Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ответственность за результаты трудовой деятельности персонала
Учебные вопросы лекции 1 Сущность и общие понятия ответственности 2 Виды ответственности за результаты трудовой деятельности 3 Увольнение как ответственность за трудовую деятельность
Первый вопрос В учебном материале предыдущей лекции было отмечено, что мотивация трудовой деятельности может быть двух видов: положительная – как стремление добиться успеха в работе и получить соответствующую похвалу (поощрение); отрицательная как стремление уйти от неудачи, неуспеха, от наказания за результат труда. Во втором случае мотивации на труд работник знает, что в случае заранее оговоренного отрицательного результата работы он будет нести ответственность за упущения в трудовой деятельности. Ответственность за результаты трудовой деятельности применяется во всех случаях негативного влияния человеческого фактора на трудовые процессы и соответствующие ему нештатные ситуации, следствием которых является причинение вреда. Яркими примерами являются недавние чрезвычайные ситуации: катастрофа на Саяно-Шушинской ГЭС, крушение пассажирского самолета под городом Пермь, гибель человека по вине работников скорой медицинской помощи в Курганской области. В каждом из приведенных примеров чрезвычайных ситуаций виновные должны понести ответственность за определенные нарушения обязанностей или упущения в трудовой деятельности. По заявлению министра внутренних дел только за полугодие 2009 года тысячи высокопоставленных руководителей государственных и муниципальных органов управления были привлечены к ответственности за коррупционные действия. В общем понимании в соответствии со сложившейся терминологией, ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои поступки. Ответственность как социально - психологическая категория имеет два вида и два соответствующих им содержательных понимания: ответственность как первичная и вторичная категория. Ответственность (как первичная категория) – это возлагаемое на кого – либо или взятое кем – либо обязательство отчитываться в каких – нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные нежелательные их последствия. Эта категория соответствует понятию долга и отражает пределы долга перед чем – то или кем – то (долг – это обязанность человека перед кем – то или чем – то или перед своей совестью).
В трудовых отношениях между работниками и администрацией организации примером формального оформления таких обязательств является трудовой договор (контракт). Ответственность (как вторичная категория) – это мера воздействия, применяемая к человеку, который нарушил обязательство или законные нормы. Кроме того, ответственность - это психологическое чувство (чувство ответственности), присущее человеку с высоко развитым чувством долга, ревниво относящемуся к своим обязанностям. Ответственность относится к числу основных свойств трудового потенциала человека, которое формируется с детских лет и укрепляется в процессе трудовой деятельности. Высокая ответственность работников трудового коллектива в трудовой деятельности – это сильный фактор положительной синергии организации. Ответственность– это категория этики и права, которая выражает: · с одной (этической) стороны – это особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (например – отношение к общественному мнению руководителя организации, которая нарушает требования экологической безопасности, или отношение к мнению трудового коллектива работника, который прибыл на работу в состоянии сильного алкогольного опьянения), основанное на совести (совесть – это осознание, переживание ответственности, основанной на самооценке своих поступков и характеристике отношения субъекта к мнению окружающих людей); · с другой (правовой) стороны – это мера соответствия действий субъекта ответственности к взаимным требованиям людей, сложившимся социальным нормам, общим интересам. Все вопросы, связанные с ответственностью, решаются в области ответственности, включающей два основных элемента: 1 1 Субъект ответственности – это носитель ответственности (человек, группа людей, общество); 2 Объект ответственности – это то, перед чем (кем) отвечает субъект (человек, группа людей, общество, закон). При изучении категории ответственности в области управления персоналом следует учитывать то, что в организациях субъектами и объектами ответственности могут быть и подчиненные кому – то работники, а так же и руководители. Причем для деятельности организаций ответственность руководителей даже более значима, поэтому одной из основных ролей руководителя считается – готовность принимать управленческие решения и нести за них ответственность.
В этой связи особую важность приобретает знание видов ответственности.
