Основы психологии и педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы психологии и педагогики



ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения

 

Могилев 2019


УДК 159.9

ББК 88     

0 74            

 

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим отделом

Белорусско-Российского университета

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «17» июня 2019 г., протокол № 12

 

Составители: ст. преподаватель Г. Я. Алексютина, ст. преподаватель О. П. Королюн, ст. преподаватель А. И. Тарелкин

 

Рецензент канд. пед. наук, доц. Снопкова Е.И.

 

   В методических рекомендациях приведены разноуровневые задания для самостоятельного изучения и закрепления изученного материала по курсу «Основы психологии и педагогики». Методические рекомендации могут быть также использованы для текущего и итогового контроля усвоения знаний студентами.

 

 

Учебно-методическое издание

 

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

                

Ответственный за выпуск                          С. Е. Макарова

 Технический редактор                           Е.А. Галковская

 Компьютерная верстка                         Н.П. Полевничая

 

 

Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.      

Печать трафаретная. Усл.  печ. л. . Уч.-изд. л.. Тираж 56 экз. Заказ №

 

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

Межгосударственное образовательное учреждение высшего образования

«Белорусско-Российский университет».

Свидетельство о государственной регистрации издателя, 

 изготовителя, распространителя печатных изданий

№ 1/156 от 7.03.2019

Пр-т. Мира, 43, 212022, Могилев.

© Белорусско-Российский университет, 2019

Тема «Введение в курс «Основы психологии»

Задания

1 В различных источниках дается различное определение предмета психологии как науки. Из предложенных вариантов выберите тот, который представляется более убедительным:

а) предмет психологии – конкретные факты психической жизни человека;

б) психология изучает закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;

в) психология изучает процессы активного отражения человеком и животным объективной реальности в форме ощущений, восприятия, понятий, чувств и других явлений психики;

г) предмет психологии – ориентировочная психическая деятельность (активность) человека.

 

2. Сравните между собой следующие понятия:

а) 1- психика, 2- сознание; б) 1- сознание, 2 – отражение; в) 1-психика, 2- сознание.

 

3 Приведите в соответствие направления психологии и предмет их исследования:

1) бихевиоризм;                           а) психика;

2) фрейдизм;                                б) самоактуализация личности;

3) гештальтпсихология;              в) бессознательное;

4) гуманистическая психология;    г) поведение;

5)советская психология.              д) целостные структуры психики.

 

4  Выберите правильный вариант ответа:

– бихевиоризм: а) опирался на схему «S-R»; б) превратил психологию в психологию без психики; в) ввел понятие научения; г) заложил идеи программированного обучения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

– психоанализ: а) опирался на практику лечения неврозов; б) сделал предметом рассмотрения бессознательные явления; в) ввел в психологию метод свободных ассоциаций; г) утверждал, что психическая жизнь человека подчинена дихотомии принципов удовольствия и реальности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

– гештальтпсихология: а) сделала предметом психологии образы восприятия; б) определила гештальт как форму, структуру, целостную конфигурацию; в) ввела в психологию идею инсайта; г) определила гештальты как элементы сознания; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

– гуманистическая психология: а) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека; б) сделала целью воспитания личностный рост; в) отводит главную роль индивидуальному опыту; г) опирается на учение богословов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

– психология деятельности: а) сделала предметом исследования поведенческий акт; б) ввела понятие установки в) сделала предметом рассмотрения деятельность как вид появления психической активности; г) занимается проблемами адаптации и социализации; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5 в западной психологии известны два направления, по-разному объясняющие поведение человека. Согласно первому, поведением человека управляют биологические влечения, или инстинкты, в первую очередь, половой инстинкт и инстинкт самосохранения. Сторонники второго направления считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и любое проявление поведения – продукт внешней стимуляции. Человек – это пассивный механизм, своего рода машина, и реакция человека на воздействие не зависит от его личности.

В чём, по Вашему мнению, ошибочность первого и второго понимания психической активности человека?

6 учение И. П. Павлова о Высшей нервной деятельности имеет исключительно большое значение для педагогики и психологии. «Главнейшее, сильнейшее и постоянно оставляющееся впечатление от изучения высшей нервной деятельности, – писал он, – это чрезвычайная пластичность этой деятельности: ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяется к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Какое значение имеет это свойство нервной системы для формирования и развития психики человека?   

