Калю- жа-царь берёг людей от напастей. И как-то случилось, что Русы не могли детей выкармливать - много помирало их осенью и зимой. И призвал Калюжа-царь людей Зналых, и те сказали детей в тепле держать, давать им зимою мёда и ягод, поить брагою и молоком, блюсти чистоту и хворых отделять от здравых. И скоро стали дети здоровые. Так пасли Русы скотину, рыбу ловили в реках, бортничали в лесах. А жили они возле речек, и там бабы бакши садили. Мужики скот гоняли в степях, сторожевую службу несли и редко дома бывали. А дома жёны, деды и дети работу свою справляли каждый день, а работы много было, так что детям и погулять времени не выпадало. И нарекали жёны, что ежели б не война весь час, то козаки чаще б домой ворочались и во всём помогали, и всем тогда стало легче. Да прискакали гонцы от Волыни и сказали, что Обра на них напала. И велел Калюжа-царь брать мечи и становиться на межах-границах, и не пускать Обру в земли свои. И стояли козаки на межах и стражу несли. И был в то лето великий недород хлебный, и бакши капусты не уродили, и Руса с осени стала голодовать. И сказал Калюжа-царь орехи собирать, крапиву мочить и рыбу сушить, а зерно в общий амбар собрать и всем выдавать понемногу и поровну. Так жили Русы бедовали до следующего года. А там охота пошла добрая, скотина за лето расплодилась, и бакши уродили рясно. И с того времени поправилась Русь, и царя своего славила. Вспомним и мы Калюжу-царя и помянём его имя славой!
СКАЗАНИЕ ПРО ГуНЯК ОТИЛОВЫХ одили Русы в степи, и подкрадывалось к ним в ночи Лихо Семиглазое-Семиочитое-то шакалом выло, то пардусом неслышно ползло. И всю ночь не спали Русы, и тысячи огней во тьме видели. А то костры горели далёкие, и у каждого костра - сто врагов, а всего тех костров - тысяча и как аг того Лиха избавиться? Покидали Русы овец на возы и поехали к Борусам в леса дубовые, в устые тернии, к Городечням славным на Донце-реке. Гам сидят Русы Лесные - Бор-Русы и мечи готовят против Гуняк-врагов. Вот напали Гуняки на Русов, потекли многою конницей, и пошла в степи великая валка. Да пришла Русь Лесная на подмогу, а потом вступила с ними в битву Русь Киевская Днепровская. И видят Гуняки, что Русь храбрая, и что не мо (ут они над ней вытезеть, и тогда стали пытать мира Гуняки Отиловы. И шли Гуняки Отиловы на полдень и с Тиверой и По- кутой сговаривались про совместную войну против Ромов. И те русы полуденные с ними шли, и Везунча, и Уличи, и Хорвы. А Русь Степная, Русь Борусская и Киевская Русь не ходили - не знали они еще, каков Отила тот, умеет ли держать своё слово, и справедливо ли добычею делится. А потом слышно стало, что Гуняки слово держат и Ромов бьют, а Отила Страву русскую ест и мёды пьёт, как и мы. И вот пошла Русь Дунайская с уняками, а Степная Русь и Киевская всё равно не пошли. И в те времена Диво Дивное каждую ночь в степи резвилось и нападало на Лихо Семиочитое, и Русам зла никогда от Дива не было. Теперь всё зло доставалось Роме- ям-Грекам, - грабили их Гуны с Русами полуденными, отбирали много скота, коней и добра всяческого, пригоняли в Киев и продавали задёшево. А Русы Киевские только глядели, что творится на Межах и Панщине, а также в Норочи за Дунаем синим. И плакали Греки, как когда-то Русы, и не знали, камо податься и куда главу свою деть, чтоб целой осталась. И было так, пока Отила с людьми дальше на запад Солнца не отошёл. А когда назад вернулся, то вскоре помер - его дивчина какая-то завраждила. И с того времени исчезли Гуны, и Русам уже некого опасаться стало.
