Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление карьерой персонала

Поиск

     Учебные вопросы лекции

1 Сущность и основные понятия карьеры

2 Виды и этапы деловой карьеры персонала

     3 Управление деловой карьерой

 

Первый вопрос

Эффективное персональное профессиональное развитие личности в каждой организации возможно лишь при грамотной организации социализации персонала, неотъемлемой частью которой является карьерное развитие людей.

Карьера – это путь человека к успехам в жизни, достойному положению в обществе или на служебном поприще, а также сам процесс достижения этого положения (трудовой путь человека и совокупность действий, направленных на достижение успеха для личного самовыражения и самоутверждения).

Любой человек планирует свое будущее. Постоянно меняются условия деятельности человека, меняются сами люди, меняется их квалификация, с возрастом меняются их жизненные цели, но неизменно остается стремление к самовыражению, самоутверждению и, прежде всего в области деловой карьеры.

Деловая карьера – это поступательное продвижение личности в какой – либо сфере деятельности, требующее и обуславливающее изменение профессионально – квалификационных возможностей и способностей, навыков в работе и размеров вознаграждения, продвижение по однажды выбранному пути, достижение известности, славы и обогащения.

В организации есть две формы самовыражения работников - это профессиональное развитие и должностное продвижение. С учетом этих форм достижения успеха бывают две формы деловой карьеры: профессиональная и должностная.

Рассматривая эти две формы карьеры нельзя не учитывать того, что они формируются и реализуются не только в организации. В значительной степени предпосылки и потенциальные возможности для формирования и реализации карьеры создаются в социуме, в котором существует человек. 

 

Второй вопрос

По мнениям различных теоретиков управления персоналом существует много характеристик деловой карьеры, учет которых позволяет выделить основные виды карьеры по следующим признакам:

А) По отношению к организации, в которой реализуется карьера:

1 Внутриорганизационная (работник все стадии своего профессионального развития проходит в одной организации);

2 Межорганизационная (работник все стадии своего профессионального развития проходит в различных организациях);

Б) По специализации трудовой деятельности:

1 Специализированная (работник все стадии своего развития проходит в рамках одной профессии и в одной области деятельности, в которой он специализируется);

2 Неспециализированная (работник проходит стадии своего развития в различных профессиях и в различных областях деятельности, обладая меньшим объемом специализированных знаний, но, владея комплексно совокупностью различных видов деятельности, необходимых для целостного представления об одной организации. Такая форма карьеры

получила широкое применение в организациях Японии, где работники (в том числе и руководители) должны быть специалистами, способными работать на любом участке, а не по какой – либо отдельной функции;

В) По направлению карьеры:

1 Вертикальная (перемещение на более высокую ступень структурной иерархии организации);

2 Горизонтальная (такая карьера не означает перемещение вверх, а предполагает перемещение в другую функциональную область на уровне, равном предшествующему положению, или не имеющем жесткого формального закрепления в структуре организации, например назначение на должность руководителя временной целевой структуры). 

Наряду с вертикальной и горизонтальной карьерами выделяют еще карьеру ступенчатую, которая совмещает в себе элементы той и другой карьеры;                 

Г) По возможности осуществления:

1 Потенциальная (основывается на мечтах, желаниях, возможностях работника);

2 Реальная (то, что реально удалось работнику в жизни достичь);

Д) По периоду времени осуществления спланированной карьеры:

1 Нормальная (постепенное, целенаправленное продвижение по службе);

2 Скоростная (стремительная);

3 Десантная (спонтанное, порой непредвиденное замещение вышестоящей должности);

4 Медленная (затяжная, при которой работника называют «засидевшимся»);

Е) По характеру карьерной стратегии:

1 Типичная (привычная, закономерная)

2 Устойчивая (соответствующая стабильной динамике повышения по «карьерной лестниц», но может быть и стабильная регрессия должностного продвижения);

3 Прерывистая (содержащая паузы, кризисы профессионального карьерного роста).

Кроме вышеперечисленных видов карьеры специалисты еще выделяют такой вид карьеры как скрытая карьера. Под скрытой карьерой понимается неформальное продвижение к руководству организацией (примером такого карьерного продвижения можно назвать фаворитов руководителей).

