Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР - III уровня
Выполнила: Неделько Оксана Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ №6 «Малышка» г. Ясный
Руководитель: Воронина Ю.В., к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик
Оренбург, 2011
Содержание Введение_________________________________________________________3
Глава I. Теоретический анализ формирования грамматического строя речи______________________________________________ 6 1.1 Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике. Механизм грамматического структурирования ______________________________________________ 6 1.2 Освоение дошкольниками грамматического строя речи______________11 1.3 Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР – III уровня ___________________________________________________13 1.4 Методика использования компьютерной технологии и дидактических игр_______________________________________________________14 Выводы по главе I ______________________________________________ 20 Глава II. Экспериментальная работа по формированию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР – III уровня_________22 2.1 Констатирующий эксперимент__________________________________22 2.2 Формирующий эксперимент_____________________________________28 2.3 Контрольный эксперимент______________________________________41 Выводы по главе II _______________________________________________ 47 Заключение______________________________________________________49 Библиографический список_________________________________________51 Приложение_____________________________________________________54 Введение Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, саморазвитию, к построению своей личности. Речь - это основа, на которой, согласно исследованиям Арушановой А.Г. строится современная дидактика дошкольного возраста [3]. Развитие речи ребенка дошкольника с ОНР направленно на воспитание звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Следовательно, формирование лексико- грамматического строя языка ребенка является областью речевого развития, под ним подразумевается работа над морфологией (системой склонения и спряжения, традиционной формой словоизменения), лексикой (словарным запасом), словообразованием (средствами и способами образования слов).
Академик В.В. Виноградов назвал грамматический строй «организующим центром языка». Благодаря грамматики, человек получил возможность использовать язык как средство общения и передачи мыслей, накопления общественного опыта. Современное формирование лексико- грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Одновременно необходимо указать, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего методики по развитию дошкольника строить как раз на использовании специально разработанных игр. Таким образом, можно увидеть актуальность исследования как формирования и развития лексико- грамматического строя речи дошкольников, вообще, так и использование при работе над данной задачей в ДОУ, речевых игр, в частности. Основополагающее значение для понимания особенностей формирования грамматического строя речи у дошкольников имеют работы отечественных и зарубежных психологов: Ж. Пиаже, Д. Слобина, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна и педагогов А.Н. Гвоздева, Ф.А. Сохина, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, их идеи и ранние исследования О.С. Ушаковой, А.Г. Тамбовцевой, С.Н. Карповой и др. о детском творчестве, о использовании игр в занятиях с дошкольниками, положены в основу представленной работы. Подробный обзор исследований см. вопрос 1.1. В качестве объекта настоящего исследования выступает учебно-воспитательный процесс в МБДОУ. Предмет – формирование лексико- грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР-3уровня. Целью нашего исследования выступает теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики формирования лексико-грамматического строя речи у детей. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о высокой эффективности использования компьютерной технологии «Игры для Тигры» и дидактических игр как средства формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Естественно, для достижения указанной цели исследования необходимо было выработать и решить комплекс задач. Задачи исследования: - представить обзор исследований детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике; - провести речевое обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления уровня развития грамматических навыков (морфологии, лексики, словообразования); - разработать и экспериментально проверить методику развития лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР-3 уровня с использованием компьютерной технологии и дидактических игр и упражнений. Методологическую основу исследования составляют работы А.Н. Гвоздева (им были раскрыты все стороны грамматической стороны речи: морфологии, лексики, словообразования), Н.Р. Лепской (она раскрыла стратегию усвоения ребенком грамматических категорий), Н.Х. Швачкина (им было подробно изучено детское словотворчество), А.М. Шахнаровича (рассмотрено место семантического компонента в языковой способности). При составлении работы применялись следующие методы: - изучение и анализ литературы; - эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный; - теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных); - тесты; - диагностические методики. Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической (опытно-экспериментальной)), заключения и списка литературы. База исследования: ДОУ № 6 г. Ясный.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.005 с.) |