Второй вопрос В области управления персоналом существует много видов ответственности, к числу основных и наиболее часто используемых из них, соответствующих вторичной ответственности, относятся следующие. · Юридическая (правовая ) ответственность – это следование конкретным законам и нормам государственного и муниципального регулирования, мера соблюдения государственных законов и норм государственного регулирования (ответственность за незаконное увольнение, нарушение договора, за коррупционные действия и т.п.). · Социальная ответственность лежит вне определенных законом или регулирующим органом требований – степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии со сложившимися социальными ценностями и моральными обязанностями (например – отказ врача помочь больному в нерабочее время или желание малообеспеченного пенсионера отправить денежную помощь на оперативное лечение больного человека). Одной из характеристик социальной ответственности является ответственность моральная (нравственная) как ответственность, выражающаяся в «давлении» на совесть. Не менее важной характеристикой социальной ответственности является ответственность гражданская как ответственность за исполнение долга (например – долг по займу или - долг защитника Отечества и т.п.). · Экономическая – основывается на задействовании (использовании) экономических факторов деятельности организации (основа воздействия – материальные и финансовые средства как компенсация убытков). Экономическая ответственность бывает двух видов: - экономические санкции (снижение заработной платы, лишение премии); - возмещение убытков (например – последствий пожара или ДТП, в которых виновен конкретный работник). Экономическая ответственность выполняет три функции: - стимулирование (мотивации и ответственности за трудовую деятельность); - компенсация (убытков); - контроль деятельности (контрольная функция ответственности формирует у человека такое понятие как локус контроля – это свойство, способность личности определять меру ответственности за свои поступки перед самим собой или перед внешними обстоятельствами). Контрольная функция позволяет постоянно проверять, сверять деятельность и ее результаты на основе локуса контроля. · Профессиональная – это ответственность за профессиональные упущения, некомпетентность (например – ответственность за врачебную ошибку или за обрушение строящегося дома). · Политическая (например – исключение из рядов партии за нарушение принципов, ориентиров деятельности или – осуждение руководителя структурного подразделения за оскорбление ветерана, что не соответствует кадровой политике организации).
· Экологическая – это ответственность за нарушение экологических требований государственных или муниципальных органов управления (например – наказание работника автомобиля штрафом за загрязнение проезжей части дороги). · Дисциплинарная - это ответственность за административные нарушения (например - дисциплинарные взыскания, замечания, выговоры; лишение прав на что – либо и т.п.). · Уголовная – это ответственность за преступления, предусмотренная законом и предполагающая лишение свободы (заключение под стражу) виновных. Применительно к ответственности как чувству обязательности работника уместно выделить три уровня (вида) ответственности: низкая, нормальная и высокая. Первичная ответственность как возлагаемое обязательство может выражаться в двух основных формах: формальная (предусмотренная официально оформленными документами или документально оформленная) и неформальная (образовавшаяся случайно, заранее официально не предусмотренная, документально не оформленная).
Третий вопрос Одним из видов административной ответственности является увольнение с работы при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие случаи увольнения как ответственности за трудовую провинность: 1 П. 3 ст. 81 – несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; 2 П. 5 ст. 81 – неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание: А) прогул, то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены); Б) появление на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации – работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять свои обязанности) в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; В) разглашение охраняемой законом тайны, в том числе разглашение персональных данных другого работника; Г) совершение по месту работы хищения чужого имущества, растраты, умышленное его уничтожение или повреждение…;
Д) нарушение установленных комиссией по охране труда требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий; 3 П. 7 ст.81 – совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя; 4 П. 8 ст.81 – совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы; 5 П. 9 ст.81 принятие руководителем необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неравномерное его использование или иной ущерб имуществу организации; 6 П. 10 ст.81 – неоднократное нарушение руководителем своих трудовых обязанностей; 7 П. 11 ст.81 - предоставление работником руководителю подложных документов при оформлении трудового договора.
Вопросы для самоконтроля 1 Социальная и психологическая сущность ответственности? 2 Понятие этического и правового аспектов ответственности? 3 Определения «субъекта» и «объекта» ответственности? 4 Сущность основных видов ответственности? 5 Увольнение с работы как вид ответственности за трудовую деятельность?
