![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ответственность за результаты трудовой деятельности персоналаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебные вопросы лекции 1 Сущность и общие понятия ответственности 2 Виды ответственности за результаты трудовой деятельности 3 Увольнение как ответственность за трудовую деятельность
Первый вопрос В учебном материале предыдущей лекции было отмечено, что мотивация трудовой деятельности может быть двух видов: положительная – как стремление добиться успеха в работе и получить соответствующую похвалу (поощрение); отрицательная как стремление уйти от неудачи, неуспеха, от наказания за результат труда. Во втором случае мотивации на труд работник знает, что в случае заранее оговоренного отрицательного результата работы он будет нести ответственность за упущения в трудовой деятельности. Ответственность за результаты трудовой деятельности применяется во всех случаях негативного влияния человеческого фактора на трудовые процессы и соответствующие ему нештатные ситуации, следствием которых является причинение вреда. Яркими примерами являются недавние чрезвычайные ситуации: катастрофа на Саяно-Шушинской ГЭС, крушение пассажирского самолета под городом Пермь, гибель человека по вине работников скорой медицинской помощи в Курганской области. В каждом из приведенных примеров чрезвычайных ситуаций виновные должны понести ответственность за определенные нарушения обязанностей или упущения в трудовой деятельности. По заявлению министра внутренних дел только за полугодие 2009 года тысячи высокопоставленных руководителей государственных и муниципальных органов управления были привлечены к ответственности за коррупционные действия. В общем понимании в соответствии со сложившейся терминологией, ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои поступки. Ответственность как социально - психологическая категория имеет два вида и два соответствующих им содержательных понимания: ответственность как первичная и вторичная категория. Ответственность (как первичная категория) – это возлагаемое на кого – либо или взятое кем – либо обязательство отчитываться в каких – нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные нежелательные их последствия. Эта категория соответствует понятию долга и отражает пределы долга перед чем – то или кем – то (долг – это обязанность человека перед кем – то или чем – то или перед своей совестью).
В трудовых отношениях между работниками и администрацией организации примером формального оформления таких обязательств является трудовой договор (контракт). Ответственность (как вторичная категория) – это мера воздействия, применяемая к человеку, который нарушил обязательство или законные нормы. Кроме того, ответственность - это психологическое чувство (чувство ответственности), присущее человеку с высоко развитым чувством долга, ревниво относящемуся к своим обязанностям. Ответственность относится к числу основных свойств трудового потенциала человека, которое формируется с детских лет и укрепляется в процессе трудовой деятельности. Высокая ответственность работников трудового коллектива в трудовой деятельности – это сильный фактор положительной синергии организации. Ответственность– это категория этики и права, которая выражает: · с одной (этической) стороны – это особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (например – отношение к общественному мнению руководителя организации, которая нарушает требования экологической безопасности, или отношение к мнению трудового коллектива работника, который прибыл на работу в состоянии сильного алкогольного опьянения), основанное на совести (совесть – это осознание, переживание ответственности, основанной на самооценке своих поступков и характеристике отношения субъекта к мнению окружающих людей); · с другой (правовой) стороны – это мера соответствия действий субъекта ответственности к взаимным требованиям людей, сложившимся социальным нормам, общим интересам. Все вопросы, связанные с ответственностью, решаются в области ответственности, включающей два основных элемента: 1 1 Субъект ответственности – это носитель ответственности (человек, группа людей, общество); 2 Объект ответственности – это то, перед чем (кем) отвечает субъект (человек, группа людей, общество, закон). При изучении категории ответственности в области управления персоналом следует учитывать то, что в организациях субъектами и объектами ответственности могут быть и подчиненные кому – то работники, а так же и руководители. Причем для деятельности организаций ответственность руководителей даже более значима, поэтому одной из основных ролей руководителя считается – готовность принимать управленческие решения и нести за них ответственность.
В этой связи особую важность приобретает знание видов ответственности.
