Лиховской техникум железнодорожного транспорта (ЛиТЖТ – филиал РГУПС) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лиховской техникум железнодорожного транспорта (ЛиТЖТ – филиал РГУПС)



Лиховской техникум железнодорожного транспорта (ЛиТЖТ – филиал РГУПС)

 

 

МДК 02.01 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УСТРОЙСТВ СИСТЕМ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ (СЦБ) И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ (ЖАТ).

 

 

БАЗОВЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

для обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования

 

 

Специальность 27.02.03. Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)

 

базовая подготовка среднего

 

профессионального образования

 

1


Базовый конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании Методического совета ЛиТЖТ-филиала РГУПС

 

Председатель В.И. Полухина

 

 

Составитель: преподаватель ЛиТЖТ – филиала РГУПС Соколов В.П.

 

 

ЛиТЖТ –филиал РГУПС

 

2016

 

2


Содержание  
Виды технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ 6
Организация технического обслуживания и ремонта 6
Основные функции работников, осуществляющих техническое 6
обслуживание и ремонт  
Планирование, учет и контроль выполнения работ 8
Эксплуатация аппаратуры и приборов СЦБ 8
Транспортирование, хранение и утилизация аппаратуры СЦБ. 9
Видимость сигнальных огней зеленых светящихся полос и световых 10
указателей светофоров на станции и перегоне  
Смена ламп светофоров 10
Измерение напряжения на лампах 11
Проверка и чистка внутренней части светофорных головок, световых и  
маршрутных указателей 11
Проверка внутреннего состояния и чистка трансформаторного ящика  
стакана светофора, внутренних частей маршрутного указателя 12
Проверка наружного состояния, исправности и надежности крепления  
электроприводов и стрелочных гарнитур. Проверка плотности прижатия  
остряка к рамному рельсу. 12
Наружная чистка электропривода, стрелочной гарнитуры, шибера,  
контрольных линеек 14
Проверка стрелок на невозможность их замыкания в плюсовом и  
минусовом положения при закладке между остряком и рамным рельсом  
щупа 4 мм 14
Проверка внутреннего состояния электропривода с переводом стрелки.  
Чистка и смазывание электропривода, чистка и регулировка контактов  
автопереключателя и проверка коллектора электродвигателя 15
Измерение тока электродвигателя МСП. Измерения усилия фрикционного  
сцепления в электроприводах с электродвигателями трехфазного тока.  
Измерение напряжения на электродвигателе 16
Комплексная проверка состояния электроприводов и стрелочных  
гарнитур без разборки. Проверка состояния стрелочного электродвигателя  
и измерение сопротивления изоляции обмоток 17
Проверка состояния рельсовых цепей на станции, в том числе  
индикатором тока 19
Проверка станционных рельсовых цепей на шунтовую чувствительность 20
Внешний осмотр дроссель-трансформаторов. Проверка внутреннего  
состояния кабельных стоек, путевых трансформаторных ящиков 21

 

