Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема оценки заключения судебного эксперта с использованием видео фиксации хода и результата судебной экспертизы в уголовном процессе
Аннотация: В статье исследуется проблема открытости процесса экспертной деятельности в ходе объективной оценки полученных результатов в уголовном судопроизводстве. В ходе проведенного исследования был сделан вывод о наличии правовых предпосылок позволяющий урегулировать данное направление деятельности. Ключевые слова: уголовное судопроизводство, судебная экспертиза, экспертное заключение, видеозапись, оценка заключения. На сегодняшний день оценке доказательств уделяется большое внимание при осуществлении правосудия в рамках уголовного законодательства. Применяемы положения и требования должны обеспечивать их объективную и всестороннюю оценку. Общим определением понятия доказательства, в разных видах судебного разбирательства, являются любые сведения, полученные в законном порядке, на основании которых суд устанавливают наличие обстоятельств имеющие значения для конкретного дела. Одой из разновидностей таких сведений является экспертиза, которая согласно Федерального закона № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»[377] представляет собой проведение исследования и дачи результата, в форме заключения, по вопросам, разрешения которых требуется применения специальных знаний в области техники, искусства, науки и ремесла. Даже при такой особой формой получения сведений оно не имеет особого доказательственного статуса и должно быть признано правоприменителями, в рамках конкретного уголовного разбирательства, как доказательство, путем проведения оценки. Так, под оценкой заключения эксперта следует понимать процесс установления относимости, достоверности и допустимости заключения[378]. Иначе говоря, уполномоченные лица проводят комплекс объективной оценки заключения эксперта, с целью использовании его в доказывании. На сегодняшний день судье и иным лицам, которые уполномочены проводить оценку заключения, трудно понять выводы и (или) исследовательскую часть заключения ввиду различных обстоятельств, одной из которых является отсутствие у них определенных специальных знаний в области проведения той или иной экспертизы. Использование фототаблиц, схем и иных возможных способов отображения хода экспертизы значительно упрощает оценку ее результатов.
Одним из таких способов является видеосъемка, причем проводится она может как на стадии самой экспертизы, так и до ее начала, например, когда эксперт осуществляет сбор образцов для сравнительного анализа, если такого требует экспертное исследование (ч.4 ст. 202 УПК)[379]. Что касается самой судебной экспертизы, то в большинстве случае видеозапись является обязательной составляющей как в ходе проведения экспертизы, так и при ее подготовке. Так, п. 8.4.9 «Методической рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства» закрепляется положение, которое закрепляет, что для повышения доказательности результатов осмотра и экспертного исследования, целесообразней использовать средства фото или видео фиксации соответствующих действий[380]. В большинстве случаев осуществления видеозаписи в ходе экспертного исследования направленно на изучение быстропротекающих реакций их детального изучения и оценки. Так, в рамках взрывотехнической экспертизы, при решении вопроса о наличии у объекта исследования взрывчатых свойств, эксперт может использовать экспериментальный способ исследования – экспериментальный взрыв, при наличии у него достаточных навыков и технических средств, включая наличие средств фиксации[381] Таким образом можно говорить о том, что процессуальное регулирование видеосъёмки весьма ограничена рамками экспертизы. В свою очередь, следует указать, что законодатель не ограничивает процесс видео фиксации лишь отдельной стадией экспертного исследования, в большинстве случаев, которым выступает проведение эксперимента, что позволяет открывать дополнительные возможности при оценивании ее результатов. На наш взгляд, с учетом вышеперечисленного, можно выделить две основные проблемы: первая, заключается в отсутствии законодательного регулирования применения видео фиксации для отображения хода судебной экспертизы и вторая, отсутствие регламентаций оценки заключения эксперта с использованием видеосъемки. Для определения возможных путей решения первой проблемы нам необходимо указать, что видеозапись в настоящий момент, согласно статье 204 УПК РФ, является составной частью экспертного заключения, указывая на достоверность проведенного исследования. В сложившейся ситуации следует разработать, на уровне судебно-экспертных учреждений, единые критерии видео фиксации. К таким, на наш взгляд, стоит отнести: длительность съемки, угол обзора и озвучивание определенных этапов. Что касается последнего, то при осуществлении судебной экспертизы целесообразней будет придавать огласке то действие, которое намеревается совершить эксперт в ходе исследования. Похожей системой фиксации и дальнейшей обработки информации, но с использованием диктофонов, пользуются журналисты, писатели, психологи и т.д. Что касается законодательного уровня, то следует внести изменения в часть 1 ст. 8 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», а именно, дополнить ее словами: «с использованием средств видео фиксации хода экспертного исследования», а статью 204 УПК дополнить абзацем 3.1: «Заключение эксперта предоставляется на рассмотрение с видеозаписью, которая отображает ход и результат проведения экспертизы.» выделив видеозапись из категории «приложения» и придав ей статус обязательного фрагмента экспертного исследования.
При решении второй проблемы следует указать на то, что применяемы критерии оценки доказательств не всегда учитываются в полном объеме, ввиду чего возникают проблемы оценивания доказательств. Так, уполномоченному лицу невозможно объективно оценить результаты экспертизы, при возможном отсутствии у него специальных знаний в области техники, науки, искусства и ремесла или схожие по уровню знаниями, которыми руководствовался эксперт при проведении экспертного исследования, имея лишь представление о методике их проведения. Такая оценка больше направленна на проверку процессуальной составляющей. В юридической доктрине присутствуют несколько путей в решении проблем оценки судебной экспертизы, одной из которых является назначение повторных или комиссионных экспертиз. На наш взгляд данный подход лишь увеличит сроки рассмотрения дела, а при оценки всех экспертиз, в совокупности сделает эту задачу еще затруднительней ввиду возникновения тех же проблем с их оцениванием. На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов: во-первых, лица, оценивающее результаты судебной экспертизы, вместе с видеозаписью ее проведения, будет иметь возможность детально рассмотреть ход экспертного исследования, значительно сокращая время при его изучении, в отличии от ознакомления с методической рекомендацией. Во-вторых, данные лица смогут детально проанализировать ход и последовательность стадий проведенной экспертизы. И наконец, в-третьих, видеозапись упростит оценку результата по такому критерию как «полнота и всесторонность исследования», дополняя само заключение.
Шенда Дарья Андреевна магистрант 1 курса Юридического факультета им. А. А. Хмырова Кубанского государственного университета, г. Краснодар Научный руководитель: Верстова М.В., Кубанский государственный университет, г. Краснодар кандидат психологических наук, доцент
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.005 с.) |