Сопоставляемые распределения (m) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопоставляемые распределения (m)



Градации Эмпирическое Теоретическое Теоретическая

 


сопоставляемых распределение распределение доля решенных
распределений (k)     задач (модель)
Математики 50 40
Инженеры 30 30
Психологи 15 20
Артисты 5 10 х
Σ 100 100 10х

 

В процессе решения задачи следует определить вид теоретического распределения

 

и рассчитать частоты, относящиеся к теоретическому распределению. Расчет основывается на двух особенностях: во-первых, мы должны знать модель и форму теоретического распределения (в нашем случае модель дана в условии задачи), и во-вторых, учитывать, что суммы эмпирических и теоретических частот идентичны.

 

Далее, применяя формулу расчета, получаем, что χ2 = 6,25.

 

Для того, чтобы сформулировать статистический вывод, необходимо сопоставить рассчитанный эмпирический критерий χ2 с теоретическим. Для этого обратимся к таблице критических значений в Приложении 3. Число степеней свободы df = (4-1)(2-1) = 3. Теоретическое значение критерия χ2 для р-уровня = 0,05 составляет 7,82; для р-уровня = 0,01 составляет 11,35; для р-уровня = 0,001 составляет 16,27. Эмпирическое значение ниже всех представленных теоретических значений, соответственно мы вынуждены

 

принять основную гипотезу об отсутствии различий между двумя распределениями (эмпирическим и теоретическим).

Ответ: χ2 = 6,25; р > 0,05. Статистически достоверных различий между распределениями не обнаружено. Однако содержательный вывод звучит так: теоретическая модель (предположение о количестве решенных задач) соответствует эмпирическим измерениям.

 

Задание для самостоятельной работы:

 

Существует предположение, что артисты в 4 раза чаще могут заметить изменение настроение своего собеседника, чем математики; психологи делают это в 3 раза чаще, а инженеры – в 2 раза чаще, чем математики. Проверьте это предположение, если по результатам психодиагностики известно, что артисты заметили перемену настроения собеседника 50 раз, психологи – 30, инженеры – 15, а артисты 5 раз.

 

Анализ таблиц сопряженности

 

Поскольку в таблицах сопряженности присутствует минимум два эмпирических распределения, результат сопоставления которых зачастую интересует исследователя, теоретические частоты приходится рассчитывать дополнительно, причем рассчитываются для такого же числа ячеек, что и эмпирические частоты. Применяется та же расчетная формула χ2-Пирсона, за тем лишь исключением, что k – градации одного распределения (число строк в таблице сопряженности), а m – градации второго распределения (число столбцов в таблице сопряженности). Расчет теоретических частот осуществляется по специальному правилу: теоретическая частота каждой отдельной ячейки равна произведению суммы эмпирических частот по строке, соответствующей интересующей нас ячейке, и суммы эмпирических частот по столбцу, также соответствующему ячейке, взятых в отношении к общей сумме всех эмпирических частот.

 

Пример:


 

 


Скорее всего, педагоги, библиотекари и артисты достигают разного успеха в решении математических задач. Проверьте это предположение, если известно, что педагоги решили 24 задачи и не решили 16 задач, библиотекари решили 18 задач и не решили 22 задачи, артисты также решили 18 и не решили 22 задачи.

 

Решение задачи: составим таблицу для удобства решения.

 

 

Операции с задачами (m)

 

Теоретические частоты

Профессии (k) Решили Не решили Σ Решили Не решили
Педагоги 24 16 40 20 20
Библиотекари 18 22 40 20 20
Артисты 18 22 40 20 20
Σ 60 60 120 60 60

 

Далее, применяя формулу расчета, получаем, что χ2 = 2,4.

Для того, чтобы сформулировать статистический вывод, необходимо сопоставить рассчитанный эмпирический критерий χ2 с теоретическим. Для этого обратимся к таблице критических значений в Приложении 3. Число степеней свободы df = (3-1)(2-1) = 2. Теоретическое значение критерия χ2 для р-уровня = 0,05 составляет 5,99; для р-уровня = 0,01 составляет 9,21; для р-уровня = 0,001 составляет 13,82. Эмпирическое значение ниже всех представленных теоретических значений, соответственно мы вынуждены принять основную гипотезу об отсутствии различий между двумя эмпирическими распределениями.

 

Ответ: χ2 = 2,4; р > 0,05. Статистически достоверных различий между распределениями не обнаружено. Педагоги, библиотекари и артисты не достигают одинакового успеха в решении математических задач.

 

Задание для самостоятельной работы:

 

Скорее всего, педагоги, библиотекари и артисты достигают одинакового успеха в решении математических задач. Проверьте это предположение, если известно, что педагоги решили 16 задач и не решили 24 задачи, библиотекари решили 22 задачи и не решили 18 задач, артисты также решили 22 и не решили 18 задач.


 

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.008 с.)