Тема «введение в курс «основы педагогики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «введение в курс «основы педагогики»



Задания

1. Заполните на листе ответов пропуски в предложениях.

Педагогика как наука возникла в …Ее возникновение связано с именем … и его книгой …

Предметом педагогики является …

Особый вид социально-значимой деятельности взрослых, сознательно направленный на воспитание и обучение детей, называется …

2. Дайте развернутые ответы на листе ответов на следующие вопросы.

Как Вы представляете себе педагогику?

Где Вам видится область применения педагогических знаний?

Возможно ли познание без обучения и обучение без познания?

3. Сравните между собой понятия:

а) 1- педагогика, 2- обучение; б) 1 – обучение, 2 – воспитание; в) 1 – обучение, 2 – навыки; г) 1 – образование, 2 – развитие; д) 1 – воспитание, 2 – поведение.

4. Установите соответствие между понятиями и их определениями (приведите в соответствие строки в таблице 2) (ответы должны выглядеть следующим образом: 2В и т. п.)

 

Таблица 1

1 Возрастная периодизация А. Определённый этап созревания человека, лежащий между детством и взрослостью
2 Поколение Б. Выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков
3 Возрастной кризис В. Специфическое для каждого возраста взаимодействие между личностью и социальной средой
4 Молодёжная субкультура Г. Краткий, но бурный период, в течение которого происходят значительные сдвиги в процессе развития личности
5 Юность Д. Совокупность сверстников, родившихся в один и тот же исторический период и образующих единый возрастной слой населения
6 Социальная ситуация развития Е. Культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов

5. О каких методах воспитания здесь идёт речь (заполните на листе ответов таблицу 3):

Таблица 3

Методы воспитания аа бб вв гг дд ее жж зз ии кк
1 Дисциплина                    
2 Самообслуживание                    
3 Поиск                    
4 Взаимное просвещение                    
5 Перспектива                    
6 Наказание                    
7 Требование                    
8 Общественное мнение                    

а) группа единичных действий, стимулируемая педагогом путем предъявления учащимся социально-культурных норм отношений и поведения, которая складывается и закрепляется навыком;

б) воспитание проводится силами дежурных и специально создаваемыми бригадами учащихся во внеурочное время на участках, закреплённых за ними, по графикам, утверждённым на классном собрании;

в) «готовясь к уроку, ты, во-первых, проверишь свои знания; во-вторых, научишься передавать свои знания другому и, в-третьих, оставишь добрый след в памяти своего одноклассника» (Н. П. Гузик);

г) «собственно говоря, прошлого и настоящего нет… Настоящее – это постоянный непрекращающийся обман. Действительно и прекрасно только будущее, и человек должен для него жить (А. С. Макаренко);

д) метод, который В. Н. Терский назвал принципом цепной реакции;

е) «воспитание любого сложного качества носит интегративный характер… Это значит, что процесс выработки всякого качества начинается с простейших элементов поведения, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются, сочетаясь между собой, интегрируясь в качество»

(И. Ф. Харламов);

ж) игровое оформление метода, использованного заведующим детским садом в фильме «Джентльмены удачи» («Дети, мы отправляемся в космическое путешествие! Сейчас мы будем есть космическую еду!»);

з) активный метод обучения и воспитания, направленный на творческое изменение отношения к ситуации;

и) коррекционный метод разрешения конфликтных педагогических ситуаций, применение которого не должно превращаться в систему;

к) «наше поведение должно быть сознательным поведением…, это вовсе не значит, что в вопросах поведения мы всегда должны апеллировать к сознанию… Настоящая этическая норма становится действительной только тогда, когда её «сознательный» период переходит в период общего опыта, традиции, привычки…» (А. С. Макаренко).

6 Проанализируйте приведенные отрывки. Со всеми ли высказываниями Вы можете согласиться? О каких характеристиках мышления идет речь в следующих отрывках? Как Вы считаете, не роднят ли они мышление с воображением?

– Чтобы умно доказывать что-либо, одного ума недостаточно

(Ф. Честерфилд).

– В науке, как и в повседневной жизни, умственные операции не совершаются по правилам логики, а доказательству всегда предшествует представление некоторой истины, созерцание какого-нибудь процесса или причины явления, Вы не приходите к заключительному выводу из предпосылок, а наоборот, этот вывод им предшествует, предпосылки же его только впоследствии разыскиваются как доказательство (Ю. Либих).

– Если построить дом, не считаясь с законами механики и других наук, – он рухнет. Так и научное доказательство: если его построить, не считаясь с законами и правилами формальной логики, оно тоже рухнет (С. Поварин).

– В мысленном эксперименте процессы развертываются как бы независимо от конкретной формы взаимодействия объекта исследования с теми окружающими условиями, которые не интересуют исследователя. Это возможно потому, что все действия производятся не над реальными объектами, а над мысленными, воображаемыми образами. Мысленно можно расчленить объект на отдельные элементы, а затем, учитывая действующие в данной предметной области причинные законы, синтезировать его различные элементы в одно целое или же рассматривать их вне привычного контекста, в новых комбинациях и связях (А. Славин).

 

7 Прокомментируйте приведенные отрывки.

«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький» (Конфуций).

«Умственный труд едва ли не самый тяжкий труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно» (К.Д. Ушинский).

«Сущностью наших усилий понять мир является то, что мы стремимся с одной стороны, охватить великое и сложное множество сторон человеческого опыта, а с другой выразить его в простых и лаконичных формулах. Убеждение, что эти две цели совместимы, может быть в силу примитивности нашего научного знания – лишь делом веры. Не обладай я такой верой, я не мог бы иметь непоколебимого убеждения в самостоятельной ценности знания» (А. Энштейн).

