Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разве кому-то еще нужны банки. Традиционной бизнес-модели угрожают финтех-компании
Владислав Дутов — о цифровом будущем финансового сектора «К сожалению, мы вынуждены сообщить вам, что ваша заявка на получение бизнес-кредита отклонена». Для предпринимателей, услышавших этих слова от сотрудников банка Santander, еще не все потеряно. Таких несостоявшихся клиентов Santander направляет к своему партнеру Funding Circle — это финан- сово-технологическая компания (финтех-компания), которая характеризует себя как кредитную платформу для малых предприятий. За период с 2010 г. 56 000 частных и институциональных инвесторов рискнули с ее помощью пре- доставить займы 19 000 предприятий в пяти странах на общую сумму около 2,4 млрд долл. США. Такие займы выдаются тем, кого отказались кредитовать избегающие рисков традиционные банки, скованные жесткими инструкци- ями и нормативами. Сотрудничающим с ней кредиторам фирма Funding Circle обещает привлека- тельное соотношение риска и доходности, а также профессиональную проверку кредитоспособности заявителей. На корпоративном сайте приведен перечень недавно выданных кредитов. Например, ссуда в размере 110 000 долл. США, пре- доставленная производственной компании сроком на два года, принесет инве- сторам примерно 6,5% годовых. А кредит на сумму 50 000 долл. США, взятый для приобретения акций, будет обеспечивать кредитору процентный доход на уровне 10,8% годовых в течение трех лет. Наконец, заем в размере 30 000 долл. США че- рез год увеличит сумму к возврату на астрономические 16,6%. Столь привлекательная доходность во времена низких или даже нуле- вых процентных ставок наглядно иллюстрирует смелую миссию, заявленную Funding Circle: «Мы хотим в корне изменить устаревшую банковскую систему». Похожей бизнес-модели придерживается онлайн-сервис «Поток», запущен- ный российским Альфа-Банком в 2015 г. Сервис позволяет физическим лицам кредитовать предприятия малого бизнеса, снижая риски невозврата за счет углубленного анализа кредитоспособности (кредитного скоринга) и распре- деления денег по большому количеству компаний. С момента запуска «Поток» выдал более 3000 займов более чем на 2 млрд руб., обеспечив доходность для инвесторов до 17,3%. Таких же принципов придерживаются большинство из 12 000 финтех-ком- паний, существующих сегодня в мире. Инвесторам нравятся финансовые старт- апы: за один только 2015 г. они выдали им кредитов на общую сумму около 21 млрд долл. США. Некоторые финтех-компании, такие как Funding Circle, SoFi (образовательное и ипотечное кредитование) и Lending Club, сегодня оцени- ваются более чем в миллиард долларов.
4.3. Разве кому-то еще нужны банки? Традиционной бизнес-модели угрожают финтех-компании 81 На карту поставлено многое Традиционные финансовые учреждения в сравнении с новыми игроками ха- рактеризуются рядом существенных недостатков. Банки слишком долго игно- рировали необходимость цифровизации своих цепочек создания стоимости. Их перегруженные, неповоротливые ИТ-системы, их застарелые привычки на фоне меняющихся предпочтений клиентов и новых нормативных требований сни- жают эффективность принимаемых банками мер. Кроме того, многие из таких учреждений все еще не оправились от последствий глобальных и страновых финансовых кризисов, а низкие процентные ставки негативно влияют на их показатели маржи. В итоге сегодня практически во всех традиционных банках на первый план выходят программы сокращения затрат. Даже в сегменте банковской розницы радоваться особо нечему. Обслужи- вание вкладов стало едва ли не убыточным, да и за сопровождение текущих счетов, как и за интернет-сервисы, клиенты платить не очень-то хотят. Мно- гие воспринимают банковские услуги как товар, который прежде всего должен быть доступным по цене. Вот на таком фоне финтех-компании и играют мускулами перед банками. Они работают быстрее, предлагают более дешевые услуги и активнее внедряют инновации. В их распоряжении имеются сильные молодые кадры и современ- ные ИТ-системы, а их деятельность не всегда подлежит жесткому регулирова- нию. Они понимают, чего хотят клиенты, и разрабатывают для них простые приложения на основе удобных цифровых процессов. Например, чтобы открыть счет в N26 (финтех-компания с банковской лицензией, специализирующаяся на операциях со счетами через смартфон), понадобится меньше десяти минут. Пользователь просто вводит свои персональные данные, подтверждает их с по- мощью видеозвонка и практически моментально получает доступ к полнофунк- циональному счету с номером кредитной карты. А в традиционном сберега- тельном банке процедура открытия счета может занять день и более.
