Специальная педагогика: в 3 Т. : учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / под ред. Н. М. Назаровой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальная педагогика: в 3 Т. : учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / под ред. Н. М. Назаровой



8. Трудности, проблемы реализации инклюзивного образования для всех участников образовательного процесса.

    Инклюзивное образование является важнейшим направлением образовательной политики в Российской Федерации. Это закреплено в нормативно-правовых документах федерального, регионального и локального уровня.
     Нормативно-правовое трудности

− необходимость уточнения понятийного аппарата;

− отсутствие федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», нет федерального положения об инклюзивном обучении, где были бы определены права и обязанности образовательного учреждения и родителей;

− невозможность получения персональных данных физических лиц из иных органов власти и организаций без согласия на это субъекта персональных данных.

    Финансовые трудности

− отсутствие дополнительного финансирования, позволяющего привлекать к работе наиболее квалифицированные педагогические кадры и стимулировать их дополнительное обучение;

 − недостаточность заработной платы молодых специалистов и опытных сотрудников, что не позволяет компенсировать их физические и эмоциональные затраты.

    Психолого-педагогические трудности

 − психологическая неготовность педагогических кадров к принятию ребенка с ОВЗ;

− психологические «барьеры», связанные с общественным мнением, заключающиеся в распространенных стереотипах и предрассудках;

− психологическая неготовность многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;

− психолого-педагогическая неготовность нормально развивающихся детей адекватно воспринимать и взаимодействовать со сверстниками с ОВЗ;

− трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в группе нормально развивающихся детей;

− сокрытие родителями от администрации наличия инвалидности или проблем в здоровье ребенка, опасаясь общественных проявлений к особому ребенку.

    Кадровые трудности

нехватка узких специалистов: дефектологов, логопедов, психологов, специальных психологов);

− отсутствие ставок тьюторов, техника по обслуживанию специального оборудования и т. п.;

− отсутствие медицинского сопровождения образовательного процесса;

− недостаток знаний, методов, приемов, соответствующей подготовки для работы с ребёнком в условиях образовательного учреждения по месту жительства;

− неготовность ряда педагогов изменять свой педагогический стиль под изменившиеся условия работы;

− затруднения педагогов в навыке дифференциации учебных планов, программ, методических подходов в организации инклюзивного обучения;

− несовершенство системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми с ОВЗ.

    Материально-технические трудности

− отсутствие специального оборудования и современных технических средств обучения для коррекционных занятий;

− нехватка кабинетов и оборудования для индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями.

    Трудности организация развивающей предметно-пространственной среды

− неадаптированность архитектурной среды дошкольных школьных образовательных учреждений;

− необорудованность кабинета лечебной физкультуры, сенсорные комнаты, помещения для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами;

− недоступность культурно-досуговых учреждений; − отсутствие развивающих и адаптирующих форм культурно-досуговой деятельности (образовательных, спортивных, ролевых, игровых и т. д.).

    Методические трудности

− необеспеченность методическими пособиями и специализированной литературой;

− отсутствие специальных развивающих программ для работы с детьми с ОВЗ.

    Организационные трудности

− отсутствие единой системы раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционной педагогической помощи;

− недостаточное взаимодействие ДОО с педагогами школы;

− отсутствие или формальная работа внутренних консилиумов− неактивное психолого-педагогическое сопровождении детей;

− отсутствие объективной и полной диагностики психического развития ребенка в детских поликлиниках.
    Ин формационные трудности

− отсутствие медико-психолого-педагогического просвещения всего населения;

− неразработанность системы специального просвещения и

    Достаточно широк и разнообразен спектр вопросов, обсуждаемых профессиональным сообществом в связи с введением инклюзивного образования. Во многих исследованиях отмечается оправданность его внедрения в массовую школу. В частности, Е. Л. Никитина, отмечает, что, к сожалению, сегодня отмечен рост числа детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями, поэтому проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. И инклюзивное образование стало ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

    Модель такого образования, как отмечает автор, предполагает приспособление образовательной среды к нуждам детей с особыми потребностями, оказание им необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками. Того же мнения придерживается руководитель Городского психолого-педагогического центра при Департаменте образования г. Москвы Л. Олтаржевская, определяющая инклюзивное образование как своеобразный социальный лифт для детей с ОВЗ и способ пробудить у здоровых детей добрые чувства к таким детям.

