Служба скорой медицинской помощи в сельских районах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Служба скорой медицинской помощи в сельских районах



В населенных пунктах с численностью до 50 тысяч человек организуются отделения скорой медицинской помощи в составе городской, центральной районной или других больниц. В различных сельских районах работа службы скорой помощи строится по разному, в зависимости от местных условий. В большинстве своём, станции работают на правах отделения центральной районной больницы. Круглосуточно дежурят несколько санитарных автомобилей. Как правило, выездные бригады состоят преимущественно из фельдшера и водителя.

В ряде случаев, когда населённые пункты весьма удалены от районного центра, дежурные санитарные автомобили вместе с бригадами могут располагаться на территории участковых больниц и получать наряды по радиосвязи, телефону или посредством электронных средств связи, что пока ещё не везде доступно. Такая организация пробега машин в радиусе 40-60 км значительно приближает помощь к населению. Если село небольшое, а районный центр далеко, то, часто бывает, что роль фельдшера скорой помощи исполняет фельдшер, который заведует медпунктом в конкретном селе.

 

106. Служба медицины катастроф. Задачи, организационно-штатная структура, оснащение и организация работы центров медицины катастроф.

 

Медицина катастроф — область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших). В подобных условиях зачастую складывается ситуация «один врач — множество больных», в отличие от остальной медицины, где обычной является практика «один врач — один больной».

Чрезвыча́йная ситуа́ция — внезапно возникшее событие, в результате которого два или больше человека погибли, либо три или больше человека пострадали/заболели и находятся в тяжёлом состоянии. Различают чрезвычайные ситуации локального (1—10 пострадавших), территориального (10—50 пострадавших), регионального (50—500 пострадавших), федерального (более 500 пострадавших) и международного уровня. Существует понятие «чрезвычайная ситуация в медицине» — положение, когда органы здравоохранения (различного уровня) не справляются на месте с наплывом пострадавших.

Задачи Службы медицины катастроф

· медицинская разведка в зоне чрезвычайной ситуации (ЧС),

· медицинская сортировка пострадавших,

· организация и оказание медицинской помощи пострадавшим,

· организация эвакуации и эвакуация пострадавших из зоны ЧС,

· привлечение дополнительных медицинских сил и средств для помощи пострадавшим в случае необходимости,

· организация госпитализации пострадавших,

· руководство действиями медицинских формирований и учреждений, администрации населенных пунктов в зоне ЧС.

· медицинское обеспечение аварийно-спасательных работ: пожаротушения, работ по разминированию, работ по ликвидации радиационной, химической, биологической опасности, любых других видов аварийно-спасательных работ, связанных с риском для спасателей и гражданского населения (дежурство на месте проведения работ).

· медицинское обеспечение проведения общественно-политических, спортивных и других мероприятий, связанных с массовым сосредоточением людей (дежурство на месте проведения мероприятия).

· контроль за поддержанием готовности медицинских учреждений и формирований к работе в условиях ЧС.

· прогнозирование возникновения ЧС и планирование действий по ликвидации медицинских последствий ЧС.

· обучение сотрудников государственных экстренных служб методам оказания первой медицинской помощи, организация и регулярное проведение учений с сотрудниками экстренных служб по совместной ликвидации медицинских последствий ЧС.

· научная работа по совершенствованию методов оказания экстренной медицинской помощи в условиях ЧС (совместно с другими медицинскими и научными учреждениями).

·

Структура

1. Центральный аэромобильный спасательный отряд «Центроспас» МЧС РФ — единственное формирование МЧС, в состав которого официально входят врачи, оснащённое современным медицинским оборудованием и медикаментами. Данному формированию придан аэромобильный госпиталь. В составе других подразделений МЧС медиков нет. «Центроспас» не относится непосредственно к Службе медицины катастроф, но принимает активное участие в оказании медицинской помощи пострадавшим при ЧС. Также существуют реанимационно-противошоковые группы (РПГ) в составе военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ). В состав РПГ входит два врача-реаниматолога, с необходимым оборудованием, которые спускаются в шахту вместе с отделением горноспасателей для оказания помощи пострадавшим шахтерам.

