Организация пространства в инклюзивном обучении детей с нарушением слуха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация пространства в инклюзивном обучении детей с нарушением слуха.



    Вопросу физической организации пространства в инклюзивном классе (группе) следует уделить особое внимание. Среда образовательного учреждения должна быть доступна для всех детей, так чтобы каждый ребенок имел возможность участвовать в учебном процессе. Доступность классного (группового) помещения – это важнейшее предварительное условие обучения в инклюзивной образовательной среде. Обеспечение такого доступа для всех детей является обязанностью образовательного учреждения, хотя это может потребовать некоторой перепланировки школьного пространства.

    Дети с нарушениями слуха должны сидеть там, где им лучше всего

слышно (1,5-2 м), где они могут лучшим образом читать с губ педагога (у педагога должно быть постоянное место у стола, чтобы ребенок видел артикуляцию звуков), видеть ответы других учеников класса. Ребенок должен иметь возможность работать у доски без дополнительной помощи.

    Изменения пространства, необходимые для детей с нарушением слуха,

должны начинаться в классе (группе), но не заканчиваться там. В инклюзивном образовательном учреждении все помещения и зоны, доступные обычным ученикам, должны быть доступными также и для детей с нарушением слуха.

    2.Организация образовательного процесса в инклюзивном обучении

Детей с нарушением слуха.

    В образовательном учреждении всем ходом инклюзивного образования

руководит психолого-медико-педагогический консилиум. Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов детей, если в этом возникает необходимость (прохождение дополнительной диагностики для уточнения индивидуального образовательного маршрута, посещение дополнительных занятий), контролирует результативность обучения и психолого-медико-педагогического сопровождения.

    Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, структуру дефекта, правильно относиться к имеющимся между детьми различиям.

    Особенностями инклюзивного обучения детей с нарушением слуха в

образовательном учреждении является то, что с детьми с нарушением слуха

успешно работают специалисты разного профиля (логопеды, дефектологи,

сурдопедагоги, психологи, социальные педагоги), что позволяет комплексно и всесторонне проводить диагностику, коррекцию и реабилитацию детей и

оказывать помощь их семьям.

    Необходимым условием организации инклюзивного обучения детей с

нарушением слуха являются коррекционно-развивающие занятия сурдопедагога, психолога и логопеда.

    Работа сурдопедагога проводится по двум направлениям: занятия по такой специфической дисциплине, как развитие слухового восприятия в образовательном учреждении, и организация занятий по развитию слуховых навыков в семье.

       Т.О. Предложенная система психолого-педагогического сопровождения позволяет снизить социально-психологическую напряженность, возникающую при обучении и воспитании детей с нарушением слуха в общеобразовательных учреждениях, обеспечить позитивное развитие личности не слышащего и слабослышащего ребенка на всех этапах его пребывания в общеобразовательной среде.

Источник.Вопросы инклюзивного образования часть 2

3. Сравнительный анализ понятий интегрированное образование» и «инклюзивное образование».

    Ребенок должен «заслужить» возможность обучаться в обычной школе, детском саду, продемонстрировать свои «способности» справляться с образовательной программой.

    Один из основных аспектов интеграции в образовании - правильно организованные услoвия обучения для конкретного ребенка. В условиях интеграции ребенок должен быть готов осваивать программу, предназначенную для здоровых сверстников, в этом случае можно говорить и о готовности к данному процессу как самого ребенка, так и его окружения, то есть о внешних и внутренних условиях интеграции.

    К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

• раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение уже с первых месяцев жизни коррекционной работы;

• стремление и готовность родителей помогать ребёнку в процессе обучения, желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми;

• наличие в учреждении возможностей оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь;

• создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

    К внутренним условиям или показателям, способствующим эффективной интеграции, относятся:

• уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;

• возможность oвладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;

    Для многих детей с проблемами в развитии интеграция в образовательную среду щаще всего бывает затруднительна вследствие различных факторов: имеющегося заболевания, несоответствие уровня развития уровню здоровых детей, трудность освоения программ массовых школ. Таких детей необходимо не интегрировать в образовательную среду, а включать такими, какими они являются, а сама образовательная среда должна максимально адаптироваться к возможностям и способностям такого ребенка.

    Интегрированное обучение основывается на концепции нормализации, в основе которой лежит идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Применительно к детям это означает следующее:

    – ребенок с особыми образовательными потребностями имеет общие для всех потребности, главная из которых потребность в любви и стимулирующей его развитие обстановке;

    – ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к жизни нормальных людей;

    – учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получения образования.

    «Инклюзия» (включение)- Термин характеризует более глубокие процессы. Он означает, что ребенку предоставляется право посещать обычную школу, детский сад, но для этого создается необходимая, адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги.

    • Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

    • Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия детей и их участия во всех делах коллектива.

    • Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

    Преимущества инклюзии для детей с ОВЗ весьма существенны:

· дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимопонимания в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах;

· в инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с ОВЗ, это связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможности для социального взаимопонимания со сверстниками, которые выступают в качестве носителей моделей социальной и коммуникативной сферы;

· в инклюзивной среде с особенностями развития имеют более насыщенные учебные процессы, улучшение навыков и академических достижений.

    Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы, в ходе реализации которой используются различные методы реагирования на различные детские потребности, возможности и темпы развития, понимается и принимается тот факт, что у всех детей (и с ОВЗ, и без) разная скорость обучения, которую учителя должны учитывать при оказании им гибкой помощи и поддержки в обучении.

    Не менее важным отличием инклюзивного подхода от интегративного состоит в том, что при инклюзии в обычных школах меняется отношение к детям с ОВЗ и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения (это, конечно, не отменяет довольно жестких требований дисциплины, которым должны подчиняться все ученики без исключения, как здоровые, так и с особенностями развития).

 

 

4. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования детей с ОВЗ (общий обзор).

    Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ и детей с инвалидностью в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

• международные (признанные и подписанные СССР или Российской Федерацией);

• федеральные (Конституция, законы, кодексы);

• правительственные (постановления, распоряжения);

• ведомственные (Министерства образования и науки);

• региональные (на уровне субъектов РФ правительственные и ведомственные);

• локальные акты образовательной организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.009 с.)