Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Жизненный путь и творчество Федора Лопухова↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА» Факультет Художественного творчества Кафедра Хореографии Курсовая работа Дисциплина История и теория хореографического искусства Тема: «Экспериментальные балеты Федора Лопухова»
Выполнила: Направления подготовки Грановская Екатерина Васильевна Научный руководитель:
дата защиты «__» ________ 2021 г.
Симферополь, 2021 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3 Раздел 1. Жизненный путь и творчество Федора Лопухова ………………….....5 1.1. Биография Федора Лопухова………………………………...…………….5 1.2. Федор Васильевич – реставратор балетов классического наследия.……8 1.3 Балеты наиболее значимые для будущего: «Величие мироздания» на музыку Четвертой симфонии Л. Бетховена и Ледяная дева» музыка Э. Грига……………………………………………………………………………...11 Раздел 2. Экспериментальные балеты Федора Лопухова ………...….…...……15 2.1. Революционный балет «Красный вихрь» Дешевова…………………….15 2.2. Опера-балет «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» Стравинского…………………………………………………………………………..17 2.3. Хореографический спектакль «Болт» Шостаковича.…………………..18 2.4. Комедийный балет «Светлый ручей» Шостаковича…………………….19 Раздел 3. Теоретическое наследие Фёдора Лопухова …………………………...23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...............27 Список источников ………………………………………………………………….29
ВВЕДЕНИЕ Фёдор ВасильевичЛопухов – русский и советский артист балета и балетмейстер, педагог, народный артист и заслуженный балетмейстер РСФСР. На творчестве Фёдора Лопухова выросло не одно поколение балетмейстеров. Его находки живут в постановках молодых хореографов. А восстановленные им танцы вошли в золотой фонд классического балета. Балетмейстер Фёдор Лопухов внес большой вклад в развитие мирового хореографического искусства. Ведь именно в его творчестве наблюдались экспериментальные балеты. Так, например, балет «Величие мироздания» (музыка: Четвертая симфония Бетховена, 1922 год) - здесь классический танец стал основой совершенно новой балетной формы – танцсимфонии. Впоследствии, такие известные балетмейстеры, как Леонид Мясин, Джордж Баланчин создают симфонический балет. Именно по этим причинам мною была выбрана данная тема: «Экспериментальные балеты Федора Лопухова». Цель: познакомиться с биографией Федора Васильевича Лопухова, изучить его творчество, при этом особое внимание уделить его экспериментальным балетам. Задачи: - Познакомиться с биографией и творческой деятельностью, - Выявить этапы становления Федора Васильевича Лопухова, как большого мастера хореографического искусства; - Проанализировать экспериментальные постановки балетмейстера; - Рассмотреть подробнее наиболее значимые постановки Федора Васильевича. В данной работе основным объектом исследования являются особенности творчества Федора Васильевича Лопухова. Предмет исследования: экспериментальные балеты Федора Лопухова. В работе для достижения поставленных цели и, задач использованы следующие методы исследования: - Анализ тематической литературы; - Обобщение; - Наблюдение; - Описание. Значение исследования творчества Федора Васильевича Лопухова и, в особенности, его экспериментальных балетов заключается в важности новшеств, введенных балетмейстером, в том числе его экспериментов. Также нельзя забывать, что его творчество актуально и в настоящее время. В отличие от многих других балетмейстеров, Лопухов прославился как в практике, так и в теории хореографического искусства. Доказательством этому является теоретический материал, который он оставил после себя. Данная работа состоит из трёх разделов. В первом разделе будет описана биография великого балетмейстера и рассмотрено его творчество в общих чертах. Изучена работа Лопухова как балетмейстера-реставратора балетов классического наследия. Особое внимание будет уделено балетам «Ледяная дева» на музыку Эдварда Грига и «Величие мироздания» на музыку Четвертой симфонии Л. Бетховена. Второй раздел работы будет посвящен экспериментальным балетам Федора Васильевича Лопухова. Здесь будут подробно рассматриваться введенные им новшества, ведь о них очень важно знать и помнить, так как его находки живут в постановках молодых хореографов. Ну и, конечно же, для закрепления понимания понятия «экспериментальные балеты» в этом разделе будут изучены некоторые постановки: революционный балет «Красный вихрь» композитора Владимира Дешевова, «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» на музыку Игоря Стравинского, хореографический спектакль «Болт» Дмитрия Шостаковича и комедийный балет «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича. В третьем разделе будет рассказано о теоретическом наследии Фёдора Лопухова. В заключительной части исследовательской работы будут подведены итоги по проделанной работе, отражены результаты исследования.
