Декоративно-прикладного искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декоративно-прикладного искусства



КРЫМСКИХ ТАТАР»

Направление подготовки: 44.04.01 – Педагогическое образование, магистерская программа «Управление дошкольным образованием»

 

АВТОРЕФЕРАТ

 диссертации на соискание степени «магистр»

 

 

Симферополь

2016

Работа выполнена на кафедре дошкольного образования факультета психологии и педагогического образования ГБОУВО РК

 «Крымский инженерно-педагогический университет»

 

Научный руководитель  –   Кандидат педагогических наук, доцент БАХИЧА Элеонора Экремовна, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» Кафедра дошкольного образования      
Рецензент –

Кандидат педагогических наук, доцент

АНАФИЕВА Эльзара Ризаевна,

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»

Кафедра начального образования

 

 

Защита состоится «25» июня 2016 года в 9.00 часов на заседании  Государственной итоговой аттестации выпускников группы МДО-14 по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, магистрская программа «Управление дошкольным образованием», при Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет», факультет психологии и педагогического образования, по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный 8, ауд № 145.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Этническое возрождение сегодня рассматривается как одна из главных черт развития общества в XXI веке. Это обусловлено процессами, происходящими в мировом масштабе: стремлением народов к возрождению культуры каждого этноса, всплеском объединения миллионов людей на основе своей этнической принадлежности. В связи с этим в полиэтничной образовательной среде особое значение приобретает формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности, обеспечивающей личности полноценное функционирование в современном многонациональном социуме, адекватное поведение в ситуациях межкультурного общения.

Эффективным средством решения этих задач является система образования, а именно ее первая ступень, так как в дошкольном возрасте еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей. Кроме того, в детстве закладываются основы любви и уважения к своему народу, что, в свою очередь, является исходным положением в принятии и понимании культурных ценностей других этнических групп. Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования этнокультурной компетентности у дошкольников.

Обширный круг вопросов, значимых для научного обоснования теории и практики формирования этнокультурной осведомленности дошкольников, а также современное положение исследований в науке по данной проблеме представлено в ряде работ.

Значимыми являются труды, раскрывающие сущность понятий «этнос» (Л.Н. Гумилев, Ю.В. Бромлей, С.М. Широкогоров); «культура» (К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Бердяев, В.П. Беспалько, B.C. Библер, Г.Н. Волков, М.С. Каган, И.С. Кон, Н.Е. Щуркова и др.); «этнокультура» (А.Б. Афанасьева, Е.С. Бабунова, Э.Ф. Вертякова, А.П. Елисеева, В.Б. Манджиева, H.A. Минулина, В.В. Модорова и др.); «этнокультурное воспитание» (М.И. Богомолова, Г.И. Губа, А.Н. Джуринский, Л.М. Захарова, А.Н. Фролова и др.).

Теоретическим и практическим аспектам образования у подрастающего поколения в поликультурной среде посвящены работы таких ученых-исследователей, как Е.В. Бондаревской, Г.Ж. Даутовой, С.К. Бондыревой, З.Т. Гасанова, Г.Д. Дмитриева, А.Н. Джуринского, А.П. Лиферова, З.А. Мальковой, Г.В. Палаткиной, JI.Л. Супруновой, В. К. Шаповалова и др.

Для понимания сущности феномена этнокультурной компетентности ценным в направлении нашего исследования являются труды педагогов и психологов Н.Г. Арзамасцевой, Л.Б. Зубаревой, Н.М. Лебедевой, Г.Е. Поторочиной, Т.В. Поштаревой, В.Г. Рощупкина, Т.Г. Стефаненко, С.Н. Федоровой.

Как отмечал Л.С. Выготский, можно сказать, что особая роль во взаимопонимании разных народов принадлежит искусству, которое содержит ценные идеи и столетиями проверенный опыт воспитания. Искусство, являясь частью культуры этноса, прочно связано с процессами, происходящими в обществе, и служит одним из проявлений этнокультурного сознания личности. Поэтому рационально знакомить детей с искусством не в полном объеме, а с наиболее близким и доступным для дошкольников, содержащим в себе особенности местных условий, социально-исторические особенности региона, национальную психологию, своеобразие культуры края. Все это впитывается детьми дошкольного возраста на подсознательном уровне и входит как компонент в социально-психологическую ситуацию его развития.

