Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 7. Глобальные проблемы человечества.

Поиск

 

Основные вопросы лекции:

1.Специфика глобальных проблем человечества.

2.Основные глобальные проблемы современности: экологическая, демографическая, проблема войны и мира.

 

1. Специфика глобальных проблем человечества

Для современного этапа развития земной цивилизации характерны следующие основные черты:

1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность
социальных изменений. Общественный прогресс в одних странах
сопровождается регрессом и упадком в других.

2. Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных
отношений. В различных регионах возникают локальные финансовые
или экономические кризисы, грозящие кризисом всеобщим.

3. Обострение противоречий общечеловеческих интересов с
интересами национального, религиозного или иного характера, между
индустриально развитыми странами и странами «развивающимися»,
между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями
ее жителей и др.

Важнейшая роль в определении судьбы земной цивилизации принадлежит так называемым «глобальным проблемам», которые затрагивают коренные интересы всего человечества в целом и каждого жителя земли в отдельности, оказывают существенное влияние на решение других, более частных проблем, стоящих перед тем или иным государством. Эти проблемы могут быть разрешены только объединением усилий всех стран.

Непосредственной причиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение не только к природе, но и к человеку в условиях рыночной экономики.

Все глобальные проблемы современности можно разделить на три группы:

1.Межсоциальные проблемы - проблемы войны и мира, социально-экономические проблемы, проблемы преодоления отсталости тех или иных стран и т. д.

2.Проблемы системы «человек-общество» - здравоохранения, народонаселения, образования, компьютеризации и научно-технического прогресса в целом, развития человека и его будущего.

3.Проблемы системы «природа - общество» - ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды.

2. Основные глобальные проблемы современности: экологическая, демографическая, проблема войны и мира.

Экологические проблемы в настоящее время имеют первостепенное значение для человечества. Деятельность человечества по освоению природы носит в последнее столетие необратимо разрушительный характер. Эта деятельность приводит к непрерывному росту углекислого газа в атмосфере Земли, что может стать причиной глобального изменения климата в результате «парникового эффекта». Рост материального производства за собой влечет такие необратимые процессы, как загрязнение морей и океанов, атмосферы, истощение озонового слоя планеты, исчезновение лесов, опустынивание Земли (40% ее суши), сокращение запасов пресной воды, эрозия почвы и т.д.

Созданная человеком искусственная среда постепенно и неотступно надвигается на естественную среду, угрожая в недалеком будущем поглотить ее полностью. Не надо забывать, что человек -один из биологических видов и как биологический вид он может существовать только в определенных, благоприятных для его жизни условиях (которые он активно уничтожает).

Экономический прогресс достигался и достигается за счет экологического регресса. Главная причина противоречия между экономикой и экологией - установка человека на потребительское отношение к природе. Экологическую катастрофу можно предотвратить только через осознание обществом своей ответственности за состояние среды своего обитания и выработку четких правовых норм, ограничивающих антропогенное воздействие на природу, обязательных для всех стран.

Война и мир. С середины ХХ века проблемы войны и мира перестали носить локальный характер. Вопрос стоит кардинально: «Быть или нет быть человечеству вообще». Это связано с появлением и распространением прежде всего ядерного оружия, которое способно уничтожить все живое на Земле. Количество ядерных боеголовок в настоящее время в три тысячи раз по мощности превосходит количество взрывчатых веществ, использованных во Второй мировой войне (по 3,6 т на каждого жителя Земли). Использование ядерного оружия может привести не только и не просто к уничтожению части населения. Есть и другие последствия: 1) создание эффекта «ядерной зимы» - взрыв «только» одного процента, накопленных на планете ядерных зарядов, приведет к уничтожению всего живого, т. к. тучи пепла от пожаров и огненных штормов (вызванных взрывами) сделают атмосферу планеты практически непроницаемой для солнечных лучей, произойдет резкое похолодание (на 50-60 градусов) и все живое погибнет; 2) появление электромагнитного импульса, поражающего электростанции и выводящего из строя приборы; 3) радиоактивное заражение местности на многие сотни и тысячи лет (даже, если кто-нибудь останется, возникает вопрос: как жить?).