Все виды карьеры подчиняются общим закономерностям прохождения карьеры в жизни людей, которые позволяют определить основные этапы карьеры в жизненном цикле человека.

Этапы карьеры:

1 Предварительный (до 25 лет) – учеба и испытания на разных работах;

2 Становление (26 – 30 лет) – освоение профессии и формирование специалиста или руководителя;

3 Продвижение (до 45 лет) – рост квалификации и продвижение по службе;

4 Сохранение (до 60 лет) – закрепление достигнутых успехов;

5 Завершение (после 60) – стабилизация самовыражения, рост уважения, подготовка к выходу на пенсию;

6 Пенсионный (после 65) – стабилизация уважения, желание самовыражения в других видах деятельности, спад деловой активности.

Этапы деловой карьеры в основном соответствуют этапам деловой активности и профессиональной зрелости людей, которые условно можно подчинить делению на следующие этапы:

1 Становление (до 30 – 35 лет жизни);

2 Зрелость (до 60 – 65 лет жизни);

3 Мудрость (старше 60 – 65 летнего возраста).

Следует учитывать то, что под влиянием множества факторов может быть нарушен типичный ход процессов осуществления деловой карьеры и могут происходить профессиональные деструкции и кризисы в деятельности людей.

Кризисы (срывы) профессиональной карьеры могут быть обусловлены действием следующих факторов:

- неудовлетворенность достигнутым статусом и утрата уверенности в имеющихся возможностях;

- неудовлетворенность социально – экономическим положением своей организации (утрата имиджа, переезд организации и т.п.);

- психофизиологические и возрастные изменения (ухудшение здоровья, синдром «эмоционального сгорания» и т.п.);

- изменение жизненной ситуации (переезд, служебный роман и т.п.).

Кризис профессиональной карьеры всегда накапливается постепенно и проявляется через изменения психологического состояния человека, которые соответствуют трем стадиям (фазам) кризиса:

 1 Предкрикризисная (проблема еще не осознается и пока отвергается человеком, но уже появляются дискомфорт, раздражительность, неудовольствие организацией и т.п.; происходит накопление деструктивных изменений);

 2 Критическая (наступает осознанная неудовлетворенность, усиливается напряженность на основе противоречий, развиваются внутренние и внешние конфликты, в результате чего происходит разрушение, деструкция сложившихся устоев);

3 Посткризисная (происходит позитивное - конструктивное разрешение конфликта или негативное – деструктивное разрешение, последствием которого является депрессия, упадок сил, стагнация деятельности личности).

Наряду с изучением кризиса карьеры следует познать особенности профессиональной деструкции личности, которая может быть предшествием кризиса карьерного развития, а также может проявляться и на посткризисной стадии конфликта.

Профессиональная деструкция – это постепенно накопившиеся негативные изменения характеристик профессиональной деятельности личности и самой личности как исполнителя определенных трудовых функций.

Профессиональная деструкция проявляется по следующим признакам:

- следование стереотипам, отсутствие творчества;

- эмоциональная напряженность;

- снижение деловой активности;

- снижение уровня интеллекта с увеличением стажа работы;

- неудовлетворенность работой;

- усиление профессиональной акцентуации характера (ролевая зкспансия, властолюбие, трудовой фанатизм, излишняя педантичность и др.);

- социально-психологическое старение (перестройка мотивации, рост потребности в одобрении и т.п.);

- профессиональное старение (неприятие нововведений, снижение темпа работ и др.).

Знание особенностей профессиональных кризисов и деструкций позволяет их предвидеть и снижать негативное влияние на работников и деятельность персонала в целом, чему способствует управление деловой карьерой.

 

Третий вопрос

Управление деловой карьерой- это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работников, с учетом их целей, потребностей, возможностей, способностей и социально – экономических условий трудовой деятельности.

Управление карьерой персонала и забота работников о личной карьере всегда происходят под влиянием множества факторов (позитивных и негативных), из которых формируются условия формирования и реализации карьеры.