3


Проверка внутреннего состояния дроссель-трансформаторов 22
Проверка состояния напольных элементов заземляющих устройств СЦБ и  
исправности искровых промежутков. Проверка правильности  
подключения заземлений искусственных сооружений к рельсам 22
Проверка состояния пультов управления, табло, маневровых кнопок.  
Проверка и регулировка контактных систем копок, рукояток,  
коммутаторов 24
Комплексное обслуживание и проверка действия автоматической  
переездной сигнализации и автоматических шлагбаумов 25
Состояние щитка управления проверяют внешним осмотром. Щиток  
управления должен быть установлен снаружи здания поста 27
Проверка состояния приборов и монтажа звуковой и световой  
сигнализации устройств тоннельной и мостовой сигнализации 27
Проверка работоспособности контрольно-габаритных устройств КГУ  
изъятием предохранителей в кабельном ящике при заданном маршруте 28
Проверка правильности чередования частот путевых токов в шлейфах 29
Проверка кабельных муфт со вскрытием. Осмотр трассы подземных  
кабелей и кабельных желобов 29
Измерение сопротивления изоляции жил кабеля по отношению к земле 29
Осмотр трассы подземных кабелей и кабельных желобов 30
Проверка сопротивления изоляции монтажа на станции 30
Осмотр воздушной сигнальной линии 30
Проверка напряжений цепей питания на питающей установке, проверка  
работы блоков автоматической регулировки напряжения аккумуляторных  
батарей 30
Проверка состояния аппаратуры электропитающей установки. Проверка  
правильности чередования фаз основного и резервного источников  
питания 31
Проверка состояния аккумуляторов и измерение напряжения и плотности  
электролита 32
Внешний осмотр и чистка ДГА; проверка наличия топлива, уровня масла  
и воды 34
Проверка состояния предохранителей, действия схем контроля их  
перегорания, надежности крепления. Измерение фактической нагрузки  
предохранителей 35
Проверка и регулировка приборов грозозащиты 35
Проверка состояния приборов и штепсельных розеток 35
Проверка на станциях правильности сигнализации светофоров и  
изменения любого из разрешающих показаний на запрещающие 36

 

4


Проверка с пути видимости сигнальных огней светофоров 37
Проверка правильности сигнализации светофоров на перегоне и  
изменение любого из разрешающих показаний на запрещающее.  
Проверка на перегоне соответствия посылаемых кодовых сигналов в  
рельсовой цепи сигнальным показаниям светофора 37
Проверка действия схем зависимостей устройств ЭЦ. Проверка  
взаимозависимостей стрелок и светофоров ЭЦ. 38
Проверка правильности чередования полярности фаз напряжения и  
работы схем защиты смежных рельсовых цепей на станциях и перегонах. 41
Проверка параметров автоматической переездной светофорной  
сигнализации и автоматических шлагбаумов. 43
Проверка соответствия действующих устройств СЦБ утвержденной  
технической документации. 44
Измерение времени замедления на отпускание якорей сигнальных реле  
входных, выходных и маршрутных светофоров. 45
Измерение и регулировка напряжения на путевых реле на станции и  
перегонах. 46
Измерение кодового тока АЛСН в станционных рельсовых цепях. 47
Измерение электрического сопротивления балласта и шпал в рельсовых  
цепях. 47
Измерение сопротивления изолирующих стыков. 48
Измерение напряжения на конденсаторах и выпрямителях. 48
Измерение сопротивления заземляющего устройства. 49
Проверка наружного состояния электропривода и стрелочных гарнитур на  
сортировочных горках. 49
Осмотр, крепление тормозных шин, проверка болтовых соединений,  
чистка и продувка замедлителей. 50
Проверка и регулировка вагонного замедлителя. 50

 

 

5


Виды технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ Основными видами работ в процессе технического обслуживания

 

устройств СЦБ являются: периодические технические осмотры устройств СЦБ; проверки действия устройств и систем СЦБ; разборка, чистка, смазывание механизмов, замена износившихся частей, затяжка болтовых соединений, покраска устройств СЦБ; периодическая замена приборов СЦБ для испытаний, чистки, регулировки, замены составных частей с ограниченным сроком службы; устранение причин отказов, повреждений, сбоев в работе устройств СЦБ, регулировка, текущий ремонт с целью восстановления исправного действия устройств СЦБ; периодическая проверка зависимостей устройств и систем СЦБ: периодическое тестирование программных продуктов и обеспечение антивирусной защиты для устройств СЦБ на базе аппаратно-программных средств.

 

Организация технического обслуживания и ремонта Периодические технические осмотры, проверки функционирования,

 

соответствия установленным техническим требованиям, измерения параметров проводят с целью оценки и прогнозирования технического состояния устройств СЦБ. После выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту или восстановительных работ руководитель работ должен проверить функционирование устройств СЦБ. С установленной периодичностью и после внесения изменений в действующие устройства СЦБ проверка установленных зависимостей правильности действия устройств СЦБ производится по программе и методике испытаний. В случае замены версии программного обеспечения, проверка установленных зависимостей производится по программе и методике испытаний, составленной организацией, разработавшей устанавливаемую версию программного обеспечения.