СКАЗАНИЄ ПРО БЄДУ-ЕЄДУЧУК> а как пришла в степь Беда-Бедучая неминучая, Беда-Бедованная кровавая. То не ветер в траве свистит, то кони борзые по степи скачут, и зовёт ВоЕвода людей своих: - Ой, вы хлопцы мои, добры молодцы! А вставайте, храбрые, поднимайтесь! Новый враг в нашу степь пришёл, страшный враг, злой и сильный! Вы же, хлопцы мои, добры молодцы, берите палицы крепкие, берите пики длинные, вынимайте ножи-оконяки острые, затаитесь в траве высокой и дожидайтесь ворога. А прискачет враг - поднимайтесь, наставаляйте око- няки на коней вражеских и бейте их прямо в черево, загоняйте поглубже в брюхо. И тогда споткнутся они, станут падать, станут всадников своих сбрасывать. И когда вы, мои молодцы, тех упавших всадников перебьёте, то придёт конец и войне! И скакал по степям цветущим молодой Воевода с витязями, и кричал он всем слово воинское: - Собирайтесь все, люди добрые! Собирайтесь мужи и юноши! Да берите в руки оружие и встречайте врага ужасного! Там сосед наш царь Одинац уже храбро кровь свою проливает, так не пощадим и мы животов своих и отвадим гостей непрошенных! И сошлись тут витязи русские в смертной битве со своим ворогом. Заблестели мечи булатные, затрещали копья дубовые, тучи стрел зажужжали осами, и слилось щитов громыхание. А земля гудит, трава падает, трава падает, дым встаёт - то Беда в степи валом катится. Кто упал, тот навек пропал, кто промедлил миг - и того не сыщешь. И летят к полю битвы вороны, клевать мяса мужские белые. Застонала сама Земля-Матушка, убоялася за своих детушек. Стала жарко молиться мужу, своему Сварогу небесному, чтобы он за Русов вступился да помог им врагов изгнать и Беду-Бедучую миновать! Оказание про бабу степную 11 тоит Баба Каменная, стоит-поглядывает на степь на зелёную, на курганы высокие. А чья то степь, и что за курганы? А то русская степь и курганы русские, - спят в них вечным сном наши витязи. Стоит Баба и думу думает, думу степную вечную, тягостную, как камень. Сама видела Баба и слышала, как земля тряслась от грома железного, как трава ложилась от ржания конского, как звенели ветры от криков воинских, и как шли полки русские в свой последний бой. И хотела крикнуть им Баба Степная: «Ой, Лихо моё, горе! Куда ж вы идёте? А вдруг никто из вас не придёт назад, не придёт назад, не воротится! И будут плакать по вас жёны и матери, а дети останутся сиротами!» Так хотела кликнуть Баба Степная, да ни слова им не промолвила - не владела языком человеческим, да и русской речи не ведала. И стоит с тех пор над курганами с вечной горечью в сердце каменном. Столько слёз уже перевидела, что к земле склонилась от тяжести...
Глава десятая Становление киевской руои В этой главе представлены сказания об основателе Киевской Руси князе Кие, его братьях Щеке и Хориве и сестре Лыбиди. Сразу следует сделать оговорку, что здесь присутствуют наслоения различных временных эпох. Сам факт существования трёх братьев - Кия, Щека, Хорива, а также их отца Ария-Орея уходит в такую глубину тысячелетий, что воспринимается чаще всего как легенда. «Повесть временных лет» представляет нам свою версию о трёх братьях и сестре: «И были три брата. Одному имя Кий, а дру гому - Щек, а третьему - Хорив, и сестра их Лыбидь. И сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая и ныне называется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И заложили городок во имя старшего брата и назвали его Киев. И был вкруг города лес и бор великий, и там ловили зверей. И были (те мужи) смыслены и мудры, и назывались полянами, и от них поляне-кияне до сегодня». Известные учёные-исследователи Н.Я. Марр и Б.А. Рыбаков отмечают сходство Кия, Щека и Хорива с героями армянской легенды Куаром, Мелетеем и Хореаном, построившими города, которые были названы их именами. Арабам был хорошо известен город Кия - Куяба, большой и богатый. А.И. Асов приводит индоиранскую версию о легендарном шахе Ирана Кей Кавусе, известном в Авесте как Кави Усизан, а в древнеиндийских Ведах как Усанас Кавийа, который построил город на Эльбрусе и владел территорией от Эльбруса до Каспия. «Велесова книга» датирует время жизни Орея и его сыновей весьма точно - «и было от отца Орея до Дира тысяча пятьсот лет», то есть VI в. до н.