К числу основных условий прохождения карьеры можно отнести:

1 Осознание работниками важности и основных ценностей профессионализма в области трудовой деятельности;

2 Высокий статус кадровых служб и их роль в деятельности персонала;

3 Создание системы общественного контроля, обеспечивающей использование демократических принципов в карьерном продвижении членов персонала;

4 Создание оптимальной карьерной среды, формирующей позитивное отношение персонала к карьерному расту и благоприятствующей в его реализации;

5 Создание оптимального карьерного пространства.

Карьерное пространство – это относительно обособленная совокупность должностей в организации, обеспечивающих реализацию возможностей для профессионального роста персонала.

В управлении деловой карьерой персонала в организации участвуют:

1 Система управления карьерой;

2 Механизм управления карьерой;

3 Процесс управления карьерой.

Система управления карьерой включает следующие элементы:

1 Субъекты управления (профессиональные кадры);

2 Управленческие мероприятия (принципы, методы работы)

3 Правовые нормы и управленческие документы;

4 Средства управления.

Механизм управления как совокупность основных разделов деятельности системы управления персоналом, направленных на обеспечение карьерого роста работников, включает:

1 Обучение персонала в интересах производственной деятельности организации и перспективы укомплектования персонала;

2 Организация стажировок персонала, обеспечивающих профессиональное совершенствование персонала и получение передового опыта производственной деятельности;

3 Работа с кадровым резервом;

4 Разработка методик оценки профессионализма работников;

5 Оценка и аттестация персонала;

6 Отбор кандидатов на продвижение с учетом уровня их профессиональной подготовки и потребности организации.

Процесс (как совокупность последовательно выполняемых действий) управления карьерой включает:

1 Выявление потребностей и оценка возможностей персонала организации(с последующей работой по разработке модели проблемы);

2 Разработка и принятие кадровых решений по формированию и реализации карьерной стратегии организации;

3 Разработка плана карьерного роста персонала и плана его выполнения.

Принципиальная комплексная схема осуществления системой управления карьерой персонала соответствующих механизмов и процессов представлена на

рисунке 22.1. 

                   Рисунок 22.1 – Принципиальная схема управления карьерой персонала

Управление деловой карьерой персонала неразрывно связано с планированием и реализацией продвижения членов персонала по службе, а также с формированием кадрового резерва организации.

 

          Вопросы для самоконтроля

1 Сущность деловой карьеры?

2 Виды деловой карьеры?

3 Этапы деловой карьеры?

4 Сущность кризиса карьеры и деструкции профессионального роста?

5 Структура системы управления карьерой в организации?

6 Сущность управления карьерным развитием персонала?

 

Лекция 23

Коммуникации организации

Учебные вопросы лекции

1 Сущность и общие понятия коммуникации организации

2 Основные составные элементы и структура коммуникации

3 Формы, методы и направления коммуникации

4 Современные информационные технологии

5 Управление коммуникацией и роль руководителя в ее организации

Первый вопрос

Важнейшей характеристикой человека в социуме является его коммуникабельность. Коммуникабельный – это тот человек, который открыт к общению, с которым легко общаться, иметь общее дело.

С учетом сложившейся в русском языке терминологии, коммуникация (применительно к социальным отношениям) - это сообщение, общение, связь.

Коммуникации в организации – это совокупность процессов и средств передачи информации, информационное взаимодействие между работниками организации, а также между организацией и внешней средой.

Главная цель коммуникации организации – доведение до потребителя достоверной информации и обеспечение её полного понимания.

Основные функции коммуникации организации:

– информационная (доведение и получение нужной информации);

– мотивационная (только в результате общения и посредством общения людей формируются мотивы их деятельности, осуществляются процессы и стимулируются их результаты);

- контрольная (только посредством общения взаимосвязанные работники организации могут осуществлять взаимный контроль деятельности).

По сущности коммуникацию следует рассматривать в двух аспектах понимания:

1 Коммуникация как явление – это совокупность норм, правил и положений, относящихся к информационным взаимоотношениям между людьми в организации (например: регистрация прибытия работников на работу и убытия с работы; рассмотрение заявления на отпуск; порядок оформления книги распоряжений; порядок приема по личным вопросам и др.);

2 Коммуникация как процесс – это характеристика взаимодействия отправителя и получателя информации, которое всегда имеет определенный результат выполнения.