 

Обслуживание и ремонт

 

Основными функциями работников, осуществляющих техническое обслуживание устройств и систем СЦБ являются: содержание устройств СЦБ в соответствии с нормами на параметры; качественное и своевременное выполнение работ; принятие мер к восстановлению нормальной работы устройств СЦБ при возникновении отказов, повреждений, сбоев в работе технических и программных средств, выявление причин нарушений нормальной работы устройств СЦБ и проведение работ, направленных на исключение их повторения, подготовка предложений, направленных на предупреждение возникновения отказов, повреждений, сбоев; оформление в Журнале осмотра записи о привлечении работников других служб к восстановлению нормальной работы устройств СЦБ; соблюдение порядка производства работ, обеспечивающего безопасность движения поездов и требования охраны труда; выполнение работ по изменению монтажа в действующих устройствах и подтверждение их выполнения отметкой в принципиальных и монтажных схемах; подготовка обслуживаемых устройств СЦБ к работе в зимних условиях; участие в обучении работников других служб

 

6


правильному пользованию устройствами СЦБ; обеспечение сохранности и исправного состояния оборудования, инвентаря, инструмента, приборов, технической документации; контроль качества работ, выполняемых

 

подрядными организациями, участие в приеме выполненных работ. Функциями электромеханика СЦБ являются: производство работ по

 

техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ с соблюдением требований безопасности движения поездов, правил и инструкций по охране труда, пожарной безопасности, санитарных правил и норм; выполнение работ по утвержденным планам-графикам технического обслуживания и другим планам; организация работ электромонтеров и контроль качества выполнения этих работ; измерение параметров устройств СЦБ с использованием штатных измерительных приборов или возможностей АРМ ШН системы технического диагностирования и мониторинга; содержание в порядке и по описи технической документации на обслуживаемые устройства; проверка соответствия действующих устройств утвержденной технической документации; замена приборов СЦБ в соответствии с установленной периодичностью; участие в комиссионных осмотрах, в проведении проверок устройств СЦБ; устранение выявленных по результатам осмотров и проверок недостатков в работе устройств СЦБ; участие в устранении причин отказов, повреждений устройств СЦБ на других участках дистанции СЦБ по распоряжению диспетчера СЦБ; оформление записей в Журнале осмотра в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ и сообщение диспетчеру дистанции СЦБ время устранения и причину нарушения нормальной работы устройств СЦБ; проверка наличия пломб на аппаратах управления и соответствие оттисков на них; хранение персональных пломбировочных тисков в порядке, утвержденном начальником дистанции СЦБ.

 

Функциями электромонтера СЦБ являются: производство работ потехническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ с соблюдением всех требований; выполнение работ по утвержденным планам-графикам технического обслуживания и другим планам; измерение параметров устройств СЦБ с использованием штатных измерительных приборов или возможностей АРМ ШН системы технического диагностирования и мониторинга; замена приборов СЦБ в соответствии с установленной периодичностью; проведение по указанию электромеханика внеочередных осмотров и проверок устройств СЦБ; устранение выявленных по результатам осмотров и проверок недостатков в работе устройств СЦБ; информирование диспетчера дистанции СЦБ, электромеханика или старшего электромеханика СЦБ о нарушениях нормальной работы устройств СЦБ; устранение отказов, повреждений, сбоев в работе устройств СЦБ, не требующих вскрытия опломбированных устройств СЦБ и их выключения.