7 ниже дается краткое описание основных методов психологического исследования. Определите, о каких методах идет речь:

а) кратковременное психологическое испытание (по заданию стандартной формы) проводится с целью выяснить, насколько психологические качества испытуемого соответствуют установленным нормам и стандартам; б) сбор и обобщение данных, полученных в различных видах деятельности личности; в) систематическое изучение личности в обычной повседневной жизни. Исследователь не вмешивается в ход событий; г) исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторном исследовании.

8 существует мнение, что психика человека существенно отличается от психики животных тем, что человек создаёт себе мир постоянных предметов, а животное находится в мире случайных вещей. Манипуляции животного каким-либо предметом нельзя назвать предметными действиями. Верно ли это? Дайте обоснование своему ответу.

9 с точки зрения психологии человека от животного отличает наличие следующей особенности:

1) психики;

2) речи;

3) сознания;

4) индивидуальности.

10Выберите правильные варианты ответа.

– психоаналитик: а) помогает преодолеть легкие психоэмоциональные нарушения с помощью психоанализа; б) занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости в школе; в) ставит медицинские диагнозы; г) может не знать психологической теории; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

– психиатр: а) помогает преодолеть легкие психоэмоциональные нарушения с помощью психоанализа; б) занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости в школе; в) ставит медицинские диагнозы; г) может не знать психологической теории; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

– Клинический психолог: а) выполняет те же функции, что и психиатр; б) использует групповые формы работы; в) выполняет только психотерапевтические функции; г) может не знать психологической теории; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задания

1 Прокомментируйте приведенный отрывок. Что первично в познавательной деятельности человека: ощущение или восприятие?

«В ходе повторяющегося всматривания в предмет происходит истолкование увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей и сегментов предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно и в группе, сопоставления их с целым происходит выявление соотношений между ними, усмотрение назначения предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рассмотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета делаются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами». (П. М. Якобсон)

2. Попробуйте доказательно обосновать, что:

– иллюзии восприятия не могут служить аргументом в пользу непозанаваемости мира;

– восприятие человека не является зеркальной копией того, что существует вне его;

– восприятие человека субъективно;

– образы восприятия одного человека непосредственно недоступны сознанию другого;

– одного восприятия недостаточно для адекватного отражения действительности;

– процессы восприятия имеют своей физиологической основой деятельность мозга;

3  Верны ли следующие утверждения? Ответ обоснуйте:

– функции рецепторов зависят от уровня развития мозга;

– адаптация состоит в том, что мы быстро перестаем замечать тиканье часов;

– физиологический порог ощущений определен генетически;

– мозг испытывает информационную перегрузку, если он не может осуществить выбор среди большого количества сигналов;

– у каждого биологического вида свое восприятие действительности, создаваемое специфическими ощущениями;

– интуиция основана на подпороговых ощущениях.

4 Сравните между собой следующие понятия:

а) 1- психика, 2- ощущение; б) 1- ощущение, 2 – отражение;

в) 1-ощущение, 2 - восприятие; г) 1- адаптация, 2- ощущение;

д) 1- ощущение, 2 – боль; е) 1-представление, 2 - восприятие;

ж) 1- эмоции, 2- чувства; з) 1- настроение, 2 – эмоции; и) 1- ощущения,

2 – эмоции.

5 Есть мнение, что личность – биосоциальное существо, т. е. представляет собой единство природного и социального. Приведите два–три примера черт, свойств, свидетельствующих о природной основе личности, и тех свойств, которые формируются под влиянием социальных условий.

6 Ответьте на следующие вопросы и обоснуйте свой ответ.

Какие ощущения Вы испытываете в настоящий момент?

Что произошло бы, если бы отсутствовала редукция?

Как изменилась бы картина наших ощущений, если бы абсолютные пороги увеличились?

Каким признаком, важным с точки зрения выживания, обоняние и слух отличаются от зрения? Какими теориями в настоящее время объясняют действие вышеперечисленных анализаторов?