Лекция 12 Планирование персонала Учебные вопросы лекции 1 Сущность, этапы и задачи кадрового планирования 2 Технология кадрового планирования Первый вопрос Планирование – это важнейшая, основополагающая функция управления, с выполнения которой начинается цикл управления (менеджмента). В соответствии со сложившейся терминологией, планирование – это разработка плана развития чего – нибудь. План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ, предположение, предусматривающее ход выполнения (осуществления) чего – нибудь. Применительно к планированию персонала (кадровое планирование) – это определение (планирование) потребности организации в персонале и разработка планов укомплектования организации необходимыми ей работниками, а также планирование основных видов работы с персоналом. Цели кадрового планирования зависят от задач, соответствующих определенным этапам жизненного цикла организации, схема которых представлена на рисунке 12.1. Рисунок 12.1 – Схема этапов жизненного цикла организации и решаемых на них задач кадрового планирования Как правило, на практике планирование начинается на первом этапе (создании) и продолжается на втором этапе (росте, интенсивном развитии) жизненного цикла организации и заключается в разработке кадрового проекта. Однако целесообразнее эту работу начинать еще до этапа создания организации в период разработки предпринимателем замысла создания организации. В последующем (на первом и втором этапах деятельности организации) проект персонала будет претерпевать изменения, но эта работа будет иметь меньше ошибок чем в том случае, если проект разрабатывается уже в период реальной деятельности организации.
На этапе зрелости, стабильной деятельности организации планирование направлено на корректировку (оптимизацию) состава и структуры персонала. На этапе спада, кризиса в деятельности организации планирование персонала осуществляется с целью его сокращения или даже ликвидации. В каждой организации работы по планированию персонала имеют свои особенности, но они всегда содержат типовые этапы: - оценка имеющихся ресурсов для решения задач организации; - оценка (прогнозирование) потребности в персонале или в проведении определенных мероприятий, направленных на обеспечение деятельности персонала; - разработка программы (плана) удовлетворения планируемых потребностей. Управление персоналом – обширная область деятельности людей и поэтому в ней выделяется много видов планирования, к числу основных из которых относятся: - планирование потребности в персонале; - планирование использования персонала в том числе: планирование кадрового резерва и планирование деловой карьеры работников; - планирование подготовки (обучения) персонала; - планирование сокращения (высвобождения) персонала, что весьма актуально в современных условиях мирового кризиса. Отмеченные виды планирования совпадают с основными его задачами.
Второй вопрос Основу всех видов планирования, связанного с деятельностью персонала, составляет планирование потребности в персонале. Любой вид деятельности как и планирование потребности в персонале должен подчиняться определенной технологии, то есть типовой последовательности взаимосвязанных операций (действий). В общем виде все работы по планированию персонала, в том числе и по планированию потребности в персонале, (не зависимо от этапа деятельности организации) объединяются в типовые этапы работ: 1 Информационный (разработка исходных данных); 2 Этап разработки проекта кадрового планирования; 3 Принятие кадрового решения; 4 Разработка плана выполнения решения на кадровое планирование. Информационный этап содержит комплекс работ, направленных на сбор и обработку всех исходных данных для разработки проекта кадрового планирования. К числу исходных данных для планирования относятся: 1 Миссия (истинное предназначение) организации; 2 Место (регион) размещения и деятельности организации; 3 Характеристика производства: a. производственная программа (N - объем производства - количество выпускаемых или планируемых к производству изделий продукции за один год работы); b. трудоемкость работ, требующихся для выполнения спланированной производственной программы объема производства, которая определяется по формуле T = ∑ Ti ∙ N (12.1), где: Т i - трудоемкостей работ, необходимых для производства единицы продукции; N - объем планируемого производства за один год производственной деятельности); c. структура технологического процесса как совокупность всех основных и вспомогательных работ, направленных на производство продукции и контроль ее качества; d. кроме того, определяется схема реализации продукции, в которой также предполагается задействование определенных работников. 4 Годовой фонд работы производственников, определяемый по формулам: Фн = Др ∙ t см - Дп/п ∙ tc, (12.2) где: Фн – номинальный фонд рабочего времени работника; Др – количество рабочих дней в году; Дп/п – количество предвыходных и предпраздничных дней в году; tсм - продолжительность рабочей смены, час.; tc – время сокращения рабочей смены в предвыходные и предпраздничные дни; Фд = (Фн – До ∙ t см) k, (12.3) где: Фд – действительный фонд рабочего времени; До - количество дней отпуска; k - коэффициент предусмотренных законом потерь рабочего времени. 5 Режим работы производства (работа в одну, две или три рабочие смены). 6 Показатели фактического состояния количественного и качественного состава существующего персонала и результаты его деловой оценки. Разработка проекта кадрового планирования производится на основе всех полученных исходных данных и заключается в определении, последующем обосновании и документальном оформлении потребности в персонале. Определение потребности (кадрового спроса) в персонале производится по следующим разделам, схема которых представлена на рисунке 12.2,: · определение числа различных категорий персонала (количественный спрос); · определение специальностей и уровней профессиональной подготовки различных категорий работников персонала (качественный спрос); · временная перспектива использования и потребности в различных категориях персонала (временной спрос).
