Разве кому-то еще нужны банки. Традиционной бизнес-модели угрожают финтех-компании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разве кому-то еще нужны банки. Традиционной бизнес-модели угрожают финтех-компании



Владислав Дутов — о цифровом будущем финансового сектора

«К сожалению, мы вынуждены сообщить вам, что ваша заявка на получение бизнес-кредита отклонена». Для предпринимателей, услышавших этих слова от сотрудников банка Santander, еще не все потеряно. Таких несостоявшихся клиентов Santander направляет к своему партнеру Funding Circle — это финан- сово-технологическая компания (финтех-компания), которая характеризует себя как кредитную платформу для малых предприятий. За период с 2010 г. 56 000 частных и институциональных инвесторов рискнули с ее помощью пре- доставить займы 19 000 предприятий в пяти странах на общую сумму около 2,4 млрд долл. США. Такие займы выдаются тем, кого отказались кредитовать избегающие рисков традиционные банки, скованные жесткими инструкци- ями и нормативами.

Сотрудничающим с ней кредиторам фирма Funding Circle обещает привлека- тельное соотношение риска и доходности, а также профессиональную проверку кредитоспособности заявителей. На корпоративном сайте приведен перечень недавно выданных кредитов. Например, ссуда в размере 110 000 долл. США, пре- доставленная производственной компании сроком на два года, принесет инве- сторам примерно 6,5% годовых. А кредит на сумму 50 000 долл. США, взятый для приобретения акций, будет обеспечивать кредитору процентный доход на уровне 10,8% годовых в течение трех лет. Наконец, заем в размере 30 000 долл. США че- рез год увеличит сумму к возврату на астрономические 16,6%.

Столь привлекательная доходность во времена низких или даже нуле- вых процентных ставок наглядно иллюстрирует смелую миссию, заявленную Funding Circle: «Мы хотим в корне изменить устаревшую банковскую систему». Похожей бизнес-модели придерживается онлайн-сервис «Поток», запущен-

ный российским Альфа-Банком в 2015 г. Сервис позволяет физическим лицам кредитовать предприятия малого бизнеса, снижая риски невозврата за счет углубленного анализа кредитоспособности (кредитного скоринга) и распре- деления денег по большому количеству компаний. С момента запуска «Поток» выдал более 3000 займов более чем на 2 млрд руб., обеспечив доходность для инвесторов до 17,3%.

Таких же принципов придерживаются большинство из 12 000 финтех-ком- паний, существующих сегодня в мире. Инвесторам нравятся финансовые старт- апы: за один только 2015 г. они выдали им кредитов на общую сумму около 21 млрд долл. США. Некоторые финтех-компании, такие как Funding Circle, SoFi (образовательное и ипотечное кредитование) и Lending Club, сегодня оцени- ваются более чем в миллиард долларов.

 

 

4.3. Разве кому-то еще нужны банки? Традиционной бизнес-модели угрожают финтех-компании                                                    81


На карту поставлено многое

Традиционные финансовые учреждения в сравнении с новыми игроками ха- рактеризуются рядом существенных недостатков. Банки слишком долго игно- рировали необходимость цифровизации своих цепочек создания стоимости. Их перегруженные, неповоротливые ИТ-системы, их застарелые привычки на фоне меняющихся предпочтений клиентов и новых нормативных требований сни- жают эффективность принимаемых банками мер. Кроме того, многие из таких учреждений все еще не оправились от последствий глобальных и страновых финансовых кризисов, а низкие процентные ставки негативно влияют на их показатели маржи. В итоге сегодня практически во всех традиционных банках на первый план выходят программы сокращения затрат.

Даже в сегменте банковской розницы радоваться особо нечему. Обслужи- вание вкладов стало едва ли не убыточным, да и за сопровождение текущих счетов, как и за интернет-сервисы, клиенты платить не очень-то хотят. Мно- гие воспринимают банковские услуги как товар, который прежде всего должен быть доступным по цене.

