Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для выполнения практических работ. Задания для самостоятельного выполнения: Задание 1. Одной из утопий эпохи Возрождения является утопия Томазо Кампанеллы о городе Солнца. Найдите материал о его учении в книгах, справочных пособиях, Интернете и расскажите, чем отличалась его утопия от утопии Томаса Мора. Почему коммунизм Кампанеллы часто называют «казарменным»? В каком обществе вы сами предпочли бы жить – созданном по рецептам Мора или Кампанеллы? Задание 2. Объясните. Николо Макиавелли в своей книге «Государь» утверждал, что «из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе….» Почему? Назовите «три кита» власти по Макиавелли. Задание 3. Выписать и выучить: 1. сонеты Ф. Петрарки, У. Шекспира; 2. 10 высказываний философов. Форма контроля самостоятельной работы: - Участие в дискуссии. - Проверка рабочей тетради. - Проверка списка определений ключевых понятий по данной теме. - Представление проекта: Государство Солнца. Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Возрождение античной натурфилософии происходит на основе … – учения, согласно которому Христианский Бог утрачивает свой неприродный, трансцендентный характер, сливается с природой, а природа обожествляется, т.е. понимается как божественная сила, открытая в вещах: а) провиденциализма; б) пантеизма; в) монотеизма; г) релятивизма.
2. Термин гуманизм происходит от лат. humanus, что означает: а) божественный; б) человеческий (человечный); в) природный; г) животный.
3. Пико Делла Мирандола (1463–1495) в своих знаменитых 900 тезисах утверждал: а) мир возник самопроизвольно, из «ничего»; б) мир возник из высшего бестелесного начала – «хаоса»; в) мир создан Богом из ничего; г) мир был создан Богом в «уме».
4. Согласно символике Николая Кузанского (1401–1464) мир представляет собой: а) изолированный шар в лоне абсолюта; б) бесконечно расширяющийся шар, центр которого – Земля; в) бесконечный шар с центром везде и нигде; г) бесконечный шар без центра.
5. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль: а) космос – одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);
б) бесконечность космоса – божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом; в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом); г) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.
6. Николай Коперник (1473–1543) обосновал гелиоцентрическую картину мира, в основе которой: а) астрономическая модель с Солнцем в качестве центра планетарной системы; б) представление о том, что Земля является центром вселенной, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё; в) представление о том, что Солнце является центром вселенной, а Земля стоит на трёх китах; г) астрономическая модель, согласно которой вселенная имеет два центра – Солнце и Землю.
7. Защищая коперниканскую систему мира, Джордано Бруно отстаивал идею: а) множества миров и бесконечности вселенной; б) конечности вселенной в пространстве и во времени; в) качественного различия между Землёй и другими планетами; г) наличия у вселенной множества центров.
8. Заключительным этапом эпохи Возрождения стала Реформация, которая привела к расколу римской церкви и созданию нового типа христианского вероучения: а) арианства; б) католицизма; в) православия; г) протестантизма.
9. По своей социальной сущности философия Нового времени выразила интересы: а) феодальной аристократии; б) католического духовенства; в) утвердившегося класса буржуазии; г) доминиканских и францисканских монастырей.
10. Девизом философии Нового времени становится изречение: а) Квинта Тертуллиана – «верую, ибо абсурдно»; б) И. Ньютона, выразившее стремление учёных-естественников и философов выработать научную картину мира в противовес церковной – «ничего со слов»; в) Ансельма Кентерберийского – «вера ищет разум», выразившее стремление учёных-теологов научно обосновать церковную картину мира; г) Протагора – «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих – что они не существуют».
11. Френсис Бэкон (1561–1636) призывает руководствоваться в познании методом: а) анализа; б) синтеза; в) дедукции; г) индукции.
12. Чтобы объяснить происхождение теоретического знания, французский математик и философ Рене Декарт (1596–1650) выдвигает: а) концепцию предопределения, согласно которой всё в мире, вплоть до явлений человеческой психики, предопределено или волей бога, или строгой механической необходимостью; б) концепцию априоризма, согласно которой всё, что познаёт человек, он познаёт в формах пространства и времени; в) концепцию врождённых идей, согласно которой основные идеи человеческого ума содержатся в нём изначально, т.е. до опыта (априорно); г) концепцию предустановленной гармонии, согласно которой причинно-следственная связь между душой и телом отсутствует, но каждое желание души и соответствующее движение тела параллельно и независимо предустановленны, предопределены богом.
13. Поиски «универсального» метода познания мыслителями XVII–XVIII вв. привели к разделению философов на сторонников: а) эмпиризма и рационализма; б) рационализма и эмпириокритицизма; в) материализма и идеализма; г) номинализма и реализма.