Наглядным примером успешности такой стратегии является обслужива- ющий более 8 млн клиентов российский Тинькофф Банк, сделавший ставку на полностью цифровую модель взаимодействия с клиентами через мобиль- ное приложение, сайт и чат. Реализация подобной цифровой бизнес-модели невозможна без сильных собственных компетенций в управлении продуктами, дизайне, ИТ-разработке и аналитике данных. Тинькофф Банк называет себя технологической компанией с банковской лицензией, и оценки инвесторов это подтверждают: с момента IPO в 2013 г. стоимость банка оценивается в не- сколько собственных капиталов, тогда как даже самые успешные традицион- ные банки оцениваются незначительно выше капитала. Финтех-компании также предлагают своим клиентам совершенно новые продукты. Так, через платформу Lending Club частные лица могут одалживать
82 4. Что? Принятие необходимых мер деньги другим частным лицам. Еще один пример — некоммерческая органи- зация Kiva, считающая своей миссией борьбу с бедностью путем предоставле- ния людям возможности кредитовать друг друга. Внеся всего 25 долл., можно помочь предпринимателю из развивающейся страны начать свой бизнес, или ребенку — пойти в школу, или семье — получить доступ к электричеству1. Однако эти новые игроки не смогут полностью заменить собой традици- онные финансовые учреждения. Впрочем, они и не собираются этого делать, всегда беря на прицел отдельные элементы цепочки создания стоимости. В ос- новном финтех-компании атакуют позиции традиционных игроков в сегменте банковской розницы, следуя за меняющимися привычками людей и используя возможности новых технологий. Например, сегодня у большинства потребите- лей есть смартфоны, которые играют ключевую роль в совершении мобильных транзакций. Благодаря этому клиенты перестают зависеть от местных банков, и фактор территориальной близости больше не является приоритетным. Так, финтех-стартап Raisin представляет собой платформу для инвестиций по всей Европе, давая клиентам возможность открывать срочные вклады в разных евро- пейских странах, чтобы получать максимально выгодные процентные ставки2. А вот финансированием коммерческих предприятий, как это делает Funding Circle, пока занимаются лишь немногие. Действительно, услуги финтех-компа- ний недороги и удобны для пользователя, а в данном сегменте это имеет боль- шое значение. Однако при работе с корпоративными клиентами, особенно круп- ными, нужно хорошо знать особые потребности и ограничения, характерные для этой целевой аудитории, поэтому немаловажную роль здесь также играет личный контакт и клиентские рекомендации. Но игра стоит свеч: как показы- вают исследования, малые и средние предприятия особенно охотно прибегают к помощи интернета при решении финансовых вопросов, так что финтех-ком- паниям стоит это учитывать. В нынешние времена низких процентных ставок традиционные банки тоже активно ищут новые бизнес-модели, но финтех-игроки бросают им действительно серьезный вызов. По прогнозам специалистов McKinsey, если банки никак не от- реагируют на происходящее, то в ближайшие несколько лет они могут потерять до 35% своей прибыли. Однако цифровые технологии не только несут в себе угрозы, но и открывают новые возможности. Банкам следует извлечь для себя уроки из опыта финтех-компаний и применить полученные знания к собствен- ным процессам. Если они сумеют это сделать, одновременно создавая совмест- ные предприятия с новыми стартапами, то им удастся не только предотвратить снижение прибыли, но и, возможно, увеличить ее более чем на 40% (рис. 4.4).