 

 

7


Планирование, учет и контроль выполнения работ

 

Работы по техническому обслуживанию устройств и систем СЦБ включаются в четырехнедельный и годовой планы – графики. Планы-графики для каждой станции ежегодно составляются старшим электромехаником совместно со старшим диспетчером дистанции СЦБ и согласовываются начальником производственного участка. Четырехнедельный план-график должен включать работы, которые выполняются с периодичностью один раз в четыре недели и чаще. Годовой план-график должен включать работы, выполняемые один раз в месяц и реже. Работы, выполняемые реже одного раза

 

в год, включаются в годовой план-график с указанием месяца и года последней выполненной работы, месяца и года планируемой работы. Для работ, выполняемых специализированными бригадами, составляются отдельные планы-графики. Планирование работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ, выполняемых подрядными организациями, осуществляется по графикам, предоставляемым организациями в рамках заключенного договора. Данные работы должны быть включены в план-график диспетчера СЦБ.

 

Старший электромеханик один раз в месяц составляет для участка электромеханика или бригадира оперативный план работ, в который включает работы четырехнедельного и годового плана-графика, работы по плану повышения надежности, модернизации, подготовки к зиме.

 

Контроль за выполнение работ, учет отступлений от норм содержания устройств осуществляется диспетчером дистанции СЦБ с использованием автоматизированной системы АСУ-Ш. Диспетчер дистанции СЦБ контролирует выполнение работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ и работ по устранению отступлений от норм содержания устройств. Диспетчер дистанции СЦБ ежедневно докладывает начальнику дистанции СЦБ о выполнении работ по техническому обслуживанию устройств и устранению отступлений от норм содержания устройств СЦБ. Результаты проверок технического состояния устройств, выявленные при всех видах проверок, недостатки в их содержании, заносят в базу данных АСУ-Ш.

 

Информацию об устраненном замечании старший электромеханик вводит

 

в базу данных программы «Учет и контроль устранения выявленных отступлений от норм содержания устройств СЦБ АСУ-Ш. При невозможности устранения замечаний в установленные сроки, старший электромеханик сообщает диспетчеру СЦБ причину.

 

Отвлечение электромехаников и электромонтеров на выполнение строительно-монтажных работ, работ, связанных с капитальным ремонтом устройств СЦБ, обеспечение выполнения работ, проводимых смежными службами, без предварительной организации технического обслуживания устройств СЦБ на закрепленных за ними участках, не допускается.

 

Смена ламп светофоров

 

Смену светофорных ламп на станции электромеханик или электромонтер выполняет в свободное от движения поездов время при запрещающем показании светофора с согласия ДСП и с последующей проверкой действия, видимости и измерения напряжения на лампах.

 

Смену светофорных ламп на перегоне ШН или ШЦМ выполняет после проследования поезда светофор или в свободное от движения поездов время по согласованию с поездным диспетчером или ДСП близ лежащей станции. При смене ламп нормально негорящие огни светофоров должны быть зажжены.

 

Смена однонитевых ламп на входных, выходных, маршрутных и проходных светофорах должна производиться в следующей последовательности:

 

1 изымается лампа зеленого огня и убирается;

2 изымается лампа желтого огня и устанавливается на место зеленого

огня;

3 изымается лампа красного огня и устанавливается на место желтого

огня;

 

4 на место красного огня устанавливается новая лампа.

 

Двухнитевая лампа заменяется новой при перегорании основной нити. Если на проходном светофоре лампа красного огня установлена двухнитевая, а лампы желтого и зеленого огней установлены однонитевые, то при перегорании основной нити лампы красного огня она заменяется новой. При замене

 

10


остальных ламп новая лампа устанавливается на место лампы желтого огня, а лампа желтого огня – на место лампы зеленого огня. Лампы заградительных светофоров, пригласительных огней входных светофоров, вторых желтых, вторых зеленых светофоров, лунно-белых огней выходных светофоров для отправления поездов при АЛСО, по неправильному пути или на ответвление, не оборудованное путевой блокировкой, всегда устанавливаются новые. На выходных и маршрутных светофорах, совмещенных с маневровыми, при очередной замене снятая лампа зеленого огня устанавливается вместо лампы лунно-белого огня. На маневровых светофорах лампа запрещающего огня заменяется новой, снятая лампа запрещающего огня устанавливается вместо лампы лунно-белого огня. Для линзовых светофоров применяют однонитевые лампы типа ЖС 12-15 и ЖС 12-25, двухнитевые лампы типа ЖС 12-15+15 и ЖС 12-25+25 напряжением 12 В и мощностью 15 Вт и 25 Вт соответственно. Лампы мощностью 25 Вт устанавливаются на входных, заградительных, а также на проходных светофорах, расположенных на кривых участках пути.

