Как великую княгиню били плетью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как великую княгиню били плетью



 

Особенностью российской политической жизни с древнейших времен является то, что даже насморк может стать политическим преступлением. Василий III все рассчитал верно. Пока Соломония выглядела мученицей ничего не выйдет. Надо изобразить Соломонию преступницей. Надо запустить официальную версию, по которой жена сама осознала свою дефектность и попросилась в монастырь.

Низложение Соломонии произошло в ноябре 1525 года. Был проведен розыск «о неплодстве». Соломония официально была объявлена больной, причем настолько, что сама попросилась принять постриг.

Судя по всему, Василий III разыграл карту колдовства, подтвержденного в ходе «сыска о неплодстве». Соломонию осудили за ворожбу и связь с дьявольскими силами. За такие преступления полагался церковный суд. Василий III милостиво приказал супругу не судить, а всего лишь заточить в монастырь.

Сцена пострижения Соломонии была унизительна. Государыня была схвачена и привезена в московский Рождественский что на Рву монастырь. «Митрополит сперва обрезал ей волосы, а затем подал монашеский кукуль, но она не только не дала возложить его на себя, а схватила его, бросила на землю и растоптала ногами. Возмущенный этим поступком Иоанн Шигона, выразил ей резкое порицание и ударил ее плеткой, прибавив: „Неужели ты дерзаешь противиться воле государя?” упав духом, громко заявила перед всеми, что надевает кукуль против воли и по принуждению и призывает Бога в мстители столь великой обиды, нанесенной ей».

Василий III сам понимал, что чинит насилие, но бить великую княгиню — это уж чересчур. После декабря 1525 года Шигона на время был удален от двора. Нет ясности с дальнейшими перипетиями монастырской судьбы инокини Софии, как теперь стали звать Соломонию.

В Рождественский монастырь стали идти москвичи с выражением сочувствия Соломонии. Ситуация приобретала оттенок скандала. Инокиню Софию надо было срочно куда-то девать. Куда — сведения расходятся. Князь Андрей Курбский писал, что Соломонию-Софию сослали в один из каргопольских монастырей.

Поступок Василия III вызвал в обществе шок. Иерусалимский патриарх Марк высказывается прямо: если Василий III решится на развод и родит во втором браке сына, то это будет царь-мучитель, разрушитель государства, грабитель чужих имений. Несомненно, автор повести пытался найти ответ на мучивший современников вопрос: как так вышло, что царь Иван Грозный, сын Василия III, вырос тираном и мучителем? «От корня греховного», «от блуда» — это в средневековье объясняло все…

Василий не внял советам церковных мужей, мало того — «исполнился ярости и гнева» на Вассиана Патрикеева и его соратников, обрушил на них опалы и гонения, разослал по монастырским тюрьмам. А митрополит Даниил изменил своему долгу церковного иерарха, благословил неправедные деяния русского государя…

Великий князь московский Василий… прожив с первой своей женой Соломонией двадцать шесть лет, он постриг ее в монашество, хотя она не помышляла об этом и не хотела этого, и заточил ее в самый дальний монастырь, находящийся за двести с лишним миль от Москвы, в Каргопольской земле. А сам женился на Елене, дочери Глинского, хотя и препятствовали ему в этом беззаконии многие святые и добродетельные.

А вышеназванный князь Василий, великий в основном гордыней и жестокостью, не только не послушался этих великих и знатных людей, но и расправился с ними.

Был ли мальчик?

 

В 1526 году Василия III не раз посещала мысль о покаянии, о том, что ни одно неблагородное дело не останется без Господней кары.

Шли сплетни о том, что София была беременна. Такая злая насмешка судьбы. И мать не захотела отдавать мерзавцу ребенка, а хочет вырастить из него мстителя отцу.

В 1934 году директор Суздальского музея археолог А. Д. Варганов вскрыл в Суздальском Покровском монастыре находившееся рядом с гробницей Соломонии Сабуровой анонимное захоронение под белокаменной плитой. В погребении не оказалось трупа. Внутри каменной колоды лежали остатки какой-то одежды, тряпки, металлические нашивки, поясок. Ткани были покрыты темно-коричневыми пятнами, покоробились, сморщились и слежались. Была реконструирована рубашка для мальчика трех — пяти лет, принадлежавшего к высшему классу общества по материалу и технике шитья уверенно датируемая первой половиной XVI века. В могиле нет никаких следов органики, человеческого захоронения — она изначально была кенотафом, ложной могилой, имитирующей захоронение маленького мальчика, рядом с могилой самой Соломонии.

Объяснений может быть несколько. Первое — этот кенотаф, каково бы ни было его происхождение и предназначение, не имеет к самой Соломонии отношения.

Второе — мальчик действительно имелся. Он был рожден инокиней Софией, через несколько лет была имитирована его смерть, а сам ребенок вывезен из монастыря и спасен. Третье — София / Соломония ребенка не родила, но была причастна к распространению слухов о нем, и пустая могила — часть этих слухов, макет, сделанный для их подтверждения… Мальчик был, но умер.

Существование некоего ребенка, рожденного инокиней Софией в 1526 году в Суздальском Покровском монастыре, недоказуемо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.004 с.)