Биография Федора Лопухова Федор Васильевич Лопухов родился в Санкт-Петербурге 19 октября 1886 года. Его отец, Василий Лопухов, был крестьянином Тамбовской губернии, окончил сельскую школу, а затем был взят в солдаты. Дослужившись до унтер-офицера лейб0гвардии Московского полка, стоявшего в Петербурге, Василий Лопухов получил возможность уйти в отставку и предпочел не возвращаться в деревню, а остаться в столице. Федор Лопухов принадлежит к известной балетной династии: старшая сестра Евгения Лопухова (1884 - 1943) – известная эстрадная танцовщица, выступавшая в паре с А. Орловым в 1910-1930-х годах. Младшая сестра – Лидия Лопухова (1892-1981) – знаменитая балерина Русских Сезонов Дягилева, танцевавшая на различных сценах США и Великобритании с 1910 по 1934 годы. Младший брат – Андрей Лопухов (1898-1947) – артист Мариинского театра театра оперы и балета им. С. М. Кирова в 1916 – 1945-х годах, один из видных мастеров характерного танца, является автором книги «Основы характерного танца» Лопухов, Бочаров, Ширяев [24]. Педагогом Лопухова был Николай Легат – убежденный хранитель традиций классического танца. Свой предмет он знал безупречно и на всю жизнь остался для своего ученика образцом учителя. Именно Легату Лопухов был обязан своим глубоким знанием классического танца – кроме новаторских постановок, Федор Лопухов был прекрасным классическим балетмейстером [18, с. 27]. Надо признаться, что воспоминания Федора Лопухова об училище разительно отличаются от тех, что сохранили его современники, обучающиеся там одновременно с ним или годом-двумя ранее или позднее. Лопухов не сохранил в своих воспоминаниях ничего, кроме уныния и скуки. Конечно, для этого были свои причины. Мальчику, привыкшему общаться лишь со своими братьями и сестрами, тяжело было жить бок о бок со своими одноклассниками, с которыми пришлось налаживать отношения. Друзей в училище за все время обучения Федор Лопухов так и не приобрел. Скорее всего, в те годы у Федора Лопухова еще не выработалось собственного отношения к балету как к своей будущей профессии. Истинную радость ему доставляли лишь уроки музыки. Со временем Федору Васильевичу начали нравиться и уроки классического танца, то есть основы основ системы преподавания в балетной школе. В 1899 году Лопухов получил свою первую самостоятельную роль, а не массовую роль, которой стал Мальчик-с-пальчик. Федор Васильевич окончил в 1905 году Петербургское театральное училище и был зачислен в кордебалет Мариинского театра. По своим данным он не мог рассчитывать на роль премьера, однако, как и всякий танцовщик, Лопухов мечтал о сольных партиях. Правда, и кордебалет пригодился ему впоследствии в его балетмейстерской деятельности. Обладая великолепной сценической памятью, Федор Васильевич впоследствии поражал артистов знанием мельчайших деталей хореографического рисунка того или иного балета. Сольные партии Лопухов начал получать лишь в начале своего второго сезона. В 1909 году Лопухов перешел на московскую сцену, он считал, что переход в Большой театр может что-то дать ему как танцовщику. Московская школа балета казалась Федора Васильевичу более плодотворной, чем петербургская. В конце концов, он добился того, что его на полгода отправили в Большой театр. Там он смог воочию увидеть работу Александра Горского, которая его очень интересовала. Но он уже тогда с неодобрением относился к вольному обращению Горского с классическим наследием. Именно тогда Федор Васильевич начал задумываться о праве балетмейстера на переделку спектаклей, вошедших в сокровищницу балетного наследия [7, с. 6]. Первая мировая война прервала беззаботную жизнь. Лопухов был мобилизован в первый же месяц, однако в солдатских казармах он пробыл недолго. Через некоторое время Федор Васильевич определен в санитарный поезд великой княгини Марии Павловны. В Петербург он стал попадать лишь изредка, но во время пребывания в городе был совершенно свободен и продолжал выступать на сцене. В 1920 году Лопухов упоминается