Глава 2 . Оценка психологического уровня надежности авиадиспетчеров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2 . Оценка психологического уровня надежности авиадиспетчеров



Цель и задачи исследования

Для достижения цели настоящего исследования, заключающейся в выявлении критериев и методов оценивания психологического уровня надежности авиадиспетчеров, в теоретической части данной выпускной квалификационной работы были выделены психологические компоненты надежности. Исходя из полученной систематизированной информации, стало возможным сформулировать критерии оценивания этого показателя. Таким образом, следующим шагом необходимо выявить методы оценки психологической надежности.

Итак, цель эмпирического исследования заключается в подборе и апробации метода оценки критериев психологической надежности авиадиспетчеров.

Для достижения цели необходимо выполнять ряд конструктивных задач:

1. Выделение критериев оценивания психологической надежности;

2. Подбор диагностической методики для измерения уровня психологической надежности по соответствующим критериям;

3. Проведение диагностического исследования;

4. Обработка результатов диагностики;

5. Интерпретация результатов исследования, определение обоснованности применения выбранной методики.

Для диагностики психологической надежности, как постоянного показателя, содержащего в себе личностные и профессиональные характеристики, выделим критерии оценивания данного показателя из компонентов, приведенных в подразделе 1.2, так как оценка динамических состояний каждого отдельного авиадиспетчера носит ситуативных характер и может послужить, скорее, для ежедневного мониторинга работоспособности специалистов, чем для анализа соответствия специалистом занимаемого рабочего места в целом. Измерение именно личностных качеств, а не текущих состояний может быть использовано при обучении, тренировке и отборе сотрудников.

Выбор диагностической методики должен быть осуществлен среди надежных, валидных методик. Желательно, чтобы выбранная методика была стандартизированной и не требовала вовлечения дополнительных экспертных сил. Помимо этого, выбранная методика должна иметь специфику, соответствующую характеру профессиональной деятельности авиадиспетчеров. Как уже указывалось ранее, не смотря на наличие большого количества исследований на тему психологической надежности в целом, существует выраженный пробел в методологических разработках для авиадиспетчеров, в частности. Поэтому выбранная методика может быть выбрана из ряда диагностических инструментов для наиболее близких, смежных видов деятельности человека.

Экспериментальной базой для эмпирического исследования послужили 5 авиадиспетчеров обоих полов в возрасте от 25 до 29 лет.

 

Методика исследования

Для того, чтобы правильным образом подобрать методику диагностики психологической надежности авиадиспетчеров, выделим критерии оценивания данного показателя, на основании информации. Приведенной в главе 1:

- работоспособность;

- стрессоустойчивость;

- саморегуляция и самоконтроль;

- мотивация;

- скорость восприятия;

- память.

Для оценки уровня психологической надежности была выбрана методика опросник «Стиль саморегуляции поведения».

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) был создан в 1988 году в Психологическом институте РАО в лаборатории психологии саморегуляции (заведующая – В.И. Моросанова) и пригодна как для научных исследований, так и в качестве инструмента практической диагностики различных аспектов индивидуальной саморегуляции. Утверждения опросника построены на типичных жизненных ситуациях и не имеют непосредственной связи со спецификой какой-либо профессиональной или учебной деятельности.

Цель методики – это диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности.

Опросник ССПМ состоит из 46 утверждений и работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ), которая характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека. Утверждения опросника входят в состав шести шкал (по 9 утверждений в каждой), выделенных в соответствии с основными регуляторными процессами планирования (Пл), моделирования (М), программирования (Пр), оценки результатов (Ор), а также и регуляторно-личностными свойствами: гибкости (Г) и самостоятельности (С). Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал. Это относится к тем утверждениям опросника, которые характеризуют как регуляторный процесс, так и регуляторно-личностное качество.

В последующие годы был разработан целый ряд модификаций этой методики: «Саморегуляция подготовки спортсмена», СПС (Моросанова, Соколова, 1989), «Стиль саморегуляции студентов», ССС (Моросанова, Сагиев, 1994), «Саморегуляция в избирательной кампании депутата», СИК (Моросанова, Холопова, 1995). Все эти опросники направлены на диагностику развития индивидуальной саморегуляции и основных ее компонентов. Различия заключаются, в первую очередь, в наборе ситуаций, которые используются в утверждениях опросника. Они учитывают специфику различных видов профессиональной и учебной деятельности. Различаются версии опросника также и составом диагностируемых регуляторно-личностных свойств, в зависимости от их значимости для той или иной профессиональной группы.

