В соответствии с фгос  (до, ноо, во) определяется объект и предмет исследования в магистерской диссертации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В соответствии с фгос  (до, ноо, во) определяется объект и предмет исследования в магистерской диссертации.



Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Формулировка объекта – важный этап научного исследования, поскольку неправильный выбор объекта может повлечь за собой грубые методологические ошибки. Если объект магистерской диссертации четко не установлен, то очень легко «соскользнуть» на исследование объекта другой науки.   Объект исследования – это то, на что направлен процесс исследования.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются: развитие; обучение; воспитание; индивидуально-личностное развитие детей; разнообразные технологии образования; психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; социализация.

После объекта формулируется предмет исследования – это аспект объекта, подвергающаяся научному исследованию. В одном объект могут быть выявлены несколько предметов, которые в последующем будут изучаться в разных исследованиях или даже научных направлениях.

Предмет исследования – это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Предмет исследования обычно содержит в себе центральный вопрос проблемы. Такими вопросами в области организационно-управленческой деятельности психолого-педагогического образования являются следующие:

ü развитие образовательного учреждения в соответствии с разработанными планами и программами развития учреждения;

ü использование психолого-педагогических знаний и технологий в процессе реализации принципов и современных научных подходов к формированию межличностных отношений в коллективе;

ü разработка и внедрение эффективной организационной модели деятельности образовательного учреждения;

ü обеспечение условий для создания психологической комфортной образовательной среды для конкретного периода детства;

ü разработка стратегии развития, обучения и воспитания детей различных возрастных категорий;

ü создание модели эффективного решения определённой проблемы.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется тот его аспект, который является предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание магистранта.

После формулировки цели, задач, объекта и предмета работы разрабатывается гипотеза, направленная на доказательство реального существования предполагаемого. Формулируя гипотезу, магистрант строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели. Работая над диссертацией, он постоянно ставит перед собой вопросы: в каком направлении двигаться, что необходимо предпринимать, что нужно изменить и как это сделать, т.е. каждый раз он выдвигает те или иные предположения, подтверждая или опровергая их. Тем самым магистрант постоянно работает с целой системой гипотез, только не формулирует их в письменном виде.

Научное предположение побуждает активно, целеустремленно изучать различные явления с тем, чтобы обнаружить данные, подтверждающие или опровергающие его. Научный поиск, если им управляет гипотеза, перестает быть аморфным, обретает внутреннюю структуру и потому становится намного результативнее.

Гипотезу следует отличать от догадки, поскольку первая строится на основе обширного фактического материала, а вторая формулируется без достаточных на то оснований. Гипотеза в процессе ее разработки проходит следующие стадии:

ü накопление фактического материала и высказывание на его основе предположения;

ü формулировка гипотезы, т.е. выделение следствий из сделанного предположения, развертывание на его основе целой предположительной теории;

ü проверка полученных выводов на практике и уточнение гипотезы на базе результатов такой проверки. Если при проверке полученных следствий оказывается, что они соответствуют действительности, тогда гипотеза превращается в научную теорию.

В случае, когда полученные на основании некоторого предположения следствия противоречат опыту, необходимо или изменить, уточнить само предположение, или даже убрать его из работы.

Порядок действий при построении и подтверждении гипотезы:

ü выделить группу явлений, причину существования которых пока невозможно объяснить с помощью имеющихся приемов и средств научного исследования;

ü детально изучить доступную совокупность явлений, причина которых должна быть найдена, в процессе данного изучения выявляются все связанные с этим явлением обстоятельства;

ü сформулировать научное предположение (гипотезу) о возможной причине, вызвавшей возникновение данного явления;

ü определить одно или несколько следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины, как если бы причина уже в действительности была найдена;

ü проверить, насколько эти следствия соответствуют фактам действительности; когда выделенные следствия соответствуют реальным фактам, гипотеза признается основательной.

При построении гипотезы следует иметь в виду следующее обстоятельство – гипотеза может не подтвердиться. Для науки отрицательный результат не менее важен, нежели положительный. В этом случае необходимо построить многоаспектную гипотезу таким образом, охватывающую разные стороны изучаемого явления (процесса, феномена). В этом случае в выводах буде сказано, какие положения гипотезы нашли свое подтверждение и по каким причинам, и какие положения гипотезы ошибочны и соответственно не должны повторяться в последующих исследованиях.

Таким образом, выявлять отрицательные результаты необходимо, поскольку это научный долг исследователя.