    Несмотря на интерес педагогической общественности к практике включения в социально-образовательную среду лиц с различными нарушениями развития, эта проблема остается недостаточно разработанной и в теоретическом, и практическом плане. Об этом свидетельствует ряд моментов:

малочисленност ь серьезных практикоориентированных исследований;

противоречивость взглядов педагогов на внедрение инклюзивного образования в массовую общеобразовательную школу и на отказ от сложившейся привычной системы специального и коррекционного образования;

фрагментарность, бессистемность практической реализации разработок по инклюзивному образованию в современной России.

    А. И. Паршина называет четыре барьера, препятствующих получению образования людям с инвалидностью:

    1) эмоциональный (проявляющийся как в позиции самого человека с ОВЗ, так и в позиции окружающих его людей в переживании чувства неловкости, вины и страха по отношению к инвалиду, в насмешках, в излишней гиперопеке и т. п.);

    2) «архитектурного» окружения», то есть физической недоступности окружающей среды (отсутствие пандусов, лифтов в образовательных учреждениях, недоступность транспорта, для детей, страдающих нарушениями зрения – отсутствие звуковых светофоров по пути в школу и т. д.);

    3) финансовый (невозможность обеспечить в короткие сроки образовательные учреждения и детские сады необходимым оборудованием);

    4) коммуникативный, проявляющийся в дефиците у населения информации по проблеме инклюзивного образования.

    Изучение проблемы внедрения инклюзивного образования в России и подходов к ее разрешению, анализ нормативных документов, практического опыта организации совместного обучения детей «с нормой», ОВЗ и с инвалидностью,  дают основание обозначить ряд наиболее актуальных задач, требующих решения, для устранения проблем реализации инклюзии для всех категорий детей.

    Первая задача – это обеспечение, с одной стороны, психологической подготовки детей с ОВЗ к обучению в массовой школе, а с другой стороны, аналогичная работа с большинством «здоровых» детей, которые психологически не готовы принять и допустить присутствие «около себя» детей с ОВЗ и инвалидов.

    Вторая задача связана с подготовкой педагогов к квалифицированному разрешению проблем, связанных с обучением, воспитанием и развитием детей с ОВЗ в образовательном пространстве массовой школы. Как показывает практика, большинство учителей и директоров массовых школ не готовы к работе в условиях инклюзии, имеют недостаточное представление о проблемах детей с нарушениями в развитии и не готовы к их включению в учебный процесс обычных классов.

    Третьей задачей для современной школы при разворачивании инклюзивного образования является обеспечение материальной и архитектурной готовности образовательных учреждений. Как пишет Л. Олтаржевская, создание специальных условий для полноценного обучения детей с ОВЗ складывается в комплекс технических требований. В него входят не только пандусы для колясочников или тактильные приспособления для слепых и слабовидящих, но и адаптированные программы для разных категорий учащихся, а также специалисты, способные с ними работать.

    Четвертая задача реализации инклюзивного образования – это трудовая подготовка детей с ОВЗ, которая на данный момент не имеет однозначного решения в системе инклюзивной общеобразовательной школы по причине недостаточного уровня профессиональной готовности к ее решению самих педагогов, работающих в специальных школах. Разбирая данную проблему, М. М Сидорова пишет: « В специальной школе трудовое обучение является главным предметом, поскольку ставка делается на то, что выпускник своим трудом, трудолюбием, выносливостью в труде, общетрудовыми умениями обеспечит себя, семью и близких. С этой целью на предмет труда в неделю отводится: в 5 классе -6 часов, в 6 классе – 8 часов, в 7 – 10 часов, в 8 – 12 часов, в 9 – 14 часов, а в массовой школе труд не является основным предметом и на него отводится 2 часа в неделю. Возникает сомнение по поводу того, чему можно научить школьников с ОВЗ за столь короткое время».