в документах театра как балетмейстер, в 1922 году он назначен балетмейстером-руководителем, а в 1925 году занимает и пост управляющего труппой. Теперь и художественное, и административное руководство было сосредоточено в его руках. На протяжении 1918 – 1920 годов Федор Лопухов создал огромное количество концертных номеров. Постепенно он переходит на постановку одноактных балетов [20, с. 172]. В 1925 году появилась книга Федора Васильевича «Пути балетмейстера». Это был необычный случай – теория намного опережала практику и становилась не результатом обобщения, а, наоборот, направляла его. Работа в области теории балета велась Лопуховым параллельно с напряженной практической работой в театре. Необходимо было приложить много труда и сил к сохранению и обновлению балетного наследия, театрального репертуара [2, с. 188]. В 1931 году состоялась премьера балета «Болт» на музыку Шостаковича. После чего Лопухова обвиняли в любовании прогульщиками и бюрократами – слишком уж яркими получились их сценические образу. После организованной прессой травли Федор Васильевич был отстранен от занимаемой должности в родном театре. Правда, вскоре он получил назначение в Ленинградский Малый оперный театр, где должен был возглавить существовавшую там балетную труппу. За четыре года работы с этим балетным коллективом (1932-1935), было поставлено немало интересных спектаклей, среди них – балеты: «Светлый ручей» Шостаковича, который вскоре был перенесен в Большой театр. Со временем в одной из газет появились разгромные статьи о музыке к данному балету, а сам спектакль был назван «балетной фальшью». Спектакль по личному распоряжению Сталина сняли, Лопухова уволили из Большого театра, его балеты навсегда запретили к исполнению. Федор Васильевич покинул столицу [19, с. 73]. После начала Великой Отечественной Войны, Лопухов уехал в Куйбышев, куда был эвакуирован Большой театр, затем перебрался в Ашхабад, а потом – в Ташкент. Там в Узбекском театре оперы и балета он поставил национальный балет «Акбиляк». После этого Лопухов присоединился к труппе Малого оперного театра, эвакуированного в Оренбург, и работал с ней, а в 1944 году вернулся в Ленинград. Кировскому театру вновь требовался руководитель балетной труппы. Требовалось возобновление репертуарных спектаклей данного театра. Почти до самых последних дней Федор Васильевич Лопухов, доживший до восьмидесяти шести лет, продолжал работать. Кроме ряда постановок 60-х годов в Малом оперном театре, он много сил уделял преподавательской работе. Скончался Федор Васильевич Лопухов 28 января 1973 года [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ На протяжении десятилетия (1921 – 1931) Федор Васильевич Лопухов поставил в бывшем Мариинском театре десять новых балетов и танцы в ряде опер. Это немного в условиях нормального функционирования театра. Это очень много в условиях театра 20-х годов, когда каждая постановка (будь то новинка или возобновление старого) становилась тяжким испытанием для более чем скромного бюджета театра. А ведь наряду с постановкой десяти новых балетов было восстановлено около двух десятков старых. Новинки в большинстве своем были одноактные, что объяснялось необходимостью использовать главным образом готовую музыку: на заказ новой не было средств, да и желающих сочинять ее в те годы почти не находилось. Однако, обращаясь к готовой музыке, Лопухов руководствовался не материальными соображениями, хотя и вынужден был считаться с ними. Его постановки свидетельствуют о поисках нехоженых троп. Почти каждая работа Федора Васильевича, если вдуматься в нее, была для балетмейстера проверкой того, насколько удается ему осуществить насущные требования советского балета. В новых спектаклях бросается в глаза явное пристрастие к национальным сюжетам, вводящим в балетный театр фольклор. Русские сюжеты, русские танцы составляют ведущую линию балетмейстерского творчества Лопухова 20-х годов. И позже Лопухов оставался вере этой линии, расширяя круг своих интересов