2. Головное учреждение СМК — Всероссийский центр медицины катастроф (ВЦМК) «Защита» МЗСР РФ. Основан в 1993 году. Занимается научной, учебной и организационной работой в области Медицины Катастроф, участвует и руководит при оказании помощи пострадавшим в ЧС федерального и международного уровня. В составе полевой многопрофильный госпиталь и отдел авиамедицинской эвакуации (санитарная авиация) — решает задачи, связанные с оказанием помощи и транспортировкой больных и пострадавших по воздуху на территории РФ и за рубежом. Участвует в различных гуманитарных операциях совместно с Пограничной службой ФСБ России и МЧС России.

3. Территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) — учреждение областного подчинения. Занимается ликвидацией медицинских последствий ЧС локального, территориального и регионального уровня на территории соответствующей области.

4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи в Службу медицины катастроф не входят, рассматриваются как резервные формирования СМК, но на СМП лежит большая часть догоспитальной медицинской помощи пострадавшим. Принимают самое активное участие в ликвидации медицинских последствий ЧС.

5. Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) Занимается медицинским обеспечением предприятий атомной промышленности и энергетики, военно-промышленного комплекса, космической отрасли и других, а также «закрытых» населённых пунктов при засекреченных предприятиях, ликвидацией медицинских последствий ЧС на этих предприятиях и в населённых пунктах.

 

 

107. Организация стационарозамещающих видов медицинской помощи. Особенности организации работы дневного стационара в поликлинике, на дому, в больнице. Показатели работы.

Для больных, не нуждающихся в круглосуточном медицинском наблюде- нии и лечении, целесообразна организация стационарзамещающих техноло- гий. К ним относятся:

· стационары дневного пребывания

· служба долечивания на дому (стационар на дому)

· центры амбулаторной хирургии

Пребывание в стационарзамещающих медицинских организациях дает возможность больным пройти интенсивный курс лечения, не прерывая при этом привычных социальных связей и исключая психологическую травму, свя- занную с госпитализацией в обычный стационар.

Дневной стационар организуются на базе многопрофильных больниц и поликлиник. Необходимая численность должностей медицинского персонала определяется по действующим штатным нормативам, предусмотренным для соответствующего профиля отделения.

Мощность стационаров определяется индивидуально в каждом конкрет- ном случае главным врачом медицинской организации, на базе которого он организуется. В зависимости от наличия условий дневной стационар, развер- нутый в медицинской организации, может иметь от 6 до 20 и более коек. При интенсивной загрузке стационара ежедневно при такой численности коек мо- гут получить лечение от 15 до 60 и более больных. На каждой койке больным в течение 2-4-6 часов с перерывом в 20-30 минут проводится ежедневное на- блюдение врачом, лабораторно-диагностические обследования, лекарственная терапия, процедуры и инъекции.

Контингент больных, подлежащих лечению в условиях дневных стацио- наров, определяется участковыми врачами-терапевтами и другими специали- стами совместно с заведующими отделениями поликлиниками. При распреде- лении потока больных на лечение в дневных стационарах принимается во внимание их общее состояние, возраст, тяжесть заболевания, бытовые условия. Противопоказаниями к направлению в стационар дневного пребывания явля- ются острые заболевания, требующие круглосуточного медицинского наблю- дения.

При ухудшении течения заболевания, необходимости круглосуточного медицинского наблюдения, больной, находящийся в дневном стационаре при

поликлинике, должен быть незамедлительно переведен в соответствующее от- деление больницы.

На больного, находящегося в стационаре дневного пребывания, заводится

«Медицинская карта амбулаторного больного» с занесением в нее кратких сведений их анамнеза, истории заболевания и проводимого обследования и ле- чения. При выписке больного все сведения передаются тому врачу, который направил больного на лечение, с необходимыми рекомендациями.

