Компоненты психологической надежности. Эффективность профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компоненты психологической надежности. Эффективность профессиональной деятельности



Цель данного исследования требуют более тщательного анализа психологических составляющих понятия «надёжность человека», используемых в исследованиях по психологии труда, инженерной психологии и эргономике. При этом особое значение имеет отграничение содержания этого понятия от близких к нему (например, от понятия эффективности деятельности) и выявление критериев надёжной работы человека.

При рассмотрении деятельности человека в рамках целостной системы профессиональной деятельности (эргатической системы) может возникнуть опасность смешения понятий эффективности и надёжности. Чтобы не допустить ошибки, необходимо иметь в виду, что эффективность всегда связана с задачей, возлагаемой на систему, тогда как надёжность связана с функционированием системы или ее элемента.

Понятие «эффективность деятельности» в определенном смысле шире понятия «надёжность». Его иногда трактуют в варианте, близком к понятию результативности — как способность человека выполнять определённый объём работ в заданное время и с заданным качеством. Однако в целом ряде работ подчеркивается необходимость более адекватной трактовки понятия «эффективность», не сводимой просто к результативной стороне деятельности или ее продуктивности.

С этой точки зрения эффективность эргатической системы определяется как некоторый интегральный показатель степени её оптимальности с точки зрения соответствия вложенных в нее ресурсов, целесообразности функционирования и успешности решения возложенных на нее задач. При этом может оказаться, что система, эффективная для решения одного круга задач, может оказаться совершенно неэффективной при использовании ее в других целях, т.е. изменение точки зрения на существенность параметров, заложенных в систему, при изменении условий и критериальных оценок может сделать неэффективной даже самую эффективную систему.

Соотнося содержание понятий эффективности и надежности следует подчеркнуть, что система может быть в высшей степени безотказной, быстро восстанавливаемой и долговечной, однако малоэффективной с точки зрения достижения поставленных целей, трудозатрат или конструктивных особенностей. И, наоборот, можно спроектировать весьма эффективную по своим возможностям систему, но если в ней будет много отказов, то в процессе эксплуатации она окажется малоэффективной.

В определенном смысле, эффективность эргатической системы существенно зависит и от надёжности её элементов. Поэтому судить о надёжности или ненадёжности элементов системы можно по изменению показателей эффективности. При таком подходе представляется возможность оценить влияние надёжности непосредственно на качество выполнения частных и общих задач системы.

Проведенное сопоставление понятий эффективности и надежности может оказаться чрезвычайно полезным для уточнения понимания смысла термина «психическая надежность».

Характеризуя психическую надёжность профессионала, К.В. Осетров под эффективностью понимает степень достижения основных целей профессиональной деятельности, протекающей в усложнённых условиях. При этом автор предпочитает пользоваться термином «психологическая устойчивость», которым обозначается сложноорганизованное свойство личности, которое позволяет работнику успешно действовать в усложнённых условиях деятельности. В качестве её основных составляющих им предлагается рассматривать интеллектуальные, мотивационные, волевые и эмоциональные свойства личности. Уровень развития психологической устойчивости профессионала считается зависимым от уровня развития её составляющих. Кроме того, структурное строение качества психологической устойчивости профессионала зависит от условий его трудовой деятельности.

Данным автором вводится понятие «видопрофессиональной специфичности структурного строения психологической устойчивости». По его мнению, достижение конечных целей деятельности может служить адекватным критерием выявления уровня развития психологической устойчивости профессионала, но не сохранности её структуры. При этом, говоря о достижении конечных целей, подчеркивается результативный аспект деятельности. Структурообразующим фактором системы психологической устойчивости являются личностные качества человека.

В большом количестве исследований анализируется связь между индивидуально-психологическими характеристиками и психической надежностью человека. Большинство авторов указывают на то, что высокие уровни психической надёжности могут быть связаны с характеристиками силы и уравновешенности процессов в нервной системе. Считается также, что слабость со стороны процессов возбуждения и высокая тревожность - это те индивидуально-психологические факторы, которые обуславливают снижение эффективности деятельности и дезорганизацию поведения в условиях психического стресса. Однако эти данные далеко не всегда подтверждаются в исследованиях, проведенных в условиях реальной деятельности.

Развитию навыков саморегуляции и самоконтроля отводится ведущая роль в формировании высокой психической надёжности. Существенное значение имеют также процессы эмоционально-волевой регуляции, характеристики устойчивости к влиянию отвлекающих воздействий, мотивационные и смыслообразующие аспекты деятельности. Многие авторы указывают, что уровень психической надежности обусловлен сочетанием влияния различных индивидуально-психологических характеристик и профессиональным опытом специалиста.

В разработанной В.Э. Мильманом концепции психической надёжности она понимается как системное качество, характеризующее устойчивость функционирования основных психических механизмов в сложных условиях. Рассматривая деятельность спортсмена, он выделяет в структуре психической надежности следующие компоненты: 1) соревновательную мотивацию, 2) соревновательную эмоциональную устойчивость, 3) спортивную саморегуляцию, 4) стабильность- помехоустойчивость. Для характеристики каждого из компонентов им разработана совокупность показателей.