 

Контрольных линеек

Работу выполняют по заранее намеченному маршруту в свободное от

 

движения поездов время с оформлением записи в Журнале осмотра. Сначала следует осмотреть состояние электропривода, стрелочной гарнитуры, деталей узлов крепления; обратить внимание на состояние закруток. Затем почистить электропривод, фундаментные угольники, детали узлов крепления, межостряковую, рабочую и контрольные тяги, связную полосу. Ветошью, смоченную керосином, протереть электропривод, фундаментные угольники, межостряковую, рабочую и контрольные тяги. Смазать шарнир с пальцем, пальцы, оси рабочей и контрольных тяг; болты, крепящие электропривод, стрелочную гарнитуру, связную полосу. Ветошью удалить старую смазку с поверхностей шибера, контрольных линеек, при необходимости зачистить шлифовальной бумагой и смазать смазкой ЦИАТИМ-201. После окончания работ сообщить об этом ДСП и сцепить запись в Журнале осмотра.

 

Индикатором тока

 

Проверку производят ШН и ШЦМ. При осмотре состояния элементов рельсовых цепей обращают внимание на исправность перемычек, подключенным к кабельным стойкам, путевым трансформаторным ящикам, путевым дроссель-трансформаторам. Проверяют наличие и исправность рельсовых стыковых и стрелочных соединителей. Надежность крепления штепселя к шейке рельса стыковых соединителей, перемычек к кабельным стойкам, трансформаторным ящикам проверяют легким простукиванием головок штепселей с боков слесарным молотком с одновременной проверкой индикатором тока. Надежность крепления троса стрелочных соединителей и дроссельных перемычек со штепселями в местах приварки проверяют одновременно с использованием индикатора тока. Стрелочные соединители параллельных ответвлений, не оборудованных путевыми реле, проверяют с наложением шунта ШУ-0,1м сопротивлением 0,06Ом на поверхность головок рельсов. Косые джемпера однониточных рельсовых цепей проверяют методом замыкания накоротко изолирующих стыков. Приварные рельсовые соединители проверяют отжатием отверткой перед работой сварочного агрегата. Трос стыковых рельсовых соединителей не должен иметь более 30% оборванных проволок. Соединители должны быть приварены на расстоянии не менее 40мм от торца рельсов, верхняя грань манжеты соединителя должна быть ниже поверхности катания на 15 мм. Петля троса должна находиться ниже уровня манжеты. Перемычки к кабельным стойкам, трансформаторным ящикам, дроссель- трансформаторам должны быть прикреплены к шпалам скобами из оцинкованной проволоки диаметром 4-5 мм через каждые 40-60см по всей длине. В местах крепления на трос перемычек должны быть надеты трубки из хлорвинила. Перемычки в местах перехода над рельсом крепят ниже уровня подошвы на 30-50 мм.

 

Расстояние между отверстием для перемычки и накладкой изостыка должно быть 100мм, между первым и вторым отверстием- 160мм. Все перемычки и соединители должны быть очищены, трос стальных перемычек смазан машинным или трансформаторным маслом. Междупутные соединители

 

19


должны быть двойными площадью сечения 70мм2 при электротяге постоянного тока и 50мм2 - при электротяге переменного тока. Длина междупутного соединителя не должна превышать 100м.