С точки зрения выживания для человека важна высокая вкусовая чувствительность к определенным раздражителям. Каким именно? Какими теориями в настоящее время объясняют действие вкусовых анализаторов?

Является ли восприятие суммой отдельных ощущений?

Какими теориями в настоящее время объясняют эмоциональное восприятие и возникновение чувств? Почему сильные эмоции могут вызвать обморок или даже смерь от страха (с точки зрения функционирования вегетативной нервной системы)?

В чем состоит проблема внимания с психологической точки зрения? Назовите причины внимания. В чем Вы видите разницу между чувствами и эмоциями?

Опишите эксперимент Мак-Гинниса (распознавание эмоционально окрашенных сигналов) и назовите его основные преимущества и недостатки.

Охарактеризуйте основные виды соместетических ощущений.

Какие явления изучает парапсихология? Есть ли на данный момент доказательства реальности этих явлений?

Можно ли сказать, что человек, часто проявляющий аффект, невоспитан?

7 Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современных представлений об эмоциях.

– чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать;

– человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот;

– одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько различных эмоций;

– чувства непередаваемы языком слов и движений;

– без эмоций невозможны познание и деятельность;

– разум всегда способен взять верх над эмоциями;

– эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных;

– эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль своеобразного аккумулятора нервной энергии.

8 Ответьте на вопросы психологии восприятия.

Верно ли, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать?

Почему в аэропорту, когда Вы ждете прибытия определенного самолета, объявление по радио звучит так: «Самолет, прибывающий рейсом (что-то неразборчиво), опаздывает на (опять неразборчиво) минут» – самые нужные слова расслышать не удается?

Мог ли Тарзан научиться читать, рассматривая книги в хижине родителей?

Почему в детстве время субъективно течет медленнее, чем в зрелом возрасте и старости?

Почему на детских утренниках часто можно услышать «порою волк, сердитый волк, с лисою пробегал» вместо «рысцою пробегал»; а вместо «мороз снежком укутывал» – «мороз мешком укутывал»?

Почему болевых рецепторов в 10 раз больше на пальцах, чем на ладонях?

Задания

1 Классифицируйте свойства человека по обусловленности их развития биологическими и социальными факторами (заполните рисунок 1):

а) задатки; б) целеустремленность; в) равнодушие; г) темперамент; д) гуманность; е) тип нервной деятельности; ж) терпимость; з) ответственность; и) цвет глаз; к) характер; л) гениальность; м) речь; н) мышление; о) воля; п) авторитет; р) убеждения.

 

 

 

 


Рисунок 1. Свойства человека

2 С точки зрения современной психологии прокомментируйте высказывания:

– «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней» (Марк Аврелий);

– «Человек страдает не столько от того, что происходит, столько от того, как он оценивает происходящее» (Мишель Монтень);

– «Страшно не то, что Вас обманули или обокрали, страшно, если Вы постоянно помните об этом» (Конфуций);

– «Я был убит горем, потому что у меня не было туфель, до тех пор, пока не встретил человека, у которого не было ног» (Гарольд Абботт);

– «Когда мы наслаждаемся отдыхом и, кажется должны чувствовать себя счастливыми, нас подстерегает дьявол беспокойства. Ведь именно в эти минуты мы задумываемся о том, чего не достигли в жизни, что топчемся на месте, становимся лысыми, некрасивыми и т. д.» (Дейл Карнеги).

3 Какие из приведенных высказываний являются правильными? Ответ обоснуйте:

– под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других;

– личность – это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению;

– личность – это индивидуально выраженное всеобщее;

– личность – дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем;

–личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

4  Выберите правильный ответ из предложенных:

– человека как индивида характеризуют: а) рост; б) цвет глаз и волос; в) тип высшей нервной деятельности; г) принадлежность к расе; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;

– свойства человека, обусловленные биологическими факторами: а) задатки; б) лидерство; в) нравственность; г) гуманность; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;

– личностные свойства, обусловленные социально: а) инстинкты; б) ценностные отношения; в) музыкальный слух; г) острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны; ж) все ответы не верны;

– важнейшими элементами психологической структуры личности являются: а) способности; б) направленность; в) темперамент; г) характер; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;

