Влияние на конкуренцию регулирования закупок и торгов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние на конкуренцию регулирования закупок и торгов



Особые условия ведения хозяйственной деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях (далее – районы Крайнего Севера) существенно затрудняют доступ к участию в конкурентных процедурах закупок для государственных нужд субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на таких территориях. Они не могут осуществлять свою деятельность в равных условиях с организациями и предприятиями, ведущими свою деятельность в иных регионах Российской Федерации, в связи со следующими факторами:

- географическое расположение районов Крайнего Севера и связанные с ним дополнительные логистические издержки;

- климатические условия и связанные с ними высокие объемы потребления энергоресурсов;

- дополнительная финансовая нагрузка, связанная с предоставлением гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера (районные коэффициенты, дополнительные отпуска, укороченный рабочий день и прочие). 

Указанные издержки влияют на себестоимость продукции, увеличивая ее стоимость по отношению к аналогичной продукции предприятий, расположенных в других регионах Российской Федерации и формируют заранее невыгодные ценовые условия при проведении торгов в ходе закупок для государственных и муниципальных нужд, при прочих равных технологических возможностях и опыте работы в соответствующей сфере.

В целях создания условий для повышения доступа субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к закупкам товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Минвостокразвития России разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – законопроект) и 11.02.2021 внесен в Правительство Российской Федерации (исх. № ПВ-08-04/1788).

Законопроектом предлагается установить право субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных и фактически осуществляющих предпринимательскую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на получение преимущества при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы услуги в размере до 15%, но не выше начальной (максимальной) цены контракта. Предполагается, что правила предоставления указанного преимущества, а также перечень работ, товаров и услуг будут утверждаться Правительством Российской Федерации.

Принятие разработанного Минвостокразвития России проекта Федерального закона будет способствовать выравниванию условий конкуренции при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в районах Крайнего Севера, повышению стабильности финансово-экономической деятельности малого предпринимательства, созданию благоприятных условий для эффективного развития предпринимательства, работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Законопроект разработан в целях реализации положений Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года (подраздел «Развитие малого и среднего предпринимательства»), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 2464-р от 24.09.2020, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.06.2020 № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока».

Также законодательное закрепление особенностей участия субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Разработка предусмотрено пунктом 6.9 Плана реализации Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года (1-ый этап - 2020 – 2024 годы).

 

Оценка Федеральной таможенной службы

Федеральная таможенная служба в 2020 году продолжила работу по реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 (далее - Национальный план), и плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы.

Национальным планом определены основные направления государственной политики по развитию конкуренции, включающие принятие мер, направленных на обеспечение прозрачности и эффективности закупок товаров, работ, услуг
для государственных и муниципальных нужд, создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Во исполнение абзаца третьего подпункта «г» пункта 2 Национального плана в целях обеспечения при организации закупочной деятельности внедрения показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг,
в том числе подведомственными организациями, приказом ФТС России
от 28.11.2018 № 1936 утвержден Перечень показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг, в том числе территориальными органами и подведомственными организациями Федеральной таможенной службы.

Федеральной таможенной службой в 2020 году в рамках реализации мероприятий по развитию конкуренции, предусмотренных Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период
до 2024 года, Национальным планом и распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р, завершена работа по организации
в ФТС России системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс).

В целях организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс):

сформирована комиссия ФТС России по антимонопольному комплаенсу;

утвержден правовой акт, регламентирующий организацию в Федеральной таможенной службе системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс), – Положение об организации в Федеральной таможенной службе системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс), утвержденное приказом ФТС России
от 15.05.2020 № 438 (далее – Положение об антимонопольном комплаенсе);

определено уполномоченное подразделение, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в ФТС России (Контрольно-ревизионное управление ФТС России);

определен коллегиальный орган, осуществляющий оценку эффективности организации и функционирования в ФТС России антимонопольного комплаенса (коллегия ФТС России);

проведена работа по внедрению системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в территориальных таможенных органах.

Результаты проведенной оценки рисков нарушения структурными подразделениями ФТС России и территориальными таможенными органами антимонопольного законодательства, исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства, а также информация
о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включены в доклад об антимонопольном комплаенсе в Федеральной таможенной службе за 2020 год (далее – доклад).

Доклад рассмотрен и одобрен на заседании коллегии ФТС России, размещен на официальном сайте ФТС России в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и в установленном порядке представлен в ФАС России.

