Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление карьерой персоналаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебные вопросы лекции 1 Сущность и основные понятия карьеры 2 Виды и этапы деловой карьеры персонала 3 Управление деловой карьерой
Первый вопрос Эффективное персональное профессиональное развитие личности в каждой организации возможно лишь при грамотной организации социализации персонала, неотъемлемой частью которой является карьерное развитие людей. Карьера – это путь человека к успехам в жизни, достойному положению в обществе или на служебном поприще, а также сам процесс достижения этого положения (трудовой путь человека и совокупность действий, направленных на достижение успеха для личного самовыражения и самоутверждения). Любой человек планирует свое будущее. Постоянно меняются условия деятельности человека, меняются сами люди, меняется их квалификация, с возрастом меняются их жизненные цели, но неизменно остается стремление к самовыражению, самоутверждению и, прежде всего в области деловой карьеры. Деловая карьера – это поступательное продвижение личности в какой – либо сфере деятельности, требующее и обуславливающее изменение профессионально – квалификационных возможностей и способностей, навыков в работе и размеров вознаграждения, продвижение по однажды выбранному пути, достижение известности, славы и обогащения. В организации есть две формы самовыражения работников - это профессиональное развитие и должностное продвижение. С учетом этих форм достижения успеха бывают две формы деловой карьеры: профессиональная и должностная. Рассматривая эти две формы карьеры нельзя не учитывать того, что они формируются и реализуются не только в организации. В значительной степени предпосылки и потенциальные возможности для формирования и реализации карьеры создаются в социуме, в котором существует человек.
Второй вопрос По мнениям различных теоретиков управления персоналом существует много характеристик деловой карьеры, учет которых позволяет выделить основные виды карьеры по следующим признакам: А) По отношению к организации, в которой реализуется карьера: 1 Внутриорганизационная (работник все стадии своего профессионального развития проходит в одной организации); 2 Межорганизационная (работник все стадии своего профессионального развития проходит в различных организациях); Б) По специализации трудовой деятельности: 1 Специализированная (работник все стадии своего развития проходит в рамках одной профессии и в одной области деятельности, в которой он специализируется); 2 Неспециализированная (работник проходит стадии своего развития в различных профессиях и в различных областях деятельности, обладая меньшим объемом специализированных знаний, но, владея комплексно совокупностью различных видов деятельности, необходимых для целостного представления об одной организации. Такая форма карьеры получила широкое применение в организациях Японии, где работники (в том числе и руководители) должны быть специалистами, способными работать на любом участке, а не по какой – либо отдельной функции; В) По направлению карьеры: 1 Вертикальная (перемещение на более высокую ступень структурной иерархии организации); 2 Горизонтальная (такая карьера не означает перемещение вверх, а предполагает перемещение в другую функциональную область на уровне, равном предшествующему положению, или не имеющем жесткого формального закрепления в структуре организации, например назначение на должность руководителя временной целевой структуры). Наряду с вертикальной и горизонтальной карьерами выделяют еще карьеру ступенчатую, которая совмещает в себе элементы той и другой карьеры; Г) По возможности осуществления: 1 Потенциальная (основывается на мечтах, желаниях, возможностях работника); 2 Реальная (то, что реально удалось работнику в жизни достичь); Д) По периоду времени осуществления спланированной карьеры: 1 Нормальная (постепенное, целенаправленное продвижение по службе); 2 Скоростная (стремительная); 3 Десантная (спонтанное, порой непредвиденное замещение вышестоящей должности); 4 Медленная (затяжная, при которой работника называют «засидевшимся»); Е) По характеру карьерной стратегии: 1 Типичная (привычная, закономерная) 2 Устойчивая (соответствующая стабильной динамике повышения по «карьерной лестниц», но может быть и стабильная регрессия должностного продвижения); 3 Прерывистая (содержащая паузы, кризисы профессионального карьерного роста). Кроме вышеперечисленных видов карьеры специалисты еще выделяют такой вид карьеры как скрытая карьера. Под скрытой карьерой понимается неформальное продвижение к руководству организацией (примером такого карьерного продвижения можно назвать фаворитов руководителей). Все виды карьеры подчиняются общим закономерностям прохождения карьеры в жизни людей, которые позволяют определить основные этапы карьеры в жизненном цикле человека. Этапы карьеры: 1 Предварительный (до 25 лет) – учеба и испытания на разных работах; 2 Становление (26 – 30 лет) – освоение профессии и формирование специалиста или руководителя; 3 Продвижение (до 45 лет) – рост квалификации и продвижение по службе; 4 Сохранение (до 60 лет) – закрепление достигнутых успехов; 5 Завершение (после 60) – стабилизация самовыражения, рост уважения, подготовка к выходу на пенсию; 6 Пенсионный (после 65) – стабилизация уважения, желание самовыражения в других видах деятельности, спад деловой активности. Этапы деловой карьеры в основном соответствуют этапам деловой активности и профессиональной зрелости людей, которые условно можно подчинить делению на следующие этапы: 1 Становление (до 30 – 35 лет жизни); 2 Зрелость (до 60 – 65 лет жизни); 3 Мудрость (старше 60 – 65 летнего возраста). Следует учитывать то, что под влиянием множества факторов может быть нарушен типичный ход процессов осуществления деловой карьеры и могут происходить профессиональные деструкции и кризисы в деятельности людей. Кризисы (срывы) профессиональной карьеры могут быть обусловлены действием следующих факторов: - неудовлетворенность достигнутым статусом и утрата уверенности в имеющихся возможностях; - неудовлетворенность социально – экономическим положением своей организации (утрата имиджа, переезд организации и т.п.); - психофизиологические и возрастные изменения (ухудшение здоровья, синдром «эмоционального сгорания» и т.п.); - изменение жизненной ситуации (переезд, служебный роман и т.п.). Кризис профессиональной карьеры всегда накапливается постепенно и проявляется через изменения психологического состояния человека, которые соответствуют трем стадиям (фазам) кризиса: 1 Предкрикризисная (проблема еще не осознается и пока отвергается человеком, но уже появляются дискомфорт, раздражительность, неудовольствие организацией и т.п.; происходит накопление деструктивных изменений); 2 Критическая (наступает осознанная неудовлетворенность, усиливается напряженность на основе противоречий, развиваются внутренние и внешние конфликты, в результате чего происходит разрушение, деструкция сложившихся устоев); 3 Посткризисная (происходит позитивное - конструктивное разрешение конфликта или негативное – деструктивное разрешение, последствием которого является депрессия, упадок сил, стагнация деятельности личности). Наряду с изучением кризиса карьеры следует познать особенности профессиональной деструкции личности, которая может быть предшествием кризиса карьерного развития, а также может проявляться и на посткризисной стадии конфликта. Профессиональная деструкция – это постепенно накопившиеся негативные изменения характеристик профессиональной деятельности личности и самой личности как исполнителя определенных трудовых функций. Профессиональная деструкция проявляется по следующим признакам: - следование стереотипам, отсутствие творчества; - эмоциональная напряженность; - снижение деловой активности; - снижение уровня интеллекта с увеличением стажа работы; - неудовлетворенность работой; - усиление профессиональной акцентуации характера (ролевая зкспансия, властолюбие, трудовой фанатизм, излишняя педантичность и др.); - социально-психологическое старение (перестройка мотивации, рост потребности в одобрении и т.п.); - профессиональное старение (неприятие нововведений, снижение темпа работ и др.). Знание особенностей профессиональных кризисов и деструкций позволяет их предвидеть и снижать негативное влияние на работников и деятельность персонала в целом, чему способствует управление деловой карьерой.
