Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. 5. Проблемы социальной философии иСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ.
Основные вопросы лекции: 1.Общество как саморазвивающаяся система. Структура общества: четыре подсистемы. 2.Основные подходы в понимании причин развития общества в социальной философии. 3.Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Культура и цивилизация. 4.Предмет «философии истории» и ее этапы развития. 5.Формационный и цивилизационный подходы.
1.Общество как саморазвивающаяся система. Структура общества: четыре подсистемы. Человек существо социальное, его жизнедеятельность осуществляется только во взаимодействиях с другими людьми. В одиночку обеспечить условия своего существования человек не в состояние. Необходимость обеспечения удовлетворения жизненно-важных потребностей и явилось основанием возникновения общества. Общество - это особая форма целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей. Общество не просто совокупность индивидов, это, прежде всего, система связей, отношений и связей между ними. Общество включает в себя четыре взаимосвязанных сферы или подсистемы: 1.экономическую (совокупность отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ). 2.социальную - систему внутреннего устройства общества, включающую в себя: а) большие и малые социальные группы (нации классы, слои и б) социальные институты - формальные и неформальные 3.политическую - совокупность учреждений и организаций (государство, политические партии и профсоюзы, общественные организации), которые регулируют отношения в обществе. Основной вопрос политической жизни - вопрос о власти. Главный социально-политический институт - государство (система властных органов -законодательных, исполнительных, судебных, осуществляющих руководство обществом). Политические организации (партии, движения, группы давления) призваны влиять на формирование государственных структур и выражать интересы различных социальных групп. 4.духовную - духовное производство и духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и хранение духовных ценностей. Ядром духовной жизни общества является общественное сознание -совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов, принципов, настроений людей, присущих обществу на определенном этапе развития. Общественное сознание различается по уровням и формам. Первый уровень - обыденное сознание (непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности). Ему соответствует общественная психология - чувства, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная психология формируется в основном стихийно, но не исключается целенаправленное планомерное формирование. Второй уровень - теоретическое сознание. Ему соответствует общественная идеология - совокупность теоретически обоснованных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология формируется целенаправленно. К формам общественного сознания относятся политические, правовые, моральные, научные и религиозные взгляды. В каждую историческую эпоху доминирующее значение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма общественного сознания, что связано со многими факторами (в средние века, как известно, господствовала религия, в новое и новейшее время - политика и наука). 2.Основные подходы в понимании причин развития общества в социальной философии. В социальной философии нет единой точки зрения в объяснении причин развития общества (что является движущим фактором?) и различия между ними. Все многообразие концепций можно свести к четырем подходам: 1. натуралистический - общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Главный фактор, оказывающий воздействие на всю социальную жизнь - это географическое положение и климатические условия. Основатель данного подхода считается Ш.Монтескье, который в «Духе законов писал, что власть климата сильнее всех властей. Именно от климата зависят нравы, особенности характера, привычки людей, а также политическое устройство страны. Природа создала всех равными от рождения, но бесплодие земли делает людей изобретательными и закаленными в труде, мужественными, способными к войне, т. к. они сами должны добывать себе то, в чем им отказывает почва. Плодородие страны приносит вместе с довольством изнеженность. «Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов 2.идеалистический - в качестве объединяющего начала общества выступает духовное. Это может быть идея единого Бога, величия нации (Германия ХХ в.), построения светлого будущего (СССР) и т. д. В этом случае господствующая государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. Разложение идеи приводит к развалу государства и деградации общества. 3.материалистический - главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, которые определяют всю «идеальную» сферу - правовые, политические, нравственные взгляды, а не наоборот, как в идеалистическом подходе. Здесь можно назвать две основные концепции: теория К. Маркса и теория постиндустриального общества Ростоу. 4. плюралистический - учитывающий все факторы, воздействующие на развитие общества. В зависимости от конкретного этапа развития данного общества на первый план выходит тот или иной фактор. Другая тема, вызывающая в настоящее время бурные дискуссии при анализе общества - это ритмика его развития. Видный французский историк Ф.Бродель говорил, что исторические события -это пыль, а главное - циклы и тренды (описываются 4-, 12-, 36-, 100- и 144-летние циклы). Существует спираль истории - все повторяется в обществе через определенное количество лет, но на качественно ином уровне. Историки выделяют несколько типов цикличности: маятникообразное движение, круговое, спиралевидное и волновое (синусоидное). Тип цикличности зависит от размеров и масштаба общественной системы: в малых преобладают маятниковые циклы, в средних - круговые и спиралевидные, в больших - круговые и длинноволновые. 3. Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Культура и цивилизация. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество, не могут существовать вне культуры. Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других существ. Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего возделывание, обработку, «культивирование» земли. Однако, уже знаменитый древнеримский оратор Цицерон отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли. Есть также культура, означающая «возделывание души». И это второе значение в дальнейшем постепенно стало основным: под культурой стала пониматься прежде всего духовная культура людей. В современном гуманитарном знании существует множество определений культуры - до 200. Это связано с многозначностью и богатством этого понятия. В самом широком смысле культура - это все созданное человеком, вся совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за всю историю. Культура при этом понимается как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от нетронутой человеком природы. Под культурой также понимают: 1)«социальную наследственность» или «социальную память», которые не передаются биологическим путем; 2)внутреннее духовное развитие и богатство человека; 3)образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта или Китая). Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых, культура является той средой, в которой происходит социализация и воспитание человека. Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Поэтому культура действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность. Во-вторых, важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали. С этим связана и третья - ценностая функция культуры. Осваивая культуру, человек приобретает ориентации, которые позволяют ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое и т. п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой. Важна также, особенно в современном обществе, четвертая -развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве. Есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения. Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура охватывает материальное производство. Она определяется уровнем развития техники, транспорта, средств связи и т. п. и является показателем уровня практического освоения человеком природы. Духовная культура - это духовное производство: идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормы и т. д. В принципе между уровнями материальной и духовной культуры нет прямой и однозначной связи. Например, древнегреческая духовная культура V - IV вв. до н.э. была явно выше духовной культуры более поздней римской империи, хотя в отношении материальной культуры Афины уступали Риму. В некоторых видах искусства и культурной деятельности вообще нужно очень осторожно говорить о прогрессе (например, живопись Возрождения всегда будет недосягаемым идеалом). Несмотря на все достижения науки и техники, ныне никто не может воспроизвести скрипку Страдивари. Духовная культура во многом живет по своим законам, у нее бывают свои периоды взлета, которые уже потом не удается повторить. Понятие цивилизации родилось в античности как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. В современной обществоведческой литературе понятие «цивилизация» не имеет однозначного определения и используется по меньшей мере в пяти смыслах: 1)как синоним культуры (А.Тойнби); 2)как стадия разрушения локальной культуры, ее закат (А.Шпенглер); 3)как следующая за варварством высшая ступень развития человечества (эпоха Просвещения); 4)мировое сообщество государств и народов; 5)как ступень развития региона или этноса (его материально-технический прогресс). В настоящее время цивилизацию определяют как локальную межэтническую общность, которая формируется на основе единой исторической судьбы народов, проживающих на одной территории с высоким уровнем сходства форм и механизмов организации жизни общества. В рамках цивилизации складывается определенное сходство в хозяйственно-экономической деятельности, политическо-правовых системах, религиозных представлениях, системах образования и воспитания. Такие цивилизации формируются на основе длительного вхождения в многонациональное государство (например, «римский мир», «китайская цивилизация», «российская цивилизация») или на основе общей системы ценностей и жизненной практики (мусульманский мир, христианский мир, восточная цивилизация). 4.Предмет «философии истории» и ее этапы развития. Философия общества, взятая в ее временном аспекте - это философия истории. Термин «философия истории» был введен в науку Вольтером. Философия истории возникла еще в античности. Большой вклад в ее развитие внесли Геродот, Фукидид, Полибий, Плутарх, Августин, Д.Вико, Ш.Монтескье, Г.Гегель, К.Маркс, О.Шпенглер, А. Тойнби и др. Все они пытались выяснить логику развития человеческого общества, его направленность и источники развития. Античная философия истории рассматривала мир как завершенный Космос, которому присущи гармония и цикличность. Древние греки видели везде круговорот, касалось это Космоса или жизни человека. Круговое движение - это геометрический образ вечности (кольцо не имеет ни начала, ни конца). Это философия вечного становления, вечного возвращения, периодических мировых пожаров (Гераклит), душепереселения и душеперевоплощения (Платон). Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота. Сотворение мира и человека, грехопадение, приход Христа, его казнь, ожидаемое второе пришествие и Страшный суд -это узловые пункты истории человечества. Человек (а вместе с ним и мир) до своего грехопадения находился в царстве вечности (никто не умирал) и который, пройдя сложный путь очищения от совершенных им грехов, способен вернуться в вечность. История имеет начало (сотворение мира) и конец (Страшный суд). Имеет она и смысл единение с Богом человечества в целом. Философия Нового времени вырабатывает рациональное объяснение хода исторических процессов. Сам разум признается источником прогресса (Ф. Бэкон, Р. Декарт), поступательного от менее совершенного к более совершенному движению общества. Показатель этого движения - наука и техника, все большее овладение природой человеком. Время и ход истории считаются линейными процессами. 5.