Второй вопрос В области управления персоналом существует много видов ответственности, к числу основных и наиболее часто используемых из них, соответствующих вторичной ответственности, относятся следующие. · Юридическая (правовая ) ответственность – это следование конкретным законам и нормам государственного и муниципального регулирования, мера соблюдения государственных законов и норм государственного регулирования (ответственность за незаконное увольнение, нарушение договора, за коррупционные действия и т.п.). · Социальная ответственность лежит вне определенных законом или регулирующим органом требований – степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии со сложившимися социальными ценностями и моральными обязанностями (например – отказ врача помочь больному в нерабочее время или желание малообеспеченного пенсионера отправить денежную помощь на оперативное лечение больного человека). Одной из характеристик социальной ответственности является ответственность моральная (нравственная) как ответственность, выражающаяся в «давлении» на совесть. Не менее важной характеристикой социальной ответственности является ответственность гражданская как ответственность за исполнение долга (например – долг по займу или - долг защитника Отечества и т.п.). · Экономическая – основывается на задействовании (использовании) экономических факторов деятельности организации (основа воздействия – материальные и финансовые средства как компенсация убытков). Экономическая ответственность бывает двух видов: - экономические санкции (снижение заработной платы, лишение премии); - возмещение убытков (например – последствий пожара или ДТП, в которых виновен конкретный работник). Экономическая ответственность выполняет три функции: - стимулирование (мотивации и ответственности за трудовую деятельность); - компенсация (убытков); - контроль деятельности (контрольная функция ответственности формирует у человека такое понятие как локус контроля – это свойство, способность личности определять меру ответственности за свои поступки перед самим собой или перед внешними обстоятельствами). Контрольная функция позволяет постоянно проверять, сверять деятельность и ее результаты на основе локуса контроля. · Профессиональная – это ответственность за профессиональные упущения, некомпетентность (например – ответственность за врачебную ошибку или за обрушение строящегося дома). · Политическая (например – исключение из рядов партии за нарушение принципов, ориентиров деятельности или – осуждение руководителя структурного подразделения за оскорбление ветерана, что не соответствует кадровой политике организации). · Экологическая – это ответственность за нарушение экологических требований государственных или муниципальных органов управления (например – наказание работника автомобиля штрафом за загрязнение проезжей части дороги).
· Дисциплинарная - это ответственность за административные нарушения (например - дисциплинарные взыскания, замечания, выговоры; лишение прав на что – либо и т.п.). · Уголовная – это ответственность за преступления, предусмотренная законом и предполагающая лишение свободы (заключение под стражу) виновных. Применительно к ответственности как чувству обязательности работника уместно выделить три уровня (вида) ответственности: низкая, нормальная и высокая. Первичная ответственность как возлагаемое обязательство может выражаться в двух основных формах: формальная (предусмотренная официально оформленными документами или документально оформленная) и неформальная (образовавшаяся случайно, заранее официально не предусмотренная, документально не оформленная).
Третий вопрос Одним из видов административной ответственности является увольнение с работы при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие случаи увольнения как ответственности за трудовую провинность: 1 П. 3 ст. 81 – несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; 2 П. 5 ст. 81 – неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание: А) прогул, то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены); Б) появление на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации – работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять свои обязанности) в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; В) разглашение охраняемой законом тайны, в том числе разглашение персональных данных другого работника; Г) совершение по месту работы хищения чужого имущества, растраты, умышленное его уничтожение или повреждение…; Д) нарушение установленных комиссией по охране труда требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий; 3 П. 7 ст.81 – совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
4 П. 8 ст.81 – совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы; 5 П. 9 ст.81 принятие руководителем необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неравномерное его использование или иной ущерб имуществу организации; 6 П. 10 ст.81 – неоднократное нарушение руководителем своих трудовых обязанностей; 7 П. 11 ст.81 - предоставление работником руководителю подложных документов при оформлении трудового договора.
Вопросы для самоконтроля 1 Социальная и психологическая сущность ответственности? 2 Понятие этического и правового аспектов ответственности? 3 Определения «субъекта» и «объекта» ответственности? 4 Сущность основных видов ответственности? 5 Увольнение с работы как вид ответственности за трудовую деятельность?