Так, например, для спортсменов профессионально значимым является регуляторно-тактическая гибкость, а для политиков – самостоятельность). В версии опросника ССПМ 1998 года была уточнена шкала моделирования, что расширяет дифференцирующие возможности данного инструмента (Моросанова, Коноз, 2000).

Инструкция: “Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения.

Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: «Верно», «Пожалуй, верно», «Пожалуй, неверно», «Неверно» и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов.

Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения”

Подсчет показателей опросника производится по ключам, представленным в таблицах 4 и 5, где «Да» означает положительные ответы, а «Нет» - отрицательные.

Таблица 4

Ключ к шкалам

Регуляторные шкалы

Ответы, совпадающие с ключом (1 балл)

«Верно», «Пожалуй, верно» «Пожалуй, не верно», «Не верно»
Планирование 1, 8, 17, 22, 28, 31, 36 15, 42
Моделирование 11, 37 2, 7, 19, 23, 26, 33, 41
Программирование 12, 20, 25, 29, 38, 43 5, 9, 32
Оценивние результатов 30, 44 6, 10, 13, 16, 24, 34, 39
Гибкость 2, 11, 25, 35, 36, 45 16, 18, 43
Самостоятельность 4, 12, 14, 21, 27, 31, 40, 46 34
Общий уровень саморегуляции 1, 2, 4, 8, 11, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 35, 36, 37, 38, 40, 43, 44, 45, 46 3, 5, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 19, 23, 24, 26, 32, 33, 34, 39, 41, 42

 

Таблица 5

Интерпретация баллов по шкалам

Регуляторная шкала

Количество баллов

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Планирование <3 4-6 >7
Моделирование <3 4-6 >7
Программирование <4 5-7 >8
Оценивание результатов <3 4-6 >7
Гибкость <4 5-7 >8
Общий уровень саморегуляции <23 24-32 >33

Шкала «Планирование» (Пл) характеризует индивидуальные особенности выдвижения и удержания целей, сформированность у человека осознанного планирования деятельности.

Высокие показатели по этой шкале указывают на сформированность потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно.

У испытуемых с низкими показателями по этой шкале потребность в планировании развита слабо, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. Такие испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно.

Шкала «Моделирование» (М) позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях, степень их осознанности, детализированности и адекватности.

Испытуемые с высокими показателями по этой шкале способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям.

У испытуемых с низкими показателями по шкале слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.

Шкала «Программирование» (Пр) диагностирует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий.

Высокие показатели по этой шкале говорят о сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, о детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемого для человека результата.

Низкие показатели по шкале программирования говорят о неумении и нежелании человека продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок.

Шкала «Оценивание результатов» (Ор) характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения.

Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки результатов. Человек адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий.

При низких показателях по этой шкале испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей.

Шкала «Гибкость» (Г) диагностирует уровень сформированности регуляторной гибкости, то есть способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий.

Испытуемые с высокими показателями по шкале гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования и вносят соответствующую коррекцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска.

Испытуемые с низкими показателями по шкале гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни. Они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разработать программу действий, выделить значимые условия, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и внести коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.

Шкала «Самостоятельность» (С) характеризует развитость регуляторной автономности.

Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.

Испытуемые с низкими показателями по шкале самостоятельности зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие люди часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у них неизбежно возникают регуляторные сбои.

Опросник в целом работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ), которая оценивает общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека.

Испытуемые с высокими показателями общего уровня саморегуляции самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.

У испытуемых с низкими показателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. У таких испытуемых снижена возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей, по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно, успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности.

Стимульный материал для опросника представлен в Приложении 1.

Для эмпирического исследования психологического уровня надежности авиадиспетчеров была сформирована выборка из 5 респондентов обоих полов в возрасте от 25 до 29 лет, со стажем от 1,5 до 9 лет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.025 с.)