э. В это время арийцы дошли до «Кар- пенских гор». Все данные говорят о том, что под Карпенскими горами в «Велесовой книге» подразумевается Кавказ. Здесь отец Орей предложил сыновьям разделиться и осесть «всяк на землю свою». Кий осел на Кавказе и основал град в Приэльбрусье, Орей отошёл севернее и основал Голунь (в районе Северского Донца), а Щех и Хорив отошли к западу - видимо, к нынешним Карпатам, которые тогда именовались Русскими горами. Киевское и Голуньское княжество стали крупнейшими в составе славянской державы Русколань, которая протянулась «от Ра-реки до Непры и Карпан». Когда же впоследствии роды Кия ушли с Карпенских гор к Днепру и далее, очевидно, в память о Кие - Кее Кавусе, Кавийа Усанасе - горы получили название Кавказ (Кавка- зус). А Русские горы, у которых поселились вновь пришедшие «карпы», «карпены», получили название Карпаты. Такая вот непростой топонимический расклад имел место в нашей истории. Исход с Кавказа, где славяне прожили пятьсот лет, имел место, как утверждает «Велесова книга», в 1 в. до н.э. Тогда славянские роды пришли к Днепру и поселились в его верховьях - на Припяти, где прожили ещё пятьсот лет, пока не пришли готы с гуннами и разрушили Русколань, которая распалась на Киевскую Русь (новое княжество) и Антию. Закончился период благодатных Трояновых веков, основу которым заложил отец Орей и трое его сыновей, ставших на Руси 1 ро- ян-царём. Именно так объясняют сказания происхождение понятия «Троян». Троянова земля, которая стояла тысячу лет и правилась наследниками из рода Ория и его сыновей, перестала быть таковой, когда начались междоусобицы, приведшие к падению Рус- колани, а воспользовавшиеся этим хазары захватили власть на Руси, устранили Вече и насадили своих князей. Окончание Трояновых веков приходится на рубеж 1У-У вв. н.э. К периоду, датируемому V веком нашей эры, относится основание князем Кием (потомком рода Кия-Отца) города Киева-на-Днепре. Именно об этом времени повествуют сказания данной главы, в которых, как уже отмечалось, присутствуют некоторые наслоения временных эпох, а также не совсем верное понимание Ю. Миролюбовым места и времени действия, опять же вследствие запутанности топонимики. Так, под Карпатами, на которых князь Кий жил пять лет, прежде чем отправиться к Днепру, следует понимать Кавказ (Карпены), где славянские племена обитали пять сотен лет. Л блуждание князя Кия по степям в течение четырнадцати лет опять же следует воспринимать скорее всего метафорически как миграции славянских племён со времени Исхода из Семиречья (IX в. до н.э.) до момента основания Киева-на-Днепре (в 430 г. по Стрый- ковскому) - то есть не четырнадцать лет, а четырнадцать веков! Только знание материалов «Велесовой книги» позволило осуществить реконструкцию времён и событий, отражённых в сказаниях. То, что Кий (последний) со своими родами пришёл на Днепр с Дона, - вполне вероятно, поскольку многие русские племена оставались в Приазовье вплоть до Великого Переселения народов (а некоторые остались и после него). Присутствие с Кием братьев Кия, Щеха, Хорива и сестры их Лыбиди скорее всего легендарное, поскольку не совпадает исторически. «Велесова книга» вообще не упоминает сестры Лыбиди, а говорит о сыне Кия Лебедяне. Опять же пока не установлено точно, о правлении какой династии Кия (Лебедян, Верен, Сережень) идёт речь - кавказского или днепровского? Во всяком случае, известно о существовании земель Лебедии, которые могли сохраниться в Приазовье ещё со времён Кия-отца и его сына Лебедяна (на Дону и поныне существует город Лебедянь). Имя жены Германареха Сванильда языковеды также переводят как Лебедь от нем. «Schwan». Блуждания братьев с сестрою сходно и с описываемым в Мазу- ринском летописце хождением в течение 14 лет Словена и Руса с сестрой Иромерой (в «Велесовой книге» это Словен и Скиф). А о пребывании Кия на Дунае и возведении там Киевца говорится также в «Повести временных лет». Таким образом, историчность «Сказаний» подтверждается известными источниками, очевидность же тех утверждений, которые пока нам неизвестны,-дело будущего. Только археологические находки смогут подтвердить, действительно ли князь Кий ставил коны (пограничные знаки) из белого камня, на которых было изображено «Русское Солнце, десятикратно увеличенный след ноги княжеской и Кий - имя княжеское». Что касается «следов княжеских», то изображение человеческих стоп восходит ещё к эпохе индоарийского бог а Вишну, сотворившего мир посредством «трёх шагов» и оставившего свой след на камне. Гомер в «Илиаде» говорит о «стопах» бога моря Посейдона, в одну из функций которого входило