Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказание про грека мутрю-царяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В степях вольных жили Деды наши и Прадеды, а ещё раньше - Щуры с Пращурами. И строили они себе хаты из самана - кирпичей глиняных, на Солнце высушеных, либо плели загородку из хвороста и лозы, глиной обмазывали, а крышу очеретом крыли, как мы и сейчас делаем. И жили в хатах тех, землю раяли, пашницу сеяли, разводили коров и овец и пасли их на травах. А Овсени приходили - Грек приезжал, Грек приезжал - пашницу брал, пашницу брал - серебро давал, ножи, ложки, горшки всякие и миски. Вот приехал как-то Грек и сказал, что не приедет больше на Овсени, потому как Мутря-царь не велит Грекам к Русам ходить и пашницу за серебро брать. Закончил Торги Грек-крамарь и уехал к себе за море, там где на берегу царь Мутря живёт и Грекам к Щурам ходить запрещает. Скоро не стало у Русов ни соли, ни серебра, ножи, какие были, поломались, горшки побились. Осерчали тогда Деды и Прадеды и решили: раз не велит Мутря торговать, сами у Греков возьмём, что надо! Собрались и пошли войной на Мутрю-царя. Дошли до самого моря, стали бить Греков, города их палить, дома валить, серебро-золото забирать. И стал тогда просить Мутря-царь мира с Пращурами, чтоб в союзе с ними против других врагов ходить-воевать, а Греки за то, как прежде, будут с Русами крам вести. И держал слово Мутря-царь, и десять лет мирно с Дедами жил и крам с ними держал, - давал серебро-злато за коров, коней, кожи, сало и за пашницу. Да началась в греческом царстве война, стали Греки меж собою биться. И позвал тогда Мутря-царь Дедов наших на подмогу. Пришли Деды, врагов побили, царя Мутрю оберегли. И в благодарность им отпустил Мутря-царь слуг своих из людей русских, дал им волю-вольную, чтоб отправлялись домой. И ещё дал Мутря Дедам сброю крепкую, железную, кованую и повёл их за синий Дунай против Волохов. И взяли они много добра, золота и вернулись домой со славою. И сказал тогда царь Русов Добрян: имеем мы теперь сброю тяжёлую, крепкую и сами можем идти против Волохов и добро их себе забирать! И пошли Деды сами на Волоха, да не одолели, полегли тысячами и еле унесли ноги с Дуная. И нарекали люди на Добряна-царя, что из-за жадности посрамил он землю свою. И опять помирились Деды с Мутрей-царбм.
В древние часы был на Руси Златовень-царь. Был он сердцем добрый и своих людей жалел, и ежели нападали какие чужие племена на Русов, то Златовень-царь говорил, что лепше отойти дальше от той земли, чем за неё биться и оставлять жён вдовами, а детей сиротами.
С КАЗАНИЕ ПРО ЗЛАТОВЕНЬ-ЦАРЯ Старые люди любили царя, а молодые на него злобились и думали, что царь врагов боиться и им потакает во всём. И вот пришли Годяки и стали на Русь нападать. Это Греки Годяк подкупили, потому как близилось время осенних Торгов, и Греки знали, что ежели Годяки Русов побьют, то не токмо скотину отобранную за полцены продадут, а и много русских людей пригонят в отрочество. Послал Златовень-царь гонцов к Ярусланам за помощью. Те налетели, порубили Годяк на сечку дробную и отогнали аж до Синего моря. И минуло с тех пор двадцать лет. И за те двадцать лет Русь усилилась и размножилась. И поняли тогда все, отчего царь-Златовень хотел долгого мира, - теперь Русь была в пять раз сильнее прежнего и имела много детей. И стала бы она ещё сильнее, да все степные народы шли войной против Волоха, и Русь Златовеньская с ними тоже пошла. Доходили они до моря Синего, стругали чайки, садились в них и плыли против Ромов и Волохов. А как били они Волохов в тот раз! Прошли мечом всю Волошину и освободили многих рабов. Да потом стали гибнуть воины от Чёрного Мора Греческого, и много их умерло, и мало домой вернулось. Посмотрел на них Златовень-царь, покачал головой тяжко и сказал: - Ослабили Русь Мор и война, надо много детей завести! И велел он каждому мужу взять себе десять жён. И вскоре опять усилилась Русь. И теперь всякий раз, когда мужи шли на войну, жёны, деды и дети уходили дальше к полуночи и дожидались своих мужей, бывало, и по три года! А война та как началась, так и шла почти беспрестанно, и тянулась долгопредолго - больше ста лет. И в той войне Осавуры сгинули, и Годяки, и Гуны, и многие другие племена и народы.
