Понятие рыночной и нерыночной продукции. Показатели выпуска товаров и услуг и их оценка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие рыночной и нерыночной продукции. Показатели выпуска товаров и услуг и их оценка.



Основной сферой экономической деятельности является производство товаров и услуг. Результаты производственного процесса оцениваются на всех уровнях: отдельных предприятий, отраслей и секторов, экономики страны в целом. Для изучения национального производства страны используются макроэкономические показатели: выпуск товаров и услуг, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость и валовой внутренний продукт.

Выпуск товаров и услуг является сводным показателем объема производства в СНС и представляет собой стоимость всех произведенных за период товаров и услуг, включая товары и услуги, потребленные в процессе производства.

В соответствии с границами производства, принятыми в СНС, выпуск состоит из:

1) стоимости произведенных товаров, независимо от их использования (как для промежуточного, так и для конечного потребления);

2) стоимости услуг, оказанных другим институциональным единицам;

3) стоимости оказания жилищных услуг для собственного конечного потребления гражданами-владельцами жилых помещений, находящихся в частной собственности.

Выпуск товаров и услуг по экономике страны включает два типа выпуска: рыночный и нерыночный.

Рыночный выпуск представляет собой стоимость произведенных товаров и оказанных услуг, предназначенных для реализации на рынке:

ü товары и услуги, реализуемые на рынке; 

ü товары и услуги, предоставляемые в качестве оплаты труда в натуральной форме 

ü товары и услуги, производимые одним подразделением и поставляемые другому подразделению для использования в производстве (например, семена, произведенные и потребленные внутри сельскохозяйственных организаций)

Нерыночный выпуск охватывает стоимость произведенных товаров и оказанных услуг, большая часть из которых не предназначена для реализации по рыночным ценам: 

ü товары и услуги, произведенные для конечного потребления или валового накопления основного капитала (например, сельскохозяйственные продукты, произведенные для собственного потребления фермерскими хозяйствами) 

ü товары и услуги индивидуального или коллективного характера, предоставляемых безвозмездно либо по экономически незначимым ценам (например, предоставление бесплатного образования) 

ü готовая продукция и незавершенное производство, предназначенные для собственного использования и поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителя

       Показатель рыночного выпуска рассчитывается на основании данных о стоимости реализованной продукции, изменений стоимости незавершенного производства и запасов готовой продукции. При отсутствии такой информации выпуск рассчитывается по данным о стоимости произведенной продукции.

Для оценки рыночного выпуска используют два вида цен: основную цену и цену производителя (рыночную цену). Основная цена рекомендуется для расчета рыночного выпуска продукции на уровне отдельных предприятий, отраслей и секторов экономики, а рыночная цена – для расчета выпуска продукции на уровне экономики в целом. Взаимосвязь между этими ценами можно отобразить следующим образом:

Промежуточное потребление Оплата труда Валовая прибыль Чистые другие налоги на производство Чистые налоги на продукты

Основная цена

 

Цена производителя (рыночная цена)

При этом чистые другие налоги на производство получают как разность между другими налогами на производство (ДрНП) и другими субсидиями на производство (ДрСП):

 ЧДрНП = ДрНП – ДрСП  

Другие налоги на производство – налоги, связанные с использованием факторов производства (земли, активов, рабочей силы). Это земельный налог, экологический налог, госпошлина за разрешение осуществлять определенные виды деятельности и др

Другие субсидии на производство – субсидии на фонд заработной платы, предоставляемые за использование труда инвалидов и других категорий работников; субсидии на сокращение загрязнения окружающей среды и др

А разность между налогами на продукты (НП) и субсидиями на продукты (СП) дает показатель чистых налогов на продукты: ЧНП = НП – СП    

  Налоги на продукты – налоги, взимаемые обычно пропорционально количеству или стоимости производимых товаров и оказанных услуг или импортируемых резидентами. Это налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, налог на импорт

Субсидии на продукты – субсидии, предоставляемые за единицу товара или услуги, например, возмещение государственным предприятиям разницы между закупочными и расчетными ценами на продовольственные и товары и др.

Для оценки нерыночного выпуска используют величину текущих затрат на их производство, представляющих сумму промежуточного потребления товаров и услуг, оплаты труда работников, других налогов (за вычетом субсидий) на производство и потребления основного капитала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.005 с.)