Рисунок 12.2 – Схема основных разделов кадрового спроса Количественная потребность в персонале планируется посредством определения расчетной численности на определенный плановый период времени на основании использования следующих методов: - расчет количества работающих на основании использования данных о времени трудового процесса; - расчет по нормам обслуживания объектов орудий труда (агрегатный метод); - расчет по рабочим местам и нормативам численности работающих на них производственников; - метод экспертных оценок; - прогнозирование потребности, основанное на применении соответствующих методов: построение дерева целей организации; экстраполяция; факторный анализ с использованием методов корреляции и регрессии. Основой метода прогнозирования является установление влияния тенденций развития рынка на изменение потребности в персонале; - метод укрупненного прямого расчета. В практике планирования потребности в персонале чаще всего используется метод укрупненного прямого расчета численности работающих (Ч) по данным о времени трудового процесса или по общей трудоемкости работ рассчитанной по 12.1, и по фонду работы производственников. полученному по формуле 12.2 или 12.3. Расчет производится по формуле Ч = Т / Фн. (12.4) Качественная потребность в персонале определяется с учетом структурыпроизводства и технологического процесса по категориям, профессиям, специальностям, квалификации. Расчет качественной потребности по профессиям, специальностям и т.п. сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности. Временная потребность определяется в зависимости от необходимости укомплектования персонала по качеству и количеству в определенное время предстоящей деятельности. Временное планирование потребности может быть: текущее или долговременное, зависящее от стратегии организации и замысла на предстоящие изменения состава персонала. Работу по определению и обоснованию показателей планирования проводит творческий состав специалистов, но принимает решение только руководитель. Кадровое решение – это управленческий акт целенаправленного воздействия на персонал. Принятие кадрового решения – это событие, связанное с волеизъявлением руководителя по воздействию на персонал. Подготовка кадрового решения – это многообразная творческая деятельность руководителя, основанная на: · Сознательности, целенаправленности и профессионализме руководителя; · Поведении персонала, основанном на фактах и ценностях организации; · Анализе альтернативных решений; · Целостности общего процесса управления организацией; · Признании кадрового решения как обязанности руководителя; · Важности решения в деятельности организации. Кадровое решение – это всегда показатель мудрости руководителя, которая усиливается с опытом работы. Основные методы подготовки кадрового решения: · Метод системного анализа; · Методы линейного и сетевого планирования; · Метод социологического исследования; · Метод экспертных оценок; · Метод математического анализа; При использовании метода системного анализа широко используются методы группового обсуждения, в том числе: · Служебное совещание; · Метод «мозговой атаки»; · Круглый стол (стол переговоров) и другие методы. Конкретный порядок выполнения спланированных мероприятий воплощается в планевыполнения кадрового решения. План выполнения решения – это документальное оформление перечня мероприятий, подлежащих выполнению, типовая форма которого представлена на рисунке 12.3.
Рисунок 12.3 – Образец формы оформления плана мероприятий
Вопросы для самоконтроля 1 Сущность, роль и этапы кадрового планирования? 2 Содержание этапов работ кадрового планирования? 3 Виды планирования работ с персоналом? 4 Этапы работ по планированию потребности в персонале? 5 Содержание работ по планированию количественной потребности в персонале? 6 Содержание работ по планированию качественной потребности в персонале? 7 Содержание плана выполнения кадрового проекта?
Лекция 13
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.076 с.) |