 

Второй вопрос

Коммуникация как процесс рассматривается в совокупности взаимосвязанных элементов, целенаправленных действий и средств, обеспечивающих передачу информации. Схема структуры взаимодействия этих элементов представлена на рисунке 23.1.  

     
ПОМЕХИ
 
ОТКРЫТОСТЬ


                                                       И Н Ф О Р М А Ц И Я

                                                                                   

Средства коммуникации
                                                                                     

 

 

               Рисунок 23.1 – Схема элементов организационной коммуникации

  Исходным элементом коммуникации как процесса является отправитель информации, который заинтересован в передаче получателю полного объема исходящей информации. Однако уже на первом этапе коммуникации объем и достоверность передаваемой отправителем информации могут утрачиваться вследствие влияния помех.

Помехи коммуникации – это обстоятельства, негативно влияющие на объем и достоверность передаваемой информации.

На передаваемую информацию влияют следующие факторы помех:  

- технические (обусловленные влиянием неисправностей технических систем, например: отсутствие электроэнергии в сети электроснабжения средств связи или отказ селекторного аппарата на линии связи руководителя и подчиненного и др.);

– профессиональные (обусловленные отсутствием или недостаточностью профессиональных знаний, навыков и умения, например: незнание языка партнера по работе или несоответствие знаний сленговых терминов хирурга и его ассистента, совместно проводящих хирургическую операцию, и др.);

– личностные (обусловленные влиянием личностных характеристик людей: речь, слух, зрение, каллиграфия и др.);

– особые (обусловленные целенаправленным влиянием физических лиц или организационных структур, направленным на искажение исходящей информации – дезинформацию потребителя информации, например в интересах промышленного шпионажа и др.).

Помехи влияют на коммуникацию на всех этапах передачи информации, начиная от отправителя до получателя, а также могут возникать и в процессах (действиях) и в средствах коммуникации.

Конечная цель коммуникации – передача (доставка) информации потребителю. В стремлении к достижению этой цели следует учитывать не только влияние помех коммуникации, но и то, насколько открыт для приема информации получатель.

Открытость получателя к приему информации зависит от его желания или нежелания принять предназначенную ему информацию.

Сам процесс коммуникации делится на следующие основные этапы:

1 Преобразование, придание информации формы, пригодной для передачи с учётом выбранного канала передачи (кодирование, зашифровка, преобразование письменной формы в электронную и пр.). Каналы формируются с учетом характеристик средств коммуникации.

2 Передача информации;

3 Преобразование (расшифровка, декодирование) и понимание полученной информации;

 4 Подтверждение факта получения информации.

Система коммуникации организации должна обеспечивать обязательную обратную связь от получателя к отправителю, содержащую сообщение о получении и понимании (или не понимании) полученной информации (например: решение на заявление о предоставлении отпуска; сообщение о получении телеграммы; роспись в книге распоряжений и пр.).

Средства коммуникации – это совокупность всех технических объектов, обеспечивающих передачу информации. С учетом различных совокупностей этих объектов формируются каналы передачи информации (почтовый, телеграфный, телефонный, электронный, нарочный и др.)

 

    Третий вопрос

С учетом двуаспектного понимания коммуникации (явление и процесс) выделяются различные ее виды, которые подчиняются делению на типы, направления, формы и методы осуществления. 

Существуют следующие типы коммуникаций организации:

– межличностные (основанные на интеракциях);

– коммуникации малой группы;

– коммуникации внутриорганизационные;

- коммуникации межорганизационные.

По направлению передачи информации коммуникаций бывают:

– нисходящее (от управляющей к управляемой подсистеме);

– восходящее (от управляемой к управляющей подсистеме);

– горизонтальное (передача информации на одном уровне иерархической структуры управления организацией).

    По форме коммуникации бывают:

1 Вербальная – это форма общения, основанная на использовании слова. Вербальная коммуникация может быть устной или письменной.