Дневной стационар пользуется в своей работе лечебно-диагностическими службами и пищеблоком того учреждения, в составе которого он организован.

Работающим (учащимся) больным, находящимся на лечении в дневном стационаре выдаются листки нетрудоспособности (справки) на общих основа- ниях.

Стационар на дому в поликлиниках организуется для больных с острыми и хроническими заболеваниями, состояние которых не требует госпитализа- ции. При организации стационаров на дому необходимо учитывать жилищно- бытовые условия, уровень общей и санитарной культуры семьи, общее состоя- ние больного, согласие больного и родственников, в обязанности которых входит уход за больным.

Штаты стационара на дому устанавливаются в соответствии со штатными нормативами, предусмотренными для поликлиник. При лечении в стационарах на дому медикаменты приобретаются за счет больных.

Отбор больных проводится заведующими терапевтическими отделениями по представлению участковых врачей-терапевтов и врачей-специалистов. При ухудшении состояния больной переводится в стационар. Все записи на боль- ного, находящегося в стационаре на дому, производятся в «Медицинской кар- те амбулаторного больного». Корректировка лечения и продление листка не- трудоспособности проводится с привлечением ВК на дому в сроки, установ- ленные законодательством по экспертизе временной нетрудоспособности.

Стационар на дому пользуется в своей работе всеми консультативными и лечебно-диагностическими службами поликлиники.

 

 

108. Качество медицинской помощи, основные понятия. Важнейшие критерии качества медицинской помощи. Анализ качества и эффективности медицинской помощи.

 

 

Качественная медицинская помощь – это определенный комплекс действий как диагностического, так и терапевтического характера, направленных на получение оптимального для здоровья пациента результата с учетом всех сопутствующих факторов (сложность заболевания, возраст больного, риск осложнений и т.д.). Сам человек также должен быть максимально удовлетворен итогами лечения. В соответствии с этой формулировкой рассчитывается и уровень КМП. В свою очередь, федеральный фонд ОМС предлагает КМП схожее определение, но с большей ориентацией не на результат (последствия лечения), а на сам процесс. То есть, если врач действовал адекватно, не допуская каких-то серьезных ошибок, то оказанную им помощь можно считать качественной.

 

Качество медицинской помощи в системе ОМС обеспечивается следующими важными факторами:

 

1. Территориальный принцип организации медпомощи, который предполагает приближенность медучреждений к месту жительства или работы пациента.

 

2. Наличие в медучреждениях квалифицированного медперсонала с необходимым опытом работы.

 

3. Строгое соблюдение действующих медицинских стандартов и порядков.

 

4. Право пациента самостоятельно выбирать врача и организацию, в которой будет проходить его медицинское обслуживание.

 

5. Высокое качество медицинской помощи в медицинских учреждениях предполагает предоставление гражданам медуслуг, включенных в программу госгарантий, на бесплатной основе.

 

6. Соблюдение обязательных требований к оснащению и размещению медучреждений в соответствии с потребностями обслуживаемого населения.

 

7. Организация в медучреждении доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, для людей-инвалидов.

 

8. Обеспечение медработников необходимыми транспортными средствами и средствами связи для транспортировки больных в ближайшие медучреждения при наличии опасности для его здоровья. Качество медицинской помощи также оценивается с точки зрения соблюдения рекомендаций Росздравнадзора по организации в медучреждении системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

 

Критерии качества медпомощи

При возникновении каких-либо спорных случаев, поступлении жалоб от пациентов и в иных ситуациях, когда имеются основания говорить о допущенных врачом ошибках и нарушениях, может быть назначена экспертиза КМП. В ходе ее проведения уполномоченные специалисты опираются на упомянутые выше критерии качества, обозначенные в законе №323, а именно:

· Своевременность оказания помощи больному;

· Верность выбранного способа диагностики и лечения;

· Оценка полученных результатов в сравнении с ожидаемыми.