 

Заземляющие проводники, подсоединенные к рельсам или дроссель-трансформаторам, должны быть изолированы от балластного слоя с помощью укладки их на отрезки старогодных шпал, а также двух кратным покрытием «Кузбаслаком» по всей длине проводника. Замедление релейного шкафа, мачты светофора и другого оборудования должно быть выполнено круглым проводником диаметром 12мм на участках с электротягой постоянного тока, и 10мм- при электротяге переменного тока.

 

Состояние изоляции рельсовой цепи на стрелке проверяют измерительным прибором. Изолирующие прокладки должны находиться в исправном и чистом состоянии и надежно скреплены болтами. Гайки должны быть зафиксированы контргайками и стопорными металлическими пластинами.

 

Состояние изолирующих элементов стрелочной гарнитуры проверяют на односторонний пробой вольтметром. Затем перемычкой кратковременно замыкают исправную изоляцию и индикатором тока определяют место с неисправной изоляцией.

 

Наличие зазоров между подошвой рельса и балластом проверяют визуальным осмотром. На участках с железобетонными шкалами верхняя поверхность балластного слоя должна находиться на одном уровне с верхней поверхностью средней части шпал. На участках с деревянными шпалами поверхность балластного слоя должна быть ниже подошвы рельса на 30мм. В шпальных ящиках, где находятся перемычки рельсовых цепей, не должно быть противоугонов.

 

Минимальное расчетное удельное сопротивление балласта должно быть 1Ом/км для двухниточных рельсовых цепей, 0,5Ом/км для однониточных разветвленных рельсовых цепей.

 

Изолирующие стыки, сережки остряков, стяжные полосы, распорки стрелочных переводов, арматуру пневмоочистки и обогрева стрелок проверяют измерительным прибором при неисправности рельсовой цепи. Минимальное сопротивление изоляции должно быть не менее 100Ом. При сопротивлении изоляции 50Ом она считается неисправной.

 

Проверка станционных рельсовых цепей на шунтовую чувствительность Шунтовую чувствительность рельсовых цепей проверяют ШН и ШЦМ с предварительной записью в Журнале осмотра. Наложение шунта ШУ-01м сопротивлением 0,06Ом на каждую рельсовую цепь электромеханик

согласовывает с ДСП.

 

Шунт накладывают на: релейном, питающем концах рельсовой цепи; на релейном, питающем концах и через каждые 100м по всей длине однониточной рельсовой цепи; на концах и в середине тональной рельсовой цепи; на каждом ответвлении разветвленной рельсовой цепи. При проверке параллельных ответвлений и однониточных рельсовых цепей следует обращать особое внимание на состояние стыковых и стрелочных соединителей.

 

20


Шунтовой режим рельсовой цепи контролируют по индикации на пульте-табло или по надежному отпусканию якоря путевого реле. При проверке следует обращать внимание на состояние поверхности головок рельсов. При наличии на верхней поверхности головки рельсов ржавчины, обледенения, напрессовки снега, загрязнения электромеханик должен сделать запись в Журнале осмотра о необходимости очистки рельсов или обкатки рельсовой цепи локомотивом.

 

Внешний осмотр дроссель-трансформаторов. Проверка внутреннего состояния кабельных стоек, путевых трансформаторных ящиков Визуально проверить отсутствие трещин, сколов и выбоин на корпусе и

 

крышке. Уплотнение в крышке должно исключать попадание пыли и влаги внутрь корпуса. Внутри не должно быть влаги, ржавчины, окисления на контактах и колодках. Монтажные провода должны быть аккуратно уложены, увязаны и иметь исправную изоляцию. Наконечники проводов должны быть плотно закреплены под гайками. При повороте наконечников проводов, насаженных на контактный штырь, в любом направлении должно исключаться касание наконечника одного провода с наконечником провода соседнего контакта. Наконечники должны быть плотно закреплены гайками. Плотность крепления проверить по отсутствию смещения проводов и подтягиванием гаек. Запасные жилы кабеля должны быть прозвонены, пронумерованы и расшиты на свободных штырях клемм или аккуратно уложены, а их концы изолированы. Кабели должны иметь бирки с указанием номенклатуры и наименования объекта. Плотность контакта предохранителей в гнездах мостика, а также исправность предохранителя проверяют изъятием его из электрической цепи. Исправность головки регулирующего резистора и плотность его закрепления на планке проверяют подтягиванием гайки вручную. Приборы, находящиеся в трансформаторном ящике, должны быть прикреплены к доске-вкладышу, расположенному на его дне. Доливку кабельной массы, окраску внутренней поверхности муфт, чистку и смазывание замков, болтов, крепящих крышки выполняют по мере необходимости. Необходимо обращать внимание на целость защитных мусора. Нижний конец трубы должен находиться в земле. В кабельной муфте должна быть монтажная схема.