добывание трезубцем пресной воды из источников. Также парные стопы известны на многочисленных антропоморфных стелах Северного Причерноморья, причём с атрибутами-символами власти - посох, подкова и др. Полное имя Кия - Индикий, что говорит о временах индоарийской общности, когда арийские племена посещали Индию. Их боги имеют общее происхождение - Вишну соответствует Вышний (Вышень), Индре - Ондра-Перун и др. А Посейдону в славянской мифологии соответствует Сварог с трезубом. Поэтому неудивительными должны казаться и общие традиции, в данном случае - изображение на камне стопы. «И велел Кий ставить коны, чтоб обозначить землю свою. А те коны - камень белый чистый, и на нем - след ноги княжеской, только в десять крат увеличенный, Солнце Русское, Трезуб Сварогов и Кий великий, а тот Кий есть имя княжеское...» «Сказания» описывают, как Кий пришёл вначале на Рось-реку (приток Днепра) и там обустроил Княжгород, принадлежавший полянам: углубил рвы вокруг города, укрепил стены, намостил дороги и поставил сторожевую башню - «вежу». А затем пошёл на Днепровские земли и поставил город на «печерах», т.е. на пещерах. В сказаниях описывается княжение Кия, его военные походы, обустройство княжества и мудрое правление. Так им были созданы здравницы-лекарни, в которых лечили людей знахари и костоправы, в числе которых встречались даже римляне, были также и чехи с хорватами, да и сам князь неплохо разбирался в волховском деле. Из отрывков, цитируемых Ю. Миролюбовым в его книгах, становится также известно об открытии в Киеве школ для детей, в которых преподавали чехи, искусные в разных науках. (Не исключено, что данные сведения относятся к периоду правления кавказского Кия-отца, поскольку известно, что после разделения Родов часть чехов осталась с киянами. «Когда Щех пошёл к закату солнца с воинами своими, и Хорват забрал своих воев, то другая часть щехов осталась с русами. И так не делили землю, а создали с ними Русколань» (ВК, дощ. 7-3). Хотя и днепровский Кий, сумевший сплотить Роды и создать единое княжество, несомненно, обладал талантами организатора и просветителя.) В сказаниях даётся перечень родов, обитавших в то время на прилегающих территориях: Поляне, Дрягова, Мигрощи, Древляне, Волыняне, Покута, а также Жмерь, Чернига, Быховщина, Горынь. Не все они признали Кия, однако потом перед лицов великой опасности - прихода Готов и Гунов - объединились под его началом, войдя таким образом в состав Киевской Руси. При этом понятие «Русь» складывалось из нескольких образований: по мимо Киевской Руси была ещё Карпатская Русь, Лесная Русь (Бор- Русы или Борусы), была Бусова Русь (возможно, Антия), Сурожс- кая Русь (в Крыму), Северская Русь, Волынская Русь и другие. В «Велесовой книге» читаем: «Оседеня имели отцом своим, когда на другом берегу Роси /Волги/ города имели. И вот русы ушли от Белой Вежи и от Роси к Днепровским землям, и там Кий основал град Киев. И объединились поляне, древляне, кривичи и ляхи вместе с русами и стали русичи» (дощ.ЗЗ). Само слово Рось пишется в древнем варианте как РОУСБ, то есть РОСЬ и РУСЬ - это одно и то же. И не случайно до сих пор Ра- Рось-Волга считается сердцем Руси. Таким образом, славянские племена прежде обитали от Волги до Дона (город Белая Вежа находился в устье Дона). Из района донских земель, согласно также «Сказаниям», Кий повёл своих людей к Карпатам и Днепру, где пребывали «славянские роды иные» (переселившиеся ранее поляне, кривичи, древляне и ляхи). Направление и время этой миграции не противоречит и научным исследованиям. Так, говоря об одном из древнейших славянских племён - сербах, известный современный этнограф A.C. Стрижак отмечает: «Пройдут века, и в бурях Великого Переселения народов, в частности времён гуннского лихолетья, сербы... покинув Надмео- тидье (согласно Плинию Старшему сербы жили у Меотиды - совр. Азовского моря, - прим. гаше - В.Ю.Г.), пройдут путь, близкий в определённой своей части к тому, который проложили задолго до них языги-метанасты, роксоланы, аорсы, озериа- ты и много других. Понятно, что в этих своих передвижениях сербы должны были пересечь Днепр и Южный Буг, Днестр и Карпаты...» (перевод с укр. наш - В.Ю.Г.) В результате одного из волн этого Великого Переселения появилась и Киевская Русь-на-Днепре, ставшая «матерью городов русских». Будем же чтить и помнить великие деяния наших Пращуров и преумножать славу своей земли трудами и подвигами.