Помимо этого в законе есть отдельная статья (№64), регламентирующая основные аспекты экспертизы КМП. Но нормативный акт практически никак не учитывает специфические особенности заболеваний и внешние факторы, поэтому в дополнение также используются критерии качества, установленные приказом Минздрава №520н. Главный отличительный признак приказа — это разделение КМП по группам болезней (инфекционные, отдельных органов и т.д., всего 13 групп) и условиям предоставления медицинской помощи (требования, предъявляемые к амбулаторному обслуживанию граждан и, например, лечению в стационаре значительно отличаются). Существует и ряд иных направлений оценки качества медицинской помощи. Согласно медико-социальному подходу, предложенному Ю. П. Лисицыным, выделяют следующие критерии качества КМП:

· Субъективный — уровень удовлетворенности пациента оказанными услугами;

· Объективные — показатели здоровья гражданина, своевременности, квалифицированности и экономической эффективности оказанной помощи.

Схожие критерии оценки качества медицинской помощи предлагает использовать и Региональное бюро ВОЗ в Европе в рамках своей программы развития здравоохранения, принятой в 1992 году. Так, качественной должна считаться медицинская помощь, соответствующая стандартам медицинских технологий, при отсутствии осложнений, возникших в результате лечения, и достижении удовлетворенности пациента.

 

109. Качество медицинской помощи. Характеристика подходов в оценке качества медицинской помощи: структурный, процессуальный, результативный.

 

Подходы к оценке качества оказания медицинской помощи

 

Современные проблемы качества медицинской помощи обуславливают необходимость применения эффективных подходов к ее оценке.

 

Основными подходами, с помощью которых можно оценить характеристики качества медицинской помощи, являются структурный, результативный и процессуальный подход. Рассмотрим, как оценивается соответствие медпомощи установленным критериям качества по этим подходам.

 

Структурный подход.

 

Оценивается медицинская помощь с точки зрения ее базовой структуры. Прежде всего, проверяющих интересует то, как в медицинском учреждении соблюдаются:

 

лицензионные требования к медицинской деятельности;

медицинские стандарты и порядки;

требования к специалистам, непосредственно участвующим в процессе оказания медуслуг, имеют ли они необходимые сертификаты, прошли ли они аккредитацию.

 

Сторонники структурного подхода полагают, что качество оказания медицинской помощи будет высоким, если все «структурные» возможности медицинской деятельности позволяют ее оказывать качественно.

 

Недостаток структурного подхода: соблюдение формальных требований законодателя не гарантирует доступность и качество медицинской помощи.

 

Результативный подход.

 

Качество медицинской помощи оценивается с точки зрения одного из ее компонентов – достигнутого результата процесса оказания медуслуг.

 

Специалисты используют для оценки два метода:

 

1. метод сравнения, когда по заранее разработанные модели итогов лечения сравниваются с реальным результатом лечения;

2. статистический метод.

 

Недостатки метода:

изучается только конечный результат, а сам процесс оказания медицинской помощи остается вне поля зрения специалистов;

улучшение качества и доступности медицинской помощи невозможно, т.к. специалисты сталкиваются только с конечным результатом медицинской деятельности;

специалисты не могут исправить допущенные ошибки.

 

Кроме того, метод оценки результата часто пересекается с процессуальным методом, поскольку во многих случаях сложно отделить процесс оказания медицинских услуг и их результат. Применять результативный метод нецелесообразно на уровне отдельно взятого медучреждения, в таком случае он недостаточно информативен. Актуален такой подход на региональном, федеральном или мировом уровне.

 

Процессуальные подход.

 

Качество оказания медпомощи оценивается в процессе медицинского обслуживания. Самый распространённый метод оценки в этом случае – медицинской помощи и соответствующие критерии. Способ оценки – проведение экспертизы качества медпомощи.