– личность это: а) совокупность относительно устойчивых свойств и наклонностей индивида, которые отличают его от других; б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению; в) индивидуально выраженное всеобщее; г) все ответы верны; д) все ответы не верны;

– человека можно считать сложившейся личностью, если: а) в его мотивах есть иерархия; б) у него есть способности к сознательному управлению собственным поведением; в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки; г) он является творческим субъектом; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;

– процесс социализации состоит в следующем: а) привитии ребенку нравственных норм; б) усвоении ребенком общекультурного опыта; в) воспроизводстве ребенком социальных правил и норм; г) познании действительности; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

5 Психологические теории – это набор условностей, созданных теоретиками, признанный объяснять и предсказывать поведение людей. В зависимости от того, какой теорией мы пользуемся, психологический портрет того или иного литературного героя или реального человека может сказаться более или менее полным и содержательным. Какую из перечисленных теорий можно использовать, чтобы наиболее полно и содержательно охарактеризовать Шерлока Холмса: а) индивидуальную психологию А. Адлера; б) теорию оперантного научения Б. Ф. Скиннера; в) психоаналитическую теорию З. Фрейда; г) гуманистическую теорию А. Маслоу.

Поясните свой ответ.

6. Кто из ученых отводит определяющую роль в структуре личности феномену, который предопределяет поведение личности с момента рождения и образован из следов памяти, оставленных всем прошлым человечеством:

а) К. Юнг; б) К. Хорни; в) А. Адлер; г) Э. Фромм.

Как называется этот элемент в структуре личности?

7 Определите механизмы психологической защиты по кратким описаниям их протекания:

а) приписывание собственных чувств, желаний, личностных черт, в которых не хочется признаваться, другому человеку;

б) устранение травмирующего воздействия внешней реальности в сферу бессознательного;

в) замена недоступного объекта доступным;

г) придумывание логических объяснений поведению, мотивы которого неблаговидны;

д) избегание переживаний тревоги с помощью тех способов поведения, которые использовались в детском возрасте.

8 Подберите понятия для завершения предложения:

а) человек как субъект познания и активного преобразования действительности, носитель социальных характеристик в ходе жизни становится…;

б) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, называется…;

в) факт принадлежности человека к человеческому роду фиксируется понятием…;

г) система отношений к предметам, явлениям, которая выражается в мировоззрении личности, интересах, склонностях и пр., называется… личности.

9 Какая из предложенных последовательностей более адекватно отражает основные этапы развития мотивационно-потребностной сферы личности:

а) склонность – влечение – интерес;

б) влечение – интерес – склонность;

в) интерес – влечение – склонность;

г) влечение – склонность – интерес.

Приведите конкретный пример по выбранному вами варианту.

10 В каком из перечисленных подходов к личности она (личность) рассматривается как «организованная и относительно устойчивая система навыков»: а) теория личностных черт; б) бихевиоризм; в) психодинамические теории; г) когнитивные теории.

Задания

1 Из предложенных определений понятия «Общение» выберите то, которое, по Вашему мнению, наиболее точно отражает данное понятие:

а) общение – это обмен информацией между людьми, их взаимодействие;

б) общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного-характера;

в) общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместного взаимодействия.

2 Укажите соответствие между понятиями и их определениями (ответы будут выглядеть так: 1а, 2д, 3б и т. п.).

Понятия:

1) диада;

2) условные группы;

3) формальные группы;

4) диффузные группы;

5) референтные группы;

6) групповые взаимоотношения;

7) групповые мнения;

8) коммуникативная подструктура;

9) сплоченность;

10) конформность.

Определения:

а) случайные группы, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями;

б) совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний;

в) группы, которые имеют официально заданную извне структуру;

г) субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих;

д) подверженность человека групповому давлению, изменению своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней;

е) наименьшая малая группа, состоящая из двух человек;

ж) группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях;

з) совокупность оценочных суждений всех членов группы о событиях, происходящих внутри и вне ее;

и) группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу, образованию и т. д.;

к) черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия ее членов, являющаяся обобщенным показателем их духовной общности и единства.

