Сегмент «Инвестиционные услуги» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сегмент «Инвестиционные услуги»



В целом сегмент инвестиционных услуг является более конкурентным, чем сегменты традиционных банковских и платежных услуг, однако в нем по-прежнему наблюдается усиление позиций банковских групп в силу их размеров, накопленной базы «банковских» клиентов, а также возможностей, связанных с развитием финансовых технологий.

В 2020 году в данном сегменте[53] наблюдались позитивные тенденции: количество клиентов в сегменте доверительного управления увеличилось на 65%, а количество клиентов на брокерском обслуживании – на 130%.

По итогам 2020 года в сегменте доверительного управления по показателю стоимости инвестиционного портфеля число и состав лидеров остались неизменными. Несвязанные с банками участники, как и в прошлом отчетном периоде, не вошли в состав лидеров, что может быть следствием более активной политики «банковских» поставщиков услуг. За счет перераспределения долей лидеров и снижения рыночной активности их конкурентного окружения уровень конкуренции в среднем по стране снизился (и таким образом остается в «красной зоне»).

По итогам 2020 года лидерами сегмента брокерских услуг по привлечению клиентов стали АО «Тинькофф Банк» и ПАО Сбербанк с ростом за год клиентской базы в 3,2 и 2,9 раз соответственно. Совокупная доля клиентской базы банковских групп за 2020 год увеличилась с 82,3% до 89,7%, что также говорит о стремительном проникновении банков в сферу инвестиционных услуг. Рыночная активность конкурентного окружения и уровень конкуренции в среднем по стране снизились (и таким образом по-прежнему остается в «красной зоне»).

Анализ показателей конкуренции, проведенный по показателю оборота брокерских сделок [54],выявил 14 ведущих финансовых групп из 223 участников рынка, из которых восемь связаны с банками.

Совокупные доли банковских и небанковских лидеров по обороту изменились незначительно (банковские лидеры – с 36 до 34%, небанковские лидеры – с 52 до 46%). ПАО Сбербанк продемонстрировал рост оборота на 43%, что при трехкратным росте количества его клиентов свидетельствует о продолжающемся наращивании лидером базы пассивных клиентов (в том числе за счет банковских онлайн-платформ).

Несмотря на небольшое повышение рыночной активности конкурентного окружения, уровень конкуренции в среднем по стране по показателю оборота также снизился (но пока остается в «зеленой зоне», то есть в данном сегменте наблюдается высокий уровень развития конкуренции).

За прошедший год величина взносов по инвестиционному страхованию жизни сократилась на 7,4%, что во многом явилось следствием роста информированности клиентов об особенностях таких продуктов, а также невысокой реализованной доходности по завершившимся договорам, которая в среднем не опережала размер ставок по депозитам и во многих случаях была ниже инфляции. Также присутствует частичная переориентация страховщиков на продажи продуктов накопительного страхования жизни (в значительной степени по ООО СК «Сбербанк страхование жизни»).

Обзор этого сегмента показал перераспределение лидирующих позиций: в 2020 году доли ставших федеральными лидерами ООО «СК ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» и ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ» выросли до 23 и 28% соответственно.

Доля ООО СК «Сбербанк страхование жизни», которое годом ранее являлось единственным лидером, в отчетном периоде существенно сократилась, в результате чего данный участник вышел из состава лидеров.

Таким образом, на фоне практически неизменной рыночной активности менее крупных участников рынка уровень конкуренции в этом сегменте в среднем по Российской Федерации повысился (по-прежнему «желтая» зона).

1.4. Сегмент «Страхование» [55]

Сегмент страхования, как и сегмент инвестиционных услуг, в целом можно охарактеризовать как относительно конкурентный, по итогам 2020 года не показавший существенных изменений с точки зрения конкуренции.

Автострахование (ОСАГО и автокаско)

В целом для автострахования в отчетном периоде был характерен рост средних выплат вследствие увеличения стоимости ремонта иностранных автомобилей и изменения стоимости запчастей в справочнике Российского союза автостраховщиков.

В 2020 году в сегменте ОСАГО на федеральном уровне число лидеров сократилось с пяти до трех, в то время как в сегменте автокаско ими по-прежнему остаются четыре компании (в отчетном периоде в данном сегменте выявлено десять регионов с малым количеством участников рынка).

Результаты анализа, проведенного на основе данных Банка России, свидетельствуют в целом о нейтральной динамике изменения конкурентной среды в сфере автострахования в 2020 году:

- в сегменте ОСАГО с 17 до 24 увеличилось количество субъектов Российской Федерации с единственным лидером, однако рост рыночной активности конкурентного окружения лидеров позволил компенсировать это изменение, в результате чего уровень конкуренции в среднем по Российской Федерации не изменился (и находится в «желтой зоне»);

- в сегменте автокаско, напротив, количество субъектов Российской Федерации с единственным лидером сократилось с 16 до 12, но рыночная активность конкурентного окружения лидеров немного снизилась, поэтому уровень конкуренции в среднем по Российской Федерации незначительно ухудшился (но по-прежнему остается в «зеленой зоне»).

Добровольное медицинское страхование (ДМС)

Среди ключевых сегментов страхового рынка Российской Федерации наиболее негативное влияние пандемия коронавирусной инфекции оказала на сегмент ДМС, что было связано с сокращением доходов населения и оптимизацией расходов предприятий. По результатам 2020 года в данном сегменте по-прежнему сохраняется образовавшийся еще в 2018 году единственный лидер федерального уровня.

Суммарная доля шести ближайших конкурентов группы «СОГАЗ» в 2020 году составила 45%. В отчетном периоде выявлено четыре региона с малым количеством участников рынка.

В целом результаты анализа свидетельствуют о скорее негативной динамике изменения состояния конкуренции в сегменте ДМС: количество субъектов с единственным лидером за истекший год снизилось с 47 до 33, однако отрицательное влияние спада рыночной активности конкурентного окружения лидеров привело к тому, что уровень конкуренции в среднем по Российской Федерации ухудшился (и остается в «желтой зоне»).

Страхование жизни заемщиков

Несмотря на снижение доходов населения, рост взносов по с трахованию жизни заемщиков был обеспечен спросом на заемные средства со стороны физических лиц, чему способствовал, в том числе, запуск программы льготной ипотеки под 6,5%.

В 2020 году в сегменте по-прежнему наблюдалось два лидера: ООО СК «Сбербанк страхование жизни», чья доля сократилась на 2,6 п.п. по сравнению с 2019 годом, и ООО «АльфаСтрахование-Жизнь», чья доля выросла на 3,8 п.п. за тот же отчетный период. Рыночная активность конкурентного окружения лидеров незначительно снизилась, как и в целом уровень конкуренции по Российской Федерации (но он по-прежнему остается в «желтой зоне»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.007 с.)