за счет украинской и белорусской сюжетики («Ночь перед рождеством» на музыку ДОПИСАТЬ, «Тарас Бульба» МУЗЫКА и «Соловей» МУЗЫКА). К этому следует добавить танцы в операх на русские фольклорные мотивы, «Казачий пляс» из оперы «Орлиный бунт». В новых балетах остродраматические коллизии борьбы и разрыва играли большую роль, а для них требовались особые танцевальные средства. Тем самым советские балетмейстеры обретали в постановке Федора Лопухова опору для своих опытов. Федор Васильевич Лопухов успешно продолжил поиски, начатые Горским и Фокиным. Три, по меньшей мере, новых вида танцевальной речи, предложенные Фокиным (характерный танец, слившийся с классическим; классический, обогатившийся за счет бытовых пластических интонаций; классический, обогатившийся за счет фольклора), развились и умножились в творчестве Лопухова. Одним из первых он попытался выращивать характеристический образ героя не из классического, а из характерного танца, а порой и непосредственно из народной пляски. Национальному балету – национальные формы танца, в частности русскому – русский! На этой идее Федора Васильевича, плодотворность которой показана им. И основана дальнейшая практика советского балета. Балетмейстер делает все «в духе фольклора», то есть сочиняет его балетный образ. Если женский танец в постановках Лопухова приобретал элементы мужественности, энергии, напористости, то мужской он окончательно восстановил в правах. В лопуховских миниатюрах 20-х годов возникают предпосылки для создания «полнометражных» балетов о герое – мужских балетов, которые, начиная с первых постановок Чабукиани, придадут новое качество всему театру. «В поисках нового Федор Васильевич был преимущественно разведчиком, а не эксплуатационником. С этой точки зрения проект был для балетмейстера даже дороже его реализации. Поражения и неудачи он переживал очень тяжело, тем не менее, слыша свист в зрительном зале, с удовольствием отмечал реакцию аудитории». «Лопуховские эксперименты расширили сферу балета и в жанровом отношении. Он возродил комедийный жанр в новом качестве; пантомимные по преимуществу в XIX веке комедии стали теперь танцевальными. Внутри комедий положений начали появляться ситуации, работающие на характеры персонажей. Жанр симфонии, породивший балет с симфонической музыкой, обязан своим открытием Лопухову. Он же продвинулся вперед к симфонизации танца, доказав, что она необходима не только в лирических сценах, как прежде, но и в любых других». Список источников 1. Бахрушин Ю. А. История русского балета, 2009; 89 с. 2. Бочаров А. И. Лопухов А. В., Ширяев А. В. Основы характерного танца, Л.; М.: Искусство. 1939; 188, 203 с. 3. Ванслов В. В. В мире искусств, М.: Знание, 2003; 204 с. 4. Гаевский В. Автопортрет балетмейстера. Огонек, 1987, №42. 5. Гаевский В. Дивертисмент: Судьбы классического балета, М., 1981; 192 с. 6. Григорович Ю. Федор Лопухов, Театр, 1968; 5 с. 7. Добровольская Г. «Ф. Лопухов и теория балета» (вступительная статья). Хореографические откровенности, М.: Искусство, 1972; 6 с. 8. Карп П. О балете, М.: Искусство, 1967; 172-173 с. 9. Красовская В. М. История русского балета: учебное пособие, 2010; 231, 258 с. 10. Красовская В. М. Новаторство и традиции. – В кн.: Статьи о балете, Л., 1967; 79 с. 11. Кремшевская Г. О «Ледяной деве». – В кн.: Музыка и хореография современного балета, Л., 1979, вып. 3; 293-294 с. 12. Лопухов Ф. В. Вглубь хореографии, М.: Фолиум, 2003; 167 с. 13. Лопухов Ф. В. Пути балетмейстера, Берлин, 1925; 148 с. 14. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности, М., 1972; 215с. 15. Лопухов Ф. В. Шестьдесят лет в балете, М.: Искусство, 1966; 223, 224, 225, 231, 246, 252, 255, 256, 257, 258 с. 16. Пасютинская В. М. Волшебный мир танца, М.: Просвещение, 1985; 131 с. 17. Слонимский Ю. М. Гордость русской культуры. Вечерний Ленинград, 1965 (15 января). 