Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интервьюирование при приеме на работуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебные вопросы лекции 1 Сущность и основные понятия интервьюирования 2 Виды интервью при приеме на работуи особенности их проведения
Первый вопрос Почему в разделе набора персонала дисциплины «Управление персоналом» изучается интервьюирование? Интервью – это предназначенная для последующего использования беседа с каким – нибудь лицом. Изучение вопросов интервьюирования – это прежде всего дань моде изменения (трансформации) русского языка, а по сути – это рассмотрение вопросов проведения бесед при отборе кандидатов на работу. Отбор персонала во многом зависит от собеседований, проводимых в различных формах в процессе набора работников. В то же время невозможно отрицать то, что эффективность проведения этих бесед во многом зависит от профессионализма руководителей, проводящих беседы, то есть – интервьюеров и от тех, с кем проводятся беседы - интервъюируемых. Интервьюирование – это форма проведения опроса (собеседования), при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Интервьюирование дополняет анкетирование и тестирование, так как имеет следующие преимущества: - вопросов без ответов в нем практически не бывает; - неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены; - у корреспондента имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов но и невербальной реакции; - получаемая при интервьюировании информация содержательнее, глубже, достовернее по сравнению с анкетным опросом. При проведении операций подбора и отбора персонала применяются следующие виды интервьюирования: - стандартизованное интервью (наиболее часто применяемое), основанное на использовании вопросов, подчиненных жесткой последовательности, заранее подготовленных, четко сформулированных, требующих продуманных ответов. Зачастую такая форма интервьюирования проводится с использованием заранее подготовленных опросных листов; - полустандартизованное интервью (достаточно часто применяемое), которое проводится на основе не формализованного опросного листа, содержащего перечень обязательных вопросов, предполагающих обсуждение с респондентом проблемных вопросов; - фокусированное интервью, в котором стандартизован лишь исходный вопрос (правда, возможно в нескольких различных вариантах), а главная задача видится в концентрации ответа на тот вариант, который представляется самым важным; - свободное интервьюирование, заключающееся в том, что перед корреспондентом (интервьюером) стоит задача исследовательского плана, беседа без предварительно разработанного сценария; - разведывательное интервью (глубинное), которое используется при определении или уточнении формулировок рабочих гипотез исследования. При этом и интервьюер и респондент свободны в выборе способов ведения беседы и выборе вариантов ответов. Совершенно очевидно то, что каждый из пяти вариантов проводимых интервью, требуют высокой профессиональной подготовки интервьюеров.
Второй вопрос Представим себе, что мы проводим интервью с кандидатом на работу. Что нужно сделать для того, чтобы получить нужные результаты беседы и как сделать так, чтобы они были максимально эффективными. Самая профессионально подготовленная беседа может стать безрезультатной при недобросовестном отношении к ней респондента. В то же время, при самом ответственном отношении кандидата к участию в интервью его результат может быть негативным при дилетантском подходе к проведению интервью корреспондента. Множество факторов влияет на результат интервью. Каждый человек в определенной жизненной ситуации может оказаться и в роли принимаемого на работу и в роли работодателя (или его представителя), принимающего кого – либо на работу. В том и другом случая каждый человек должен знать особенности проводимых при приеме на работу интервью и правила их проведения. В большей мере это требование относится к тем, кто проводит или организует проведение интервью, которые должны знать и технологию проведения бесед с кандидатами и психологические аспекты этой работы. При приеме на работу, как это уже отмечалось в учебном материале предыдущей лекции, проводится два вида интервью: предварительная отборочная беседа и беседа по найму. Предварительная отборочная беседа проводится с целью получения первичного представления о кандидате, которое в последующем даст основание для продолжения или прекращение его оценки. Результат этой беседы в значительной степени зависит от субъективного мнения проводящего беседу. Для участия в беседе кандидат приглашается в организацию, как правило в подразделение, в котором значится вакантная должность, на которую он претендует. Предварительную отборочную беседу проводит специалист отдела кадров (кадровой службы) или (что предпочтительнее для заинтересованного подразделения) линейный руководитель структурного подразделения, штатная должность в котором подлежит укомплектованию. Обязательной