Любое диссертационное предполагает раскрытие его методологических основ, т.е. концепций и теорий, положенных в его основу. Указывать методологическую базу следует обязательно, поскольку именно данный раздел введения показывает уровень методологической подготовки диссертанта.

Необходимость указания методологических основ работы продиктована также и этическими соображениями. В современной науке не может быть первооткрывателей, которые делают свой труд «с чистого листа». Каждый исследователь всегда строит свое изыскание на основе анализа работ ученых, до него занимавшихся изучением данной проблемы.

Кроме того, необходимость указания методологических основ обусловлена также тем, что в психологии существует множество научных школ, разрабатывающих одни и те же проблемы, но с разных позиций, в разных направлениях. В научных школах могут быть сформулированы прямо противоположные точки зрения к изучению и интерпретации одного и того же вопроса. Поэтому магистрант, выстраивающий собственную работу, должен занять строго определенную позицию – какие теории, концепции он принимает за базовые и обосновывает почему, и на какие работы он лишь ссылается в ходе анализа научных источников.

Говоря о методологической базе исследования, необходимо указать и исследовательский подход (подходы) как некие исходные принципы, позиции, на основе которых строится работа.

В методах исследования указываются как теоретические, эмпирические, так и математико-статистические методы, интерпретационные методы применявшиеся в исследовании.

При характеристике методик исследования указывается их полное и точное название, принятое в науке, авторы методики (авторы адаптации, модификации) и в квадратных скобках указываются номера научных источников из списка литературы, из которых были взяты данные методики.

В параграфе, посвященном описанию диагностического инструментария, должно быть приведено полное и четкое логическое обоснование выбора методик исследования.  

Далее приводится   база исследования и обоснование научной новизны проделанной работы, поскольку данный признак дает исследователю право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Понятие «впервые» в науке означает факт отсутствия подобных результатов, и на него могут претендовать оригинальные темы, ранее не исследовавшиеся в той или иной науке.

Научная новизна может проявляться в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, методических рекомендаций, внедренных в практику и оказывающих существенное влияние на качество управленческой деятельности, социально-психологические процессы и эффективность функционирования организации. Научная новизна также может проявляться во введении в научный оборот новых категорий, в создании надежного и валидного диагностического инструментария, определении генезиса, закономерностей, механизмов, путей развития изучаемого явления (процесса, феномена и пр.).

Новыми считаются те положения, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений. При описании научной новизны могут быть использованы следующие формулировки: разработаны …, раскрыты …, обоснованы …, определены …, установлены …, выявлены … и пр.

Теоретическая значимость – это методологическая характеристика исследования, описывающая значение полученных результатов для психологической науки. В формулировке теоретической значимости указывается направление, отрасль, раздел, которые обогатил своими новыми результатами исследователь. При этом необходимо учитывать уровень вклада в науку или отрасль, концептуальность и доказательность, перспективность.

Например, результаты исследования: дополняют, развивают, вносят новые элементы в существующие концепции, идеи, подходы (указать какие именно); уточняют и конкретизируют отдельные теоретические положения в той или иной отрасли (указать какой/каких); открываются перспективы (какие указать) дл осуществления прикладных работ в данной области, для решения отдельных, частных вопросов в пределах данной области, темы, проблемы.

Практическая значимость работы может заключаться в:

1) наличии научно обоснованной и апробированной в ходе эмпирического исследования системы методов и средств совершенствования управленческой деятельности, социально-психологической среды организации и пр.;

2) научном обосновании новых и развитии действующих систем, методов и средств того или иного вида деятельности;

3) обосновании способов совершенствования условий и эффективности труда, фондов и ресурсов и других факторов, определяющих работу организации;

4) использовании полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов.

В разделе введения – положения, выносимые на защиту – дается ответ на вопрос о том, что диссертация защищает или что является предметом защиты. Формулировка положений может осуществляться двумя вариантами.

Первый вариант часто применяется в «теоретических» диссертациях и предполагает перечисление основных выводов диссертационной работы, выраженных в форме 3-5 утверждений. Сложность в этом случае состоит в том, что не все выводы можно уместить в небольшое количество утверждений, и тем самым результаты диссертационного исследования обедняются. Также положения, вынесенные на защиту, не могут быть повторены в выводах диссертации (в заключении, в конце глав).

Во втором варианте формулируются и перечисляются созданные магистрантом конструкции: принципы, требования, обоснования, условия осуществления или содержание чего-либо, модели, схемы, приемы, средства и пр. В данном варианте положения позволяют полностью раскрыть все, что удалось сделать, представив это наиболее наглядно.