3 Заполните пропуски в утверждениях:

образцы поведения, ожидаемого от людей, занимающих различные социальные позиции в группе, в различных ситуациях общения это ………;

социальные роли, независящие от желания человека, называют …………;

социальные роли, которые человек берет на себя добровольно, называют ……….;

характеристика группы, представляющая собой сеть ролей, коммуникационных путей и структуру власти в группе, это …………………….;

характеристика группы, определяющая степень взаимного притяжения членов группы или уровень обязательств члена группы по отношению к остальной части группы, это ………;

уровень социальной власти или значения человека в группе это ……….;

одна из основ добровольного объединения человека в группы, желание объединиться с другими людьми, это …………..;

общение, при котором люди находятся в прямом контакте, это ………….;

общение, при котором происходит обмен информацией, но непосредственного контакта нет, это ……….;

общение при помощи мимики, жестов и междометий называют ………….;

общение при помощи речи называют …………….;

сторона общения, отвечающая за обмен информацией и ее понимание, это …..;

сторона общения, отвечающая за форму взаимодействия партнеров при осуществлении совместной деятельности, это ……..;

сторона общения, отвечающая за восприятие одного партнера по общению другим, это ……….

4 Как Вы думаете, как сказывается на отношении к другим людям реализация человеком его главного жизненного кредо:

– Будь доволен собой?

– Будь самим собой?

5. Определите, к какому типу относится группа людей из 15 человек, если известно, что:

А.

1. они почти не знают друг друга;

2. их всех знает человек, который не входит в эту группу;

3. члены группы никогда не собираются вместе;

Б.

1. эти люди хорошо знают друг друга;

2. часто бывают вместе;

3. у них есть руководитель, назначенный в эту группу.

Ответы будут выглядеть так: А – случайная группа; Б – референтная группа.

6К основным требованиям, которым должен соответствовать посредник, принимающий участие в урегулировании конфликта, относятся:

– демонстрация нейтралитета в отношениях к сторонам конфликта;

– посредник должен быть авторитетной личностью для конфликтующих сторон;

– посредник должен уметь генерировать новые идеи и новые варианты решения проблемы.

Прокомментируйте и дайте свою оценку этим рекомендациям.

7 Сможете ли Вы по манере человека говорить определить профессию преподавателя и врача? Почему? Аргументируйте свой ответ.

8 Какой из аргументов к личности коммуникатора, на Ваш взгляд, более убедительный и почему:

– это говорила моя тетя;

– узнал это от нашего начальника;

– это говорил немецкий профессор;

– да каждый умный человек так говорит;

– было по первому каналу (ТВ).

9 Определите тип транзакции (используя понятия транзакций, позиций Ребенок, Взрослый, Родитель):

Врач:

– Вы когда-нибудь будете выполнять мои рекомендации?

Пациент:

– Я сам знаю, что нужно моему организму.

10 Найдите наиболее правильный и полный вариант ответа (ответы будут выглядеть так: А1, Б2).

А.

а) атрибуция – это процесс построения догадок о причинах поведения людей;

б) атрибуция – это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия;

в) атрибуция – это процесс «достраивания» непосредственно воспринимаемой от социального окружения информации;

Б.

а) аффилиация – стремление человека к добровольному объединению в группы;

б) аффилиация – стремление человека к объединению с другими людьми, вызванное необходимостью выработки реакций для адаптации к окружающей действительности;

в) аффилиация - тенденция к образованию групп, свойственная людям, которая помогает снизить тревожность и реализовать потребность в социальном сравнении;

 

Задания

1 Какие из приведенных признаков соотносятся с понятием «руководитель», а какие – с понятием «лидер»:

назначается, основывается в действиях на план, вдохновляет, уважаем, обожаем, полагается на власть, воодушевляет, планирует.

2 Известно, что в группе, которая характеризуется как малая, реальная, контактная, неформальная, сплоченная, есть два человека, которые обладают следующими качествами:

– первый – умный, веселый, выдумщик, терпеливый, аккуратный;

– второй – умный, остроумный, фантазер, невыдержанный, небрежный.

Кто из них, по Вашему мнению, скорее всего будет лидером в этой группе? Докажите свой ответ.