Кроме того, на ФТС России возложена реализация функции ведомственного контроля в сфере закупок[41]. Указанная функция реализуется путем проведения
в территориальных таможенных органах, наделенных полномочиями государственных заказчиков, проверок[42] соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, целью которых является обеспечение исполнения подведомственными заказчиками законодательства в сфере закупок, а также подготовка предложений по повышению качества закупочной деятельности
и эффективности закупок для нужд таможенных органов.

В 2020 году продолжена работа по совершенствованию применения
в таможенных органах технологий автоматической регистрации деклараций
на товары и автоматического выпуска товаров, что позволило в декабре 2020 года достичь следующих значений показателей:

доля автоматически зарегистрированных деклараций составила 99,1%
по экспорту и 99,3% по импорту;

доля автоматически выпущенных деклараций, поданных участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) низкого уровня риска, составила 93,7% по экспорту и 86,0% по импорту.

Всего за 2020 год зарегистрировано в автоматическом режиме более
3,8 млн. деклараций на товары (далее – ДТ) (3 834 893 ДТ), что в 1,3 раза превышает значение за 2019 год (2 822 550 ДТ), и выпущено в автоматическом режиме более 1 млн. ДТ (1 088 251 ДТ), что в 1,7 раза больше значения показателя за 2019 год (643 018 ДТ).

В 2020 году завершено реформирование системы таможенных органов, проводимое с 2018 года по 2020 год в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой»), утвержденным приказом Минфина России
от 09.01.2018 № 2. Создана единая сеть электронных таможен в составе каждого регионального таможенного управления (8 таможен) и центров электронного декларирования (далее – ЦЭД) (8 региональных, 2 областных,
4 специализированных по видам транспорта, 2 специализированных по видам товара).

На завершающем этапе в 2020 году созданы и функционируют: Центральная электронная таможня и Центральный ЦЭД Центрального таможенного управления, Северо-Западная электронная таможня и Северо-Западный ЦЭД Северо-Западного таможенного управления, Дальневосточная электронная таможня и Дальневосточный ЦЭД Дальневосточного таможенного управления, Южная электронная таможня и Южный ЦЭД Южного таможенного управления.

К концу 2020 года доля всех электронных деклараций на товары, поданных в ЦЭД, составила 97,5%.

Проведенная ФТС России реформа направлена на повышение качества таможенного администрирования и снижение административной нагрузки
на законопослушных участников ВЭД за счет полномасштабной цифровизации
и автоматизации деятельности таможенных органов, единообразной правоприменительной практики в работе таможенных органов, исключения необходимости личного присутствия участников ВЭД в ЦЭД.

Также в 2020 году продолжено проведение мероприятий, направленных
на расширение практики применения технологий автоматической регистрации
и автоматизированного выпуска электронных транзитных деклараций
(далее – ЭТД).

Обеспечена возможность применения автоматической регистрации ЭТД
во всех таможенных органах при перевозках товаров различными видами транспорта, а также в отношении ЭТД, поданных до фактического прибытия товаров на территорию Российской Федерации.

Кроме того, такая технология стала использоваться и при перевозках товаров ЕАЭС, перемещаемых в рамках проводимого на пространстве ЕАЭС эксперимента по электронному декларированию товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Технология автоматизированного выпуска была распространена
на все таможенные органы при перевозках товаров, ввозимых в Российскую Федерацию автомобильным и железнодорожным транспортом.

Всего в 2020 году в автоматическом режиме зарегистрировано 270 018 ЭТД, что составило 26% от общего количества ЭТД, оформленных в 2020 году
и соответствующих условиям авторегистрации ЭТД.

Автоматизированный выпуск товаров применен в отношении 57 861 ЭТД, что составило 45% от общего количества ЭТД, оформленных в 2020 году
и соответствующих условиям автоматизированного выпуска ЭТД.

Одним из основных направлений совершенствования таможенного администрирования является развитие применяемых и внедрение перспективных информационных таможенных технологий, в результате использования которых обеспечивается эффективный таможенный контроль, минимизация издержек участников ВЭД, повышение качества предоставляемых государственных услуг
в области таможенного дела.

Проводимые мероприятия ориентированы на обеспечение благоприятных условий для развития и интенсификации ВЭД, на создание равных конкурентных условий для ведения бизнеса.

