Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российское законодательство в сфере обеспечения экологической безопасности рф

Поиск

Аннотация: в статье рассматривается необходимость реформирования экологического законодательства в России. Отдельно рассматривается роль административного права в сфере экологии. Исследуются проблемы системы и структуры экологического законодательства, защиты экологических прав Российской Федерации в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности, анализируется целесообразность кодификации экологического права в России.

Ключевые слова: экологическая безопасность; окружающая среда; кодификация; экологический кодекс; Российская Федерация; административное право.

На сегодняшний день, российскому законодательству в сфере охраны окружающей среды не хватает последовательного и системного подхода к нормативному регулированию экологических отношений. Принятие Экологического кодекса как единого правового акта могло бы обеспечить согласованность экологических правовых норм. Противоречия в толковании, межотраслевые коллизии права в настоящее время в законодательстве не только препятствуют развитию экономики, но и создают неблагоприятные условия для окружающей среды в стране. Отсутствие комплексного подхода к развитию экологических отношений без учета гражданского, административного права создает путаницу в российской правовой системе.

Значительным шагом в правовом регулировании экологических отношений за этот период стал Федеральный закон от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды". В целом, судебная форма защиты экологических прав и интересов гарантирована ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Относительно некоторых категорий дел содержатся указания на возможность рассмотрения их судом или арбитражным судом (ст. 34, 78, 80). Никаких прочих положений о дифференциации судебной защиты, равно как о возможности применения других (внесудебных) процедур урегулирования споров указанный закон не содержит. В отличие от судебной формы, являющейся универсальной формой разрешения правовых споров, административная форма распространяется на споры, возникающие из административных и иных публично-правовых отношений, и осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Административная форма защиты представляет собой деятельность различных государственных органов исполнительной власти и их должностных лиц, уполномоченных законом на рассмотрение споров, связанных с их деятельностью и затрагивающих права и законные интересы субъектов экологических правоотношений.

Так же по своему характеру правоотношения по обеспечению экологической безопасности являются административно-правовыми отношениями. Это подтверждается следующими фактами:

1) эти правоотношения складываются в области исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, то есть именно органы исполнительной власти функционируют для исполнения положений законов, созданных для обеспечения экологической безопасности;

2) обеспечение экологической безопасности невозможно без властной деятельности, распоряжениям даваемым другим субъектам правоотношениям, то есть реализации принадлежащих полномочий государственно-властного характера [3];

4) посягательство на правоотношения в сфере обеспечения экологической безопасности, а также нарушение одной из сторон указанных отношений требований правовых норм влечет возникновение, прежде всего, административно-правовой. [5, с. 888]

Любой человек в Российской Федерации имеет «право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления», то есть осуществлять административную защиту прав, в том числе экологических. Ее именуют также неисковой формой защиты, поскольку здесь не руководствуются судоустройственным законодательством, а также отличен порядок подачи и рассмотрения жалобы. В Российской Федерации за такой защитой можно обратиться к широкому кругу органов. Охрана окружающей среды и природопользования входит в полномочия Президента, Правительства и Федерального Собрания РФ, органов власти и управления субъектов страны и органов местного самоуправления, специальных федеральных органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования РФ и смежных органов, выполняющих наряду со своими собственными функциями, специальные задачи государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Но стоит отметить, что выбор органов государственной власти по реализации права граждан на административную защиту экологических прав в нашей стране довольно широк, среди них часто наблюдается дублирование полномочий, а это приводит к нарушению координации управленческой деятельности и снижению ее эффективности. Среди этого многообразия гражданам защитить свои права становится сложнее, поскольку у них не возникает четкого представления, какой орган им действительно поможет. [6, с. 446]

К сожалению, административный порядок урегулирования публично-правовых споров в сфере охраны окружающей среды и природопользования в ФЗ «Об охране окружающей среды» не регламентируется, что позволяет заключить о «судебной монополии» на разрешение экологических споров, что само по себе идет в разрез с тенденцией к снижению нагрузки на судей. В рамках одной из категории споров – о взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду административный порядок, закрепленный в нормах Постановления Правительства РФ 86 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», является досудебным. Согласно Постановлению, уполномоченное лицо в рамках процедуры проверки правильности исчисления размера платы составляет акт проведения контроля, который является документом, с одной стороны, обосновывающим требования уполномоченного государственного органа по взиманию задолженности, а, с другой, – подтверждающим соблюдение установленной процедуры урегулирования спора. При неисполнении в течение десяти календарных дней лицом, обязанным вносить плату, направленному ему требования, администратор платы вправе обратиться с требованием о взыскании платы в суд [4].

Однако, при том, что административное законодательство занимает не последнее место в регулировании экологического законодательства, все же важно иметь единую систему управления природопользования, то есть ведение специального кодекса, в котором будет ссылаться на административные нормы в том числе.

Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствуют и эффективные экономические стимулы для использования экологических методов ведения бизнеса и экологически ответственного поведения граждан. Сбалансированный эколого-экономический механизм природопользования, сочетающий в себе экономический интерес, административное стимулирование позитивного экологического поведения и комплексную ответственность за допущенные нарушения, мог бы создать эффективную систему взаимодействия с окружающей средой.

Реформа закона об охране окружающей среды является обязательной. Системный, комплексный подход к законодательному закреплению экологических норм должен способствовать развитию новых экологически чистых способов производства, способствовать росту правосознания граждан, обеспечивать совершенствование методов гражданского контроля экологических отношений, способствовать снижению негативного воздействия на окружающую среду и способствовать преодолению существующих проблем.

 

Список литературы:

1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) "Об охране окружающей среды"//Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.

2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021)//Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

3. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (ред. от 28.12.2020) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ, 02.06.2008, N 22, ст. 2581.

4. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (ред. от 17.08.2020) "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду")// Собрание законодательства РФ", 13.03.2017, N 11, ст. 1572.

5. Глушко Ольга Александровна, Понятие и содержание концепции экологической безопасности Российской Федерации//Научный журнал КубГАУ. 2015. №109. С. 887-900.

6. Шалимова, А. С. К вопросу об организации административной защиты нарушенных экологических прав в РФ и ФРГ / А. С. Шалимова // Эволюция российского права: Материалы XVII Международной научной конференции молодых ученых и студентов, Екатеринбург, 26 апреля 2019 года / Уральский государственный юридический университет. – Екатеринбург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральский государственный юридический университет", 2019. – С. 361-363.

УДК 349



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.103 (0.01 с.)