     • Устная – основанная на произношении слов (личные беседы, диалоги, конференции, совещания, семинары, обращения пр.). Это основная форма общения в организации, но в деловом общении часто приходится следовать значению пословицы «Слово к делу не пришьешь», поэтому в официальной деятельности используется письменная форма общения.

     • Письменная – основанная на передаче информации посредством бумажного или электронного носителя (письма, приказы, отчеты, меморандумы, служебные материалы, документы делопроизводства, публикации и др.).

Письменная форма позволяет получить высокую чистоту информации и возможность ее длительного сохранения.

В современных условиях деятельности организаций самой прогресивной и эффективной является электронная форма коммуникации, которой присущи следующие основные преимущества:

  - уменьшение расхода бумаги;

  - сокращение времени передачи информации;

  - расширение круга адресатов (их числа и расстояния между ними);

   - возможность объединения географически разбросанных адресатов;

   - облегчение работы руководителей и операторов.

  2 Невербальная – это форма общения, происходящего без использования слов (поведение, взгляд, мимика, интонация и тембр голоса, рукопожатие, жесты и др.).  

      Основные методы коммуникации:

А) Меморандум – официальное письменное обращение одних людей к другим (чаще используется в политическом общении правительств государств, больших групп людей, организаций). Разновидностью меморандума является деловое обращение как адресование (отнесение или передача) кому – либо просьбы о чем – либо в устной или письменной форме.

  Б) Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему.

  В) Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

  Г) Публикация – отражение информации на страницах печатного издания.    

  Четвертый вопрос

      Технология – это определенный порядок работ, направленных на получение продукции (последовательность взаимосвязанных технологических операций).

  Информационная технология – это совокупность процессов и средств доведения информации до потребителя.

В современных условиях деятельности любая организация – это фабрика информации, которая вырабатывает три вида информации: электронная, письменная, устная.

Вся информация подлежит трём видам процессов ее обработки:

- преобразование в интересах организации;

- объединение по направлением видов деятельности персонала;

- накопление и хранение. 

С начала сознательного использования человеком организационной коммуникации информационные технологии прошли следующие этапы эволюции:

1 «Контора писаря» (основные средства коммуникации - ручка, бумага, счеты);

2 «Механизированный офис» (основные средства коммуникации - пишущая машинка, калькулятор, счетная машинка);

3 «Электрифицированный офис» (основные средства коммуникации -компьютерная техника).

 На современном этапе информационных технологий используются следующие основные технологии коммуникации:

- гипертекст (максимальное увеличение возможностей компьютерной техники по передаче больших объемов информации);

- компьютерная графика (работа с диаграммами, редактирование изображений, подготовка демонстрационных материалов и др.);

- телекоммуникации (Интернет, электронная почта, факс и др.);                                     

- CASE- технологии (компьютерная разработка программного обеспечения);

- мультимедиа (интерактивные системы).

Пятый вопрос

Все процессы общения в организации обеспечивают руководителей всех подразделений информацией, необходимой для принятия управленческих решений, по схеме, отраженной на рисунке 23.2.  

Субъект управления


     ↓                 ↑

Процессы и средства общения

- все функции передачи информации      возлагаются на определенны руководителей подразделений                        

                                   
     ↓                 ↑

Объект управления


             Рисунок 23. 2 – Схема направлений общения в организации

Досужие исследователи установили, что до 95% рабочего времени руководитель находится в сфере коммуникации организации, поэтому многое в общении людей зависит прежде всего от него!

Руководитель любого уровня должен организовывать коммуникацию организации с соблюдением следующих основных принципов:

- коммуникация как феномен должна соответствовать миссии организации и стратегии управления персоналом;

- личная примерность руководителя;

- профессиональная компетентность организаторов коммуникации.

Вопросы для самоконтроля

1 Сущность и функции коммуникации организации?

2 Структура и этапы коммуникации и факторы на нее ылияющие?

3 Виды коммуникации?

4 Сущность информационных технологий?

  5 Особенности управления коммуникацией?

Лекция 24



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.009 с.)