Вот на таком фоне финтех-компании и играют мускулами перед банками. Они работают быстрее, предлагают более дешевые услуги и активнее внедряют инновации. В их распоряжении имеются сильные молодые кадры и современ- ные ИТ-системы, а их деятельность не всегда подлежит жесткому регулирова- нию. Они понимают, чего хотят клиенты, и разрабатывают для них простые приложения на основе удобных цифровых процессов. Например, чтобы открыть счет в N26 (финтех-компания с банковской лицензией, специализирующаяся на операциях со счетами через смартфон), понадобится меньше десяти минут. Пользователь просто вводит свои персональные данные, подтверждает их с по- мощью видеозвонка и практически моментально получает доступ к полнофунк- циональному счету с номером кредитной карты. А в традиционном сберега- тельном банке процедура открытия счета может занять день и более.

Наглядным примером успешности такой стратегии является обслужива- ющий более 8 млн клиентов российский Тинькофф Банк, сделавший ставку на полностью цифровую модель взаимодействия с клиентами через мобиль- ное приложение, сайт и чат. Реализация подобной цифровой бизнес-модели невозможна без сильных собственных компетенций в управлении продуктами, дизайне, ИТ-разработке и аналитике данных. Тинькофф Банк называет себя технологической компанией с банковской лицензией, и оценки инвесторов это подтверждают: с момента IPO в 2013 г. стоимость банка оценивается в не- сколько собственных капиталов, тогда как даже самые успешные традицион- ные банки оцениваются незначительно выше капитала.

Финтех-компании также предлагают своим клиентам совершенно новые продукты. Так, через платформу Lending Club частные лица могут одалживать

 

82                                                                                                    4. Что? Принятие необходимых мер


деньги другим частным лицам. Еще один пример — некоммерческая органи- зация Kiva, считающая своей миссией борьбу с бедностью путем предоставле- ния людям возможности кредитовать друг друга. Внеся всего 25 долл., можно помочь предпринимателю из развивающейся страны начать свой бизнес, или ребенку — пойти в школу, или семье — получить доступ к электричеству1.

Однако эти новые игроки не смогут полностью заменить собой традици- онные финансовые учреждения. Впрочем, они и не собираются этого делать, всегда беря на прицел отдельные элементы цепочки создания стоимости. В ос- новном финтех-компании атакуют позиции традиционных игроков в сегменте банковской розницы, следуя за меняющимися привычками людей и используя возможности новых технологий. Например, сегодня у большинства потребите- лей есть смартфоны, которые играют ключевую роль в совершении мобильных транзакций. Благодаря этому клиенты перестают зависеть от местных банков, и фактор территориальной близости больше не является приоритетным. Так, финтех-стартап Raisin представляет собой платформу для инвестиций по всей Европе, давая клиентам возможность открывать срочные вклады в разных евро- пейских странах, чтобы получать максимально выгодные процентные ставки2. А вот финансированием коммерческих предприятий, как это делает Funding Circle, пока занимаются лишь немногие. Действительно, услуги финтех-компа- ний недороги и удобны для пользователя, а в данном сегменте это имеет боль- шое значение. Однако при работе с корпоративными клиентами, особенно круп- ными, нужно хорошо знать особые потребности и ограничения, характерные для этой целевой аудитории, поэтому немаловажную роль здесь также играет личный контакт и клиентские рекомендации. Но игра стоит свеч: как показы- вают исследования, малые и средние предприятия особенно охотно прибегают к помощи интернета при решении финансовых вопросов, так что финтех-ком- паниям стоит это учитывать.

В нынешние времена низких процентных ставок традиционные банки тоже активно ищут новые бизнес-модели, но финтех-игроки бросают им действительно серьезный вызов. По прогнозам специалистов McKinsey, если банки никак не от- реагируют на происходящее, то в ближайшие несколько лет они могут потерять до 35% своей прибыли. Однако цифровые технологии не только несут в себе угрозы, но и открывают новые возможности. Банкам следует извлечь для себя уроки из опыта финтех-компаний и применить полученные знания к собствен- ным процессам. Если они сумеют это сделать, одновременно создавая совмест- ные предприятия с новыми стартапами, то им удастся не только предотвратить снижение прибыли, но и, возможно, увеличить ее более чем на 40% (рис. 4.4).