Третий вопрос Управление деловой карьерой- это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работников, с учетом их целей, потребностей, возможностей, способностей и социально – экономических условий трудовой деятельности. Управление карьерой персонала и забота работников о личной карьере всегда происходят под влиянием множества факторов (позитивных и негативных), из которых формируются условия формирования и реализации карьеры. К числу основных условий прохождения карьеры можно отнести: 1 Осознание работниками важности и основных ценностей профессионализма в области трудовой деятельности; 2 Высокий статус кадровых служб и их роль в деятельности персонала; 3 Создание системы общественного контроля, обеспечивающей использование демократических принципов в карьерном продвижении членов персонала; 4 Создание оптимальной карьерной среды, формирующей позитивное отношение персонала к карьерному расту и благоприятствующей в его реализации; 5 Создание оптимального карьерного пространства. Карьерное пространство – это относительно обособленная совокупность должностей в организации, обеспечивающих реализацию возможностей для профессионального роста персонала. В управлении деловой карьерой персонала в организации участвуют: 1 Система управления карьерой; 2 Механизм управления карьерой; 3 Процесс управления карьерой. Система управления карьерой включает следующие элементы: 1 Субъекты управления (профессиональные кадры); 2 Управленческие мероприятия (принципы, методы работы) 3 Правовые нормы и управленческие документы; 4 Средства управления. Механизм управления как совокупность основных разделов деятельности системы управления персоналом, направленных на обеспечение карьерого роста работников, включает: 1 Обучение персонала в интересах производственной деятельности организации и перспективы укомплектования персонала; 2 Организация стажировок персонала, обеспечивающих профессиональное совершенствование персонала и получение передового опыта производственной деятельности; 3 Работа с кадровым резервом; 4 Разработка методик оценки профессионализма работников; 5 Оценка и аттестация персонала; 6 Отбор кандидатов на продвижение с учетом уровня их профессиональной подготовки и потребности организации. Процесс (как совокупность последовательно выполняемых действий) управления карьерой включает: 1 Выявление потребностей и оценка возможностей персонала организации(с последующей работой по разработке модели проблемы); 2 Разработка и принятие кадровых решений по формированию и реализации карьерной стратегии организации; 3 Разработка плана карьерного роста персонала и плана его выполнения. Принципиальная комплексная схема осуществления системой управления карьерой персонала соответствующих механизмов и процессов представлена на рисунке 22.1. Рисунок 22.1 – Принципиальная схема управления карьерой персонала Управление деловой карьерой персонала неразрывно связано с планированием и реализацией продвижения членов персонала по службе, а также с формированием кадрового резерва организации.
Вопросы для самоконтроля 1 Сущность деловой карьеры? 2 Виды деловой карьеры? 3 Этапы деловой карьеры? 4 Сущность кризиса карьеры и деструкции профессионального роста? 5 Структура системы управления карьерой в организации? 6 Сущность управления карьерным развитием персонала?
Лекция 23 Коммуникации организации Учебные вопросы лекции 1 Сущность и общие понятия коммуникации организации 2 Основные составные элементы и структура коммуникации 3 Формы, методы и направления коммуникации 4 Современные информационные технологии 5 Управление коммуникацией и роль руководителя в ее организации Первый вопрос Важнейшей характеристикой человека в социуме является его коммуникабельность. Коммуникабельный – это тот человек, который открыт к общению, с которым легко общаться, иметь общее дело. С учетом сложившейся в русском языке терминологии, коммуникация (применительно к социальным отношениям) - это сообщение, общение, связь. Коммуникации в организации – это совокупность процессов и средств передачи информации, информационное взаимодействие между работниками организации, а также между организацией и внешней средой. Главная цель коммуникации организации – доведение до потребителя достоверной информации и обеспечение её полного понимания. Основные функции коммуникации организации: – информационная (доведение и получение нужной информации); – мотивационная (только в результате общения и посредством общения людей формируются мотивы их деятельности, осуществляются процессы и стимулируются их результаты); - контрольная (только посредством общения взаимосвязанные работники организации могут осуществлять взаимный контроль деятельности). По сущности коммуникацию следует рассматривать в двух аспектах понимания: 1 Коммуникация как явление – это совокупность норм, правил и положений, относящихся к информационным взаимоотношениям между людьми в организации (например: регистрация прибытия работников на работу и убытия с работы; рассмотрение заявления на отпуск; порядок оформления книги распоряжений; порядок приема по личным вопросам и др.); 2 Коммуникация как процесс – это характеристика взаимодействия отправителя и получателя информации, которое всегда имеет определенный результат выполнения.