СКАЗАНИЄ ПРО КОНДЫРЯ-Д6ДА И волынокого князя
Ещё до того, как князь Кий на Днипро пришёл, ходили Щуры наши с Пращурами по Дикому Полю, гоняли скот на травы зелёные. И был у них Старейшиной Кондырь-Дед, такой старый, что борода его белая уже в прозелень пошла. И многие люди ещё помнят, каким он был добрым и заботливым, и потому при нём жилось просто и счастливо. Гоняли Щуры-Пращуры наши скот по степи, кормились кислым молоком, творогом, когда надо, мясо добывали на охоте - в те времена всякого зверя и птицы в степи много было - диких коз, быков, сагайдаков, дроф жирных и стрепетов. Так с утра молодёжь шла на охоту, а дети искали траву - калачики, дикий щавель, чеснок, перуновы батоги, катран, рогоз-корень брали и до воза несли, а там мать их борщ из травы с мясом варила. И царь Кондырь на возу жил, с людьми говорил, споры судил. А то соберёт Спиваков и песни слушает про старовину древнюю, а рядом горит костёр большой, а на нём царица варево готовит ему, песни слушает да вздыхает, когда в них про Беду или Тяготы русские рассказывается. И собрались как-то вечером Родовики у царского костра и стали жаловаться: - Всем хороши эти степи, и трава тучная, и вода сладкая, только от врагов покоя нет, горя не оберёшься! На прошлой седьмице нападали, и нынче опять коров угнали! Скачут с мечами длинными и арканами, и нет на них никакой управы, и людей наших уже гибнет больше, чем рождается. Что делать, камо грясти, где мира искать? И сказал Кондырь-Дед: - Надо уходить из степи, в другие места подаваться, в леса уходить и там жить! -Что ж, веди нас, - согласились люди. Поднялись славяне на Зорьке, запрягли возы, овец и ягнят положили рядом со своими детьми, а остальной скот так погнали, и взяли путь к полуночи. Доходили до реки, останавливались, раскидывались на ночь станом, возы в коло ставили и сторожу не забывали. А наутро отправлялись дальше к полуночи. И через месяц пути дошли до Боголесий Дубовых, а оттуда вверх по реке, пока ни сёл, ни людей вокруг не стало. Тогда поглядели на кобь, и Птица Вещая указала им место, где они и осели. На полуночном берегу реки поставили халы, чтоб река отде- ляла их от степи, и враги не могли легко нападал». И принялись за работу: построили для сшга большие загоны, косили сено, сушили, в стога складывали. Кто рыбу пошёл ловить, салить, сушить на зиму, кто в лес отправился охотничать. И когда пришли Овсени, увидели люди, что жизнь у них стала тихая, мирная и сытная, и благодарили за то Кондыря-Деда. Шло время, и стали забывать дети, как трудно приходилось отцам в степи, как тяжко было сохранить ста да, как всякий день надо было с врагом сражаться. А теперь молодёжь росла и не знала, как меч на меч рубиться, как в поле стоять насмерть, - не хотела и слушать про войну. Обеспокоились Отцы-Деды, пришли к Кондырю и сказали: - Ежели враг нападёт, уничтожит всех до единого! Отвечал Кондырь-Дед: - Как выпадет побольше снега, надо слать гонцов на Волынь и просить прислать Князя, чтоб учил нашу молодёжь военному делу. Согласились Отцы-Деды, и как только выпал снег, послали пятерых всадников на Волынь. К Колядиным святкам вернулись они, а с ними Князь добрый на санях вместе со своею родыной. И стал Волынский Князь собирать дружину, начал обучать молодёжь науке воинской. А уже летом пришла Беда - напали враги с полудня, два села разорили, детей побили, скот угнали. Погнался за ними Князь с Дружиной, отбили пленников и скот, и вражеское добро отобрали - коней и мечи, и больше не приходили враги те. А Пращуры за то Волынского Князя уважали и с полюдья платили ему часть, чтоб имел всё необходимое и защищал людей своих. И ещё привёз с собой князь Знахаря-Ведуна, чтоб он лечил Пращуров, а также учил их, что есть Нава, Права и Ява русская. И с тех времён Русы называли Праву кто Правой, а кто - Равой. И назвали ещё Равой Русскою речку, что течёт у Карпат-горы за Покутом, и значит она Праву нашу, а от той Правы и Правда идёт, а без Правды одна Ложь остаётся в жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.079 с.) |