    Таким образом, создание инклюзивной образовательной среды является на сегодняшний день для Российской Федерации достаточно важным и перспективным направлением развития общего и профессионального (среднего специального и высшего) образования. Несмотря на безусловные достижения, к решению проблемы внедрения инклюзивного образования, по мнению многих ведущих ученых и педагогов-практиков, следует подходить взвешенно, тщательно продумывая все нюансы и возможные риски.     Главное при этом – сохранить то положительное, что наработано в каждой из систем, учесть их особенности, чтобы создать условия для полноценного образования всех детей, исходя из их индивидуальных особенностей и жизненного предназначения, а также обеспечить каждому обучающемуся возможность адаптироваться в современном образовательном пространстве.

    Анализ проблем и перспектив инклюзивного образования в России показывает, что развитие инклюзивных (интегрированных, включенных) форм обучения детей с ОВЗ и инвалидов должно осуществляться постепенно; на основе четкого, продуманного планирования процесса его реализации; с применением комплексного подхода при выборе мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогических кадров, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями). Стремительное, с налету внедрение инклюзивного образования, не только не позволит обеспечить полноценную инклюзию обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, но и негативно отразится как на качестве образования других учащихся, так и на качестве образовательной деятельности учреждения в целом.

Источник научная статья

  Т. Г. Неретина, Т. В. Кружилина, Т. Ф. Орехова

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОДА.

    К категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся дети с нарушениями двигательных функций.

    Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением объема и силы, что приводит к нарушению осуществления движений.

    Большинство детей с НОДА страдают детским церебральным параличом (ДЦП). У них нарушена пространственная ориентация, общая моторика, тонкая моторика рук

    При организации инклюзивного образования и включении ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательную группу необходимо постоянное психолого-медико-педагогическое сопровождение, что определено в его индивидуальной программе реабилитации (ИПР). Для таких детей должна создаваться безбарьерная архитектурно-планировочная среда. Должно проводиться комплексное коррекционно-развивающее воздействие, направленное на развитие всех нарушенных функций: речи, эмоционально-волевой сферы, психического развития, моторики рук, сенсорной сферы и др.

    В течение всего периода инклюзивного образования должны выполняться рекомендации, прописанные в ИПР, т.е. индивидуальной программе реабилитации ребенка. Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается Бюро медико-социальной экспертизы, если ребенок имеет статус ребенка-инвалида.

    Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата широко представлены в образовательных организациях общего типа на всех этапах получения образования. Опыт показывает, что специальные условия для воспитанников с НОДА не могут быть в полной мере созданы в массовых дошкольных образовательных организациях и не всем детям удается успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников (Левченко И.Ю., 2016).

    Для детей с максимальным уровнем необходимо создание специальных условий по всем категориям, а именно:

• создание доступной архитектурной среды;

• вспомогательные технические средства и постоянная помощь сопровождающего для передвижения и самообслуживания;

• психолого-педагогическое сопро­вождение;

• коррекционная работа с дефектологом, логопедом и психологом;

• работа по формированию навыков самообслуживания;

• лечебно-восстановительная работа;

• соблюдение ортопедического режима;

• регулярное взаимодействие с семьями воспитанников развития.

    Наиболее важной и востребованной среди специальных условий является коррекционная работа (занятия с дефектологом, логопедом, психологом и формирование навыков самообслуживания).

    Далее по степени важности следуют безбарьерная среда, помощь ассистента и вспомогательные технические средства для обучения и самообслуживания.
    Вопрос об инклюзии детей с двигательными нарушениями должен решаться очень взвешенно и индивидуально, исходя из возможностей реализации особых потребностей ребенка в конкретной образовательной организации и его собственных ресурсов.

Источник

Е.Ф. Архипова Инклюзивное образование детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

10. Положительные аспекты инклюзивного образования для всех участников образовательного процесса.