1 https://www.kiva.org/about 2 https://www.raisin.com/
4.3. Разве кому-то еще нужны банки? Традиционной бизнес-модели угрожают финтех-компании 83 Доля прибыли, проценты
Инновационные предложения со стороны конкурентов
Сокращение прибыли
Рост операционных рисков
5–6
30–31
Снижение операционных затрат за счет автоматизации и цифровизации
29–31 43–48
РИС. 4.4. Экономический эффект от цифровизации, ожидаемый в ближайшие два-три года
Банк будущего Чтобы воспользоваться открывающимися возможностями, банкам нужно пре- жде всего сосредоточить внимание на своих преимуществах. В отличие от фин- тех-компаний, банки уже обладают обширной клиентской базой и мощными портфелями продуктов, а доверие к своим брендам они укрепляли десятиле- тиями. Даже наличие дорогостоящих отделений можно обратить в достоин- ство, реализовав концепцию омниканального обслуживания, когда клиенты смогут свободно проверять выписки по счетам на смартфонах, покупать акции с помощью ноутбуков и получать персональные рекомендации в отделениях. А самое главное — у банков есть целая сокровищница пока еще недоста- точно используемых данных о самых разных аспектах бизнеса, от клиентских транзакций и доли просроченных кредитов до реакции инвесторов на измене- ния процентных ставок. Традиционным системам обработки данных не хва- тало мощности, чтобы анализировать эти колоссальные информационные массивы, — просто из-за их объема, сложности и неупорядоченности. Однако средства углубленной аналитики — мощные компьютеры, эффективные алго- ритмы и «умные» программы — позволяют успешно обрабатывать такие мас- сивы, чтобы на основе полученных результатов прогнозировать дальнейшее развитие событий.
84 4. Что? Принятие необходимых мер Благодаря углубленной аналитике данных банкам удается лучше пони- мать потребности своих клиентов и более целенаправленно обращаться к кон- кретным их категориям с индивидуальными предложениями инвестиционных продуктов. Кроме того, анализ больших массивов данных помогает оценивать кредитные риски и может послужить основой для создания принципиально но- вых продуктов и услуг. Социальная сеть Facebook и интернет-компания Google наглядно показывают, как это делается. Например, банки могут создавать ин- струменты, позволяющие анализировать данные о транзакциях, а также ин- формацию из внешних источников (например, данные из социальных сетей), чтобы оперативно принимать решения по кредитным заявкам. Банки, способ- ные грамотно анализировать накопленные объемы информации, имеют все шансы утвердить свое превосходство в качестве информационно-аналитиче- ских компаний и оказаться в центре экосистемы, опирающейся на анализ дан- ных. Конечно, в перспективе отрасль по-прежнему будет преимущественно заниматься сопровождением финансовых транзакций, однако банки смогут значительно шире, чем сегодня, применять свои навыки, оказывая клиентам разнообразные услуги в их повседневной жизни. В целом можно сказать, что банк будущего сформирует экосистему соб- ственных услуг и партнерских предложений на базе цифровой платформы. На- пример, если клиент изучает условия ипотечного кредитования на сайте банка, то страховой партнер этого банка сможет тут же предложить такому посети- телю свои продукты по страхованию жилья. В числе партнеров также может оказаться, например, производитель сантехники, предлагающий приобрести для нового дома стильные водопроводные краны. А других клиентов банка можно будет отыскивать через их смартфоны, скажем, когда они пойдут за по- купками, и тут же присылать им специальные купоны, чтобы заманить в близ- лежащий магазин (рис. 4.5). Конечно, традиционным банкам предстоит пройти долгий путь, прежде чем они перестанут быть сугубо финансовыми учреждениями и превратятся в цифровые платформы, которые будут помогать клиентам в принятии повсед- невных решений, получая комиссионные от компаний-партнеров. Однако бан- кам вовсе не обязательно полагаться лишь на собственные силы, по крайней мере в технических вопросах. Они вполне могут в той или иной степени со- трудничать с финтех-игроками.