Второй вопрос Коммуникация как процесс рассматривается в совокупности взаимосвязанных элементов, целенаправленных действий и средств, обеспечивающих передачу информации. Схема структуры взаимодействия этих элементов представлена на рисунке 23.1.
И Н Ф О Р М А Ц И Я
Рисунок 23.1 – Схема элементов организационной коммуникации Исходным элементом коммуникации как процесса является отправитель информации, который заинтересован в передаче получателю полного объема исходящей информации. Однако уже на первом этапе коммуникации объем и достоверность передаваемой отправителем информации могут утрачиваться вследствие влияния помех. Помехи коммуникации – это обстоятельства, негативно влияющие на объем и достоверность передаваемой информации. На передаваемую информацию влияют следующие факторы помех: - технические (обусловленные влиянием неисправностей технических систем, например: отсутствие электроэнергии в сети электроснабжения средств связи или отказ селекторного аппарата на линии связи руководителя и подчиненного и др.); – профессиональные (обусловленные отсутствием или недостаточностью профессиональных знаний, навыков и умения, например: незнание языка партнера по работе или несоответствие знаний сленговых терминов хирурга и его ассистента, совместно проводящих хирургическую операцию, и др.); – личностные (обусловленные влиянием личностных характеристик людей: речь, слух, зрение, каллиграфия и др.); – особые (обусловленные целенаправленным влиянием физических лиц или организационных структур, направленным на искажение исходящей информации – дезинформацию потребителя информации, например в интересах промышленного шпионажа и др.). Помехи влияют на коммуникацию на всех этапах передачи информации, начиная от отправителя до получателя, а также могут возникать и в процессах (действиях) и в средствах коммуникации. Конечная цель коммуникации – передача (доставка) информации потребителю. В стремлении к достижению этой цели следует учитывать не только влияние помех коммуникации, но и то, насколько открыт для приема информации получатель. Открытость получателя к приему информации зависит от его желания или нежелания принять предназначенную ему информацию. Сам процесс коммуникации делится на следующие основные этапы: 1 Преобразование, придание информации формы, пригодной для передачи с учётом выбранного канала передачи (кодирование, зашифровка, преобразование письменной формы в электронную и пр.). Каналы формируются с учетом характеристик средств коммуникации. 2 Передача информации; 3 Преобразование (расшифровка, декодирование) и понимание полученной информации; 4 Подтверждение факта получения информации. Система коммуникации организации должна обеспечивать обязательную обратную связь от получателя к отправителю, содержащую сообщение о получении и понимании (или не понимании) полученной информации (например: решение на заявление о предоставлении отпуска; сообщение о получении телеграммы; роспись в книге распоряжений и пр.). Средства коммуникации – это совокупность всех технических объектов, обеспечивающих передачу информации. С учетом различных совокупностей этих объектов формируются каналы передачи информации (почтовый, телеграфный, телефонный, электронный, нарочный и др.)