Ученикам с особыми образовательными потребностями инклюзивное образование:

· позволяет улучшать учебные результаты;

· обеспечивает соответствующие их возрастной категории ролевые модели в лице сверстников;

· создает возможности для обучения в реалистической среде;

· помогает формировать коммуникативные, социальные и академические навыки,

· обеспечивает равный доступ к обучению;

· позволяет повышать самооценку и чувствовать себя частью целого;

· расширяет возможности для налаживания новых дружеских отношений.

Ученикам с типичным развитием инклюзивное образование:

· помогает повышать и поддерживать уровень успеваемости;

· создает подходящую среду для воспитания уважения к различиям и разнообразию;

· расширяет возможности для налаживания новых дружеских отношений;

· предоставляет стимулы к сотрудничеству;

· помогает развить в себе такие качества, как творчество и изобретательность;

· позволяет приобретать лидерские навыки;

· обеспечивает возможность учиться на основе широкого набора форм и методов работы.

Педагогическому персоналу инклюзивное образование:

· помогает наладить сотрудничество и применять командный подход к решению проблем и пути преодоления трудностей;

· обеспечивает возможности для профессионального развития;

· помогает осознать важность разработки программ обучения для детей с различными потребностями;

· позволяет обогатить палитру методов и приемов преподавания и учебных стратегий.

Администрации учебного заведения инклюзивное образование:

· помогает выработать общие убеждения и ценности по инклюзии детей с особыми образовательными потребностями;

· обеспечивает возможность пользоваться широким набором ресурсов и видов поддержки и выбирать оптимальные их варианты;

· помогает сформировать положительное отношение к разнообразию, то есть осознать, что каждая личность своими уникальными чертами и способностями способствует обогащению человеческого сообщества;

· предоставляет стимулы, которые вдохновляют к осуществлению преобразований, усиливает способность изменять ситуацию к лучшему;

· помогает укрепить чувство общины.

Родителям инклюзивное образование:

· предоставляет возможности для сотрудничества и активного привлечения к жизни школьной общины;

· обеспечивает возможность выбора в их стремлении обеспечить качественное образование своему ребенку;

· помогает лучше осознать разнообразие школьного и совместного общества;

· предоставляет стимулы и поощряет к общению с другими родителями для получения поддержки и информации;

· помогает сформулировать цель и создать реальное будущее для своего ребенка.

Для общества инклюзивное образование:

· позволяет понять потребности и способности всех учащихся;

· обеспечивает отображение школой истинного разнообразия общины;

· демонстрирует социальную ценность равенства;

· способствует утверждению гражданских прав всех людей.

11. Перспективы развития инклюзивного образования в России.

    Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

    Перспективы инклюзивного образования

• вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

• создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;

• умение превращать свои недостатки в достоинства;

• улучшение материально-технического обеспечения

• совершенствование нормативно-правовой и методической базы (методические рекомендации; перечень методик и технологий, применяемых педагогами)

• вовлечение большего числа педагогов в реализацию инклюзивного образования.

• повышение квалификации педагогов,

• изменение учебной среды в соответствии с возможностями обучающихся с ОВЗ.

12. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.

    Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.

    Медицинские аспекты инклюзии детей с нарушением зрения

    Основные виды нарушений зрения у детей — косоглазие и нистагм, амблиопия, близорукость, дальнозоркость, полная и частичная слепота.

    Косоглазие часто возникает как последствие травмы, интоксикации, кровоизлияния. У детей косоглазие проявляется на втором году жизни или становится заметным после тяжелой болезни или испуга. Косоглазие сказывается на познавательной деятельности ребенка и нуждается в лечении.

    Нистагм, как правило, развивается еще при внутриутробном развитии и также нуждается в коррекции. При недостаточном освещении может развиться глазной спазм аккомодаций, приводящий к ослаблению зрения.

    Близорукость — при этом заболевании изображение находится впереди сетчатки. Близорукость меняет поведение и характер детей: они становятся рассеянными, горбятся при чтении, жалуются на частые головные боли. Для исправления близорукости применяются очки с двояковогнутыми линзами. Для лечения рекомендуют витаминные препараты, в особо тяжелых случаях необходимо вмешательство хирурга (если зрение падает более чем на 1 диоптрию в год и ребенок рискует потерять зрение).