 

Дроссель-трансформатора на перегоне устанавливают не ближе 0,9и от внутренней грани головки от внешнего рельса не менее чем на 0,1м ниже уровня головки рельса. На станциях верхняя часть дроссель-трансформатора может возвышаться над уровнем головки рельса до 0,2м, при этом дроссель-трансформатор должен быть расположен не ближе 983мм от внутренней грани головки ближнего рельса. Трансформаторные ящики устанавливают так, чтобы расстояние от внутренней грани головки ближнего рельса до середины отверстий для крепления к основанию на станции было равно: 1190мм при установке ТЯ-11 вдоль пути, 1190мм и 1255мм соответственно ТЯ-1 или РЯ-1; 1145мм при установке ТЯ-1 или ТЯ-11 перпендикулярно пути. Основание ящика должно располагаться так, чтобы дно его находилось ниже уровня головки рельса на 125мм для ТЯ-1 и ТЯ-11, на 160мм для РЯ-1.

 

21


На перегоне трансформаторные ящики удаляют от внутренней грани ближнего рельса не менее сем на 1м и опускают ниже уровня головки рельса не менее чем на 0,1м до наиболее выступающих частей. Расстояние от внутренней грани головки ближнего рельса до центра универсальной муфты должно быть не менее 1250мм. Центр бокового отверстия с фланцем должен находиться на уровне головки рельса.

 

Кабелей и кабельных желобов

 

При внешнем осмотре кабельных муфт проверяют отсутствие трещин, выбоин, сколов на корпусе и крышке, крепление муфт и отсутствие их просадки в грунт, наличие маркировки, состояние железобетонных оснований

 

и защищенность кабелей от механических повреждений, правильность планировки балласта вокруг муфт. Кабельные муфты должны быть обозначены в соответствии с исполнительным кабельным планом. При внутреннем осмотре проверяют крепление жил кабели гайками и контргайками, наличие нижних гаек контактных штырей, отсутствие влаги и пыли.

 

Проверяют состояние изоляции жил кабеля, уплотнение крышек, наличие монтажной схемы. Внутри чистят кистью-флейц и техническим лоскутом, гайки подтягивают торцевым ключом. Окислившееся гайки, заменяют новыми, контактные штыри чистят шлифовальной бумагой и протирают тканью, смоченной бензином. Кабельные жилы можно отключать с разрешения ДСП. Одновременное отключение нескольких жил, находящихся на разных штырях, не допускается. Жилы кабеля должны быть расшиты и увязаны в жгут в порядке их подключения. Трещины в кабельной массе ликвидируют паяльной лампой, равномерно нагревая массу небольшим пламенем.

 

Измерение сопротивления изоляции жил кабеля по отношению к земле Измерение сопротивления изоляции выполняют в свободное от движения

 

поездов время по согласованию с ДСП. Измерения проводят мегоомметром с напряжением 500 В, который подключают к изоляционной цепи и к корпусу

 

29


релейного штатива. Сопротивление изоляции двухпроводной схемы управления стрелкой измеряют в релейном помещении без отключения проводов. Мегаомметр подключают к проводу Л1 или Л2 на нулевой панели и к шине заземления статива. Сопротивление изоляции должно составлять не менее 5 Мом для одиночной стрелки и 2,5 Мом для спаренной. Сопротивление изоляции питающих и релейных концов должно быть не менее 2 Мом при наличии дроссель-трансформаторов и не менее 20 Мом при изолирующем путевом трансформаторе. Сопротивление изоляции схем управления светофорами должно быть не менее 25 Мом.