18. Слонимский Ю. М. Пути балетмейстера Лопухова, М., 1966; 27с. 19. Слонимский Ю. М. Танцевальная поэзия Лопухова. – Советский балет, 1986; 73 с. 20. Суриц Е. Ф. Лопухов. – В кн.: Хореографическое искусство двадцатых годов, М., 1979; 172 с. 21. Суриц Е. Ф. Начало пути. – В сборнике «Советский балетный театр. 1917 - 1967», М.: Искусство, 1976; С. 233, 237, 241. 22. Чернова Н. Лопухов Ф. В. – В кн.: от Гельцера до Улановой, М., 1979; 143, 144 с. 23. https://vaganov.elpub.ru/jour/article/viewFile/426/418. 24. https://www.belcanto.ru/lopoukhov.html. 25. https://www.belcanto.ru/ballet_bolt.html. МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА» Факультет Художественного творчества Кафедра Хореографии Курсовая работа Дисциплина История и теория хореографического искусства Тема: «Экспериментальные балеты Федора Лопухова»
Выполнила: Направления подготовки Грановская Екатерина Васильевна Научный руководитель:
дата защиты «__» ________ 2021 г.
Симферополь, 2021 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3 Раздел 1. Жизненный путь и творчество Федора Лопухова ………………….....5 1.1. Биография Федора Лопухова………………………………...…………….5 1.2. Федор Васильевич – реставратор балетов классического наследия.……8 1.3 Балеты наиболее значимые для будущего: «Величие мироздания» на музыку Четвертой симфонии Л. Бетховена и Ледяная дева» музыка Э. Грига……………………………………………………………………………...11 Раздел 2. Экспериментальные балеты Федора Лопухова ………...….…...……15 2.1. Революционный балет «Красный вихрь» Дешевова…………………….15 2.2. Опера-балет «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» Стравинского…………………………………………………………………………..17 2.3. Хореографический спектакль «Болт» Шостаковича.…………………..18 2.4. Комедийный балет «Светлый ручей» Шостаковича…………………….19 Раздел 3. Теоретическое наследие Фёдора Лопухова …………………………...23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...............27 Список источников ………………………………………………………………….29
ВВЕДЕНИЕ Фёдор ВасильевичЛопухов – русский и советский артист балета и балетмейстер, педагог, народный артист и заслуженный балетмейстер РСФСР. На творчестве Фёдора Лопухова выросло не одно поколение балетмейстеров. Его находки живут в постановках молодых хореографов. А восстановленные им танцы вошли в золотой фонд классического балета. Балетмейстер Фёдор Лопухов внес большой вклад в развитие мирового хореографического искусства. Ведь именно в его творчестве наблюдались экспериментальные балеты. Так, например, балет «Величие мироздания» (музыка: Четвертая симфония Бетховена, 1922 год) - здесь классический танец стал основой совершенно новой балетной формы – танцсимфонии. Впоследствии, такие известные балетмейстеры, как Леонид Мясин, Джордж Баланчин создают симфонический балет. Именно по этим причинам мною была выбрана данная тема: «Экспериментальные балеты Федора Лопухова». Цель: познакомиться с биографией Федора Васильевича Лопухова, изучить его творчество, при этом особое внимание уделить его экспериментальным балетам. Задачи: - Познакомиться с биографией и творческой деятельностью, - Выявить этапы становления Федора Васильевича Лопухова, как большого мастера хореографического искусства; - Проанализировать экспериментальные постановки балетмейстера; - Рассмотреть подробнее наиболее значимые постановки Федора Васильевича. В данной работе основным объектом исследования являются особенности творчества Федора Васильевича Лопухова. Предмет исследования: экспериментальные балеты Федора Лопухова. В работе для достижения поставленных цели и, задач использованы следующие методы исследования: - Анализ тематической литературы; - Обобщение; - Наблюдение; - Описание. Значение исследования творчества Федора Васильевича Лопухова и, в особенности, его экспериментальных балетов заключается в важности новшеств, введенных балетмейстером, в том числе его экспериментов. Также нельзя забывать, что его творчество актуально и в настоящее время. В отличие от многих других балетмейстеров, Лопухов прославился как в практике, так и в теории хореографического искусства. Доказательством этому является теоретический материал, который