Результаты констатирующего эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты констатирующего эксперимента



Фамилия, имя ребенка Морфология Лексика Словообразование
Паленова Кристина 5 баллов (ниже ср.) 13 баллов (низкий) 4 балла (ниже ср.)
Седельников Денис 4 балла (ниже ср.) 11 баллов (низкий) 4 балла (ниже ср.)
Саимова Сабина 5 баллов (ниже ср.) 14 баллов (низкий) 5 баллов (ниже ср.)
Шустова Таня 5 баллов (ниже ср.) 12 баллов (низкий) 3 балла (низкий)
Архипкина Таня 6 баллов (средний) 11 баллов (низкий) 3 балла (низкий)
Бабин Матвей 3 балла (низкий) 17 баллов (ниже ср.) 6 баллов (средний)
Андрейчикова Марина 3 балла (низкий) 12 баллов (низкий) 5 баллов (ниже ср.)

 

В процентном соотношении результаты констатирующего эксперимента будут выглядеть следующим образом.

    МОРФОЛОГИЯ:                                            ЛЕКСИКА:

- высокий уровень – 0 %;                            - высокий уровень – 0 %;

- выше среднего – 0 %;                               - выше среднего – 0 %;

- средний уровень – 14,3 %;                      - средний уровень – 0 %;

- ниже среднего – 57,2 %;                          - ниже среднего – 14,3 %;

- низкий – 28,5 %.                                            - низкий – 85,7 %.                             

                       СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

                            - высокий уровень – 0 %;

                            - выше среднего – 0 %;

                            - средний уровень – 14,3 %;

                            - ниже среднего – 57,2 %;

                            - низкий – 28,5 %;

 


            Констатирующий эксперимент           Диаграмма 1                                        

    В заданиях по морфологии в основном дети затруднялись при согласовании существительных с числительным семь, Паленова Кристина ответила: «семь яблоко»; Седельников Денис ответил: «семь тетради».

    При образовании существительных множественного в родительном падеже тоже были свои неточности. Наиболее типичные ошибки: у Архипкиной Тани, Паленовой Кристины, Седельникова Дениса «окнов», вместо «окон»; у Саимовой Сабины «ведров», «листов», вместо «ведер» и «листьев».

        Было замечено, что дети часто пытаются изменять слова по одной аналогии. Например: если «мостов», то обязательно «листов», «окнов», «ведров» (Архипкина Таня).

        Больше всего затруднений у детей вызвали задания на словообразование. При образовании относительных прилагательных дети затруднялись образовать слова «глиняная» и «медная».

    При образовании относительных прилагательных дети затруднялись образовать слова «глиняная», «шерстяная» и «снежная».

    При образовании существительных, при помощи уменьшительных суффиксов, самым сложным оказалось для детей задание образовать слова «столик» и «носик». Например: Андрейчикова Марина ответила: «стольчик» и «носенок».

    При обследовании состояния лексического запаса много затруднений вызвало обобщение понятий. Часты были лексические замены, например: «обувь»- «сапоги», «фрукты»- «овощи» (Бабин Матвей).

     Наиболее типичные ошибки при назывании детенышей домашних животных «свиненок» вместо «поросенок» (Саимова Сабина), «лошаденок» вместо «жеребенок» (Шустова Таня).

 При работе с антонимами дети затруднялись назвать противоположное значение слова. Очень часто добавлялась частица «не». Например «не больной» вместо здоровый (Паленова Кристина), «не грустить» вместо «радоваться» (Архипкина Таня).

    Таким образом констатирующий эксперимент показал, что у детей в основном ниже среднего уровень развития лексико- грамматического строя речи. Детям испытывали затруднения при выполнении заданий. Самые низкие показатели выявились при обследовании лексического запаса.

 

Формирующий эксперимент

     Формирующий эксперимент основывался на выводах теоретической части и на результатах констатирующего эксперимента. Он проводился в старших группах 6 детского сада города Ясного в период с октября по декабрь 2010 г. Перед собой мы поставили основную задачу, решение которой не возможно без соблюдения дополнительных задач-условий. Схематически это будет выглядеть таким образом:

   Основная задача                                           Дополнительные задачи

                                                                                                      

Формирование грамматического         1. Создание благоприятной языковой

строя речи (морфологии, лексики,    среды.