формальной частью предварительной беседы является выяснение наличия личных документов, соответствия образования, опыта работы и квалификации требованиям организации. Кроме того, проводящий беседу должен быть готов к тому, чтобы получить общее субъективное представление о личности кандидата. Беседа по найму (зачастую ее называют собеседованием) является важнейшим элементом оценки личностных, а для определенных профессий и деловых свойств кандидатов. Это тот вид интервью, основанный на вопросах и ответах, к которому корреспондент должен серьезно готовиться, и который может быть проведен по одному их трех вариантов (видов бесед): - беседа, проводимая по типовой или оригинальной, но заранее подготовленной схеме; - слабоформализованная беседа; - беседа, проводимая не по схеме, с максимальной импровизацией. Использование того или другого вида беседы зависит от замысла и профессионального опыта интервьюера, проводящего беседу. На практике проведения бесед допускается множество ошибок как со стороны интервьюеров (непрофессионализм или особенности личностных свойств, например: недоброжелательность, мстительность, злобность или другие пороки человеческие), так и со стороны респондентов (неподготовленность к участию в беседе или особенности личностных свойств, например: излишнее волнение, нерешительность, лживость, грубость и другие проявления излишней эмоциональной импульсивности). Однако, с профессиональной точки зрения, можно утверждать, что неудачное (с низким уровнем достоверности результатов) проведение беседы – это, прежде всего, ошибка, упущение и вина корреспондента в интервью. Специалисты утверждают, что проведению бесед при отборе персонала присущи две типичные ошибки интервьюеров: - пренебрежение этапом подготовки к беседе как следствие незнания азов работ, связанных с проведением бесед, или излишней самоуверенности; - пренебрежение правилами ведения бесед. При подготовке к проведению каждой беседы интервьюер должен знать закономерности проведения бесед и общепризнанные правила их проведения, выработанные накопленным опытом. Важно знать, что проведение беседы должно подчиняться обязательным типовым этапам и выполняемым в них мероприятиям: - первый этап – подготовка к беседе: 1 информационная подготовка; 2 определение перечня вопросов к респонденту; 3 определение аргументации к вопросам и предполагаемым ответам; - второй этап – моделирование хода беседы; - третий этап – проведение беседы, содержащее следующие стадии: 1 Начальная (создание доброжелательной и доверительной атмосферы как фундамента беседы); 2 Основная (внимательное слушанье посредством постановки заготовленных вопросов с применением вербальной и невербальной коммуникации); 3 Заключительная (выход из беседы) – своевременное и тактичное завершение беседы. Работодатель (или представитель работодателя) должен обладать следующими обязательными навыками: - умение формулировать (задавать) вопросы; - контролировать ход собеседования и управлять им; - «умение слушать» (это значит – воспринимать, запоминать, анализировать и резюмировать); - умение формировать свое суждение и принимать решение. Очень важно для интервьюера помнить, что он всегда подвержен своему субъективному мнению о кандидате, которое у него сложилось еще до проведения беседы, и он склонен подчинить ему предстоящую беседу. Проводящий беседу должен быть выше своих первоначальных, объективно не подкрепленных, эмоций. Умение вести собеседование – это знак высокой мудрости, которая способствует и корреспонденту и респонденту достичь желанный результат в беседе, чему способствует следование следующим пастулатам: - «точность – вежливость не только королей»; - «встречают по одежке….»; - «хоть и встречают по одежке, но провожают по уму». При следовании этому пастулату нужно многое знать и использовать в беседе, например – народную мудрость: «если твое молчание окажется мудрее слова, лучше промолчи»; - «краткость – сестра таланта»; - «лаконичность, такт и ясность мысли украшают беседу и укрепляют ее успех»; - «а Васька слушает да ест». Нельзя забывать о том, что кандидат на работу также как интервьюер должен серьезно готовиться к беседе, в том числе учитывая следующие рекомендации: - до беседы собрать максимальный объем информации об организации; - до беседы отдохнуть и собраться с мыслями; - серьезно отнестись к выбору одежды и стилю поведения; - сформулируйте возможные вопросы к Вам и дайте на них ответы; - сформулируйте свои возможные вопросы; - спланируйте свое поведение после завершения беседы. Особенностями проведения бесед при скрининге является формальный, а при рекрутинге – неформальный подход к их проведению.
Вопросы для самоконтроля 1 Сущность и преимущества интервьюирования при приеме на работу? 2 Виды интервьюирования? 3 Виды бесед при приеме на работу и особенности их проведения? 4 Этапы проведения собеседования? Лекция 16
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.106 (0.007 с.) |