Глава седьмая ВОЙНЫ С РИМОМ Древний Рим - могучее, агрессивное, основанное на совершенной военной машине государство в конце прошлой начале нынешней эры покорило пространства от Атлантики до Персидского залива. В течение длительного времени римляне воевали также со скифо-славянскими племенами, но так и не смогли подчинить их.
«И растянулась война та аж на сто лет! И за те сто лет люди умирали, новые рождались, старились и тоже гибли, и аж до правнуков война шла та злая...» Здесь речь идёт о столетней Великой Войне, когда римляне пошли на Карпаты. Все славянские племена и народы поднялись на защиту своей независимости. В сказаниях даётся перечень этих народов: «...и были с ними, Русами, Хорпы хоробрые, и с Хорпами - Сла- винцы, Хорвы, Кивереччина, Бужанщина, Днестровщина, и всякий другой люд словенский - и Фряка, и Ватра, и Лемок, и Гуцула храбрая, и Будина, а с ней такоже и Морава сильная, и все племена-народы степные (Сказание про Халабуду-князя). В «Сказании про царя Богуслава» перечень славянских народов и их союзников продолжается: «И то ж шла на Волоха Седьмая Руса, шла Хорпа с Васильками, шла Боруса Лесная, Оса и Комыри, что жили издавна с Русами, Скоча шла и Ира с Голой, а також Ставры с Сурожцами, Уличи и Фряка с Белохорватой...» Римляне для достижения своих целей использовали самые различные средства и методы - от масштабных войн, в которых участвовали огромные по тем временам силы, до отдельных вылазок небольшими группами в качестве разведчиков, чтобы узнать «кто где живёт, где какие цари-воеводы:, и сколько у них людей, и какие у них стада, и где припасы ихние и кошары...» Их разведчики часто выдавали себя за армянских купцов, зная про давние добрососедские отношения между русами и армянами. Так, в «Сказании про братский пир князей в степи» говорится: «У князя ярусланского Бужича сторожа двух Торжаков поймала, а те клянутся, что Ормяны они и товар везут ормянекий. А потом, коли железы жгли, да теми железами подбодряли их, так признались, что Волохи...» В «Сказании про царя Богуслава» рассказывается, как десять «подглядачей» и «тайных изведателей» дошли аж до Волги и были пойманы на обратном пути возле Днепра. В отличие от предыдущего случая, это были не Волохи, а Даки, пленённые ещё детьми, чьих родных Волохи убили, а самих увезли за Дунай и сделали из них разведчиков. «Царь (Богуслав) их сам распытывал, бо знал Волошскую речь добре», а потом приказал напоить-накормить. После такого «приёма» пленные признались, что они не Волохи, а Даки и попросились на службу. «Тут царь Богуслав принимал их под свою руку, и они клялись на ножах острых верно служить ему. И стали емцы чаровными знаками записывать на шкурах дела царёвы...» Таким образом, в новых условиях были востребованы способности «подглядачей» к языкам и письму. Подобное отношение к пленным являлось следствием того, что русы презирали и ненавидели такую форму человеческих взаимоотношений, как рабство. Их ведические законы гласили, что «боги повелели всякому мужу трудиться за хлеб свой» и содержание себя за счёт других считалось недостойным и неприемлемым для славянина. Поэтому даже захваченные в плен враги, те же римляне, отработав установленный срок, отпускались на волю. Так, в «Велесовой книге» говорится: «Вспомним, как Траян был разбит нашими дедами, а легионеры его взяты отрабатывать дань на поля наши. И так они трудились на нас десять лет и были отпущены» (ВК, дощ.29). Помимо разведки Римом широко применялось средство подкупа как отдельных князей, так и целых племён с целью перессорить их друг с другом и привлечь на свою сторону. Так, римлянами были использованы Даки, которые до того храбро сражались вместе с Русами против Волохов, но, сделавшись римскими наёмниками, натворили много бед,
