Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Федор Васильевич – реставратор балетов классического наследия
С 1920-х годов Федор Лопухов ставил и возобновлял многие спектакли классического наследия во многих театрах. Его работа над реставрацией классических спектаклей началась с балета «Спящая красавица». Потом Лопухов принялся за работу над балетом «Раймонда». Он сохранил в неприкосновенности хореографию этого спектакля, лишь добавив в него несколько сочиненных им эпизодов. Кроме работы над двумя этими балетами, в сезоне 1922 – 1923 годов, Федор Васильевич Лопухов занимался также восстановлением спектаклей «Конек-Горбунок», «Щелкунчик», «Эсмеральда», «Корсар», а на следующий год проделал огромную работу по реставрации балета «Дон Кихот» [21, с. 233]. Федор Василевич Лопухов говорил о себе: «Я рассматривал себя как реставратора лучших хореографических творений в театре – хранителе достояния мировой балетной культуры; поправки, доделки и переделки допускались лишь в случае крайней необходимости» [15, с. 223]. В «Дон Кихоте» Лопухов постарался восстановить подлинного Горского, так как он знал этот спектакль и в Петербурге, и в Москве. Только заменил постановку «Фанданго» на музыку Направника, принадлежавшую в Мариинском театре Н. Легату. Испанские танцы никогда не были «коньком» этого балетмейстера. Пришлось сделать «Фанданго» заново, в характере спектакля Горского. При восстановлении «Конька-Горбунка» Горского (он создал оригинальную редакцию для Мариинского театра, отличавшуюся от редакции Большого театра) Лопухов сохранил все фрагменты Сен-Леона, Иванова, Петипа и Горского, какие знал. Роль Федора Васильевича была очень скромной: ему надо было тщательно отрепетировать весь спектакль, возродить забытые и обветшалые пантомимные сцены, восстановить в деталях замечательную вариацию Царь-девицы на музыку Чайковского, поставленную Горским. Но лично Лопухову в этом возобновлении принадлежат только две сценки: на музыку вступления и заключения он собрал детей вокруг старика, который как бы рассказывал им сказку. Тогда же Федор Васильевич полностью восстановил «Раймонду». Но он не знал давно забытое пиццикато Раймонды в первом акте, поэтому пришлось включить сюда его постановку, сделанную еще до революции. А вариацию Раймонды в последнем акте Лопухов включил в редакции Преображенской, которая была одобрена Петипа. Особенно пришлось повозиться балетмейстеру-реставратору с пантомимными мизансценами. Они давно расшатались и шли как попало. Так, в финале второго акта, где первоначальная мизансцена была забыта, Лопухов сочинил новую – подчеркнул триумф рыцарей, победивших сарацин [5, с. 192].
О восстановлении балета «Щелкунчик» Лопухов писал следующее: «В трудное положение я попал с возобновлением «Щелкунчика». Известно, что постановка была наспех осуществлена львом Ивановым по плану Петипа; Петипа в ней не участвовал из-за тяжелой болезни. Постановка эта не смогла удовлетворить ни Петипа, ни Иванова, ни Чайковского, о чем мне рассказывали «старики». Возможно, из-за этого Легат счел себя вправе изменить ряд моментов – где к лучшему, где к худшему; в частности, ему принадлежит новая редакция адажио принца Коклюша и феи Драже во втором акте, сделанная для себя с Преображенской и одобренная Петипа. Она-то и закрепилась в обиходе, числясь за Ивановым; на самом деле от постановки Иванова остались лишь частицы да женская вариация. На беду, я плохо помнил старую постановку и потому обратился за помощью к А. Ширяеву. В результате совместной работы мы восстановили постановку Иванова, но не полностью: память отказала нам в ряде моментов, и пришлось досочинять и пересочинять куски. Так пришлось доделывать и «Вальс снежинок»» [15, с. 224, 225]. Но всё же самая большая и сложная работа выпала Лопухову при возобновлении «Спящей красавицы». Петипа, поручив роль феи Сирени своей дочери Марии Мариусовне, вынужден был отказаться от постановки вариации для нее: Мария Петипа классики не танцевала. Из-за этого сюита танцев фей не имела заключения. И, как следствие, Лопухову пришлось сочинить вариацию феи Сирени, исходя из портрета феи-благодетельницы, какой дан в музыке Чайковского и в других эпизодах Петипа. Помимо этого Федор Васильевич восстановил купюру в начале первого акта, где показаны кумушки-вязальщицы, забывшие, что нельзя появляться со спицами поблизости от замка. Лопухов полностью восстановил финал и усилил мизансцену завязки. Прежде, в то время, когда Аврора играла с веретеном и увлеченно танцевала, безучастная толпа глазела по сторонам. Лопухов же заставил придворных и крестьян взволноваться при виде смертельной опасности, грозящей Авроре, а затем гнаться за нею и тщетно стремиться вырвать веретено из ее рук [1, с. 89].
Федор Васильевич говорил: «Восстановление старого репертуара далось нелегко. Трудно сказать, что было прискорбней – обвинение меня в кощунстве или то, что я прослыл консерватором, ретроградом. Даже некоторые друзья мои и те не понимали, зачем я «вожусь со старьем», занимаюсь «починками» и тому подобное. Так, Голейзовский обвинял меня в печати, что я, как руководитель, тяну балет Мариинского театра вспять, к «давно минувшим временам». На что я ответил ему, что я всегда был и буду в числе защитников старого репертуара, несмотря на то, что я в своем творчестве примыкаю к левым. Создавайте новые произведения. Я, как хореограф, буду бесконечно рад каждому новому звену в хореографической цепи, но не надо плевать в тот колодец, откуда мы пили и, я не сомневаюсь, пьем и сейчас. Ибо создание нового возможно лишь при познании старого, ибо в старом есть предпосылки нового» [15, с. 231].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.005 с.) |