«Для реконструкции модели мира ученые используют приемы известные со времен Бэкона как «путь пчелы» и «путь паука». Первый из них предполагает кропотливый сбор и систематизацию накопленных наукой крупиц знания. Второму противопоказан скрупулезный анализ прошлого наследия; здесь отсутствует слишком сильная привязка к идеям предшественников, т. к. она может быть препятствием для выдвижения новых научных идей, подчас «безумных с точки зрения традиционных концепций» (Р. М. Грановская).

8 Из предложенных понятий выберите педагогические:

ценность; педагогическая деятельность; воспитание; философия; этногенез; культура; обучение; образование; источники педагогической науки; экология; социальная адаптация; профессиональная пригодность; методы и приемы обучения; классный руководитель; развитие личности; мотивация; межпредметные связи; мышление; структура процесса обучения; методическая работа в школе; детский воспитательный коллектив; сознание; семейное воспитание; система образования; управление педагогическим процессом; форма организации обучения; эстетическое воспитание; урок; закономерности воспитания; цель урока; нейропсихология; педагогическая антропология; культурология; методы научно-педагогического исследования; психология управления; закон об образовании; законодательство о труде и школе; самостоятельная работа учащихся; планирование работы школы; анализ педагогического опыта; содержание образования; воспитательное мероприятие.

9. В какой группе указаны отрасли педагогических знаний, составляющие систему педагогических наук:

а) социология, философия, школьная гигиена, педагогика, психология, анатомия и физиология;

б) основы педагогики, дидактика, теория воспитания, школоведение, социальная педагогика;

в) общая педагогика, методика преподавания отдельных учебных дисциплин, история педагогики, сравнительная педагогика, профессиональная педагогика, социальная педагогика, превентивная педагогика, лечебная педагогика.

10 Выберите из перечисленных принципы, которые лежат в основе гуманистической педагогики:

а) проявление уважения к личности и поддержание собственного достоинства в каждом;

б) принцип наглядности;

в) принцип доступности;

г) предоставление права на собственный выбор;

д) оценка не личности, а её деятельности, поступков;

е) принцип прочности усвоения знаний.

 

Тема «Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития»

Задания

1 Основными функциями образования в обществе являются:

а) социализация и самоутверждение личности в обществе;

б) среда общения и вхождение человека в мир культуры;

в) фактор социального прогресса и ускоритель культурных преобразований в обществе;

г) воспроизводство культуры, опыта, деятельности и развития личности, общества.

2 Какая из образовательных парадигм признает в образовательных системах личность как высшую ценность и основывается на моральных нормах, предполагающих сотрудничество, оказание помощи и поддержки личности: а) знаниевая; б) культурологическая; в) технократическая; г) гуманистическая.

3 Дополните на листе ответов предложения:

а) школа, в которой продолжалось политическое и военное воспитание юношей в Афинах, называлась …;

б) известны следующие системы воспитания и образования в период античности … и …;

в) афинская система воспитания получила теоретическое обоснование в произведениях … и …;

г) целью афинской системы воспитания являлось …;

д) первые школы в истории человечества возникли …;

е) переход девушек и юношей в число полноправных членов родовой общины сопровождался обрядом …;

ж) педагогами в Древней Греции называли …;

з) Аристотель создал в Афинах учебное заведение, которое называлось

…;

и) наиболее распространёнными системами воспитания и образования в период средневековья были: …;

к) средневековые университеты имели четыре факультета: ….

4. Первые университеты в Европе возникли в: а) XVII в.; б) XII в.; в) III в. до н.э.; г) XIX в.

5. С середины 1970-х  гг. эта идея находит поддержку почти во всех странах мира, становится основным принципом образовательных реформ:

а) идея непрерывного образования;

б) идея классического образования;

в) идея профессионального образования;

г) идея дополнительного образования.

6 Болонская декларация, принятая министрами образования двадцати девяти стран Европы в 1999 году, предполагает создание единого европейского образовательного пространства с основной целью:

а) поиск путей выхода из финансового кризиса систем образования;

б) расширение возможностей трудоустройства выпускников вузов, повышение мобильности специалистов и их конкурентоспособности;

в) улучшение международного взаимопонимания и обогащения национальных культур;

г) преодоление технологической отсталости в развитии многих стран.

7 Какая из образовательных парадигм признает в образовательных системах личность как высшую ценность и основывается на моральных нормах, предполагающих сотрудничество, оказание помощи и поддержки личности: а) знаниевая; б) культурологическая; в) технократическая; г) гуманистическая.

8 Ожидаемые результаты, которых стремиться достичь данное общество, с помощью сложившейся системы образования в настоящее время и в ближайшем будущем, – это:

а) содержание образования;

б) образовательные цели;

в) способы получения образования;

г) образовательная среда.

9 Из нижеприведенного ряда понятий выберите основные принципы реформирования системы образования в современных условиях:

а) развивающийся характер обучения;

б) единство национальных и общечеловеческих ценностей;

в) авторитаризм;

г) гуманизация;

д) дендеологизация;

е) гуманитаризация;

ж) предметоцентризм.

10 Вставьте пропущенные слова и словосочетания, используя нижеприведенный ряд понятий (ответы должны выглядеть 1б и т. п.).

Совершенствование структуры и содержания высшего образования предполагает переход к (1)______________ структуре высшего образования, включающей подготовку (2)______________ для реального сектора экономики и бюджетной сферы; подготовку научных кадров через (3)______________; (4) среднего специального и высшего образования (в виде ссуз-вуз, лицей-вуз и др.).

а) интеграция;

б) дипломированные специалисты;

в) магистратура, аспирантура;

г) двухступенчатая.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.032 с.)