Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российское законодательство в сфере обеспечения экологической безопасности рфСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аннотация: в статье рассматривается необходимость реформирования экологического законодательства в России. Отдельно рассматривается роль административного права в сфере экологии. Исследуются проблемы системы и структуры экологического законодательства, защиты экологических прав Российской Федерации в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности, анализируется целесообразность кодификации экологического права в России. Ключевые слова: экологическая безопасность; окружающая среда; кодификация; экологический кодекс; Российская Федерация; административное право. На сегодняшний день, российскому законодательству в сфере охраны окружающей среды не хватает последовательного и системного подхода к нормативному регулированию экологических отношений. Принятие Экологического кодекса как единого правового акта могло бы обеспечить согласованность экологических правовых норм. Противоречия в толковании, межотраслевые коллизии права в настоящее время в законодательстве не только препятствуют развитию экономики, но и создают неблагоприятные условия для окружающей среды в стране. Отсутствие комплексного подхода к развитию экологических отношений без учета гражданского, административного права создает путаницу в российской правовой системе. Значительным шагом в правовом регулировании экологических отношений за этот период стал Федеральный закон от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды". В целом, судебная форма защиты экологических прав и интересов гарантирована ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Относительно некоторых категорий дел содержатся указания на возможность рассмотрения их судом или арбитражным судом (ст. 34, 78, 80). Никаких прочих положений о дифференциации судебной защиты, равно как о возможности применения других (внесудебных) процедур урегулирования споров указанный закон не содержит. В отличие от судебной формы, являющейся универсальной формой разрешения правовых споров, административная форма распространяется на споры, возникающие из административных и иных публично-правовых отношений, и осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Административная форма защиты представляет собой деятельность различных государственных органов исполнительной власти и их должностных лиц, уполномоченных законом на рассмотрение споров, связанных с их деятельностью и затрагивающих права и законные интересы субъектов экологических правоотношений. Так же по своему характеру правоотношения по обеспечению экологической безопасности являются административно-правовыми отношениями. Это подтверждается следующими фактами: 1) эти правоотношения складываются в области исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, то есть именно органы исполнительной власти функционируют для исполнения положений законов, созданных для обеспечения экологической безопасности; 2) обеспечение экологической безопасности невозможно без властной деятельности, распоряжениям даваемым другим субъектам правоотношениям, то есть реализации принадлежащих полномочий государственно-властного характера [3]; 4) посягательство на правоотношения в сфере обеспечения экологической безопасности, а также нарушение одной из сторон указанных отношений требований правовых норм влечет возникновение, прежде всего, административно-правовой. [5, с. 888] Любой человек в Российской Федерации имеет «право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления», то есть осуществлять административную защиту прав, в том числе экологических. Ее именуют также неисковой формой защиты, поскольку здесь не руководствуются судоустройственным законодательством, а также отличен порядок подачи и рассмотрения жалобы. В Российской Федерации за такой защитой можно обратиться к широкому кругу органов. Охрана окружающей среды и природопользования входит в полномочия Президента, Правительства и Федерального Собрания РФ, органов власти и управления субъектов страны и органов местного самоуправления, специальных федеральных органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования РФ и смежных органов, выполняющих наряду со своими собственными функциями, специальные задачи государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Но стоит отметить, что выбор органов государственной власти по реализации права граждан на административную защиту экологических прав в нашей стране довольно широк, среди них часто наблюдается дублирование полномочий, а это приводит к нарушению координации управленческой деятельности и снижению ее эффективности. Среди этого многообразия гражданам защитить свои права становится сложнее, поскольку у них не возникает четкого представления, какой орган им действительно поможет. [6, с. 446] К сожалению, административный порядок урегулирования публично-правовых споров в сфере охраны окружающей среды и природопользования в ФЗ «Об охране окружающей среды» не регламентируется, что позволяет заключить о «судебной монополии» на разрешение экологических споров, что само по себе идет в разрез с тенденцией к снижению нагрузки на судей. В рамках одной из категории споров – о взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду административный порядок, закрепленный в нормах Постановления Правительства РФ 86 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», является досудебным. Согласно Постановлению, уполномоченное лицо в рамках процедуры проверки правильности исчисления размера платы составляет акт проведения контроля, который является документом, с одной стороны, обосновывающим требования уполномоченного государственного органа по взиманию задолженности, а, с другой, – подтверждающим соблюдение установленной процедуры урегулирования спора. При неисполнении в течение десяти календарных дней лицом, обязанным вносить плату, направленному ему требования, администратор платы вправе обратиться с требованием о взыскании платы в суд [4]. Однако, при том, что административное законодательство занимает не последнее место в регулировании экологического законодательства, все же важно иметь единую систему управления природопользования, то есть ведение специального кодекса, в котором будет ссылаться на административные нормы в том числе. Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствуют и эффективные экономические стимулы для использования экологических методов ведения бизнеса и экологически ответственного поведения граждан. Сбалансированный эколого-экономический механизм природопользования, сочетающий в себе экономический интерес, административное стимулирование позитивного экологического поведения и комплексную ответственность за допущенные нарушения, мог бы создать эффективную систему взаимодействия с окружающей средой. Реформа закона об охране окружающей среды является обязательной. Системный, комплексный подход к законодательному закреплению экологических норм должен способствовать развитию новых экологически чистых способов производства, способствовать росту правосознания граждан, обеспечивать совершенствование методов гражданского контроля экологических отношений, способствовать снижению негативного воздействия на окружающую среду и способствовать преодолению существующих проблем.
Список литературы: 1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) "Об охране окружающей среды"//Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133. 2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021)//Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. 3. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (ред. от 28.12.2020) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ, 02.06.2008, N 22, ст. 2581. 4. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (ред. от 17.08.2020) "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду")// Собрание законодательства РФ", 13.03.2017, N 11, ст. 1572. 5. Глушко Ольга Александровна, Понятие и содержание концепции экологической безопасности Российской Федерации//Научный журнал КубГАУ. 2015. №109. С. 887-900. 6. Шалимова, А. С. К вопросу об организации административной защиты нарушенных экологических прав в РФ и ФРГ / А. С. Шалимова // Эволюция российского права: Материалы XVII Международной научной конференции молодых ученых и студентов, Екатеринбург, 26 апреля 2019 года / Уральский государственный юридический университет. – Екатеринбург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральский государственный юридический университет", 2019. – С. 361-363. УДК 349
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.103 (0.01 с.) |