Лекция 12 Планирование персонала Учебные вопросы лекции 1 Сущность, этапы и задачи кадрового планирования 2 Технология кадрового планирования Первый вопрос Планирование – это важнейшая, основополагающая функция управления, с выполнения которой начинается цикл управления (менеджмента). В соответствии со сложившейся терминологией, планирование – это разработка плана развития чего – нибудь. План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ, предположение, предусматривающее ход выполнения (осуществления) чего – нибудь. Применительно к планированию персонала (кадровое планирование) – это определение (планирование) потребности организации в персонале и разработка планов укомплектования организации необходимыми ей работниками, а также планирование основных видов работы с персоналом. Цели кадрового планирования зависят от задач, соответствующих определенным этапам жизненного цикла организации, схема которых представлена на рисунке 12.1.
Как правило, на практике планирование начинается на первом этапе (создании) и продолжается на втором этапе (росте, интенсивном развитии) жизненного цикла организации и заключается в разработке кадрового проекта. Однако целесообразнее эту работу начинать еще до этапа создания организации в период разработки предпринимателем замысла создания организации. В последующем (на первом и втором этапах деятельности организации) проект персонала будет претерпевать изменения, но эта работа будет иметь меньше ошибок чем в том случае, если проект разрабатывается уже в период реальной деятельности организации. На этапе зрелости, стабильной деятельности организации планирование направлено на корректировку (оптимизацию) состава и структуры персонала. На этапе спада, кризиса в деятельности организации планирование персонала осуществляется с целью его сокращения или даже ликвидации.
В каждой организации работы по планированию персонала имеют свои особенности, но они всегда содержат типовые этапы: - оценка имеющихся ресурсов для решения задач организации; - оценка (прогнозирование) потребности в персонале или в проведении определенных мероприятий, направленных на обеспечение деятельности персонала; - разработка программы (плана) удовлетворения планируемых потребностей. Управление персоналом – обширная область деятельности людей и поэтому в ней выделяется много видов планирования, к числу основных из которых относятся: - планирование потребности в персонале; - планирование использования персонала в том числе: планирование кадрового резерва и планирование деловой карьеры работников; - планирование подготовки (обучения) персонала; - планирование сокращения (высвобождения) персонала, что весьма актуально в современных условиях мирового кризиса. Отмеченные виды планирования совпадают с основными его задачами.
Второй вопрос Основу всех видов планирования, связанного с деятельностью персонала, составляет планирование потребности в персонале. Любой вид деятельности как и планирование потребности в персонале должен подчиняться определенной технологии, то есть типовой последовательности взаимосвязанных операций (действий). В общем виде все работы по планированию персонала, в том числе и по планированию потребности в персонале, (не зависимо от этапа деятельности организации) объединяются в типовые этапы работ: 1 Информационный (разработка исходных данных); 2 Этап разработки проекта кадрового планирования; 3 Принятие кадрового решения; 4 Разработка плана выполнения решения на кадровое планирование. Информационный этап содержит комплекс работ, направленных на сбор и обработку всех исходных данных для разработки проекта кадрового планирования. К числу исходных данных для планирования относятся: 1 Миссия (истинное предназначение) организации; 2 Место (регион) размещения и деятельности организации; 3 Характеристика производства: a. производственная программа (N - объем производства - количество выпускаемых или планируемых к производству изделий продукции за один год работы); b. трудоемкость работ, требующихся для выполнения спланированной производственной программы объема производства, которая определяется по формуле T = ∑ Ti ∙ N (12.1), где: Т i - трудоемкостей работ, необходимых для производства единицы продукции; N - объем планируемого производства за один год производственной деятельности); c. структура технологического процесса как совокупность всех основных и вспомогательных работ, направленных на производство продукции и контроль ее качества; d. кроме того, определяется схема реализации продукции, в которой также предполагается задействование определенных работников. 4 Годовой фонд работы производственников, определяемый по формулам: Фн = Др ∙ t см - Дп/п ∙ tc, (12.2) где: Фн – номинальный фонд рабочего времени работника; Др – количество рабочих дней в году; Дп/п – количество предвыходных и предпраздничных дней в году; tсм - продолжительность рабочей смены, час.; tc – время сокращения рабочей смены в предвыходные и предпраздничные дни; Фд = (Фн – До ∙ t см) k, (12.3) где: Фд – действительный фонд рабочего времени; До - количество дней отпуска; k - коэффициент предусмотренных законом потерь рабочего времени. 5 Режим работы производства (работа в одну, две или три рабочие смены). 6 Показатели фактического состояния количественного и качественного состава существующего персонала и результаты его деловой оценки. Разработка проекта кадрового планирования производится на основе всех полученных исходных данных и заключается в определении, последующем обосновании и документальном оформлении потребности в персонале. Определение потребности (кадрового спроса) в персонале производится по следующим разделам, схема которых представлена на рисунке 12.2,: · определение числа различных категорий персонала (количественный спрос); · определение специальностей и уровней профессиональной подготовки различных категорий работников персонала (качественный спрос); · временная перспектива использования и потребности в различных категориях персонала (временной спрос).