По мнению данного автора, соревновательная эмоциональная устойчивость является наиболее важным из специальных свойств личности спортсмена. Основным параметром этого свойства считается адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций условиям соревновательного выступления.

Спортивная саморегуляция проявляется в способности спортсмена произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и внутренней функциональных сферах, в характере самоконтроля соревновательного поведения. Конкретные проявления саморегуляции всегда специфичны.

В соревновательной мотивации отражается состояние внутренних побудительных сил, способствующих полной отдаче спортсмена на соревновании.

Стабильность-помехоустойчивость характеризует устойчивость функционального состояния и двигательных компонентов в обычных, не экстремальных ситуациях, а также степень воздействия на спортсмена различных помех как во внутренней сфере, так и во внешних условиях. Основной составляющей этого свойства является степень сформированности той системы действия, которую необходимо реализовать в экстремальной ситуации.

В литературе имеются разные мнения о составе основных компонентов в структуре того образования, которое мы назвали психической надежностью. Так, в работе К.В. Осетрова в качестве таких основных составляющих выделены интеллектуальные, мотивационные, волевые и эмоциональные свойства личности. В.Э. Мильман предлагает использовать четыре основных компонента психической надежности — деятельностную мотивацию, эмоциональную устойчивость, саморегуляцию, стабильность-помехоустойчивость, содержание которых характеризуются им применительно к спортивной деятельности.

Следует подчеркнуть, что надёжность системы зависит не только от надёжности её отдельных компонентов, но и от степени оптимальности их связи между собой. По отношению к определению надёжности специалиста, выполняющего конкретный вид профессиональной деятельности, получение только перечня присущих ему качеств и свойств не даёт оснований для суждения о надёжности его работы. Поэтому поиск критериев надёжности профессионала предполагает изучение не только наличных, но и потенциальных качеств человека, анализ его внутренних резервов. При этом необходимо учитывать, что "резервы" не являются величиной постоянной, они изменяются в процессе жизни и деятельности человека. Поэтому при возникновении неожиданных ситуаций там, где машины выходят из строя, человек способен при определённой подготовке действовать надёжно.

Вместе с тем, надёжность человека-оператора не является величиной постоянной. Она зависит от актуального состояния человека и его индивидуальных особенностей. Это, в свою очередь, зависит от многих факторов: потока поступающей информации, длительности работы, степени сложности ситуации, степени ответственности деятельности, уровня обученности человека и т. п.

Одним из основных направлений изучения надежности человека-оператора является анализ причин возникновения ошибок.

В силу совокупного влияния большого числа внешних и внутренних факторов оператор в своей деятельности допускает определенные ошибочные действия.

Для того, чтобы получить полное представление об ошибках оператора, необходимо разобраться, из каких действий (операций) состоит деятельность оператора, какие бывают отклонения в действиях, каковы их причины и следствия, какими характеристиками обладают ошибки оператора.

Ошибки классифицируется в ряду признаков.

I. По внешнему проявлению различают следующие виды ошибок:

1) выпадение отдельных действий;

2) нарушение последовательности действий;

3) повторное выполнение одних и тех же действий;

4) выполнение непредусмотренных в данной задаче действий;

5) неточное выполнение действий (напр., неправильное измерение показаний, неточное глазомерное определение расстояния, чрезмерное усилие при работе инструментом и т. п.);

6) несвоевременное выполнение действий (увеличение сверх допустимого времени выполнения действия, недопустимое сокращение этого времени, не выдерживание требуемой паузы, несвоевременное начало выполнения действия).

II. По месту ошибки в структуре деятельности различают:

1) сенсорные ошибки (ошибки в восприятии информации);

2) логические ошибки (неправильное принятие решения);

3) мнемонические ошибки (ошибки, связанные с работой памяти);

4) моторные ошибки (при осуществлении управления воздействиями).

III. По последствиям различают ошибки аварийные и не аварийные (локальные). Первые приводят к стойкому нарушению работоспособности системы или ее элементов (техники и человека), вторые к таким последствиям не приводят.

IV. По характеру отражения ошибок в сознании оператора они могут быть осознанными и неосознанными человеком.

V. По причинам возникновения ошибки могут быть связаны:

1) с несоответствием психологических возможностей человека требованиям данной деятельности (недостаточным наличием у человека профессионально важных качеств);

2) с недостаточным уровнем профессиональной подготовки (слабыми навыками и умениями);

3) с нарушение функционального состояния оператора;

4) с несоответствием рабочего места ИП требованиям;

5) с несоблюдением режимов труда и отдыха операторов;

6) с организацией и социологическими особенностями труда ЧО;

7) с воздействием неблагоприятных факторов внешней среды (действие шума и вибрации, чрезмерная или недостаточная освещенность, несоблюдение норм микроклимата и т. П.);

8) с недостаточной мотивизацией и слабой установкой к выполнению данной деятельности.