он оставил после себя. Данная работа состоит из трёх разделов. В первом разделе будет описана биография великого балетмейстера и рассмотрено его творчество в общих чертах. Изучена работа Лопухова как балетмейстера-реставратора балетов классического наследия. Особое внимание будет уделено балетам «Ледяная дева» на музыку Эдварда Грига и «Величие мироздания» на музыку Четвертой симфонии Л. Бетховена. Второй раздел работы будет посвящен экспериментальным балетам Федора Васильевича Лопухова. Здесь будут подробно рассматриваться введенные им новшества, ведь о них очень важно знать и помнить, так как его находки живут в постановках молодых хореографов. Ну и, конечно же, для закрепления понимания понятия «экспериментальные балеты» в этом разделе будут изучены некоторые постановки: революционный балет «Красный вихрь» композитора Владимира Дешевова, «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» на музыку Игоря Стравинского, хореографический спектакль «Болт» Дмитрия Шостаковича и комедийный балет «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича. В третьем разделе будет рассказано о теоретическом наследии Фёдора Лопухова. В заключительной части исследовательской работы будут подведены итоги по проделанной работе, отражены результаты исследования.
Раздел 1. Жизненный путь и творчество Федора Лопухова Биография Федора Лопухова Федор Васильевич Лопухов родился в Санкт-Петербурге 19 октября 1886 года. Его отец, Василий Лопухов, был крестьянином Тамбовской губернии, окончил сельскую школу, а затем был взят в солдаты. Дослужившись до унтер-офицера лейб0гвардии Московского полка, стоявшего в Петербурге, Василий Лопухов получил возможность уйти в отставку и предпочел не возвращаться в деревню, а остаться в столице. Федор Лопухов принадлежит к известной балетной династии: старшая сестра Евгения Лопухова (1884 - 1943) – известная эстрадная танцовщица, выступавшая в паре с А. Орловым в 1910-1930-х годах. Младшая сестра – Лидия Лопухова (1892-1981) – знаменитая балерина Русских Сезонов Дягилева, танцевавшая на различных сценах США и Великобритании с 1910 по 1934 годы. Младший брат – Андрей Лопухов (1898-1947) – артист Мариинского театра театра оперы и балета им. С. М. Кирова в 1916 – 1945-х годах, один из видных мастеров характерного танца, является автором книги «Основы характерного танца» Лопухов, Бочаров, Ширяев [24]. Педагогом Лопухова был Николай Легат – убежденный хранитель традиций классического танца. Свой предмет он знал безупречно и на всю жизнь остался для своего ученика образцом учителя. Именно Легату Лопухов был обязан своим глубоким знанием классического танца – кроме новаторских постановок, Федор Лопухов был прекрасным классическим балетмейстером [18, с. 27]. Надо признаться, что воспоминания Федора Лопухова об училище разительно отличаются от тех, что сохранили его современники, обучающиеся там одновременно с ним или годом-двумя ранее или позднее. Лопухов не сохранил в своих воспоминаниях ничего, кроме уныния и скуки. Конечно, для этого были свои причины. Мальчику, привыкшему общаться лишь со своими братьями и сестрами, тяжело было жить бок о бок со своими одноклассниками, с которыми пришлось налаживать отношения. Друзей в училище за все время обучения Федор Лопухов так и не приобрел. Скорее всего, в те годы у Федора Лопухова еще не выработалось собственного отношения к балету как к своей будущей профессии. Истинную радость ему доставляли лишь уроки музыки. Со временем Федору Васильевичу начали нравиться и уроки классического танца, то есть основы основ системы преподавания в балетной школе. В 1899 году Лопухов получил свою первую самостоятельную роль, а не массовую роль, которой стал Мальчик-с-пальчик. Федор Васильевич окончил в 1905 году Петербургское театральное училище и был зачислен в кордебалет Мариинского театра. По своим данным он не мог рассчитывать на роль премьера, однако, как и всякий танцовщик, Лопухов мечтал о сольных партиях. Правда, и кордебалет