 

Аккумуляторных батарей

Напряжения на щитовой установке измеряют измерительными

 

приборами, установленными на силовых стойках. Для измерения используют пакетные переключатели, проверяя при этом четкость их работы. На вводной панели измеряют напряжение между фазами первого и второго фидеров. На релейной панели измеряют напряжение между подводящими фазами питания светофоров в дневном и ночном режимах, контроля стрелок и питания

 

30


маршрутных указателей. Напряжение питания ламп пульта управления в дневном и ночном режимах измеряют на штырях нулевых клемм релейной панели. Цепи питания, должны иметь следующие номинальные напряжения: фидеры – 380/220в; светофоры – в дневном режиме 230В, в ночном – 180В; маршрутные указатели – 230В; рельсовые цепи – 230в; контрольные цепи стрелок – 220В/127В; контрольные лампы пульта управления – в дневном режиме 24В, в ночном – 19, 5; допустимые отклонения напряжения +5%, -10%. Напряжение на местных элементах путевых реле должно составлять 220В, 50Гц для реле ДСШ-12; 110В, 25Гц для реле ДСШ-13 и ДСШ-13А. Для проверки правильности работы блоков автоматической регулировки напряжения пакетным переключателем подключают вольтметр панели на измерение напряжения батареи и наблюдают за режимом его работы. Когда напряжение на аккумуляторной батарее достигает верхнего предела, блок автоматического регулирования должен переключить выпрямитель на ток подзаряда. Напряжение аккумуляторной батареи при этом медленно снижается не достигнув нижнего предела, вновь переключает выпрямитель на ток заряда. Минимальный и максимальный токи подзаряда должны отличаться не более чем на 10% от тока нагрузки. Напряжения на преобразователях частоты ПЧ50/25-300 не должны отклоняться от номинальных более чем на ± 5%.

 

Проверка состояния аппаратуры электропитающей установки. Проверка правильности чередования фаз основного и резервного источников питания Перед осмотром контактора отключают с него напряжение пакетным выключателем и изымают плавкие вставки на входе фидера. Тыловой контакт контактора шунтируют перемычкой, он остается под напряжением. Затем очищают контактор от пыли и грязи, проверяют надежность всех резьбовых соединений, подтягивая крепящие винты и гайки. Проверяют контактную систему и при необходимости регулируют. Главные контакты, если они износились дополовины их первоначальной толщины, заменяют. Контакты с металлокерамическими накладками заменяют, если толщина накладки уменьшилась до 0,5-0,8 мм. Для замены главных контактов снимают дугогасительные камеры и упор, ограничивающий ход подвижной системы, и поворачивают его так, чтобы якорь был опущен вниз. Заменив контакты, собирают детали в обратном порядке. Если контакты сильно обгорели или оплавились, их поверхности зачищают надфилем. После каждого осмотра контактной системы устанавливают и фиксируют дугогасительные камеры. Проверяют отсутствие касания о них подвижных контактов. Магнитная система контактора при работе издает умеренный шум, подобный гудению трансформатора. Если гудение сопровождается резким дребезжанием, вызванным периодическими соударениями якоря и сердечника, то это указывает на неисправность контактора. Неисправности контактора: обрыв в цепи катушки, отсутствие осевого люфта вала (норма люфта 0,2-0,5 мм), несоответствие напряжения сети на втягивающей катушке, касание контактами стенок камер, большие провалы контактов, завышенное нажатие контактов, завышенное нажатие возвратной пружины, ток нагрузки выше номинального,

 

31


чрезмерная изношенность контактов, наличие пыльных, грязных или обгоревших контактов, слабое контактирование в месте соединения подвижного контакта с рычагами, малое ко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.103 с.)