Угроза глобальной ядерной войны исходит, в первую очередь, от милитаристских кругов США. Именно военно-промышленный комплекс определяет политику правящей элиты в этой стране, отдающей предпочтение в международных отношениях силовым решениям. Ситуация в мире становится все более взрывоопасной после распада СССР и перехода от двухполюсного мира к однополюсному, когда одна страна (США) берет на себя роль мирового жандарма и пытается навязать другим странам свое понимание мироустройства и свои ценности (как в ситуации с Ираком).

Серьезной проблемой, чреватой началом третьей мировой войны, являются региональные конфликты и кризисы, порождающие гражданские войны, мировой терроризм, национальный и религиозный экстремизм уже в мировом масштабе. Многие современные политологи и социологи, прежде всего С. Хантингтон называют в качестве причин этих конфликтов:

1)борьбу «бедного Юга» с «богатым Севером»;

2)столкновение цивилизаций с их различными религиозными основаниями (христианство и ислам).

Эффективное решение проблем национального, регионального и планетарного масштаба возможно ненасильственным путем, на основе диалога и взаимопонимания. Путь к миру на Земле - полное и всеобщее разоружение. В противном случае - нагнетание напряжения и войны.

Демографическая проблема. Демографический фактор (рождаемость, смертность, плотность и миграция населении) оказывает существенное давление на социоприродную среду в глобальных масштабах. Темпы роста населения с развитием цивилизации увеличиваются: если до Х1 Х века для удвоения населения необходимо было 1000 лет, после 1850 г. - 80 лет, в настоящее время население удваивается в течение каждых 50 лет. Земля способна прокормить 60 млрд. людей, этот «критический» порог будет достигнут уже к 2150 - ­2200 гг. Уже сейчас 2,5 млрд. из 6,5 млрд. населения планеты голодает.

Демографические процессы, начиная с 60-ых годов ХХ в., во многом определяются двумя противоположными тенденциями: 1) «демографический взрыв» - резкий прирост населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки: в Китае население увеличится с - 1млрд.250 млн. к 2040 - на 300 млн. больше, Индия - с 1 млрд. до 1млр. 600 млн. - к 2050 г., Пакистан с 147 млн. до 375млн. - к 2050 г., Вьетнам - с 78 - до 130 млн. человек - к 2040 г.и т.д.; 2) «нулевой прирост» населения в странах Западной Европы. Первая тенденция ведет к резкому обострению социально-экономических проблем в развивающихся странах, прежде всего - отсутствие работы, голод, неграмотность и неустроенность десятков миллионов людей. Вторая тенденция ведет к резкому старению населения в развитых странах и сокращению его вообще. По подсчетам западных политологов, количество населения в развитых странах (богатого Севера) через 100 лет будет составлять только 10% всего населения планеты. Что может привести к военному противостоянию между малочисленным богатым Севером и перенаселенным бедным Югом и началу третьей мировой войны. Демографическую проблему пытаются решить в развивающихся странах, осуществляя государственную политику контроля (сокращения) над рождаемостью, в развитых - наоборот, поощрением рождаемости. Однако, результаты в этом направлении неутешительны.

 

Ключевые слова и понятия: глобальные проблемы человечества, демография, экология,ядерная зима, демографический взрыв, Римский клуб.

Контрольные вопросы и задания:

1.Почему в ХХ в. возникла такая тема в философии как «глобальные проблемы человечества»?

2.В чем опасность современных войн на планете?

3. Какие перспективы народонаселения на Земле в ближайшем
будущем?
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Практическое занятие №1

Тема 1.1: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.

Название практической работы: Предмет и определение философии.

Учебная цель: определить предмет философии.

Учебные задачи:

1. Подготовить аргументы и факты к дискуссии по теме 1.1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе.

2. Научиться обосновывать свою точку зрения аргументами и фактами.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: отстаивать свою точку зрения.

знать: основные понятия и предмет философии; основные проблемы философии; функции философии.

Задачи практической работы:

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Подготовить аргументы и факты к дискуссии по теме.

4. Выполнить задания.

Обеспеченность занятия:

1. Методические указания по выполнению практических занятий.

2. Тематическая литература.

3. Рабочая тетрадь.

4. Ручка.

П равила безопасности: правила поведения в кабинете во время выполнения практического занятия.

Норма времени: 2 часа.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Перечислите известные вам определения философии. Какое из них вы считаете наиболее удачным? Объясните свой выбор.