 

 

1    https://www.kiva.org/about

2    https://www.raisin.com/

 

4.3. Разве кому-то еще нужны банки? Традиционной бизнес-модели угрожают финтех-компании                                                    83


Доля прибыли, проценты

 

  Возможности
  10–13       4–7 Увеличение выручки за счет реализации свежих идей и инновационных предложений
          Увеличение выручки от существующих
  14–16       9–10 предложений за счет перекрестных продаж и дифференциации цифровых каналов на основе управления
        жизненным циклом клиента

 

Риски

Инновационные предложения

 

со стороны конкурентов

 

 

Сокращение прибыли

 

 


Рост операционных рисков


 

5–6


 

30–31


 

Снижение операционных затрат за счет автоматизации и цифровизации


 

 

29–31                                     43–48

 

 

РИС. 4.4. Экономический эффект от цифровизации, ожидаемый в ближайшие два-три года

 

 

Банк будущего

Чтобы воспользоваться открывающимися возможностями, банкам нужно пре- жде всего сосредоточить внимание на своих преимуществах. В отличие от фин- тех-компаний, банки уже обладают обширной клиентской базой и мощными портфелями продуктов, а доверие к своим брендам они укрепляли десятиле- тиями. Даже наличие дорогостоящих отделений можно обратить в достоин- ство, реализовав концепцию омниканального обслуживания, когда клиенты смогут свободно проверять выписки по счетам на смартфонах, покупать акции с помощью ноутбуков и получать персональные рекомендации в отделениях.

А самое главное — у банков есть целая сокровищница пока еще недоста- точно используемых данных о самых разных аспектах бизнеса, от клиентских транзакций и доли просроченных кредитов до реакции инвесторов на измене- ния процентных ставок. Традиционным системам обработки данных не хва- тало мощности, чтобы анализировать эти колоссальные информационные массивы, — просто из-за их объема, сложности и неупорядоченности. Однако средства углубленной аналитики — мощные компьютеры, эффективные алго- ритмы и «умные» программы — позволяют успешно обрабатывать такие мас- сивы, чтобы на основе полученных результатов прогнозировать дальнейшее развитие событий.

 

84                                                                                                    4. Что? Принятие необходимых мер


Благодаря углубленной аналитике данных банкам удается лучше пони- мать потребности своих клиентов и более целенаправленно обращаться к кон- кретным их категориям с индивидуальными предложениями инвестиционных продуктов. Кроме того, анализ больших массивов данных помогает оценивать кредитные риски и может послужить основой для создания принципиально но- вых продуктов и услуг. Социальная сеть Facebook и интернет-компания Google наглядно показывают, как это делается. Например, банки могут создавать ин- струменты, позволяющие анализировать данные о транзакциях, а также ин- формацию из внешних источников (например, данные из социальных сетей), чтобы оперативно принимать решения по кредитным заявкам. Банки, способ- ные грамотно анализировать накопленные объемы информации, имеют все шансы утвердить свое превосходство в качестве информационно-аналитиче- ских компаний и оказаться в центре экосистемы, опирающейся на анализ дан- ных. Конечно, в перспективе отрасль по-прежнему будет преимущественно заниматься сопровождением финансовых транзакций, однако банки смогут значительно шире, чем сегодня, применять свои навыки, оказывая клиентам разнообразные услуги в их повседневной жизни.

В целом можно сказать, что банк будущего сформирует экосистему соб- ственных услуг и партнерских предложений на базе цифровой платформы. На- пример, если клиент изучает условия ипотечного кредитования на сайте банка, то страховой партнер этого банка сможет тут же предложить такому посети- телю свои продукты по страхованию жилья. В числе партнеров также может оказаться, например, производитель сантехники, предлагающий приобрести для нового дома стильные водопроводные краны. А других клиентов банка можно будет отыскивать через их смартфоны, скажем, когда они пойдут за по- купками, и тут же присылать им специальные купоны, чтобы заманить в близ- лежащий магазин (рис. 4.5).