Рисунок 12.2 – Схема основных разделов кадрового спроса Количественная потребность в персонале планируется посредством определения расчетной численности на определенный плановый период времени на основании использования следующих методов: - расчет количества работающих на основании использования данных о времени трудового процесса; - расчет по нормам обслуживания объектов орудий труда (агрегатный метод); - расчет по рабочим местам и нормативам численности работающих на них производственников; - метод экспертных оценок; - прогнозирование потребности, основанное на применении соответствующих методов: построение дерева целей организации; экстраполяция; факторный анализ с использованием методов корреляции и регрессии. Основой метода прогнозирования является установление влияния тенденций развития рынка на изменение потребности в персонале; - метод укрупненного прямого расчета. В практике планирования потребности в персонале чаще всего используется метод укрупненного прямого расчета численности работающих (Ч) по данным о времени трудового процесса или по общей трудоемкости работ рассчитанной по 12.1, и по фонду работы производственников. полученному по формуле 12.2 или 12.3. Расчет производится по формуле Ч = Т / Фн. (12.4) Качественная потребность в персонале определяется с учетом структурыпроизводства и технологического процесса по категориям, профессиям, специальностям, квалификации. Расчет качественной потребности по профессиям, специальностям и т.п. сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности. Временная потребность определяется в зависимости от необходимости укомплектования персонала по качеству и количеству в определенное время предстоящей деятельности. Временное планирование потребности может быть: текущее или долговременное, зависящее от стратегии организации и замысла на предстоящие изменения состава персонала. Работу по определению и обоснованию показателей планирования проводит творческий состав специалистов, но принимает решение только руководитель. Кадровое решение – это управленческий акт целенаправленного воздействия на персонал. Принятие кадрового решения – это событие, связанное с волеизъявлением руководителя по воздействию на персонал. Подготовка кадрового решения – это многообразная творческая деятельность руководителя, основанная на: · Сознательности, целенаправленности и профессионализме руководителя; · Поведении персонала, основанном на фактах и ценностях организации; · Анализе альтернативных решений; · Целостности общего процесса управления организацией; · Признании кадрового решения как обязанности руководителя; · Важности решения в деятельности организации. Кадровое решение – это всегда показатель мудрости руководителя, которая усиливается с опытом работы. Основные методы подготовки кадрового решения: · Метод системного анализа; · Методы линейного и сетевого планирования; · Метод социологического исследования; · Метод экспертных оценок; · Метод математического анализа; При использовании метода системного анализа широко используются методы группового обсуждения, в том числе: · Служебное совещание; · Метод «мозговой атаки»; · Круглый стол (стол переговоров) и другие методы. Конкретный порядок выполнения спланированных мероприятий воплощается в планевыполнения кадрового решения. План выполнения решения – это документальное оформление перечня мероприятий, подлежащих выполнению, типовая форма которого представлена на рисунке 12.3.
Рисунок 12.3 – Образец формы оформления плана мероприятий
Вопросы для самоконтроля 1 Сущность, роль и этапы кадрового планирования? 2 Содержание этапов работ кадрового планирования? 3 Виды планирования работ с персоналом? 4 Этапы работ по планированию потребности в персонале? 5 Содержание работ по планированию количественной потребности в персонале? 6 Содержание работ по планированию качественной потребности в персонале? 7 Содержание плана выполнения кадрового проекта?
Лекция 13
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.100.204 (0.015 с.) |