Методика  формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР - III уровня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика  формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР - III уровня



 

 

Выполнила: Неделько Оксана Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ №6 «Малышка» г. Ясный

 

 

Руководитель: Воронина Ю.В., к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик

 

Оренбург, 2011

 

 

Содержание

Введение_________________________________________________________3

 

Глава I. Теоретический анализ формирования грамматического

строя речи______________________________________________ 6  

1.1  Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике. Механизм грамматического структурирования ______________________________________________ 6

1.2 Освоение дошкольниками грамматического строя речи______________11

1.3 Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР – III уровня ___________________________________________________13

1.4 Методика использования компьютерной технологии и дидактических игр_______________________________________________________14

Выводы по главе I ______________________________________________ 20

Глава II. Экспериментальная работа по формированию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР – III уровня_________22

2.1  Констатирующий эксперимент__________________________________22

2.2 Формирующий эксперимент_____________________________________28

2.3 Контрольный эксперимент______________________________________41

Выводы по главе II _______________________________________________ 47

Заключение______________________________________________________49

Библиографический список_________________________________________51

Приложение_____________________________________________________54

Введение

    Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, саморазвитию, к построению своей личности. Речь - это основа, на которой, согласно исследованиям Арушановой А.Г. строится современная дидактика дошкольного возраста [3].

    Развитие речи ребенка дошкольника с ОНР  направленно на воспитание звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Следовательно, формирование  лексико- грамматического строя языка ребенка является областью речевого развития, под ним подразумевается работа над  морфологией (системой склонения и спряжения, традиционной формой словоизменения), лексикой (словарным запасом), словообразованием (средствами и способами образования слов).

    Академик В.В. Виноградов назвал грамматический строй «организующим центром языка». Благодаря грамматики, человек получил возможность использовать язык как средство общения и передачи мыслей, накопления общественного опыта. Современное формирование лексико- грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

    Одновременно необходимо указать, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего методики по развитию дошкольника строить как раз на использовании специально разработанных игр.

    Таким образом, можно увидеть актуальность исследования как формирования и развития лексико- грамматического строя речи дошкольников, вообще, так и использование при работе над данной задачей в ДОУ, речевых игр, в частности.

    Основополагающее значение для понимания особенностей формирования грамматического строя речи у дошкольников имеют работы отечественных и зарубежных психологов: Ж. Пиаже, Д. Слобина, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна и педагогов А.Н. Гвоздева, Ф.А. Сохина, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, их идеи и ранние исследования О.С. Ушаковой, А.Г. Тамбовцевой, С.Н. Карповой и др. о детском творчестве, о использовании игр в занятиях с дошкольниками, положены в основу представленной работы. Подробный обзор исследований см. вопрос 1.1.

    В качестве объекта настоящего исследования выступает учебно-воспитательный процесс в МБДОУ. Предмет – формирование лексико- грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР-3уровня.

    Целью нашего исследования выступает теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики формирования лексико-грамматического строя речи у детей.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о высокой эффективности использования компьютерной технологии «Игры для Тигры» и дидактических игр как средства формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

    Естественно, для достижения указанной цели исследования необходимо было выработать и решить комплекс задач. Задачи исследования:

- представить обзор исследований детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике;

- провести речевое обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления уровня развития грамматических навыков (морфологии, лексики, словообразования);

- разработать и экспериментально проверить методику развития лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР-3 уровня с использованием компьютерной технологии и дидактических игр и упражнений.

  Методологическую основу исследования составляют работы А.Н. Гвоздева (им были раскрыты все стороны грамматической стороны речи: морфологии, лексики, словообразования), Н.Р. Лепской (она раскрыла стратегию усвоения ребенком грамматических категорий), Н.Х. Швачкина (им было подробно изучено детское словотворчество), А.М. Шахнаровича (рассмотрено место семантического компонента в языковой способности).

    При составлении работы применялись следующие методы:

- изучение и анализ литературы;

- эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный;

- теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных);

- тесты;

- диагностические методики.

Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической (опытно-экспериментальной)), заключения и списка литературы.

    База исследования: ДОУ № 6 г. Ясный.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.005 с.)