 

 

110. Основные  характеристики  качества  медицинской  помощи.  Критерии оценки качество медицинской помощи. Показатели, характеризующие качество оказанной медицинской помощи отдельному пациенту, всем больным, получившим медицинскую помощь в данной медицинской организации, всему населению в целом.

 

Качество оказания медицинской помощи можно представить в виде 8 отдельных его характеристик.

 

1. Профессионализм медицинских работников. Это оценка знаний и практических навыков медработников в их повседневной деятельности.

 

2. Уровень качества медицинской помощи зависит от ее доступности. При этом не должны иметь значения культурные, социально-экономические и территориальные барьеры.

 

3. Результативность медпомощи. Оценить степень достижения результатов лечения можно при ответе на следующие вопросы:

 

· приведут ли назначенные врачом процедуру к желательным результатам?

· является ли выбор данного вида лечения или диагностики актуальным в конкретном случае?

 

4. Взаимоотношения участников процесса оказания медпомощи. Это отношения между:

 

· врачом и руководством;

· врачом и пациентом;

· руководством медучреждения с вышестоящими органами управления здравоохранением.

 

5. Эффективность медицинских услуг. Необходимо выделить соотношение затраченных ресурсов и полученного результата. Данный показатель в большей степени относителен, однако, он позволяет оценить другие возможные пути решения задач, стоящих перед медучреждением.

 

6. Качество медицинской помощи характеризуется таким показателем, как непрерывность процесса получения медуслуг пациентом. При этом важны как пробелы в лечении и ненужные перерывы, так и излишние, повторяющиеся процедуры.

 

7. Важные характеристики качества медицинской помощи – это отсутствие ненужных рисков, которые могут способствовать развитию неактивных последствий.

 

8. Удобство и доступность. Процесс оказания медуслуг должен быть комфортным для пациента и медперсонала. Также важна чистота помещений медучреждения, внешний вид сотрудников, общий комфорт в организации.

 

 

111. Качество медицинской помощи. Стандарты оказания медицинской помощи, протоколы ведения больных, клинические и формализованные руководства, их роль и значение.

 

Отбор наиболее эффективных и воспроизводимых в существующих условиях методов лечения, актуализировал задачу унификации и контроля применения таких методов. Для этого в ряде стран приняты стандарты оказания медицинской помощи, учитывающие международный опыт, рекомендации экспертов и национальные особенности. В России приказом Минздрава РФ от 16 октября 1992 г. N 277 «О создании системы медицинских стандартов (нормативов) по оказанию медицинской помощи населению Российской Федерации» введена официальная практика подготовки и применения стандартов в здравоохранении. Выделяют следующие типы стандартов[1]:

· Стандарты первичной медико-санитарной помощи

· Стандарты специализированной медицинской помощи

· Стандарты скорой медицинской помощи

· Стандарты паллиативной медицинской помощи

Типовой стандарт может включать в себя следующие главы:

· а) указание вида медицинской помощи (первичная медико-санитарная, специализированная, скорая), при котором используется Стандарт;

· б) перечень диагностических медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;

· в) перечень лечебных медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;

· г) перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз;

· д) перечень дорогостоящих изделий медицинского назначения (включая импланты, эндопротезы и т. д.);

· е) перечень компонентов крови и препаратов с указанием количества и частоты их предоставления;

· ж) перечень диетического (лечебного и профилактического) питания с указанием количества и частоты его предоставления.

Обычно Стандарт выполнен в виде таблицы с указанием кода услуги, её наименования, частоты предоставления и количества. Например, в разделе "Инструментальные исследования: код A05.10.001, услуга «Регистрация электрокардиограммы», частота — 1, среднее количество — 3.

Клинический протокол медицинской организации (далее по тексту клинический протокол) — нормативный документ, определяющий требования к выполнению медицинской помощи больному при определённом заболевании, с определённым синдромом или при определённой клинической ситуации в медицинской организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.075 с.)