    Дальнозоркость — ближняя точка ясного видения всегда отстоит от сетчатки глаза на большем расстоянии, чем у лиц с нормальным зрением. Разработаны специальные очки, устраняющие дальнозоркость.

    Медицинское сопровождение слепых и слабовидящих детей

    Слепота – невозможность воспринимать зрительные раздражители – может быть внезапной или постепенной, временной или необратимой, частичной или полной. Потеря зрения может быть результатом глазного, неврологического или системного заболевания, травмы или использования определенных лекарственных препаратов.

    Слепота может быть как врожденной, так и приобретенной после глазных болезней (глаукома, поражение зрительного нерва и др.).

    Комплексное лечение целесообразно проводить в сочетании с педагогическим и психологическим сопровождением ребенка в дошкольных учреждениях и школах, где предусмотрено специальное медицинское оборудование и созданы условия для пребывания детей с нарушениями зрения, а также в медицинских центрах, оснащенных современным оборудованием для своевременного выявления, профилактики и лечения нарушений зрения у детей.

Медико-социальное сопровождение детей с нарушенным зрением в дошкольных образовательных учреждениях

    Дети с косоглазием и амблиопией, слепые, слабовидящие дети (в возрасте от трех до семи) лет посещают дошкольные учреждения, где предусмотрено специальное медицинское оборудование и созданы условия для пребывания детей с нарушениями зрения. Такие условия предусмотрены и учтены программой инклюзивного образования при введении детей с нарушенным зрением в коллектив здоровых сверстников в детских дошкольных учреждениях. В дошкольных учреждениях, где созданы условия для пребывания слабовидящих или слепых детей совместно со здоровыми детьми, коррекционно-воспитательная работа сочетается с лечебно-восстановительной. Поэтому в дошкольных учреждениях с детьми работают врачи-окулисты, консультируют психиатры-психотерапевты. Врачи-окулисты подбирают для детей средства коррекции зрения. В таких дошкольных учреждениях медицинский кабинет оснащен специальной аппаратурой для лечебной коррекции нарушений зрения у детей. Психологи дошкольного учреждения и врачи-психотерапевты помогают адаптироваться к новым социальным условиям, снижают возможность формирования эмоциональных, поведенческих и адаптационных расстройств.

    Медико-социальное сопровождение ребенка с нарушением зрения необходимо, так как оно позволяет постепенно и плавно решать проблемы, возникающие у ребенка в процессе адаптации. Основными задачами дошкольных учреждений, которые посещают здоровые дети и дети с нарушенным зрением, являются не только воспитание, лечение и развитие нарушенных функций зрения, а также подготовка к обучению в средней школе, но и формирование толерантного отношения здоровых детей к сверстникам, страдающим различными формами нарушения зрительных функций. В дошкольных учреждениях со слепыми и частично ослепшими детьми занимается тифлопедагог — педагог, который специально обучается для работы с детьми с данным нарушением зрения. Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляются на основе принципов, присущих всей системе воспитания дошкольников. Как правило, коррекционные занятия сочетаются с лечебными процедурами по коррекции зрения, которые проводятся ежедневно. Вместе с тем это воспитание имеет ряд особых принципов и задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций. Специфика воспитания и медицинского сопровождения дошкольников проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на здоровые силы и сохранные возможности, в отдельном подходе к каждому ребенку.

    Своеобразным ориентиром для слепого ребенка служит реакция на звук. Дошкольное образование учитывает возрастающие слуховые способности восприятия у детей с ослабленным зрением. Врачи-окулисты и педиатры советуют оберегать слух у детей с ослабленным зрением, не допускать инфекций, переохлаждений и акустических травм. Кроме того, большую роль при восприятии слепыми детьми окружающего мира играют их тактильные (осязательные) способности. Часто эти дети имеют «кожное» зрение, помогающее различать цвета предметов на ощупь. Дети с плохим зрением используют свои двигательные анализаторы. В качестве измерителей слепые пользуются размерами своего тела, длиной шага, руки, локтя и кисти. Мышечно-суставные изменения, происходящие при ходьбе, помогают слепым оценивать пройденное расстояние.