пригодился ему впоследствии в его балетмейстерской деятельности. Обладая великолепной сценической памятью, Федор Васильевич впоследствии поражал артистов знанием мельчайших деталей хореографического рисунка того или иного балета. Сольные партии Лопухов начал получать лишь в начале своего второго сезона. В 1909 году Лопухов перешел на московскую сцену, он считал, что переход в Большой театр может что-то дать ему как танцовщику. Московская школа балета казалась Федора Васильевичу более плодотворной, чем петербургская. В конце концов, он добился того, что его на полгода отправили в Большой театр. Там он смог воочию увидеть работу Александра Горского, которая его очень интересовала. Но он уже тогда с неодобрением относился к вольному обращению Горского с классическим наследием. Именно тогда Федор Васильевич начал задумываться о праве балетмейстера на переделку спектаклей, вошедших в сокровищницу балетного наследия [7, с. 6]. Первая мировая война прервала беззаботную жизнь. Лопухов был мобилизован в первый же месяц, однако в солдатских казармах он пробыл недолго. Через некоторое время Федор Васильевич определен в санитарный поезд великой княгини Марии Павловны. В Петербург он стал попадать лишь изредка, но во время пребывания в городе был совершенно свободен и продолжал выступать на сцене. В 1920 году Лопухов упоминается в документах театра как балетмейстер, в 1922 году он назначен балетмейстером-руководителем, а в 1925 году занимает и пост управляющего труппой. Теперь и художественное, и административное руководство было сосредоточено в его руках. На протяжении 1918 – 1920 годов Федор Лопухов создал огромное количество концертных номеров. Постепенно он переходит на постановку одноактных балетов [20, с. 172]. В 1925 году появилась книга Федора Васильевича «Пути балетмейстера». Это был необычный случай – теория намного опережала практику и становилась не результатом обобщения, а, наоборот, направляла его. Работа в области теории балета велась Лопуховым параллельно с напряженной практической работой в театре. Необходимо было приложить много труда и сил к сохранению и обновлению балетного наследия, театрального репертуара [2, с. 188]. В 1931 году состоялась премьера балета «Болт» на музыку Шостаковича. После чего Лопухова обвиняли в любовании прогульщиками и бюрократами – слишком уж яркими получились их сценические образу. После организованной прессой травли Федор Васильевич был отстранен от занимаемой должности в родном театре. Правда, вскоре он получил назначение в Ленинградский Малый оперный театр, где должен был возглавить существовавшую там балетную труппу. За четыре года работы с этим балетным коллективом (1932-1935), было поставлено немало интересных спектаклей, среди них – балеты: «Светлый ручей» Шостаковича, который вскоре был перенесен в Большой театр. Со временем в одной из газет появились разгромные статьи о музыке к данному балету, а сам спектакль был назван «балетной фальшью». Спектакль по личному распоряжению Сталина сняли, Лопухова уволили из Большого театра, его балеты навсегда запретили к исполнению. Федор Васильевич покинул столицу [19, с. 73]. После начала Великой Отечественной Войны, Лопухов уехал в Куйбышев, куда был эвакуирован Большой театр, затем перебрался в Ашхабад, а потом – в Ташкент. Там в Узбекском театре оперы и балета он поставил национальный балет «Акбиляк». После этого Лопухов присоединился к труппе Малого оперного театра, эвакуированного в Оренбург, и работал с ней, а в 1944 году вернулся в Ленинград. Кировскому театру вновь требовался руководитель балетной труппы. Требовалось возобновление репертуарных спектаклей данного театра. Почти до самых последних дней Федор Васильевич Лопухов, доживший до восьмидесяти шести лет, продолжал работать. Кроме ряда постановок 60-х годов в Малом оперном театре, он много сил уделял преподавательской работе. Скончался Федор Васильевич Лопухов 28 января 1973 года [4].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.011 с.) |