Наиболее свободная форма взаимодействия — создание альянса с фин- тех-компанией. Например, лондонский банк Metro Bank заключил взаимовы- годное соглашение с финансово-технологической фирмой Zopa. В эпоху низких процентных ставок этому банку с трудом удается прибыльно инвестировать средства клиентских вкладов. С другой стороны, у платформы взаимного кре- дитования Zopa объемы заявок на кредиты превышают возможности частных
4.3. Разве кому-то еще нужны банки? Традиционной бизнес-модели угрожают финтех-компании 85 Использование купона при совершении покупок в определенном магазине
Поиск нужного специалиста, заказ его услуг и оплата его труда исходя из профессиональных рекомендаций и рейтинга
_ечение гипертонии с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья пациента (анализ показаний наручного браслета и взаимодействие с местной аптекой)
Поиск и покупка недвижимости (включая ипотечное страхование и т. п.) с получением рекомендаций в режиме реального времени
Проведение целевой маркетинговой кампании для отдельных клиентов на виртуальной торговой площадке в режиме реального времени
Оптимизация инвестиционной стратегии по итогам видеоконсультации
Обращение за льготами по подоходному налогу и налогу на прибыль после видеоконсультации с экспертами
Что? Кто? Единая экосистема по оказанию услуг в самых различных областях…
…силами соответствующих партнеров…
Где? Как? …на базе высокоинтеллектуальной платформы для физических и юридических лиц…
…в рамках полностью индивидуального подхода по всем каналам…
Платформа для физических лиц
Центральная банковская платформа
Платформа для юридических лиц
РИС. 4.5. Банк будущего захочет стать цифровым стержнем и ядром повседневной жизни клиентов
инвесторов. Таким образом, Metro Bank предоставляет через эту платформу деньги и получает с них повышенные проценты. В выигрыше обе стороны. Более тесное сотрудничество можно наладить посредством участия в капи- тале. Так, в 2015 г. швейцарская банковская группа Credit Suisse за 165 млн долл. США приобрела 10% акций платформы взаимного кредитования Prosper, кото- рая в ходе соответствующего раунда финансирования была оценена в 1,9 млрд долл. США. А, например, Banco Bilbao в своем стремлении к цифровому буду- щему пошел еще дальше. Этот испанский банк со 150-летней историей приобрел
86 4. Что? Принятие необходимых мер целый ряд финтех-компаний. В 2016 г. он взял под контроль калифорнийскую фирму Holvi, кредитующую через интернет малые и средние предприятия. В 2015 г. Banco Bilbao купил 30% акций первого британского онлайн-банка Atom, который взаимодействует с клиентами преимущественно через мобиль- ные устройства. А до этого Banco Bilbao приобрел американский онлайн-банк Simple, испанский стартап Madiva Soluciones, специализирующийся на обра- ботке больших массивов данных, и калифорнийскую студию дизайна Spring Studio. Приведенные выше примеры, помимо прочего, иллюстрируют еще одно преимущество традиционных банков: вопреки всем сетованиям по поводу де- фицита капитала, у них явно есть деньги на приобретение интересных идей и свежих кадров. Но, несмотря на покупку финтех-компаний, их путь к светлому цифровому будущему по-прежнему окутан туманом. Чтобы добиться успеха, финансовые учреждения и все их сотрудники должны изменить свой ментали- тет и взять на вооружение принцип, общий для всех финтех-игроков: каждую транзакцию нужно рассматривать с точки зрения клиентских потребностей и клиентского опыта.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.076 с.) |