Рассмотренный набор критериев анализа и классификации ошибок человека-оператора определяет последовательность проведения их психологического анализа и позволяет объединить в единую систему большое число разнородных факторов, приводящих к появлению ошибок. Для их регистрации, условий и обстоятельств, при которых они возникли, следует использовать традиционные методы и приемы ИП изучения деятельности: методы наблюдения, опроса, объективной регистрации качества выполнения технологических операций и действий (хронометраж, кинорегистрация, циклография и др.), приемы профессиографии.

Понятие «личный фактор» предполагает совокупность всех врожденных и приобретенных физических и психических свойств личности, которые могут быть связаны с ошибкой и сбоем системы «человек – техника».

Доля внутреннего, или личного фактора в ошибках операторов движущихся объектов (самолет, машина, корабль) довольно значительна.

Причины ошибок человека по показателю «личный фактор» представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Причины шибок человека по показателю «личный фактор»

Типы причин Содержание причины
Профессиональные качества Низкий уровень операторских знаний. Недостатки в развитии и реализации профессиональных навыков и умений. Отсутствие или недостаточность профессионального опыта. Неподготовленность к исполнению специальных приемов поддержания работоспособности
Личностные особенности Неблагоприятная направленность на конкретную операторскую профессию. Низкая установка на выполнение конкретного задания. Недостатки в развитии профессионально важных психических качеств. Неблагоприятные особенности личности (вспыльчивость, невыдержанность, нервозность, заторможенность, агрессивность, подавленность, неуверенность, тревожность, недобросовестность, ленивость, лживость и т. д.). Неблагоприятные психические состояния (эмоциональная напряженность, низкая готовность, недостаточная бдительность, фобии, доминантные состояния; утомление, монотония, стресс)
Морально-нравственные свойства Недостаточная морально-нравственная зрелость. Моральная неустойчивость. Низкая целеустремленность. Недисциплинированность, халатность, безответственность, небрежность, нечестность и др.
Физиологические и соматические особенности Развитие острых или обострение хронических заболеваний. Снижение чувствительности анализаторов Нарушение биологических ритмов. Смешанный или левосторонний профиль функциональной асимметрии парных органов. Неблагоприятные функциональные состояния (укачивание, головокружения, вестибулярные нарушения и т. д.)
Физические особенности Недостатки в развитии силы, ловкости, скорости и выносливости Не- благоприятные антропометрические и биомеханические особенности

 

При анализе причин ошибок человека-оператора на практике, прежде всего рассматривается возможность человека при управлении системой «человек – техника». Это в какой-то мере сводит причины ошибок к отрицательным индивидуальным качествам оператора. Однако, как показывает практика, не меньшее число ошибок допускается и вполне успешными (по своим личным качествам) операторами.

Таким образом, на появление ошибок оказывают влияние как индивидуальные характеристики конкретного человека-оператора, так и содержание, условия и организация деятельности человека. Исходя из этого было введено понятие группового фактора, под которым понимают совокупность профессионально значимых психологических, физиологических, антропометрических и социальных особенностей и возможностей человека, присущих всему контингенту операторов определенного профиля деятельности и определяющих особенности конкретных технических средств и отдельных их компонентов.

Классификация причин ошибок операторов, связанных с групповым фактором, представлена в таблице 2.

Таблица 2

Классификация причин ошибок человека по групповому фактору

Типы причин Содержание причины
Средства деятельности (элементы рабочего места) Нерациональная компоновка приборов. Недостатки кодирования информации. Неудовлетворительная разборчивость текстуры
Средства отображения информации Недостаточный угол визирования и время воздействия сигнала Нарушение эргономических требований по яркости, контрастности и т. д.
Органы управления Недостатки в конструкции (размеры, форма, характер поверхностей). Нарушение пространственных соотношений (взаимное расположение, группировка). Нерациональная загрузка, инерционность, амплитуда перемещений и т. д.
Условия деятельности (факторы внешней среды) Нарушение геометрических размеров элементов рабочего места, обзора, досягаемости и др. Неудовлетворительные условия обитания (по микроклимату, газовому составу, освещенности и др.). Нарушение эргономических требований к спецснаряжению и одежде. Неблагоприятное воздействие климатических факторов. Внутригрупповые конфликты, психологическая несовместимость и т. д.
Содержание деятельности (выполнение действий, операций) Чрезмерная информационная загрузка. Неоптимальные способы выполнения действий. Нерациональное распределение функций между человеком и автоматикой. Излишне высокий темп работы или монотония и т. д.
Организация деятельности (регламентация, управление, обеспечение труда) Нерациональный режим труда и отдыха. Чрезмерная профессиональная нагрузка в течение дня, недели и т. д. Неадекватные программы подготовки. Недостатки в руководстве и обеспечении деятельности и т. д.
Субъект деятельности Недостатки в профессиональном отборе (медицинском, психо-
(методы и критерии оценки состояния оператора) логическом). Низкая эффективность психологического и медицинского контроля (экспертизы) и т. д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.02 с.)