Конечно, традиционным банкам предстоит пройти долгий путь, прежде чем они перестанут быть сугубо финансовыми учреждениями и превратятся в цифровые платформы, которые будут помогать клиентам в принятии повсед- невных решений, получая комиссионные от компаний-партнеров. Однако бан- кам вовсе не обязательно полагаться лишь на собственные силы, по крайней мере в технических вопросах. Они вполне могут в той или иной степени со- трудничать с финтех-игроками.

Наиболее свободная форма взаимодействия — создание альянса с фин- тех-компанией. Например, лондонский банк Metro Bank заключил взаимовы- годное соглашение с финансово-технологической фирмой Zopa. В эпоху низких процентных ставок этому банку с трудом удается прибыльно инвестировать средства клиентских вкладов. С другой стороны, у платформы взаимного кре- дитования Zopa объемы заявок на кредиты превышают возможности частных

 

 

4.3. Разве кому-то еще нужны банки? Традиционной бизнес-модели угрожают финтех-компании                                                   85


Использование купона

при совершении покупок

в определенном магазине


 

Поиск нужного специалиста, заказ его услуг и оплата его труда исходя

из профессиональных рекомендаций

и рейтинга

 

_ечение гипертонии с учетом индивидуальных особенностей

и состояния здоровья пациента (анализ показаний наручного браслета и взаимодействие с местной аптекой)


 

 

Поиск и покупка недвижимости (включая ипотечное страхование и т. п.) с получением рекомендаций

в режиме реального времени

 

Проведение целевой маркетинговой кампании для отдельных клиентов на виртуальной торговой площадке

в режиме реального времени


 

 

Оптимизация инвестиционной стратегии по итогам видеоконсультации

 

Обращение за льготами

по подоходному налогу и налогу на прибыль после

видеоконсультации с экспертами


 


 

 

Что?

Кто?


Единая экосистема по оказанию услуг в самых различных областях…

 

 

…силами соответствующих партнеров…


 


 

Где?

Как?


…на базе высокоинтеллектуальной платформы для физических и юридических лиц…

 

 

…в рамках полностью индивидуального подхода по всем каналам…


 

Платформа для физических лиц


 

Центральная банковская платформа


 

Платформа для юридических лиц

 

     
 


 

 

 

РИС. 4.5. Банк будущего захочет стать цифровым стержнем и ядром повседневной жизни клиентов

 

 

инвесторов. Таким образом, Metro Bank предоставляет через эту платформу деньги и получает с них повышенные проценты. В выигрыше обе стороны.

Более тесное сотрудничество можно наладить посредством участия в капи- тале. Так, в 2015 г. швейцарская банковская группа Credit Suisse за 165 млн долл. США приобрела 10% акций платформы взаимного кредитования Prosper, кото- рая в ходе соответствующего раунда финансирования была оценена в 1,9 млрд долл. США. А, например, Banco Bilbao в своем стремлении к цифровому буду- щему пошел еще дальше. Этот испанский банк со 150-летней историей приобрел

 

86                                                                                                    4. Что? Принятие необходимых мер


целый ряд финтех-компаний. В 2016 г. он взял под контроль калифорнийскую фирму Holvi, кредитующую через интернет малые и средние предприятия. В 2015 г. Banco Bilbao купил 30% акций первого британского онлайн-банка Atom, который взаимодействует с клиентами преимущественно через мобиль- ные устройства. А до этого Banco Bilbao приобрел американский онлайн-банк Simple, испанский стартап Madiva Soluciones, специализирующийся на обра- ботке больших массивов данных, и калифорнийскую студию дизайна Spring Studio.

Приведенные выше примеры, помимо прочего, иллюстрируют еще одно преимущество традиционных банков: вопреки всем сетованиям по поводу де- фицита капитала, у них явно есть деньги на приобретение интересных идей и свежих кадров. Но, несмотря на покупку финтех-компаний, их путь к светлому цифровому будущему по-прежнему окутан туманом. Чтобы добиться успеха, финансовые учреждения и все их сотрудники должны изменить свой ментали- тет и взять на вооружение принцип, общий для всех финтех-игроков: каждую транзакцию нужно рассматривать с точки зрения клиентских потребностей и клиентского опыта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.076 с.)