Тема «Биологическая и психологическая подструктуры личности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Биологическая и психологическая подструктуры личности»



Задания

1 Прокомментируйте приведенный отрывок. Что первично в познавательной деятельности человека: ощущение или восприятие?

«В ходе повторяющегося всматривания в предмет происходит истолкование увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей и сегментов предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно и в группе, сопоставления их с целым происходит выявление соотношений между ними, усмотрение назначения предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рассмотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета делаются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами». (П. М. Якобсон)

2. Попробуйте доказательно обосновать, что:

– иллюзии восприятия не могут служить аргументом в пользу непозанаваемости мира;

– восприятие человека не является зеркальной копией того, что существует вне его;

– восприятие человека субъективно;

– образы восприятия одного человека непосредственно недоступны сознанию другого;

– одного восприятия недостаточно для адекватного отражения действительности;

– процессы восприятия имеют своей физиологической основой деятельность мозга;

3  Верны ли следующие утверждения? Ответ обоснуйте:

– функции рецепторов зависят от уровня развития мозга;

– адаптация состоит в том, что мы быстро перестаем замечать тиканье часов;

– физиологический порог ощущений определен генетически;

– мозг испытывает информационную перегрузку, если он не может осуществить выбор среди большого количества сигналов;

– у каждого биологического вида свое восприятие действительности, создаваемое специфическими ощущениями;

– интуиция основана на подпороговых ощущениях.

4 Сравните между собой следующие понятия:

а) 1- психика, 2- ощущение; б) 1- ощущение, 2 – отражение;

в) 1-ощущение, 2 - восприятие; г) 1- адаптация, 2- ощущение;

д) 1- ощущение, 2 – боль; е) 1-представление, 2 - восприятие;

ж) 1- эмоции, 2- чувства; з) 1- настроение, 2 – эмоции; и) 1- ощущения,

2 – эмоции.

5 Есть мнение, что личность – биосоциальное существо, т. е. представляет собой единство природного и социального. Приведите два–три примера черт, свойств, свидетельствующих о природной основе личности, и тех свойств, которые формируются под влиянием социальных условий.

6 Ответьте на следующие вопросы и обоснуйте свой ответ.

Какие ощущения Вы испытываете в настоящий момент?

Что произошло бы, если бы отсутствовала редукция?

Как изменилась бы картина наших ощущений, если бы абсолютные пороги увеличились?

Каким признаком, важным с точки зрения выживания, обоняние и слух отличаются от зрения? Какими теориями в настоящее время объясняют действие вышеперечисленных анализаторов?

С точки зрения выживания для человека важна высокая вкусовая чувствительность к определенным раздражителям. Каким именно? Какими теориями в настоящее время объясняют действие вкусовых анализаторов?

Является ли восприятие суммой отдельных ощущений?

Какими теориями в настоящее время объясняют эмоциональное восприятие и возникновение чувств? Почему сильные эмоции могут вызвать обморок или даже смерь от страха (с точки зрения функционирования вегетативной нервной системы)?

В чем состоит проблема внимания с психологической точки зрения? Назовите причины внимания. В чем Вы видите разницу между чувствами и эмоциями?

Опишите эксперимент Мак-Гинниса (распознавание эмоционально окрашенных сигналов) и назовите его основные преимущества и недостатки.

Охарактеризуйте основные виды соместетических ощущений.

Какие явления изучает парапсихология? Есть ли на данный момент доказательства реальности этих явлений?

Можно ли сказать, что человек, часто проявляющий аффект, невоспитан?

7 Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современных представлений об эмоциях.

– чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать;

– человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот;

– одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько различных эмоций;

– чувства непередаваемы языком слов и движений;

– без эмоций невозможны познание и деятельность;

– разум всегда способен взять верх над эмоциями;

– эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных;

– эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль своеобразного аккумулятора нервной энергии.

8 Ответьте на вопросы психологии восприятия.

Верно ли, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать?

Почему в аэропорту, когда Вы ждете прибытия определенного самолета, объявление по радио звучит так: «Самолет, прибывающий рейсом (что-то неразборчиво), опаздывает на (опять неразборчиво) минут» – самые нужные слова расслышать не удается?

Мог ли Тарзан научиться читать, рассматривая книги в хижине родителей?

Почему в детстве время субъективно течет медленнее, чем в зрелом возрасте и старости?

Почему на детских утренниках часто можно услышать «порою волк, сердитый волк, с лисою пробегал» вместо «рысцою пробегал»; а вместо «мороз снежком укутывал» – «мороз мешком укутывал»?

Почему болевых рецепторов в 10 раз больше на пальцах, чем на ладонях?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.008 с.)