Ведущим направлением автоматизации процессов совершения таможенных операций, направленных на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, является развитие информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и использование получаемой от них информации
в алгоритмах работы информационных систем таможенных органов.

ФТС России с 20 федеральными органами исполнительной власти, участвующими в реализации государственного регулирования ВЭД, посредством 19 технологических карт межведомственного взаимодействия и подписания отдельных соглашений обеспечено информационное взаимодействие в режиме онлайн и на регламентной основе.

В целях автоматизации использования получаемой от органов власти информации разработаны алгоритмы по сверке и учету количества отдельных категорий лицензируемых товаров, а также сверке сведений из нотификации, заявленной в декларации на товары, со сведениями из единого реестра нотификаций о характеристиках шифровальных (криптографических) средств
и товаров.

В рамках совершенствования информационного обмена с ФСТЭК России проведена доработка программных средств, реализована визуализация всех документов ФСТЭК России и разрешений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.

В настоящее время активно разрабатываются и внедряются информационные электронные сервисы, предназначенные для персонифицированного информационного взаимодействия между участником ВЭД и таможенными органами на основе WEB-технологий, одним из которых является АПС «Личный кабинет участника ВЭД».

В части совершенствования информационного взаимодействия
с участниками ВЭД по вопросам соблюдения запретов и ограничений в области экспортного контроля на официальном сайте ФТС России в Личном кабинете участника ВЭД реализован новый сервис, направленный на уведомление декларанта о возможном отнесении товара к объектам экспортного контроля
в случае, если заявленные сведения о коде единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза товара и направлении его перемещения совпали с информацией из контрольных списков, а также о требованиях к заполнению декларации на товары.

В части обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в сервисе «Правообладатели» реализована возможность получения в электронном виде государственной услуги «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» (приказ ФТС России от 28.01.2019
№ 131).

Функциональные возможности Личного кабинета участника ВЭД значительно упрощают процесс декларирования, сокращают временные издержки, позволяют отказаться от посреднических услуг и существенно снижают коррупционные риски, возникающие в процессе совершения таможенных операций.

Информация, получаемая ФТС России по результатам электронного межведомственного информационного взаимодействия, а также в рамках предоставления государственной услуги, используется таможенными органами в системе управления рисками и при реализации технологии автоматического выпуска товаров (без участия должностных лиц таможенных органов).

 

Оценка Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка

Сфера производства и оборота алкогольной продукции всегда представляла значительный интерес для участников экономической деятельности. Причиной такого положения являются, прежде всего, быстрая оборачиваемость вложенных средств, а также высокая маржинальность производимой продукции.

По этим же причинам данный вид деятельности является крайне привлекательным для недобросовестных предпринимателей, осуществляющих производство и продажу нелегальной алкогольной продукции. При этом производство нелегальной продукции, как правило, связано с уклонением от уплаты акцизов, что исключает возможность конкуренции с ней легальной продукции и ставит добросовестных участников рынка в заведомо невыгодную ситуацию.

Деятельность по производству и обороту алкогольной продукции не была включена в основные виды деятельности в отраслях экономики, в которых необходимо достижение контрольных показателей реализации плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р.

Минфином России совместно с Росалкогольрегулированием на постоянной основе проводятся мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы курируемой сферы деятельности, сокращению «теневого оборота» алкогольной продукции и формированию цивилизованного рынка конкурентоспособной алкогольной продукции.

В целях снижения уровня нагрузки на бизнес и снятия излишних административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции, в 2020 году проводилась работа по отмене неэффективных и избыточных обязательных требований, предъявляемых к участникам алкогольного рынка, в том числе в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».

Так, был принят Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на оптимизацию и систематизацию обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, основные положения которого вступили в силу с 1 января 2021 года.

Кроме того, принято 6 постановлений Правительства Российской Федерации, 2 распоряжения Правительства Российской Федерации, 8 приказов Минфина России, в разработке которых Росалкогольрегулирование принимало активное участие, а также 13 ведомственных актов Росалкогольрегулирования.

Также в связи с распространением новой коронавирусной инфекции руководством страны и федеральными органами исполнительной власти предпринимаются все необходимые меры, в том числе направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства, а также на преодоление кризисных явлений в экономике России.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (далее – постановление № 440) для организаций, имеющих лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе лицензии на розничную продажу алкогольной продукции), сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г., действие указанных лицензий продлено на 12 месяцев.