Региональное искусство, отражая в художественных образах исторический, духовный и эстетический опыт, является выражением глубинных представлений народа о мире и человеке, способствует глубокому пониманию развивающейся личностью собственных корней, осмыслению ею своего места и предназначения в окружающем этнокультурном пространстве. Кроме того, педагогическая деятельность в условиях конкретного региона немыслима без опоры на специфические формы обучения и воспитания детей как представителей определенной национально-культурной среды.

Разработке вопросов, связанных с использованием регионального искусства в учебно-воспитательном процессе, посвящено немало исследований (Г.Н. Волков, Л.Г. Мухоморина Б.М. Неменский, Д.Г. Пилипенко, B.Н. Полунина, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова,       Б.Ю. Юсов). К использованию идей народной педагогики в воспитании и формировании отдельных качеств личности обращены исследования Н.С.Александровой, Х.Х. Бакчаевой, Н.С. Ивановой, М.А. Муратовой и др. Воспитание подрастающего поколения на основе культурных традиций разных народов раскрыто в работах М.С. Васильева, Л.A. Ибрагимовой, C.И. Раимовой, Р.А. Сахиповой и др.

В отечественной педагогике вопрос, связанный с художественно-эстетическим образованием и развитием дошкольников на материале национальных традиций народного искусства, получил освещение в педагогических исследованиях С. Ф. Абдулаева, Е. С. Асылханова, Э. Атдаева, А. А. Данилова, Л. В. Ершовой, Б. И. Ижанова, Т. С. Комаровой, В. Н. Магомедовой, Л. Г. Савенковой, Т. Я. Шпикаловой и др.

Однако, несмотря на интенсивность изучения обозначенных вопросов, сегодня недостаточно исследований, раскрывающих сущностные основания процесса использования возможностей регионального искусства в формировании этнокультурной компетентности дошкольников, его содержания, структуры, педагогического инструментария. В частности, это относиться к искусству крымских татар как средству этнокультурного воспитания.

Анализ опыта работы учителей школ и воспитателей дошкольных учреждений Крыма свидетельствует о том, что изучение искусства родного края скорее носит иллюстративно-эпизодический, а не планомерный и целенаправленный характер и проявляется обычно как результат индивидуальных интересов и интуиции педагога, а не каких-либо научно-обоснованных педагогических подходов. Сегодня не вызывает сомнений плодотворность использования средств народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании. Вместе с тем, изучение содержательного богатства крымскотатарского народного декоративно-прикладного искусства позволяет предполагать о его больших возможностях в формировании и развитии этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста – будущих граждан многонационального крымского региона и страны в целом. Следует отметить, что вопросы развития этнокультурной компетентности средствами крымскотатарского народного декоративно-прикладного искусства не получили еще достаточного освещения, не разработана целостная система преподавания декоративно-прикладного искусства крымских татар в системе дошкольного образования.

Отсюда очевидна необходимость создания системы этнокультурной подготовки дошкольников на основе использования декоративно-прикладного искусства крымских татар, разработки методических рекомендаций, которые обеспечивают развитие будущей этнокультурнокомпетентностной личности. Это и определило область нашего научного поиска, а именно, выход на проблему формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар.

Учитывая вышесказанное, была сформулирована тема исследования – «Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар».

Связь работы с научными программами, планами и темами. Исследование выполнено в рамках научной темы кафедры дошкольного образования «Эффективность педагогических технологий управления качеством подготовки специалистов дошкольного образования в вузе» (№0113U005872), которая входит в научный план работы ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет». Тема магистерской работы закреплена приказом №815-сз от 28 ноября 2014 года «О закреплении тем квалификационных работ за факультета  психологии и педагогического образования дневной формы обучения».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар.

Задачи исследования:

1. На основе изученной научно-педагогической литературы обосновать сущность понятия «этнокультурная компетентность», «этнокультурная компетентность детей старшего дошкольного возраста»;

2. Раскрыть особенности декоративно-прикладного искусства крымских татар как средства формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста;

3. Охарактеризовать показатели, критерии и определить уровни сформированности этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста;

4. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар.

Объект исследования: социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар будет эффективным, если реализовать следующие педагогические условия: готовность воспитателя к работе с детьми по формированию этнокультурной компетентности; создание этнокультурной среды дошкольного учреждения и сопровождающее методическое обеспечение; реализация технологии ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством крымских татар.