14. По мнению Джона Локка (1632–1704), душа человека – это: а) частица мирового духа, познающая путём интуиций и откровений; б) вместилище «врождённых идей», которые определяют направление и содержание познания; в) человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта; г) совокупность «врождённых принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи.
15. С точки зрения Бенедикта Спинозы (1632–1677): а) бог и субстанция (природа) – это одно понятие; б) бог находится вне субстанции, но не является ее творцом; в) бог находится в природе, являясь ее творцом; г) бог находится в природе, являясь ее субстанцией.
16. Немецкий философ, математик Г.В. Лейбниц (1646–1716) развивает учение о множественности субстанций (монад), лежащих в основе мира (монадология). Согласно его учению: а) идея не может быть субстанцией, т.к. она есть чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов; б) материя не может быть субстанцией, т.к. она протяженна и в силу этого делима, субстанция же должна быть абсолютно простой; в) субстанцией является движущаяся и вечно развивающаяся материя; г) в основе мира не может существовать какой-либо неизменной, единообразной, однородной материальной субстанции.
17. Английский философ Джордж Беркли (1685–1753) обосновывал положение о том, что «быть» означает: а) существовать независимо от нашего сознания; б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции; в) быть воспринимаемым ощущениями; г) существовать в человеческом представлении.
18. Скептицизм Дэвида Юма (1711–1776) заключается в том, что: а) он признавал духовное непознаваемое первоначало, проявляющее себя в истечении (эманации), противостоящее материи – источнику «зла»; б) действительность есть лишь поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы, а потому вопрос о том, существует объективный мир или нет, является неразрешимым; в) мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания; г) в основе всех чувственно воспринимаемых и мысленных предметов, всего нашего чувственного и интеллектуального опыта лежит неведомая, непознаваемая, объективно существующая «вещь в себе».
Умения, сформированные у студента после изучения темы: 1.Умеет находить нужную информацию из множества источников. 2.Анализирует и сопоставляет различные точки зрения на философию. 3.Умеет из множества мнений выбрать самое существенное. 4.Способен делать выводы и умозаключения. 5.Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения. 6. Умеет ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. 7.Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью. Задания для самостоятельного выполнения: Задание 1. Прочитайте тексты: «О жизненных правилах», «О массовой, поверхностной морали», «Существует ли прогресс в морали», ответьте на вопросы: 1. В Санксонском средневековом уложении написано: «Кто лишит жизни знатного, повинен уплатить 1400 солидов.. За убитого лита 120 солидов платы.. За раба, убитого знатным, 36 солидов платы». Считаете ли вы, что мы стали более нравственными, поскольку у нас сейчас нет таких законно? Считаете ли вы, что мы стали более нравственными по сравнению с прошлым поколением, например, - с нашими родителями? 2. Некоторые люди полагают, что во всех неприятностях или несчастьях, которыми с ними случаются, всегда виноваты они сами: во всем, что у меня не получается, виновата моя лень, моя трусость, моя небрежность. А другие чаще обвиняют внешние обстоятельства и людей: чем я виноват, что плохо успеваю по истории, если учитель не смог меня заинтересовать, если он ведет уроки скучно и нудно? Чем я виноват, что упал и сильно ушибся, если нерадивый дворник не посыпал обледеневший тротуар песком? Чем я виноват, что родился в такой стране, где мне не могут обеспечить высокий уровень жизни? Какая позиция вам ближе и понятней? Практическое занятие №4 Тема 2.7: Глобальные проблемы человечества. Название практической работы: Значение этики. Философия о глобальных проблемах современности Учебная цель: формировать умения определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей. Учебные задачи: 1.определить основные категории этики;
2.научиться обосновывать свою точку зрения аргументами и фактами, проводить сравнительный анализ по вопросам глобальных проблем современности. Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения: Студент должен уметь: анализировать, сравнивать, отстаивать свое мнение по вопросам глобальных проблем современности; определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; определять соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей. знать: основные понятия: этика, мораль, нравственность; прикладную этику; профессиональную этику. Задачи практической работы: 1.Повторить теоретический материал по теме практической работы. 2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала. 3.Подготовить аргументы и факты к дискуссии по теме. 4.Выполнить задания. Обеспеченность занятия: 1.Методические указания по выполнению практических занятий. 2.Тематическая литература. 3. Рабочая тетрадь. 4. Ручка. П равила безопасности: правила поведения в кабинете во время выполнения практического занятия. Норма времени: 2 часа. Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию: 1.Чем различаются понятия “этика”, “мораль”, “нравственность”? Выполнима ли такая задача этики, как “учить морали”? Можно ли научить морали? 2. Назовите глобальные проблемы современности Задание 1. Ответьте на вопросы: 1. Какую роль, по мнению немецкого философа И.Канта, играют в воспитании личности этические знания? Согласны ли вы с ним? «Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей. Бесчеловечность означает не принимать участие в судьбе других. Почему некоторые науки называют gumanioria? (т.е. гуманитарными – авт.) Потому что человека они делают более утончённым. При этом у каждого изучающего их, даже если он не достиг большой учености, сохраняется некоторая утонченность и мягкость. Ведь науки, коль скоро они покорили душу, придают ей мягкость, которая сохраняется и в дальнейшем. Купец поэтому оценивает каждого по его деньгам; человек же, знакомый с гуманитарными науками, оценивает людей по другим критериям». 2. Сравните точки зрения философов. Какой Вы отдаете предпочтение и почему? А.Шопенгауэр писал, что сострадание «процесс изумительный и, более того, таинственный. Это поистине великая мистерия этики, её первофеномен и пограничный столб… мы видим, что в этом процессе снимется перегородка, которая с точки зрения естественного света разума совершенно отделяет одно существо от другого, и что не я – некоторым образом становится я». А Ф.Ницше характеризовал сострадание как «депрессивный заразный инстинкт», который парализует инстинкты, направленные на повышение ценности жизни. 3. Каково соотношение между долгом и совестью. Могут ли они вступать в противоречие или конфликт? Приведите примеры такого конфликта. Чему предпочитаете следовать Вы в случае разлада: требованиям долга или велениям совести?