Согласно последним изменениям, внесенным в постановление № 440 постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 № 109, предусмотрено продление действия срочных лицензий и иных разрешений по перечню срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2021 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев (далее – перечень).

Согласно указанному перечню относительно сферы алкогольного рынка предусмотрено продление срока действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

С 1 января 2022 года вступает в действие Технический регламент ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции», в связи с чем в 2020 году продолжена работа по приведению законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в соответствие с положениями Технического регламента.

Кроме того, продолжается актуализация межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента.

В 2020 году также продолжилась работа над проектами соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств-членов ЕАЭС и регулировании алкогольного рынка в рамках ЕАЭС, положения которых направлены на создание равных административных условий для участников алкогольного рынка в рамках ЕАЭС и исключение ценовых конкурентных преимуществ для алкогольной продукции, происходящей из стран ЕАЭС.

Указанные мероприятия направлены на формирование равных условий, в том числе с точки зрения качественных характеристик для отечественной алкогольной продукции и продукции, ввозимой из государств-членов ЕАЭС, что положительно скажется на конкурентной среде в сфере алкогольного рынка.

Большое значение для устранения нелегальной алкогольной продукции с рынка имеют проводимые Росалкогольрегулированием, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, контрольные мероприятия в рамках контрольно-надзорной деятельности.

Согласно форме 3-АЛК (прав) «Сведения о результатах проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции за январь - декабрь 2020 года» в 2020 году было проведено 163 742 проверки, в ходе которых выявлено 90 645 нарушений у 74 833 организаций.

Наибольшее число нарушений (50 311) связано с нарушением правил торговли алкогольной продукцией. По выявленным правонарушениям возбуждено 4 018 уголовных дел и составлено 85 153 протокола об административных правонарушениях.

В целях исполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», Росалкогольрегулированием в 2020 году реализованы полномочия по организации вывоза, хранения, уничтожения и утилизации изъятых из незаконного оборота или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов, основного технологического оборудования, автомобильного транспорта.

По информации, полученной в ходе исполнения данного постановления в 2020 году, изъято 436 единиц основного технологического оборудования со 118 объектов нелегального производства, из которых 368 единиц со 107 объектов демонтировано и вывезено для хранения и утилизации.

Кроме того, изъято 209 единиц транспортных средств, осуществлявших перевозку нелегального спирта и алкоголя, из которых 95 единиц вывезено для осуществления хранения.

Считаем, что комплексное проведение указанных мероприятий позволяет обеспечивать формирование равных условий для участников рынка, в том числе в отношении качества продукции, производимой в Российской Федерации и ввозимой из государств-членов ЕАЭС, что положительно сказывается на состоянии конкуренции в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

 

Оценка Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору

В части пункта 4 Методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по подготовке материалов для включения в ежегодный доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации (далее - Методические рекомендации):

в целях достижения ключевых показателей Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618, Ростехнадзором ведется работа по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства в сфере закупок.

Количество жалоб, направленных в ФАС, на действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд Ростехнадзора относительно 2017 года уменьшилось на 31,25 % (2017 год - 16 обращений, 2020 год - 11 обращений).

Для достижения показателя увеличения доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, Ростехнадзором преимущественно осуществляются закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

В 2020 году доля таких закупок по сравнению с 2017 годом увеличена на 73,5 % (2017 год - 359 закупок, 2020 год - 623 закупки).

В части пункта 5 Методических рекомендаций:

преимущественно закупки товаров, работ, услуг осуществляются
в электронной форме, что повышает прозрачность их проведения, а также недискриминационный доступ широкого круга поставщиков к закупкам товаров, работ, услуг.

Закупки малого объема (на сумму, не превышающую 600 тыс. руб.) проводятся посредством агрегатора торговли «Березка».

С целью оптимизации закупок товаров, работ, услуг приказом Ростехнадзора от 20 ноября 2018 г. № 579 внедрены показатели, характеризующие эффективность закупок товаров, работ, услуг. В 2020 году достигнуты следующие значения этих показателей:

доля конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов), которые по итогам проведения процедуры были признаны состоявшимися (Р1), - 65,77;

доля отмененных процедур (Р2) - 0,14;

доля обоснованных жалоб на действия (бездействие) заказчика
при проведении процедур (%) (Р3) - 2,78;

показатель эффективности расходования бюджетных средств
по конкурентной закупке (Р4) - 16,27.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.059 с.)