Научная новизна результатов исследования: впервые экспериментально апробированы педагогические условия по формированию этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар. Уточнено и раскрыто понятие «этнокультурная компетентность», «этнокультурная компетентность детей старшего дошкольного возраста». Описаны компоненты этнокультурной компетентности (когнитивный, эмоциональный, деятельностно-репродуктивный), критерии (осведомленность, эмоциональный отклик и интерес к другим людям, поведенческие проявления этнотолерантного отношения к другим людям и проявляет инициативу и живой интерес в художественной деятельности этнокультурного характера), показатели (представления о национальных, культурных особенностях людей, о своей культуре и культуре других народов, традиций, языке, о необходимости толерантного отношения к людям другой национальности, о способах налаживания контактов с представителями другой национальности; интерес и желание к совместной деятельности с представителем другой национальности, желание узнать про культуру и традиции других национальностей, желания устанавливать с разными людьми доброжелательные, бесконфликтные отношения; умение общаться и взаимодействовать с разными людьми, в речи присутствуют рассуждения о нормах и правилах толерантного взаимодействия, умение выходить из конфликтной ситуации межэтнического характера, проявляет инициативу и живой интерес в художественной деятельности этнокультурного характера). Охарактеризованы уровни (оптимальный, допустимый и низкий) сформированности этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар.

Практическое значение результатов исследования: подобран и адаптирован диагностический материал для выявления уровня становления этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста; разработаны методические рекомендации и разработки по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства, которые могут быть использованы в образовательном процессе для повышения эффективности этнокультурной компетентности ребенка дошкольного возраста; материалы исследования могут использоваться в образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений при организации этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Методы исследования. Для решения обозначенных задач, достижения цели и проверки гипотезы исследования использованы методы теоретического и эмпирического уровня. С целью определения состояния проблемы в научных исследованиях, обоснование сущности формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар, педагогических условий формирования этого явления использован метод анализа и обобщения научных данных, представленных в философских, психолого-педагогических, учебно-методических источниках. С целью проверки эффективности определенных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар использованы методы целенаправленного наблюдения за деятельностью воспитателей дошкольного учебного заведения и детей, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы), анализ продуктов деятельности дошкольников. Для обобщения экспериментальных данных, проверки рабочих гипотез и достоверности полученных результатов, определение тенденций и закономерностей их изменения использованы методы математической статистики.

Базой исследования выступило дошкольное учебное заведение № 50 «Малыш» г. Симферополя. Общее количество участников эксперимента составило 143 респондента. В основном формирующем эксперименте приняли участие 38 человек, среди них дети старшего дошкольного возраста в количестве 34 ребенка и 4 воспитателя.

Достоверность научных результатов: обеспечена системностью исходных методологических позиций исследования, использованием комплекса методов исследования, адекватных ему предмету, целям и задачам, продолжительным временем и возможностью повторения исследовательско-экспериментальной работы, количественным анализом эмпирических данных, репрезентативностью выборки, и статистической значимостью экспериментальных данных, сопоставлением полученных результатов с педагогическим опытом.

Публикации. Зекрияева Э.Р. Формирование этнокультурной компетентности у дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар/ Зекрияева Э.Р.// «Путь в педагогическую науку: проблемы и решения». Сборник научных работ студентов. Выпуск 4.- Симферополь: ВДБВ «Таврия», 2014. – 400 с. – с. 136-141.

Зекрияева Э.Р. Проблема формирования этнокультурной компетентности у дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар в научно-педагогической литературе/ Зекрияева Э.Р.// Социально-психологические основы межкультурной коммуникации в поликультурном пространстве Крыма: сборник статей научно-практической конференции 11-12 декабря 2014 г. Симферополь: ИП Курбединова Д.А., 2014. – 228с. – с. 73-78.

Зекрияева Э.Р. Формирование этнокультурной компетентности у дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар/ Зекрияева Э.Р.// Ключ к будущей профессии. Выпуск 11. – Симферополь, НИЦ КИПУ, 2015 г. – 248с. – с. 12-14.

Апробация результатов исследования: основные положения магистерской работы обсуждались на заседаниях кафедры «Дошкольного образования» ГБОУ ВО РК «КИПУ»;

Структура и объем работы. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, и 5 приложений. Основной текст работы содержится на 100 страницах. Работа содержит 22 таблицы, 3 рисунка, Список использованной литературы содержит 85 наименования. Приложения поданы 6 на страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, представлены данные о внедрении результатов исследования, апробацию и структуру диссертации.