«и скоро берега Дуная пустые стали, - пройдёт кто по городу, а его стрела Дячинская убьёт...» («Сказание про царя Пребора») Когда же не было открытых боевых действий, то небольшие отряды Волохов делали ночные набеги и похищали скот и людей для продажи. Даже в те недолгие времена перемирия, когда Русы торговали с Римом, то «брали они людей на земле нашей и хитили в ночи, до отроцтва гнали. И ежели пришёл Рус коней продавать, так они не столько на коней глядели, сколько на Руса. И то жъ опоят его вином с маком зелёным, а пробудится Рус уже в цепях, уже на корабле чужом плывёт, родину потерявши...» («Сказание про царя Необора») Упоминаемые в сказаниях Межа (пограничный район, проходящий по Дунаю), Нура (Норик - совр. Австрия), Панщина (Пан- нония - бассейн Тисы) были римскими колониями, где жили и работали захваченные в плен многочисленные рабы, в том числе и славяне, «кто отрочил в земле Волошской, а сам был с Межи, либо с Горыни, либо далее - с Волыни весёлой, либо с Днепра, а то и с Дона широкого, либо с моря Синего...» («Сказание про Халабуду-князя») Против профессионализма и выучки римских вымуштрованных легионов Славянские племена порой применяли нестандартную тактику ведения боя. Так, видя чёткий строй двигающихся походным порядком легионов, возглавляемых военачальниками в красных плащах. Русы выпускают против них...быков! «когда же быки увидели Воевод Волошских, в черемное одягнутых, так заревели страшно, на них накинулись, и били-топтали, пока Русы на врагов не напали. И быков в той сече добрая сотня загинула». («Ярусланы-цари. Сказание») В другом случае, чтоб заманить и взять живым предателя Халабуду, продавшегося Волохам, Русы высылают отряд лёгкой конницы и заманивают врага. Когда гнавшиеся за ними три дня Волохи устают и разбивают лагерь. Русы ночью поджигают его, нападают врасплох и захватывают Халабуду в плен. Примечательно, что не отличающиеся жестокостью к пленным, в отношении изменни- ка-предателя Русы беспощадны. Причина длительных и непрерывных войн Руси и Рима образно выражена в сказании «Кельча и Русь степная»: «И Рома от неё плакала, и Руса, и никто мира просить на хотел, потому как Руса в рабство идти не хотела, а Рома плакала, потому что без рабов жить не могла». В этих строках заключена вся суть противостояния рабовладельческого Рима и вольных, презирающих рабство Русов, чьс космическое религиозно-философское воззрение утверждало единство Природы и Человека, Людей и Богов, равенство всех людей между собой и право отстаивать свою землю и волю даже ценой собственной жизни, поскольку смерть во имя Прави Делает душу бессмертной. Эта сила духа, взаимоподдержка и взаимовыручка славянских племён и народов в грозный час беды делали их непобедимыми, в том числе и для такого могучего врага, как Рим, который уже не мог существовать и поддерживать свою политику, экономику и культуру без рабов, и был вынужден вести постоянные захватнические войны. Так, в «Сказании про царя Необора» говорится:
«и то правда, что Ромы с Ромеями много отроков потребовали, и те отроки им землю раяли, сады садили, огороды копали, яблоки, капусту, горох собирали и тех Ромов с Ромеями кормили, как хилых. Те же были слабыми и сами ничего не умели делать». Западная Римская Империя (собственно Рим) пала под ударами готов в конце V в. н.э. С этого времени начала набирать силу Восточная Римская Империя - Византия. Русы различали Ромов (или Румов). т.е. «собственно римлян», Волохов (в переводе с польского \vIochy («влохи») значит «итальянцы», т.е. те же римляне, однако это не совсем одно и то же. Волохи «сидели за Дунаем» - это была территория, подчинённая Риму и платившая ему дань, своего рода римская провинция, «нечистокровные римляне») и Ромеев-Греков (Византию). Как видим. Русы очень точно определялись в названиях - Византия, хотя и считалась Восточной Римской Империей, но фактически принадлежала грекам.