3 Дайте психологическую интерпретацию следующим историческим фактам:

– Л. Рено – основатель и руководитель одноименной фирмы – был известен тем, что практиковал так называемый прогулочный менеджмент: посещая цехи заводов, он брал, как правило, напильник какого-нибудь из рабочих и с удовольствием показывал, как правильно делать деталь;

– исследователь Р. Халф приводит пример: один человек, претендовавший на пост солидной фирмы, узнал позднее, что он проиграл, поскольку носил короткие носки и во время собеседования продемонстрировал полоску незакрытой ноги между брюками и носком.

4 Дайте оценку значения для руководителя следующих высказываний:

– «Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой» (Эпиктет);

– «Я никогда не говорю: «Мне нужно, чтобы вы это сделали». Я говорю: «Мне интересно, сумеете ли Вы это сделать?» (Г. Форд);

– «Руководить – значит приводить сотрудников к успеху и самореализации» (В. Зигерт);

– «Добиться успеха легче, чем его заслужить» (А. Камю);

– «Ведите, а ведомые найдутся» (Лао Цзы);

– «Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей» (В. Ключевский).

5.Постарайтесь объяснить, почему так происходит:

– обучение в группе происходит быстрее, чем самостоятельное или организованное обучение отдельных людей;

– решение проблемы в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение той же проблемы отдельным человеком;

– решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем решения, принятые отдельным человеком.

6 Часто формальное и неформальное лидерство не совпадает. Умелый руководитель всегда сумеет найти общий язык с неформальным лидером, позитивно влияющим на группу. А как можно нейтрализовать неформального лидера, негативно влияющего на группу?

7 Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

– Что Вы знаете о социальных ролях? Как они влияют на поведение людей? Можно ли сказать, что социальные роли облегчают коммуникацию? Приведите примеры таких ролей и ролей, осложняющих взаимодействие. Охарактеризуйте понятие ролевого конфликта;

– Что Вы знаете о теории социального сравнения? Согласны ли Вы с ее постулатами? Какие явления могут быть объяснены с ее помощью;

– Что Вы знаете о теории социального магнетизма? Какими понятиями она пользуется? Какие явления можно объяснить с ее помощью;

– Что Вы знаете о теории социального обмена? Чем можно объяснить неугасающий интерес публики к телевизионным шоу, в которых люди рассказывают о себе, перекрывая нормы самораскрытия? Почему при непосредственном общении с человеком такая же ситуация воспринималась бы, как неудобная;

– Какова роль атрибуции в межгрупповом и межличностном взаимодействии? Какие параметры чаще всего оцениваются в процессе атрибуции? Можно ли сказать, что атрибуция «благодарное занятие»? Каковы фундаментальные ошибки атрибуции;

– Что Вы знаете о социальном влиянии? Какие явления иллюстрировал эксперимент Аша? Чем интересен эксперимент Милграма? Какое влияние на социальное поведение оказывают феномены конформизма, послушания, уступки, уступки и предубеждения;

– Что Вы знаете о агрессивном поведении? Чем оно вызывается? Какова роль средств массовой информации в формировании агрессивного поведения;

– Что Вам известно о просоциальном поведении? Как можно объяснить, что в случае аварии больше вероятность получить помощь на безлюдной дороге, чем на оживленном шоссе;

– Охарактеризуйте малые группы. Какие групповые процессы в них происходят? В чем разница между руководством и лидерством;

– В чем отличие больших социальных групп? Какими они бывают, каковы основные типы взаимодействия в них? В чем отличие толпы, массы и аудитории?

8 Прокомментируйте с точки зрения социальной психологии, какие социальные механизмы и процессы отражаются в следующих высказываниях:

– некто может любить людей как членов группы и в то же время не любить их как индивидов (Дж. Тернер);

– комиссия есть группа несведущих людей, нехотя назначенных другими для выполнения ненужной работы (Ф. Аллен);

– да не устрашит тебя величие: одни рождаются великими, другие достигают величия, третьим его навязывают (У. Шекспир);

– честолюбие часто заставляет людей предаваться самым низким занятиям; Вверх лезут в той же позе, что и ползают (Д. Свифт);

– если президент говорит «нет» мы все говорим «нет» (Э. Доул);

– когда люди вольны поступать как угодно, они обычно подражают друг другу. (Э. Хоффер);

– никогда не отворяй дверь тем, кто отворяет ее и без твоего разрешения. (С. Е. Лец).