В первой главе «Теоретические основы формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста» отражено состояние изученной проблемы в психологической, педагогической и методической литературе, раскрыта сущность формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. В этой главе разработаны педагогические условия дошкольного образовательного учреждения по формированию этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

Вхождение ребенка в сферу этнической культуры является фактором становления нравственно-этической и социальной базы личности и должно начинаться с дошкольного возраста, а именно со старшего, так как именно в этом возрасте начинают развиваться произвольные психические процессы, происходит соподчинение мотивов, проявляется эмоциональный отклик на воспитательное воздействие (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин). Именно поэтому рассматриваемой проблеме формирования этнокультурной компетентности в рамках дошкольного образования придается большое значение.

Исследованием формирования этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста занимаются такие педагоги, как Е.С. Бабунова, С.В. Мажаренко, Т.В. Поштарева, Э.Р. Тюлепаева, О.Н. Степанова. Проанализировав все подходы к рассмотрению этого феномена, мы пришли к выводу, что все авторы придерживаются одного мнения: этнокультурная компетентность – это качество личности, которое выражается в наличии суммы объективных знаний о своей и иной этнических культур, реализующееся через умения, навыки и модели поведения, способствующие положительно эмоциональному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

В системе дошкольного образования проблема этнокультурного образования рассматривается в контексте морально - нравственного воспитания и чаще всего отождествляется с социальным развитием ребенка.

Проанализировав образовательные программы, можно заметить, что при приобщении к родной культуре, ознакомлении с культурными традициями других народов значимое место занимает декоративно-прикладное искусство. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др.). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

В результате изучения рассматриваемой проблемы О.Н. Степановой и Э.Р. Тюлепаевой были разработаны модели формирования этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста. Она включает четыре компонента: целевой (цели, задачи, принципы, подходы и направления), содержательный (основные и специфические факторы формирования), операционно-действенный (формы, методы, условия развивающей среды ДУЗ), оценочно-результативный (уровни и критерии сформированности этнокультурной компетентности).

Для формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста необходимо создать необходимые педагогические условия, такие как готовность воспитателя к работе с детьми по формированию этнокультурной компетентности; этнокультурную среду дошкольного учреждения и методическое обеспечение; технологию ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством крымских татар.

Под готовностью воспитателя мы понимаем этнокультурную компетентность педагогов как особый тип предметно-специфических знаний и умений, позволяющих принимать педагогически целесообразные решения в поликультурной полиэтнической среде, как знание, формируемое, как в процессе образовательной деятельности, так и практики (опыта). Только педагог, обладающий этнокультурной компетентностью, сможет правильно организовать учебно-воспитательную систему и создать необходимые условия для этнокультурного воспитания дошкольников.

Под этнокультурной образовательной средой мы понимаем среду, реализующую социально-педагогические возможности этнокультуры региона и представляющую множественность и соотношение этнокультур как условия взаимодополнения и взаимообогащения предметной и духовно - нравственной сред и отношений ребенка и педагога, реализующую социально-педагогические потенциалы этнокультуры, включенные в процесс этнокультурного воспитания дошкольника.

Успешному формированию этнокультурной детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада. В нашей технологии ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством крымских татар мы применяли имитационный, вариативно-игровой методы и метод «погружения» в народно-культурную среду. В практической работе с детьми задействовали различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, гуашевые краски, цветные мелки. Приемы художественной обработки различных материалов позволяли достигать художественной выразительности средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и так далее. На материалах, выбранных для декоративно-прикладного творчества, проводили сопоставления и сравнения. Одной из интересных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является метод тематических творческих заданий. Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.

Знакомясь с изделиями народных промыслов, дети приобщаются к культуре определенного народа, входят в мир прекрасного, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность любить и радоваться жизни.

Таким образом, необходимость работы по формированию этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста является актуальной и жизненно необходимой. Одним из средств в данной работе можно назвать декоративно-прикладное искусство. Наиболее целесообразным для крымского региона является изучение культуры и искусства крымских татар.

Во второй главе «Содержание и анализ экспериментальной работы по формированию этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста» описаноэкспериментальное исследование по реализации педагогических условий для выявления эффективности использования декоративно-прикладного искусства крымских татар в формировании этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Базой исследования явилось дошкольное учебное заведение № 50 «Малыш» г. Симферополя.