СКАЗАНИЄ ПРО СИЛЬНОГО ЦАРЯ
ыл у Щуров-Пращуров русских Сильный царь, зело храбрый, и царь тот Ру- мов с Ромеями бил. И мужей своих он весь час учил делу воинскому, и были они сильными, ко всему привычными, к голоду и холоду выносливыми и ничего не боялись.И высылал царь дозоры далеко в степи, а те, что видели, на чурку записывали и царю посылали. То была невеликая грамота, а всё ж для дела хватало. И были у Сильного царя знахари, что людей от хворобы хранили, а детей травам учили, чтоб из них новые Знахари вырастали. И ещё были у него Гусляры, и те детей Старовине учили. Сидели Г усляры и дети под деревом либо в лесу на траве и слушали Думы про дела Щуров и Пращуров. Так текли часы-времена, да скоро прискакали к царю вестники от Скочи-Саки племени и сказали, что Ромы идут, Ромы с Ромеями на Русь налезают, людей хватают, отрочат, и не будет им домой поворота. И скакал Сильный царь за Скочами, и видел Ромов, идущих табором. И велел он не идти навстречу, а скрыться Русам в балках, а Скочам - за теренами да верболозами. И когда приблизились Ромы, выскочила Скоча на конях борзых, напала на врагов, а те стали обороняться. И шла та сеча до полудня. А потом послышался в степи великий гром - это Сильный царь велел бить мечами по щитам и бросил вперёд свои полки. И, видя то, Ромы стали отходить - не захотели великой сечи. А Русы и Скоча со своим Алун-царём за ними вдогонку кинулись, и погнали Ромов аж до Дуная, а потом воротились. И видят - Годяки идут, идут борозо за Дунай-реку против Волохов, на Скочу-Саку и на Русь не глядят. И послал Сильный царь к ним вестников, абы выведали, чего Готы хотят. Воротились вестники и сказали, что Годь разбойничья сама пойдёт до самого Риму, и сама одержит победу над Волохами, а прочие пусть делают, что хотят.
«Коли мы, Руса, Сака и Хоропы с Волохами воевали, Годь на помощь к нам не пришла, - сказал Сильный царь, - а коли Годь Ромов одолеть не могла, то нас просила о помощи, и мы им помощь давали, поскольку Волохи - враги общие. Но ежели они нами пренебрегают, то пусть сами идут!» И велел Сильный царь идти своему войску к полудню, потому как там усилились Ромеи-Греки. И бил Сильный царь Ромеев-Греков, и отобрали Деды наши множество скота, золота, серебра и много по- лонников. И заключили с Греками мир, и домой возвратились весело. Оказание про халабуду князя
давние времена тоже были такие князья, что могли за золото продаться аж до третьего колена. Был когда-то у Антов Халабуда-княжич. Прозвали его так за то, что он ещё с детских лет уходил далеко в степь, строил себе халабуду из вербовых веток и трав и жил там седьмицами. Дома его ищут, волнуются, - может враги украли, - а тут он сам ворочается. Наберёт припасов - сала, пшена, гречки, мяса - и опять исчезает, камо неведомо. Отец князь Яворан ищет его, а сын опять в степи в халабуде. Так и жил Халабуда странной самотной жизнью, будто волк-отшельник, бродил по степи, за дичью охотился, в балках кашу себе варил. И вырос он высоким, сильным, на меч и копьё ловким и никому неподвластным. И подался он к бродячим разбойникам и стал у них предводителем. А когда набралось таких бродяг три тысячи, Халабуда повёл их к Дунаю и нанялся на службу к Ромеям и Волохам. И стал на их стороне биться против своих же людей славянских. Осерчал на него князь Яворан, так что проклял его страшным проклятием и навеки отдал Лиху с Дивами. Нелегко было отцу отдавать сына Лиху с Дивами, да что поделаешь - Халабуда стал злейшим врагом для русичей. Там, за Дунаем, Греки и Волохи ему жену дали, дом, злато-серебро и рабов-отроков, чтоб он только лепше бил своих прежних родичей. И был Халабуда без сердца, без веры, без Прави, и ру- сичей-антов истреблял беспощадно. И стал он Великим Воеводой у Волохов, а Русам стал зверем лютым. И собрались однажды Русы и порешили, что Халабуду надобно поймать за любую цену. И князь Яворан сказал в сердцах: - Лепше