Во введении также приводятся сведения относительно  «Этапов исследования», «Апробации результатов работы», дается характеристика структурных компонентов магистерской диссертации.

Подготовка к написанию магистерской диссертации и накопление научной информации

 

Выбор темы диссертации имеет большое значение и определяется в начале магистерской подготовки. В теме заложено основное зерно содержания работы. Магистранту предоставляется право либо выбирать тему из перечня, рекомендованного ведущей кафедрой, либо предложить свою, с обоснованием целесообразности ее разработки.

Диссертационная работа магистранта должна быть глубоко проработанной, поэтому выбор темы обусловливается задачей сравнительно узкого плана. Помощь в определении темы будущей работы могут оказать следующие приемы:

1. Просмотр каталогов защищенных диссертаций.

2. Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных областях науки, имея в виду, что на стыке наук можно найти новые решения.

3. Оценка состояния диагностики проблем и методов их устранения применительно к конкретной отрасли.

4. Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением не использованных при предшествующих исследованиях фактов.

Существенную помощь в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в педагогических и психологических журналах, книгах и сети Интернет, а также беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопросы, еще не изученные в науке.

Темы магистерских диссертаций закрепляются за магистрантами на основании их личных заявлений, которые пишутся по установленной форме. Выбрав тему, магистрант должен четко представлять, в чем заключается сущность предполагаемой научной работы, ее новизна, актуальность, теоретическая и практическая значимость.

Тема, а также научный руководитель магистерской диссертации, утверждаются приказом по университету. Научный руководитель консультирует магистранта по ходу работы над диссертацией, помогает ему оценить возможные варианты решений, однако их принятие – задача самого соискателя, именно он как автор отвечает за принятие решений, за правильность полученных результатов и их фактическую точность.

Любая научная работа предполагает наличие плана ее проведения. С учетом специфики творческого процесса такой план должен предусматривать все, что можно заранее предусмотреть. Большое значение имеет планирование творческого процесса магистранта, впервые приступившего к написанию серьезной научной работы, каковой является магистерская диссертация. Организация его работы начинается с составления плана, представляющего собой наглядную схему предполагаемого исследования.

План разрабатывается при непосредственном участии научного руководителя магистранта и начинается с раскрытия замысла предполагаемого научного исследования.

Первоначально такой план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, в дальнейшем он может уточняться, однако основная задача, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной. На более поздних стадиях работы составляют рабочий план, представляющий собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь обработанный материал.

Рабочий план служит основой для последующей оценки научным руководителем магистранта соответствия его работы поставленным целям и задачам исследования. По нему можно будет судить об основных положениях содержания диссертации, принципах раскрытия темы, построении и отношении объемов отдельных ее частей. Практически рабочий план это уже черновое оглавление диссертации с реферативным раскрытием содержания ее глав.

Магистранту после составления плана диссертационной работы необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. Каждый этап выполняется по мере наличия материала, при этом магистрант должен придерживаться намеченной последовательности их изложения и сроков выполнения.

Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи, пока не изучен первый раздел, нельзя переходить ко второму. Важно научится находить в любой работе главное, на чем следует сосредоточить в данное время все внимание, что позволит найти оптимальные решения поставленных задач.

Такая методика приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную цель в своей работе, формулирует центральную задачу, выявляет все доступные резервы для выполнения замысла и идеи, выбирает необходимые методы и приемы действий.

В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении четкого и определенного научного направления в работе.

План должен быть гибким, чтобы можно было включать в него новые возможные аспекты, обнаруженные в процессе исследования. Научный руководитель не только принимает участие в разработке рабочего плана будущей диссертации, но и ведет с ее автором и другую работу, в частности:

ü рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и

ü архивные материалы и другие источники по выбранной теме;

ü проводит систематические, предусмотренные расписанием консультации;

ü оценивает содержание выполненной диссертации, как по частям, так и в целом;

ü дает отзыв на работу и согласие на представление магистерской диссертации к защите.

Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом.

Выявление степени изученности выбранной темы целесообразнее всего начать со знакомства с научно-справочной литературой, которая подразделяется на три вида изданий: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают о том, что издано по интересующему вопросу.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, сборники, экспресс-информация, информационные листки.

К обзорным изданиям относятся обзор по одной проблеме, направлению и сборник обзоров. Обзоры обобщают сведение содержащиеся в первичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Такие издания обычно сообщают о состоянии развития какой-либо науки или практической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает выбранная тема, а затем вести поиск нового материала. Изучение научных публикаций желательно проводить в последовательности, представленной на схеме 2.

 

 

Схема 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.034 с.)