При определении содержательных характеристик формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства мы основывались на том, что развитие базовых качеств личности происходит по трем основным направлениям. Первое направление обозначается как рост осведомленности о свойствах объекта, возможности их использования и преобразования (когнитивная сфера); второе направление - как рост заинтересованности, направленности и удовлетворенности от взаимодействия с определенным объектом (эмоциональная сфера); третье направление - как проявление желания действовать с определенным объектом и вносить свои коррективы.

Основываясь на этом, критерии формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста у детей дошкольного возраста были выделены следующим образом: осведомленность детей, эмоциональный отклик и интерес к другим людям, поведенческие проявления этнотолерантного отношения к другим людям, проявляет инициативу и живой интерес в художественной деятельности этнокультурного характера Формируя данные свойства, этнокультурная компетентность проявляется неравномерно, достигая в каждом своем компоненте и показателю разных степеней проявления, то есть может проявляться на нескольких уровнях: низком, допустимом и оптимальном.

Низкий уровень характеризуется отсутствием представлений, или отрывочными, ребенок не проявляет стремления к их расширению, ребенок отказывается от общения и совместных игр с детьми иных национальностей, дает им отрицательную эмоциональную оценку, практические умения не сформированы и проявляются только в высказываниях о необходимости соблюдения правил вежливого общения по указанию взрослых.

Допустимый уровень выражается в наличии у них фрагментарных, не осознанных знаний о национальных и культурных особенностях людей, полученных из житейского опыта. Отношение к сверстнику другой расы и национальности у них индифферентно, интерес не устойчив. Данная группа дошкольников выказывает общее доброжелательное отношение к «иным» взрослым и детям, иногда с некой долей снисходительности. Умения налаживать дружеские контакты находятся на стадии первичного становления. В конфликтной ситуации дети не стремятся наладить диалог наладить самостоятельно, предпочитая обратиться за помощью к взрослым.

На оптимальном уровне проявляются установки на перцептивном, когнитивном и эмоционально-оценочном уровнях и в элементах поведенческого компонента. Знания и у этих детей о национальных и культурных особенностях глубоки и систематизированы. Им интересно общаться со взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматривают картинки, сами задают вопросы, участвуют в обсуждении этнических проблем более осознанно. Познавательный интерес к сверстнику другой национальности проявляется у них довольно ярко, он относительно устойчив. Отношение строится у них на знании нравственных общечеловеческих ценностей и принятых в обществе правил.

На первом этапе экспериментального исследования был проведен констатирующий эксперимент, целью которого явилось выявление исходного уровня сформированности этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, у воспитателей и родителей. По результатам анкетирования и бесед можно констатировать, что для воспитателей дошкольных учебных заведений характерно уважительное отношение к родной и другим культурам, толерантное отношение к представителям таких культур. Но их подготовка не обеспечивает четкого направления их профессиональной деятельности на решение проблем этнокультурного воспитания детей, формирования у них сознательного этнотолерантного отношения ко всем окружающим, независимо от их культурной самобытности. Кроме того они не связывают воспитание детей на основе родной культуры с поликультурным воспитанием, не видят их связи.

Проанкетировав родителей, выявили, что у родителей экспериментальной группы А этнотолерантность находится на оптимальном уровне, а у родителей группы Б – на допустимом уровне. Но, можно заметить, что представления о других культурах, способах и методах ознакомления с ней детей дошкольного возраста, а также роли семьи в становлении этого качества личности не сформированы.

Проведя диагностическое исследование в экспериментальных группах у детей старшего дошкольного возраста во всех компонентах этнокультурной компетентности, следует указать, что для обеих групп характерен средний и низкий уровень сформированности данного качества личности. То есть дети не проявляли интерес к другим народам и культурам, не способны самостоятельно решать ситуации межкультурного общения, конфликты, возникающие на этой почве, представления и других культурах, отличиях и общих чертах не сформированы или частично сформированы, не систематизированы, не структурированы, носят стихийный характер, интерес к напарнику для игры или общения основан на общепозитивном отношении к сверстникам или же вовсе отказывается от взаимодействия с представителем иной культуры.

На втором этапе проводился основной формирующий эксперимент: реализация тех педагогических условий, которые мы определили. По своему содержанию он охватывал все виды деятельности с детьми, семинары и беседы с педагогами, работу с родителями, и длился в течение четырех месяцев 2014 года.