бых не имел сына такого! Сами знаете, каким он рос, не слушался ни отца, ни матери. А изловите его - делайте, что хотите, и я сам вам в том помогу! И решено было идти за Халабудой к Дунаю, заманить его в град Пересечень и изловить там. Выслали Русы к берегам Дунайским удалых Герцев, что на конях перед Волохами гарцевали и силой своей похвалялись. А Волохи по всему Дунаю строили крепости-бранни- цы, и уже почти согню поставили. И было там много валошскпі о войска, что во главе с Халабудой те бранницы охраняли. Как увидел Халабуда русских Герцев, стал похваляться Ромеям и Волохам с теми русами расправиться и перебить их до последнего! Кинулся он со своими легионерами через Дунай, переплыл его и погнался за Герцами. Три дня и три ночи скакал, аж пока не достиг Пересечня. И там велел он своим воинам раскинуть лагерь и отдохнуть. А ночью Герцы тайно под стены лагеря подобрались, накидали соломы с хворостом и подожгли огнём. Загорелся лагерь, Волохи стали вскакивать, неодетые, за мечи хвататься, а Русы били их стрелами, поднимали на копья и отсекали мечами головы. И Халабуда проснулся от шума, огня и дыма, схватил свой меч и напал на Русов. Многих убил он силой своей могучей, и тут скрестился его меч с отцовским. Да набросились тут на него все Русы, повалили наземь, связали, привели к отцу и на колени пред ним поставили. И сказал ему тут отец слово ірозное: -Русов бил, негодный изменник? На отца родного меч поднял? Так подайте мне мой меч, я сам сниму с тебя голову! Подошли тут к нему воеводы антские и сказали: - Погоди, Яворан, успеешь снять с него голову. Халабуда есть нынче Волох и притом Воевода Волошс- кий. Пусть он прежде расскажет, для чего по берегу ставят бранницы? И поведал им Халабуда, что те крепости ставят Волохи, дабы Русов удерживать, за Дунай не пущать, а самим идти многими силами до Днепра-Славуты и Припяти, до Волги и Дона быстрого, чтоб всю Руско- лань подчинить, добро и скот отобрать, взять в отрочество лепших жён, мужей и девиц прекрасных, а старых и малых убить, чтоб землю русскую уничтожить и ничего на ней не оставить! Услышали про то люди, подивились такому Злу и в один голос за смерть его высказались. И пришёл с топором мясник, и снял тому Халабуде голову, и разрубил тело белое на куски и раскидал по полю, дабы жрали его птицы и звери дикие, потому как предателю смерть от меча не положена, его удел - топор, каким хозяйки рубят голову курице. И всех Волохов, что в полон взяли, до единого уничтожили, дабы никто не ведал, где они и когда загинули. Да пришли тут новые силы Волошские, переправились с того берега, и опять Русы с ними бились, так что земля от крови рудою стала. И собирали Русы тех, кто пали в сече, и сжигали их на кострах Огнебоговых, и дым смрадный шёл на землю Во- лошскую, как завещание мёртвых, чтоб расплатились за них с врагами. И собирали потом Русы силы многие, и шли через Дунай тысячами, шли через Межу в Нуру и Панщину и собирали добычу великую. И шли с Русами Хорпы хоробрые, с Хорпами - Сла- винцы, Хорвы, Кивереччина, Бужанщина, Днестровщи- на и всякий другой люд словенский - и Фряка, и Ватра, и Л емок, и Гуцула хоробрая и Будина, а с ними такоже и Морава сильная, и все племена и народы степные. И брали они всё, что нашли, - волов, коров, коней, а также людей, кто вольно хотел жить в русской земле, а до того отрочил в земле Волошской, а сам был с Мазови либо с Горыни, либо далее - с Волыни весёлой, либо с Днипра, а то и с Дона широкого, либо с моря Синего. Всё брали Русы, на возы клали, а ещё давали им Ромеи с Волохами дань великую - злато, сребро, дорогие каменья - и с тем богатством домой ворочались. И долго они помнили злого Халабуду-предателя, что продал свою землю Волохам и за то получил Мету справедливую. И про то детям и внукам своим рассказывали, чтоб имя его охаять вовеки!
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.210 (0.017 с.) |