2. Нужна ли философия человеку и обществу? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Перечислите функции философии. Прокомментируйте их. Перечислите основные проблемы философии. Какую из них вы считаете наиболее важной? Почему?

Задания для практического занятия:

Задание 1.

Подготовить аргументы и факты к дискуссии по теме 1.1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе.

Ø нужна ли современному человеку, живущему в век информационных технологий, философия. Обосновать свою точку зрения аргументами и фактами;

Ø подготовка аргументов «за» или «против» утверждений: английского учёного-физика Кельвина: «От незнания логики погибло больше кораблей, чем от незнания навигации»;

Польза от философии сомнительна, а вред весьма очевиден.

(П.А. Ширинский – Шихматов)

Общество, в котором правят тираны, не допускающие социальных и культурных изменений, в философах больше не нуждается.

(Р. Рорти. Философия и будущее)

Наука – это то, что мы знаем, а философия – то, чего мы еще не знаем.

(Бертран Рассел)

Решать стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно.

(Альбер Камю)

Философия учит человека быть человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди людей, искусству бояться смерти и мужественно глядеть в лицо своей судьбе.

Изучая философию, мы постигаем это особое и, возможно, самое важное искусство.

Философствование – общие, умозрительные, бесцельные, беспочвенные и бесплодные рассуждения и размышления, уводящие от дела и реального решения конкретных жизненных проблем.

Ø Какие вопросы ставит перед собой философия? Можно ли утверждать, что в них в принципе не может быть ответов? Подготовить аргументы и факты для обоснования своего мнения.

Ø Существует множество определений философии. Какой вывод можно сделать из этого факта? Какое определение вам кажется наиболее приемлемым? Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.

Примечание:

Уважаемый студент! Для того, чтобы  Ваша работа на уроке-дискуссии была успешной (хорошей или отличной), необходимо следовать следующим рекомендациям:

1. внимательно прочитать вопросы для дискуссии;

2. для более чёткого осмысления и правильного понимания данных проблем ознакомиться с философской литературой.

3. обдумать и сформулировать свое видение данной проблемы, опираясь не только на полученные теоретические знания, но и на свой жизненный опыт,

4. выводы и аргументы записать в тетради.

Задание 2. Какие из перечисленных ниже смыслов связываются со словами «философия», «философ», «философский», «философствование» в обыденном словоупотреблении? Заполните таблицу.

СЛОВО СМЫСЛЫ
Философия  
Философия  
Философский  
Философствование  

Мировоззрение, отношение к жизни, миру, к самому себе; заумный; мудрец; беспредметное рассуждение; человек «не от мира сего»; трудный для понимания или неразрешимый; праздное словопрение; всезнайка, эрудит; общий подход к делу, занятию; имеющий отношение к философии; теоретик; жизнеобъясняющие концепции; мыслитель; мораль, правила жизни; балабол; жизненное кредо; наука; ученый; искусство; теория чего – либо; отвлеченное размышление; беспристрастный, смотрящий на вещи «с точки зрения вечности»; мудрость; мудрствование; наукообразный; глубокий, достигающий сути предмета; некто рассудительный; пустой, не имеющий отношение к делу; краснобайство; занимающийся философией; «пофигист», пространная, многословная речь.

Задание 3.

Дайте определение следующим понятиям:

1.Дискурсивность

2. Логика

3. Логичный

4. Философия

5. философ

6. философствование

Задание 4. Ответьте на вопросы

1. На каком основании Пифагор различал философию и мудрость, философов и мудрецов?

2. В чем суть мифогенной, гносеогенной, мифо – гносеогенной концепций происхождения философии?

3. Согласны ли вы, что появление денег повлияло на возникновение философии? В чем смысл этого утверждения? Приведите аргументы «за» и «против».

4. Античный мыслитель Платон считал, что большинство людей подобны узникам в пещере – они связаны, сидят спиной ко входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в подлинном мире. И эти тени на стене люди считают за единственно возможный мир. На ваш взгляд, прав Платон или это художественное преувеличение?

Задание 5. Запишите понятие мировоззрения. Перечислите категории мировоззрения. Какие из них, по вашему мнению, наиболее характерны для разных типов мировоззрения?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.68.167 (0.01 с.)