    Потеря зрения является причиной своеобразия эмоционально-волевой сферы и характера; тифлопедагоги, психологи обязательно учитывают это своеобразие при разработке и проведении игр и развивающих занятий со слабовидящими и слепыми детьми. Все эти особенности используются воспитателями детей в дошкольных учреждениях в тесной связи с родителями детей.

    Медико-социальное сопровождение слепых и слабовидящих детей в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками

    Медико-социальное и педагогическое сопровождение слепых и слабовидящих детей в школе тесно взаимосвязаны между собой. Оно проводится с учетом интеллектуальных, личностных, психических и/или физических особенностей ребенка, а также клинических особенностей его основного заболевания. Слабовидящие дети особо нуждаются в дифференцированном подходе.

    Рассмотрим особенности обучения и медико-социального сопровождения ребенка с нарушением зрения в условиях коллектива здоровых сверстников. Прежде всего необходимо создание психологического настроя слепого и слабовидящего учащегося не преодоление трудностей. Остальных же учащихся следует познакомить с особенностями слепого и слабовидящего, создать доброжелательную обстановку и сформировать доброе отношение к такому ученику. Однако действия, направленные на достижение этой цели, должны быть обдуманны и тактичны, так как излишняя опека нового ученика может развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей – снисходительное отношение.

    Здоровые дети могут дразнить и унижать слепого или слабовидящего ребенка. В тактичной форме учитель совместно со школьным психологом должен объяснить ученикам, что нельзя обращать внимание на дефект больного ребенка, тем более обижать его, как более слабого, не умеющего постоять за себя. Учителю и психологу на специальных занятиях или уроках (классный час) следует показать многие положительные стороны своих незрячих учеников, например, знание большого количества стихов, рассказов, умение петь, с тем, чтобы вызвать уважение к ним со стороны здоровых сверстников. Объективность оценки также должны стать нормой работы учителя, что позволит детям с нарушениями зрения чувствовать себя на равных со здоровыми детьми.

    Принимая ребенка с нарушением зрения в свой класс, учитель должен вместе со школьным врачом, руководствуясь рекомендациями окулиста, тщательно обдумать, где посадить нового ученика. Если ребенок сохранил частичное зрение или он слабовидящий, т.е. острота зрения более 0,05, и он не имеет выраженной светобоязни, его следует посадить на первую парту, желательно в среднем ряду.

    Одна из важных задач школьного психолога, учителя, – включение слепого и слабовидящего ученика в работу класса. При этом учителю и ученикам следует помнить, что темп письма и чтения слепого и слабовидящего ниже. Он не сможет успевать за классом. В связи с этим наряду с прибором Брайля используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока. Следующий момент – это ограничение времени зрительной работы. Учитель должен помнить об этом и учить слепого и слабовидящего анализировать литературные произведения на слух, выделяя лишь опорные слова и предложения. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует. Во время перерывов и после занятий дети с нарушениями зрения должны иметь возможность познакомиться поближе с одноклассниками, может быть, даже ощупать их. К сожалению, многие слепые и слабовидящие не умеют общаться, они не слушают собеседника, и диалога в общении не получается. Говорящий хочет показать, что он много знает, но такое поведение не вызывает ответного эмоционального отклика у слушателя.

    В новом коллективе здоровых сверстников ребенку с нарушением зрения приходится преодолевать ряд комплексов, таких как боязнь пространства и новых людей, неуверенность в себе. В этом ему надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например, капитаном команды по шашкам или шахматам, ведущим литературной композиции, викторины и т.п. Необходимо включать его в различные походы и экскурсии. Если подготовить незрячего ребенка в качестве гида, то это послужит и его самоутверждению, и признанию со стороны одноклассников. При этом он должен соблюдать те же нормы и правила поведения, что и остальные дети. Однако его следует поощрять при успешном следовании этим правилам. Улыбка или кивок головы как способ поощрения не всегда доступны ребенку с нарушением зрения. Лучше всего положить руку на плечо или погладить его, но словесная похвала еще важнее, так как ее слышат и другие дети.