9. Прокомментируйте с точки зрения социальной психологии приведенные высказывания о конформизме и нонконформизме.

– «Если какой-то особенно значимый для нас человек или группа людей будут придерживаться точки зрения, отличной от нашей, мы постараемся привести свои взгляды в соответствие со взглядами этих людей, подчиняясь при этом не столько внешнему, сколько внутреннему давлению. Подобное давление может оказаться настолько сильным, что, боясь испортить отношения с каким-то человеком, конфликт с которым может быть чреват серьезными осложнениями, некоторые люди принимают и разделяют его точку зрения, даже если ее ошибочность достаточно очевидна» (Е. Мелибруда).

– «В примитивной группе быстро вырабатываются определенные нормы поведения участников, или «неписаные правила», которым обязаны следовать и Главарь, и самый маломощный из Забитых. В примитивной группе «оскорблением» субъекта оказывается любое ущемление его амбиции. Мы привыкли понимать унижение как оскорбительные слова или действия, направленные на другое лицо. Мишель Монтень, выдающийся французский мыслитель XVI века, был убежден, что у любого человека найдется хотя бы одна черта, которою он превосходит Вас. Следовательно, у каждого есть чему поучиться. Не таковы убеждения, царящие в примитивной группе. И поэтому, попав в нее, Вы подчас и не сообразите, чем прогневили людей. Молодая женщина может раздражать одним тем, что она молода и красива. Человек с даром речи вызовет неприязнь косноязыких. Человек кипучего темперамента – неприязнь вялых и ленивых» (А. Б. Добрович).

– «Одной из отличительных черт конституционально-ограниченных является их большая внушаемость, их постоянная готовность подчиниться голосу большинства, «общественному мнению» («что станет говорить княгиня Мария Алексеевна!»); это люди шаблона, банальности, моды, это тоже люди среды, но не совсем в том смысле, как неустойчивые психопаты: там люди идут за ярким примером этой среды, за «пороком», а здесь, напротив, – за благонравием. Конституционально-ограниченные психопаты всегда консерваторы; из естественного чувства самозащиты они держатся за старое, к которому привыкли и к которому приспособились, и боятся всего нового. Это – те «нормальные» люди, о которых Кюльер говорил, что в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности. Это те «нормальные» люди, которых Ферри сравнивает с готовым платьем из больших магазинов; здесь действует только закон подражания…» (П. Б. Ганушкин).

10 Групповой феномен «сдвиг к риску» – это …

Задания

1. Заполните на листе ответов пропуски в предложениях.

Педагогика как наука возникла в …Ее возникновение связано с именем … и его книгой …

Предметом педагогики является …

Особый вид социально-значимой деятельности взрослых, сознательно направленный на воспитание и обучение детей, называется …

2. Дайте развернутые ответы на листе ответов на следующие вопросы.

Как Вы представляете себе педагогику?

Где Вам видится область применения педагогических знаний?

Возможно ли познание без обучения и обучение без познания?

3. Сравните между собой понятия:

а) 1- педагогика, 2- обучение; б) 1 – обучение, 2 – воспитание; в) 1 – обучение, 2 – навыки; г) 1 – образование, 2 – развитие; д) 1 – воспитание, 2 – поведение.

4. Установите соответствие между понятиями и их определениями (приведите в соответствие строки в таблице 2) (ответы должны выглядеть следующим образом: 2В и т. п.)

 

Таблица 1

1 Возрастная периодизация А. Определённый этап созревания человека, лежащий между детством и взрослостью
2 Поколение Б. Выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков
3 Возрастной кризис В. Специфическое для каждого возраста взаимодействие между личностью и социальной средой
4 Молодёжная субкультура Г. Краткий, но бурный период, в течение которого происходят значительные сдвиги в процессе развития личности
5 Юность Д. Совокупность сверстников, родившихся в один и тот же исторический период и образующих единый возрастной слой населения
6 Социальная ситуация развития Е. Культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов

5. О каких методах воспитания здесь идёт речь (заполните на листе ответов таблицу 3):

Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.165 с.)