Формационный и цивилизационный подходы. В настоящее время в философии истории четко оформились две модели социального движения общества: линейная (формационная) и циклическая. Циклическая модель рассматривает общество по аналогии с биологическим организмом. Социальная система не может существовать вечно. Общество проходит все стадии роста -возникновение, развитие, расцвет и разрушение - после которого либо исчезает, либо находит в себе силы и возможность все начать с начала. Одно из представлений о цикличности исторического процесса дано Полибием. Древнегреческий историк рассматривает шесть форм государственного устройства, циклически сменяющих друг друга в ходе истории. Каждой форме правления суждено нести в себе собственную погибель - свою извращенную форму вырождения. Монархия - власть силы - возникает после очередного стихийного бедствия; ее сменяет царское правлении, когда эта власть ослабевает, затем приходит тирания; тиранию сменяет аристократия, которая переходит в олигархию. Восстание против олигархии приводит к установлению демократии, которая с течением времени «из-за необузданности народа» деградирует в охлократию (власть толпы). Здесь исторический круг замыкается и происходит возвращение к монархии. Д. Вико (ХVII в.) создает концепцию «вечной идеальной истории». Все народы должны пройти в своем развитии три эпохи: «Век Богов», когда языческие люди думали, что живут под божественным управлением; «Век Героев» - аристократическое правление, где герои и плебеи противостоят друг другу в силу своей природы; «Век людей» - республиканское или монархическое правление, где все признают, что они равны по человеческой природе. Переход к каждой новой эпохе происходит в результате борьбы людей за свои идеалы. При этом каждый цикл из трех эпох завершается кризисом и разрушением, отменить этот «вечный» порядок не дано никому. В ХIX - ХХ вв. цивилизационный подход представлен Н.Данилевским, К.Леонтьевым, О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным, С.Хантингтоном. Появляется само понятие «цивилизация», имеющее несколько значений: 1.триумф и распространение разума не только в политической, но и моральной и религиозной области, просвещенное общество в противовес дикости и варварству 2.страна (народ) в развитом состоянии Большинство философов истории сходятся в одном, что каждая цивилизация основана на какой-то исходной духовной предпосылке, «большой идее», сакральной (священной) ценности. Н.Данилевский («Россия и Европа») выделяет десять цивилизаций («культурно-исторических типов в его терминологии): египетскую, древнесемитскую аравийскую, китайскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, европейскую (романо-германскую). Русский философ проводит аналогию с жизненным циклом растений, животных и человека. Все культурно-исторические типы и народы, их составляющие, «рождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают. Отношения между культурно-историческими типами определяются логикой взаимного соперничества, борьбы и вытеснения. «Око за око, зуб за зуб» - это закон внешней политики, отношения между государствами. Энергичные цивилизации - «бичи Божии» - сметают с исторической арены дряхлые культуры. Н. Данилевский подчеркивал, что не может быть привилегированных культурно-исторических типов. О.Шпенглер («Закат Европы») называет восемь внешних культур: египетскую, вавилонскую, китайскую, аполлоновскую (греко-римскую), арабскую (магическую), мексиканскую и западную (фаустовскую). Рождение культуры есть пробуждение внешней души. Когда огонь души затухает, она вступает в свою последнюю стадию -стадию цивилизации, признаки которой: космополитизм, города-гиганты, безверие, масса вместо народа. Каждой из них присущи особое мирочувствование, особые желания, надежды и страсти. Поэтому до конца понять и почувствовать культуру может лишь тот, кто душой принадлежит именно к ней. Основные средства исследования -вживание, интуиция, тонкая фантазия. А.Тойнби («Постижение истории») выступает против такого «художественного» подхода. Его анализ рационален. Как и все представители этого подхода, он выделял в цивилизации стадии возникновения - роста, надлома и распада. Однако Тойнби считает, что любая цивилизация в любой момент может сойти с циклической дистанции истории. Из 37 цивилизаций Старого и Нового света он называет пять живых: западное общество, объединенное западным христианством; православно-христианское или византийское; исламское; индуистское и дальневосточное. Тойнби полагал, что развитие цивилизаций происходит благодаря усилиям творческих личностей. Философ четко сформулировал критерии цивилизационной идентичности: религия, история, язык, обычаи, культура. Главный критерий - культура. Некоторые современные ученые считают возможным создание в недалеком будущем единой мировой цивилизации, которая возникает как «ответ» на «вызов», (в терминологии А.Тойнби), заключенный в глобальных проблемах современности. Согласно формационному подходу существует единая история человечества, все страны проходят одни и те же этапы развития, развитие человечества в целом прогрессивно, критерий прогресса - развитее науки и техники. Вывод, который делает западная философия история, следуя этому направлению, - западноевропейская цивилизация -вершина развития человечества вообще. Получается, что все другие народы, не только современные, но и из прошлых веков носят второстепенный характер. Именно против подобного западноевропейского «эгоцентризма» и выступал цивилизационный подход. К формационному подходу обычно относят 1)теорию общественно-экономических формаций К.Маркса (о ней уже рассказывалось выше) 2)теорию постиндустриального развития общества, автор - Д.Белл. Согласно Д.Беллу, всемирная история делится на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. В доиндустриальном, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном - теоретическое знание (наука), с университетом как местом его производства и сосредоточения. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением производящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение. Ключевые понятия и слова: общество, общественное сознание, общественная психология, общественная идеология, культура, материальная культура, духовная культура, цивилизация, формационный подход, цивилизационный подход, общественно-экономическая формация, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Контрольные вопросы и задания: 1. Что такое общество? Какие подсистемы оно в себя включает? 2. Чем отличаются друг от друга идеалистический, натуралистический и материалистический подходы? 3. Перечислите все значения понятия «цивилизация». Как соотносятся «цивилизация» и «культура» исходя из этих разных смыслов «цивилизации»? 4. Перечислите черты отличия формационного и
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.116 (0.011 с.) |