    Наиболее сложная проблема для ребенка с нарушенным зрением – это ориентирование в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры комнаты, где проводятся занятия, путь к своему месту. В связи с этим не следует менять обстановку и место ребенка, особенно на первых порах, пока он не выработает автоматизма движения в знакомом помещении. Дети любят смотреть фильмы и видеозаписи. Слепых и слабовидящих также необходимо привлекать к их просмотру. Однако показ следует сопровождать словесными объяснениями ситуации, обстановки, поведения героев. Некоторые дети с нарушением зрения из-за имеющихся комплексов стараются не привлекать внимания к своим проблемам и стесняются попросить помощи у взрослого или у одноклассников. В таких случаях нужно постоянно держать ребенка в поле своего зрения и постараться увидеть и почувствовать, когда ему нужна помощь. Ребенок должен научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок сохранял чувство собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в соответствующей его возможностям ситуации. При трудностях в процессе адаптации на помощь ребенку с нарушенным зрением должны прийти школьный психолог или психотерапевт Успешная адаптация среди здоровых сверстников возможна после посещения групповой терапии и пребывания среди детей с сохранным зрением в условиях малой группы. Взаимодействие полезно и здоровым детям, и детям с нарушенным зрением. Дети с сохранным зрением учатся быть более гуманными и терпимыми к сверстникам с нарушенным зрением. Дети с нарушенным зрением чувствуют себя более уверенно и спокойно в коллективе здоровых сверстников. Они находят для себя друзей и чувствуют себя такими же, как все.

    Пребывание детей с нарушением зрения в детском саду, в школе в коллективе здоровых сверстников, как правило, сопровождается сложной адаптацией с возникновением поведенческих, эмоциональных проблем, часто с формированием тревожно-фобических и поведенческих расстройств. Поэтому медицинское и психологическое сопровождение необходимо ребенку с нарушенным зрением с первых дней его пребывания в коллективе здоровых сверстников с целью предотвращения формирования данных проблем. Дети с нарушением зрения с тревожно-фобическими и поведенческими расстройствами нуждаются в психотерапевтической помощи и психологической коррекции. Методы психотерапии и психологической коррекции при работе с такими детьми выбираются и проводятся специалистами часто на фоне медикаментозного лечения, с учетом клинической картины заболевания. На формирование невротических и поведенческих расстройств оказывает в разной степени влияние ряд внешних и внутренних факторов. Часто их влияние бывает не резким, внезапным, а постепенным, длительным. В процессе работы с пациентами, страдающими адаптационными, невротическими расстройствами, специалистам важно учитывать их возраст, условия воспитания в семье, наследственность, личностные особенности родителей, особенности клинической картины и течения заболевания.

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения

    Для эффективного сопровождения детей с нарушением зрения при инклюзивном обучении следует рассмотреть психологические особенности детей данной категории.

    При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. В развитии слепого дошкольника можно отметить три характерные особенности.

    Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Также можно выделить безынициативность, пассивность слепого ребенка. «Чем позже произошла потеря зрения, тем сильнее связанная с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к личной жизни».

    Вторая особенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.

    Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством).

    Вопросы инклюзивного образования.

    Часть 2. Обучение детей с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Практическое пособие. /Под редакцией Е.В. Коневой. – Ярославль, 2013. – 100 с.

    В рамках ФГОС ОВЗ нормативно закреплены дифференцированные уровни образования для каждой категории детей с нарушением зрения, вариативные условия организации их начального обучения, определяется объем теоретических знаний («академический компонент») и практических умений («жизненные компетенции») для каждого из вариантов образовательных программ:

    Вариант 4.1 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы).

    Вариант 4.2 предполагает, что слабовидящий обучающийся п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.101 с.)