Законодательные и нормативно-правовые основы организации финансового контроля на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательные и нормативно-правовые основы организации финансового контроля на предприятии



 

В настоящее время общие подходы к организации финансового контроля сформулированы в Лимской Декларации руководящих принципов финансового контроля, принятой на IX Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в октябре 1977 года в городе Лиме (республика Перу). Декларация закрепляет мнение о том, что независимые органы государственного бюджетно-финансового контроля являются непременным атрибутом демократического общества, обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами.

Созданная с учетом целей и задач ООН Международная организация высших органов финансового аудита — ИНТОСАИ дополняет систему Объединенных Наций, основанную на принципах Всеобщей декларации прав человека, еще одним важнейшим конструктивным элементом — базовыми подходами к методам повышения эффективности использования средств из общественных фондов.

Соответственно и рассматривать Лимскую декларацию следует не как международный договор, а как общепризнанную доктрину, на соответствие которой проверяется и «демократическая» зрелость той или иной государственной системы и параметры отдельных законов, в частности.

В соответствии с Декларацией финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов, основными из которых являются следующие принципы: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий и системности».

Лимская Декларация указывает, что для достижения рационального и эффективного управления государственными финансовыми средствами необходимо незамедлительно создать в каждом государстве высший орган финансового контроля, независимость которого должна быть закреплена в законодательном порядке. Это в равной степени распространяется на субъекты федеративных государств, особенно там, где они обладают высокой степенью суверенности, в первую очередь в бюджетно-финансовой сфере, как это имеет место в России.

Счетная палата РФ также обладает многими элементами организационной независимости. Однако Конституция РФ не предусматривает четкого определения ее независимого правового статуса. Счетная палата РФ не обладает собственными источниками доходов, так как это не предусматривается законами РФ.

Анализируя положения Лимской конвенции можно сделать вывод о том, что наделение Министерства финансов РФ по существующим в настоящее время законодательным основам системы федеральной исполнительной власти, статусом Высшего органа финансового контроля в общепризнанном понимании невозможно.

Анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод о целесообразности признания именно Счетной палаты РФ высшим органом финансового контроля. Счетная палата РФ обладает определенной организационной и функциональной независимостью (хотя и не закрепленной четко в Конституции).

Счетная палата РФ, как конституционный орган, находится вне структуры исполнительной власти. Она выступает (или, по крайней мере, обладает потенциалом выступать) как независимый высший государственный орган финансового контроля в РФ, осуществляющий финансовый контроль над исполнительной властью от имени и в интересах всего общества, от имени и в интересах всех налогоплательщиков, а не какой-либо ветви власти.

Правовую основу Государственного финансового контроля составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, указы Президента РФ и другие нормативно-правовые акты, издаваемые участниками бюджетного процесса, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ («Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 2 июля 2013 года №185-ФЗ ст. 98 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.07.2013 №185-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 02.07.2013 №185-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», проблемы правового обеспечения государственного финансового контроля.

Законодательство практически не регулирует деятельности органов ГФК на региональном и муниципальном уровнях. Фундаментом решения этой проблемы можно считать принятие Федерального закона от 02.07.2013 №185-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», определяющий основы статуса контрольно-счётных органов, которые образуются соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и представительным органом муниципального образования. Также Федеральным законом устанавливаются порядок назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счётных органов, основные требования к ним, права и обязанности должностных лиц контрольно-счётных органов, а также гарантии прав проверяемых органов и организаций.

Нет единства системы нормативной и методологической базы, единого информационного пространства. В разных регионах контролирующие органы организованы по-разному, наделены разными полномочиями, в некоторых муниципальных образованиях контрольно-счетные органы отсутствуют вовсе. Обращает на себя внимание несоответствие конституционных норм субъектов России Конституции РФ. В конституциях 40% субъектов нормы о контрольно-счетной деятельности вовсе отсутствуют, и данная деятельность преимущественно регламентируется законами субъектов РФ о контрольно-счетных палатах (90% субъектов имеют такие законы).

Отсутствие законодательно закрепленного механизма взаимодействия органов ГФК приводит к параллелизму в работе органов. Наличие четкого разделения полномочий органов ГФК помогло бы государству сэкономить денежные средства, выделяемые на содержание этих органов.

Таким образом, анализируя существующие на сегодняшний день проблемы правового регулирования финансового контроля в нашей стране, очевидна необходимость совершенствования законодательной базы, которая позволила бы более эффективно осуществлять государственный финансовый контроль, который способствует обеспечению законности деятельности государства в финансовой сфере.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.005 с.)