словообразования) у детей 5–6 лет  2. Формирование ориентировки

в дидактических  и компьютерных       в звуковой форме слова.

играх и упражнениях                            3. Решение задач по формированию

                                                                    грамматического строя речи на

                                                                    занятиях по другим разделам

                                                                    программы.

    Все выше перечисленные задачи решались параллельно, но для систематизации каждое их решение будет описываться отдельно.

Начнем с дополнительных задач.

    Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной речи детей. Так как речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ребенка мы старались подавать детям пример культурной грамотной речи, придерживаться орфоэпических норм. Старались, как можно шире использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения при этом слова подбирались доступные для понимания детей и легкие для их усвоения.

    Параллельно обращалось внимание родителей на морфологические ошибки детей (ехай, вместо езжай; склади, вместо сложи) давались советы. Систематически на видном месте вывешивались небольшие таблички правильных грамматических форм.

    Для формирования у детей ориентировки в звуковой форме слова использовался правильный выбор речевого материала. Например: при отборе игрушек и предметов для занятий учитывалось, чтобы при изменении по падежам существительных разных родов были разные типы окончаний (окно – окна – окон; стол – столы - столов). С этой же целью мы выделяли голосом окончание существительных, чтобы дети могли установить связь между типами окончания существительных в разных падежах.

    На занятиях по другим разделам программы воспитания и обучения упражняли детей в правильном употреблении грамматических форм.

    В процессе развития элементарных математических представлений упражняли детей в правильном сочетании числительных и существительных: шесть утят, три ежа, пять карандашей. При сравнивании рядом стоящего числа дети учились изменять числительное, например: семь больше шести, шесть меньше семи (Бабин Матвей).

    При ознакомлении с природой дети упражнялись:

- в употреблении глаголов, например: весной распускаются листья, расцветают цветы (Шустова Таня);

- в употреблении сравнительной и превосходной степеней прилагательного, например: зимой самые короткие дни (Седельников Денис).

    Для решения основной задачи формирующего эксперимента была подобрана серия дидактических игр и упражнений с учетом следующих дидактических принципов: доступность, повторяемость, постепенность в выполнении заданий. Все игры апробированы в работе с детьми воспитывающимися в ДОУ и семье. Рекомендованы А.Г. Арушановой, И. Тюриковой, Т. Гризик, Е.А. Левчук, Лалаевой Р.И. Мастюковой Е.М.и др.

    Дидактические игры и упражнения отбирались исходя из результатов констатирующего эксперимента, т.е. делался упор на те грамматические формы которые вызвали затруднения у детей (морфология, лексика и словообразование). В конце дидактической или компьютерной игры (почти всегда), в целях закрепления материала, проводилось речевое упражнение. Упражнения подобраны в или форме загадок, стихов, прибауток, считалок (так как отгадывая загадки или прослушивая стихи, сказки дети непроизвольно запоминают их, усваивают грамматические нормы и эталоны структуры предложений) или с игровыми действиями (например, задания с мячом: взрослый задает вопрос и кидает мяч ребенку, ребенок отвечая кидает мяч обратно) такие упражнения помогают логопеду поддерживать интерес к речевым играм, дают положительную установку на последующие занятия. Дидактические и компьютерные игры и упражнения, направленные на формирование лексико- грамматического строя речи, проводились 3 раза в неделю (в первой половине дня), как часть занятия по развитию речи. Для закрепления материала игры и упражнения повторялись в среднем 2-3 раза.

    Во время дидактических игр, упражнений мы с одной стороны руководили процессом, организовывали обучение детей, а с другой выполняли роль участников игры, направляли каждого ребенка на выполнение игровых заданий.

Дидактические и компьютерные игры и упражнения постоянно чередовались, в данной работе для систематизации игры направленные на формирование морфологии, лексики и словообразования будут рассматриваться отдельно друг от друга.

Всего в формирующем эксперименте было проведено 12 игр и 14 упражнений, с помощью них решались следующие задачи (см. табл. 3).

 

Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.012 с.)