4. О каких условиях добра говорит Л.Н.Толстой: «Если добро имеет побудительную причину, оно уже не добро; если оно имеет своим последствием награду, оно тоже не добро. Добро вне цепи причин и следствий»? 5. Прокомментируйте высказывания мыслителей. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает суть нравственности? · Вся нравственность человека заключается в его намерениях (Ж.- Ж.Руссо). · Нравственность относится к характеру (И.Кант). · Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И.Песталоцци). · Истинная нравственность растет из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило не слова, а практическая деятельность (В.Г.Белинский). · Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности (Б.Паскаль). · Мысль без морали – недомыслие, мораль без мысли – фанатизм (В.О.Ключевский). Задание 2. Проанализируйте следующие ситуации с точки зрения этики бизнеса. Как поступили бы Вы в подобных случаях? А. Предприниматель, занимающийся продажей крупных партий сигарет, до сих пор не был убежден в том, что курение вызывает рак. Б. Недавно он познакомился с отчетом об исследовании, в ходе которого со всей очевидностью установлена связь между курением и раковыми заболеваниями. Как ему поступить? В. Фирма, конкурент Вашей, просит доставлять информацию за «хорошие» деньги. Ваша реакция? (Варианты) Г. Корпорация «Менвилл» десятилетиями блокировала данные, свидетельствующие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирм. Суд штата «Нью-Джерси» в конечном счете установил, что «корпорация «Менвилл» сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер, о полном пренебрежении к правам других людей». Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Проведите этический анализ ситуации. Что, по Вашему мнению, погубило корпорацию «Менвилл»? Задание 3. Проиграйте ситуации, употребив соответствующую этикетную лексику: а) Вы обращаетесь к библиотекарю за нужной Вам информацией; б) как заведующий отделом учреждения представьте нового сотрудника директору учреждения, а затем работникам своего отдела; в) Вы пригласили на свой день рождения однокурсников. Познакомьте их с родителями и присутствующими гостями; г) позвоните на кафедру, чтобы договориться с преподавателем об индивидуальной консультации по курсовой работе; д) Ваш сотрудник прекрасно выполнил служебное задание. Оцените его работу комплиментом. Задание 4. Выскажите свое отношение к глобальным проблемам современности 1.Что для Вас значит любить природу? 2.Эвтаназия это убийство или акт милосердия по отношению к безнадежно больному, страдающему человеку? Аргументируйте свой выбор. 3. Определите свое отношение к «суррогатному материнству». Какие осложнения вызывает практика искусственного оплодотворения и «суррогатного материнства»? Не несет ли она угрозу нравственности, семье? 4.Искусственное прерывание беременности вызывает у населения разных стран прямо противоположную реакцию. При этом борьба мнений ведется под знаком соблюдения либо прав матери (сторонники аборта), либо прав «не родившегося» ребенка (противники аборта). Чьи права поддерживаете Вы? С какого срока беременности должно реализовываться право ребенка на жизнь? 5. Как вы относитесь к трансплантологии? Оцените её перспективы с этико-правовых позиций. 6. Клонирование – это благо или зло? Что, по-вашему, несет этот эксперимент для человечества? 7. Как связаны общечеловеческая и профессиональная мораль? Назовите самые известные кодексы профессиональной морали. Попробуйте составить этический кодекс Вашей профессии. Что объединяет категории «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство? В чем их различие?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.066 с.) |