Третий вопрос С учетом двуаспектного понимания коммуникации (явление и процесс) выделяются различные ее виды, которые подчиняются делению на типы, направления, формы и методы осуществления. Существуют следующие типы коммуникаций организации: – межличностные (основанные на интеракциях); – коммуникации малой группы; – коммуникации внутриорганизационные; - коммуникации межорганизационные. По направлению передачи информации коммуникаций бывают: – нисходящее (от управляющей к управляемой подсистеме); – восходящее (от управляемой к управляющей подсистеме); – горизонтальное (передача информации на одном уровне иерархической структуры управления организацией). По форме коммуникации бывают: 1 Вербальная – это форма общения, основанная на использовании слова. Вербальная коммуникация может быть устной или письменной. • Устная – основанная на произношении слов (личные беседы, диалоги, конференции, совещания, семинары, обращения пр.). Это основная форма общения в организации, но в деловом общении часто приходится следовать значению пословицы «Слово к делу не пришьешь», поэтому в официальной деятельности используется письменная форма общения. • Письменная – основанная на передаче информации посредством бумажного или электронного носителя (письма, приказы, отчеты, меморандумы, служебные материалы, документы делопроизводства, публикации и др.). Письменная форма позволяет получить высокую чистоту информации и возможность ее длительного сохранения. В современных условиях деятельности организаций самой прогресивной и эффективной является электронная форма коммуникации, которой присущи следующие основные преимущества: - уменьшение расхода бумаги; - сокращение времени передачи информации; - расширение круга адресатов (их числа и расстояния между ними); - возможность объединения географически разбросанных адресатов; - облегчение работы руководителей и операторов. 2 Невербальная – это форма общения, происходящего без использования слов (поведение, взгляд, мимика, интонация и тембр голоса, рукопожатие, жесты и др.). Основные методы коммуникации: А) Меморандум – официальное письменное обращение одних людей к другим (чаще используется в политическом общении правительств государств, больших групп людей, организаций). Разновидностью меморандума является деловое обращение как адресование (отнесение или передача) кому – либо просьбы о чем – либо в устной или письменной форме. Б) Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. В) Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами. Г) Публикация – отражение информации на страницах печатного издания. Четвертый вопрос Технология – это определенный порядок работ, направленных на получение продукции (последовательность взаимосвязанных технологических операций). Информационная технология – это совокупность процессов и средств доведения информации до потребителя. В современных условиях деятельности любая организация – это фабрика информации, которая вырабатывает три вида информации: электронная, письменная, устная. Вся информация подлежит трём видам процессов ее обработки: - преобразование в интересах организации; - объединение по направлением видов деятельности персонала; - накопление и хранение. С начала сознательного использования человеком организационной коммуникации информационные технологии прошли следующие этапы эволюции: 1 «Контора писаря» (основные средства коммуникации - ручка, бумага, счеты); 2 «Механизированный офис» (основные средства коммуникации - пишущая машинка, калькулятор, счетная машинка); 3 «Электрифицированный офис» (основные средства коммуникации -компьютерная техника). На современном этапе информационных технологий используются следующие основные технологии коммуникации: - гипертекст (максимальное увеличение возможностей компьютерной техники по передаче больших объемов информации); - компьютерная графика (работа с диаграммами, редактирование изображений, подготовка демонстрационных материалов и др.); - телекоммуникации (Интернет, электронная почта, факс и др.); - CASE- технологии (компьютерная разработка программного обеспечения); - мультимедиа (интерактивные системы). Пятый вопрос Все процессы общения в организации обеспечивают руководителей всех подразделений информацией, необходимой для принятия управленческих решений, по схеме, отраженной на рисунке 23.2.
- все функции передачи информации возлагаются на определенны руководителей подразделений
Досужие исследователи установили, что до 95% рабочего времени руководитель находится в сфере коммуникации организации, поэтому многое в общении людей зависит прежде всего от него! Руководитель любого уровня должен организовывать коммуникацию организации с соблюдением следующих основных принципов: - коммуникация как феномен должна соответствовать миссии организации и стратегии управления персоналом; - личная примерность руководителя; - профессиональная компетентность организаторов коммуникации. Вопросы для самоконтроля 1 Сущность и функции коммуникации организации? 2 Структура и этапы коммуникации и факторы на нее ылияющие? 3 Виды коммуникации? 4 Сущность информационных технологий? 5 Особенности управления коммуникацией? Лекция 24
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.009 с.) |