Реализация первого педагогического условия – готовности воспитателя к работе с детьми по формированию этнокультурной компетентности осуществлялась в различных формах, учитывающих необходимость повышения уровня этнокультурной компетентности, включающей три её компонента: когнитивный, эмоциональный, деятельностно-репродуктивный. Это проведение лекций («Этнокультурное воспитание старших дошкольников»), тренингов («Все мы разные, но все мы вместе», «Предел терпимости педагога»), семинаров («Место этнокультурного компонента в системе дошкольного образования», «Декоративно-прикладное искусство крымских татар и его возможности в воспитании этнотолерантности»), семинаров-практикумов, консультаций, презентаций, мастер-классов («Орнаменты крымских татар») для педагогов, которые были направлены для более подробного ознакомления с основами этнокультурного воспитания детей, в частности, средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар.

В рамках формирования этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства крымских татар создали научно-методическое обеспечение. Содержание его обеспечения базировалось на изучение культуры крымских татар. Для этого создавались специальные папки с соответствующей информацией, папки-сборники материалов проведенных семинаров и лекций, организовывались выставки специальной научно-методической литературы, создавались коллекции образцов народного декоративно-прикладного искусства крымских татар.

Сюда же входит создание этнокультурной среды. Для этого в группе был создан мини-музей крымскотатарского искусства. В нашем музее оформлены следующие экспозиции: «Крымскотатарский народный костюм» и «Народное декоративно-прикладное искусство крымских татар».

Под третьим педагогическим условием мы понимаем технологию ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством крымских татар. Под технологией обучения подразумеваем направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками. К таким формам относились ц иклы занятий по рисованию, аппликации, лепке, ознакомлению с окружающим, музыке и другие, б еседы, наблюдения, в идеопросмотры, р азвлечения, т еатрализованные представления, целевые прогулки, экскурсии и так далее.

На этой основе был разработан перспективный план работы воспитателя на четыре месяца по ознакомлению старших дошкольников с декоративно-прикладным искусством крымских татар. Мы создали тематические недели, посвященные определенному виду декоративно-прикладного искусства, такие как «Знакомство с крымскими татарами», «Знакомство крымскотатарским костюмом», «Орнаменты крымских татар», «Вышивка крымских татар», «Гончарство крымских татар», «Ковроткачество крымских татар». На каждую тему выделилось определенное количество времени. Например, на первой неделе мы детей только знакомили с народом крымских татар, давали общие представления и нем, о культуре, традициях, быте и прочее. На последующих трех неделях мы формировали представления детям о крымскотатарском национальном костюме. На занятии по ознакомлению с окружающим мы презентовали сам костюм, мужской и женский, его компоненты, назначение, видовые особенности. На рисовании закрепляли полученные знания, изображая женский костюм. На этом занятии дети вспомнали основные компоненты костюма – платье, къушакъ, феска, марама – и рисовали его.

На следующем занятии по ознакомлению с окружающим мы знакомили с мужским крымскотатарским костюмом, уточняли, что он состоит из штанов, къушакъ, головного убора такъие, рубашки с вышивкой и жилетки. На занятии рисования дети закрепляли знания, разукрашивая мужской костюм. Рассмотреть и выделить основные части помогали куклы в национальных костюмах. Также у детей была возможность примерить на себя крымскотатарский костюм, поскольку в нашем музее есть образцы для детей старшего дошкольного возраста.

Следующие две недели дети занимались с продуктивными видами деятельности. На занятиях аппликацией украшали головные уборы - феску и такъие, составляли узоры на платье и жилетке. Организовывая лепку, дети использовали свои знания и лепили головные уборы, украшая бисером и пайетками.

С орнаментами крымских татар знакомились на последующих двух неделях. На занятии по ознакомлению с окружающим была предоставлена общая информация о видах и разнообразии узоров, где эти узоры рисовали, значение каждого орнамента, выдающихся мастериц и мастеров. Закрепляли полученные знания на занятиях по рисованию, аппликации, конструированию. Так, на рисовании дети должны были разукрасить уже составленные орнаменты, придумать свой, украсить салфетки или блюда узорами крымских татар. На занятиях аппликацией дошкольники учились составлять композиции из заготовок по образцу и самостоятельно, создавать рисунок для ковра, полотенца. Предлагалось на ранее нарисованный женский национальный костюм составить орнамент из заготовок или бисера.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.052 с.)